Научная статья на тему 'Влияние экологического фактора на процесс развития и размещения производительных сил региона (на примере Омской области)'

Влияние экологического фактора на процесс развития и размещения производительных сил региона (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
466
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зинчевко А. Г.

В статье определяется значение экологического фактора в процессе развития и размещения производительных сил страны и ее отдельных регионов, в том числе Омской области. Представлен авторский вариант эколого-экономического зонирования территории области и порядок составления региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития. Предлагаются конкретные варианты размещения на территории области новых промышленных производств на основе строгого учета экологического фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the ecological factor on development and accommo-dations of productive forces of region (by the example of Omsk area)

In the article value of the ecological factor in development and accommodations of productive forces of the country and its separate regions, including Omsk area is defined. The author's variant of ecological and economic zoning of territory of the area and the order of drawing up of the regional circuit of transition to a way of steady ecological and economic development is submitted. Concrete variants of accommodation in territory of the area of new commercial productions are offered on the basis of the strict account of the ecological factor.

Текст научной работы на тему «Влияние экологического фактора на процесс развития и размещения производительных сил региона (на примере Омской области)»

Библиографический список

1. Lowell, L, A. Findlay, and E. Stewart (2004): Brain Strain: Optimising highly skilled migration (rom developing counlries, Asylum and Migration Working Paper 3, London: P. 7. Available online at: http://www.ippr.org/ecoinm/iiles/brainstrain.pdf

2. Docquier, F„ O. Lohest, and A. Marfouk (2005): Brain Drain in Developing Regions (1990-2000), IZA Discussion paper No. 1668: P. 6. Available online at: Up://repec.iza.org/RePEc/Discus-sionpa per/dp 1668.pdf

3. Regets, M.C. (2001): Research and policy issues in high-skilled international migration: a perspective with data from the United States: P. 8. Available online at: ltp://repec.iza.org/RePEc/ Discussionpaper/dp366 pdf

4. Prnescu, C.A. (20U2): Brain Drain and Brain Gain: A New Perspective on Highly Skilled Migration, Diplomatic Academy.

Ministry of Foreign Affairs, Bucharest: P. 116. Available online at:

http://wvAV.cenpo.ro/files/08%20Migration.pdf

ДУСЬ Юрий Петрович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений, декан факультета международного бизнеса Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

ПАРФЕНЮК Яна Игоревна, соискатель степени MBA (Finance) Eastern Michigan University (США).

Статья поступила в редакцию 16.08.06. © Дусь Ю. П., Парфенюк Я. И.

УДК 325.1 (571 1) А. Г. ЗИНЧЕНКО

Омский институт Российского государственного торгово-экономического университета

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) _

В статье определяется значение экологического фактора в процессе развития и размещения производительных сил страны и ее отдельных регионов, в том числе Омской области. Представлен авторский вариант эколого-экономического зонирования территории области и порядок составления региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития. Предлагаются конкретные варианты размещения на территории области новых промышленных производств на основе строгого учета экологического фактора.

Влияние экологического фактора все более определяет не только необходимость интенсификации экономики России, но и ее направленность. Следовательно, задачи структурной перестройки экономики страны нельзя решать без самой тесной увязки их с вопросами оптимизации природопользования и охраны окружающей среды.

Экономическая комиссия ООН предложила для мирового сообщества концепцию устойчивого развития, которая основывается на тезисе; «Эпоху роста должна сменить эпоха равновесия». Концепция предполагает разумное ограничение потребностей мирового сообщества с целью сохранения среды обитания — самой основы существования человечества. Для промышленно развитых стран — это прекращение экстенсивного роста экономики, ограничение производственных мощностей, а в некоторых случаях и постепенное их сокращение, прежде всего в энергоемких, материалоемких и экологически емких отраслях.

Многие промышленно развитые страны взяли на вооружение концепцию устойчивого развития и добились определенных успехов в оздоровлении окружающей среды, снижении материалоемкости и энергоемкости национальных хозяйств, Большое

и все возрастающее внимание проблемам защиты окружающей среды уделяется в странах Евросоюза, США и Японии, Австралии и ЮАР, многих других странах. В целых крупных мировых регионах удалось добиться выдающихся результатов в оздоровлении окружающей среды, возрождении практически погибших природных объектов. Наиболее яркими примерами являются Великие озера США и Канады, многие природные объекты Западной Европы.

Однако мероприятия по оздоровленито окружающей среды весьма дорогостоящие и зачастую сопровождаются прямыми административными мерами (например, закрытием крупных промышленных предприятий), также приводящими к существенным экономическим потерям.

Экономический ущерб (как косвенный, так и прямой) от нарушений экологического состояния отдельных территорий, повышенного уровня загрязнения природной среды может существенно (в отдельных случаях многократно) превышать положительный эффект хозяйственной деятельности отдельных производств. Поэтому предотвращение экологических нарушений является самой насущной экономической проблемой практически для всех (без исключения) стран мира.

На этом фоне концепция устойчивого развития как стратегический план развития производительных сил в глобальных масштабах представляется безальтернативной. Однако следует принять во внимание, что применение данной концепции при разработке стратегии хозяйственного развития менее развитых стран (развивающихся, новых индустриальных, с переходной экономикой, в том числе и России) возможно и целесообразно только в откорректированном виде, поскольку в этих странах пока не достигнут необходимый уровень развития базовых (в том числе энергоемких, материалоемких и экологически емких) производственных отраслей и до статочный уровень потребления. Но и в данном случае суть концепции устойчивого развития заключается в определении экологического фактора не как одного из важнейших факторов при планировании мероприятий по развитию и размещению производительных сил, а как ийенно важнейшего фактора [1].

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию предполагает постепенное, поэтапное движение экономики и экологического состояния к равновесию. На начальном, Современном этапе перехода России к устойчивому развитию особенно важно соблюдать обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность, приступить к реализации программоздоровлёния окружающей среды в зонах экологического бедствия.

На втором эт'апё экологизация экономики будет осуществляться главным образом на основе структурно-отраслевые преобразований, технологического обновления основных производств, что обеспечит снижение их удельных показателей ресурсоем-кости и экологической емкости. И, наконец, на третьем этапе основное внимание будет уделяться проблемам гармонизации Взаимодействия общества с природой в глобальном масштабе [2].

Новая экономическая стратегия России на основе концепции устойчивого развйтия, очевидно, должна учитывать такие параметры роста, как ¡экологическая емкость регионов и их отдельных частей, до пустимая нагрузка На местные экосистемы, допустимая степень и допустимые формы использования природных ресурсов отдельных регионов [3]. То есть по существу именно региональные (местные) интересы должны стать приоритетными при выработке государственной экономической1 стратегии с позиций концепции устойчивого развития.

Однако это вовсе не означает, что исчезнут или отойдут на второй план общегосударственные экономические и политические интересы (развитие трансроссийских коммуникаций, продовольственная безопасность, необходимая обороноспособность и т.д.). Просто часть их может быть спроецирована На регионы, а реализация другой части, проецирование которой на регионы затруднена, должна более полно учитывать региональные интересы (экологические; рациональное, по возможности комплексное использование местных природных и трудовых ресурсов и т.д.). Так может быть достигнут баланс федеральных (ведомственных) и региональных (местных) экономических интересов.

Составление региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития должно основываться, на наш взгляд, во-первых, на оценке экологического потенциала местных ландшафтов и степени антропогенного влияния на экосистемы отдельных территорий данного региона и, во-вторых, на определении уровня и приоритетов

хозяйственного развития отдельных частей его территории |3].

Далее на основе результатов этих оценок может быть осуществлено эколого-экономическое зонирование территории региона, в пределах таксономических единиц которого и должно производиться планирование мероприятий ре! ионального экономического развития, п том числе и мероприятий по размещению новых производств.

Выделяемые эколого-экономическ.и'1 зоны должны представлять собой относительно замкнутые территориальные системы, в рамках которых взаимодействуют природный и социально-экономический комплексы. Как известно, суть эколого-экономического зонирования — дифференциация территории по наиболее целесообразным с точки зрения учета экологического фактора видам хозяйственной деятельности и режимам природопользования.

Следующим этапом разработки региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития должна стать оценка уровня экологичности производств, размещение которых предполагается на рассматриваемой территории. На основе этой оценки и схемы эколого-экономического зонирования региона может быть осуществлена завершающая стадия исследования — определение стратегии эколого-экономического развития региона и планирование мероприятий по развитию и размещению производительных сил и оздоровлению окружающей среды в его пределах.

Под определением стратегии эколого-экономи-ческого развития подразумеваются рекомендации по совершенствованию территориальной структуры отдельных отраслевых производственных комплексов на основе принципа максимального пространственного разделения экологически несовместимых видов использования территории и сближения взаимодополняющих и уравновешивающих друг друга в экологическом отношении видов природопользования, по ликвидации особо вредных производств и, напротив, развитию производств, деятельность которых способствует оздоровлению окружающей среды (например, использующих в качестве сырья отходы других предприятий) [4].

В данной статье предлагается примерный порядок составления региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития на примере Омской области, которая представляется нам одним из наиболее типичных эколого-экономи-ческих регионов азиатской России.

На территории Омской области получили достаточно высокое развитие как отрасли промышленности (тяжелой, легкой и пищевой), так и многоотраслевое сельское хозяйство. В Омской области имеет очень яркое выражение и такая особенность территориально-производственных структур восточных районов России, как высокая степень концентрации промышленного производства в административном центре (более 90 %) и особенно тяжелой промышленности (около 99%). Это предопределяет напряженную экологическую ситуацию в областном центре.

В экологическом плане Омская область также является вполне типичным восточным регионом России. На ее территории представлены ареалы высокой концентрации экологически емкой обрабатывающей промышленности и энергетики (Омск) и экстенсивного развития добывающей (лесозаготовительной, топливной) промышленности (северные районы), которое сопровождается значительными экологическими издержками.

Как отмечалось выше, первым этапом составления региональной схемы перехода на путь устойчивого эколого-экономического развития является оценка экологического потенциала местных ландшафтов и степени антропогенного влияния на местные экосистемы, включающая ъ себя и эколого-ланд-шафтпое зонирование рассматриваемого региона.

По уровню экологического потенциала природных ландшафтов территорию Омской области условно можно разделить на три эколого-ландшаф-тные зоны. Первая зона в составе почти весь Одесского района и части территории Русско-Полян-ского и Паплоградского районов, прилегающей к границе с Казахстаном, характеризуется низким экологическим потенциалом природных ландшафтов. Показатель биологической эффективности климата в пределах этой зоны имеет значение 11,0 (на территории РФ он варьирует от 0 до 41,0), показатель биологической продуктивности — 7,5 (на территории РФ - от0 до 15.0) [5|.

Вторая зона включает в себя оставшуюся часть Одесского, Русско-Полянского и Павлоградского районов, а также Полтавский, Шербакульский, Нововаршавский, Черлакский районы, южную половину Исилькульского, Москаленского, Марьянов-ского, Азовского и Таврического районов и имеет средний экологический потенциал природных ландшафтов. Показатель биологической эффективности климата в пределах данной зоны равен 13,0, показатель биологической продуктивности — 7,0 [5].

Остальная территория области образует третью зону, в пределах которой показатель биологической эффективности климата изменяется от 18,0 на юге до 17,0 на севере, а показатель биологической продуктивности — от 14,0 до 7,5 (5). Это зона высокого экологического потенциала природных ландшафтов.

В пределах третьей зоны экологический потенциал природных ландшафтов наиболее активно используется, прежде всего, в южной ее часги, где преобладают пахотные земли. В физико-географическом плане это часть районов южной лесостепи. Экологическое состояние природных ландшафтов здесь почти повсеместно характеризуется как напряженное, а в ареалах вдоль Главной Сибирской железнодорожной магистрали, прилегающих к областному центру, - как кризисное [5].

Кризисность экологического состояния природных ландшафтов в районе Омска является следствием как интенсивного сельскохозяйственного использования территории, так и высоким уровнем загрязнения окружающей среды в результате деятельности предприятий тяжелой промышленности и электроэнергетики областного центра.

Кризисное или напряженное экологическое состояние имеют природные ландшафты и северной части третьей зоны [5|. В физико-географическом плане это северная лесостепь и лесная зона. Кризисность экологической ситуации здесь определяется интенсивной эксплуатацией лесных ресурсов, не всегда сопровождающейся достаточными объемами лесовосстановительных работ. Однако при условии их увеличения экологическая емкость лесных и северных лесостепных районов может быть существенно повышена, поскольку уровень загрязнения окружающей среды на севере области пока незначителен.

Природные ландшафты срединной части третьей зоны (в физико-географическом плане - центральная лесостепь), представленные преимущественно природными кормовыми угодьями, имеют удовлет-

ворительное экологическое состояние [5]. Именно эта часть территории области располагает наиболее значительными резервами экологической емкости.

Природные ландшафты первой и второй зон (в физико-географическом плане — ландшафты степных и лесостепных районов со значительным дефицитом влаги) преимущественно имеют кризисное или напряженное экологическое состояние по причине интенсивного сельскохозяйственного использования.

Площадь сельскохозяйственных угодий превышает 80 % общей площади данных зон, а среди видов сельскохозяйственных угодий явно преобладает пашня. В Одесском, Павлоградском и Полтавском административных районах степень распаханности территории составляет более 90 % [6]. Прежде всего из-за высокого уровня развития растениеводства (главным образом, зернового хозяйства) экологическая емкость первой и второй зон весьма ограничена, хотя они и имеют невысокий уровень загрязнения окружающей среды.

Второй этап эколого-экономического зонирования того или иного региона — его общеэкономическое районирование, то есть выделение районов или зон хозяйственной специализации. Эколого-эко-номическое зонирование необходимо осуществлять именно в пределах территориальных единиц общеэкономического районирования, так как в конечном счете оно проводится для нужд перспективного хозяйственного планирования и прогнозирования, в частности развития или рационализации территориальных производственных структур.

Вопросы развития и рационализации территориальных производственных структур на микротерриториальном уровне необходимо рассматривать в рамках относительно целостных территориально-производственных комплексов — экономических микрорайонов. На наш взгляд, на территории Омской области объективно сложились или формируются следующие микрорайоны:

1) Северо-Западный (Усть-Ишимский и Тевриз-ский районы; центр - пгт. Тевриз);

2) Тарский (Тарский, Знаменский, Седельников-ский и Большеуковский районы; центр — г. Тара);

3) Большереченский (Большереченскийи Муром-цевский районы; центр — пгт. Большеречье);

4) Тюкалинский (Тюкалинский, Крутинский и Колосовский районы; центр — г. Тюкалинск);

5) Исилькульский (Исилькульский, Называевс-кий, Полтавский и Москаленский районы; центр — г. Исилькуль);

6) Омский (Омский, Любинский, Марьяновский, Шербакульский, Одесский, Павлоградский, Таврический, Азовский, Саргатский, Горьковский и Кор-миловский районы; центр — г. Омск);

7) Калачинский (Калачинский, Оконешниковс-кий и Нижнеомский районы; центр - г. Калачинск);

В) Южно-Омский (Русско-Полянский, Нововаршавский и Черлакский районы; центр пока не сформировался).

Экономические микрорайоны области образуют, по нашему мнению, три основных промышленно-транспортных зоны: Северную (Северо-Западный и Тарский микрорайоны); Срединную (Большереченский и Тюкалинский микрорайоны) и Южную -зону промышленно-гранспортного тяготения г. Омска (Омский, Исилькульский, Калачинский и ЮжноОмский микрорайоны). Эти промышленно-транс-портные зоны, на наш взгляд, можно считать и основными эколого-экономическими зонами региона.

В пределах Северной промышленно-гранспорт-ной и эколого-экономической зоны (ПТиЭЭЗ) Омской области имеет место развитие экологически емких добывающих отраслей промышленности (лесозаготовительной, нефтяной и газовой), атакже пищевой, деревообрабатывающей и некоторых других отраслей с невысокими показателями экологической емкости. Данная зонатакже характеризуется низким уровнем развития транспортной инфраструктуры (отсутствуют железные дороги, автомагистрали, взлетно-посадочные полосы местных аэропортов не имеют твердого покрытия).

Северная ПТиЭЭЗ имеет высокий экологический потенциал природных ландшафтов, среднюю степень их хозяйственного использования и нарушенное™, умеренный уровень загрязнения окружающей среды. Резервы экологической емкости территории здесь продолжают оставаться значительными.

Срединная ПТиЭЭЗ имеет низкий уровень промышленного развития и транспортной освоенности. Основные отрасли промышленной специализации — пищевая, легкая и промышленность строительных материалов. Главные транспортные коммуникации здесь — участки автомагистрали «Омск-Тюмень» и автодороги «Омск —Тара» и р.Иртыш.

В пределах Срединной ПТиЭЭЗ природные ландшафты имеют высокий экологический потенциал и низкую степень хозяйственного использования и нарушенности. Для данной территории характерен и низкий уровень загрязнения окружающей среды. Здесь сохраняются, таким образом, самые значительные резервы экологической емкости в пределах области.

В Южной же ПТиЭЭЗ резервы экологической емкости территории практически исчерпаны. В северной половине данной зоны преимущественное развитие получили экологически емкие отрасли тяжелой промышленности — нефтепереработка, химическая промышленность, и промышленность строительных материалов, ее территорию пересекают важнейшие транспортные магистрали региона — Главная Сибирская железнодорожная магистраль, железнодорожная магистраль «Омск — Тюмень», автомагистраль М 51 и р.Иртыш. Несмотря на высокие показатели экологического потенциала природных ландшафтов, экологическая емкость территории здесь полностью исчерпана по причине очень высокого уровня загрязнения окружающей среды и высокой степени хозяйственного использования и нарушенности природных ландшафтов.

В южной части зоны природные ландшафты имеют низкий или средний экологический потенциал и очень высокую степень хозяйственного использования (зона наиболее развитого в области зернового хозяйства), поэтому резервы экологической емкости территории очень незначительны.

Таким образом, с точки зрения полного учета экологического фактора наиболее благоприятные предпосылки для размещения в пределах области новых производств имеет Срединная ПТиЭЭЗ. Достаточно широкие возможности для этого есть в Северной ПТиЭЭЗ. В Южной же ПТиЭЭЗ экстенсивный рост промышленных производств с высокими показателями экологической емкости должен быть, на наш взгляд, исключен.

Вместе с тем, уже в ближайший перспективный период производительные силы сибирских регионов, в том числе и Омской области, могут и должны получить новый мощный импульс развития [7].

Предлагается в первую очередь развивать в восточных регионах наиболее материалоемкие и энергоемкие (а, значит, и экологически емкие) отрасли производства - топливную, нефтегазохимическую, лесную промышленность, черную и цветную металлургию. Прирост выпуска продукции этих производств в сибирских регионах должен в основном обеспечить прогресс данных базовых отраслей в общероссийском масштабе и создать дополнительные возможности расширения российского экспорта [8].

Впрочем, имеются благоприятные предпосылки развития в сибирских условиях наукоемких и высокотехнологичных производств, прежде всего в рамках уже существующих (главным образом, оборонных) предприятий, распо ложенных в старопромышленных центрах, а также и рамках создаваемых технопарков на основ:; научных центров СО РАН [8].

Что касается ресурсоемких отраслей, то, очевидно, основной прирост мощностей здесь может быть обеспечен за счет ввода в действие новых предприятий в районах нового освоения. При этом основными ограничительными факторами в процессе развития и размещения производительных сил выступают фоновое загрязнение окружающей среды, наличие источников водоснабжения и устойчивость природных систем к антропогенному воздействию.

Для Омской области районы нового освоения — территория Северной и Срединной ПТиЭЭЗ, а регион старопромышленного развития — Южная ПТиЭЭЗ. Таким образом, в пределах Северной и Срединной ПТиЭЭЗ промышленность можег развиваться преимущественно на экстенсивной основе, т.е. за счет сооружения новых предприятий.

Промышленное развитие Южной ПТиЭЭЗ может и должно, на наш взгляд, базироваться на основе реконструкции существующих предприятий (прежде всего внедрения малоотходных и безотходных технологий, строительства новых очистных уста-новокит.д.), возможно, даже на основе их частичного перепрофилирования в плане перевода на менее экологически емкую продукцию.

Из числа отраслей, относящихся к экологически и ресурсоемким, на территории Северной и Срединной ПТиЭЭЗ, на наш взгляд, имеют наиболее благоприятные предпосылки развития деревообрабатывающая, лесо-, нефте- и газохимическая промышленность.

При этом новые предприятия деревообрабатывающей и лесохимической промышленности частично могут использовать в качестве сырья отходы лесозаготовок, что в определенной степени будет способствовать решению существующих экологических проблем в районах Севера Омской облас ти.

На наш взгляд, обязательными условиями размещения новых предприятий в пределах Северной и Срединной ПТиЭЭЗ области должны стать их сравнительно небольшие размеры (не более средних), использование на них преимущественно малоотходных или безотходных технологий и оснащение всеми необходимыми очистными сооружениями.

С учетом транспортно-географического положения, экологического, водного и других факторов размещения наиболее благоприятные предпосылки для развития новых производств в Северной и Срединной ПТиЭЭЗ Омской области имеют, по нашему мнению, населенные пункты вдоль Иртыша (в порядке убывания) — Большеречье, Тара, Знаменское и Тев-риз. Возможен выбор и других мест под новое строительство. Преимущество, на наш взгляд, при этом еегь у населенных пунктов вдоль Иртыша в пределах

Срединной ПТиЭЭЗ, располагающей большими по сравнению с Северной ПТиЭЭЗ резервами экологической емкости.

Обязательным условием для такого размещения новых промышленных предприятий является дораз-витие транспортной системы северных районов области — сооружение новых участков автодорог, портовых мощностей на Иртыше, магистральных нефте- и газопроводов, АЭП высокого напряжения. Мощный толчок развитию производительных сил Севера Омской области дала бы прокладка через его районы железнодорожных линий, особенно Западно-Сибирского участка Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство которой планируется уже в обозримой перспективе — до 2015 г. [9] ,

Библиографический список

1. Агафонов H.T., Исляев P.A. Проблемы перехода России к устойчивому развитию //Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб., 1995. С. 110-118.

2.. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. — Утв. Указом Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440 //Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572. С. 3694-3701.

3. Зинченко А.Г. Учет экологического фактора в хозяйственном развитии регионов России (на примере Западной Сибири) // Регион России, №4, 1999. С. 75-84.

4. Зинченко А.Г. Особенности учета экологического фактора в схемах и проектах районной планировки //Районирова-

ние в современной экономической, социальной и политической географии: потенциал, теория, методы, практика: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции с международным участием. Ростов-на-Дону - Москва, 2004. С. 57-59.

5. Эколого-географическая карта Российской Федерации с пояснительной запиской. М.. 1996. 50 с.

6. Атлас Омской области / Под общ. ред. А.Г. Зинченко и А.А. Кожухаря. М., 1999. 56 с.

7. Сибирь в экономическом пространстве России: тенденции и возможные перспективы // Материалы Всероссийской конференции по экономическому развитию Сибири. Новосибирск, 1993, 55 с.

8. Структурно-инвестиционная политика в Сибири и развитие ее базовых отраслей // Материалы Всероссийской конференции по экономическому развитию Сибири. Новосибирск, 1993. 34 с.

9. Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста /СО РАН; Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СФО; СО Российской Академии сельскохозяйственных наук; СО Российской Академии медицинских наук; Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»; Администрации субъектов РФ (проект). Новосибирск, 2005. - 95 с.

ЗИНЧЕНКО Александр Григорьевич, кандидат географических наук, доцент кафедры менеджмента и права.

Статья поступила в редакцию 22.09.06. © Зинченко А. Г.

Книжная полка

Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса: учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 457 е.: ил.

В этом уникальном на сегодняшний день учебном пособии подробно и доходчиво изложены теоретические и методические основы организации и проведения работ по оценке предприятия (бизнеса). Объясняется методология оценки стоимости отдельных активов предприятия, рассматриваются особенности оценки бизнеса для конкретных целей (налогообложения, инвестирования, ликвидации и т. д.). По сравнению с первым изданием в книгу добавлены материалы по оценке страховых компаний, определению арендной платы, обновлен раздел, посвященный корректировке финансовой отчетности предприятий.

Книга предназначена для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Оценка бизнеса», «Оценка недвижимости»; может быть полезна слушателям высших экономических школ, аспирантам и менеджерам предприятий, оценщикам при повышении профессионального образования; также является ценным практическим пособием.

Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

Оценка стоимости транспортных средств: учебное пособие / Улицкий М.П., ред. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 303 е.: ил.

Дается описание принципов, законодательной базы, методик и порядка проведения оценки наземных транспортных средств, летательных аппаратов, водных судов и плавучих средств. Рассматривается система профессиональной подготовки экспертов по оценке транспортных средств.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Антикризисное управление», «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), «Финансы и кредит» (специализация «Оценка собственности»), преподавателей, специалистов в области оценки стоимости бизнеса (предприятий), для профессиональных оценщиков транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.