Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС '

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гаджет / технологии / техническое устройство / образовательная деятельность / эффективность использования гаджетов / gadget / technology / technical device / educational activities / the effectiveness of the use of gadgets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Аношин, К.В. Трофимова

На сегодняшний день использование гаджетов не перестает расти с каждым годом, они стали доступны широкому классу населения, что обуславливает актуальность статьи. Целью исследования являлось установление взаимосвязи успеваемости учащихся с использованием гаджетов в образовательном процессе или выявление проблемы, связанной с их присутствием. Методами изучения данной проблемы являются методы опроса и тестирования, позволяющие сделать качественный анализ плюсов и минусов использования гаджетов, как главных атрибутов современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ELECTRONIC GADGETS ON THE EDUCATIONAL PROCESS

Today, the use of gadgets does not cease to grow every year, they have become available to a wide class of people, which determines the relevance of the article. The aim of the study was to establish the relationship of student performance using gadgets in the educational process or to identify problems associated with their presence. Methods of studying this problem are survey and testing methods that allow you to make a qualitative analysis of the pros and cons of using gadgets as the main attributes of modern education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС »

УДК 37.01

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Д. А. Аношин Научный руководитель - К. В. Трофимова

Новосибирский государственный технический университет, Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20 E-mail: yasha2090@mail.ru

На сегодняшний день использование гаджетов не перестает расти с каждым годом, они стали доступны широкому классу населения, что обуславливает актуальность статьи. Целью исследования являлось установление взаимосвязи успеваемости учащихся с использованием гаджетов в образовательном процессе или выявление проблемы, связанной с их присутствием. Методами изучения данной проблемы являются методы опроса и тестирования, позволяющие сделать качественный анализ плюсов и минусов использования гаджетов, как главных атрибутов современного образования.

Ключевые слова: гаджет, технологии, техническое устройство, образовательная деятельность, эффективность использования гаджетов

INFLUENCE OF ELECTRONIC GADGETS ON THE EDUCATIONAL PROCESS

D. A. Anoshin Scientific supervisor - K. V. Trofimova

Novosibirsk State Technical University 20, K. Marks Av., Novosibirsk, 630073, Russian Federation E-mail: yasha2090@mail.ru

Today, the use of gadgets does not cease to grow every year, they have become available to a wide class of people, which determines the relevance of the article. The aim of the study was to establish the relationship of student performance using gadgets in the educational process or to identify problems associated with their presence. Methods of studying this problem are survey and testing methods that allow you to make a qualitative analysis of the pros and cons of using gadgets as the main attributes of modern education.

Keywords: gadget, technology, technical device, educational activities, the effectiveness of the use of gadgets.

Различные технологически управляемые устройства помогают выполнять задачи быстрее и лучше. В сфере образования они помогают студентам (школьникам) лучше учиться и дают преподавателям (учителям) возможность читать интересные и полезные лекции, тем самым обеспечивают высокий уровень усвоения материала. Гаджет - небольшого размера устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. К таким устройствам относятся ноутбуки, наушник Bluetooth, портативные жесткие диски, мониторы, аккумуляторы, смартфоны. Основная категория пользователей - это молодые люди от 16-30 лет.

В сфере образования гаджеты предоставляют огромное количество новых возможностей, призванных повлиять на улучшение процесса обучения, сделать его более увлекательным для школьников и студентов. Но насколько полезны эти устройства? Как они влияют на образовательный процесс?

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Использование средств информационных технологий в процессе образования открывает дополнительные возможности для качественного улучшения образования, повышения его интенсивности. Для примера можно перечислить ряд основных возможностей, предоставляемых средствами информационных технологий: компьютерная визуализация учебной информации любого характера: как реальных объектов изучения, так и виртуальных [1]; архивное хранение больших объемов информации любого характера: графическая, текстовая; возможность обмена большим объемом информации; легкий и быстрый доступ к информации; автоматическое решение вычислительных и информационно-поисковых задач; возможность свободного и быстрого контакта с преподавателем в любой момент времени по мере необходимости [2].

Активно развивается концепция открытых образовательных ресурсов, учебные заведения публикуют материалы по своим дисциплинам в открытом доступе на интернет-площадках. В настоящее время популяризованы такие площадки, как открытое образование, лекториум, coursera и другие. Тут можно найти в основном тексты, видео- и аудио лекции, реже -интерактивные компоненты.

Сегодня, каждый преподаватель вуза обязан создавать учебный контент на сайтах образовательных учреждений. Например, в НГТУ имеется образовательная платформа DiSpace, на страницах которой находятся учебные материалы для студентов. Также в учебные программы по дисциплинам для формирования конкретных компетенций у студентов преподаватели закладывают разные виды СРС (самостоятельная работа студента), сделанные при помощи разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Стоит отметить, что гаджеты в образовании имеют и свои минусы. Некоторые студенты используют гаджеты в качестве помощников в обучении и последующем улучшении своих результатов, а для некоторых гаджеты играют роль "медвежьей услуги" [3]. Многие студенты отвлекаются на социальные сети, что также мешает учебному процессу.

Для изучения эффективности использования гаджетов и выявления проблемы было проведено анкетирование среди бакалавров 1-5 курсов различных вузов страны, общее количество респондентов - 137 человек. В анкете содержатся ключевые вопросы, касающихся личных отношений студентов к использованию гаджетов в процессе обучения. Респондентами были представители вузов России таких, как НГТУ, ВШЭ, ТГУ (табл. 1).

Можно с уверенностью сказать, что гаджеты стали неотъемлемой частью обучения как для студента, так и для преподавателя. Несомненно, с помощью гаджетов повышается эффективность и включенность в учебный процесс. Студенты могут в любое время дня найти интересующий их материал, что активирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрого реагирования и обратной связи как преподавателя с обучаемым, так и наоборот.

Следствием проведенного анкетирования студентов - пользователей гаджетами, позволяет сделать вывод, что сильных студентов использование гаджетов делает еще сильнее, более мотивированными, помогая им глубже и тщательнее освоить материал, а дает им неограниченные возможности клипового мышления, делая их обучение эффективнее и позволяет быть увереннее в себе.

Результаты опроса эффективности использования гаджетов в образовательном процессе

Вопрос Результаты опроса Вывод

1. Считаете ли вы допустимым пользоваться гаджетами во время занятий? Да - 79,6 % Нет - 19% Иногда - 1,4% Большинство респондентов считают, что можно пользоваться гаджетами во время занятий, ведь с помощью них можно просматривать теоретический материал.

2. Для каких целей вы используете телефон во время занятий? Для просмотра теоретического материала -67,2% Для социальных сетей - 35% Для записи лекции - 11,7% Для списывания - 10,2% Не пользуюсь - 0% Большинство студентов используют свой телефон для просмотра теоретического материала, но все же почти 50% студентов просматривают социальные сети или списывают с телефона, что является большим минусом. Абсолютно все используют так или иначе смартфон во время занятий.

3. Как по Вашему мнению гаджеты влияют на процесс обучения? Положительно - 73,7% Отрицательно - 19% Как положительно, так и отрицательно - 7,3% Несмотря на то, что с помощью гаджетов можно списывать или отвлекаться от занятий, студенты считают, что технические устройства положительно влияют на процесс обучения в целом. С помощью телефона можно быстро найти нужные теоретические материалы, а ноутбук позволяет выйти в интернет и масштабировать информацию для написания курсовых, дипломных работ или для более углубленного изучения полученного в университете материала.

4. Каким Вы представляете процесс обучения без использования технических средств? Будет сложно - 74,5% Не вижу разницы - 21,2% Будет лучше - 4,3% 21% студентов считает, что учеба в университете не будет сильно отличаться без разного рода технический средств, но большинство склоняется к тому, что учеба тесно взаимодействует с информацией, получаемой из разных гаджетов.

5. Какими сервисами Вы чаще всего пользуетесь для написания контрольных, курсовых работ, выполнения расчетно-графических заданий? Студент - Асисстент - 17,9% Все сдал! - 9,5% Наукоград - 12,6% Referat.ru - 17,9% Другие сервисы - 42,1% Примерно 80% студентов используют сервисы для написания различных работ. Это является одним из самых больших минусов использования технических средств в образовательном процессе, ведь тут они выполняют роль "медвежьей услуги", а это в свою очередь притормаживает развитие студента, как личность.

Источник: составлено авторами.

Обучение с использованием компьютерных технологий - это весьма увлекательный процесс, который характеризуется высокой эффективностью.

Библиографические ссылки

1. Хороходин A.B. Современная учеба и гаджеты: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // ОнлайнПрогресс: интернет журн. - № 5. - 2018. - URL: https://progress.online/obrazova-nie/2555-sovremennaya-ucheba-i-gadzhety-plyusy-i-minusy (дата обращения: 09.03.2020).

2. Компьютеры и гаджеты [Электронный ресурс] // Ассоциация Репетиторов: интернет журн. - 2018. - URL: https://repetit.ru/blog/articles/kompyutery-i-gadzhety-plyusy-i-minusy-ispolzovaniya-detmi/ (дата обращения: 09.03.2020).

3. Современные технологии в образовании [Электронный ресурс] // Ассоциация участников рынка индустрии: интернет журн. - 2018. - URL: http://industryart.ru/plyusy-i-minusy-ispolzovaniya-sovremennyx-texnologij-v-obrazovanii/ (дата обращения: 09.03.2020).

4. Протопопова С. В., Макаренко Т. А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 264-267. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm (09.03.2020).

© Аношин Д. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.