Влияние факторов на изменчивость и морфотип черепа хищных
Н. С. Иванов, к.вет.н, Оренбургский ГАУ
Форма черепа и его костей — это один из наиболее устойчивых признаков, с помощью которого устанавливают породу собак. При селекционной работе прежде всего обращают внимание на размер головы (Е. Л. Ерусалимский, 1989; В. Н. Зубко, 1992). Величина головы и ее костные выступы дают информацию о развитии скелета, типе конституции, выраженности полового диморфизма. По статям головы можно судить о типе конституции, о выраженности полового диморфизма. По форме черепа определяют породу собаки и ее типичность.
Организм животного представляет собой единое целое, в котором все части тела взаимосвязаны и зависят друг от друга. В ходе изменения одних частей тела адекватно меняются другие. Каждая порода имеет свою специализацию, соответственно с этим — и стати экстерьера. Так, борзая собака приспособлена для быстрого бега. У нее легкий костяк, сухая мускулатура и узкая, легкая голова с длинной шеей.
Как отмечал Ч. Дарвин (1987), неестественно выглядела бы борзая собака с головой бульдога. Меняющаяся при формировании породы голова неизменно влечет за собой адекватные изменения и других частей тела. Изменения в конституции происходят в каждой породе постоянно, так как меняются требования, предъявляемые к породе. Если не проводить племенную работу, то порода постепенно исчезает. Человек постоянно работает над совершенствованием пород.
Одним из факторов, влияющих на изменение формы черепа, является изменчивость. Различа-
ют возрастную, породную, индивидуальную изменчивость.
При сравнении черепов одного возраста нельзя обнаружить ни одного идентичного препарата. «Нормой» предложено считать варьирующую величину, не сопровождающуюся расстройством физиологических функций. Классической нормы для всех особей не существует, она расплывается в массе вариаций.
Материал и методы исследования. Для выявления видов изменчивости, влияющих на морфотип черепа, были исследованы методами мацерации, краниометрии 15 черепов щенят в возрасте 1, 5, 15 дней и 2 месяцев, а также 16 черепов собак старше 5 лет.
Собственные исследования. Возрастная изменчивость формируется постоянно в течение всей жизни животного. На рис. 1 представлены черепа щенков первого месяца жизни. У новорожденных щенят отмечаются анатомические черты, типичные для данного возраста и отличающие его от последующих периодов развития. У новорожденного щенка лицевой череп слаборазвитый по сравнению с мозговым. Мозговой череп округлый, отсутствует скуловой отросток лобной кости, височные линии. С последующем развитием зубов животное переходит на твердую пищу, благодаря этому усиленно развивается лицевой череп.
У млекопитающих отмечается раннее развитие мозга, поэтому все новорожденные щенята имеют относительно крупный череп по сравнению с размерами тела. Изменения черепа происходит вследствие роста и оссификации костей, идущих в нескольких направлениях. Одновременно с ростом
С Д
Рис. 1 - Череп беспородного щенка (латеральная сторона):
А - возраст 1 день, В - возраст 5 дней, С - 15 дней, Д - 2 месяца
А
Рис. 2 - Черепа добермана-пинчера
А В
Рис. 3 - Форма черепа: А - боксер, В - эрдельтерьер
Рис. 4 - Череп волка
В
С
кости отмечается резорбция костной ткани. Благодаря этим двум взаимно текущим процессам меняется форма кости, ее кривизна (В. С. Сперанский, 1988).
Изучив череп собак, принадлежащих одной породе, было отмечено, что при сохранении его формы отдельные кости черепа могут сильно отличаться друг от друга (рис. 2).
На представленных рисунках довольно четко видны различия в форме лобной, носовой, верхнечелюстной кости. В данном случае мы отмечаем индивидуальную изменчивость. Нет ни одного черепа даже внутри породы, которые имеют между собой сходство в форме костей. Внутри породы могут существовать различные типы черепов. Так, у кавказской овчарки имеются три морфотипа черепа. Первый тип — форма черепа напоминает широкий, тупой клин, второй — в форме тупого, вытянутого клина, третий — в форме усеченного конуса (О. Красновская, 1999).
Одним из источников возникновения индивидуальной изменчивости являются мутации. В природе такие животные не выживают и остаются без потомства. Человек выявляет и сохраняет мутации, которые оказываются для него ценными. Путем подбора и искусственного содержания многие породы получили неестественный вид. К таким мутациям относятся укорочение нижней челюсти у длинношерстных такс, укорочение верхней челюсти у боксера, бульдога, мальтийской болонки, кинг-чарлз и хинов и т.д.
Основное отличие брахицефалов от мезоцефалов заключается в коротком лицевом отделе, наличии ярко выраженной глабеллы, при которой
резко ограничивается лицевой отдел от мозгового черепа.
Заканчивая краткий обзор по изменчивости костей черепа, нельзя не упомянуть о видовой изменчивости. Многие ученые считают, что собака произошла от волка, другие — от шакала. Череп волка имеет большое сходство в строении с собакой.
Волк обладает наибольшей изменчивостью в семействе собачьих. Изменчивость выражается в различной форме верхнечелюстной, лобной, носовых костей, а также длине черепа, вытянутости его ростральной части. Мозговой череп волка позади глазничных отростков лобной кости сжат. Сагиттальный гребень по сравнению с собакой выражен лучше. Затылочный гребень сильно развит и нависает чешуей над затылочной костью. Носовые отростки лобных костей глубоко вдаются между носовыми костями и верхней челюстью. Мозговой череп зауживается в области глазницы.
Подводя итог по данному исследованию, можно сделать вывод, что в ходе онтогенеза черепа накапливаются различные изменения в форме костей, благодаря чему формируется измененный вид черепа. Литература
1 Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987. С. 112.
2 Джимов, М. Немецкая овчарка. Д.: Сталкер, 2001. С. 339— 349.
3 Ерусалимский, Е. JI. Модельный подход к вопросам сложения, движения и развития // Средний шнауцер. 1989. С. 87.
4 Зубко, В. Н. Все о собаке. М.: Эра, 1992. С. 60.
5 Красновская, О. Кавказская овчарка. М.: Аквариум, 1999. С. 20.
6 Сперанский, В. С. Основы медицинской краниологии. М.: Медицина, 1988. С. 8—9.
7 Ремер, А. Анатомия позвоночных / А. Ремер, Т. Парсонс. М.: Мир, 1992. С. 271-309.