Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКСКЛАВНОСТИ И УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ВЛИЯНИЕ ЭКСКЛАВНОСТИ И УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСКЛАВНОСТЬ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ / УРОВЕНЬ ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонова Н.К., Шилин С.Н., Авдеева Е.С., Цупова Е.А.

В статье представлены результаты квалитативного анализа влияния эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг на примере Калининградской области. Экономическое неравенство в получении медицинских услуг способствует психографическому расслоению предпочтений потребителей медицинских услуг. Территориальная изолированность от страны и близость иностранных государств накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения эксклавного субъекта и приверженность к медицинскому туризму.Цель исследования - оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг. Материалы и методы. В период с сентября по ноябрь 2022 г. спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации на рынке медицинских услуг 773 жителей Российской Федерации трудоспособного возраста. Все респонденты были стратифицированы в две группы по месту проживания: жители Центрального федерального округа и эксклавного субъекта (Калининградская область). Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Проведен анализ предпочтений в выборе медицинской организации в зависимости от места проживания и уровня дохода респондентов. Использованы методы: открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, статистические. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (φ) с заданной доверительной вероятностью 95%.Результаты. Установлено влияние эксклавности и уровня доходов на потребительские предпочтения выбора медицинской организации. Выявлены особенности приоритетных мотиваторов выбора государственных, частных или зарубежных медицинских услуг респондентов Калининградской области. Комфортность получения медицинской услуги («отсутствие очередей») у респондентов Калининградской области в 1,4 раза чаще являлась мотиватором выбора частной медицины по сравнению с респондентами других регионов. Спрос на услуги частных и зарубежных клиник в эксклавной территории пропорционален уровню доходов. Пользовались сервисами медицинского туризма 28,7% респондентов эксклавной территории, предпочитающих частную медицину. Выводы. Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов. Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО. Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ. Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций, импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж. Даны рекомендации по повышению привлекательности государственной медицины в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXCLAVITY AND INCOME LEVEL OF THE POPULATION ON CONSUMER PREFERENCES OF PATIENTS IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES

The article presents the results of a qualitative analysis of the influence of exclavity and the level of income of the population on the consumer preferences of patients in the medical services market using the Kaliningrad region as an example. Economic disparity in access to healthcare services contributes to the psychographic stratification of healthcare consumer preferences. Territorial isolation from the country and the proximity of foreign countries leave an imprint on the social and economic life of the population of an exclave subject and commitment to medical tourism. Materials and methods. In the period from September to November 2022, a one-time comparative study of consumer preferences for choosing a country and a medical organization in the medical services market of 773 working-age residents of the Russian Federation was planned and conducted. All respondents were stratified into two groups according to their place of residence: residents of the Central Federal District and the Kaliningrad Region. The groups were comparable in terms of gender and age. Methods used: open online survey, qualitative analysis, statistical. The significance of differences in the percentages of the trait was estimated by the Fisher angular transformation coefficient (φ) with a given confidence level of 95%.Results. The influence of exclavity and income level on consumer preferences for choosing a medical organization has been established. The features of the priority motivators for the choice of public, private or foreign medical services of the respondents of the Kaliningrad region are revealed. The comfort of receiving medical services (“lack of queues”) was 1,4 times more likely to motivate the choice of private medicine among respondents in the Kaliningrad region compared to respondents in other regions. The demand for the services of private and foreign clinics in the exclave territory is proportional to the level of income. Medical tourism services were used by 28,7% of respondents from the exclave territory who prefer private medicine.Conclusion. A distinctive feature of consumers of medical services in the exclave Kaliningrad region is the increase in demand for private medicine and treatment abroad in proportion to the increase in income levels. Respondents from the exclave territory are 1,4 times more likely to choose private clinics and 23,9 times more likely to use medical tourism services compared to residents of the Central Federal District. Every fourth respondent in the Kaliningrad region does not trust the quality of training of doctors in the Russian Federation. Transport accessibility of the EU countries, dissatisfaction with the level of training of medical personnel, the lack of a number of medical services in the Russian Federation, the ability to realize the desire to combine treatment with a trip abroad with a sufficient level of income of the population in the exclave region, along with a shortage of medical personnel in the subject, contribute to increasing the attractiveness of private medical organizations, import of medical services and outflow of patients abroad. Recommendations are given to increase the attractiveness of state medicine in the exclave territory.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКСКЛАВНОСТИ И УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-2-83-90 УДК: 614.253.83(470.26)

ВЛИЯНИЕ ЭКСКЛАВНОСТИ И УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Н.К. Тихонова аС.Н. Шилинь, Е.С. Авдеева с, Е.А. Цупова 6

с d ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия; ь ГБУЗ Калининградской области «Областная клиническая больница», г. Калининград, Россия.

а http://orcid.org/0000-0003-1192-3305; ь http://orcid.org/0000-0002-8164-8460; с http://orcid.org/0000-0002-4518-3045; http://orcid.org/0000-0002-4083-9682

Н Автор для корреспонденции: Тихонова Н.К.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты квалитативного анализа влияния эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг на примере Калининградской области. Экономическое неравенство в получении медицинских услуг способствует психографическому расслоению предпочтений потребителей медицинских услуг. Территориальная изолированность от страны и близость иностранных государств накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения эксклавного субъекта и приверженность к медицинскому туризму. Цель исследования — оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг.

Материалы и методы. В период с сентября по ноябрь 2022 г. спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации на рынке медицинских услуг 773 жителей Российской Федерации трудоспособного возраста. Все респонденты были стратифицированы в две группы по месту проживания: жители Центрального федерального округа и эксклавного субъекта (Калининградская область). Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Проведен анализ предпочтений в выборе медицинской организации в зависимости от места проживания и уровня дохода респондентов. Использованы методы: открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, статистические. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (ф) с заданной доверительной вероятностью 95%.

Результаты. Установлено влияние эксклавности и уровня доходов на потребительские предпочтения выбора медицинской организации. Выявлены особенности приоритетных мотиваторов выбора государственных, частных или зарубежных медицинских услуг респондентов Калининградской области. Комфортность получения медицинской услуги («отсутствие очередей») у респондентов Калининградской области в 1,4 раза чаще являлась мотиватором выбора частной медицины по сравнению с респондентами других регионов.

Спрос на услуги частных и зарубежных клиник в эксклавной территории пропорционален уровню доходов. Пользовались сервисами медицинского туризма 28,7% респондентов эксклавной территории, предпочитающих частную медицину. Выводы. Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов. Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО. Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ. Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций, импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж. Даны рекомендации по повышению привлекательности государственной медицины в Калининградской области.

Ключевые слова: эксклавность, рынок медицинских услуг, потребительские предпочтения пациентов, уровень дохода населения. Для цитирования: Тихонова Н.К., Шилин С.Н., Авдеева Е.С., Цупова Е.А. Влияние эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг // Менеджер здравоохранения. 2023; 2: 83-90. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-83-90.

•КС

© Тихонова Н.К., Шилин С.Н., Авдеева Е.С, Цупова Е.А., 2023 г.

№2 Manager

2023 ZdrevoochrBnenie ,

Введение

Реформирование здравоохранения, введение страховой медицины в Российской Федерации (РФ) обусловило формирование новых маркетинговых взаимоотношений врача и пациента и сегментирование рынка медицинских услуг. Возникновение последнего связано с социально-экономическим и психографическим расслоением населения [1]. Медицинская услуга в современных условиях выступает в качестве способа решения проблем здоровья потребителя [2].

При этом замещение части государственных расходов на охрану здоровья населения личными платежами граждан создает условия для роста экономического неравенства в получении медицинской помощи различных групп населения. Структурные преобразования в системе здравоохранения РФ в последние десятилетия повлияли на развитие частного рынка медицинских услуг и становление медицинского туризма в стране [3, 4]. Согласно исследованиям компании EY рынок коммерческой медицины увеличивается приблизительно на 5,5% в год [5]. Приверженность населения к частной медицине обусловлена высокими требованиями к сервису, качеству медицинских услуг и компетентности медицинского персонала [6]. Значимыми являются региональные особенности рынка медицинских услуг, его доступность (кадровая, транспортная, ценовая) и качество предоставляемой медицинской помощи [7]. При этом часть потребителей медицинских услуг предпочитают лечиться в зарубежных частных клиниках. Предпочтение пациентов лечиться за рубежом обусловлено инновационным оснащением зарубежных медицинских центров, оптимальным соотношением критерия «цена/качество», большим вниманием к пациенту, наличием развитой туристической инфраструктуры и возможностью совместить лечение и отдых [8, 9].

Представляют интерес особенности рынка медицинских услуг и предпочтений пациентов в экс-клавных субъектах РФ, отделенных от основной территории страны иностранными государствами. Одним из примеров эксклава является Калининградская область (КО). КО образована после решения Потсдамской конференции в 1946 г.

0 передаче части Восточной Пруссии СССР, после распада которого Калининградская область стала эксклавом РФ [10]. В настоящее время субъект граничит со странами ЕС. Численность постоянного населения Калининградской области на

1 января 2020 года составила 1012512 человек

с высоким уровнем населения старше трудоспособного возраста (19,5%). Доля мужчин 47,7%, женщин - 52,3%. Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2019 г. составил 73,56 года. Среди женщин - 77,29 лет, среди мужчин - 67,6 лет. В структуре здравоохранения Калининградской области 122 медицинских организации, 66 (54,1%) из которых подведомственны Министерству здравоохранения области, 6 (4,9%) - федеральных, 56 (45,9%) - иных форм собственности и ведомств [10].

Территориальная изолированность от страны и близость стран ЕС накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения данного субъекта РФ.

Цель исследования - оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг.

Материалы и методы

В период с сентября по ноябрь 2022 г. на основании результатов открытого онлайн-анкетирова-ния спланировано и проведено сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации 773 пациентов трудоспособного возраста. Ответы на вопросы предусматривали один или несколько вариантов. Все респонденты первоначально были стратифицированы в две группы по месту проживания. Из них 473 - жители Центрального федерального округа (Смоленская и Брянская области) и 300 - эксклав-ного субъекта (Калининградская область). Группы сравнения были сопоставимы по полу и возрасту. Женщины составили 76,9% (213 чел.) респондентов, мужчины - 23,1% (187 чел.). Из них 603 чел. (78%) в возрасте до 35 лет, 170 (22%) - с 35 до 65 лет. В ходе исследования влияния уровня доходов на потребительский спрос в каждой группе выделены по 3 подгруппы с различным уровнем дохода: «средний», «ниже среднего и низкий», «выше среднего и высокий». Работа с полученными данными осуществлялась в табличном редакторе Microsoft Excel 2007. Все полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием методов из области непараметрической статистики. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (ф) с заданной доверительной вероятностью 95%.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №2

ZdrevoochreneniB 2023

Результаты

Квалитативный анализ результатов анкетирования респондентов эксклавного субъекта РФ

и ЦФО выявил особенности предпочтений в выборе медицинской организации на рынке медицинских услуг (таблица).

Таблица

Особенности потребительских предпочтений выбора медицинской организации жителей эксклавного субъекта и Центрального федерального округа Российской Федерации

Peculiarities of consumer preferences in choosing a medical organization for residents of an exclave subject and the Central Federal District of Russian Federation

Вопросы ЦФО, n=473 КО, n=300 Достоверность различий ЦФО и КО

Абс. % Абс. % Ф Р

Каким медицинским организациям Вь отдаете предпочтение? шш

Частным 222 46,9 192 64 1,95 <0,05

Государственным 251 53,1 108 36 4,69 <0,01

Почему Вы предпочитаете государственные медицинские организации? (закрытый вопрос (ЦФО, п=251; КО, п=108) несколько вариантов ответов)

Отсутствие очередей 12 4,8 1 0,9 2,19 <0,01

Дешевле (бесплатно) 114 45,4 99 91,7 9,37 <0,01

Оперативное получение результатов исследования 46 18,3 19 17,6 0,16 >0,05

Высококвалифицированные специалисты 71 28,3 23 21,3 1,41 >0,05

Широкий спектр услуг 81 32,3 43 39,8 1,36 >0,05

Учреждение расположено в непосредственной близости от Вашего дома 80 31,9 66 61,1 5,17 <0,01

Почему Вы предпочитаете частные медицинские организации? (ЦФО, n=222; КО, (закрытый n=192) вопрос, несколько вариантов ответов)

Отсутствие очередей 87 39,2 102 53,1 2,84 <0,01

Дешевле (бесплатно) 27 12,2 2 1 5,22 <0,01

Оперативное получение результатов исследования 138 62,1 102 53,1 1,87 <0,05

Высококвалифицированные специалисты 108 48,6 111 57,8 1,88 <0,05

Широкий спектр услуг 114 51,4 112 58,3 1,41 >0,05

Учреждение расположено в непосредственной близости от Вашего дома 36 16,2 63 32,8 3,98 <0,01

Лечились ли Вы за рубежом?

Да 6 1,3 86 28,7 12,22 <0,01

Нет 467 98,7 214 71,3 12,22 <0,01

Почему Вы предпочли бы лечиться за рубежом? (закрытый вопрос, несколько вариантов ответов)

В РФ длительный период ожидания 15 3,1 54 18 9,35 <0,01

Устраивает цена 18 3,8 58 19,3 3,21 <0,01

В РФ медицинская услуга не предоставляется 51 10,8 150 50 5,52 <0,01

Не доверяю качеству подготовки врачей в РФ 15 3,1 83 27,7 7,74 <0,01

Из-за низкого качества российской медицины в целом 15 3,1 114 38 4,79 <0,01

Хороший уровень здравоохранения и качество медицинской помощи за рубежом 61 12,9 194 64,7 7,29 <0,01

Высокий уровень квалификации врачей и медперсонала за рубежом 54 11,4 211 70,3 8,92 <0,01

Удобно добираться до медицинского центра за рубежом 9 1,9 17 5,3 0,81 >0,05

Хорошие результаты лечения при обращении ранее 1 0,2 69 23 <0,01

Желание совместить поездку/отдых за рубеж с лечением 52 11 94 31,3 2,15 <0,05

С

#xc

№2 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Более половины (64%, 192 чел.) респондентов КО отдали предпочтение лечению в частных клиниках и выступали покупателями медицинских услуг в частных медицинских центрах в 1,4 раза чаще, чем анкетируемые в ЦФО (46,9%; 222 чел.). Респонденты ЦФО чаще (<0,01) предпочитали лечиться в государственных медицинских организациях (53,1%; 251 чел.).

Популярными мотивирующими факторами выбора государственных медицинских организаций как в ЦФО, так и в КО были: цена услуги (45,4%, 114 чел. и 91,7%, 99 чел., соответственно), широкий спектр предоставляемых услуг (32,3%, 81чел. и 58,3%, 112 чел., соответственно) и территориальная доступность (и 31,9%, 80 чел. и 61,1%, 66 чел., соответственно). При этом жители КО в 2 раза чаще ^<0,01), по сравнению с жителями ЦФО, указали на бесплатность или меньшую стоимость медицинских услуг и непосредственную близость медицинской организации от места проживания как приоритетные причины своего выбора государственной медицинской организации. Каждый пятый из анкетированных ЦФО (28,3%; 71 чел.) и КО (21,3%; 23 чел.) свои предпочтения государственной медицины обосновал высокой квалификацией врачей в государственных медицинских организациях.

Анализ мотивирующих факторов потребителей частных медицинских услуг в ЦФО (177 чел.) и КО (222 чел.) установил следующие приоритеты: «оперативность получения результатов исследования» (62,1%, 138 чел. и 53,1%, 102 чел., соответственно; p<0,05), «широкий спектр услуг» (51,4%, 114 чел. и 58,3%, 112 чел., соответственно; p>0,05) и «высокая квалификация специалистов». При этом респонденты эксклавного субъекта в 1,2 раза чаще ^<0,05) мотивировали свой выбор высокой квалификацией врачей (57,8%, 111 чел.), чем жители ЦФО (48,6%, 108 чел.). Каждый третий респондент КО объяснил свой выбор территориальной близостью расположения частной клиники (32,8%, 68 чел.). Факт комфортности получения медицинской услуги («отсутствие очередей») имел приоритетное мотивирующее влияние на выбор места лечения у 39,2% (87 чел.) респондентов ЦФО и 53,1% (102 чел.) - эксклавного субъекта РФ.

Исследование отношения к лечению за рубежом потребителей медицинских услуг в ЦФО (473 чел.) и КО (300 чел.) установило, что большинство респондентов обеих групп предпочли бы лечиться за рубежом по следующим причинам: «хороший уровень здравоохранения и качество медицинской

помощи за рубежом», «в РФ услуга не предоставляется», «желание совместить поездку/отдых за рубеж с лечением». При этом доля потребителей медицинских услуг эксклавной территории, считающих зарубежное лечение более качественным, была в 5 раза выше, чем в ЦФО (64,7%, 194 чел. и 12,9%, 61 чел., соответственно; р<0,01). Доля респондентов КО, отдавших бы предпочтение лечению за рубежом по причине отсутствия медицинской услуги в РФ (50%, 150 чел.), была в 4,7 раза выше (р<0,01) аналогичной в ЦФО (10,7%, 51 чел.) На высокий уровень квалификации врачей и медперсонала за рубежом указали 11,4% респондентов ЦФО (54 чел.) и 70,3% (211 чел.) жителей КО. Кроме того 18% (54 чел.) опрошенных КО предпочли бы лечение за рубежом по причине длительного ожидания получения услуги в РФ. Несмотря на идентичность мотиваций респондентов ЦФО и КО к зарубежному лечению, пользовались сервисами медицинского туризма лишь 1,3% (6 чел.) анкетированных ЦФО и 28,7% (86) проживающих в эксклавной Калининградской области. Не доверяют качеству подготовки врачей в РФ 3,1% (15 чел.) респондентов ЦФО и 27,7% (83 чел.) опрошенных в эксклавной территории. Полученные результаты, вероятно, обусловлены недостаточным уровнем квалификации медицинского персонала, дефицитом врачебных кадров в Калининградской области и низкой информированностью населения об объемах медицинской помощи, предоставляемой в РФ как платно, так и за счет средств ОМС.

Установлены различия распределения респондентов ЦФО и КО по уровню доходов. Отличительной особенностью респондентов ЦФО было преобладание среди анкетируемых лиц с «низким и ниже среднего» уровнем дохода (51,8%; 245 чел.), что превышало в 3,3 раза (р<0,01) долю респондентов Калининградской области с аналогичным доходом (15,7%, 47 чел.). Второй по численности респондентов в ЦФО была группа со «средним» уровнем дохода (42,1%; 195 чел.). В КО «средний» уровень доходов имело подавляющее большинство респондентов (60%, 180 чел.; р<0,01). Количество опрошенных ЦФО с «высоким и выше среднего» уровнем дохода составило 33 чел. (11%) и было в 2,2 раза меньше (р<0,01), чем в эксклавной территории (24,3%; 73 чел.). Полученные данные указывают на большую обеспеченность населения КО.

Анализ предпочтений выбора частной или государственной медицинской организации среди респондентов с уровнем дохода «низкий и ниже

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

среднего» установил превалирование выбора государственной МО в ЦФО (52,2%, 128 чел.) и КО (61,7%, 29 чел.). Среди респондентов со «средним» уровнем дохода доля респондентов, проживающих в ЦФО и предпочитающих лечиться в государственных МО, была в 1,6 раза больше, чем в КО и составила 55,4% (108 чел.) и 35% (63 чел.), соответственно (р<0,05). Респонденты с «высоким и выше среднего» уровнями дохода, проживающие в ЦФО, выбирали для получения медицинских услуг государственные медицинские организации в 2,1 раза чаще (р<0,01), чем жители эксклавной территории (45,5%, 15 чел. и 21,9%, 16 чел., соответственно). Отличительной особенностью потребительского спроса на частные медицинские услуги в Калининградской области было его увеличение с увеличением уровня доходов респондентов с 38,3% до 78,1%. Среди анкетированных ЦФО не установлено однонаправленной зависимости выбора частных клиник и уровня дохода. Респонденты ЦФО с «низким и ниже среднего» уровнем дохода при этом чаще предпочитали лечиться в частных медицинских организациях, чем участники анкетирования со «средним» уровнем дохода (47,8%, 117 чел. и 44,6%, 87 чел., соответственно).

Обсуждение

Полученные результаты позволяют утверждать ^<0,05), что основными мотивирующими факторами выбора потребителями государственных медицинских организаций являются: цена услуги, широкий спектр предоставляемых услуг, территориальная доступность и квалификация медицинского персонала. Эти данные согласуются с результатами исследования Г.В. Цветовой и Е.К. Полонни-ковой, определивших транспортную, кадровую и ценовую доступность как приоритетные мотивы выбора медицинской услуги [7].

Потребительский выбор частных медицинских услуг в ранговом порядке мотивирован оперативностью получения результатов исследования, широким спектром услуг, высокой квалификацией медицинских кадров и комфортностью получения медицинской услуги («отсутствие очередей»). Данный факт косвенно указывает на недостаточную доступность государственной медицины, обусловленную дефицитом врачебных кадров и согласуется с данными за 2019 г. о том, что недостаточный уровень подготовки врачей, дефицит медицинских кадров и недостаточная оснащенность медицинских организаций оборудованием

относятся к проблемам российской системы здравоохранения, которые должны решаться в первую очередь [13].

Выявлены достоверные различия удовлетворенности доходами среди респондентов исследуемых групп. Большинство жителей Калининградской области (84,3%) считают свой доход «средним» или «выше среднего и высоким».

Желание двух третей респондентов Калининградской области «лечиться по близости» при достаточном уровне дохода можно отнести к региональным особенностям предпочтений пациентов на рынке медицинских услуг эксклавной территории. Это подтверждается выявленной однонаправленной зависимостью между уровнем дохода респондентов и популярностью частной медицины в Калининградской области. При этом можно согласиться с мнением Н.А. Вялых о том, что затраты потребителя медицинских услуг коррелируют с уровнем их дохода, поэтому население расходует часть своего бюджета на медицинские услуги, включенные в программу ОМС [12], и отчасти обусловлены недостаточной информированностью населения о перечне медицинских услуг, предоставляемых в Российской Федерации бесплатно.

Обеспеченность врачебными кадрами Калининградской области (30,9 и 31 на 1000 населения в 2019 г. и 2020 г. соответственно) в 1,4 раза ниже, чем в целом по Северо-Западному федеральному округу (43,8 и 44,3 на 1000 населения в 2019 г. и 2020 г. соответственно) Российской Федерации (37,6 и 38 на 1000 населения в 2019 г. и 2020 г. соответственно) [14]. Правительством Калининградской области предпринят ряд мер по укомплектованию медицинских организаций субъекта врачами. Активно внедряется программа «Земский доктор», выплачиваются «подъемные» при трудоустройстве ординаторам, обучавшимся по целевым направлениям, увеличивается фонд служебного жилья. Заинтересованные в кадрах медицинские организации оплачивают аренду съемного жилья прибывшим в субъект врачам.

Выводы

Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов.

Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза

С

«КС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2 Мападег

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,

чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО.

Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ.

Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной Калининградской области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций,

импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж.

Для повышения привлекательности государственной медицины в эксклавной территории, граничащей со странами ЕС, необходимо продолжить реформирование медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи, продолжать привлечение медицинских кадров в субъект за счет методов социальной поддержки, осуществлять профессиональную подготовку медицинских кадров в ведущих центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, активно использовать методы социальной рекламы государственных медицинских организаций.

1. Тогунов И.А. Врач и пациент на рынке медицинских услуг [Электронный ресурс]. URL: https://www. marketing.spb.ru/lib-special/togunov/gl4_2.htm (Дата обращения: 27.12. 2022).

2. Бабенко А.А. Специфика организации маркетинговой деятельности в сфере платных медицинских услуг // Молодой ученый. 2016, № 2 (106). С. 429-431. URL: https://moluch.ru/archive/106/25341/ (Дата обращения: 27.12.2022).

3. Последствия реформирования здравоохранения в РФ (1990-2020 гг.). Проблемы и предложения [Электронный ресурс]. URL: https://www.vshouz.ru/journal/2021-god/posledstviya-reformirovaniya-zdravo-okhraneniya-v-rf-1990-2020-gg-problemy-i-predlozheniya/ (Дата обращения: 27.12.2022).

4. Климин В.Г., Мальцева Ю.А., Дайхес А.Н., Вдовин К.Э., Князева Е.Г. Маркетинг в медицинском туризме. - М: Комментарий, 2020. - 158 с.

5. Исследования рынка коммерческой медицины в России 2018-2019 годы // Компания EY. 2019 [Электронный ресурс]^Ь https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/03/ey_healthcare_ research_2018-2019_24032020.pdf/ (Дата обращения: 27.12.2022).

6. Тарасенко Е.А., Дворяшина М.М. Рынок частной медицины в России: взгляд маркетолога // ЭКО. 2019; 6: 43-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-chastnoy-meditsiny-v-rossii-vzglyad-marketologa (Дата обращения: 27.12.2022).

7. Цветова Г.В., Полонникова Е.К. Рынок медицинских услуг в региональном измерении // Власть и управление на Востоке России. 2021; 1 (94): 93-100.

8. Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018;1 (12) январь - март. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/ issues/2018/1/00493.pdf. - ISSN 2413-4066 (Дата обращения: 27.12.2022).

9. Вдовин К.Э. Перспективы развития медицинского туризма в Российской Федерации: анализ конкурентной среды методом DEA // Вестник университета. 2019; 6: 57-67.

10. История Калининградской области/ Портал Правительства Калининградской области [Электронный ресурс]. URL: https://gov39.ru/press/region/istoriya-kaliningradskoy-oblasti/?ysclid=l7ti6f26dh722130275 (Дата обращения: 27.12.2022).

11. Отчеты о деятельности Министерства здравоохранения Калининградской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.infomed39.ru/documents/statements-of-the-ministry/ (Дата обращения: 27.12.2022).

12. Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи в российском обществе: социологический концепт и способы позитивизации // Теория и практика общественного развития. 2015;1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategii-potrebleniya-meditsinskoy-pomoschi-v-rossiyskom-obschestve-sotsiologicheskiy-kontsept-i-sposoby-pozitivizatsii (Дата обращения: 27.12.2022).

13. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации. - М.: Издание государственной Думы, 2019. - С. 14. URL: http://duma.gov.ru/media/files/otTeY7Kh7jQrYiz92JbKmBymxb6971xF.pdf (Дата обращения: 27.12.2022).

14. Котова Е.Г, Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Латышова А.А. и др. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, 1 часть Медицинские кадры: статистические материалы. М: ЦНИИОИЗ Минздрава России. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwi1vdzGyMz8AhVmlYsKHT0RC SYQFnoECA0QAQ&url=https%3A%2F%2Fmednet.ru%2Fimages%2Fmaterials%2Fstatistika%2F2021%2Fsborn iki_2020%2F14_resursy_i_deyateljnostj_medicinskih_organizaciy_zdravoohraneniya_.medicinskie_kadry_2020. docx&usg=AOvVaw2Do_RokOgZR8gvadJtHP68 (Дата обращения: 27.12.2022).

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 2

ZdrevoochrBnenÍB 2023

ORIGINAL PAPER

INFLUENCE OF EXCLAVITY AND INCOME LEVEL

OF THE POPULATION ON THE CONSUMER PREFERENCES

OF PATIENTS IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES

N.K. Tikhonovaa X, S.N. Shilinb, E.S. Avdeeva c, E.A. Tsupova d

a, c, d Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, , Smolensk, Russia;

b Regional Clinical Hospital of the Kaliningrad Region, Kaliningrad, Russia.

a http://orcid.org/0000-0003-1192-3305; b http://orcid.org/0000-0002-8164-8460; c http://orcid.org/0000-0002-4518-3045; d http://orcid.org/0000-0002-4083-9682.

H Corresponding author: Tikhonova N.K.

ABSTRACT

The article presents the results of a qualitative analysis of the influence of exclavity and the level of income of the population on the consumer preferences of patients in the medical services market using the Kaliningrad region as an example. Economic disparity in access to healthcare services contributes to the psychographic stratification of healthcare consumer preferences. Territorial isolation from the country and the proximity of foreign countries leave an imprint on the social and economic life of the population of an exclave subject and commitment to medical tourism.

Materials and methods. In the period from September to November 2022, a one-time comparative study of consumer preferences for choosing a country and a medical organization in the medical services market of 773 working-age residents of the Russian Federation was planned and conducted. All respondents were stratified into two groups according to their place of residence: residents of the Central Federal District and the Kaliningrad Region. The groups were comparable in terms of gender and age. Methods used: open online survey, qualitative analysis, statistical. The significance of differences in the percentages of the trait was estimated by the Fisher angular transformation coefficient (9) with a given confidence level of 95%.

Results. The influence of exclavity and income level on consumer preferences for choosing a medical organization has been established. The features of the priority motivators for the choice of public, private or foreign medical services of the respondents of the Kaliningrad region are revealed. The comfort of receiving medical services ("lack of queues") was 1,4 times more likely to motivate the choice of private medicine among respondents in the Kaliningrad region compared to respondents in other regions. The demand for the services of private and foreign clinics in the exclave territory is proportional to the level of income. Medical tourism services were used by 28,7% of respondents from the exclave territory who prefer private medicine.

Conclusion. A distinctive feature of consumers of medical services in the exclave Kaliningrad region is the increase in demand for private medicine and treatment abroad in proportion to the increase in income levels. Respondents from the exclave territory are 1,4 times more likely to choose private clinics and 23,9 times more likely to use medical tourism services compared to residents of the Central Federal District. Every fourth respondent in the Kaliningrad region does not trust the quality of training of doctors in the Russian Federation. Transport accessibility of the EU countries, dissatisfaction with the level of training of medical personnel, the lack of a number of medical services in the Russian Federation, the ability to realize the desire to combine treatment with a trip abroad with a sufficient level of income of the population in the exclave region, along with a shortage of medical personnel in the subject, contribute to increasing the attractiveness of private medical organizations, import of medical services and outflow of patients abroad. Recommendations are given to increase the attractiveness of state medicine in the exclave territory.

For citation: Tikhonova N.K., Shilin S.N., Avdeeva E.S., Tsupova E.A. Influence of exclavity and income level of the population on consumer preferences of patients in the market of medical services. Manager Zdravoohranenia. 2023; 2: 83—90. DOI: 10.21045/18110185-2023-2-83-90.

REFERENCES

1. Togunov I.A. Doctor and patient in the medical services market. (in Russ.). URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/togunov/gl4_2.htm (Accessed: 27.12.2022).

2. Babenko A.A. The specifics of the organization of marketing activities in the field of paid medical services // Young Scientist. 2016; 2 (106): 429-431. (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/106/25341/ (Accessed: 27.12.2022).

3. Consequences of healthcare reform in the Russian Federation (1990-2020). Problems and suggestions. (in Russ). URL: https:// www.vshouz.ru/joumal/2021-god/posledstviya-reformirovaniya-zdravookhraneniya-v-rf-1990-2020-gg-problemy-i-predlozheniya/ (Accessed: 27.12.2022).

4. Klimin V.G., Maltseva Yu.A, Dihes A.N., Vdovin K.E., Knyazeva E.G. Marketing in medical tourism. - M: Commentary, 2020. 158 p. (in Russ).

5. Market research of commercial medicine in Russia 2018-2019 // EY company. 2019. (in Russ).URL: https://assets. ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/03/ey_healthcare_research_2018-2019_24032020.pdf/ (Accessed: 27.12.2022).

6. Tarasenko E.A., Dvoryashina M.M. Private Healthcare Market in Russia: a Marketologist View // EKO. 2019; 6: 43-61. (in Russ). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-chastnoy-meditsiny-v-rossii-vzglyad-marketologa (Accessed: 27.12.2022).

7. Tsvetova G. V, Polonnikova E.K. The market of medical services in the regional dimension // Power and administration in the east of Russia. 2021; 1 (94): 93-100. (in Russ).

№ 2 Manager

2023 ZdrevoochrBnenie ,

8. Goroshko N.V., Patsala S.V. Russia in the world market of medical tourism // Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. 2018; 1 (12) January March. (in Russ). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-mirovom-rynke-meditsinskogo-turizma/viewer (Accessed: 27.12.2022).

9. Vdovin K.E. Perspectives of development of medical tourism in the Russian Federation: analysis of competitive environment by method of data environment analysis // Vestnik universiteta. 2019; 6: 57-67. (in Russ)

10. History of the Kaliningrad region / Portal of the Government of the Kaliningrad region. (in Russ). URL: https://gov39. ru/press/region/istoriya-kaliningradskoy-oblasti/?ysclid=l7ti6f26dh722130275 (Accessed: 27.12.2022).

11. Reports on the activities of the Ministry of Health of the Kaliningrad region. (in Russ). URL: https://www.infomed39. ru/documents/statements-of-the-ministry/ (Accessed: 27.12.2022).

12. Vyalykh N.A. Strategies of medical care consumption in the Russian society: a sociological concept and methods of positivasation // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015;1. (in Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategii-potrebleniya-meditsinskoy-pomoschi-v-rossiyskom-obschestve-sotsiologicheskiy-kontsept-i-sposoby-pozitivizatsii (Accessed: 27.12.2022).

13. Modern trends in the healthcare system of the Russian Federation. - M.: Publication of the State Duma, 2019. -P. 14. URL: http://duma.gov.ru/media/files/otTeY7Kh7jQrYiz92JbKmBymxb6971xF.pdf (Accessed: 27.12.2022).

14. Kotova E.G., Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Latyshova A.A. at all. Resources and activities of medical healthcare organizations, part 1 Medical personnel: statistical materials. M: TSNIIOIZ Minzdrava Rossii. 2021 [Electronic resource] URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ah UKEwi1vdzGyMz8AhVmlYsKHT0RCSYQFnoECA0QAQ&url=https%3A%2F%2Fmednet.ru%2Fimages%2Fmaterials%2Fstati stika%2F2021%2Fsborniki_2020%2F14_resursy_i_deyateljnostj_medicinskih_organizaciy_zdravoohraneniya_.medicinskie_ kadry_2020.docx&usg=A0vVaw2Do_Rok0gZR8gvadJtHP68 (Accessed: 27.12.2022).

m

JHO

зЯо f

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Тихонова Наталья Константиновна - д-р мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия. Natalya K. Tikhonova - D. Sc. (Medicine), Associate Professor of the Department of Health Organization and Public Health of the Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Smolensk, Russia. E-mail: nktikhonova@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1192-3305

Шилин Сергей Николаевич - врач, ГБУЗ Калининградской области «Областная клиническая больница», г. Калининград, Россия Sergey N. Shilin - doctor of the Kaliningrad Regional Clinic Hospital, Kaliningrad, Russia. E-mail: shilin—-sergey@mail.ru

Авдеева Елена Сергеевна - студент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия.

Elena S. Avdeeva - student of the Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Smolensk, Russia. E-mail: Lena_23122000@mail.ru

Цупова Елизавета Андреевна - студент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Смоленск, Россия.

Elizaveta A. Tsupova - student of the Smolensk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Smolensk, Russia.

E-mail: cupovaliza@mail.ru.

—3 90

Менеджер

здравоохранения /

Meneger № 2

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.