Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФЕЛИНОТЕРАПИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ'

ВЛИЯНИЕ ФЕЛИНОТЕРАПИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ФЕЛИНОТЕРАПИЯ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финк А.

В статье затронута важная проблема для студентов-психологов, связанная с влиянием на них фелинотерапии для повышения стрессоустойчивости Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий стрессоустойчивость и фелинотерапия. Проанализированы факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Рассмотрены особенности влияния фелинотерапии на людей. Охарактеризована выборка, этапы исследования, определены методы и методики исследования. Выявлена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов. Оценена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов. Теоретико-методологическая основа исследования: составили исследования таких психологов, как А. Дрисколл, С. Хантон, Т. Ворнер, Л. Воллред, С. Ридчардсон, М. Раттер. Выборка: 30 студентов акультета психологии и педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FELINE THERAPY ON THE STRESS RESISTANCE OF STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS

The article touches upon an important problem for psychology students related to the influence of feline therapy on them to increase stress resistance. Theoretical approaches to the definition of the concepts of stress resistance and felinotherapy are considered. The factors influencing stress resistance are analyzed. The features of the influence of feline therapy on people are considered. The sample, the stages of the study are characterized, the methods and techniques of the study are determined. The significance of the influence of feline therapy on the stress resistance of psychology students is revealed. The significance of the influence of feline therapy on the stress resistance of psychology students is assessed. Theoretical and methodological basis of the study: the studies of such psychologists as A. Driscoll, S. Hunton, T. Warner, L. Wollred, S. Ridchardson, M. Rutter were compiled. Sample: 30 students of the Faculty of Psychology and Pedagogy Novokuznetsk Institute (branch)federal state budgetary educational institution higher education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФЕЛИНОТЕРАПИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ»

Влияние фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов психологов The influence of feline therapy on the stress resistance of students of psychologists

Финк А.

Студент 5 курса, Факультет психологии и педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»

РФ, г. Новокузнецк

Fink A.

Student of the 5rd year, Faculty of Psychology and Education of the Novokuznetsk Institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution ofHigher Education

"Kemerovo State University" Russian Federation, Novokuznetsk

Научный Руководитель: Дворцова Е.В.

канд. пснхол. наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»

РФ, г. Новокузнецк

Scientific director Dvortsova E.V.

cand. psnhol. Sciences, Associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution ofHigher Education

"Kemerovo State University" Russian Federation, Novokuznetsk

Аннотация.

В статье затронута важная проблема для студентов-психологов, связанная с влиянием на них фелинотерапии для повышения стрессоустойчивости

Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий стрессоустойчивость и фелинотерапия. Проанализированы факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Рассмотрены особенности влияния фелинотерапии на людей.

Охарактеризована выборка, этапы исследования, определены методы и методики исследования. Выявлена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов. Оценена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов. Теоретико-методологическая основа исследования: составили исследования таких психологов, как А. Дрисколл, С. Хантон, Т. Ворнер, Л. Воллред, С. Ридчардсон, М. Раттер. Выборка: 30 студентов акультета психологии и педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования.

Annotation.

The article touches upon an important problem for psychology students related to the influence of feline therapy on them to increase stress resistance.

Theoretical approaches to the definition of the concepts of stress resistance and felinotherapy are considered.

The factors influencing stress resistance are analyzed.

The features of the influence of feline therapy on people are considered.

The sample, the stages of the study are characterized, the methods and techniques of the study are determined. The significance of the influence of feline therapy on the stress resistance of psychology students is revealed. The significance of the influence of feline therapy on the stress resistance of psychology students is assessed. Theoretical and methodological basis of the study: the studies of such psychologists as A. Driscoll, S. Hunton, T. Warner, L. Wollred, S. Ridchardson, M. Rutter were compiled. Sample: 30 students of the Faculty of Psychology and Pedagogy Novokuznetsk Institute (branch)federal state budgetary educational institution higher education.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, фелинотерапия, студенты-психологи.

Key words: stress resistance, feline therapy, psychology students.

Стрессоустойчивость — термин, характеризующий определенные черты личности, позволяющие работникам справляться с высокими интеллектуальными и эмоциональными трудовыми нагрузками без неблагоприятных последствий для производительности труда, людей и здоровья. А также способность противостоять давлению и напряжениям и, как следствие, способность функционировать эффективно и с минимальным беспокойством в условиях стресса.

Такими учеными как Хантон, Ворнер и Воллред был выявлен ряд психосоциальных факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Эти факторы включают: активное преодоление трудностей, оптимизм, когнитивную переоценку, позитивное социальное поведение, социальную поддержку и др. Социальная поддержка является одним из основных защитных элементов, влияющих на благополучие семьи, общества, качество воспитания и устойчивость всех людей вне зависимости от возраста. 10-летнее лонгитюдное исследование показало, что социальная поддержка со стороны партнеров способствует устойчивости в ответ на экономический стресс. Напротив, плохая социальная поддержка усиливала стресс, приводя к таким физиологическим и психологическим проявлениям как учащенному сердцебиению, депрессии, тревожности и повышенной восприимчивости к другим стрессам.

Хотя нейробиологические исследования стрессоустойчивости имеют меньше теоретического обоснования, в последние годы появились новые открытия. Например, было показано, что стрессоустойчивые люди имеют совершенно другие поведенческие характеристики и нейронные субстраты по сравнению с более восприимчивыми людьми. Даже мозговые структуры людей более стрессоустойчивых и менее очень разнятся. Современные российские исследования показали, что люди рождаются более невротичными и восприимчивыми изначально

Следует отметить, что результаты исследований влияния стресса раннего возраста на стрессоустойчивость остаются противоречивыми. Неблагоприятные детские переживания (ПДС), такие как психологическое или сексуальное насилие, насилие в отношении матери и бытовая дисфункция, сильно коррелируют со значительно повышенным риском физических или психологических заболеваний, а также нездоровых привычек в последующей жизни. Например, алкоголизма, депрессии, курения, сильное ожирение и употребление наркотиков. Хотя хорошо известно, что, легкое воздействие стресса в раннем возрасте, так называемая прививка от стресса, может улучшить стрессоустойчивость. Такие дети позже демонстрировали улучшенную пространственную память и нейронную активность что свидетельствует о существовании вариаций нейронной пластичности, связанных с длительным периодом отрицательного стресса. Главный вопрос, который волновал не только ученых занимающихся вопросами стресса но и людей в целом как повысить общий уровень стрессоустойчивости и сделать это с минимальными затратами и финансовом плане. И однин из таких српособов является, фелинотерапия. Это одна из молодых областей зоотерапии. Контактная терапия с использованием кошек. Предпосылки этой терапии аналогичны доготерапии. Название фелинотерапия происходит от двух слов - felis (латинское) - кошка и therapeia (греческое) - забота, лечение.

Фелинотерапия относится к категории зоотерапии и является поддерживающим лечением соматических и психических расстройств, стресса. Его принцип - непосредственный контакт больного с кошкой.

Впервые о том, что кошки лечат болезни человека, заговорили еще в древности. Но официальное подтверждение терапевтического эффекта появилось только в середине прошлого века: когда специалисты из

США и Великобритании начали практиковать сеансы пет-терапии с кошками в специализированных клиниках для людей с отклонениями в развитии. Также группа ученых из Лондонского института терапевтических методов доказала, что животное генерирует микротоки, благотворно влияющие на больных хроническими воспалительными заболеваниями.

Терапия в основном заключается в проведении времени пациента с кошкой Пребывание в компании животного позволяет развить многие способности. Забота о нем даст больному возможность научиться ответственности, но также и чувствительности. Во время терапии пациенты играют с кошкой, что со временем становится для них отличным развлечением. Животное - лучший друг человека. Некоторым людям нравится разговаривать с питомцами, что заставляет чувствовать себя менее одинокими. Фелинотерапия предполагает не только игру с кошкой, но и времяпрепровождение с ней. Просто смотреть на поведение животного очень поучительно. Наблюдение за кошкой заставляет пациентов задуматься. Считается, что фелинотерапия способна снизить склонность к агрессии или асоциальному поведению. Проводя время с кошкой и удовлетворяя ее потребности, вы учитесь ответственности. Терапевт также присутствует на терапевтических сеансах. Когда больные наблюдают за иногда игривым поведением кошки, они начинают себя проявлять. Животное дает повод для разговоров. Поэтому во время терапии проще поговорить со специалистом о своих ощущениях и недомоганиях. Кошка воздействует на человека, что приводит к терапевтическому эффекту, включая, например, разогрев конечностей, снижение стресса, артериального давления и многое другое. Поэтому в европейских странах а так же в Америке давно фелинотерапия практкуется достаточно широко в вузах и колледжах. Студенты испытывают сильный стресс после подготовки к выпускным экзаменам, и Эстевес объяснила, что были исследования, которые показали, что ласки кошек снижают кровяное давление и уменьшают стресс.

Известно что студенты Городского колледжа Джуван Вега недавно воспользовались предложением по студенческому обучению где были завезены кошки и остались очень доволны своим опытом. Им нравилось находиться в пространстве, где он не только мог помочь и поддержать кошек, но и избежать шума своего дома

[3].

Студенты не единственные, кто получает пользу от занятий с кошками. Кошки и котята, которые живут в так называемой комнате «Cat Therapy», свободно гуляют и не ограничены никакими клетками. Cat Therapy работает так же со спасательными приютами в Лос-Анджелесе, чтобы спасти котят, которые слишком молоды, чтобы быть усыновленными, от эвтаназии в перенаселенных приютах с высоким уровнем убийств.

Студенты не только наслаждаются кошачьей компанией, но и поддерживают кошек в безопасной среде, где они просто могут быть и мирно жить, Многие студенты не могут заводить домашних животных и наличие кошек в вузе разрешает частично и этот вопрос.

Недавно была открыта Солнечная комната, оснащенная мультисенсорными игрушками, такими как маленькие камни и доски, для снятия стресса у учащихся SEN[2].

Существует также комната для размышлений и отдыха, где помощники сверстников играют в игры и учатся со студентами SEN. Студенты также участвовали в таких мероприятиях, как перемещение по столовой в инвалидном кресле.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Anthrozoos, людям, которые «очень эмоциональны», может быть полезно гладить кошек в рамках мероприятий с участием животных в кампусах колледжей.

«Поскольку большинство университетских вмешательств с участием животных (AAI) связаны с взаимодействием с собаками, мало что известно о возможности предоставления возможностей

для взаимодействия с кошками », — говорится в реферате исследовательской работы «Университетские кошки? Отношение студентов к посещениям кошек на территории кампуса».

«AAI» относится к программам на территории кампуса, которые предоставляют студентам колледжей животных, чтобы помочь студентам чувствовать себя менее встревоженными.

Интересен так же факт, что имеющих кошек студентов, а так же тех кто имеет возможность часто с ними взаимодействовать больше шансов закончить учебу, чем у владельцев собак. Имение рядом с собой кота который даст безусловную любовь, а также имение ответственность за заботу о другом существе, — это потребность, которую можно легко и доступно удовлетворить на этом сложном этапе жизни. Есть чувство удовлетворения в обеспечении хорошего качества жизни для кошки, которая до этого не могла иметь регулярного питания, убежища и безопасности от внешней среды.

В России же такая практика на данный момент не развивается, и нам не удалось найти сведения о вузах или колледжах, которые практикуют кошачьи комнаты. Однако в некоторых колледжах и вузах кошки всё же могут присутствовать, например, как местный талисман. Этот эксперимент моет поспособствовать большему внедрению фелинотерапии в вузы а так же в другие предприятия.

Для реализации цели и задач исследования в состав выборки вошли студенты 4 и 5 курса групп ПСДс-18 соответственно, обучающиеся на факультете психологии и педагогики в КГПИ КемГУ по специальности «Психология служебной деятельности». Объем выборки составили 30 человек, из которых 20% юношей и 80% девушек в возрасте от 21 до 25 лет.

Соотношение всех участников исследования по полу, а также различия по полу в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 1.

100%

80% 60% 40% 20% 0%

Различия по полу испытуемых экспериментальной и контрольной групп -79%

70%

Эксперментальная группа ■ Девушки

Контрольная группа ■ Парни

Рисунок 1. Соотношение всей выборки исследования по полу и различия по полу испытуемых контрольной и

экспериментальной групп.

Для оценки уровня стрессоустойчивости у студентов-психологов были использованы методики «Тест

самооценки стрессоустойчивости» С. Коухен и Г. Виллиансона, «Прогноз-2» В.Ю. Рыбников, «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И.А. По методикам получены следующие результаты:

По методике С. Коухен и Г. Виллиансона в экспериментальной группе среднее значение по шкале стрессоустойчивости составляет 19,2. В контрольной группе среднее значение составляет 17,3. Оценка стрессоустойчивости по шкале «хорошо» выявлена у 2 испытуемых в экспериментальной группе и 5 испытуемых в контрольной группе (13% и 17%, соответственно). Оценка стрессоустойчивости по шкале «удовлетворительно» в экспериментальной группе выявлена у 4 человек, что составляет 27% от общего числа испытуемых в группе. Оценка стрессоустойчивости по шкале «удовлетворительно» в контрольной группе выявлена у 15 человек, что составляет 50% от общего числа испытуемых в группе. Оценка стрессоустойчивости «плохо» и «очень плохо» выявлена у 7 (47%) испытуемых в экспериментальной группе и у 10 (33%) испытуемых в контрольной группе Оценка стрессоустойчивости по шкале «отлично» не выявлена ни у одного испытуемого в обеих группах.

Наглядно результаты обеих групп представлены на рисунке 2.

60%

50%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

27%

0%

0%

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ Отлично ■ Хорошо «Удовлетворительно ■ Плохо и очень плохо

Рисунок 2. Результаты экспериментальной и контрольной групп по методике «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухен и Г. Виллиансона на констатирующем этапе эксперимента

Для того, чтобы определить статистически значимые различия между группами, был использован Ь критерий Стьюдента. Было выявлено, что при = 2,04, tэMп = 0,4, что не является статистически значимым. Таким образом, данные, полученные в обеих группах, говорят об отсутствии значимых различий между испытуемыми и равномерности распределения признака в выборке.

По методике «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова среднее значение по шкале стрессоустойчивости составляет 19,7 в контрольной группе и 21,8 в экспериментальной. Для того, чтобы определить значимость различий, были получены значения 1жп = 0,3, что не является статистически значимым.

По методике «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И.А. Усатова среднее значение по шкале стрессоустойчивости в экспериментальной группе 35,7, а в контрольной группе 33,7. Для того, чтобы определить значимость различий были получены значения ^мп = 0,6, что не является статистически значимым

Таким образом, экспериментальная и контрольная группы не различаются по показателю стрессоустойчивости.

Из это следует вывод: значимых отличий по важным для исследования критериям у испытуемых экспериментальной и контрольной группы не найдено.

Для проверки гипотезы о том, что фелинотерапия повышает уровень стрессоустойчивости студентов психологов было проведено повторное изучение уровня стрессоустойчивости у студентов-психологов после фелинотерапии. Эксперимент проведен при помощи методик констатирующего этапа - «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухен и Г. Виллиансона, «Прогноз-2» В.Ю. Рыбников, «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И.А.

По методике С. Коухена и Г. Виллиансона в экспериментальной группе среднее значение по шкале стрессоустойчивости составляет 4,77. В контрольной группе среднее значение составляет 12,24. Оценка стрессоустойчивости по шкале «отлично» выявлена у 9 (60%) испытуемых в экспериментальной и у 3 (10%) Оценка стрессоустойчивости по шкале «хорошо» в экспериментальной группе выявлена у 6 человек, что составляет 40% от общего числа испытуемых в группе, Оценка стрессоустойчивости по шкале «хорошо» в

контрольной группе группе выявлена у 14 (47%) испытуемых. Оценка стрессоустойчивости «уовлетворительно» выявлена у 12 (40%) в контрольной группе. Оценка стрессоустойчивости по шкале «плохо» у 1 (3%) испытуемого в контрольной группе.

Наглядно результаты повторной диагностики представлены на рисунке 3.

70%

60%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

47%

3%

0% 0%

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ Отлично ■ Хорошо ■ Удовлетворительно ■ Плохо и очень плохо

Рисунок 3. Результаты экспериментальной и контрольной групп по методике «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухен и Г. Виллиансона на контрольном этапе эксперимента

Для того, чтобы определить статистически значимые различия между группами, был использован ^ критерий Стьюдента. Было выявлено, что при = 2,04 1эмп = 2,9, что показывает различия между результатами экспериментальной и контрольной групп.

Анализ результатов повторного исследования двух групп испытуемых по методике «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова показал, что среднее значение по шкале стрессоустойчивости составляет в экспериментальной группе 8,2, в контрольной группе 17,3. Для того, чтобы определить значимость различий, было получено значение ^мп = 2,5, что говорит о значимости различий между группами.

По методике «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И.А. Усатова среднее значение по шкале стрессоустойчивости в экспериментальной группе 17,3, а в контрольной группе 26,5. Для того, чтобы определить значимость различий были получены значения 1эмп = 2,6, показывает различия между результатами экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фелинотерапия повышает уровень стрессоустойчивости у студентов психологов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, чт фелинотерапия влияет на уровень стрессоустойчивости у студентов-психологов, а именно повышает его.

Следом было проведено констатирующее исследование с использованием методики оценки стрессоустойчивости С. Коухен и Г. Виллиансона, анкеты В.Ю. Рыбникова и авторскому тесту И.А. Усатова. Результаты по методике С. Коухена и Г. Виллиансона показали, что у студентов экспериментальной и контрольной групп преобладает оценка стрессоустойчивости «удовлетворительно». После фелинотерапии, в рамках которой был постоянный контакт испытуемых со своими домашними питомцами, кошками, показатели экспериментальной группы изменились.

Наглядно изменения можно увидеть на рисунке 4. 70%

60%

ЭГ до эксперимента ЭГ после эксперимента КГ до эксперимента КГ после эксперимента

■ Отлично ■ Хорошо «Удовлетворительно ■ Плохо и очень плохо

Рисунок 4. Сравнительные результаты изучения уровня тревожности по методике С. Коухена и Г. Виллиансона в экспериментальной и контрольной группах до и после фелинотерапии

Методика «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова и авторскому тесту И.А. Усатова помогла определить средний показатель уровня стрессоустойчивости в каждой группе.

Для выявления влияния и сравнения первичной и повторной диагностик тревожности у студентов-психологов до и после фелинотерапии мы использовали оценку достоверности отличий по ^критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей.

Эффективность влияния тренинга самосознания на агрессивность и тревожность сотрудников строительной компании представлена в таблицах 4, 5, 6.

Таблица 4. Влияние фелинотерапии на стрессоустойчивость (А) у студентов психологов по методике С. Коухен

и Г. Виллиансона

Экспериментальная группа

А до Э к А после ДА

Ср.арифм. 19,2 4,7 -14,5

Ср. кв. откл. 8,06 е р и м е нт 4,06 4

Контрольная группа

А до А после ДА

Ср.арифм. 17,3 Э 12,24 -5,06

Ср. кв. откл. 8,58 с И 5,46 3,12

^критерий Стьюдента р я м -2,9

р - уровень значимости т р<0,05

Исходя из полученных данных, фелинотерапия оказала влияние на оценку стрессоустойчивости испытуемых ^-эмп=-2,9 при ^крит=2,04), так как значения по шкале «Стрессоустойчивость» в контрольной группе снизилось. В сравнении с результатами выходной диагностики контрольной группы, участники экспериментальной группы продемонстрировали низкие показатели по данному фактору, что подтверждает положительное влияние независимой переменной на зависимую.

Таблица 5. Влияние фелинотерапии на уровень стрессоустойчивости студентов-психологов по методике

Экспериментальная группа

А до Э с п А после ДА

Ср.арифм. 19,7 8,2 -11,5

Ср. кв. откл. 7,1 р и е нт 2,3 4,8

Контрольная группа

А до А после ДА

Ср.арифм. 21,8 Э 17,3 -4,5

Ср. кв. откл. 6,6 в п 5,7 0,9

^критерий Стьюдента р я м е -2,5

р - уровень значимости т р<0,05

Исходя из полученных данных, фелинтерапия оказала влияние на оценку стрессоустойчивости испытуемых (Ьэмп=-2,5 при ^крит=2,04), так как значения по шкале «Уровень стрессоустойчивости» в контрольной группе снизилось. В сравнении с результатами выходной диагностики контрольной группы, участники экспериментальной группы продемонстрировали низкие показатели по данному фактору. Следовательно, можно сделать вывод, что фелинотерапия повлияла на уровень стрессоустойчивости у студентов-психологов

Таблица 5. Влияние фелинотерапии на уровень стрессоустойчивости студентов-психологов по методике

Экспериментальная группа

А до Эксперим ент А после ДА

Ср.арифм. 35,7 17,3 -18,4

Ср. кв. откл. 7,8 2,1 5,7

Продолжение таблицы 5

Контрольная группа

А до Эксперимент А после ДА

Ср.арифм. 33,7 26,5 -7,2

Ср. кв. откл. 6,8 5,3 1,5

^критерий Стьюдента -2,6

р - уровень значимости р<0,05

Исходя из полученных данных, фелинтерапия оказала влияние на оценку стрессоустойчивости испытуемых (Ьэмп=-2,6 при ^крит=2,04), так как значения по шкале «Уровень стрессоустойчивости» в контрольной группе снизилось. Следовательно, можно сделать вывод, что фелинотерапия повлияла на уровень стрессоустойчивости у студентов-психологов. В сравнении с результатами выходной диагностики контрольной группы, участники экспериментальной группы продемонстрировали низкие показатели по данному фактору, что подтверждает положительное влияние независимой переменной на зависимую.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась - фелинотерапия влияет на стрессоустойчивость студентов психологов, а именно: при ежедневном взаимодействии студентов со своими с домашними кошками уровень стрессоустойчивости повышается.

Благодаря исследованию, проведенному в данной статье, была достигнута основная цель - выявлено непосредственное влияние фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов психологов, и тем самым доказана выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что при ежедневном взаимодействии студентов со своими домашними кошками уровень стрессоустойчивости повышается.

По ходу исследования также были решены все основные задачи:

1. Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий стрессоустойчивость и фелинотерапия.

2. Проанализированы факторы, влияющие на стрессоустойчивость.

3. Рассмотрены особенности влияния фелинотерапии на людей.

4. Охарактеризована выборка, этапы исследования, определены методы и методики исследования.

5. Выявлена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов.

6. Оценена значимость влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов.

В работе затронута важная проблема для студентов-психологов, связанная с влиянием на них фелинотерапии для повышения стрессоустойчивости

Результаты исследования влияния фелинотерапии на стрессоустойчивость студентов-психологов могут помочь в психологической помощи с подобной проблемой в других учебных и не учебных учреждениях.

Список используемой литературы:

1 Felinotherapy // Hodowla perlowyraj URL: https://hodowla-perlowyraj.pl/en/felinoterapia/ (дата обращения: 08.10.22).

2 Felinotherapy: how can cats cure people? // Pets-Wiki URL: https://pets-wiki.com/publ/cats/interesting/felinotherapy_how_can_cats_cure_people/11-1-0-51 (дата обращения: 13.11.22).

3 Felinotherapy // PawPeds URL: https://www.pawpeds.com/cms/index.php/en/ (дата обращения: 16.11.22).

4 Felinotherapy - When Cats Heal // Sport and travel URL: https://friendsanimals.com/blog/articles/2904-felinotherapy-when-cats-heal (дата обращения: 21.10.22).

5 How effective is the cat therapy // Emotional pet support URL: https://www.emotionalpetsupport.com/2019/12/felinotherapy-how-effective-is-the-cat-therapy/ (дата обращения: 17.09.22).

6 Анкета В.Ю. Рыбникова Прогноз-2 // Psylist URL: http://collegepss.ru/images/resursniy_sentr_1/2019-2020/prilogenie_oprosniki.pdf (дата обращения: 11.11.22).

7 Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - Спб : ВМА, 1999. - 395

с.

8 Тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона) // http://collegepss.ru/ URL: http://collegepss.ru/images/resursniy_sentr_1/2019-2020/prilogenie_oprosniki.pdf (дата обращения: 01.11.22).

9 Усатов И. А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» // b17.ru URL: https://www.b17.ru/tests/stress_tolerance/ (дата обращения: 20.10.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.