Научная статья на тему 'Влияние факторов на валовую прибыль интегрированных молокоперерабатывающих предприятий АПК СЗ ФО РФ'

Влияние факторов на валовую прибыль интегрированных молокоперерабатывающих предприятий АПК СЗ ФО РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДУКТОВАЯ ЦЕПЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ РФ / EFFICIENCY / COMMODITY CHAIN / INTEGRATED ASSOCIATIONS / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / MILK PROCESSING ENTERPRISES OF NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дибирова Хапсат Абусупяновна

В статье исследуются факторы, влияющие на показатель валовой прибыли предприятий молокоперерабатывающего подкомплекса СЗ ФО РФ, входящих в интегрированные формирования. Методом корреляционно-регрессионного анализа изучена взаимосвязь валовой прибыли и объема выпускаемой продукции, стоимости основных средств и коммерческих расходов на примере девяти молокоперерабатывающих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the factors on gross profit of integrated milk processing enterprises in Northwestern Federal District of Russia

The article describes factors influencing on gross profit of enterprises of milk processing subcomplex in NW Federal District of the Russian Federation, which participate in the integrated associations. By the method of the correlation and regression analysis the relationship between gross profit and the volume of production, value of fixed assets and commercial expenses is defined on the example of 9 milk processing enterprises.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов на валовую прибыль интегрированных молокоперерабатывающих предприятий АПК СЗ ФО РФ»

УДК 338.436(470.2)

Х.А. Дибирова

Влияние факторов на валовую прибыль интегрированных

молокоперерабатывающих предприятий АПК СЗ ФО РФ

В статье исследуются факторы, влияющие на показатель валовой прибыли предприятий молокоперерабатывающего подкомплекса СЗ ФО РФ, входящих в интегрированные формирования. Методом корреляционно-регрессионного анализа изучена взаимосвязь валовой прибыли и объема выпускаемой продукции, стоимости основных средств и коммерческих расходов на примере девяти молокоперерабатывающих предприятий.

The article describes factors influencing on gross profit of enterprises of milk processing subcomplex in NW Federal District of the Russian Federation, which participate in the integrated associations. By the method of the correlation and regression analysis the relationship between gross profit and the volume of production, value of fixed assets and commercial expenses is defined on the example of 9 milk processing enterprises.

Ключевые слова: эффективность, продуктовая цепь, интегрированные формирования, корреляционно-регрессионный анализ, молокоперерабатыва-ющие предприятия, Северо-Западный округ РФ.

Key words: efficiency, commodity chain, integrated associations, correlation and regression analysis, milk processing enterprises of Northwestern Federal District of Russia.

Наиболее крупные и устойчиво функционирующие молокопере-рабатывающие предприятия Северо-Западного федерального округа (СЗ ФО) РФ, как, например, ЗАО «Лактис» в Новгородской области и ОАО «Молоко» в Архангельской области, являются частью интегрированных компаний. Они контролируют более 50 % местного рынка молока и молочной продукции, объединяя практически все звенья производственной цепи, путем интеграции с сельскохозяйственными предприятиями молочной специализации и торговыми организациями. ОАО «Молоко» входит в многоотраслевую холдинговую компанию ООО «УК «Альянс-Менеджмент», которая также включает ЗАО «Архангельская молочная компания», занимающуюся торговлей молочной продукцией, и сельскохозяйственное предприятие молочной специализации ООО «Заостровское».

Вертикально ориентированная унитарная структура управления подобных интегрированных молокоперерабатывающих компаний обеспечивает благоприятные условия для ведения производственной деятельности, позволяет получить обширные возможности для

© Дибирова Х.А., 2014

сбыта и продвижения собственной продукции, формирования стабильных и долгосрочных связей с поставщиками сырья.

Как отмечают исследователи [2, с. 26], эффективность вертикально интегрированных формирований повышается за счет активизации интеграционных связей внутри фирмы между сферами переработки и поставки молока по следующим направлениям деятельности:

•оформление долгосрочных договоров на поставку молока на давальческой основе с установлением квот (годовых и месячных объемов поставок молока для каждого хозяйства) с отработанной системой ответственности за соблюдение графика поставок, качества продукции и методикой установления цен на молоко;

•заключение трехсторонних договоров по организации централизованных поставок ГСМ, комбикормов и сырья сельхозпредприятиям;

•авансирование сельскохозяйственных предприятий - поставщиков молока;

•предоставление гарантий головной (управляющей) компанией при получении кредитов сельскохозяйственными предприятиями.

Оценить эффективность деятельности интегрированных моло-коперерабатывающих компаний, функционирующих в СевероЗападном округе, а также сравнить их показатели с остальными предприятиями отрасли, не входящими в организационные структуры подобного типа, возможно с использованием показателя валовой прибыли. Данный показатель является результирующим и на его изменение оказывают влияние различные факторы экстенсивного и интенсивного характера. В настоящем исследовании методом корреляционно-регрессионного анализа проводилось изучение влияния следующих показателей на сумму валовой прибыли [1, с. 53]:

- стоимость основных средств (определялась по балансу -форма №1), поскольку в последние несколько лет наметилась тенденция значительного увеличения инвестиций в обновление и модернизацию основных средств производства предприятий молочной промышленности;

- величина коммерческих расходов (определялась по отчету о прибылях и убытках - форма № 2). Данная статья расходов включает в себя затраты по рекламе и продвижению продукции, что является существенным фактором для молокоперерабатывающих предприятий, поскольку правильно и грамотно оформленная маркетинговая стратегия позволяет получить своего потребителя и повысить узнаваемость продукции;

- объем производства продукции молокоперерабатывающего предприятия в натуральном выражении. Этот показатель характеризует масштаб производства и позволяет опосредованно оценить

влияние загрузки производственных мощностей на валовую прибыль (определялся на основе информации годовых отчетов эмитентов).

Для анализа преимущественно использовались данные за период с 2005 по 2013 гг. Результаты исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка влияния факторов на валовую прибыль молокоперерабатывающих предприятий в СЗ ФО РФ

Наименование предприятия Коэффициент корреляции К У а Ь с

ЗАО «Лактис», г. Новгород (2006-2010 гг.) [4; 5] 0,99 -2817080 9,98 7,4 5,4

ОАО «Молоко, г. Архангельск (2008-2012 гг.) [7] 0,93 99488,63 -0,55 31,5 -

ОАО «Кингисеппский МК», Ленинградская обл. (2009-2012 гг.), использовались данные по объему выручки [10] 0,98 -210516,2 0,26 45,05 -

ОАО «Тихвинский МЗ», Ленинградская обл. (2008-2012 гг.) [14] 0,50 3563,3 0,18 2,00 -

ЗАО «Лужский МК», Ленинградская обл. (20082011 гг.) [6] 0,89 121678,2 -1,05 -7,00 2,15

ОАО «Боровичский МК», Новгородская обл. (2005-2013 гг.) [11; 12] 0,87 5442,06 -1,5 2,16 2,7

ОАО «Белокрестский маслозавод», Вологодская обл. (2005-2012 гг.) [13] 0,76 9848,9 0,87 0,27 -

ОАО «Череповецкий МК», Вологодская обл. (2005-2012 гг.) [9] 0,92 4578,91 -0,04 1,80 0,32

ОАО «Сухонский МК», Вологодская обл. (20052010 гг.) [8] 0,84 21020,51 -0,034 1,40 -

В ходе применения метода корреляционно-регрессионного анализа было получено следующее уравнение, показывающее эластичность и зависимость результирующего показателя - валовой прибыли (у) молокоперерабатывающих предприятий от соответствующих факторов: а - стоимость основных средств, тыс. р., Ь -объема коммерческих расходов, тыс. р., с - объема производства продукции, тыс. т, У - свободный член (постоянное число):

у=У+аХ1+ЬХ2+сХ3

Рассмотрим влияние указанных в табл. 1 факторов на показатели валовой прибыли на примере молокоперерабатывающего предприятия, входящего в интегрированное формирование ЗАО «Лактис»:

• полученный коэффициент корреляции К=0,99 указывает на существование сильной связи между рассматриваемыми факторами и показателями валовой прибыли предприятия;

• при условии, если показатель объема выпуска продукции увеличится на 1 т, валовая прибыль возрастет на 5400 р.;

• при условии, если стоимость основных средств увеличится на 1 тыс. р., то валовая прибыль возрастет на 9980 р.;

• дополнительные вложения финансовых средств в статью коммерческие расходы предприятия на 1 тыс. р., способствуют приросту валовой прибыли на 7 400 р.

В результате проведенного анализа все предприятия по значению коэффициента корреляции можно разделить на три группы:

- первая - где наблюдается высокий показатель коэффициента корреляции (К>0,9), характеризующий сильную взаимосвязь между исследуемыми факторами и результирующим показателем. В неё входят крупные молокоперерабатывающие предприятия - лидеры на локальных рынках продукции, являющиеся участниками интегрированных формирований - ЗАО «Лактис», ОАО «Молоко», ОАО «Череповецкий МК», ОАО «Кингисеппский МК» (до 2011 г. входил в группу компаний НП «Концерн Детскосельский»);

- вторая - включает менее крупные - средние по размерам предприятия, по которым коэффициент корреляции К>0,8;

- третья - формирует наименьшие по размеру молокоперераба-тывающие заводы со значением коэффициента корреляции К в интервале от 0,5 до 0,7, где наблюдается средняя взаимосвязь между рассматриваемыми факторами и показателем валовой прибыли. Данная группа молочных заводов не входит в интегрированные объединения, характеризуется нестабильными, краткосрочными связями с контрагентами - сельскохозяйственными поставщиками и покупателями, а также небольшим объемом производства, что не позволяет им получить те выгоды и возможности, которыми обладают предприятия, являющиеся частью интегрированных компаний.

Наиболее существенное влияние на валовую прибыль оказывает изменение коммерческих расходов. Как показали результаты исследования незначительное увеличение коммерческих расходов дает существенный прирост показателя валовой прибыли, что особенно характерно для крупных молокоперерабатывающих компаний.

По тем трем предприятиям, по которым удалось найти информацию об объемах производства, также выявлена сильная корреляция валовой прибыли от данного фактора. Однако у пяти

молокоперерабатывающих предприятий, среди которых находится ОАО «Молоко», являющееся частью интегрированного формирования, отмечалось отрицательное влияние фактора стоимости основных средств на показатель валовой прибыли, т. е. увеличение среднегодовой стоимости основных средств производства вызывало резкое сокращение валовой прибыли.

Величина валовой прибыли в анализируемых интегрированных организациях зависит не только от рассмотренных выше внутренних факторов, но также и от нижеперечисленных внешних факторов, которые возникают в результате формирования агломерации группы организаций на одной территории по всей производственной цепи создания ценности [3, с. 81]:

- освоения эффекта масштаба;

- получения преимущества от свободного обмена знаниями и практического опыта освоения инноваций;

- возможности обеспечить неформальное урегулирование спорных взаимоотношений среди участников внутри интегрированного формирования (например, посредством сокращения судебных издержек).

Исследование влияния различных факторов на показатель валовой прибыли девяти молокоперерабатывающих предприятий СЗ ФО РФ, в том числе и предприятий, являющихся частью интегрированных формирований, показали достаточно противоречивые результаты. У большинства их них прослеживается тенденция увеличения стоимости основных средств независимо от изменения темпов прироста, либо сокращения валовой прибыли. При существующей значительной недозагрузке производственных мощностей подобных молокоперерабатывающих предприятий процесс модернизации и обновления основных средств отрицательно влияет на показатели валовой прибыли, в результате чего происходит резкое колебание ее динамики и дальнейшее снижение. Данная тенденция связана с долгосрочным характером капиталовложений, которые предприятие вкладывает в основные средства производства. В подобной ситуации важной задачей является получение отдачи от вложенных средств в срок, определенный бизнес-планом или стратегией развития предприятия.

Стимулирование увеличения поставок от местных сельскохозяйственных предприятий молочной специализации позволит региональным молокоперерабатывающим заводам обеспечить загрузку своих производственных мощностей на уровне, позволяющем окупить капиталовложения, осуществляемые в основные средства в процессе модернизации промышленно-хозяйственных объектов.

В условиях сокращения производства молока-сырья сельскохозяйственными предприятиями в СЗ ФО РФ, местным молокоперера-батывающим предприятиям необходимо более интенсивно

налаживать сотрудничество с ними, повышать эффективность межхозяйственных связей путем формирования персонифицированного подхода в работе с каждым из них, учетом специфики их функционирования, как это происходит в крупных интегрированных организациях.

Список литературы

1. Гладилин А.В., А.Н. Герасимов, Громов Е.И. Эконометрика: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2009. - 232 с.

2. Дибиров А.А. и др. Теоретические основы и методика моделирования интегрированных, кооперативных формирований в АПК: моногр. - СПб.: ГНУ СЗНИЭСХ, 2013. - 50 с.

3. Дибиров А. А., Дибирова Х.А., Степанова Г. И. Стратегия развития интегрированных, кластерных формирований в АПК СЗ ФО РФ: отчет о научно-исследовательской работе. - СПб.: ГНУ СЗНИЭСХ, 2013. - 110 с.

4. Годовые и финансовые отчеты ЗАО «Лактис» за 2009-2010 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id= 16844/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

5. Годовые и финансовые отчеты ЗАО «Лактис» за 2006-2009 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lactis.ru/invest/свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

6. Годовые и финансовые отчеты ЗАО «Лужский МК» за 2008-2011 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lactis.ru/invest/свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

7. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Молоко» за 2008-2012 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id= 6412/свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

8. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Сухонский МК» за 2005-2010 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.suhmk.ru/- Документация. Годовой отчет (дата обращения: 20.03.2014).

9. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Череповецкий МК» за 2005-2012 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

10. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Кингисеппский МК» за 2009-2012 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/ portal/com any.as px ?id=9965/ свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

11. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Боровичский МК» за 2010-2013 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/ portal/com / свободный. -Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

12. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Боровичский МК» за 2005-2010 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://bormoloko.ru/. Главная. Документация (дата обращения: 20.01.2014).

13. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Белокрестский маслозавод» за 2005-2012 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id = 21465/свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2014).

14. Годовые и финансовые отчеты ОАО «Тихвинский молочный завод» за 2008-2012 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://disclosure.skrin.ru/ disclosure/4715 000408/?D TI= 7 (дата обращения: 17.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.