46
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2008
УДК 37(091)
ВЛИЯНИЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ НА РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ДУХОВНаНРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
© 2008 Зотова О.А.
Московский государственный педагогический университет
филиал в г. Ульяновске
В статье рассматриваются особенности эпохи Просвещения в Германии и их влияние на развитие системы образования и воспитания. Анализируются предпосылки возникновения идей духовно-нравственного воспитания.
The author writes about the peculiarities of the Age of Enlightment in Germany and about their impact on the development of German educational system. The premises of the origin of the ideas of moral and spiritual education are researched.
Ключевые слова: эпоха Просвещения, просветительское движение, неогуманизм, филантропизм, педагогика Германии.
Keywords: the age of the Enlightenment, educative motion, neo-humanism, philanthropy, pedagogy of Germany.
Возрождение системы духовнонравственного воспитания, осуществляемое сегодня, и поиск новых ценностно-мировоззренческих основа-
ний заставляют обратить внимание на те процессы, которые происходили в мировом обществе ранее. Чтобы ответить на вопросы времени и потребности общества, педагогика призвана учитывать ценностные компоненты образовательных концепций уже существующих в педагогическом опыте различных стран, в частности Германии.
Конец XVIII и первая половина XIX веков в Германии стали важной вехой в развитии идей духовнонравственного воспитания. Этот период ознаменован в мировой истории переходом от феодального строя к капиталистическому и распространением идей общественного равенства и личной свободы. Умами просветителей владели мысли о благоденствии народа посредством нравственного воспитания и всестороннего образования.
Немецкое государство в век Просвещения сконцентрировало свое
внимание на решении многих насущных социальных проблем. Распространившееся социально-
просветительское движение носило в Германии антифеодальный характер и стремилось к объединению немецкой нации. Говоря о немецком просветительском движении в целом, следует отметить, что для него были присущи идеи духовно-
нравственного усовершенствования человечества и гуманности. Особенностью развития Германии конца XVIII -первой половины XIX вв. стал расцвет духовной культуры. Согласно известному теоретику и историку педагогики начала XX в. М. И. Дем-кову, это было время «быстрого подъема немецкого народа на пути к духовной свободе и самостоятельности; во всех областях жизни он создает себе новое духовное содержание» [3. С. 370]. Культура Германии эпохи Просвещения прославлена такими известными именами в литературе и филологии, как И. Гердер, И. Гете, братья Гримм, В. Гумбольдт, Г. Лессинг, Ф. Шиллер; в музыке - Л. Ван Бетховен, К. М. фон Вебер, В.
Психолого-педагогические науки
47
• • •
Моцарт; в философии, этике - Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. Подобного рода взлет духовной культуры был обусловлен рядом причин. Во-первых, просветительское движение, охватившее все страны Европы, перемещается в середине XVIII столетия в Германию, став итогом всего западноевропейского Просвещения. Во-вторых, по мнению зарубежных исследователей М. Герберта, Р. Роза-новски, в Германии, верно следовавшей средневековым традициям, была возможна скорее «культурная и литературная революция», чем политическая [8, 9]. Именно поэтому, «не находя естественного выхода, энергия социального протеста» проявлялась в духовных сферах, что не могло не отразиться на формировании идей о духовно-нравственном воспитании [2. С. 21].
Будучи не только «райскими птичками, но и оводами», просветительская идеология, литература и философия подготавливали немецкий народ к назревающей революции 1848 г., пробуждали его национальное самосознание, создавали новые духовные идеалы, ставили новые духовные задачи и являлись, таким образом, главным источником духовности [2. С. 23]. Подчеркивая необходимость нравственного урока, в качестве эстетической темы многие авторы выбирали обретение героем добродетели в награду за рассудительность и скромность. Необходимо подчеркнуть, что литература была не только средством воздействия на народные массы, но и средством воспитания общественного сознания.
Дух Просвещения был проникнут педагогикой, наблюдалась устойчивая связь педагогики с другими науками: философией и психологией, особенно повлиявшими на формирование идей о духовно-нравственном воспитании. Это было время психо-лого-педагоги-ческих теорий ребенка и философско-педагогических концепций.
В число известных немецких фило-софов-педагогов входили В. Гумбольдт, Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. Увлеченные идеями педагогического усовершенствования жизни, немецкие философы создавали свои педагогические концепции, направляя тем самым разви-
тие педагогической мысли. Согласно справедливому мнению В. Виндель-банда (1848-1915), одного из классиков историко-философской науки, основателя Баденской школы неокантианства (1848-1915), «подлинная немецкая философия определяла интеллектуальную жизнь Германии в течение всего 18 столетия в разнообразных и частью далеко расходившихся системах» [1. С. 14]. Безусловно, педагогические идеи каждого автора были уникальны и исключительны, вместе с тем существовал и основной лейтмотив: возрастающий индивидуализм-личность становится в центре общественного внимания, определяются «задачи рода человеческого», автономия человека по отношению к Богу.
Значительное место в эпоху «разума» занимали философско-психологи-ческие знания о душе и эмпирическая психология. Были разработаны некоторые аспекты психофизиологии и изучен психический склад личности.
Основываясь на психологических знаниях, педагоги Просвещения стояли на позиции гуманного отношения к детям с учетом их возрастных и психологических особенностей. Большая заслуга в этом принадлежит немецким филантропистам, одними из первых обративших внимание на потребности и интересы своих воспитанников. Значительный вклад в разработку психологических основ педагогической системы внесли Ф. Э. Бенеке (1798-1854), выдающийся немецкий философ-психолог, и И. Ф. Гербарт (1776-1841), известный немецкий педагог, философ и психолог.
Неотъемлемой частью немецкого просветительского движения являлись духовно-педагогические течения - неогуманизм и филантропизм.
Как педагогическое течение неогуманизм сформировался под влиянием идей Х. Г. Гейне (1729-1812), И. М. Геснера (1691-1761), И. А. Эрнсти (1707-1781), предлагавших изучать древние языки, прежде всего греческий, в целях знакомства с древнегреческой культурой для формирования у воспитанников эстетических вкусов. По утверждению Р. Стивена Тернера, «сторонники неогуманизма ввели в обиход новую образовательную терминологию», включающую в себя Bildung (культуру), Humanitat
48
Известия ДГПУ, №3, 2008
(человечность) и Selbststandigkeit (самостоятельную деятельность) [7]. Представители позднего этапа неогуманизма и главные его теоретики В. Гумбольдт (1767-1835), Ф. А. Вольф (1759-1824) делали акцент на раскрытии способностей человека и стремились к всестороннему развитию личности. Главная задача воспитания заключалась с их точки зрения «в воспитании людей цельных, свободных, у которых все телесные и душевные задатки» [5. С. 69].
Второе течение - филантропизм -был основан И. Б. Базедовым (17241790) и получил большую поддержку у правящих кругов некоторых немецких государств. Исходным пунктом педагогической концепции филан-тропистов было воспитание «общественно полезных», добрых граждан.
Безусловно, каждое педагогическое течение имело свои достоинства и недостатки, вместе с тем нельзя не учесть и тот фактор, что именно «под их давлением произошел переворот во всем строе школьного дела» [6. С. 167].
Инициаторами реформирования системы образования Германии конца XVIII - первой половины XIX вв. выступили не только просветители, но и новый зарождающийся класс -буржуазия. Принадлежность к крупной буржуазии определяло в то время не рождение в соответствующей общественной группе, а индивидуальный профессиональный успех. Как отмечает Т. В. Касимова, «самым важным капиталом немецкой буржуазии были знания, профессионализм и опыт» [4. С. 10].
В конце XVIII столетия в Германии закладываются основы современной системы образования. Согласно указам, введенным в 1716-1717 гг. Фридрихом Вильгельмом Первым, был объявлен закон о «всеобщем обязательном образовании». Школьная система образования была представлена следующими типами школ: народными, бюргерскими и латинскими школами, предшественницами гимназии. Новая идеология образования, устремленная к воспитанию человечества «путем самообразования» и «силою идей», потребовала серьезных организационных изменений в построении новой школы. Были изменены цели, задачи,
содержание обучения и воспитания [6. С. 218].
Поставленный акцент на личност-но развивающем аспекте образования предполагал понимание воспитания в качестве одного из видов общественной деятельности, осуществляемой не только школой, но и другими социальными институтами.
Неиссякаемым источником научного и духовного прогресса страны выступили немецкие университеты, ставшие в эпоху Просвещения мировыми научными центрами: университет в Галле (основан в 1694 г), Геттингене (1737), Эрланге (1743). Из числа всех факультетов предпочтение отдавалось философскому. Создателями немецких университетов были Хр. Томазий (1655-1728), профессор, юрист, философ, Х. Вольф (1679-1754), профессор математических, физических и философских наук, В. Гумбольдт (1767-1835), философ, ученый, лингвист и государственный деятель.
Престиж учебных заведений повысил престиж науки и профессии учителя в целом. В связи с этим возникла потребность в специальной подготовке учителей. В 1810 году был установлен экзамен для получения учительского звания, отделивший профессию учителя от духовного звания. Надо отметить, что правительственная политика, проводившаяся в сфере образования в первой половине XIX века, способствовала расширению границ образованности. Известно, что немецкое государство оплачивало расходы ученых, связанных с изданием публикаций, в том числе и диссертаций. Постепенно главная роль в деле просвещения и образования народа (принадлежавшая ранее церкви) переходит к государству. В XIX веке Германия становится «культурным учреждением», где главной государственной прерогативой являлось «нравственное и человеческое совершенство». «Идея, господствующая в области народного воспитания, такова: государство, как организованная нация, обязано доставлять всем своим членам, ради них самих и ради достоинства нации необходимые средства для духовнонравственного развития» [6. С. 196].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что эпоха Просвещения в немецком государстве
Психолого-педагогические науки • • •
сыграла решающую роль для политического, экономического и культурного роста страны. К вопросам воспитания в конце XVIII - первой половине XIX вв. в Германии стали обращаться не только просветители, но и государственные деятели, считавшие, что духовно-нравственное
Примечания
1. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - М.: Наука, 1993. - 105 с. 2. Волков Г. Сова Минервы. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 255 с. 3. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. - М.: Сытин, 1912. - 500 с. 4. Касимова Т.В. Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII в. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Архангельск, 2002. - 195 с. 5. Сперанский Н.В. Очерк истории средней школы в Германии. - М.: Сабашников, 1889. - 327 с. 6. Паульсон Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / Под ред. П. В. Сперанского. - М.: Сытин, 1908. - 330 с. 7. Тернер Р.С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год [Электронный ресурс]. http:vwwv.nlobooks.rU/rus/magazines/n 8. Herbert М. Erziehung und Volksbildung in Altwurttemberg / M.Herbert (Umbruch und Neuorientierung in der zweiten Halfte des 18-en Jahrhunderts). Studien und Dokumentation zurdeutschen Bildungsgeschichte. Band 20.Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1982. - P. 530. 9. Rozanowski, R. Aktualitatder Aufklarung. - Wroclaw, 2000. - P. 233.
Статья поступила в редакцию 08.06.08 г.
49
воспитание есть очень важный общественный вопрос, от решения которого зависит успех улучшения общественного строя и моральный облик всей нации.
УДК 373.1(471.67)
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ИСЛАМА
КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭТНОКУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
©2о°8 Мирзоев Ш.А., Ванатиева Н.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье дан краткий анализ современного состояния проблемы формирования морально-этического облика учащихся в образовательном процессе республики, показана позитивная роль этнокультуры и народной педагогики в воспитании личности, на основе аятов ислама и изречений пророка Мухаммада определены функциональные обязанности родителей по последовательному воспитанию, морально-этическому и физическому совершенствованию детей, с опорой на исламские духовно-нравственные ценности раскрыты и обоснованы основные аспекты (нравственный, физический, интеллектуальный, психологический, социальный, половой) обеспечения морально-этического облика совершенного человека.
In the article the short analysis of the modern conditions of the problem of the development of pupils’ moral-ethical look in the republic educational process is given, the positive role of ethnic culture and ethnic pedagogy in the personality’s upbringing is determined, on the basis of Islamic ayats and Prophet Mukhammad’s dictums the