Научная статья на тему 'Влияние фактора сезонности на ассортимент туристского агентства'

Влияние фактора сезонности на ассортимент туристского агентства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4121
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ФАКТОР СЕЗОННОСТИ / ТУРИСТСКОЕ АГЕНТСТВО / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТУРИСТСКИЙ АССОРТИМЕНТ / TOURISM / TOURISM ECONOMY / SEASONALITY FACTOR / TRAVEL AGENCY / TOURIST DESTINATIONS / TOURIST RANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина О. А.

Туризм рассматривается как сложная социально-экономическая система. Выделяются типы сезонов туристской деятельности. Дается анализ законодательной базы по туризму. Определены туристские сезоны дестинаций в зависимости от видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of seasonality on the range of tourist agencies

Tourism is considered as a complex socio-economic system. Types of tourist activity seasons are distinguished. The analysis of the tourism legislative framework is presented. Seasons of t ourist destinations depending on tourism types are identified.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора сезонности на ассортимент туристского агентства»

О. А. КАЛИНИНА

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА АССОРТИМЕНТ ТУРИСТСКОГО АГЕНТСТВА

УДК 338.486.22

Туризм рассматривается как ашжпая социально-экономическая система. Ныдешмтся типы септов туристской деятельности. Лается анализ шконодаше.и>ной базы по туризму. Определены туристские секты дестинацнй в зависимости от видов туризма

Ключевые слова: туризм, экономика туризма, фактор сезонности, туристское агентство, туристские дестинации, туристский ассортимент.

Tourism is considered as a complex socio-economic system Types of tourist activity seasons are distinguished The analysis of the tourism legislative framework is presented Seasons of tourist destinations depending on tourism types are identified.

Key words: tourism, tourism economy, seasonality factor, travel agency, tourist destinations, tourist range.

Важно учитывать то, что туристский продукт представляет собой сочетание вещественных товаров и невещественных услуг, особенностями которых являются неосязаемость, неспособность к хранению, несовпадение во времени факта поку пки и потребления, зависимость качества этого продукта от исполнителя, а также подверженность сезонным колебаниям. Необходимо учитывать сезонность ту ристского проду кта, так как это

явление неизбежно и оказывает значительное влияние на работу любого туристского предприятия.

Туристская деятельность в России сегодня регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в последней редакции от 05.02.2007 № 12-ФЗ). Причем впервые туристскую деятельность регу лирует правовой документ, обладаю-

щий второй после Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой сферы деятельности, как туризм. Настоящий закон определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с полу чением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов (природно-географических, культурно-исторических, социальных, экономических. демографических, политикоправовых, технологических, экологических и т. п.), роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому' их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, высту пающая как важнейшая специфическая проблема.

Под сезонностью, или сезонными колебаниями, понимают более или менее устойчивую закономерность вну тригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости от изменения климатических условий в разные временные промежу тки рассматриваемого периода и т. д. Другими словами, сезонностью называют

устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебаний спроса и предложения. По сути своей сезонность довольно сложное явление. Часто ее последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского проду кта обусловливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответству ет и сезонный подъем спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания.

Таким образом, в значительной мере сезонность — это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения, это также устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации.

В целом можно выделить четыре типа сезонов ту ристской деятельности:

1. Сезон пик (топ) - период времени, который в наибольшей степени благоприятен для организации рекреационной деятельности туристов Он характеризуется максимальной плотностью туристского потока, поскольку обладает наиболее комфортными условиями для оздоровления и отдыха.

2. Высокий сезон - период повышенной активности туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие тарифы на туристские услуги. В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса на них приходится на третий квартал года, а также на время новогодних (рождественских) и пасхальных каникул.

3. Низкий сезон - характеризуется снижением деловой активности на туристском рынке. Это время не самое благоприятное для рекреации, и именно поэтому цена на туристский продукт существенно снижена.

4. «Мертвый» сезон - период времени, в течение которого в рассматриваемой дестинации можно наблюдать максимально неблагоприятные условия для рекреационной деятельности. К таким условиям мы может отнести, например, дискомфортную погоду (сезон дождей, низкие температуры, высокая влажность воздуха и др.), так называемый первичный фактор.

Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности. Это дает право говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в .масштабах всей планеты. Каждая дестинация может совершенно по-разному заполняться туристами в течение года. Сезонность спроса играет важную роль при реализации туристских услуг. Это явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий ту ристский сезон обслуживающий туристскую отрасль персонал имеет много сверху рочной работы. В то же время для межсезонья характерна недостаточная загру женность.

В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно меньше, чем в России. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая решение скорректировать сроки и продолжительность каникул с целью равномерного распределения внутреннего туристского потока по сезонам. Прямо противо-

положная ситу ация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услу ги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.

Дру гое решение проблемы сезонности -это разработка и продвижение новых видов ту рпроду'кта, не подверженных сезонным колебаниям. Это прежде всего развитие конгрессного и событийного, а также социального туризма для целевых групп: познавательного - для пенсионеров и образовательного - для молодежи.

В зависимости от времени года и целей туризма в предложениях турагентств меняются и туристские дестинации. Известно. что зимой наиболее популярны такие страны пляжного ту ризма, как Египет, Таиланд, Мальдивы. ОАЭ. Индия, Канарские острова и т. д. Весной особенно популярны Куба Шри-Ланка, Кипр. Летом лидерами пляжных направлений становятся Турция, Испания, Египет, Марокко, Тунис, Греция. Осенью же популярны Турция. Египет, Италия. Китай. Греция и т. д. Горнолыжные туры имеют четко выраженные сезон поездок (ноябрь - феврать) и дестинации (Франция. Австрия. Швеция).

Специалисты туризма в практике формирования ассортимента по сезонам опираются не только на собственный опыт, но в большей степени на статистические показатели выезда российских туристов. Организацию подобных исследований осуществляет служба БАНКО и публикует на сайте профессионального портала «Т1ЛШОМ». Маркетинговые исследования популярных направлений сезона зимы 2008/09 показывают, что рейтинг самых популярных стран оказался достаточно неожиданным, в нем появились три

страны (Индонезия, Доминиканская Республика и Мальдивы), которые ранее никогда не входили в итоговый топ-лист за зиму. Сравнение двух зимних сезонов пляжных направлений позволяет сделать следу ющие выводы:

♦ продолжают сохранять у веренные позиции три главных лидера - Египет, Таиланд и ОАЭ;

♦ Индия не включена в рейтинг. Причиной тому' явились политические волнения;

♦ Индонезия, Доминиканская Республика и Мальдивы впервые сохранили за собой места в итоговом лидерском списке. Их появление в топ-листе накану не сезона эксперты объясняли тем, что целевая клиентская группа этих направлений - состоятельные клиенты — отказывать себе в удовольствиях в связи с экономическим кризисом и копить на черный день не собирается.

Сравнение двух летних сезонов пляжных направлений (лето 2008/09) позволяет сделать следу ющие выводы:

♦ Турция уверенно сохраняет лидерские позиции;

♦ Египет показал динамику роста;

♦ Греция и Испания сохраняют свои позиции на рынке благодаря грамотной ценовой и ассортиментной политике;

♦ Хорватия показала снижение спроса.

Руководству туристской фирмы необходимо у читывать фактор сезонности при формировании ассортиментной политики, но при этом нужно знать, что несмотря на то, что многие ту ристские направления имеют ярко выраженный сезонный характер, можно сформировать свой ассортимент таким образом, чтобы туристский продукт был всесезонным. Это можно рассмотреть на примере Турции, основываясь на исследовании потребите-

лей - жителей Егорьевского района Московской области.

Анализ частоты путешествий в зависимости от у ровня доходов показывает, что люди с низким доходом (5-10 тыс. руб.) путешествуют меньше всех: из опрошенных респондентов их оказалось 7,5 %, они могут позволить себе совершать турпоездки раз в 3-5 лет. Люди с доходом 10-20 тыс. руб. путешествуют чаще: ежегодно - 12,5 %, раз в 2 года - 30 % опрошенных. Довольно стабильно путешествуют люди со средним доходом (20-30 тыс. руб.): 35 % опрошенных -ежегодно, 2,5 % - раз в 2 года. Исследование показато, что люди с высоким доходом (свыше 30 тыс. руб.) - 12,5 % опрошенных совершают турпоездки чаще всех - несколько раз в год. В настоящее время на многих предприятиях ежегодные отпу ска делят на части, чаще всего 2 раза в год по 14 календарных дней, в связи с этим совершать турпоездки несколько раз в году представляется возможным.

Исследования сезонов года, в которые респонденты предпочитают путешествовать, показали, что большинство респондентов (27,5 %) предпочитают совершать ту рпоездки осенью, при этом 20 % из них считают, что ассортимент туристских услуг, предлагаемых фирмами города должен быть разнообразен в течение всего года, 5 % считают, что ассортимент должен быть наиболее разнообразен осенью, а 2,5 % - зимой. 15 % опрошенных респондентов выбирают для пу тешествий зиму, и 7,5 % считают, что ассортимент должен быть разнообразным именно в это время года, а еще 7,5 % - в течение всего года. Весной предпочитают путешествовать 22,5 % опрошенных. 5 % из них считают, что ассортимент должен быть разнообразным весной, а 17,5 % -

в течение всего года. Лето, период отпусков и каникул, выбирают 25 % опрошенных респондентов, при этом 12,5 % считают. что ассортимент должен быть разнообразным именно летом и столько же (12,5%) - в течение всего года. Те, для кого сезон значения не имеет, составляют 10%, и они полагают, что ассортимент должен быть разнообразен в течение всего года. В какой бы сезон года опрошенные респонденты не предпочитали совершать турпоездки, большинство (67,5 %) считает, что ассортимент предлагаемых турфирмами г. Егорьевска услуг должен быть разнообразен в течение всего года.

В работе туристских фирм сезонность является отправной точкой в производстве турпродукта. Изучив предложения самых попу лярных мировых туристских дестинаций по специализациям туризма, мы определили следующие туристские сезоны (табл. 1).

В работе ту ристского агентства также необходимо формировать свой ассортимент в зависимости от времени года. В этих целях нами была разработана таблица по формированию ассортимента туристского проду кта на каждый месяц года.

Январь. Совершенно четко делится на два периода - новогодне-рождественские праздники и студенческие каникулы. Пляжный и экзотический туризм: туристские места на берегах Таиланда Индонезии, Малайзии, Индии, Маврикия, Мальдивских и Сейшельских островов выкупаются заранее. Не менее популяр-

Таблица 1

Туристские сезоны дестинаций в зависимости 01 видов туризма

ный туризм Египет Январь - февраль, май - октябрь

Г реция Май - октябрь

Экскур- сион- ный туризм США Круглого дично

Израиль

Чехия

Горно- лыжный туризм Австрия Декабрь - апрель

Франция Декабрь - март

Андорра Декабрь - апрель

Экзоти- чсскии туризм Таиланд Сентябрь - март

ЮАР Сентябрь - май

Мальдивы Круглогодично

Шоп- туризм ОАЭ Май - сентябрь

Турция Ноябрь - апрель

Таиланд Апрель - авгу ст

ны и латиноамериканские пляжные направления. Пляжи Бразилии, Кубы, До-миниканы и других стран и островов Ка-рибского бассейна замечательно подходят для морского отдыха. Экскурсионный и шоп-туризм, горнолыжный туризм: в январе горнолыжные возможности Европы дают широкий простор воображению.

Февраль. Традиционно относят к «низкому» сезону. Однако последний зимний месяц - отличное время для путешествий. Любители пляжного отдыха могут отправляться в экзотические страны, любителей шопинга ждут европейские распродажи. а поклонников активного отдыха -горные склоны. Это могут быть курорты Таиланда, ОАЭ с умеренным и комфортным климатом. Любители экзотического отдыха могут выбрать Камбоджу или Кубу, Мальдивы. Горнолыжный туризм: Куршевель, бюджетная Болгария, традиционная Австрия и горнолыжные курорты России.

Вид туризма Дестинация Сезон

Пляж- Турция Май - октябрь

Март. Пляжный и экзотический туризм: Гоа, Таиланд. Индонезия, Египет, Чили и Мексика. Интересен отдых на курортах Вьетнама. Экскурсионный и шоп-туризм: пирамиды в Египте. Горнолыжный туризм: можно покататься в Андорре, в Доломитах в Италии, на ледниках Австрии.

Апрель. Считается межсезонным месяцем в туризме. Пляжный и экзотический туризм: идеальное время для отдыха в Тунисе, Марокко. Экскурсионный и шоп-туризм: страны Европы в апреле традиционно отмечают Пасху, можно отправиться в Италию, Нидерланды, Чехию и страны Прибалтики. В это время года любители шопинга могут посетить Таиланд.

Май. Пляжный и экзотический туризм: традиционно Турция и Египет, Сей-шелы, ЮАР. Сингапур, Индонезия или

Индия. Экскурсионный и шоп-туризм: в такое время хороши автобусные туры по Западной и Центральной Европе; за шопингом можно отправится в Эмираты.

Июнь. Пляжный и экзотический туризм: варианты пляжного отдыха почти безграничны: Турция, Крит, Болгария, Египет, Испания, Мальдивы. Экскурсионный и шоп-туризм: по всей Европе, Китай. Сингапур.

Июль. Пляжный и экзотический туризм: пляжи Испании, Италии, Греции и Порту галии. Болгарии и Сейшел.

Август. Пляжный и экзотический туризм: в Греции, Турции, Черногории, Египте, ОАЭ и других странах традиционного пляжного отдыха очень жарко. Хорошо отдохнуть на море можно также в Болгарии, Хорватии и Черногории.

Таблица 2

Реализация туристского продукта фирмы «Весь мир»

Ян- варь Фев- раль Март Ап- рель Май Июнь Июль Ав- густ Сен- тябрь Ок- тябрь Но- ябрь Де- кабрь Ито- го

2007 22 18 20 22 31 35 40 44 42 34 21 24 353

2008 24 20 21 24 35 38 43 45 40 37 28 21 376

2009 20 19 17 21 30 33 38 40 36 29 19 20 322

Итого 66 57 58 67 96 106 121 129 118 100 68 65 1051

У1 22 19 19.3 22.3 32 35,3 40.3 43 39.3 33.3 22.7 21.7 29.2 (У2)

У 0.8 0.7 0,7 0,8 1.1 1,2 1.4 1.5 1.3 1.1 0.8 0.7 1

Примечание. У1 — коэффициент сезонности продаж по каждому месяцу (средний уровень одноименных внутригодовых периодов), У2 - коэффициент продаж по месяцам (общий средний уровень, как средняя арифметическая), У - средний коэффициент сезонности.

У1 = общее количество реализованного турпродукта за определенный месяц в течение рассматриваемых лет / количество рассматриваемых лет.

У2 = общее количество реализованного турпродукта / общее число месяцев.

У = У2 / У1.

Коэффициент сезонности турфирмы «Весь мир»

Комфортно можно провести время любителям экзотики на Мальдивах. Канарах и Бали. Экскурсионный и шоп-туризм: в южных странах (Италия, Испания, Португалия, Греция), в остальной части Европы. Интереснейшие экскурсионные ту ры можно найти в Чехии. Франции, странах Бенилюкса, а также в Скандинавии.

Сентябрь. Пляжный и экзотический туризм: курорты Греции, Кипра, Италии, Испании и Турции, Туниса и Кубы. Экскурсионный и шоп-туризм: Европа Эмираты.

Октябрь. Пляжный и экзотический туризм: Египет, ОАЭ, Тунис, Турция. Ямайка. Экскурсионный и шоп-туризм: Италия. Испания, Япония. Греция. Горнолыжный туризм: в Австрии во второй половине октября открывается сезон сно-убордистов.

Ноябрь. Пляжный и экзотический туризм: Египет, Гоа. Экскурсионный

и шоп-туризм: Европа. Горнолыжный туризм: начинается сезон на многих горнолыжных ку рортах Австрии и Швейцарии. Японии и Кореи.

Декабрь. Пляжный и экзотический туризм: комфортно в Египте, Таиланде, на Кубе, Мальдивах, в Доминикане, Вьетнаме. Экскурсионный и шоп-туризм: новогодние и рождественские праздники можно с комфортом провести в Герма-

нии, Бельгии, Дании. Экскурсии в Сингапуре, Китае, а за шопингом можно отправиться в Грецию. Горнолыжный туризм: Андорра, Франция. Австрия, Германия, Словения. Болгария и т. д.

Объем реализованных услут туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг ту ристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Поскольку объем реализации услуг туризма имеет четко выраженну ю тенденцию к изменению, то мы произвели расчет коэффициента сезонности в течение 2007-2009 гг. в работе туристского агентства «Весь мир» г. Егорьевска (табл. 2).

Рассмотрев коэффициент сезонности в динамике за три года (2007-2009 гг.), мы выявили тенденцию подъема продаж в летний сезон (пик подъема приходится на июль - авгу ст) и тенденцию спада продаж с ноября по март. Динамика подъема и спада продаж отражена на рисунке.

Предложенные рекомендации по формированию ассортимента с учетом ту ристского предложения по сезонам позволят туристскому агентству повысить чис-

ло продаж в месяцы, когда индекс коэф- фициента сезонности ниже единицы.

В. Г. ШАПОШНИКОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СПРОСА НА ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ

УДК 338.487

Туризм рассмотрен как сложная многосвязная система. Ilpedcmae.tena концептуальная модель развитая спроса па туристские услуги. Дина оценка привлеките.зыюсти туристских услуг.

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, экономика туризма, трудовые ресурсы, региональная инфраструктура, туристский спрос.

Tourism is considered as a complex• multiply connected system I conceptual model of tourism ser-\ices demand is presented The estimation of tourist senices attractiveness is given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: tourism, tourism services, tourism economy, workforce, regional infrastructure, tourism demand.

В последнее время актуальны модели социальных процессов как модели управления сложными иерархическими системами. Туризм как объект управления представляет собой сложную многосвязную систему . Связность туризма как отрасли определяется как зависимостью от спроса на ее услуги со стороны социальной сферы, так и ее влиянием на развитие экономики в целом. Спрос на услу ги тур-бизнеса определяется уровнем дохода населения, доступностью и качеством услуг. В ряде изданий поставлен вопрос об оценке ее мультипликативного влияния на экономику.

Туризм является мощным катализатором развития сопутствующих отраслей экономики: транспорта, связи, производства товаров народного потребления и т. д. - всего 32 отрасли [1]. Практическая невозможность экспериментального, натурного либо полунатурного моделирования предназначенных к изучению

форм функционирования различных типов туристских услуг в условиях конкретного региона делает особенно своевременным и привлекательным, например для сравнения различных вариантов стратегий управления туристских! комплексом, использование имитационных математических моделей с применением вычислительной техники.

Предлагаемый в статье подход опирается на резу льтаты работ [1, 2, 4, 5], перенося и уточняя основные результаты в области методологий моделирования развивающихся систем в область моделирования развития региональных туристских комплексов. Развитие туристской инфраструктуры увязывается с развитием экономического, социального и трудового секторов региональной экономики.

Одной из серьезнейших проблем, связанных с развитием туризма, являются экологические последствия [1]. Поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.