Научная статья на тему 'Влияние экологической образовательной среды вуза на адаптацию студентов к обучению'

Влияние экологической образовательной среды вуза на адаптацию студентов к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ / ПСИХОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL AND ECOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова В.А.

Успешность адаптации к экологической образовательной среде технического вуза зависит от психолого-педагогических условий, направленных на изменение отношения студентов к учебе, на умение использовать внутренние резервы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленкова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of university ecological educational environment on students´ adaptation to training

Success of adaptation to the ecological educational environment of technical university depends on the psychological and pedagogical conditions aimed at changing students´ relation to study, ability to use internal reserves of the organization

Текст научной работы на тему «Влияние экологической образовательной среды вуза на адаптацию студентов к обучению»

Инновационная практика и технологии

В. А. Даниленкова

(Калининград)

влияние экологической образовательной среды вуза

на адаптацию студентов к обучению

Успешность адаптации к экологической образовательной среде технического вуза зависит от психолого-педагогических условий, направленных на изменение отношения студентов к учебе, на умение использовать внутренние резервы организации.

В связи с постоянно усложняющимися условиями образовательного процесса в вузе, ростом эмоциональных, информационных нагрузок и требований к обучающимся остро встают проблемы адаптации абитуриентов-первокурсников к условиям обучения, профилактики стрессогенных воздействий и их последствий, а также поддержания необходимого для успешной образовательной деятельности уровня психического и физического здоровья студента. Сложная многоуровневая система образования в вузе обеспечивает широкие возможности для адаптации к изменяющимся условиям. Способность к адаптации является неотъемлемой характеристикой обучающегося.

Социальные преобразования в системе высшего образования повысили умственные, психические и физические нагрузки на организм студентов. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация образования с применением различных образовательных технологий, привлечение разнообразных технических средств обучения создают стрессовые ситуации при обучении. Статистика свидетельствует, что наиболее сложно привыкать студентам на первом курсе к особенностям высшего образования.

Поступление в вуз и обучение в нем сопровождаются включением студентов первого курса в новую образовательную среду, которая должна обеспечить их адаптацию к обучению.

На сегодняшний день в технических вузах возникла необходимость реализации эколо-

гического образования, воспитания и здо-ровьесберегающей образовательной среды.

В этой связи формирование экологической образовательной среды в техническом вузе предполагает создание комплекса научно-педагогических условий, влияний и возможностей адаптации студента, будущего специалиста, психологически, теоретически и практически готового к реализации идей сохранения окружающей среды, жизнеобеспечения.

Теоретико-практический потенциал для разработки проблематики экологической образовательной среды в техническом вузе заложен в идеях экологического междисциплинарного аспекта. Экологическая образовательная среда технического вуза выступает важнейшим инструментом формирования внутреннего мира студента, его адаптации к обучению и профессиональной деятельности. Взаимодействие психологических и ситуационных факторов экологической образовательной среды способствует адаптации студентов с первого курса обучения в высшем учебном заведении и к его дальнейшей профессиональной деятельности.

В современных условиях учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на самостоятельность, инициативность, творчество и здоровье студента. Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение адаптации студентов к образовательному процессу в условиях экологической образовательной среды, что является «реальной основой целенаправленной ак-

тивизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей и психологических барьеров» [1].

Некоторые исследователи отмечают, что в условиях современного вуза адаптация студентов к учебному процессу, режиму и профессии не совпадает во времени с адаптацией их к другим ценностям: образованию, культуре, нормам поведения, среде и т. д. (А. Д. Андреева, 1988; Л. Г. Дикая, 1992; Г. П. Медведев, Б. Г. Рубин, Ю. С. Колесников, 1969; Сидоров А. П., 2000]. Анализ подтвердил, что определенное отношение студентов к профессии и специальности складывается лишь к четвертому курсу, в то время как адаптация к социальной среде образовательного процесса в вузе завершается уже на втором курсе [2].

Особую значимость приобретает изучение особенностей реализации модели экологической образовательной среды технического вуза, которая будет способствовать адаптации студентов к образовательному процессу начиная с первого курса обучения.

В нашем исследовании мы рассматриваем адаптацию студентов первого курса по направлению «Техносферная безопасность» через физическое, социально-нравственное, психоэмоциональное воспитание в период систематических занятий по дисциплине «Экология», занятий по физкультуре и в спортивных секциях, по участию студентов в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в вузе. Все мероприятия, проводимые в техническом вузе по формированию экологической образовательной среды, направлены на создание условий для вовлечения всех студентов в здоровый образ жизни, развития их умственной работоспособности и их успешной учебной деятельности.

Адаптация студентов к экологической образовательной среде технического вуза является его стратегическим направлением, связанным с воспитанием, обучением и здоровьем обучающихся.

Приспособление студента к обучению в техническом вузе представляет собой сложный, многоуровневый процесс, затрагивающий различные функциональные системы организма. К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма студента-первокурсника относится его устойчивость к различным воздействиям, изучение которых и определяет степень и уровень

адаптации организма к условиям экологической образовательной среды, позволяет выявить состояние здоровья и его работоспособность. Работоспособность, в конечном итоге и здоровье студента определяются его «адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора» [2].

Решение данной проблемы важно не только для ускорения процесса адаптации к образовательному процессу в техническом вузе, но для определения необходимого объема аудиторной и внеаудиторной посильной учебной и физической нагрузок, а также обоснованной экологической образовательной средой технического вуза, связанной с формированием новых экологически-личностных качеств у студента и его самореализацией [2].

Адаптационные возможности организма -это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой, которое определяется «уровнем здоровья». Согласно концепции и теории адаптации здоровье оценивается степенью адаптивности организма к условиям окружающей среды [2].

В настоящее время для определения адаптационных возможностей предложены различные методы качественной и количественной оценки.

Введенные исследователями понятия «уровень здоровья» и «уровень адаптации» являются качественной характеристикой состояния адаптационных возможностей организма. Различают «удовлетворительную адаптацию» и «неудовлетворительную адаптацию». Уровень адаптации оценивают по значению адаптационного показателя [2].

По исследованиям В. Н. Соловьева адаптация студентов сопровождается следующими процессами: перестройкой сознательного отношения к учебе; мобилизацией с использованием физиологических резервов организма; формированием системы адаптации к конкретной учебной деятельности [3]. Эти три составляющие адаптации являются главными и относятся к любой учебной деятельности студента. Эти высказывания подтверждаются исследованиями А. С. Солодкова (1982, 1998, 2000] по физическому здоровью, уровню адаптационного потенциала и умст-

венной работоспособности студентов независимо от возраста, пола. Было установлено, что критериями адаптации студентов к физическим нагрузкам (это занятия физкультурой и в спортивных секциях) являются состояния напряжения и интегративные процессы в организме, за счет напряжения идет повышение адаптационных возможностей студента.

В условиях естественного эксперимента осуществлялось комплексное изучение адаптации студентов к образовательному процессу в техническом вузе при строгом учете сопутствующих факторов. При равном дневном и недельном объеме учебной нагрузки, а также применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе изучена активность студентов первого курса направления «Техносферная безопасность» в режиме дня и продолжительности занятий. При этом учитывались: возраст, группа, готовность студента к обучению, показатели состояния физического здоровья. Для выявления закономерностей и особенностей адаптации студентов исследование велось до и после занятий, в начале и конце учебного года, а также перед началом зимней и летней экзаменационных сессий и сразу после них.

Возраст участников 17-21 год, пол мужской. В диагностике участвовали 50 студентов, проводился анализ тестов по количеству ответов «да» и «нет». Данный тест позволяет оценить уровень адаптации каждого студента к обучению по направлению подготовки (удовлетворительный и неудовлетворительный). Тест состоит из 16 вопросов, проводился на начало учебного года у студентов 1-4 курсов (таблица 1).

Адаптация на первом курсе составляет 32%; на втором курсе составляет 38%; на третьем курсе 63%; на четвертом курсе 69 %.

Как видим, на 1 и 2 курсах студенты адаптируются к экологической образовательной среде вуза в пределах 40 %, а на 3-4 курсах после учебной и преддипломной практик студенты адаптированы не только к обучению по направлению, но и к профессиональной деятельности.

Успешность адаптации к окружающей образовательной среде вуза зависит от психолого-педагогических условий, направленных

на изменение отношения студентов к учебе, на их умение использовать внутренние резервы организма на формирование системы адаптации к конкретной учебной и профессиональной деятельности.

Рассмотрим более подробно проблему адаптации студентов первого курса. Для диагностики процесса адаптации мы использовали методику, разработанную В. Н. Соловьевым, по которой нами были разработаны анкеты для определения отношения студентов к экологической образовательной среде вуза в начале обучения и в конце первого курса. Для определения физического состояния студентов использовались данные о количестве заболеваний в течение учебного года и пропущенных занятиях по физкультуре, количество первокурсников, занимающихся в секциях.

На основе анализа анкетных данных студентов можно сделать вывод, что адаптация студентов к обучению возрастает, но незначительно, а показатели физического здоровья повышаются. В целях усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо:

- создать условия для информационного обеспечения экологической образовательной среды вуза, содержания экологического обучения с целью улучшения экологических знаний;

- знакомить студентов с особенностями подготовки по направлению, готовить их к самостоятельному решению экологических проблем;

- способствовать развитию физического здоровья студентов через сеть дополнительных занятий в секциях, через участие в различных соревнованиях;

- готовить студентов к практике, к работе в экстремальных условиях, к работе на тренажерах, формировать у них творчество и профессиональную эрудицию, привлекать к различным проектам по созданию экологической образовательной среды вуза.

Таким образом, адаптация студентов к экологической образовательной среде технического вуза является сложным процессом приспособления студента к различным требованиям этой среды.

Таблица 1

Результаты теста на исследование адаптации студентов в период обучения в техническом вузе по направлению «Техносферная безопасность» (1-4 курс]

№ п/п Факторы, влияющие на адаптацию 1 2 3 4

1 Большая аудиторная нагрузка Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет

2 3 Нежелание учиться Выбор профессии: - самостоятельно Да Нет Нет Да Нет Да

4 5 6 Разочарование в профессии На занятиях чувствую себя неуверенно и некомфортно Сложно работать в группе Да Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет Нет

/ 8 9 Учебники сложные, и осваиваю их с трудом Умение правильно составлять распорядок дня Откладываю выполнение практических и Да Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет

10 11 12 лабораторных занятий «на потом» Строгие преподаватели Нерегулярное питание Занятия физкультурой и в секциях Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет Да Да Нет Да Да

13 14 15 16 17 Конфликт в группе Финансовые затруднения Трудности в общении с преподавателем Нуждаюсь в консультациях Образовательная среда вуза Да Нет Да Да Нет Нет Нет Да Да Да Нет Да Нет Да Да

18 Влияние экологии на образовательную среду вуза Нет Нет Да Да

Таблица 2

Сводная таблица по адаптации студентов

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

11 - да 10 - да 6 - да 5 - да

5 - нет 6 - нет 10 - нет 11 - нет

32 % 38 % 63 % 69 %

неудовлетворительно удовлетворительно

Таблица 3

Определение «уровня здоровья» и «уровня адаптации» у студентов-первокурсников направления «Техносферная безопасность»

Группа Количество студентов Их возраст Готовность к обучению Состояние физического здоровья Уровень здоровья Уровень адаптации

учебный год учебный год уд./неуд. уд./неуд.

начало % конец % начало % конец %

1 ТБ 25 17 лет 55 45 42 58 удовлет. удовлет.

2 ТБ 25 17 лет 43 57 38 52 удовлет. удовлет.

Литература

1. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014. - № 16. - С. 334-336.

2. Жукова Т. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе университетского образования // Инновации в образовании. - 2007. - № 1. - С. 103-113.

3. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.

4. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. - Калининград: ФГБОУ ВПО КГТУ, 2002. - 120 с.

5. Соловьев В. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01. -Ижевск, 2003. - 24 с.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.