Научная статья на тему 'Влияние философии науки на формирование научного мировоззрения аспирантов'

Влияние философии науки на формирование научного мировоззрения аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / PHILOSOPHY OF SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / АСПИРАНТУРА / GRADUATE SCHOOL / МОЛОДЕЖНАЯ НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / JUNIOR SCIENCE POLICY / ГУМАНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / HUMANIZATION OF KNOWLEDGE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОТИВАЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL MOTIVATION / ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / PHILOSOPHICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Памятушева Виктория Викторовна

Посвящена актуальным проблемам профессионального образования и подготовки научных кадров, роли философии и философии науки в контексте современного образования и методическим проблемам преподавания нового курса «История и философия науки» для аспирантов. Обосновано, что ведущей доминантой научно-познавательной деятельности на современном этапе становится развитие социокультурной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of philosophy of science onto formation of scientific views of postgraduate students

The present-day Russian society is undergoing profound structural social and cultural transformations. The existence of the Russian society and the relevance of problems of science and education are playing a key role in the present-day social and economic environment. A high level of skills acts as the main source of material prosperity and advancement of the Russian science and culture. This level is attainable through the involvement of universities and the professional education that they provide, namely, professional training at universities. Undoubtedly, it is necessary to improve the quality of teaching and science management at undergraduate and graduate levels. In addition, there is a pressing need to develop and to implement a youth research policy and to consider the problems of youth within its framework. Third, there is a need to decide on the postponement of the army service for full-time students and postgraduates. Fourth, there is a need to reconsider the remuneration. The research work of graduate students in a specialized field of knowledge is based on the foundation of general knowledge, including the philosophy of science. The study of philosophy and philosophy of science facilitates the development of skills of young researchers and their heuristic thinking. Researchers specializing in the philosophy of science should focus on the new areas in their research and generate a new vision of their own problems to refocus the mode of thinking of a young scientist. Currently, besides the growing complexity of the post-graduate research that serves as the reason for (i) the growing need for its information support, (ii) its longer duration, and (iii) the need for sophisticated process equipment required for experimental studies, profound changes in the relationship between theoretical and applied knowledge and domination of the former are underway. The centre of gravity is transferred into the sphere of the sciences of man and society. Whoever believes that his or her objective is to to link their lives with the science of the XXI century, whoever thinks about developing new technologies, increasing the production rate and the economic well-being of our society as a whole, must, above all, understand that he or she is dependent not only on the laws of the market, but on the will to live a life the main value of which is a harmonious development of a personality, human rights, social stability, and education rather that the profit generation.

Текст научной работы на тему «Влияние философии науки на формирование научного мировоззрения аспирантов»

ВЕСТНИК 9/2012

УДК 378:001.1

В.В. Памятушева

ФГБОУ ВПО «МГАКХиС»

ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ АСПИРАНТОВ

Посвящена актуальным проблемам профессионального образования и подготовки научных кадров, роли философии и философии науки в контексте современного образования и методическим проблемам преподавания нового курса «История и философия науки» для аспирантов.

Обосновано, что ведущей доминантой научно-познавательной деятельности на современном этапе становится развитие социокультурной сферы личности.

Ключевые слова: философия науки, образование, наука, аспирантура, молодежная научная политика, гуманизация знаний, социокультурная мотивация, философское осмысление.

Современное российское общество переживает период глубоких структурных социокультурных трансформаций. Не будем перечислять все несчастья, обрушившиеся на Россию, они хорошо известны и причитания по этому поводу излишни. Сегодня судьба образования, науки, а, следовательно, национального благосостояния России, будет во многом зависеть не только от выбора приоритетов, и даже не от объемов бюджетного и коммерческого финансирования научных разработок, но, несомненно, от кадрового потенциала науки, уровня профессиональной квалификации. Без этого ни одна проблема, стоящая перед современной Россией в области политики, экономики, социального процесса, культуры или международных отношений, не будет решена даже вчерне. В таком социально-экономическом контексте существования российского социума, актуальность проблем науки и образования становятся ключевыми, успешное разрешение которых поможет осознать, на какой стадии экономико-социальной трансформации мы находимся, и в каком направлении стоит ее развивать.

При этом степень успешности понимания проблемы и вариантов ее разрешения будет не в последнюю очередь зависеть от произведенной научной рефлексии, которая способствует выработке целостного представления о сути разрабатываемого явления, позволяющего с достаточно убедительных научных позиций подходить, прежде всего, к социокультурной плоскости его решения.

Арнольд Тойнби справедливо говорил, что «общества, ориентированные на традиции, обречены на гибель; ориентированные на сегодняшний день, обречены на застой; и только общества, рвущиеся вперед, к новому, обретают способность к развитию» [1].

Какие критерии национального благополучия сегодня являются наиболее значимыми? Неприкосновенность собственности, стабильный доход, интересная, хорошо оплачиваемая работа, успешная карьера, бытовой комфорт, доступность разнообразных видов отдыха, доступ к образованию, личная и групповая безопасность, политическая, экономическая и социальная стабильность, доступность жизненно необходимой информации, гарантии прав человека и гражданина.

На первый взгляд кажется, что эти ценности и включенные в них условия жизни есть продукт экономического развития. В действительности же все не так просто. Само это развитие определяется теперь, скажем, не энергопотреблением, не машинным парком и не количеством тонн металла на душу населения, а в первую очередь квалификацией населения, общим и профессиональным образовательным уровнем членов общества, который позволяет динамично адаптироваться к новым условиям жизни, производства и обслуживания.

Высокий уровень квалификации — главный источник материального благополучия и развитой науки и культуры. А это возможно лишь на основе современного университетского и профессионального образования. Традиционно высшая школа современной России играет важнейшую роль в кадровом и научном обеспечении экономики страны. Наука через систему образования формирует рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу, общество.

Однако серьезные изменения социальной структуры российского общества, поляризация населения по материальному положению, сдвиги в идеологии и в системе ценностей повлияли на процесс воспроизводства кадров высшей квалификации.

За последние годы численность занятых в науке людей сократилась в два с лишним раза, а финансирование — в пять раз1. На программы фундаментальных исследований в 2011 г. по Академии наук было выделено 2 млрд р. В других системах их вообще нет. «Недофинансирование российской науки — факт просто вопиющий. Стипендия аспиранта в институтах Академии наук равна 1500 р. В нашем обществе отсутствует адекватное понимание роли науки в человеческом обществе. Существует недобрая шутка, что ученые удовлетворяют собственное любопытство за счет государства» [2]. Пожалуй, самым болезненным и опасным при таком течении событий является падение престижа науки и научной деятельности ниже нулевой отметки. Это происходит не только из-за отсутствия финансовых возможностей, но и из-за дефицита молодых высококвалифицированных кадров, способных эффективно действовать в сложных современных условиях.

С переходом экономики на рельсы рыночного хозяйства резко изменились перспективы занятости молодых специалистов. «Самое массовое предпочтение (46.. .58 %) — найти хорошо оплачиваемую работу по специальности. Весьма значительна доля тех, кто готов сменить специальность, «лишь бы хорошо платили» (от 24 до 37 % опрошенных). И, наконец, около трети всех аспирантов (в т.ч. 24 % из «балластной» группы) после окончания аспирантуры намерены искать работу за рубежом. Работа преподавателем вуза рассматривается как реальная перспектива, не более чем половиной аспирантов» [3]. Среди мужчин эта деятельность привлекает еще меньшее количество аспирантов. Другие возможности трудоустройства имеют лишь отдаленное отношение к российской науке и высшему образованию, либо вовсе не связаны с ним. Итак, главная мотивация молодых людей — это зарплата, карьера, жилье, самореализация.

Пока в нашей науке и образовании еще остаются профессионалы высочайшего уровня, но подавляющая часть их уже давно перешагнула планку пенсионного возраста, через несколько лет этот ресурс будет утрачен полностью. Сейчас, по рекомендациям ООН возраст молодого человека — до 45 лет, среднего — 45.60, пожилого — 60.70, а под 90 считается долгожитель. У нас средний возраст докторов наук — 61 год, а кандидатов — 52 года, это тревожит, так как эта тенденция ведет к тому, что, если раньше в науке интеллект скапливался на молодом поколении, то теперь он перемещается в область, как минимум, среднего2.

Поэтому, стоит острая проблема адаптации аспирантуры к решению задач кадрового обеспечения науки и высшей школы. Подготовка таких кадров должна стать национальной задачей, иначе все «золотые яйца станут добычей серой мышки».

Численность аспирантов за последнее время возросло — в НИИ полтора раза, а аспирантов вузов — в 2 раза и составила более 147 тыс. чел. Прием в аспирантуру увеличился более, чем вдвое, а выпуск составил: в 1995 г. — 11,3 тыс. чел., 2,6 тыс. из них с защитой диссертации; в 2008 г. — 33,6 тыс. чел., только 8,8 тыс. с защитой диссертации.

1 Российский статистический ежегодник. Индикаторы науки. М., 2009.

2 Тенденции развития кадрового потенциала российской науки. М. : Институт проблем развития науки РАН, 2008.

Что же происходит у нас в стране с научными кадрами? Можно ли ориентироваться в науке на исчезающий слой молодежи? Каков на самом деле их реальный научный потенциал? Каков путь молодого ученого, приходящего в науку?

На младших курсах вуза студент получает базовое широкое образование и просто учится работать с материалом, на старших курсах или в магистратуре он получает более узкое образование, начинает самостоятельную работу, потом он поступает в аспирантуру, и постепенно повышается уровень его самостоятельности.

Возникает еще ряд вопросов. Кто же сегодня идет в аспирантуру? Надо сказать, что контингент аспирантов довольно разнороден, как по их личностным и деловым качествам, так и научной активности и жизненным планам. Каковы мотивы и цели этих молодых людей? С какими трудностями в подготовке диссертаций они встречаются? Каковы их жизненные планы после окончания аспирантуры? Что необходимо сделать для совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации и «удержанию» их в науке? Для решения поставленных вопросов необходимо рассмотреть ряд важных аспектов, решение которых будет способствовать тому, чтобы большая часть сильных кадров оставалась и создавала науку в России.

Очень важный вопрос — подготовка специалистов в вузах. Несомненно, необходимо повышать качество преподавания и научного руководства на старших курсах и в магистратуре. На сегодняшний день большая часть будущих интеллектуальных кадров России получают подготовку на уровне 1970—1980-х гг., хотя в жизнь они вступают уже в XXI в. Это связано с тем, что стареющий профессорско-преподавательский состав не в состоянии интенсивно осваивать постоянно совершенствующиеся программные продукты не только из-за пробелов в компьютерной подготовке, но и из-за нехватки современных технических средств и программно-информационных комплексов. «Так, например, для решения проблем генной инженерии, использования технологии трансгенов в животноводстве и растениеводстве, синтеза новых лекарственных препаратов нужны современные суперкомпьютеры. В США, Японии, странах Евросоюза суперкомпьютерами называются мощные ЭВМ производительностью не менее 1 те-рафлоп (1 трлн операций/с). У нас же таких машин просто нет, а лучшие наши «суперкомпьютерные» центры, работающие на ЭВМ, несопоставимо меньшей мощности» [4]. Кроме того, что далеко немаловажно, это отсутствие как материальных стимулов, так и достаточного времени для самостоятельной научной работы.

Во-вторых, в нашей стране до сих пор нет молодежной научной политики, в рамках которой путем тонкой подстройки инструментов можно учитывать молодежные проблемы. Переход на двухуровневую систему связан со значительным повышением доли платного образования, а системы стипендии для сильных студентов и аспирантов нет, практически не работает система образовательных кредитов. Существует проблема возможности перехода студентов из бакалавриата в магистратуру в другой институт, где есть базовые кафедры, и соответственно, в аспирантуру. В настоящее время не разработан механизм для этого перехода.

В-третьих, отсрочка от армии. Первая отсрочка дается на бакалавра, вторая - на магистра, а потом необходимо отдать свой долг Родине. Конечно, образовательный уровень армии от этого сильно повысится, а образовательный уровень страны от этого может сильно пострадать, так как молодые люди пачками уезжают после окончания вуза3.

В-четвертых, это оплата труда. Еще в XVII в английский философ Томас Гоббс писал, что людьми двигает выгода. Если та или иная деятельность невыгодна (в данном случае речь идет о науке, об ученых, разработчиках современных технологий), то нечего ожидать, что в науку пойдут наиболее талантливые, первоклассно подготовленные

3 Круглый стол «Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности» 29 мая 2007. Режим доступа: ЬИр://ога^е.81х1:".ги/сНеп1/еуеп18.а8рх?оЬ_по=5198

молодые ученые, которые почти даром и при отсутствии подобающей инфраструктуры будут двигать ее вперед [5].

Кроме перечисленного выше, необходимо учитывать, что стала изменяться и познавательная ситуация в науке, а это рано или поздно повлечет за собой изменения в профессиональной подготовке аспирантов.

Речь идет о нарастающей сложности кандидатского исследования, повышения его энергоемкости, информационном обеспечении, длительности и инструментально-технологической оснащенности экспериментов. Для того, чтобы овладевать научными знаниями и работать в науке, нужна сила воли.

Во-вторых, в науке начали происходить глубинные фундаментальные изменения, касающиеся соотношения и доминирования теоретических и прикладных знаний. Центр тяжести переносится в сферу наук о человеке и обществе. Стало бесспорным, что освоение околоземного космического пространства, создание информационного общества и супергигантских информационных сетей требует совершенно иного уровня интеллектуальной подготовки всего человечества к новому «способу жизни». Эта подготовка должна целиком и полностью опираться не только на естественнонаучные и технические знания, но, в первую очередь, на социально-антропологические и гуманитарные, как на основу принятия решений, обеспечивающих выживание человечества. Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию, вплоть до не конфронтационного, но толерантного противопоставления себя социальной среде.

Итак, реалии начала XXI в., перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии, задачи гуманизации знаний, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие. Ведущей доминантой организации и саморегуляции учения при этом становится развитие мотивационно-смысловой сферы личности, в т.ч. социокультурной мотивации научно-познавательной деятельности как таковой.

Как привлечь молодых людей к научной деятельности, как по будить интерес к этой деятельности, наделяя ее социокультурными смыслами в глазах общества в целом и каждого ученого в частности? Несомненно, научное знание, несмотря ни на что, все равно воспринимается как сила и, прежде всего, как сила технологическая, материальная. Что, видимо, и создает своеобразное ощущение стабильности и традиционности в восприятии науки. Может быть поэтому научной работой после окончания аспирантуры желали бы заниматься около половины аспирантов, полагая, что наукоемкий бизнес — новая для России, но очень перспективная сфера применения труда высококвалифицированных специалистов.

Однако надо обратить внимание на то, что ослабление социокультурной мотивации на фундаментальное знание и подмена этой мотивации ориентацией на практическую полезность научных исследований могут иметь необратимые последствия, что в конечном счете приведет к деформации научного разума. «Это может иметь печальные последствия, так как будут размыты базовые ценности научного познания, и прежде всего — ориентация на достижение истины и объективности» [6].

Работа аспиранта в специализированной научной отрасли знания основывается на фундаменте общего знания, которое включает философию науки. Для чего нужен курс философии науки аспирантам? По замыслу реформаторов этот новый курс должен работать на формирование профессиональной компетенции аспиранта с учетом его научной специальности и понимания, что «современный ученый должен понимать

особенности развития и функционирования науки как специфической формы деятельности и знания». Философия науки не является специальностью аспирантов, они занимаются собственными научными проблемами, никак не согласующимися с философией науки — этот фактор априорно формирует негативное отношение к предмету, связанное с необходимостью посещать занятия и сдавать кандидатский минимум по предмету, который осознается как «лишний», «ненужный». «Отношение аспирантов к философии существенно зависит от их мотиваций. Наиболее общая из них — повышение планки карьерных амбиций. То, что этому способствует, оценивается положительно, все прочее — никак или отрицательно. «Уровень культуры», «духовность», «интеллектуальный потенциал», «эвристическая роль» — к этим понятиям, если ими оправдывают присутствие философии в программе обучения, относятся с иронией, к самому оправданию — как к надувательству» [7].

Поэтому необходимо всерьез подумать о преподавании философии науки в качестве новой универсальной дисциплины и показать, что изучение философии науки «стимулирует творческую активность ученого, открывает широкие горизонты в выборе темы диссертационного исследования и одновременно устраняет препятствия на пути решения тех или иных проблем» [8].

Чтобы показать, что изучение философии (философии науки в особенности), способствует выработке у начинающего исследователя навыков научного мировоззрения и научной методологии, развитию эвристического мышления, нужно вызвать интерес. Заинтересовать — значит заставить задуматься. Такие параметры диссертационной работы, как научная самостоятельность, элементы новизны, творческий процесс исследования со свойственной ему методологией, вряд ли будут обходиться без обращения к философии. В настоящий период философия все более становится «непритязательной философией», смещается к позиции «местоблюстителя» и «интерпретатора», оставляя «притязания на то, чтобы раз и навсегда прояснить основания наук, раз и навсегда прояснить границы опытного познания», указывать наукам их место [9]. Она отслеживает «философский элемент внутри наук», мысль, способную к философскому развитию, имеющую универсальный смысл, и в то же время поднимающую вопрос, доступный эмпирической разработке.

Кандидатский минимум по философии науки должен ориентировать на поиски новых направлений в рамках их исследований, формировать новое видение их собственных задач, переориентировать мышление ученого на решение современных проблем.

Действительно, если принять эти положения во внимание, то аспирантский курс истории и философии науки должен быть самым существенным образом дополнен. При решении этих вопросов требуется учитывать профиль вуза и специальности.

Для полноты анализа остановимся подробнее на опыте реализации рассматриваемых программ конкретно в МГАКХиС. Особенностью программы подготовки аспирантов по истории и философии науки является учет специфики всех научных специальностей, с учетом профиля осуществляется и выбор тематики реферата.

Мы исходим из того, что аспирант должен постараться самостоятельно сформулировать тему реферата, максимально приблизив ее к теме диссертационного исследования, чтобы реферат помог вложиться в создание диссертационной работы, это открывает широкие возможности не только для творчества, но и формирует новый взгляд на исследуемый объект. Задача преподавателя при этом заключается в определении тех проблем философии науки, которые наиболее согласуются со специализацией аспирантов, чтобы не допустить вульгаризации и упрощения связи философии с конкретными науками. При таком подходе философия науки как целостное образование сохраняется в работе аспиранта.

Расширили содержание и допустимые границы привлечения в процесс преподавания нетематического материала. Понимание того, что наука сегодня должна бо-

лее активно, наряду с познавательной функцией, реализовывать и преобразовательную функцию, а целеполагание научной деятельности, соответственно, быть более гуманизированно, т.е. наука как особый социальный организм должна иметь единую для себя систему ценностей, в которой есть общекультурное, общецивилизационное «ядро» и свои, присущие научной деятельности, ценности, ввели тему «Социально-психологические особенности научной деятельности ученого». Эта тема ориентирует аспирантов на то, что современный ученый должен понимать особенности развития и функционирования науки как специфической формы деятельности и знания, что дает возможность ориентации в развитии науки на современном этапе и понимания ее тесной связи с культурой и социальной динамикой.

Для поддержания интереса вводим новые активные формы и методы преподавания. Проводим семинары-конференции, блиц-игры и пр., исходя из принципа, что преподавание философии науки не должно быть скучным, интересному содержанию должна соответствовать интересная форма. Стараемся стимулировать личностный интерес аспирантов к изучаемому материалу. Интерес — творческое отношение — система с положительной обратной связью, как гласит китайская мудрость: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Таким образом сверхзадача преподавания философии науки — формирование не только перманентного импульса к философскому образованию, но понимания аспирантами, что любое профессиональное знание должно быть одухотворено философским осмыслением. «Философия при таком изложении предстает не как некий «указующий перст» для других отраслей знания, а как их концентрированное выражение, включающее рациональные моменты многих областей человеческой жизни» [10].

Те, кто мыслит связать свою жизнь с наукой XXI в., кто мыслит о создании новых технологий, росте производства и экономики, благополучии нашего общества в целом, должны, прежде всего, уяснить, что они будут зависеть не столько от законов рынка, сколько от воли жить, воли к настоящему благополучию, в котором главной ценностью будет не прибыль, а гармоничное развитие личности, права человека, социальная стабильность, высокая культура и образованность.

Библиографический список

1. Тойнби А.Дж. Исследование истории. В 3-х т. М. : Изд.-во Олега Абышко, 2006.

2. Захаров В.Е. Что и как надо спасать в российской науке // Независимая газета от 13.01.2010. Портал Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества. Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2010-01-13/12_ran.html. Дата обращения: 03.07.12.

3. Многомерная типология аспирантов / С.С. Балабанов, Б.И. Бедный, Е.В. Козлов, Г.А. Максимов // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 147—160.

4. Ракитов А.И. Будущее нации: наука, технология, образование — решающий фактор благосостояния и социально-экономического развития России. Режим доступа: http://istina.inion.ru/ Ыт1/гак1.Ыт1. Дата обращения: 03.07.2012.

5. Рогов С.М. Россия должна стать научной сверхдержавой // Вестник Российской академии наук. 2010. № 7. С. 579—590.

6. Наливайко Н.В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) : монография. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2010.

7. Порус В.Н. Философия науки для аспирантов: ехрептеЩит crucis // Мысль. Санкт-Петербургское философское общество. 2008. Вып. № 7. С. 9—22.

8. Зобов В.Н. Философия науки: проблемы и перспективы // Философия и наука: альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин. СПб. : Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

9. Хабермас Ю.Х. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор» // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. С. 8—9.

ВЕСТНИК 9/2012

10. Мамзин А.С. Как преподавать философию науки аспирантам специальных факультетов // Философия и наука: альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин. СПб. : Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

Поступила в редакцию в июле 2012 г.

Об авторе: Памятушева Виктория Викторовна — кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и социологии, ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства» (ФГБОУ ВПО «МГАКХиС»), 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 30, [email protected].

Для цитирования: Памятушева В.В. Влияние философии науки на формирование научного мировоззрения аспирантов // Вестник МГСУ. 2012. № 9. С. 264—271.

V.V. Pamyatusheva

INFLUENCE OF PHILOSOPHY OF SCIENCE ONTO FORMATION OF SCIENTIFIC VIEWS OF POSTGRADUATE STUDENTS

The present-day Russian society is undergoing profound structural social and cultural transformations. The existence of the Russian society and the relevance of problems of science and education are playing a key role in the present-day social and economic environment. A high level of skills acts as the main source of material prosperity and advancement of the Russian science and culture.

This level is attainable through the involvement of universities and the professional education that they provide, namely, professional training at universities. Undoubtedly, it is necessary to improve the quality of teaching and science management at undergraduate and graduate levels. In addition, there is a pressing need to develop and to implement a youth research policy and to consider the problems of youth within its framework. Third, there is a need to decide on the postponement of the army service for full-time students and postgraduates. Fourth, there is a need to reconsider the remuneration.

The research work of graduate students in a specialized field of knowledge is based on the foundation of general knowledge, including the philosophy of science. The study of philosophy and philosophy of science facilitates the development of skills of young researchers and their heuristic thinking. Researchers specializing in the philosophy of science should focus on the new areas in their research and generate a new vision of their own problems to refocus the mode of thinking of a young scientist. Currently, besides the growing complexity of the post-graduate research that serves as the reason for (i) the growing need for its information support, (ii) its longer duration, and (iii) the need for sophisticated process equipment required for experimental studies, profound changes in the relationship between theoretical and applied knowledge and domination of the former are underway. The centre of gravity is transferred into the sphere of the sciences of man and society.

Whoever believes that his or her objective is to to link their lives with the science of the XXI century, whoever thinks about developing new technologies, increasing the production rate and the economic well-being of our society as a whole, must, above all, understand that he or she is dependent not only on the laws of the market, but on the will to live a life the main value of which is a harmonious development of a personality, human rights, social stability, and education rather that the profit generation.

Key words: philosophy of science, education, science, graduate school, junior science policy, humanization of knowledge, social and cultural motivation, philosophical thinking.

References

1. Toynbee A.J. Issledovanie istorii [The Research of History]. Moscow, 2006, Oleg Abyshko Publ., 2006.

2. Zakharov V.E. Chto i kak nado spasat' v rossiyskoy nauke [What Is to Be Saved in the Russian Science and How It Should Be Done]. Nezavisimaya gazeta [Independent Newspaper]. Available at: http://www.ng.ru/science/2010-01-13/12_ran.html. Date of access: 03.07.12.

3. Balabanov S.S., Bednyy B.I., Kozlov E.V., Maksimov G.A. Mnogomernaya tipologiya aspirantov [Multi-dimensional Typology of Postgraduates]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Journal of Sociology]. 2003, no. 3, pp. 147—160.

4. Rakitov A.I. Budushchee natsii: nauka, tekhnologiya, obrazovanie — reshayushchiy faktorblago-sostoyaniya isotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [The Future of the Nation: Science, Technology, Education as Decisive Factors of Prosperity, Social and Economic Development of Russia]. Available at: http://istina.inion.ru/html/rak1.html. Date of access: 03.07.2012.

5. Rogov S.M. Rossiya dolzhna stat' nauchnoy sverkhderzhavoy [Russia Is to Become a Scientific Superpower]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences]. 2010, no. 7, pp. 579—590.

6. Nalivayko N.V., Panarin V.I., Parshikov V.I. Global'nye i regional'nye tendentsii razvitiya otechest-vennogo obrazovaniya (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Global and Regional Trends in the Development of Education (Social and Philosophical Analysis)]. Novosibirsk, SO RAN Publ., 2010.

7. Porus V.N. Filosofiya nauki dlya aspirantov: experimentum crucis [The Philosophy of Science for Post-graduate Students: Experimentum Crucis]. Mysl' Publ., 2008, no. 7, pp. 9—22.

8. Zobov V.N. Filosofiya nauki: problemy i perspektivy [Philosophy of Science: Problems and Prospects]. Filosofiya i nauka: al'manakh po filosofii obrazovaniya, evristike, metodologii i metodike prepodavaniya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin [Philosophy and Science: Collected Works in the Philosophy of Education, Heuristics, Methodology and Methods of Teaching Social and Humanitarian Disciplines]. St. Petersburg, SPGU Publ., 2006.

9. Habermas J.H. Filosofiya kak «mestoblyustitel'» i «interpretator». Moral'noe soznanie i kom-munikativnoe deystvie [Philosophy as a «Locum Tenens» and «Interpreter». Moral Consciousness and Communicative Action]. St. Petersburg, 2000, pp. 8—9.

10. Mamzin A.S. Kak prepodavat' filosofiyu nauki aspirantam spetsial'nykh fakul'tetov [How to Teach Philosophy of Science to Post-graduate Students of Specialized Departments]. Filosofiya i nauka: al'manakh po filosofii obrazovaniya, evristike, metodologii i metodike prepodavaniya sotsial'no-gumani-tarnykh distsiplin [Philosophy and Science: Collected Works in the Philosophy of Education, Heuristics, Methodology and Methods of Teaching Social and Humanitarian Disciplines]. St. Petersburg, SPGU Publ., 2006.

About the author: Pamyatusheva Viktoriya Viktorovna — Candidate of Philosophical Sciences, Associated Professor, Moscow State Academy of Municipal Economy and Construction (MGAKHIS),

30 Srednyaya Kalitnikovskaya St., Moscow, 109029, Russian Federation; [email protected].

For citation: Pamyatusheva V.V. Vliyanie filosofii nauki na formirovanie nauchnogo mirovozzreni-ya aspirantov [Influence of Philosophy of Science onto Formation of Scientific Views of Postgraduate Students]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 264—271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.