Научная статья на тему 'Влияние эстетики архитектуры Санкт-Петербурга на творчество поэтов Серебряного века'

Влияние эстетики архитектуры Санкт-Петербурга на творчество поэтов Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Серебряный век / архитектура / искусство / среда / стихи / Санкт-Петербург / Silver age / architecture / art / environment / poetry / St.Petersburg

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дарья Александровна Дроздова

Архитектура всегда формировала мировоззрение поэтов, писателей, мыслителей. Особенно явно влияние архитектурной среды проявилось в творчестве петербургских поэтов Серебряного века. Их стихи рождались из ткани города. И сегодня мы можем оценить творчество поэтов через призму среды, в которой оно создавалось. Ведь СанктПетербург сохранил свои очертания через столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of the Aesthetics of St. Petersburg Architecture on the Work of the Poets of the Silver Age

Architecture has always shaped the worldview of poets, writers, thinkers. Especially we can see the influence of the architectural environment on the work of the St. Petersburg poets of the Silver Age. Their poems were born from the the city. And today we can appreciate the creativity of poets through the prism of the environment in which it was created. After all, St. Petersburg has retained its outlines through the centuries.

Текст научной работы на тему «Влияние эстетики архитектуры Санкт-Петербурга на творчество поэтов Серебряного века»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10032

The Influence of the Aesthetics of St. Petersburg Architecture on the Work of the Poets of the Silver Age

Влияние эстетики архитектуры Санкт-Петербурга на творчество поэтов Серебряного века

Daria Alexandrovna Drozdova, Дарья Александровна Дроздова,

student of the faculty of architecture студент 4-го курса архитектурного факультета

of the State University of Land Use Planning Государственного университета землепользования

E-mail: dashadrozdova@inbox.ru E-mail: dashadrozdova@inbox.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21— архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Научный руководитель: Л.В. Молодкина, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, декан факультета по переподготовке специалистов с высшим образованием ГУЗ

Annotation. Architecture has always shaped the worldview of poets, writers, thinkers. Especially we can see the influence of the architectural environment on the work of the St. Petersburg poets of the Silver Age. Their poems were born from the the city. And today we can appreciate the creativity of poets through the prism of the environment in which it was created. After all, St. Petersburg has retained its outlines through the centuries.

Key words: Silver age, architecture, art, environment, poetry, St. Petersburg

Аннотация. Архитектура всегда формировала мировоззрение поэтов, писателей, мыслителей. Особенно явно влияние архитектурной среды проявилось в творчестве петербургских поэтов Серебряного века. Их стихи рождались из ткани города. И сегодня мы можем оценить творчество поэтов через призму среды, в которой оно создавалось. Ведь Санкт-Петербург сохранил свои очертания через столетия.

Ключевые слова: Серебряный век, архитектура, искусство, среда, стихи, Санкт-Петербург

Поэты Серебряного века — кто они? Для нас, людей века «пластмассового», они зачастую превращаются в «полузабытую сказку», в миф, который был, а может быть и не был. Словно фантом, они существуют в нашей памяти, бестелесно и бесчувственно декламируя (с детства всем нам знакомые) стихи.

А ведь жили они не так давно, всего лишь 100 лет назад, и были вполне материальными людьми, со своими бедами и радостями, заботами и хлопотами. И если вглядеться получше, даже чем-то походили на нас с Вами.

Трудно себе представить, но дома, в которых они жили — до сих пор стоят, в них живут люди, а в некоторых даже останавливаются туристы. Живут они и не знают, на чей балкон выходят вечером, сквозь чье окно они любуются Невой.

В этом и состоит феномен «северной столицы». Город, которому многое пришлось пережить, сумел сохранить «непарадность» своих дворов, скромно тая убежище своих детей.

У каждого здания своя история, каждое несет через столетия рассказ о жизни своих

обитателей и о происшествиях того времени.

В них стиль, вкус и характер эпохи дней прошлого...

Анатолъ Франс

Целью исследования является выявление влияния эстетики архитектуры на творчество поэтов Серебряного века.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

1) на примере стихов «века серебра» определить наиболее значимые для их авторов адреса;

2) установить характерные черты жилищ и мест обитания поэтов;

3) выявить значимость петербургской поэзии в контексте архитектурной среды для искусства XX века.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: архитектура, среда, что окружала петербургских поэтов Серебряного века формировала их мировоззрение, стихи рождались из ткани города, его колорита.

Так отправимся же по адресам поэтов «Серебряного», окунемся на время в их мир и поймем, как архитектура их мест силы повлияла на творчество поэтов.

130

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега,

На балконы, куда столетья Не ступала ничья нога.

И воистину ты — столица Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится Тот особенный, чистый час...

А. Ахматова (1916 г.)

Адрес первый: Казанская ул. 4/2. Этот дом долгое время был не знаком ахматоведам. Второй слева, если идти от собора, он расположился напротив дома, в котором Ахматова поселится спустя тридцать два года Казанская ул, д. 3). Она, которая очень любила совпадения такого рода, никогда не поминала дом номер четыре, не знала, ведь поселилась она здесь еще маленькой девочкой. Ей на тот момент было всего два года. Здесь находилась служебная квартира отца. Он и мать Ахматовой приехали с юга: сначала поселились в Павловске, потом в Царском селе. А отец, поступив на службу, то ли получил, то ли снял квартиру на Казанской. Факт этот обнародовал литературовед Вадим Черных — нашел в «Адресной книге г. Санкт-Петербурга на 1892 г.». С тех пор место рискует стать «Меккой» для ценителей творчества Ахматовой.

Адрес второй. «Тучка для поэтов». Тучков пер., 17, кв. 29. Это квартира с окнами, выхо-

дящими в переулок, в которой сначала, в 1912 г. поселился Гумилёв, затем, в 1913 г. И Ахматова.

Они прожили в небольшой комнатушке два непростых года. «Был переулок снежным и недлинным», — напишет Ахматова про Тучков переулок. Отсюда она с Гумилёвым ходила завтракать в уютный ресторанчик «Кинши». А вечером именно сюда подкатывала пролетка, из которой выходил либо Гумилёв, либо Ахматова. Вместе они не часто возвращались.

Именно на «тучке» Лозинский помогал Анне держать корректуру её второй киги «Чётки». «Делал это безукоризненно, как все, что он делал», — напишет потом Ахматова.

Именно на «тучке» Ахматову смешил Осип Мандельштам. Да так смешил, что они вместе «падали на поющий всеми пружинами диван». «Мне ни с кем так хорошо не смеяться, как с ним!» — напишет потом Ахматова.

Следующий адрес — Невский пр., 100 — квартира, которую в 1894 году 19 ноября семья Мандельштама сняла на три дня.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей...

Это была шикарная меблированная квартира. Отец ставил одно условие — чтобы хотябы одно из окон выходило на Невский проспект. Он хотел увидеть, как повезут гроб умершего на юге Александра III. Похороны царя стали первым воспоминанием трехлетнего поэта. «Даже смерть мне явилась впервые в совершенно неестественно пышном, парадном виде». Мог ли он знать, что его смерть станет совершенным антиподом смерти царя?..

Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но все они прошли сквозь перипетии истории, они жили, страдали, творили в городе белых ночей. Ахматова, Блок, Цветаева, Мандельштам вдохновлялись им. Сотканные из мрачных дворов-колодцев, шумных проспектов, «желтовато-цыплячьих» стен домов, их стихи переливались трагизмом и утрированной сентиментальностью.

В заключение хотелось бы отметить, что история, равно, как и поэзия — не на страницах книг, она среди нас, повсюду. Архитектура и география событий — вещи едва ли ни первостепенные в вопросах изучения творчества поэтов. Они источник творчеств, его причина. И лишь изучив архитектуру и географию творчества, можно приблизиться к его понимаю.

Список литературы

1. Недовишин В.М. Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург. М.: ACT: Редакция Елены Шубиной, 2016.

2. Серебряный век в России / Под ред. В.В. Иванова, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян. М.: Радикс, 1993.

3. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002.

№3/2018

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.