Научная статья на тему 'Влияние элективного курса по боксу на реагирующую способность у студентов'

Влияние элективного курса по боксу на реагирующую способность у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / БОКС / СТУДЕНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PHYSICAL TRAINING / ELECTIVE COURSE / BOXING / STUDENTS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямилева Рита Маратовна, Галимова Эльвира Мансуровна, Ягудин Денис Радикович, Махмутов Ильдар Салаватович, Галимов Азат Мусавирович

Введение. В современных условиях система высшего образования подвергается изменениям. На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по дисциплине «Физическая культура и спорт» были введены элективные курсы по физической культуре. Введение данных курсов по физической культуре предлагает студенту самостоятельно определить направление спортивной подготовки. Данный подход позволяет тренерско-преподавательскому составу тщательно проводить отбор при комплектовании спортивных групп для участия в Универсиаде. Однако, на сегодняшний день команды по боксу не сформированы, так как в высших учебных заведениях Республики Башкортостан у студентов нет возможности проведения учебно-тренировочных занятий в рамках дисциплины по физической культуре и спорту. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную спортивную подготовку студентов, способных к достижению высокого спортивного результата. Цель исследования проанализировать введение элективного курса по боксу в рамках учебного процесса у студентов. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного университета с 2018 по 2020 годы, в исследовании приняли участие 30 студентов группы начальной подготовки, не имеющих спортивный разряд. Для выявления эффективности занятий боксом в рамках элективного курса у студентов, был использован программный комплекс «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново, http://www.neurosoft.ru) для исследования психофизиологических двигательных способностей (простая зрительно-моторная реакция, реакция выбора). Выбранные тесты ориентированы на специализированные качества боксеров. Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования у студентов экспериментальной группы существенно сократилось время: простая зрительно-моторная реакция (239,02±1,14 до эксперимента и 218,7±1,12 после) и реакция выбора (352,2±1,01 до эксперимента и 334,1±1,01 после). Выводы. Полученные данные подтверждают об эффективности внедрения элективного курса по боксу в учебный процесс у студентов. Проведение учебно'-тренировочных занятий в рамках учебного процесса у студентов, позволит оптимизировать как подготовку к соревнованиям, так и само участие в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямилева Рита Маратовна, Галимова Эльвира Мансуровна, Ягудин Денис Радикович, Махмутов Ильдар Салаватович, Галимов Азат Мусавирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the elective course in boxing on the reacting ability at students

Introduction. In modern conditions the higher education system is modified. On the basis of Federal state educational standard of the higher education on discipline "Physical culture and sport" elective courses on physical culture were entered. Introduction of these courses suggests the student to determine the direction of sports preparation in physical culture independently. This approach allows trainers and teachers to make careful selection when completing sports groups for participation in the Universidad. However, today teams in boxing are not created as in higher educational institutions of the Republic of Bashkortostan students have no possibility of holding educational and training classes within discipline in physical culture and sport. In this regard, there is a need to conduct purposeful sports training of the students capable for achievement of high sports result. A research objective to analyze introduction of an elective course in boxing within educational process at students. Technique and organization of the research. The research was conducted on the basis of the Bashkir state university from 2018 to 2020, 30 students of group of initial preparation who do not have the sports category participated in the research. For identification of efficiency of boxing classes within an elective course at students, the program NS-Psychotest complex (Neyrosoft, Ivanovo, http://www.neurosoft.ru) for a research of psychophysiological motive abilities (simple visual and motor reaction, choice reaction) was used. The chosen tests are focused on specialized qualities of boxers. Results of a research and their discussion. As a result of the conducted research at students of experimental group time significantly was reduced: simple visual and motor reaction (239.02±1.14 prior to an experiment and 218.7±1.12 after) and choice reaction (352.2±1.01 prior to an experiment and 334.1±1.01 after). Conclusions. The obtained data confirm about efficiency of introduction of an elective course on boxing in educational process at students. Holding educational and training occupations within educational process at students, will allow optimizing both preparation for competitions, and participation in them.

Текст научной работы на тему «Влияние элективного курса по боксу на реагирующую способность у студентов»

REFERENCES

1. Gorlov, A.A. and Visheveckaja, E.K. (1991), "System of injury prevention in children: psychological aspects", Podiatry, No. 1, pp. 69-70.

2. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey, (2016), WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, (Health Policy for Children and Adolescents, No. 7), available at http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf?ua=1.

3. Kamsyuk L.G., Zubkova N.Z. (2000) "Prevention of injuries in preschool-age children", Traumatology and orthopedics, No. 2, pp.7-9.

4. Simonov, P.V. (1987),Motivated brain, Science, Moscow.

5. Prieshikina, A.N (2005), Maintenance and a technique of physical training of high school students to act in extreme situations of social character, dissertation, Omsk.

6. Shchurov, A.G., Mogelnitskii, A.S., Matveev, S.V. and Postolovskii, V.G. (2019), "Role of the family in the motivation of schoolchildren to motor activity in free from school time", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 475-479.

7. Shchurov, A. G., Churganov, О.А., Gavrilova, E. A. and Lopatina, E.A. (2017), "Influence of school social capital on the level of physical activity of schoolchildren", Science and school, No. 3, pp. 161-165.

8. Churganov, O.A., Gavrilova, E.A. and Yakovlev, Y.V. (2018), "Family traditions to motivate schoolchildren for physical activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 65-66.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БОКСУ НА РЕАГИРУЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Эльвира Мансуровна

Галимова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Денис Радикович Ягу-дин, преподаватель, Ильдар Салаватович Махмутов, преподаватель Башкирский государственный университет, г. Уфа; Азат Мусавирович Галимов, старший преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Аннотация

Введение. В современных условиях система высшего образования подвергается изменениям. На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по дисциплине «Физическая культура и спорт» были введены элективные курсы по физической культуре. Введение данных курсов по физической культуре предлагает студенту самостоятельно определить направление спортивной подготовки. Данный подход позволяет тренерско-преподавательскому составу тщательно проводить отбор при комплектовании спортивных групп для участия в Универсиаде. Однако, на сегодняшний день команды по боксу не сформированы, так как в высших учебных заведениях Республики Башкортостан у студентов нет возможности проведения учебно-тренировочных занятий в рамках дисциплины по физической культуре и спорту. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную спортивную подготовку студентов, способных к достижению высокого спортивного результата. Цель исследования - проанализировать введение элективного курса по боксу в рамках учебного процесса у студентов. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного университета с 2018 по 2020 годы, в исследовании приняли участие 30 студентов группы начальной подготовки, не имеющих спортивный разряд. Для выявления эффективности занятий боксом в рамках элективного курса у студентов, был использован программный комплекс «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново, http://www.neurosoft.ru) для исследования психофизиологических двигательных способностей (простая зрительно-моторная реакция, реакция выбора). Выбранные тесты ориентированы на специализированные качества боксеров. Результаты исследования и их обсужде-

ние. В результате проведенного исследования у студентов экспериментальной группы существенно сократилось время: простая зрительно-моторная реакция (239,02±1,14 - до эксперимента и 218,7±1,12 - после) и реакция выбора (352,2±1,01 - до эксперимента и 334,1±1,01 - после). Выводы. Полученные данные подтверждают об эффективности внедрения элективного курса по боксу в учебный процесс у студентов. Проведение учебно-тренировочных занятий в рамках учебного процесса у студентов, позволит оптимизировать как подготовку к соревнованиям, так и само участие в них.

Ключевые слова: физическое воспитание, элективный курс, бокс, студенты, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p514-517

INFLUENCE OF THE ELECTIVE COURSE IN BOXING ON THE REACTING

ABILITY AT STUDENTS Rita Maratovna Yamileva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elvira Man-surovna Galimova, the candidate of biological sciences, senior teacher, Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, Ufa; Denis Radikovich Yagudin, the teacher, Ildar Salava-tovich Makhmutov, the teacher, Bashkir State University, Ufa; Azat Musavirovich Galimov, the senior teacher, Bashkir State Medical University, Ufa

Abstract

Introduction. In modern conditions the higher education system is modified. On the basis of Federal state educational standard of the higher education on discipline "Physical culture and sport" elective courses on physical culture were entered. Introduction of these courses suggests the student to determine the direction of sports preparation in physical culture independently. This approach allows trainers and teachers to make careful selection when completing sports groups for participation in the Universidad. However, today teams in boxing are not created as in higher educational institutions of the Republic of Bashkortostan students have no possibility of holding educational and training classes within discipline in physical culture and sport. In this regard, there is a need to conduct purposeful sports training of the students capable for achievement of high sports result. A research objective - to analyze introduction of an elective course in boxing within educational process at students. Technique and organization of the research. The research was conducted on the basis of the Bashkir state university from 2018 to 2020, 30 students of group of initial preparation who do not have the sports category participated in the research. For identification of efficiency of boxing classes within an elective course at students, the program NS-Psychotest complex (Neyrosoft, Ivanovo, http://www.neurosoft.ru) for a research of psychophysiological motive abilities (simple visual and motor reaction, choice reaction) was used. The chosen tests are focused on specialized qualities of boxers. Results of a research and their discussion. As a result of the conducted research at students of experimental group time significantly was reduced: simple visual and motor reaction (239.02±1.14 - prior to an experiment and 218.7±1.12 - after) and choice reaction (352.2±1.01 - prior to an experiment and 334.1±1.01 - after). Conclusions. The obtained data confirm about efficiency of introduction of an elective course on boxing in educational process at students. Holding educational and training occupations within educational process at students, will allow optimizing both preparation for competitions, and participation in them.

Keywords: physical training, elective course, boxing, students, Federal state educational standard of the higher education.

ВВЕДЕНИЕ

Современное образование предлагает студентам возможность эффективного обучения с учетом их интересов и предпочтений [2]. Изменению в системе образования подверглось и физическое воспитание студентов [1]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3+ был введен элективный курс, который относится к вариативной части [4]. По мнению Л. А. Саруханян и Т.С. Давудова (2016) данный курс предназначен для изменения отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию, так как учащийся самостоятельно определяет направление спортивной подготовки. В рамках элективного курса студентам предлагаются: игровые виды

спорта, общая физическая подготовка, аэробика, легкая атлетика, плавание. Такое нововведение позволяет тщательно проводить отбор при комплектовании спортивных групп для участия в Универсиаде.

В Программу Универсиады Республики Башкортостан также включен бокс. Однако , при проведении соревнований по боксу, организаторами определено, что команды высших учебных заведений представлены не в полном составе. Данная проблема объясняется тем, что студенты-боксеры проводят тренировочные занятия в спортивных школах, секциях. Цель настоящего исследования - проанализировать введение элективного курса по боксу в рамках учебного процесса у студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие две группы начальной подготовки (студенты-юноши без спортивного разряда) по 15 человек в каждой (п=30) различных направлений и профилей подготовки. Все студенты прошли медицинский осмотр и были признаны здоровыми. Возраст занимающихся 18-20 лет. В ходе эксперимента группы были поделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

Эксперимент проводился на базе Башкирского государственного университета с 2018-2019 по 2019-2020 учебный год. В контрольной группе занятия проводились согласно учебному плану и расписанию занятий по общей физической подготовке (2 занятия по 1,5 часа). В экспериментальной группе одно занятие проводилось согласно учебному плану по общей физической подготовке, а второе занятие отводилось для учебно-тренировочного занятия по боксу.

Для выявления эффективности занятий боксом в рамках элективного курса у студентов, был использован программный комплекс «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново, http://www.neurosoft.ru) для исследования психофизиологических двигательных способностей (простая зрительно-моторная реакция, реакция выбора).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В работе Р.М. Муфтахиной и Э.Ш. Шаяхметовой (2012) показано, что возраст 1819 лет является наиболее сенситивным в проявлении скоростных качеств. Автор также отмечает, что быстрота простой реакции боксеров совершенствуется до 18 лет, оставаясь далее почти без изменений (или ухудшается после 22 лет).

В нашем исследовании до эксперимента в данном тесте были зафиксированы практически одинаковые показатели у КГ - 247,08±1,03 (мс) и ЭГ - 243,02±1,06 (мс), что свидетельствует о наличие у студентов общей физической подготовленности (таблица 1).

Статистически значимые различия обнаружены нами после проведения эксперимента, у ЭГ время улучшилось на 21 (мс).

Таблица 1 - Простая зрительно-моторная реакция (мс) у студентов до и после эксперимента (М±т)_

п=30 до эксперимента после эксперимента р=

КГ (п=15) 247,08±1,03 239,02±1,14 -

ЭГ (п=15) 243,02±1,06 218,7±1,12 р <0,05

Примечание: уровень достоверности различий при р <0,05

Это можно объяснить тем, что в данном случае проявляются не столько индивидуальные различия по проявлениям свойств высшей нервной деятельности в возрастном аспекте, сколько специальные психомоторные способности боксера.

Сопоставление времени реакции выбора (мс) не выявило статистически значимых различий средних значений у КГ (таблица 2). Статистически значимые различия обнаружены нами у ЭГ между показателями до и после эксперимента 372,3±1,02 (мс) и 334,1±1,01 (мс).

Таблица 2 - Время реакции выбора (мс) у студентов до и после эксперимента (М±т)

n=30 до эксперимента после эксперимента р=

КГ (n=15) 366,5±1,14 352,2±1,01

ЭГ (n=15) 372,3±1,02 334,1±1,01 р<0,05

Примечание: уровень достоверности различий при р <0,05

Мы предполагаем, что повышение скорости сенсомоторной реакции происходит за счет внедрения в учебный процесс учебно-тренировочного занятия по боксу, сокращающих временной фактор сложной реакции.

ВЫВОД. Таким образом, полученные данные в ходе исследования, подтверждают о необходимости включения элективных курсов по боксу в учебный процесс у студентов. Данные элективные курсы положительно влияют на реагирующую способность у студентов, которая необходима для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.

2. Коршунова, О. С. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности / О.С. Коршунова, Л.Н. Роледер // Молодой ученый. - 2016. - № 23. - С. 558-560. -URL : https://moluch.ru/archive/127/35189/ (дата обращения: 29.02.2020).

3. Муфтахина, Р.М. Особенности изменения свойств внимания и зрительной работоспособности боксеров высокой квалификации в процессе адаптации к тренировочным нагрузкам / Р.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 342-349.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL : https://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения 01.01.2018).

5. Саруханян, Л.А. Спорт и физическое воспитание студентов / Л.А. Саруханян, Т.С. Даву-дов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-16. - С. 951-954.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova M.V. (2017), "Competence-based orientation of realization of two disciplines on physical culture and sport within new FGOS IN", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 9-13.

2. Korshunova, O. S. and Roleder, L.N. (2016), "Elective courses on physical training in higher education institutions, prospects and opportunities", Young scientist, No. 23, pp. 558-560, available at: https: //moluch.ru/archive/127/35189/ (Date of treatment 29.02.2020).

3. Muftakhina, R.M. and Shayakhmetova, E.Sh. (2012), "Features of change of properties of attention and visual efficiency of boxers of high qualification in the course of adaptation to training loads", Messenger of the Chelyabinsk state pedagogical university, No 5, pp. 342-349.

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's pro-grams", available at: https: //base.garant.ru/71721568/.

5. Sarukhanyan, L.A. and Davudov, T.S. (2015), "Sport and physical training of students", International journal of experimental education, No. 11-16, pp. 951-954.

Контактная информация: rmuftakhina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.