Научная статья на тему 'Влияние экономической интеграции на сближение трудового законодательства стран ЕАЭС'

Влияние экономической интеграции на сближение трудового законодательства стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЛИЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РЫНОК ТРУДА / CONVERGENCE OF LABOR LEGISLATION / PROFESSION STANDARD / EDUCATION STANDARD / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филющенко Людмила Ивановна

Рассматриваются вопросы сближения трудового законодательства стран участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе экономической интеграции. Гармонизация профессиональных и образовательных стандартов, создание информационных ресурсов профессиональных квалификаций и рабочих мест способствуют формированию общего правового пространства в сфере труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филющенко Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Economic Integration on Convergence of Labor Legislation in EAEU Countries

Studied the convergence of labor legislation in Eurasian Economic Union (EAEU) countries in context of economic integration. Alignment of professional and educational standards, creation of information resources concerning professional qualification and vacancies, facilitate formation of the common labor legislation space.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической интеграции на сближение трудового законодательства стран ЕАЭС»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 113-117

УДК 349. 22

DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.113-117

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СБЛИЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

THE INFLUENCE OF ECONOMIC INTEGRATION ON CONVERGENCE OF LABOR LEGISLATION IN EAEU COUNTRIES

Л. И. ФИЛЮЩЕНКО (L. I. FILUSCHENKO)

Рассматриваются вопросы сближения трудового законодательства стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе экономической интеграции. Гармонизация профессиональных и образовательных стандартов, создание информационных ресурсов профессиональных квалификаций и рабочих мест способствуют формированию общего правового пространства в сфере труда.

Ключевые слова: сближение трудового законодательства; профессиональный стандарт; образовательный стандарт; рынок труда.

Studied the convergence of labor legislation in Eurasian Economic Union (EAEU) countries in context of economic integration. Alignment of professional and educational standards, creation of information resources concerning professional qualification and vacancies, facilitate formation of the common labor legislation space. Key words: convergence of labor legislation; profession standard; education standard; labor market.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС, Союз), подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г. [1], не содержит положений о создании и регулировании рынка труда. Речь идёт о свободном перемещении рабочей силы и сотрудничестве в области трудовой миграции (ст. 96-98). Хотя унификация и гармонизация трудового законодательства Договором о ЕАЭС прямо не предусмотрена, потребности экономической интеграции ведут к сближению трудового законодательства государств в рамках единого рынка труда. Однако, как справедливо замечают учёные, формирование единого рынка труда в ЕАЭС может столкнуться с теми же проблемами, что и в Европейском союзе (далее - ЕС, Евросоюз) [2]. Схожесть национальных систем трудового права стран, входящих в ЕАЭС, не исключает различий в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений. Из Договора о ЕАЭС (ст. 97) следует, что ограничения по защите национального рынка труда отсутствуют.

Визы, квоты, патенты и прочие ограничения, предусмотренные для иностранных граждан, не применяются к гражданам государств -членов Союза, осуществляющих трудовую деятельность. В частности, Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС не допускает введение ограничений, связанных с наймом работников. Рынок труда государств - членов ЕАЭС открыт, что предполагает свободное перемещение работников в пределах стран - участниц Союза. Как показывает опыт стран Евросоюза, наличия безвизового режима недостаточно для формирования единого рынка труда. Страны, входящие в Евросоюз, на основе Соглашения о присоединении новых членов союза имеют возможность ограничивать их присутствие на рынке труда путём получения разрешений на работу. В ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, не устанавливаются ограничения в отношении рода занятий и территории пребывания (за некоторыми

© Филющенко Л. И., 2018

исключениями). Однако процесс гармонизации законодательства идёт не просто. Так, в Евразийскую экономическую комиссию обращалась Республика Армения по поводу трудовой деятельности и защиты прав баскетбольных игроков, контракты с которыми были аннулированы, а профессиональные клубы России оштрафованы. В Решении Евразийской экономической комиссии от 11 мая 2017 г. обращено внимание на необходимость исполнения государствами п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС и представлении правительствами информации об устранении ограничений, установленных законодательными актами и актами спортивных организаций [3].

В Приложении № 16 к Договору о ЕАЭС особо оговорено, что правило об отсутствии ограничений при найме не применяется в отношении требований к образованию, опыту, квалификации, деловым качествам трудящихся. При этом подчёркивается недопустимость дискриминации работников в зависимости от гражданства. Недопущение дискриминации в области труда и занятий является основополагающим принципом в сфере труда, закреплённым в Декларации Международной организации труда (1998 г.).

Полагаем, что сближение трудового законодательства будет идти на основе принципов трудового права, которые являются общими для государств ЕАЭС и нашли отражение в национальном законодательстве. Предусмотрено взаимное признание разрешений и профессиональных квалификаций персонала организаций - поставщиков различных услуг. Стремительное развитие технологий, конкуренция предполагают подготовку работников, обладающих профессиональной и территориальной мобильностью, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям труда.

Для создания единого рынка труда необходима согласованность требований к квалификации работников, сопоставимость наименований профессий, специальностей. Вопрос о разработке единых квалификационных требований к работникам неоднократно обсуждался. Государства заинтересованы в притоке квалифицированных кадров. На территории стран ЕАЭС работают транснациональные корпорации, что требует унифика-

ции норм, касающихся профессиональной подготовки сотрудников. Для регулирования трудовых отношений в странах ЕАЭС действует принцип места работы: применяется законодательство страны, принимающей трудящихся из государства - члена Союза.

В России в последние несколько лет формируется национальная система квалификаций, основу которой составляют профессиональные стандарты. Они смещают акцент на требования к квалификации работников, которая позволит им выполнять трудовые обязанности на должном уровне, в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными технологиями. Развитие технологий, появление новых профессий требует постоянной корректировки профессиональных стандартов. Утверждено свыше 800 профессиональных стандартов, и работа над их созданием продолжается [4]. Для ряда организаций и замещения некоторых должностей требования стандартов к квалификации работников являются обязательными для применения. Кроме того, если работодатель занимается лицензируемой деятельностью, несоответствие квалификации работников требованиям стандартов расценивается как несоблюдение лицензионных условий.

Положения о профессиональных стандартах, аналогичные российским, имеются в Трудовом кодексе Республики Казахстан. Статья 117 Трудового кодекса Республики Казахстан предусматривает республиканскую и отраслевую рамки квалификаций, даёт определение профессионального стандарта, устанавливающего требования к уровню квалификации и компетентности. Республика Казахстан и Россия являются как принимающими мигрантов сторонами, так и поставщиками рабочей силы, и унификация законодательства в части квалификационных требований исключительно важна для регулирования трудовых отношений.

Определение требований к профессии, специальности создаёт основу для развития системы независимой оценки квалификации работников. Цель такой оценки - подтверждение соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством. Процедура отличается от аттестации, давно извест-

ной законодательству, не только по цели, но и кругу субъектов, порядку и периодичности проведения, правовым последствиям. Профессиональный экзамен проводится специально созданными организациями - центрами оценки квалификаций. Положительной оценки заслуживает создание информационного ресурса - единого реестра квалификаций, открытого, доступного для работодателей, соискателей и третьих лиц. Реестр содержит информацию о центрах оценки квалификаций, оценочных средствах, выданных свидетельствах о квалификации, сроках их действия и т. п. [5]. При успешной сдаче экзамена соискатель более конкурентоспособен и увереннее чувствует себя на рынке труда, что особенно важно для тех, кто не имеет профессионального образования, но имеет опыт работы в соответствующей области.

Для проведения работы по актуализации профессиональных стандартов и введения системы оценки квалификаций Правительство России выделяло средства Общероссийскому объединению работодателей. Одним из условий получения субсидии был анализ нормативных актов, регулирующих системы профессиональных квалификаций России, государств ЕАЭС, участников СНГ. Одновременно ставилась задача выработать предложения по сближению систем профессиональных квалификаций. В результате согласования подходов формируются планы мероприятий. Например, Евразийским межправительственным советом 25 октября 2017 г. утверждена «дорожная карта» по осуществлению скоординированной транспортной политики государств, одним из пунктов которой является гармонизация профессиональных и квалификационных требований к водителям и специалистам, ответственным за организацию международных автомобильных перевозок. С этой целью можно использовать опыт СНГ. Так, в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ приказом Министерства транспорта РФ от 31 марта 2016 г. № 87 был утверждён Порядок проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомо-

бильного перевозчика. Срок действия свидетельства определён в 5 лет (Приказ Министерства транспорта от 11 января 2018 г. № 7).

На XIV Форуме межрегионального сотрудничества в ноябре 2017 г. президенты Казахстана и России обсуждали вопрос разработки единых квалификационных требований к работникам и создания единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда. Создание такой биржи в рамках ЕАЭС представляется необходимым и важным шагом на пути интеграции, позволит знакомиться с информацией о востребованных профессиях на пространстве Союза и будет способствовать мобильности трудящихся. Министрами труда России и Республики Казахстан подписан меморандум о создании Евразийской электронной биржи труда. В условиях цифровизации экономики становится необходимым сопряжение национальных информационных систем государств, входящих в Союз.

Регламентируя различные аспекты экономической интеграции, нормативные правовые акты затрагивают уровень профессиональной подготовки работников. Так, при создании единого финансового рынка ставится задача взаимного признания лицензий профессиональных участников и специалистов финансового рынка. Одним из лицензионных условий является соответствие персонала участников финансового рынка единым требованиям. Условия такой гармонизации определены Протоколом по финансовым услугам (Приложение № 17 к Договору о ЕАЭС). Речь идёт о профессиональной аттестации руководителей и специалистов финансового рынка и соответствии их требованиям профессиональных стандартов. В сфере финансовых рынков действуют несколько профессиональных стандартов. Обеспечивая создание единого экономического пространства, законодательство таким образом косвенно влияет на рынок труда стран, входящих в ЕАЭС. Готовится соглашение об аудиторской деятельности на территории Союза, но пока квалификационные требования к образованию, стажу, отсутствию судимости, а также порядок проведения аттестации аудиторов различаются.

Ещё один аспект рассматриваемой проблемы - несогласованность профессиональных и образовательных стандартов, на что обращается внимание в литературе [6]. Несоответствие требований профессиональных и образовательных стандартов отмечает предпринимательское сообщество. Предприниматели полагают, что в современных условиях стремительно развивающихся технологий на протяжении жизни человеку придётся менять профессию несколько раз. Позитивным опытом можно считать совместное обсуждение, круглые столы практических работников и научно-педагогического сообщества стран ЕАЭС по вопросу гармонизации образовательных программ подготовки кадров, их увязывание с требованиями профессиональных стандартов и соответствующими оценочными средствами. Так, с участием представителей России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии состоялся круглый стол по поводу гармонизации образовательных программ и подготовки кадров для фармацевтической отрасли. В итоге были утверждены профессиональные стандарты в сфере фармацевтической деятельности.

Мобильности трудящихся, осуществлению трудовой деятельности на территории других государств способствует правило о признании документов об образовании, выданных образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных процедур признания документов об образовании (ст. 97 Договора о ЕАЭС). В странах ЕС отсутствие института взаимного признания академических дипломов считают препятствием для создания единого рынка труда. В ЕАЭС особо выделены такие виды деятельности, как педагогическая, юридическая, медицинская и фармацевтическая, применительно к которым установлено, что лица, претендующие на занятие этими видами деятельности в другом государстве, проходят установленную в государстве трудоустройства процедуру признания документов об образовании. В Российской Федерации в упомянутых сферах деятельности обязательны к применению профессиональные стандарты. Уместно напомнить о реестре сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении, который ведёт Рособрнадзор [7], что

обеспечивает работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на те или иные должности. Обмен информацией между органами надзора в сфере образования является актуальной задачей. Возможно, имеет смысл создать единый реестр документов.

Признание документов об образовании в странах ЕАЭС требует согласования образовательных стандартов. В рамках СНГ были подготовлены рекомендации о критериях качества образования, аккредитации образовательных организаций, модельный образовательный стандарт. Связи научных и образовательных сообществ сохраняются, взаимодействие продолжается. Однако существуют и различия, отмечается усиливающаяся конкуренция между образовательными организациями высшего образования на постсоветском пространстве. Гармонизировать образовательное пространство, повысить конкурентоспособность работников можно, подготовив образовательные программы и используя современные технологии обучения (электронное обучение, дистанционное, открытые онлайн-курсы). Дистанционное обучение перспективно, например, для повышения квалификации сотрудников организаций, имеющих бизнес-контакты с организациями других стран Союза. Это актуально для работников транснациональных компаний, осуществляющих деятельность на территории стран, входящих в ЕАЭС. За пределами России в них заняты свыше 130 тыс. человек, квалификация которых должна быть на надлежащем уровне.

Сдерживающим фактором формирования единого рынка труда является пенсионное законодательство стран ЕАЭС, которое не способствует мобильности трудящихся. Только между РФ и Белоруссией заключено соглашение на основе принципа пропорциональности. Принцип основан на договорённости сторон производить расчёты и начисление страховой пенсии в зависимости от трудового стажа, заработанного на территории государства договаривающейся стороны. Препятствием для унификации пенсионного законодательства является высокая дифференциация в уровне жизни, неготовность пенсионных систем к обмену информацией, разный возрастной критерий выхода на пен-

сию и другие обстоятельства. Унификация пенсионного законодательства остаётся задачей, требующей решения. Подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся, которое откладывалось неоднократно, ожидается в 2018 г.

Процесс сближения правового регулирования отношений в сфере труда идёт не просто, но предпринимаемые шаги по созданию единого экономического пространства постепенно ведут к формированию единого рынка труда.

1. Договор о Евразийском экономическом союзе : принят 29 мая 2014 г. // Евразийский экономический союз : [сайт]. - URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 30.01.2018).

2. См.: Головина С. Ю., Лютов Н. Л. Полезен ли опыт Европейского Союза для гармонизации законодательства государств Евразийского экономического союза? // Журнал Российского права. - 2017. - № 4. - С. 70-83.

3. О выполнении государствами - членами Евразийского экономического союза обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка труда ЕАЭС : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 мая 2017 г. № 47. - URL: https://barriers. eaeunion.org/api/info/case/29/file (дата обращения: 30.01.2018).

4. Реестр профессиональных стандартов // Профессиональные стандарты: программно-аппаратный комплекс : [сайт] / Министерство труда и социальной защиты РФ ; ВНИИ труда Минтруда России. - URL: http://profstandart. rosmintrud.ru (дата обращения: 30.01.2018).

5. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации : [сайт]. - URL: http://nok-nark.ru (дата обращения: 30.01.2018).

6. См.: Шаблова Е. Г., Филющенко Л. И. Профессиональные и образовательные стандарты: некоторые проблемы применения // Право и образование. - 2017. - № 9. - С. 18-26.

7. Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении : [веб-портал]. - URL: http://frdocheck. obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 30.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.