УДК: 336
влияние экономического кризиса на состояние финансово-кредитной системы РОССИИ
А.С. Бобылева, к.э.н., доцент Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Отправной точкой глобального кризиса послужило обострение проблем с ипотекой низкого качества в США. К середине 2007 г. каждый пятый американский заемщик оказался неплатежеспособен. Поскольку средства для ипотеки привлекались банками США за счет выпуска облигаций, быстрый рост неплатежей вызвал резкое падение цен на ипотечные бумаги. Обесценение ипотечных облигаций привело к крупным потерям западных финансовых институтов, которые к настоящему времени превышают 300 млрд. долл.
Ипотечный кризис в США вызвал дефицит ликвидности на мировых рынках капитала и спровоцировал глубокое падение мировых фондовых индексов. В конце 2007 года западные банки практически перестали кредитовать друг друга, опасаясь, что потенциальный заемщик может владеть убыточными ипотечными облигациями.
Под влиянием глобального кризиса выросла стоимость и ухудшились условия доступа к внешним займам для российских кредитных организаций. Ставки на российском рынке межбанковского кредитования выросли в конце 2007 г. в два раза, что привело к повышению стоимости банковских кредитов для предприятий и населения.
Международные резервы Российской Федерации после достижения в начале августа 2008 года максимального уровня в 462,7 млрд. долл. начали сокращаться (за август-декабрь 2008 года они уменьшились на 169,5 млрд. долларов США). На 1 октября 2009 года международные резервы сократились до 409,6 млрд. долларов США.
Государственный внешний долг по итогам 3 квартала 2009 года уменьшился до 38,9 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда он составлял
40,4 млрд. долл. В то же время продолжился рост внешнего корпоративного долга россий-
ских компаний, который к 2009 году достиг 500 млрд. долл. Это более чем в 10 раз больше текущего внешнего долга Российского государства и, кроме того, в 3 раза больше общего внешнего долга России 10 лет назад - в канун дефолта в августе 1998 года. Характерно, что более 30% всех внешних долгов приходится на государственные компании и если у них возникнут трудности по выплатам долговых обязательств, то отвечать по ним придется основному акционеру - государству.
В первой половине 2008 года финансовое состояние российских организаций улучшилось. Однако в 2008-2009 гг. влияние глобального экономического кризиса на российскую экономику привело к уменьшению объемов прибыли и росту убытков. Положительный сальдированный финансовый результат в экономике сократился по сравнению с 2007 годом на 30,8%. Рентабельность реализации товаров, продукции, услуг снизилась до 8,3% в начале 2009 года против 12,5% в
2007 году. Доля убыточных организаций в их общем числе составила 25,2%, что на 1,8 процентного пункта больше, чем в 2007 году [7].
Неутешительными по большинству показателей оказались итоги исполнения федерального бюджета в первом полугодии 2009 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года резко уменьшились не только доходы бюджета, но и объемы средств, освоенных бюджетополучателями. Складывается парадоксальная ситуация, при которой Правительство РФ направило весной почти триллион рублей в рамках программы антикризисных мер поддержки экономики, но при этом сотни миллиардов рублей, предусмотренных в бюджете-2009 на нацпроекты и целевые программы, остались невостребованными.
Инфляция составила 7,4%, по данным за первое полугодие 2009 года. Доходы федерального бюджета немногим превысили 3,17
трлн. руб., расходы - 3,99 трлн. руб. Таким образом, дефицит бюджета за шесть месяцев достиг 721,6 млрд. руб.
В принципе дефицит мог быть еще выше, если бы расходы исполнялись в строгом соответствии с госбюджетом. Однако многие министерства и ведомства выбились из графика реализации федеральных целевых программ (ФЦП) и приоритетных нацпроектов. В частности за первое полугодие 2009 года реальный объем финансирования нацпроектов составил 18% к уточненной бюджетной росписи. По линии нацпроекта «Здоровье» в первом полугодии освоено всего 23,3% средств к уточненной бюджетной росписи. За аналогичный период прошлого, докризисного года этот показатель был выше - 32,1%. По проекту «Доступное и комфортное жилье» финансирование составило всего 6,6% к уточненной бюджетной росписи.
Аналогичная картина наблюдалась и с финансированием 51 ФЦП. В первом полугодии министерства и ведомства освоили лишь 28,3% годового объема средств.
Таким образом, значительные бюджет-
ные ресурсы, столь необходимые для поддержки экономики в условиях кризиса, всю первую половину года были исключены из оборота.
Весной 2009 года Правительство выделило на программу антикризисных мер дополнительно 985 млрд. руб., из которых 450 млрд. руб. предназначены на поддержку финансового сектора, рынка труда и других отраслей экономики. Из этих средств в первом полугодии было потрачено 237,7 млрд. руб. Как минимум, без части этих расходов можно было бы обойтись, если бы начиная с января-февраля стабильно финансировались нацпроекты, ФЦП и другие госрасходы.
Финансовое состояние российского государства наглядно характеризуют данные Всемирного экономического форума, на котором был опубликован «Отчет по глобальной конкурентоспособности 2009-2010 гг.», содержащий рейтинг конкурентоспособности экономик мира. Для каждой из 133-х стран, рассмотренных в исследовании, Отчет содержит детальные описания с подробными итогами по положению в рейтинге, а также
Таблица 1 - Рейтинг глобальной конкурентоспособности за период 2008-2009 гг.
Страна Рейтинг 2009 года Рейтинг 2008 года
Швейцария 1 2
США 2 1
Сингапур 36 5
Швеция 4 4
Дания 5 3
Финляндия 6 6
Германия 7 7
Япония 8 9
Канада 9 10
Нидерланды 10 8
Китай 29 30
Эстония 35 32
Индия 49 50
Литва 53 44
Бразилия 56 64
Россия 63 51
Казахстан 67 66
Латвия 68 54
Украина 82 72
Грузия 90 90
Армения 97 97
Таджикистан 122 116
Киргизия 123 122
описание наиболее значимых конкурентных преимуществ и недостатков по более чем 110 индикаторам.
Россия заняла в рейтинге 63-е место, опустившись, по сравнению с 2008 г., на 12 позиций (таблица 1).
По 12-ти слагаемым Индекса присутствие России в верхней половине рейтингов отмечается для таких показателей как «Размер рынка» (7-е место), «Макроэкономическая стабильность» (36-е место), «Эффективность рынка труда (43-е место), «Здоровье и начальное образование» (51-е место), «Высшее образование и профессиональная подготовка (51-е место), «Инновационный потенциал» (51-е место). В нижней половине рейтингов Россия оказалась по таким слагаемым как «Инфраструктура» (71-е место), «Технологический уровень» (74-е место), «Конкурентоспособность компаний» (95-е место), «Эффективность рынка товаров и услуг» (108-е место), «Общественные институты (114-е место) и «Развитость финансового рынка» (119-е место). В сравнение с предыдущим годом, относительное положение России упрочилось лишь по двум показателям: «Здоровье и начальное образование» и «Размер рынка». По остальным десяти положение России в рейтингах ухудшилось.
В рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России, как и в прошлом году, основным барьером была названа коррупция. На второе место в этом году выдвинулась проблема с доступом к финансированию, третьим по величине барьером является налоговое регулирование.
По результатам мониторинга российских регионов в период кризиса, рейтинговым агентством «Эксперт РА» был рассчитан рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, состоящий из 12 параметров финансового, экономического и социального состояния каждого региона. Анализ «кризисных индикаторов» позволяет дать оценку экономической, финансовой и социальной стабильности субъектов федерации, глубины и динамики происходящих в них кризисных процессов. На их основе формируются частные, а затем интегральный индекс антикризисной устойчивости каждого региона, федерального округа и России в целом. По расчетам выделено 5 рейтинговых групп фи-
нансовой устойчивости:
1. Рост - Сахалинская, Магаданская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Астраханская области;
2. Стагнация - (франц. stagnation, от лат. stagno - делаю неподвижным, останавливаю) - Амурская, Воронежская, Саратовская, Ульяновская области;
3. Умеренный спад - Мурманская, Владимирская, Тюменская, Калужская области, Мордовия, Краснодарский край;
4. Значительный спад - Ивановская, Новгородская, Оренбургская, Омская, Орловская, Кировская, Курская области, Чеченская Республика, Санкт-Петербург, Республика Марий-Эл;
5. Глубокий спад - Москва, Красноярский край, Калининградская область, Нижегородская, Челябинская, Волгоградская, Самарская области, Республика Татарстан.
Несмотря на вызванные ипотечным кризисом в США усиление нестабильности в мировой финансовой системе и сжатие ликвидности на международном рынке капиталов, отечественные кредитные организации в 2007 году продолжили активно наращивать масштабы своих операций внутри страны. В 2007 г. капитал отечественной банковской системы увеличился на 58%, совокупные активы - на 44%, кредитный портфель - на 55%, депозиты - на 56%. В 2008 году активы банковского сектора увеличились на 39,2%. Отношение активов банковского сектора к ВВП увеличилось за 2008 год с 60,8 до 67,3%. Собственные средства (капитал) выросли на 42,7% [1].
По данным на 1 октября 2009 года, активы банковского сектора возросли на 17,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), собственные средства (капитал) увеличились на 34,9% [2,3].
В результате 2008 и 2009 годы характеризуются существенным замедлением темпов прироста основных показателей развития банковского сектора по сравнению с 2007 годом; при этом определяющим с точки зрения итогов был IV квартал 2008 года.
Кризис оказал негативное воздействие на все кредитные организации. Вместе с тем ухудшение финансового положения отдельных банков, имеющих общефедеральную и региональную значимость, поставило под угрозу не только законные интересы их вклад-
чиков и кредиторов, но и стабильность банковского сектора в целом.
В 2008 году под воздействием мирового финансово-экономического кризиса существенно изменилась структура пассивов кредитных организаций, снизились темпы прироста традиционных источников формирования ресурсной базы.
Суммарный объем средств, привлеченных от организаций, вырос, по данным на октябрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,9% (за 2008 год на 24,4%; за 2007 год - на 47,2%) [2,3].
К 2009 году (по данным на октябрь) совокупный объем вкладов физических лиц увеличился на 11,5% (на 14,5% за 2008 год; на 35,4% за 2007 год) - до 6670,7 млрд. рублей, при этом их доля в пассивах банковского сектора уменьшилась с 25,6 % на 1.01.2008г. до
23,5 % в 2009 году.
В этих условиях ресурсная база кредитных организаций, начиная с сентября 2008 года, поддерживалась главным образом за счет средств Банка России и бюджетных депозитов. К 1.01.2009г. объем кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, достиг 3,4 трлн. рублей и формировал 12,0% пассивов банковского сектора (на 1.01.2008 -34,0 млрд. рублей, или 0,2% пассивов) [4,5].
Активные операции кредитных организаций в 2008 году характеризовались прежде всего замедлением темпов роста кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. В первом квартале 2009 г. объем выданных кредитов упал, а ставки по кредитам вы-
росли с 30%-35% до 50%.
Поддержка, оказанная банковскому сектору государством, позволила не допустить полного сворачивания кредитования, но не смогла компенсировать существенное снижение темпов его роста в последние месяцы года.
Кредитное сжатие является одним из наиболее негативных последствий финансового кризиса и одновременно фактором его усугубления. Основными причинами резкого замедления кредитования являются ухудшение экономического положения заемщиков и нежелание банков принимать дополнительные риски.
Прибыль действующих кредитных организаций за 2008 год сократилась на 19,4% по сравнению с 2007 годом (в 2007 году был отмечен прирост прибыли на 36,7%) и составила 409,2 млрд. рублей, а по данным на 1.09.2009 года прибыль сократилась до 12,5 млрд. руб. или на 97% [1 ] (рисунок 1).
Удельный вес прибыльных кредитных организаций в общем количестве действующих кредитных организаций снизился с 98,9 с 2007 г. до 82% в октябре 2009 г. Количество убыточных кредитных организаций возросло за аналогичный период с 11 до 196, или с 1,1 до 18% от общего числа действующих кредитных организаций.
Принятые государством меры, в частности предоставление ряду крупных банков в конце 2008 года субординированных кредитов, позволили повысить показатель достаточности капитала российского банковского сектора.
Субординированный кредит (от англ.
Рис.1. Динамика прибыли кредитных организаций Российской Федерации (млн. руб.)
subordinated loan) - это кредит, привлеченный кредитной организацией на срок не менее 5 лет, который не может быть истребован кредитором ранее окончания срока действия договора, если заемщик не нарушает его условия.
Субординированные кредиты стали основным источником капитализации банковского сектора в 2008 году. Их прирост составил 856,6 млрд. рублей (59,0% суммарной величины прироста собственных средств). В соответствии с положениями Федерального закона от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» субординированные кредиты были предоставлены Сбербанку России ОАО (500 млрд. рублей), ОАО Банк ВТБ (Внешторгбанк) и ОАО «Россельхозбанк» (в пределах 200 и 25 млрд. рублей соответственно), а также ряду частных банков.
Первыми субординированные кредиты от государства (помимо Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка) получили Альфа-банк (10,2 млрд. руб.), Номос-банк (4,9 млрд. руб.), Ханты-Мансийский банк (2 млрд. руб.).
В 2008 году банки столкнулись с реализацией рисков, как накопленных в условиях экономического роста, так и обусловленных развитием мирового финансового кризиса. При этом объем накопленных банковских рисков был в значительной степени обусловлен высокими темпами роста российской экономики, и особенно банковского сектора, в течение ряда последних лет.
Первостепенное значение имел риск ликвидности, непосредственно вызванный существенно ограниченными возможностями внешнего фондирования и оттоком иностранного капитала. Указанные факторы были дополнены действием внутренних факторов, прежде всего утратой доверия к финансовым посредникам со стороны экономических контрагентов.
По мере развития негативной ситуации в экономике в связи с ухудшением финансового положения заемщиков и их способности обслуживать кредиты возрастала значимость кредитного риска. Это выражалось в первую очередь в существенном опережении темпом прироста просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам темпа прироста общего объема кре-
дитования.
В условиях падения фондового рынка рыночные риски играли существенную роль, особенно для банков, ориентированных на операции на рынке ценных бумаг. При этом отрицательная переоценка портфелей ценных бумаг из-за негативной ситуации на фондовом рынке обусловила снижение финансового результата и капитала ряда банков. Наибольшую долю в структуре рыночных рисков банковского сектора на 1.01.2009, как и на 1.01.2008, занимал процентный риск - 70,7 и 62,8% соответственно [1].
На фоне обесценения рубля повысилась значимость валютного риска. Валютная составляющая активов банковского сектора увеличилась с 23,1% на 1.01.2008г. до 32,3% на 1.01.2009г., пассивов - с 22,9 до 28,4% соответственно. При этом превышение балансовых требований в иностранной валюте над обязательствами резко возросло относительно капитала (с 1,1 до 28,3%).
Реализация банковских рисков, особенно риска ликвидности, носившая внезапный характер и сконцентрированная на коротком временном отрезке, привела к возникновению в банковском секторе критической ситуации.
Однако своевременные действия Правительства Российской Федерации и Банка России способствовали преодолению проблемы риска краткосрочной ликвидности, создали предпосылки для снижения уровня валютного риска, позволили сохранить доверие кредиторов и вкладчиков к банкам. В то же время проблема кредитного риска продолжает иметь существенное значение с точки зрения устойчивости банков.
Для российской банковской системы
2008 год выдался чрезвычайно сложным периодом. Чтобы не дать банкам разориться, Государственной Думе пришлось срочно искать выход из сложившегося положения. К тому же Правительством РФ был издан ряд нормативно-правовых актов, направленных на укрепление и поддержание банковской системы РФ (таблица 2).
Несмотря на предпринимаемые Центральным банком и Правительством меры по стимулированию кредитования, банки увеличили объем кредитования предприятий с начала года лишь на 3,7% (год назад прирост за тот же период составил 19,3%). Причем го-
Таблица 2 - Нормативно-правовые акты, направленные на укрепление банковской
системы Российской Федерации
ФЗ от 18.07. 2009 г. N 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» Закон направлен на поддержание стабильности банковской системы и защиту законных интересов вкладчиков и кредиторов банков. Государство получило право осуществлять меры по повышению капитализации банков путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков.
Указание ЦБР от 26 июня 2009 г. N 2254-У Уточнены требования к обязательным нормативам банков. Изменения связаны с корректировкой минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации. Он установлен в рублевом эквиваленте - 180 млн руб. При расчете норматива достаточности собственных средств банка (Н1) и максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) коэффициент риска снижен со 100% до 70% по ипотечным жилищным ссудам, удовлетворяющим некоторым условиям. В размере 10% установлен понижающий коэффициент риска по кредитным требованиям по ипотечным кредитам военнослужащим, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы.
Указание ЦБР от 1 июня 2009 г. N 2241-У В состав источников собственных средств, принимаемых в расчет основного капитала, разрешено включать субординированные кредиты, предоставленные не менее чем на 30 лет. Определен порядок такого включения, согласно которому величина включаемого в состав источников основного капитала субординированного кредита не может превышать 15% от чистой суммы остальных источников основного капитала.
Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2009 г. N 903-р Минфину России поручено направить Росимуществу 180 млрд. руб. на увеличение уставного капитала Банка ВТБ. Росимущество должно будет обеспечить оплату дополнительных акций Банка ВТБ, размещаемых в связи с увеличением его уставного капитала, и оформление на них права собственности РФ. Так, Правительство РФ воспользовалось своим новым правом принимать в 2009 г. решения о направлении средств федерального бюджета на реализацию мер по поддержке банковской системы.
ФЗ от 28.04.2009 г. N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организаций. Закон расширяет возможности оспаривания подозрительных сделок должника и сделок с предпочтительным предоставлением. Предусмотрена возможность оспаривания не только сделок, но и действий должника по исполнению обязательств. Ужесточена ответственность руководителей и учредителей банков в случае банкротства.
Информация ЦБР от 1 апреля 2009 г. Расширен перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России. В него вошли 38 банков, в том числе 13 московских.
Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 122-р В связи с мировым финансовым кризисом Правительству РФ разрешено в 2009 г. направлять на поддержку российской экономики дополнительные средства, оставшиеся по результатм исполнения федерального бюджета на 2008 г. (всего - до 325 млрд. руб.). Принято решение о выделении в 1 квартале 2009 г. 25 млрд. руб. в качестве взноса в уставный капитал ОАО «Росагро-лизинг», 45 млрд. руб. - в ОАО «Россельхозбанк».
Приказ ЦБР от 27 января 2009 г. N ОД-93 Со 2 февраля 2009 г. банки могут получать кредиты Банка России не только под залог активов, но и под поручительства. Такие кредиты предоставляются, если кредитные организации-поручители соответствуют установленным Банком России требованиям.
Указание ЦБР от 29 октября 2008 г. N 2112-У Для предупреждения банкротства банков, Банк России вправе потребовать от них принять меры по финансовому оздоровлению либо реорганизации банка. Однако теперь устанавливается, что, если Агентство по страхованию вкладов принимает предложение об участии в предупреждении банкротства банка, данные требования не предъявляются.
ФЗ от 27.10.2008г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 2011г» В качестве дополнительной меры для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года при наличии признаков неустойчивого положения банков ЦБР и госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» уполномочены принимать меры по предупреждению банкротства банков.
Указание ЦБР от 14 октября 2008 г. N 2091-У Скорректирован порядок расчета размера возмещения по вкладам граждан в кредитных организациях, не участвующих в системе страхования вкладов. Установлено, что максимальная сумма выплаты одному физическому лицу по требованиям к одному банку-банкроту увеличена с 400 до 700 тысяч рублей.
Федеральный закон от 13 октября 2008г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» Банк России на основании соглашения с кредитными организациями обязуется компенсировать им часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия. ЦБР предоставит кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. рублей, Сберегательному банку РФ. Средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. на общую сумму не более 450 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на выдачу кредитов ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк».
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ Изменения вносятся в ФЗ «О Центральном банке РФ». Банк России наделяется правом предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
Указание ЦБР от 19 сентября 2008 г. N 2069-У ЦБР предоставил до 1 июля 2009 г. право на усреднение обязательных резервов всем банкам. Новая мера окажет небольшим банкам поддержку, которые должны были полностью депонировать обязательные резервы.
сподствующая сейчас оценка - что главными виновниками этой ситуации являются банки, которые слабо кредитуют реальный сектор из-за высоких рисков невозврата денег - в значительной мере устарела. На самом же деле, мы скорее всего наблюдаем начало новой опасной тенденции - «бегства от кредитов», когда граждане и предприятия, опасаясь за свое экономическое будущее, сами стараются не брать кредиты.
Поэтому главной проблемой сегодня становится не экономический, а психологический кризис, не нехватка денег как таковых, а недостаток уверенности в завтрашнем дне.
Принимаемые российским правительством меры по борьбе с кризисом в настоящее время носят выжидательный характер. К сожалению, они не направлены на разрешение противоречий породивших хозяйственный кризис. Российское правительство надеется на прохождение мировой экономикой негативной полосы в 2009 году. Вслед за этим ожидается возобновление роста цен на нефть
и, как следствие, увеличение государственных доходов [9].
Власти отмечают рост российской экономики, начиная с августа 2009 года, и рассчитывают на дальнейшее улучшение показателей. Что касается докризисного уровня, то на него Россия выйдет лишь в 2012 г, по подсчетам Минфина РФ.
Действительно, положение дел в мировой экономике стабилизируется, но что касается российских реалий, то реальный сектор близок к катастрофе, а всей системе угрожает стагнация, если, конечно, не будут приняты принципиальные решения.
Директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компа-
Таблица 3 - Индексы антикризисной активностипо даннымрасчетов аудиторско-консалтинговой компании «ФБК»
Великобритания 1,049
Франция 0,681
Канада 0,606
Германия 0,564
США 0,533
Казахстан -0,803
Россия -0,891
Украина -1,739
нии ФБК И.Николаев считает преждевременным говорить о выходе российской экономики из рецессии. К отмеченному росту ВВП в августе 2009 г. на символические 0,5 %, по его словам, «вообще нельзя относиться слишком серьезно». Да и в мировой статистике сравнение месячной динамики ВВП не практикуется - рассчитываются только годовые и квартальные данные». Кроме того, стандартные экономические методики предусматривают многократные переоценки и уточнения изменения ВВП, в результате которых десятые доли процента вообще могут исчезнуть. По расчетам индекса эффективности антикризисных мер ФБК, Россия стабильно удерживает предпоследнее место по эффективности мер стимулирования экономики (таблица 3).
Индекс учитывает 14 показателей и демонстрирует, как они изменяются. При расчете принимаются во внимание ВВП, инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, объем промышленного производства, объем производства продукции сельского хозяйства, оборот розничной торговли, внешнеторговый оборот, импорт, экспорт, индексы потребительских цен и цен производителей, уровень безработицы, реальная заработная плата и фондовый индекс [8].
Несмотря на то, что ситуация уже не видится российским властям столь мрачной, а цены на нефть демонстрируют стабильность, Минфин не намерен идти на снижение объема заимствований в 2010 г. До конца 2009 года правительство, правда, намерено обходиться своими силами, а вот в будущем году планирует занять на внешнем рынке около 17,8 млрд. долл., а на внутреннем - 844,1 млрд. руб.
Таким образом, на мировых рынках России придется конкурировать с другими заемщиками, а стоимость средств будет повышаться. Кроме того, ликвидность, вливаемая в российскую экономику, ослабит рубль и спровоцирует инфляцию, с которой Россия, по обыкновению, будет бороться с помощью ужесточения денежно-кредитной политики.
Следует отметить, что первая помощь российского правительства была оказана в большей степени банковскому сектору, а не промышленности и сельскому хозяйству, тогда как на самом деле мы переживаем, по словам директора Института комплексных стратегических исследований О.Виханского, не
финансовый, а системный кризис. И кризис в первую очередь касается реального сектора экономики. При этом финансовый сектор в России выполняет инфраструктурную, обслуживающую функцию в отличие, например, от Великобритании, то есть отнюдь не главную. Ключевым же для отечественной экономики является промышленный, аграрный сектора, сектор, связанный с сервисом, где и сосредоточены в настоящее время основные проблемы. Причем наиболее тяжело ситуация развивается в агропромышленных предприятиях, оборонном секторе, металлургии, машино-
строении. Антикризисные меры Правительства обернулись ростом спроса. Субсидии предприятиям работают не на рост, а идут на погашение долгов.
Таким образом, под влиянием сокращения международных запасов, снижения внутреннего спроса и кредитного сжатия, реальная экономика может перейти в рецессию, которая скорее всего продлится достаточно долго. Необходим системный подход к решению существующих проблем, а не так называемые «точечные меры».
Литература:
1. Обзор банковского сектора РФ, № 84, октябрь. 2009. (Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России): [сайт]. URL: http:// cbr.ru)
2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России).
3. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России).
4. Бюллетень банковской статистики. № 9. 2009г.
5. Бюллетень банковской статистики. № 12. 2008г.
6. Программа Антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год // Официальный сайт Правительства РФ [сайт]: http://premier.gov.ru.
7. Доклад об экономике России (исследование Всемирного банка, №18, 2009 г.).
8. А. Сутурин. Заработал индекс антикризисной эффективности // Российская Бизнес-газета № 700 (16) от 5.05.2009г.
9. О. Солнцев. Три макросценария, по которым России предстоит выходить из кризиса // Электронный журнал Банковское дело [Электронный ресурс]: http://www.bankdelo.ru
УДК 336 (075)
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - КАТАЛИЗАТОР РОСТА ДОХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
В.И. Катаев, кандидат экономических наук, Ульяновская ГСХА
А.В. Сасина, аспирант, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Своевременное поступление налоговых платежей в бюджет является одной из основных задач Правительства Ульяновской области. Налоги формируют значительную часть доходов областного бюджета (около 95%) и оказывают прямое влияние на социальноэкономическое развитие региона.
В 2008 году ульяновскими налогоплательщиками было уплачено во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды налоговых платежей в размере 36,8 млрд. рублей, что на 14,5% превышает уровень предыдущего года.
В консолидированный бюджет РФ поступило 25 млрд. рублей. Удельный вес Ульяновской области в консолидированном бюджете среди регионов Российской Федерации составляет 2%. Следует отметить, что удельный вес в налоговых поступлениях соседних регионов не превышает показателя нашей области (Чувашская Республика - 2 %, Республика Мордовия - 1,4%, Пензенская область - 1,7%).
В бюджет Ульяновской области за 2008 год поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 19,6 млрд. рублей, что на 18%