Научная статья на тему 'Влияние федерального закона о линейном судоходстве на перспективы развития линейных перевозок, а также на порты Российской Федерации'

Влияние федерального закона о линейном судоходстве на перспективы развития линейных перевозок, а также на порты Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / ЛИНИИ ТОРГОВОГО МОРСКОГО ПУТИ / ЛИНЕЙНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ / LINER SHIPPING / LEGAL ASPECTS / TRADING LINE SEASKY WAY LINE CARRIERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буров В.И.

В современных условиях регулирование внешнеторговой морской деятельности имеет многоуровневую структуру и осуществляется на международном, региональном и местном уровнях. При этом до лета нынешнего года осуществление перевозок в форме линейного судоходства не имело под собой условия государственного регулирования. Подписанный президентом РФ 3 июля 2016 года Федеральный закон № 282-ФЗ явился первым нормативно-правовым актом, создающим правовую основу организации функционирования морских торговых линий. По мнению экспертов, в период подготовки ко второму чтению данного законопроекта не были учтены поступившие поправки, которые предлагали подзаконным актом установить более гибкий регламент к нарушителям. Однако, как любое нововведение он вызвал многочисленные споры в кругу практиков как до его принятия, так и после.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF FEDERAL LAW LINER SHIPPING ON THE DEVELOPMENT PROSPECTS LINEAR CARRIAGE AND ON PORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In modern conditions the regulation of foreign maritime activities has a layered structure, and carried out at the international, regional and local levels. At the same time until the summer of this year, the implementation of traffic in the form of liner shipping lacked a government regulation conditions. Signed by the President of Russia July 3, 2016 Federal Law № 282-FL was the first legal act creating a legal framework to organizing the functioning of commercial maritime lines. According to experts, during the preparation for the second reading of the bill not received amendments were taken into account, which offered a bylaw to establish a more flexible regulations for violators. However, like any innovation it has caused much controversy among practi-tioners both before its adoption, as well as after

Текст научной работы на тему «Влияние федерального закона о линейном судоходстве на перспективы развития линейных перевозок, а также на порты Российской Федерации»

УДК 656.1

ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЛИНЕЙНОМ СУДОХОДСТВЕ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕВОЗОК, А ТАКЖЕ НА ПОРТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Буров В.И., аспирант, ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

В современных условиях регулирование внешнеторговой морской деятельности имеет многоуровневую структуру и осуществляется на международном, региональном и местном уровнях. При этом до лета нынешнего года осуществление перевозок в форме линейного судоходства не имело под собой условия государственного регулирования. Подписанный президентом РФ 3 июля 2016 года Федеральный закон №282-ФЗ явился первым нормативно-правовым актом, создающим правовую основу организации функционирования морских торговых линий. По мнению экспертов, в период подготовки ко второму чтению данного законопроекта не были учтены поступившие поправки, которые предлагали подзаконным актом установить более гибкий регламент к нарушителям. Однако, как любое нововведение он вызвал многочисленные споры в кругу практиков как до его принятия, так и после.

Ключевые слова: линейное судоходство, правовые аспекты, линии торгового мор-ского пути, линейные перевозчики.

EFFECTS OF FEDERAL LAW LINER SHIPPING ON THE DEVELOPMENT PROSPECTS LINEAR CARRIAGE AND ON PORTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Burov V., the post-graduate student, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

In modern conditions the regulation of foreign maritime activities has a layered structure, and carried out at the international, regional and local levels. At the same time until the summer of this year, the implementation of traffic in the form of liner shipping lacked a government regu-lation conditions. Signed by the President of Russia July 3, 2016 Federal Law №282-FL was the first legal act creating a legal framework to organizing the functioning of commercial maritime lines. According to experts, during the preparation for the second reading of the bill not received amendments were taken into account, which offered a bylaw to establish a more flexible regula-tions for violators. However, like any innovation it has caused much controversy amongpracti-tioners both before its adoption, as well as after.

Keywords: liner shipping, legal aspects, trading line sea-sky way line carriers.

Линейное судоходство занимает совершенно особое место в мировом внешнеторго-вой деятельности. Оно возникло и получило быстрое развитие во второй половине XIX века, что было обусловлено возникшей потребностью в перевозках ценных генеральных грузов на Северной Атлантике между США и Европой. Ценные генеральные грузы, то есть грузы стоимостью в несколько тысяч американских долларов за тонну, продаются мелкими партиями, и не могут накапливаться для формирования пароходной партии и фрахтования целого судна; кроме того, производство и торговля такими грузами требует вложения очень больших оборотных средств и обуславливает необходимость исключи-тельно быстрого оборота средств, заключенных в товаре. Выход был найден - это вы-страивание торговых регулярных линий перевозок.

Линейные перевозки организуются по инициативе судовладельца-перевозчика, без заключения предварительных фрахтовых контрактов, исключительно на основе уверенно-сти в потребности рынка и перевозках ценных генеральных грузов на определенном на-правлении.

Линейное судно одним рейсом выполняет десятки и даже сотни договоров морской перевозки с различными грузоотправителями. Именно совместная перевозка многих пар-тий на стандартных коммерческих условиях является сущностью линейного судоходства, определяя правовой статус перевозчика как «общественного перевозчика» (common carrier) в терминологии Гражданского кодекса РФ «транспорт общего пользования».

Подробнее рассмотрим правовую основу линейного судоходства. В настоящее вре-мя в мировой практике под линейным судоходством понимается форма организации пере-возок, при которой перевозчик организует регулярное движение судов по заранее объяв-ленному расписанию и обеспечивает доставку грузов различной партион-ности, принадле-жащих неопределенному кругу грузоотправителей, используя стандартные условия дого-вора морской перевозки и единые объявленные тарифы.

В соответствии с этими признаками в Российской Федерации линейное судоходство регламентируется ст.789 ГК РФ «Перевозка транспортом общего пользования». «Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозку грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица».

Закон определяет возможность возложения обязанностей общественного перевоз-чика грузов, пассажиров и багажа на определенного перевозчика из выданной ему лицен-зии.

Однако если конкретной судоходной компании уже дана лицензия на осуществле-ние перевозок грузов и/или пассажиров, нет законных оснований ограничивать действия этой компании в качестве линейного перевозчика, отзывать, пересматривать или допол-нять выданную лицензию. Вопрос о возложении на судоходную компанию обязательств «транспорта общего пользования» должен решаться при первичной выдаче лицензии или ее продлении или возобновлении в соответствии с действующими правилами лицензиро-вания.

ГК РФ не указывает на национальную принадлежность перевозчика, его нормы мо-гут быть применены к любым линейным перевозчикам, обслуживающим порты РФ, неза-висимо от флага судна и национальной принадлежности перевозчика. Важнейшим юридическим элементом линейного судоходства как транспорта общего пользования является публичный характер предлагаемого договора морской перевозки.

Публичный договор (ст.426 ПС) предлагается для заключения неограниченному и неопределенному кругу лиц на стандартных условиях, Сторона, предлагающая публичный договор теряет право в выборе партнера и право заключить или не заключить договор.

В публичном договоре появляются понятия «клиент», «потребитель», в линейном судоходстве «грузоотправитель», «пассажир», чьи интересы должны быть защищены за-конодательно. (Во взаимосогласованном, свободном контракте каждая сторона может за-щитить свои интересы самостоятельно).

В соответствии с законом (ст.426 ГК РФ) лицо, предложившее публичный договор, не имеет права отказать кому-либо в его заключении. Основанием к отказу в заключении договора может быть только отсутствие технических возможностей для его исполнения, однако бремя доказывания последнего лежит на стороне, предложившей публичный дого-вор. Не разрешается дискриминировать отдельные категории потребителей (грузоотправителей), т.е. предлагать им условия хуже стандартных, в т.ч. по цене услуг, льготы, тем не менее, предоставляться могут.

При уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона может обратиться в суд с требованием понуждения к заключению догово-ра.

Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа в линейном судоходстве заключа-ется в виде «договора присоединения». В со-

ответствии со ст.428 ГК РФ договором при-соединения признания договор, условия которого определены одной стороной в стандартной форме и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Поскольку условия договора морской перевозки в линейном судоходстве опреде-ляются только линейным перевозчиком, необходима правовая защита грузоотправителя, не принимающего участия в определении условий договора. В этих целях согласно п,2 ст.428 ГК РФ присоединившаяся сторона (грузоотправитель) может потребовать растор-жения или изменения договора присоединения, если такой договор, даже если он не про-тиворечит закону, является обременительным для клиента, возлагает на него излишние по сравнению с обычным деловым оборотом обязанности, или лишает его обычных, установ-ленных законом прав.

Регистрация грузовых, грузопассажирских и пассажирских линий, обслуживающих порты Российской Федерации осуществляется с целью защиты интересов грузоотправителей и пассажиров в соответствии со статьями 426, 428 и 789 Гражданского Кодекса Р.Ф.

Регулярные перевозки грузов по установленному графику на основе чартера на не-сколько последовательных рейсов или долгосрочного фрахтового соглашения между фрахтователем и судовладельцем к линейному судоходству не относятся и регистрации в качестве такового не подлежат.

Закон гласит: "Под морской линией понимается морское сообщение, в котором осуществляется морское линейное судоходство".

Линии подразделяются на:

• национальные односторонние линии, т.е. линии, открытые российской судоходной компанией и эксплуатирующий суда под российским флагом;

• совместные линии, открытые российской и иностранной судоходными компа-ниями на паритетных началах на основе межправительственного или иного со-глашения;

• иностранные односторонние линии - линии, открытые на российские порты иностранной судоходной компанией в одностороннем порядке.

Независимо от национальной принадлежности перевозчика и флага судов, линия, обслуживающая порты РФ должна быть зарегистрирована в порядке, установленном зако-ном. "К морскому линейному судоходству применяются положения о договоре морской перевозки грузов и морской перевозки пассажиров, предусмотренные настоящим Кодек-сом."

Регистрация линейных перевозчиков, обслуживающих порты РФ, осуществляется федеральными органами управления транспортом. Для национальных односторонних и совместных линий устанавливается уведомительный порядок открытия линии.

Для иностранных односторонних линий уведомительный порядок открытия линии устанавливается, если только правительство страны иностранного перевозчика не устано-вило для российских линий более жесткие условия регистрации. В последнем случае для линейных перевозчиков таких стран устанавливается особый порядок открытия и регист-рации линии по правилам, установленным Минтрансом РФ или на основе межправитель-ственного соглашения РФ и соответствующего иностранного государства.

Для регистрации национальных односторонних и совместных линий линейный пе-ревозчик должен предоставить Федеральному органу управления морским транспортом РФ следующие сведения:

- подтверждение регистрации в качестве российского предприятия;

копию лицензии на право перевозки грузов, или пассажиров, или, соответственно, грузов и пассажиров,

официальное наименование линии;

- порты, обслуживаемые линией и ориентировочное расписание движения су-дов (частота отходов),

общие сведения о судах, закрепленных за линией (контейнеровозы, Ро-Ро, универ-сальные и грузовместимость);

форму линейного коносамента или необоротного транспортного документа с эмб-лемой и/или реквизитами линий;

- наименование агентов линии, уполномоченных на привлечение грузов для линейных судов и копии лицензии агентов.

Иностранные односторонние линии дополнительно представляют:

- подтверждение национальной принадлежности судоходной компании;

- гарантию применения норм КТМ РФ или правил Гаага-Висби

в части регулирова-ния ответственности перевозчика;

- копии долгосрочных соглашений или подтверждение долгосрочных кон-трактов линейного перевозчика с агентскими компаниями, в части привлечения грузов (грузовыми агентами);

наименование и копии свидетельств о регистрации представительств линии в пор-тах РФ;

- копии долгосрочных соглашений или подтверждение долгосрочных кон-трактов с операторами терминалов на обработку судов линии на линейных условиях.

Зарегистрированная в установленном порядке линия, независимо от ее националь-ной принадлежности, обязана принимать к перевозке грузы по обращению любого российского грузоотправителя на стандартных коммерческих условиях, установленных линией. Отсутствие технических условий для приема груза к перевозке должно быть доказано линией.

Необоснованный отказ в приеме груза к перевозке или дискриминация отдельных категорий грузоотправителей не допускаются. Судам линейного перевозчика, зарегистри-рованного в установленном порядке, могут быть предоставлены скидки и льготы по оплате портовых сборов, в соответствии с тарифами портовых сборов, утвержденными Министерством экономики РФ.

Судами иностранных односторонних линий скидки с портовых сборов предостав-ляются на основе взаимности, на основе соглашения с компетентными органами соответ-ствующего государства.

В заключении, следует отметить, что необходимость принятия закона не у кого не вызывала сомнения. Однако, по мнению многих экспертов не были учтены справедливые поправки. Представленная в итоге законодательным проектом заключительная схема ско-рее усложняет работу линии по сравнению с существующей практикой, так вводя новые правила получаются новые обременения, и ограничения для дальнейшего торгового развития.

Цитируем законопроект: Порядок регистрации, продления регистрации и снятия с регистрационного учета морской линии устанавливается положением о морских линиях, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - положение о морских линиях).

С одной стороны очевидно, что урегулирование правоотношений в сфере линейного судоходства необходимо, однако такие строгие дисциплинарные методы решений неоправданно завышены. В частности срок принятия закона способствовал тому, что в представленном варианте он уже не соответствует реальным потребностям рынка. Его предписания порой просто не выполнимы.

Статья 1146 Расписание морской линии. 3. Допустимое отклонение от соблюде-ния расписания, в том числе связанное с заменой линейных судов на морской линии, с тех-ническим состоянием линейного судна, с погодными условиями не должно превышать че-тырех суток.

Помним, что морское судоходство всегда сопряжено с риском для судна и экипажа и опоздания судов возможны. Также, в законе вообще не отражено возмещение ущерба владельцу грузов в случае отстранения от линии, аннулируется сама регистрация линии.

Отсутствует принцип стимулирования коммерческой активности участников рын-ка. Вместо скидок вводятся новые ограничения, что может стать причиной переключения транспортников к пользованию услугами западных портов.

Статья 114. Оператор морской линии размещает информацию о стоимости пере-возки на морской линии, расписании морской линии, а также об изменении этих условий перевозки на морской линии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В расписании морской линии фиксируются планируемые даты выхода линейных су-дов из морских портов, последовательность захода линейных судов в морские порты, пла-нируемое время в пути между морскими портами, планируемая длительность стоянок линейных судов в морских портах, планируемые даты прибытия линейных судов в морской порт назначения.

Обязательная и полная открытость своей коммерческой деятельности (и ценовой политики в том числе) имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Отсутст-вие коммерческой тайны, ценовой демпинг, нечестная конкуренция, может как привлечь так и оттолкнуть компании участвовать в борьбе за клиента. Не желание вызовет переключение внимание, уход с рынка, как следствие это можно трактовать, как препятствие развитию линейного судоходства в России.

Реальная угроза принятия закона, - это отсутствие официальных

80 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2016 |

зарегистрирован-ных морских линий, и переключения на финские и прибалтийские порты. До принятия закона процедура регистрации была крайне бюрократизирована, после разработки законо-проекта она обросла дополнительными ограничениями и запретами. Скорее целесообразно было в законе прописать определение линейного судоходство, а все спорные моменты вывести в соответствующее Положению к закону.

В итоге можно сказать, что десятилетний рубеж обсуждения законодательного про-екта пройден, и он фиксировано имеет свой юридический статус, однако острые вопросы для обсуждений он скорее оставил и обострил.

Литературыа:

1. Федеральный закон "О внесении проекта федерального закона "О внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ли-нейного судоходства" 15 ноября. 2015г. - № 7518п-П9. Москва

2. Бразовская Я.Е. Правовое регулирование государственного портового контроля в РФ.//Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - №5. - С76-79

3. Жуковский В.М., Жуковская Л.М. Правовые проблемы безопасности судоходст-ва и унификации международных стандартов.// Вестник РГПУ. Се-рия:Политология. - 2010. - №4. - С132-140

4. Иванова С.Е., Митрофанова Н.В. Современные принципы формирования цены перевозки грузов в линейном судоходстве.//

ФГОУ ВПО «Морская государст-венная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова». - 2011. - №1. - С175-180

5. Пенько А. Морское пиратство: проблемы привлечения к ответственности на международном уровне и имплементация норм в российское законодательст-во.//Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1. - С139-144

6. Проценко С.В. Международные договоры РФ о борьбе с актами незаконного вмешательства на транспорте как составная часть ее правовой систе-мы.//Актуальные проблемы права. - 2016.

- №3. - С48-52

7. Русинов И.А. и др. Вопрос регулирования линейного судоходства на основе анализа положений конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конферен-ций.//Вестник государственного университета морского и речного флота им. ад-мирала С.О. Макарова.- 2016. - № 3(37). - С53-64

8. Салимгерей А.А. Некоторые теоретико-правовые проблемы правового режима балтийских проливов.//Современное право. -2012. - №8. - С147-152

9. Сокиркин В.А. Свобода судоходства в современном международном морском праве и международный трибунал по морскому праву.//Юридическая мысль. - 2015. - №1. - С127-131

10. Янченко А.А., Радочинская А.Ж. К вопросу внедрения технологии предвари-тельного информирования в линейном су-доходстве.//Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. - 2015.

- №3-4. -С19-23.

УДК 65

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Моисеенко И.Н., к.э.н., генеральный директор Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ,

e-mail: moiseenkoIN@matfmc.ru

Исследование процессов создания в стране аэронавигационной системы в соответствии с планами ИКАО построения глобальной системы ОрВД, позволило автору утверждать о необходимости укрепления не только авиационного, транспортного потенциалов, но и об военно-авиационном, оборонном потенциалах аэронавигационной сферы использования воздушного пространства в интересах совершенствования системы национальной безопасности России.

Ключевые слова: аэронавигационная система, система организации воздушного движения, воздушное пространство, оборонный потенциал, военно-авиационный потенциал, потенциал стратегии.

UPDATE PROBLEMS OF IMPROVING THE MILITARY AIRCRAFT BUILDING OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF A UNIFIED SYSTEM OF AIR

TRAFFIC

Moiseenko I., Ph.D., general director of the State Corporation for Air Traffic Management in the Russian Federation, e-mail: moiseenkoIN@matfmc.ru

Investigation of the processes of creating the country's air navigation system in accordance with ICAO plans to build a global ATM system, allowed the author to assert the need to strengthen not only aviation, transport capacities, but also about military aviation, defense capabilities aeronautical sphere of use of the airspace in the interest of improving the system of national security Russia.

Keywords: air navigation system, the system of air traffic management, airspace defense capabilities, military aviation potential, the potential of the strategy.

Сегодня, наряду с такими стратегическими целями мировой системы гражданской авиации, как «безопасность полетов», «авиационная безопас-ность и упрощение формальностей», «экономическое развитие воздушного транспорта» и «охрана окружающей среды», важной целью является наращивание авиационного потенциала и повышение эффективности ее деятельности [1, 7].

Исследование организационно-экономических, военно-экономических отношений пользователей воздушного пространства, как в нашей стране, так и за рубежом позволяет сделать вывод об исключительной роли углубляющихся процессов формирования национальной аэронавигационной системы (АНС) управления воздушным движением в России. Организация взаимодействия в интересах обеспечения обороны страны гражданского и военного секторов авиационного потенциала становиться первостепенной задачей Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (ЕСОрВД).

Автор придерживается выработанной точки зрения, что Единая

система организации воздушного движения представляет собой часть авиационного потенциала Российской Федерации, является совокупностью координирующих органов, создаваемых Правительством РФ, военных и гражданских руководящих и оперативных органов, создаваемых Министерством обороны РФ и Федеральной авиационной службой России; сил и средств, предназначенных для безопасного, экономичного и регулярного использования воздушного пространства Российской Федерации, а так же в зонах международной ответственности над открытым морем, в интересах граждан, национальной экономики и обороноспособности государства. При этом система организации воздушного движения является единым организационно-экономическим, научно- и военно-техническим комплексом оказания аэронавигационных услуг в сфере организации воздушного движения, создания и поддержания правовых и институциональных механизмов, а также эффек-тивного использования ограниченных ресурсных возможностей страны на уровне, обеспечивающим приоритетность национально-государственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.