Научная статья на тему 'Влияние эмоционального искусственного интеллекта на процесс коммуникаций'

Влияние эмоционального искусственного интеллекта на процесс коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
662
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАЦИИ / ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЦИФРОВЫЕ ПОМОЩНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПАРТНЕРЫ / EMOTION ARTIFICIAL INTELLIGENCE / COMMUNICATION / PUBLIC SPEAKING / FEEDBACK / DIGITAL ASSISTANTS / COMMUNICATION PARTNERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Моисеенко Марина Валентиновна

Целью статьи является рассмотрение феномена эмоционального искусственного интеллекта как новой составляющей жизни современного общества, а также анализ его возможностей и потенциальных путей его использования в сфере коммуникаций. Благодаря появлению эмоционального искусственного интеллекта становится возможным вывести на качественно новый уровень подготовку публичных выступлений и подготовку спикеров разных направлений. В статье описываются варианты использования новой технологии, а также возможности готовых прикладных решений на базе эмоционального искусственного интеллекта. Также в статье рассматривается использование ИИ в роли коммуникатора. С появлением и развитием цифровых помощников, актуальным становится вопрос о восприятии их человеком как новых коммуникативных партнеров. Кроме ответов на запросы владельцев, такие помощники научились считывать эмоциональное состояние собеседника, а также воспроизводить фундаментальное поведение человека. Несмотря на возможные погрешности в работе эмоционального искусственного интеллекта, связанные с качеством данным, на которых происходит обучение, технология продолжает развиваться и привносить новое в ежедневный коммуникационный опыт человека. Важным условием в использовании технологии по-прежнему является соблюдение конфиденциальности собранной информации о пользователе и этичное использование эмоционального искусственного интеллекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EMOTION ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON COMMUNICATION PROCESS

The aim of the article is to consider the phenomenon of emotional artificial intelligence as a new component of the life of modern society, as well as to analyze its capabilities and potential ways of its use in the field of communications. Thanks to the emotional artificial intelligence, it becomes possible to bring the public speaking and the preparation of orators to the whole new level. The article describes the options for using the new technology, as well as the possibilities of ready-made applied solutions based on emotional artificial intelligence. The article also discusses the use of AI as a communicator. With the development of digital assistants, humans start to see them as new communication partners. In addition to answering the owners' requests, such assistants learned to read the emotional state of the interlocutor, as well as to reproduce the fundamental human behavior. Despite possible errors in the work of emotional artificial intelligence related to the quality of the data on which the training takes place, the technology continues to develop and bring new aspects to the daily communication experience of a person. An important condition in the use of technology is still the confidentiality of the collected users’ data and the ethical use of emotional artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Влияние эмоционального искусственного интеллекта на процесс коммуникаций»

Влияние эмоционального искусственного интеллекта на процесс коммуникаций

Моисеенко Марина Валентиновна

кандидат философских наук, доцент кафедры этики Российского университета дружбы народов, moiseenko_mv@pfur.ru.

Целью статьи является рассмотрение феномена эмоционального искусственного интеллекта как новой составляющей жизни современного общества, а также анализ его возможностей и потенциальных путей его использования в сфере коммуникаций.

Благодаря появлению эмоционального искусственного интеллекта становится возможным вывести на качественно новый уровень подготовку публичных выступлений и подготовку спикеров разных направлений. В статье описываются варианты использования новой технологии, а также возможности готовых прикладных решений на базе эмоционального искусственного интеллекта.

Также в статье рассматривается использование ИИ в роли коммуникатора. С появлением и развитием цифровых помощников, актуальным становится вопрос о восприятии их человеком как новых коммуникативных партнеров. Кроме ответов на запросы владельцев, такие помощники научились считывать эмоциональное состояние собеседника, а также воспроизводить фундаментальное поведение человека. Несмотря на возможные погрешности в работе эмоционального искусственного интеллекта, связанные с качеством данным, на которых происходит обучение, технология продолжает развиваться и привносить новое в ежедневный коммуникационный опыт человека. Важным условием в использовании технологии по-прежнему является соблюдение конфиденциальности собранной информации о пользователе и этичное использование эмоционального искусственного интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный искусственный интеллект, коммуникации, публичные выступления, обратная связь, цифровые помощники, коммуникативные партнеры

е

О

s

да

о

сч

OI

Z

66

Введение

Искусственный интеллект (ИИ) активно развивается с каждым годом. Несмотря на проблемы и заблуждения, которые сопровождают ИИ, технология находится в сильной позиции, в настоящий момент почти половина мирового населения (49%) ожидает, что искусственный интеллект изменит нашу жизнь и работу к лучшему. [1]

В своем исследовании "An Executive's Guide to Machine Learning", McKinsey определил три функции искусственного интеллекта: описание, предсказание и предписание. [2] По мере того, как ИИ продолжает развиваться, машинное обучение под контролем человека позволит ему существенно улучшить работу тренеров, ораторов и спикеров с более чем просто описательными идеями и прогностическими мерами - он начнет играть важную роль в самом процессе развития человеческого капитала.

Новые технологии под названием «Эмоциональный искусственный интеллект» изучают и опознают человеческие эмоции и используются для множества целей, применяются и в проведении маркетинговых кампаний и секторе здравоохранения. Эмоциональный ИИ способен измерять, понимать, симулировать и реагировать на эмоциональные проявления человека. [3]. По мере того, как машины становятся умнее, мы можем начать измерять и отслеживать поведение человека, как никогда ранее не было возможно. Ряд ученых утверждают, что новые технологии, не только превосходят интерактивные возможности предыдущих устройств, но в конечном итоге смогут преодолеть границы человеческого общения. [4]

I. Подготовка спикеров и искусственный интеллект

Публичные выступления уже давно считаются отдельным видом искусства, как и общение в целом. Цель любого публичного выступления, вне зависимости от количества слушателей, заключается в том, чтобы повлиять на аудиторию определенным образом.

По мере того, как алгоритмы машиной обработки усложняются, мы можем начать измерять и отслеживать поведение человека. Научив машины определять, что вызывает у аудитории эмоциональные реакции (повышается доверие, вовлеченность в процесс, активность восприятия и запоминания информации, готовность к действиям), а затем обучив машину измерять достаточное количе-

ство факторов в коммуникациях (как мы используем наши слова, голос, жесты), которые могут повлиять на эти реакции, можно использовать науки о данных и алгоритмы для создания искусственного интеллекта, который может качественно улучшить публичные выступления.

Развитие технологий и науки о данных привело к появлению нового вида ИИ, позволяющему имитировать реальную реакцию аудитории, давая возможность спикеру спрогнозировать, как будет воспринято его выступление.

Альтернативой является работа с тестовой аудиторией, фокус-группами и платформами мониторинга средств массовой информации. К сожалению, эти дорогостоящие, трудоемкие методы находятся вне досягаемости для многих компаний и большинства людей.

Еще одна причина для спикеров самого разного масштаба воспользоваться искусственным интеллектом: исследования показывают, что, хотя мы проводим до 80 процентов нашего бодрствования, общаясь, мы осознаем только от 5 до 20 процентов сигналов, которые мы посылаем другим. В связи с этим должны искать как можно больше инструментов, чтобы убедиться, что наши самые важные сообщения будут услышаны и правильно поняты. [2]

В настоящее время активно развивается программное обеспечение, которое записывает пользователей и анализирует их производительность, включая голос, язык, мимику и жесты с помощью искусственного интеллекта. Он предоставляет пользователям обратную связь в режиме реального времени, например, предупреждая их, если они говорят слишком быстро. В конце презентации она предоставляет подробные отзывы о том, что было эффективным и какие аспекты доставки нуждаются в улучшении. Он также генерирует обширный профиль личности, в том числе рекомендации для различных карьерных групп.

Чтобы работать должным образом, алгоритм сначала должен был быть обучен на большом количестве данных. Например, программа Retorio достигла этого, создав базу данных с 10 000 видеоклипов из различных исследовательских проектов, показывающих людей из различных культурных групп в различных ситуациях, рассуждающих по широкому кругу вопросов. Испытуемые смотрели видео и отвечали на такие вопросы, как «Хотите ли вы работать с этим человеком?» или «Вы бы доверяли этому человеку?». Алгоритм затем выявляет закономерности из ответов. [5]

Применение ИИ предполагается не только для определения смыслового наполнения сообщения и прогнозирования реакции слушателей, но и оценить тон голоса спикера, его скорость речи, выражение лица и язык тела. Дать советы, какие жесты дают возможность казаться более уверенным рассказчиком, а какие выдают волнение.

Информация, полученная ИИ на основе аналитики больших данных и предоставляемая ИИ о

качестве и эффективности коммуникации, полностью настраивается, что позволяет спикеру адаптироваться к потребностям аудитории и к целям своего участия. Технология предоставляет возможность сразу определить сильные стороны и области для развития - без необходимости ждать результатов опроса или задаваться вопросом, действительно ли в тестовая аудитория была объективной.

Более того, можно использовать тот же процесс для измерения других коммуникаторов - коллег, конкурентов или даже всей отрасли. Данная технология значительно упрощает процессы сбора и прогнозирования обратной связи, репетиций перед выступлением, а также мониторинга выступлений других спикеров.

В рамках подготовки к публичным выступлениям, в дополнение к технологиям на основе искусственного интеллекта, можно использовать виртуальную реальность.

II. Взаимодействие c эмоциональным искусственным интеллектом в качестве коммуникативного партнера

На протяжении более 70 лет изучение искусственного интеллекта (ИИ) и изучение коммуникации продолжаются по отдельным траекториям. Исследования, посвященные ИИ, были сосредоточены на том, как воспроизвести аспекты человеческого интеллекта, включая способность общаться. В отличие от этого, коммуникация исторически была концептуализирована прежде всего как человеческий процесс, опосредованный технологией [6]

Сегодня эта пропасть между ИИ и коммуникационными исследованиями сужается, с появлением технологии ИИ, предназначенной для работы в качестве коммуникаторов. Последние достижения в области ИИ привели к тому, что более мощные и последовательные технологии ИИ интегрировались в повседневную жизнь. Люди регулярно общаются с Alexa от Amazon, Siri от Apple и другими цифровыми помощниками [7] при этом ожидается, что взаимодействие людей с интеллектуальными устройствами будет расти вместе с развитием Интернета вещей, технологией, которая объединяет устройства в компьютерную сеть и позволяет им собирать, анализировать, обрабатывать и передавать данные другим объектам с помощью программного обеспечения, приложений или технических устройств. [8]

Технологии ИИ различаются по тому, как они функционируют в качестве коммуникатора, от межличностного собеседника до производителя контента. Голосовые помощники, такие как Alexa от Amazon, вокально отвечают на человеческие вопросы и запросы, в то же время роботы взаимодействуют с людьми в устной и невербальной форме. Автоматизированные программы, называемые ботами, вступают в текстовые взаимодействия в социальных сетях, выдавая себя за собеседников человека, влияя на тон и суть этих обменов. Про-

m Д

о о .п

S

о

О

S Я

О о о в S

я

П ■о

граммы написания новостей развивают повествования из необработанных данных, которые появляются наряду с историями, созданными человеком, и не могут быть выделены в отдельный класс. При этом ИИ более чем облегчает общение: автоматизирует общение, а также зависимые от него социальные процессы.

Стоит отметить, что говорящие технологии существовали до ИИ, такие как автомобильные навигационные системы; однако взаимодействие с этими устройствами ограничивалось использованием узкого диапазона команд. Технология не адаптировалась к пользователю, контексту или сообщению. Взаимодействие с устройствами и программами с поддержкой ИИ является динамичным, а не статичным, в зависимости от сообщений, контекста, а также от данных, подаваемых в программу. Некоторые технологии ИИ также реагируют на отдельных пользователей, «узнавая» об их партнере по человеческой коммуникации и соответствующим образом регулируя взаимодействие. Некоторые ученые утверждают, что новые технологии, такие как роботы, не только превосходят интерактивные возможности предыдущих устройств, но в конечном итоге могут преодолеть границы человеческого общения. [4] В области проектирования и функциональности технологии ИИ позиционируются как все более сложные и жизненные коммуникационные партнеры.

Исследование поведения людей демонстрирует, что люди воспринимают роботов как коммуникативных партнеров, отличных от людей, но тем не менее, как социальных, и что люди, взаимодействующие с цифровым помощником, считают себя обменивающимися сообщениями с технологией. Коммуникативные технологии ИИ не только предназначены для работы в качестве коммуникаторов, но также интерпретируются людьми как таковыми. [9]

Люди используют тысячи невербальных сигналов, когда они общаются. Тон их голоса, скорость, с которой кто-то говорит - все это очень важные части разговора. Новые системы, предназначенные для измерения этих словесных взаимодействий, теперь могут смотреть на такие эмоции, как гнев, страх, печаль, счастье или удивление, основанные на десятках метрик, связанных с конкретными сигналами и выражениями. Алгоритмы обучаются оценивать мелочи речи по отношению друг к другу, выстраивая карту того, как мы интерпретируем эмоции друг друга в социальных ситуациях.

Системы все чаще могут анализировать подтекст языка на основе тона, громкости, скорости или ясности сказанного. Это не только помогает этим системам лучше определять пол и возраст говорящего, но они становятся все более силь-е ными в распознавании, когда кто-то взволнован, У обеспокоен, грустит, сердит или устал. В то время ¿9 как интеграция этих систем в режиме реального о времени все еще находится в разработке, алго-

N

О!

ритмы голосового анализа лучше способны выявлять критические проблемы и эмоции по мере развития технологии. [10]

Машинное обучение является краеугольным камнем успешного искусственного интеллекта -тем более в развитии эмоционального ИИ. Эти системы нуждаются в большом объеме данных человеческой мимики, голосов и взаимодействий, чтобы узнать, как установить «базовые» показатели, а затем определить изменения по отношению к ним. Что еще более важно, люди не статичны. Мы не все реагируем одинаково, когда злимся или грустим.

Для того чтобы эти алгоритмы были точными, они должны собрать репрезентативную выборку со всего мира и из разных регионов в пределах конкретных стран. Сбор разнообразной выборки людей представляет собой дополнительную проблему для разработчиков, которые отвечают за обучение машины. В то же время, необходимо учитывать, насколько неточными люди могут быть в оценке эмоционального состояния друг друга.

Результатом этого является поразительный всплеск в способности искусственного интеллекта воспроизводить фундаментальное поведение человека. Разработчики голосового помощника Alexa содействуют программе правительства США по обнаружению симптомов и признаков посттравматического стрессового расстройства у солдат во время военной службы, а также ветеранов военных действий. Среди гражданского населения Alexa уже способна определить наличие некоторых болезней, например болезни Паркинсона, анализируя запросы, тон и голос своего владельца. (7)

Эмоциональные системы ИИ могут анализировать разговоры и предоставлять ключевые сведения о природе и намерениях чьего-то запроса, основываясь на том, как они говорят, по голосу во время разговора. [10]

В декабре 2018 года компания Cogito выпустила приложение под названием CompanionMx, задачей которого является мониторинг психического здоровья человека. Приложение прослушивает, как человек разговаривает по телефону и анализирует голос говорящего на наличие признаков беспокойства, стресса и смены настроения. Еще один пример использования технологии на основе эмоционального искусственного интеллекта для психического здоровья человека - это носимое устройство, разработанное в Медиа-лаборатории Массачусет-ского технологического института. Устройство мо-ниторит сердцебиение человека, определяя испытывает ли он в данный момент стресс, боль или фрустрацию. Далее монитор распространяет запах, помогающий пользователю лучше справляться с негативными эмоциями, который он переживает в текущий момент. [11]

Заключение

Новые технологии, приходящие в нашу жизнь, способны качественно улучшить наш ежедневный опыт. Иногда использования ИИ проходит неза-

метно для человека, например при подборе фильмов, рекомендованных к просмотру или формирования новостной ленты в социальных сетях, но с повсеместным распространением голосовых помощников, таких как Siri, Google Now, Cortana или Алиса от Яндекса, искусственный интеллект начинает занимать нишу коммуникаторов в жизни человека.

Важным условием в использовании новых технологий по-прежнему является соблюдение конфиденциальности собранной информации о пользователе и этичное использование эмоционального искусственного интеллекта. Также необходимо помнить об ограничениях, связанных с качеством данных, на которых проводилось обучение программы.. Похожие ошибки могут возникнуть из-за различий в использовании жестов и интонаций голоса в разных культурах. Но зная о возможных ошибках, проще их избежать.

Литература

1. Artificial intelligence and communications. The Fads. The Fears. The Future. Режим доступа: https://fleishmanhillard.com/wp-content/uploads/meta/resource-file/2018/ai-communications-the-fads-the-fears-the-future-1531886135.pdf Дата обращения: 12.12.2019.

2. Zandan N. The Future of Human Communication: How Artificial Intelligence Will Transform the Way We Communicate. Режим доступа:

https://www.quantifiedcommunications.com/blog/arti ficial-intelligence-in-communication Дата обращения: 20.12.2019.

3. Хрисанфова Е. Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом. Режим доступа: https://rb.ru/longread/emotion-ai/ Дата обращения: 18.12.2019

4. Peter, J, Kühne, R (2018) The new frontier in communication research: why we should study social robots. Media and Communication 6(3): 73-76.

5. TUM spin-off Retorio develops software for communication coaching communication training with artificial intelligence. Режим доступа: https://www.tum.de/nc/en/about-tum/news/press-releases/details/35169/ Дата обращения: 15.12.2019

6. Frankish, K, Ramsey, WM (eds) (2014) The Cambridge Handbook of Artificial Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press.

7. Nearly half of Americans use digital voice assistants, mostly on their smartphones. Report, Pew Research Center, Washington DC. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/12/nearly-half-of-americans-use-digital-voice-assistants-mostly-on-their-smartphones/ Дата обращения: 20.12.2019.

8. Rainie, L, Anderson, J (2017) The internet of things connectivity binge: what are the implications? Report, Pew Research Center, Washington DC/ Режим доступа: https://www.pewinternet.org/2017/06/06/the-

internet-of-things-connectivity-binge-what-are-the-implications/ Дата обращения: 16.12.2019.

9. Edwards, A, Edwards, C, Spence, PR, et al. (2016) Robots in the classroom: differences in students' perceptions of credibility and learning between "teacher as robot" and "robot as teacher." Computers in Human Behavior 65: 627-634.

10. Gujral R. Communication Re-Imagined with Emotion AI. Режим доступа: https://readwrite.com/2019/07/12/communication-re-imagined-with-emotion-ai/ Дата обращения: 19.12.2019

11. Somers M. Emotion AI, explained. Режим доступа: https://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/emotion-ai-explained. Дата обращения: 20.12.2019

Influence of emotion artificial intelligence on communication

process Moiseenko M.V.

RUDN University

The aim of the article is to consider the phenomenon of emotional artificial intelligence as a new component of the life of modern society, as well as to analyze its capabilities and potential ways of its use in the field of communications. Thanks to the emotional artificial intelligence, it becomes possible to bring the public speaking and the preparation of orators to the whole new level. The article describes the options for using the new technology, as well as the possibilities of ready-made applied solutions based on emotional artificial intelligence. The article also discusses the use of AI as a communicator. With the development of digital assistants, humans start to see them as new communication partners. In addition to answering the owners' requests, such assistants learned to read the emotional state of the interlocutor, as well as to reproduce the fundamental human behavior.

Despite possible errors in the work of emotional artificial intelligence related to the quality of the data on which the training takes place, the technology continues to develop and bring new aspects to the daily communication experience of a person. An important condition in the use of technology is still the confidentiality of the collected users' data and the ethical use of emotional artificial intelligence. Key words: emotion artificial intelligence, communication, public speaking, feedback, digital assistants, communication partners References

1. Artificial intelligence and communications. The fads The Fears.

The Future. Access Mode: https://fleishmanhillard.com/wp-content/uploads/meta/resource-file/2018/ai-communications-the-fads-the-fears-the-future-1531886135.pdf Date of access: 12.12.2019 .

2. Zandan N. The Future of Human Communication: How Artificial

Intelligence Will Transform the Way We Communicate. Access mode:

https://www.quantifiedcommunications.com/blog/artificial-intelligence-in-communication Date of access: 12.20.2019.

3. Khrisanfova E. Emotional AI: who and why recognizes emotions

in Russia and abroad. Access Mode: https://rb.ru/longread/emotion-ai/ Date of access: 12/18/2019

4. Peter, J, Kühne, R (2018) The new frontier in communication

research: why we should study social robots. Media and Communication 6 (3): 73-76.

5. TUM spin-off Retorio develops software for communication coaching communication training with artificial intelligence. Access Mode: https://www.tum.de/nc/en/about-tum/news/press-releases/details/35169/ Date of access: 12/15/2019

6. Frankish, K, Ramsey, WM (eds) (2014) The Cambridge Handbook

of Artificial Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press.

7. Nearly half of Americans use digital voice assistants, mostly on

their smartphones. Report, Pew Research Center, Washington DC. Access Mode: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/12/nearly-half-of-americans-use-digital-voice-

m

О О .С s о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ï3

О

-I

s Я

Ï3

О о о в

s .

П ■и

10. Gujral R. Communication Re-Imagined with Emotion AI. Access Mode: https://readwrite.com/2019/07/12/communication-re-imagined-with-emotion-ai/ Date of access: 12.19.2019

11. Somers M. Emotion AI, explained. Access Mode: https://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/emotion-ai-explained. Date of appeal: 12.20.2019

e

O

s

Oi

o

cs

to

Ol

z

70

assistants-mostly-on-their-smartphones/ Date of access: 12/20/2019.

8. Rainie, L, Anderson, J (2017) The internet of things connectivity

binge: what are the implications? Report, Pew Research Center, Washington DC / Access mode: https://www.pewinternet.org/2017/06/06/the-internet-of-things-connectivity-binge-what-are-the-implications/ Date of treatment December 12, 2019.

9. Edwards, A, Edwards, C, Spence, PR, et al. (2016) Robots in

the classroom: differences in students 'perceptions of credibility and learning between" teacher as robot "and" robot as teacher. "Computers in Human Behavior 65: 627-634.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.