Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТРЕНИРОВАННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куашев А.М., Панченко Г.А.

В статье освещаются понятия работоспособности, связанные с изменениями факторов внешней среды, методы управления работоспособностью в горных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EXTERNAL ENVIRONMENT THE WORKING ABILITIES OF STUDENTS, TRAINING IN MOUNTAIN CONDITIONS

This article is devoted to the problems of working abilities of students depending on changes of external environment and methods of managing this abilities in mountain conditions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ»

7. Куренкова Р.А. Эстетика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. C - 158.

8. Проблемы этносемантики. - М.: РАН, 1998. - 167 с.

9. Прокопьева С.М. Проблемы фразеологической образности. - М.: Прогресс, 1995. - 164 с.

10.Радугин А.А. Культурология. - М.: Биб-лионика, 2005. - 303 с.

УДК 796,5 (470,64)

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Куашев А. М., старший преподаватель кафедры физ.воспитания

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. KoKoea » Панченко Г. А., старший преподаватель кафедры физ.воспитания

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. KoKoea »

THE INFLUENCE OF EXTERNAL ENVIRONMENT THE WORKING ABILITIES OF STUDENTS, TRAINING IN MOUNTAIN CONDITIONS

Kuashev A. M., senior teacher of physical training chair

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov» Panchenko G. A., senior teacher of physical training chair

FSBEI HPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В статье освещаются понятия работоспособности, связанные с изменениями факторов внешней среды, методы управления работоспособностью в горных условиях.

Ключевые слова: работоспособность, тренированность, физические или двигательные качества.

This article is devoted to the problems of working abilities of students depending on changes of external environment and methods of managing this abilities in mountain conditions.

Key words: performance, exercise, the physical or motor quality.

Достижения человека в спортивной деятельности зависят, прежде всего, от его работоспособности. Каждый, кто занимается физической культурой и спортом, стремится повысить свою работоспособность и хочет точно знать свои успехи на этом пути. Определение физической работоспособности в условиях горной и местной среды представляет собой важную составную часть процесса физического совершенствования.

Работоспособность человека связана со степенью развития у него физических (двигательных) качеств и навыков. Она проявляется в величине пределов интенсивности, продолжительности и количестве мышечной работы и измеряется этими показателями. Работоспособность занимающегося физкультурой и спортом зависит от большого числа факторов. К ним относятся: возраст и пол, общее состояние здоровья, режим труда и отдыха, а также степень тренированности.

Физические способности, технические и тактические навыки, психические качества, их гармоничное единство и связь этих главных компонентов определяет состояние тренированности.

Уровень физический работоспособности в условиях горной среды непостоянен. Он изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов и, особенно, в результате выполнения физических упражнений. В этой связи большее значение приобретает знание закономерностей в изменениях физической работоспособности занимающихся, в умении своевременно выявлять эти изменения, а, следовательно, уметь управлять развитием функциональных возможностей, придавая этим процессам нужную направленность. В практике физического воспитания большой интерес представляет система методов, позволяющих оперативно, с большей степенью достоверности выявлять изменения в состоянии работоспособности.

Это дает возможность контролировать работоспособность на любом отрезке времени и создавать условия для направленного изменения, т.е. управлять функциональным состоянием организма, а так же изучить влияние факторов внешней среды на работоспособность студентов, занимающихся физической культурой и спортом в горных условиях.

Основными задачами данного исследования являются:

1. Определение основных понятий работоспособности, связанных с факторами внешней среды.

2. Показать влияние факторов внешней среды на работоспособность.

3. Изучить традиционные и современные методы управления работоспособностью.

Предполагалось, что изучение механизма физической работоспособности организма в условиях горной среды и способов ее регулирования обеспечит формирование более глубокого и правильного представления о механизмах адаптации к физической нагрузке и способах регулирования физической работоспособности в условиях горной среды:

1) механизм проявления физической работоспособности организма в условиях горной среды и ее зависимость от объема и интенсивности нагрузок;

2) методические приемы регулирования физической работы и оптимизация нагрузки

Физическая работоспособность в условиях горной среды представляет функциональное состояние организма, характерное комплексом изменений в системах организма, которые обеспечивают выполнение физических упражнений с определениями для каждого занимающегося объема и интенсивности нагрузки.

Работоспособность человека в условиях горной среды во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько - на занятия и др.

Горная местность обладает специфичным климатом, оказывающим влияние на организм человека: повышенной интенсивностью солнечной радиации, обилием ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, низкой температурой воздуха в ночное время, электрическим состоянием атмосферы, чистотой и прозрачностью воздуха.

Главным из этих факторов является все же пониженное атмосферное давление и связанное с этим низкое парциональное давление кислорода. А поскольку оно определяет легкость перехода кислорода из альвеолярного воздуха в кровь, то с увеличением высоты количество связываемого кровью кислорода уменьшается, воз-

никает гипоксемия. Например, на высоте 5500м насыщение крови кислородом снижается до 80 процентов (по сравнению с 96 процентами на равнине). Альпинисты ощущают на Эльбрусе дефицит кислорода даже в состоянии покоя. [13] Основная реакция организма на высоту заключается в усилении дыхания, так как таким путем организм пытается компенсировать недостаток кислорода. Усиление дыхания приводит, естественно, и к усилению работы сердечно-сосудистой системы, как обеспечивающей транспортировку кислорода к тканям. Одной из особенностей кровообращения при нахождении на больших высотах является легочная гипер-тензия, т.е. повышение кровяного давления в малом круге кровообращения, что затрудняет работу правого отдела сердца. При резком подъеме на значительную высоту может возникнуть отек легких. Все это приводит к тому, что снижается аэробная производительность и выносливость. [10]

Наблюдаются изменения и в нервно-психической сфере человека. Повышается возбуждение центральной нервной системы, появляется эйфория, выражающаяся, в частности, в ложном ощущении повышенных возможностей организма. Через некоторое время эйфория переходит в депрессию, которая может сопровождаться опасными приступами раздражительности, сонливостью. [5]

Снижается внимание, нарушается координация, появляются старые ошибки в навыках. Затрудняется быстрое реагирование на сигналы, ухудшается память(за счет ошибочных воспроизведений при незначительном уменьшении объема кратковременной памяти - В.Л. Мари-щук). В некоторых случаях возникает горная болезнь, которая проявляется в одышке, приступах удушья, бледности кожных и слизистых покровов, носовом кровотечении, тошноте, рвоте, нарушении сна. Выраженность этих изменений определяется уровнем тренированности, быстротой перемещений с одной высоты на другую и индивидуальными особенностями устойчивости к гипоксемии.

Среди всех факторов, влияющих на успешность и безопасность деятельности в горах, исследования позволяют выделить три большие группы внешних (экзогенных, средовых) и внутренних (эндогенных, индивидуально-групповых) факторов. Они влияют на успешность работоспособности в экстремальных условиях горной среды и должны учитываться при разработке плана подготовки студентов, занимающихся физкультурой и спортом, как в городских условиях, так и в горах. Весь трениро-

вочный процесс рассчитан на формирование специальных качеств студентов, которые обеспечивают успешность и безопасность их деятельности в экстремальных условиях гор.

Наиболее информативными методами контроля за акклиматизацией студента, являются: методы контроля за ЧСС, динамикой лактата, мочевины, гормонов и морфологических элементов в крови; контроль за потреблением кислорода и легочной вентиляцией, а также общий контроль за состоянием здоровья спортсменов. Особенно важное значение имеют методы педагогического и психологического контроля. Для диагностики функциональных возможностей организма в период акклиматизации используется тест оценки физической работоспособности.

В первые дни пребывания в горах сниженное напряжение и содержание кислорода в артериальной крови недостаточно восполняется деятельностью компенсаторных механизмов, что приводит к снижению скорости доставки кислорода артериальной кровью и его потребления тканями и, следовательно, к развитию тканевой гипоксии.

Выполнение нагрузок субмаксимальной и максимальной интенсивности после 3-недельной адаптации в горах сопровождается большим, чем в ранние сроки пребывания, увеличением МОД и МОК, что обуславливает большую скорость поступления кислорода в легкие и альвеолы, транспорта его артериальной кровью и, таким образом, большую скорость его потребления. Наблюдается расширение адаптационных возможностей организма к действию гипоксии.

Таким образом, можно заключить, что степень гипоксии, развивающейся при мышечной деятельности, в горах оказывается выше, чем на уровне моря. Трехнедельное пребывание на высоте 2100 м над уровнем моря способствует расширению адаптационных возможностей организма, выявляемых в состоянии покоя и резко проявляющихся при физических нагрузках. Последнее положительно сказывается на улучшении работоспособности.

Управление работоспособностью в условиях горной среды позволяет направленное изменение нагрузки, которое достигается изменением ее компонентов (объема нагрузки, интенсивности нагрузки, характера интервалов отдыха). Подбор и последовательность упражнений следует осуществлять по следующей схеме: в начале основной части выполняются упражнения на быстроту или ловкость, затем на силу, потом на выносливость и в заключении - на гибкость. Различные интервалы отдыха (полный, непол-

ный, «жёсткий») позволяют регулировать продолжительность и характер восстановительных процессов. Методы регулирования нагрузки, с целью направленного влияния на физическую работоспособность занимающихся, оказываются эффективными инструментами в руках преподавателя лишь в том случае, если интервал отдыха для учащихся между смежными занятиями длится не менее двух дней.

Наукой установлено, что наивысшая физическая работоспособность организма в условиях горной и местной среды, в ходе выполнения нагрузки характеризуется показателем максимального потребления кислорода в течение I минуты. Этот показатель у спортсменов разных видов спорта колеблется от 3,6 до 5,0 л/мин. Такому состоянию характерен пульс на уровне 170 уд/мин, но для полноценного управления необходимы методы контроля (метод педагогических наблюдений; метод контрольных физических упражнений; метод пульсометрии; метод станового усилия) за динамикой физической работоспособности организма в условиях горной и местной среды. Только в этом случае будут созданы предпосылки для управления развитием работоспособности в условиях горной и местной среды.

Имеющиеся данные специальной литературы излагают биологические изменения в организме спортсмена под воздействием горных условий и что умеренные высоты 1500-2500 м над уровнем моря оказывают положительное влияние на результаты занимающихся. Улучшение результатов объясняется влиянием двух факторов: уменьшением плотности воздуха и снижением рефлекторных реакций, повышением возбудимости центральной нервной системы.

В этой связи поставлены следующие задачи:

• Определение основных понятий работоспособности, связанных с факторами внешней среды.

• Показать влияние факторов внешней среды на работоспособность.

• Изучить традиционные и современные методы управления работоспособностью.

Для более глубокого исследования и динамики физической работоспособности организма в горных условиях и местной среды проводились изучение и анализ специальной литературы, велись педагогические наблюдения, метод контроля и оценки спортивной работоспособности, метод тестирования.

Изучение и анализ специальной и научно-методической литературы проводились с целью углубленного определения воздействия работоспособности на организм занимающихся в гор-

ных условиях, а также для изучения влияния факторов внешней среды на работоспособность, расширяющих функциональные возможности человека в горных условиях.

Педагогические наблюдения проводились оценочным способом для определения степени воздействия влияния факторов внешней среды на работоспособность в основной период пребывания в горах. Метод анализа полученных результатов, во время проведения эксперимента, давал информацию о динамике роста или спада спортивной работоспособности в условиях гор, что позволяло корректировать величину физической нагрузки.

Изучение проблемы сохранения достаточной работоспособности человека в экстремальных условиях составляет одно из актуальных направлений научных исследований.

Содержание методики подготовки занимающихся с использованием средств физической культуры включает реализацию задач, связанных с развитием работоспособности; с переносом двигательных навыков на профессиональную деятельность; с совершенствованием сердечно-сосудистой и дыхательной систем; с развитием профессионально важных качеств; с формированием личностных качеств.

Работоспособность занимающихся в условиях горной среды во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько - на занятия и др.

Занимающиеся на средних и больших высотах столкнулись с явлениями снижения работоспособности организма, сопровождавшимися резким усилением и даже расстройством деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и нервной систем, особенно в первые дни пребывания на высоте, а также с развитием острой горной болезни. При этом чем выше подъём в горы, тем сильнее проявлялись неблагоприятные симптомы.

Наблюдения за состоянием общего самочувствия и работоспособности людей после возвращения из горных районов привели специалистов к выводу о благотворном влиянии на организм активной деятельности в сложных климатических условиях высокогорья и среднегорья.

Во время пребывания и занятий спортом в горной местности организм человека испытывает воздействие так называемых абиотических, т.е. не связанных с живой материей факторов окружающей среды. Главными из них являются климатические условия, оказывающие физиологический эффект.

К характерным факторам горного климата относятся пониженное атмосферное давление и связанное с этим пропорциональное снижение РО2 в воздухе, резкие смены дневных и ночных температур, низкая абсолютная влажность воздуха, интенсивная солнечная радиация, сильные ветры, усиливающие охлаждающий эффект, высокая ионизация воздуха с преобладанием отрицательно или положительно заряженных ионов, а также, возможно, и другие, пока недостаточно изученные физические и химические модификаторы. Все они, являясь потенциально стрессор-ными, действуют на организм не изолированно, а в комплексе, причем их сочетание варьирует.

При выполнении напряженной и продолжительной физической работы с постепенным увеличением высоты в организме могут развиться явления, представляющие опасность для здоровья, проявиться сдвиги, тормозящие развертывание физиологических и биохимических функций, обеспечивающих высокую спортивную работоспособность, как в условиях горного климата, так и в последующий период после возвращения на равнину.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что главным и решающим фактором, от которого зависит работоспособность организма в горных условиях, является оптимальный уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых на горном этапе, а также перед его началом и после спуска.

Литература

1. Хубер Г. Альпинизм сегодня. - М., ФИС, 1980.

2. Захаров П.П., Степенко Т.В. Школа альпинизма. Начальная подготовка. - М., «ФиС», 1989.

3. Захаров П.П., Мартынов А.И. Оказание помощи и транспортировка пострадавшего. -М., «ФиС», 1989.

4. Матвеев В.И. Первая доврачебная медицинская помощь при травмах и заболеваниях. -М., «ФиС», 1989.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника /В.П. Ситников. - М.: Филол. об-во «Слово», 1997. - 448с.

6. Патологическая физиология (1965). Аль-перн Д.Е. (стр 47).

7. Популярная медицинская энциклопедия -М.: Изд-во: «Советская энциклопедия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.