Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
УДК. 338.012
Влияние фактора риска на формирование эффективной тарифной политики современной электросетевой энергокомпании
Тимофеев Р.А.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры инженерного менеджмента
Казанского государственного энергетического университета
Бурнашев Р.Р.
Аспирант кафедры инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета
В статье приведен обзор и анализ основных отраслевых рисков постреформенных электросетевых энергокомпаний, обусловлено влияние фактора риска на формирование тарифной политики электросетевой энергокомпании, сделаны выводы о необходимости своевременного учета и прогнозирования ключевых рисков при осуществлении эффективной хозяйственной деятельности сетевых энергокомпаний.
Ключевые слова: риск, неопределенность, сетевая электроэнергетическая компания, электроэнергетика, реформа.
В современных рыночных условиях региональные сетевые электроэнергетические компании, как предприятия инфраструктурного сегмента национальной экономики, подвержены государственному регулированию, находясь в сфере постоянного влияния как систематических, так и несистематических рисков. Тем не менее практика показывает, что в основном факторы, обуславливающие риски в электроэнергетической отрасли, все же имеют систематический характер. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что сетевые энергокомпании оказывают услуги по передаче и распределению электрической энергии, вырабатываемой генерацией. В свою очередь, в силу таких характерных особенностей электроэнергетики как одномоментность производства, передачи и потребления электроэнергии, а так же практической невозможностью ее аккумулирования, объем произведенной энергии определяется спросом на нее, т.е. обусловлен уровнем развития региональной и, соответственно, национальной экономики. Следовательно, сегодня можно с высокой степенью вероятности утверждать, что перспективы развития сетевых энергокомпаний региона оп-
ределяются, в первую очередь, состоянием региональной экономики и темпами ее развития. Данный факт еще раз обосновывает предположения о том, что наряду с генерирующими энергокомпаниями, региональные электросетевые энергокомпании в большей мере, чем предприятия других отраслей, подвержены систематическим рискам.
На сегодняшний день в постреформенной электроэнергетике России актуальны как традиционные, так и специфические отраслевые риски. В частности, это риски, связанные с незавершенностью реформирования рынка электроэнергии (уже заканчивается 2011 г., а официально реформа завершилась в 2008 г.), непрозрачностью финансовых потоков, не прогнозируемостью покупательной способности потребителей в различных регионах и секторах, а также неопределенностью ценового поведения поставщиков топлива. В тесной взаимосвязи с перечисленными факторами находятся и такие экономические факторы, как цены на энергоресурсы (особенно в части тарифов на услуги по передаче электроэнергии) и проводимая государством либерализация рынка электроэнергии и мощности.
127
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
Ключевыми факторами неопределенности, особенно при долгосрочном планировании и прогнозировании (что весьма актуально для инвесторов с учетом длительности инвестиционного цикла в электроэнергетике) являются цена и спрос на электроэнергию (мощность), рыночная конъюнктура (поведение конкурентов, сценарии развития инфраструктуры и смежных отраслей), аварии и ремонты.
Заметную роль играют финансовые риски, связанные, к примеру, с недостаточным опытом работы участников конкурентного рынка электроэнергии. Сделки должны быть сбалансированы в реальном времени, поскольку электроэнергия, в отличие от энергоносителей, не может храниться на складе. Влияние на формирование спроса (цены) местных, сезонных, гидрологических условий, суточных графиков потребления так же порождает высокую степень неопределенности для участников конкурентного рынка.
В настоящее время процесс управления рисками на энергопредприятиях заключается в выявлении, анализе и оценке действующих рисков, а так же разработке и внедрении мероприятий по их устранению или минимизации. Анализ рисков, показывает, что на деятельность сетевой энергокомпании оказывают влияние как управляемые, так и неуправляемые риски. В первую группу включаются финансовые, производственные, юридические риски. Имеющееся несовершенство и незавершенность законодательной и нормативной базы электроэнергетической отрасли РФ повышают уровень отраслевых рисков. И политические, и отраслевые риски являются практически неуправляемыми и, вместе с тем, оказывают, пожалуй, самое существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности региональной сетевой энергокомпании. Данные риски являются систематическими, что не позволяет энергокомпаниям своевременно и эффективно бороться с ними.
Сегодня сетевые энергокомпании, с одной стороны, зависят от производителей электроэнергии и принимают на себя риски генерации, с другой стороны - от энергосбытовых компаний. В результате чего складывается парадоксальная ситуация, а именно: сетевая энергокомпания не обладает достаточной возможностью для влияния:
- ни на объем оказываемых услуг, который определяется производителем электроэнергии, в свою очередь, зависящим от спроса потребителей;
- ни на своевременное поступление денежных средств за оказанные услуги, определяемое сбытовыми энергокомпаниями;
- ни на цену за оказываемые услуги, которая определяется государством в лице уполномоченных органов, осуществляющих регулирование тарифов. В результате этого финансово-хозяйственной де-
ятельность региональных сетевых энергокомпаний практически полностью определяется третьими лицами: объем услуг - производителем и продавцом электроэнергии (генерирующее и сбытовое предприятие), цена за оказываемые услуги - государством (регулирующий орган). Очевидно, что в таких условиях эффективно управлять группой отраслевых рисков затруднительно. Сегодня в качестве превентивных мер, предпринимаемыми сетевыми энергокомпаниями для предупреждения отраслевых рисков, является проведение систематической работы с регулирующими органами с целью обоснования и последующего установления экономически обоснованных тарифов, включающих, по возможности, все экономически обоснованные затраты. Кроме того, оптимизация затрат и повышение операционной эффективности может быть достигнута в процессе реализации программы управления издержками.
Как уже отмечалось ранее, одним из наиболее значимых отраслевых рисков, оказывающих наибольшее влияние, является риск, связанный с формированием тарифов, поскольку тариф это основной, а зачастую - единственный источник средств для сетевой энергокомпании. В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 [1], при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
При регулировании тарифов методом экономически обоснованных затрат тариф устанавливается на один год, установление долгосрочных тарифов допускается методом индексирования или методом доходности инвестированного капитала. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. Таким образом, отраслевой риск проявляется в изменении размера прибыли в зависимости от метода регулирования тарифов на передачу электроэнергии. В связи с этим особое внимание необходимо уделять анализу этой группы рисков.
Начиная с 2009 г., практически во всех сетевых электроэнергетических компаниях РФ регулирование тарифов осуществляется методом доходности инвестированного капитала, а с 2012 г. в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» [2] переход на долгосрочное регулирование тарифов станет обязательным для всех сетевых энергокомпаний. Риски, связанные с переходом на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, весьма значительны и могут оказать ощутимое негативное влияние на формирование результата хозяйственной деятельности.
128
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
Таким образом, наиболее вероятными и значимыми являются отраслевые риски, связанные с переходом на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала. Вместе с тем условия инвестирования, некие гарантии возврата вложенных средств инвестору устанавливаются только при регулировании тарифов методом доходности инвестированного капитала, другого метода, предусматривающего создание нормативных условий для участия в инвестиционной программе предприятия сторонних инвесторов в настоящее время нет. Ситуация усугубляется имеющимся до настоящего времени значительным моральным и физическим износом основных фондов сетевых электроэнергетических компаний, который вынуждает предприятия реализовывать масштабные инвестиционные программы, требующие существенные финансовые ресурсы.
Согласно действующим нормативным документам [3], размер инвестированного капитала, который учитывается при формировании необходимой валовой выручки, при первом применении метода доходности инвестированного капитала, устанавливается по результатам независимой оценки активов регулируемой компании. Это необходимо для осуществления регулируемой деятельности с учетом стоимости замещения активов организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, а также физического, морального и внешнего износа активов. В связи с этим переход на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала в результате действий оценщиков неизбежно сопровождается риском недооценки стоимости активов. Следовательно, величина тарифа на несколько лет долгосрочного периода регулирования может быть занижена. Цена риска - недостаток средств для реализации инвестиционной программы и - как следствие - снижение надежности энергоснабжения, повышение аварийности, увеличение травматизма, а так же ряд других негативных последствий. А учитывая, что сетевые электроэнергетические компании являются инфраструктурными предприятиями региональной экономики, вышеуказанные отраслевые специфические риски неизбежно окажут опосредованное воздействие и на другие компании - потребителей электроэнергии, да и на экономику республики в целом. Кроме того, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. [4], для создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей и сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ ужесточаются параметры роста регулируемых тарифов естественных монополий. В связи с полной либерализацией рынка электроэнергии и электрической мощности для всех категорий потребителей, кроме населения и в неценовых зо-
нах, во избежание всплеска цен на электроэнергию, рост регулируемых тарифов на сетевую составляющую и сбыт электроэнергии будет сдерживаться в размерах, обеспечивающих минимальную прибыль на инвестированный капитал. В среднем рост тарифов на электроэнергию для населения составит не более 10 %. В то же время предполагается принятие комплекса мер по настройке регулирования как монопольных, так и либерализованных конкурентных видов деятельности таким образом, чтобы ограничить рост издержек потребителей и сблизить в перспективе динамику цен в инфраструктурных и в конечных секторах экономики.
В ближайшей перспективе услуги по передаче электрической энергии останутся сферой государственного регулирования. При расчете прогноза изменения тарифов на данные услуги на период 2012-2014 гг. [4] будут учитываться долгосрочные параметры регулирования сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала. Данная тенденция для сетевых электроэнергетических компаний является проявлением еще одного весьма важнейшего риска - политического. Существенное влияние данного вида риска ощутили сетевые энергокомпании, ранее переведенные на регулирование тарифов на передачу электроэнергии методом доходности инвестированного капитала. Тарифы, возросшие на 30-40 % после перехода на новый порядок регулирования, в 2011 г. были уменьшены до уровня 15 %, согласно Прогнозу социально-экономического развития России на период 2011-2013 гг. [5].
В заключении мы бы хотели отметить тот факт, что изложенные нами материалы еще раз подтверждают необходимость учета и прогнозирования рисков при осуществлении хозяйственной деятельности инфраструктурных предприятий отечественной экономики, и в особенности это касается региональных сетевых энергокомпаний. Сегодня, в новых постреформенных условиях, для этих компаний наиболее существенными стали отраслевые риски, относящиеся к категории рисков, возможности управления которыми весьма ограничены. В сложившейся ситуации сетевые энергокомпании вряд ли самостоятельно смогут найти выход, поэтому, на наш взгляд, принципиально важным в решении обозначенных проблем будет роль правительства РФ и Министерства энергетики, ну а пока вопрос эффективного риск-менеджмента для региональных сетевых энергокомпаний до сих пор остается актуальным и до конца не решенным.
129
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». - URL: http:// www.referent.m/1/152260.
2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями). - URL: http://base.garant.ru/185656/.
3. Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. № 231-э Москва «Об утверждении
Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала». - URL: http://www. rg.ru/2008/07/11/metod-dok.html
4. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 годов. -URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14779. html
5. Прогнозсоциально-экономическогоразвитияРос-сийской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. -URL: http://www.consultant. ru/onlme/base/?req=doc;base=LAW;n=105711
Impact of Risk Factor on Forming of Efficient Tariff Policy of Modern Electricity Supply Network Energy Companies
R. Timofeev, R. Burnashev Kazan State Power Engineering University
The paper deals with review and analysis of the main branch risksfacing post-reform electricity supply network energy companies. The authors come to the conclusion that timely account and prediction of key risks is necessary for efficient business activities of network energy companies.
Key words: risk, ambiguity, network energy company, electrical energy industry, reform.
130