Научная статья на тему 'Влияние фактора сезонности на потребительский спрос и цену молока'

Влияние фактора сезонности на потребительский спрос и цену молока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5070
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / СЕЗОННЫЙ СПРОС / ФАКТОР СЕЗОННОСТИ / ВРЕМЕННОЙ РЯД / ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ / КАЧЕСТВО МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / CONSUMER AND SEASONAL DEMAND / FACTOR OF SEASONAL PREVALENCE / TIME NUMBER / PROCUREMENT PRICES / QUALITY OF DAIRY PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарёв Леонид Иванович, Сухошкина Наталья Юрьевна

Рассмотрены механизмы преодоления неблагоприятного воздействия фактора сезонности на деятельность предприятий молочной промышленности. Особое внимание уделено фактору сезонности закупочных цен на сырое молоко, а также фактору сезонности потребительского спроса на молочную продукцию. Предложена методика совершенствования программы производства молокоперерабатывающих предприятий, основанная на исследовании временных рядов и индексов сезонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE FACTOR OF SEASONAL PREVALENCE ON A CONSUMER DEMAND AND THE MILK PRICE

Mechanisms of overcoming of adverse influence of the factor of seasonal prevalence on activity of the enterprises of a dairy industry are considered. The special attention is given the factor of seasonal prevalence of procurement prices of crude milk, and also the factor of seasonal prevalence of a consumer demand for dairy production. The technique of perfection of the program of production of the enterprises processing the milk, based on research of time numbers and seasonal prevalence indexes is offered.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора сезонности на потребительский спрос и цену молока»

Рис. 2. Схема формирования интегрального показателя оценки деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

Как видно, показателей оценки деятельности кредитных кооперативов существует множество. Не ясно, как по данным показателям выбрать кооперативы, работающие более эффективно.

Такая задача может возникать, например, у банков при решении вопроса о кредитовании или у государственных органов при решении вопроса о предоставлении кооперативу финансовой помощи, в иных случаях. Поэтому целесообразно разработать комплексный интегральный показатель. Данный показатель должен включать все группы показателей: допустимого риска и качества кредитного портфеля, экономического эффекта и эффективности, социальноэкономической эффективности. В каждом случае формирование интегрального показателя должно опираться на наиболее значимые для данной цели показатели. Значимость того или иного показателя может определяться на основе экспертных оценок. В целом методика расчета интегрального показателя может быть следующей (рис. 2).

Итак, бурное развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и усиление

ее конкурентоспособных позиций на рынке микрокредитования села в условиях финансового кризиса требует совершенствования системы показателей оценки деятельности кооперативов и расчета интегрального показателя, который может служить ориентиром для органов государственной власти при финансовой поддержке кооператива, а также иных нефинансовых и финансовых институтов, взаимодействующих с сельскохозяйственными кредитными кооперативами.

УДК 637.13.001.18

Л.И. Кушнарёв, доктор техн. наук, профессор Н.Ю. Сухошкина, ассистент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

влияние фактора сезонности на потребительский спрос и цену молока

На экономику производства молока отрицательное влияние оказывают фактор сезонности потребительского спроса и сезонные колебания цены на молочное сырье. Сезонный спрос на продукцию молокоперерабатывающих предприятий является важным вопросом организации производства. Для средних по масштабу производства предприятий-переработчиков молока, которые обеспечивают продукцией свои регионы (такие как ЗАО «Клинмо-локо», Московская область, Клинский район), механизмы решения вопросов сезонности сводятся к изменениям ассортиментной политики и структуры производства в соответствии с сезонными изменениями. Это связано с тем, что проведение дорогостоящих рекламных кампаний и привлечение

сезонных рабочих требует значительных денежных средств и гибкой кадровой политики, что является неудобным и во многом неосуществимым на аналогичных предприятиях. Изучение сезонности, определение ее значения внутри линейки ассортимента в различные временные периоды является важнейшей составляющей анализа деятельности предприятий молочной промышленности и позволяет корректировать производственную программу, избегать потерь и тем самым повышать эффективность производства.

В июне-августе проявляется фактор сезонных колебаний цен на молочное сырье. Этот период — период производства значительной доли продукции предприятий молочной промышленности в усло-

виях самых низких закупочных цен на молоко. Конечно, сезонность снижения их уровня естественна, однако размах колебаний не должен достигать 40 %. Наиболее приемлемой разницей между максимальным и минимальным уровнем может быть 15...20 %.

В 2007 г. сельхозпредприятиями всех категорий произведено 31 млн т сырого молока и 200 тыс. т сухого. Однако на фоне мировых эти показатели остаются невысокими и характеризуют нашу страну как страну с преобладанием экстенсивных технологий в молочном животноводстве. Также в 2007 г. 80 тыс. т сухого молока поступило по импорту, но лишь половина всего сухого молока отечественного и импортного происхождения была использована для производства молочных продуктов, порядка 150 т было потреблено производителями мороженого и кондитерами. Конечно, такого количества сухого молока не достаточно, чтобы преодолеть сезонность производства и потребления в молочной промышленности.

Сухое молоко—это продукт, использование которого в изготовлении молочной продукции позволяет сглаживать сезонность производства. По данным Росстата, в летний период объемы поступающего на переработку молока в России в 1,8 раза превышают объемы поступления в осенне-зимний период. При этом сезонность потребления молочных продуктов в течение года меняется ровно наоборот, с колебаниями в сторону уменьшения летом и увеличения зимой.

Во времена СССР из избытков «летнего» молока делали масло, сыр, молочные консервы, сухое молоко, и в течение всего года цена на молоко была одинаковая, определенная системой Госплана. Поэтому производить много молока летом было выгодно.

Но с переходом к рынку избыток молока, производимого летом, приводит к сезонным колебаниям цен. На рис. 1 пикам производства соответ-

1998 г.

2007 г.

□ РФ □ Московская область

□ Ленинградская область □ Республика Башкортостан

Рис. 1. Соотношение максимальных и минимальных объемов производства молока в 1998 и 2007 гг.

ствуют минимальные цены на сырое молоко, а минимуму — максимальные. Соотношения между «большими» летними и «малыми» зимними валовыми надоями в некоторых регионах превышают 200 %, разница в закупочных ценах составляет 2-3 раза (см. таблицу). Ситуация в 2007 г. значительно меняется в сторону снижения разницы показателей зимой и летом, но тем не менее фактор сезонности спроса и потребления весомо отражается на молочной отрасли.

Проблема сезонности в молочной отрасли для России актуальна. Самообеспечение молоком в России находится на уровне 83,4 %, что соответствует общепринятым международным нормам. Центральный федеральный округ обеспечен отечественным молоком на 70 %, Северо-Западный — на 54 %, Южный — на 95 %, Приволжский — на 98 %, Урал — на 79 %, Сибирь — на 96 %, Дальневосточный — на 50 %. Но по другим группам молочных продуктов (сыры, сливочное масло) добиться таких хороших результатов пока не удалось.

Мировая цена на сырое молоко с жирностью 3,7 %, содержанием белка — 3,4 % и бакобсеменен-ностью — 20 тыс. КОЕ/мл достигла 2,8 тыс. евро/т, т. е. 8,7 р./л. Закупочная цена в московском регионе составляет сегодня 9,8 р./л за молоко с жирностью 3,6 %, содержанием белка 3,1 % и бакобсемененно-стью от 200 тыс. до 2 млн То есть цены на сырое молоко у нас уже выше мировых при более низком качестве продукта. В таких условиях отечественной молочной промышленности очень сложно выпускать продукцию, которая сможет конкурировать с импортом не только по цене, но и по качеству.

В сложившейся ситуации необходимо решить три первоочередные задачи:

1) увеличение продуктивности молочного стада;

2) выстраивание грамотных отношений производителей и переработчиков молока;

3) снижение негативного влияния на экономику молочной отрасли сезонности производства молока.

Фактор сезонности потребительского спроса на молочную продукцию относится к неценовым факторам и находится в одном ряду с такими факторами, как потребительские вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, изменение уровня дохода покупателей, качество предлагаемой продукции.

Для предприятий молочной промышленности знаковое изменение вкусов потребителей произошло несколько лет назад и было вызвано появлением йогуртовой продукции, в том числе фруктовых, питьевых йогуртов, а также всевозможных молочных продуктов, направленных на поддержание и улучшение здоровья людей. Крупные производители молочной отрасли меняли программы производства продукции в сторону увеличения производства продукции, пользующейся спросом. Такая

Сезонность производства молока и колебания закупочных цен на молоко

Регион Соотношение максимального и минимального объемов производства молока, раз Соотношение максимальных и минимальных закупочных цен на молоко, раз

Российская Федерация 1,9 -

Республика Саха (Якутия) 3,2 2,1

Алтайский край 2,2 1,25

Республика Башкортостан 2,3 1,28

Челябинская область 1,8 1,2

Хабаровский край 1,7 1,2

Тюменская область 1,6 1,15

Республика Татарстан 1,54 1,23

Краснодарский край 1,29 1,1

Московская область 1,4 1,3

Свердловская область 1,2 1,12

Ленинградская область 1,2 1,1

стратегия себя оправдала и пусть с опозданием, но была принята и региональными небольшими производствами.

Потребительский спрос, безусловно, меняется в ответ на изменение качества продукции. В последнее время популяризируется здоровый образ жизни, и продукты питания занимают свое место в этой новой тенденции. На производство в молочной промышленности это оказывает несомненное влияние: с одной стороны, появляются новые линии производства так называемой здоровой пищи (кисломолочные продукты с полезными бактериями), с другой — возрастают требования потребителей к качеству продукта.

Потребители рассматривают эргономические показатели характеризующие удобство и комфорт потребления изделия (например, удобство упаковки товара), показатели стандартизации и унификации, экологические показатели, характеризующие ценность продукции.

Ежегодно производители молочных продуктов сталкиваются с летними падениями спроса на молоко, молочные и кисломолочные продукты. При этом снизить объемы производства невозможно, так как оно станет убыточным. В среднем продажи снижаются на 15.20 %. Причин сезонных изменений в потребительском спросе на молочную продукцию несколько. Во-первых, в теплое время года падает спрос на все продукты с высоким и средним содержанием жира. Во-вторых, молоко, являясь продуктом с коротким сроком хранения, в летний период наиболее подвержено влиянию негативных факторов. Зная об этой особенности, конечный потребитель реже покупает молоко. В-третьих, в летний период обостряется конкуренция на рынке питьевых продуктов. Стараясь выравнять продажи, все участники рынка разворачивают рекламные кампании, вводят спецпредложения и снижают цены.

Существуют различные пути выхода из ситуации снижения потребительского спроса на молоко в летний период.

Может быть разработан и внедрен летний ассортимент продукции. Его можно сориентировать в сторону увеличения производства низкокалорийных молочно-фруктовых коктейлей, фруктовых ке-фиров, питьевых йогуртов. Эти продукты помимо низкого содержания жира также содержат консервант и кисломолочную культуру, что увеличивает срок их хранения, несоблюдение которого особенно опасно летом. Можно разработать летние низкокалорийные предложения по творогу, маслу, легким

столовым маргаринам, а также плавленым сырам с различными овощными наполнителями. Для предприятий молочной промышленности имеет смысл производить в летний период продукции с длительным сроком хранения, например твердые сыры, создавать запасы, так как в летний период молоко дешево. В последующем, в холодный период года, линейка ассортимента производимой продукции может быть снова структурно изменена, а складские запасы — реализованы.

Рентабельность предприятия при снижении объемов производства летом можно поддержать снижением затрат на персонал. Например, приветствовать в коллективе только летние отпуска. Затраты на оплату отпускных ниже, чем в среднем на оплату того же рабочего времени. При планировании сезонного снижения выпуска продукции можно задействовать на некоторых участках сезонных рабочих — например, срочный контракт на девять месяцев (кроме летних). Это также поможет сократить убытки предприятия, связанные с падением спроса летом.

Решением для предприятий молочной промышленности может также стать грамотно разработанная и проведенная рекламная кампания, которая изменит саму форму подачи молочных продуктов в летний период: легкие молочные киоски укомплектовать холодильным оборудованием, развернуть масштабную рекламную акцию по пропаганде холодных кисломолочных продуктов как прекрасных утолителей жажды, сменить аудиторию потребителей, направив маркетинговое предложение в молодежную среду. Такой маркетинговый ход потребует, безусловно, дополнительных вложений, но позволит сократить объем снижения выручки вследствие снижения спроса [1-3].

Еще одним вариантом решения проблемы сезонности потребительского спроса может стать пе-

65

Рис. 2. Факторы потребительского спроса на молочную продукцию и пути преодоления сезонности

реоборудование производства в летний период для выпуска сухого молока.

На рис. 2 представлены основные факторы сезонности потребительского спроса и возможные механизмы преодоление ее неблагоприятных последствий.

Молокоперерабатывающее предприятие ЗАО «Клинмолоко» специализируется на производстве молочной продукции и является по ряду экономических и хозяйственных показателей типичным предприятием для молочной промышленности Клинского района. Уровень потерь от сезонности потребительского спроса на предприятии ЗАО «Клинмолоко» держится на протяжении длитель-

ного периода времени на уровне около 5 % годового объема реализации молочной продукции.

Для решения этой проблемы на предприятии была разработана и внедрена система обоснования годовой производственной программы, учитывающая влияние фактора сезонности. Индексы сезонности по различным линейкам ассортимента производимой продукции в разрезе заданных временных периодов были получены на основе исследования временных рядов по признаку продаж продукции завода в течение ряда лет и метода центрирования скользящей средней. Для установления общей тенденции развития использовался прием укрупнения интервала динамического ряда [1-2].

Используя сравнение средних квадратичных отклонений, вычисленных за разные периоды, мы можем установить сдвиги в сезонности (рост свидетельствует об увеличении сезонности производства продукции). Индексы, или факторы, сезонности могут быть учтены при прогнозировании объемов продаж через корректировку трендового значения прогнозируемого показателя.

На основание полученных данных становится возможным эффективно прогнозировать объемы производства по видам продукции в стоимостном и натуральном выражении, а также исчислять себестоимость, прибыль и рентабельность как всего производства, так и отдельных видов продукции. Уровень потерь от сезонности потребительского спроса на предприятии «Клинмоло-ко» за год применения данной методики удалось снизить до уровня 0,01 % от годового объема производства.

Список литературы

1. Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. — М.: Финансы и статистика, 1999 -195 с.

2. Методы математической статистики в обработке экономической информации / под ред. Т.Т. Цымбаленко. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 199 с.

3. Важдаева, Н. Агробизнес. 1 января 2008 г. «Новые молочники». http://www.agro-business.rU/archive/2008/1/3915.html

УДК 330.142.211.4

Л.В. Тришкина, канд. с.-х. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

амортизация как финансовый источник воспроизводства средств производства

Основным условием воспроизводства является этого требования приводит к снижению скорости

возмещение материально-вещественных эле- оборота капитала, снижению эффективности его

ментов основных и оборотных фондов. Нарушение функционирования. Износ как результат потребле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.