Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА'

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОСЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеевец Валентин Сергеевич, Кандрацкая Дарья Руслановна

В настоящее время системы экологического управления являются важным условием успешного функционирования и конкурентоспособности средств размещения. В статье рассматриваются лучшие практики гостиничных сетей по экологическим изменениям в технологических процессах гостиничных предприятий, практики экологической сертификации. Выделены выгоды, в том числе экономические, от внедрения программ по сокращению и переработке отходов для отелей. Рассмотрен вопрос необходимости экологизации деятельности в посткоронавирусный период в связи с ростом спроса на более экологичные услуги. Приведены результаты ситуационного анализа российского опыта по управлению ресурсосбережением в гостиницах. Программы по утилизации отходов должны реализовываться комплексно: при отсутствии предприятий-переработчиков в регионах ряд экологических инициатив гостиничных предприятий осуществить невозможно. Сделан вывод о том, что тенденции по экологизации средств размещения в российской и калининградской сфере гостеприимства являются недостаточно динамичными, и это требует расширения нормативно-правовой базы в индустрии гостеприимства, в том числе по стимулированию внедрения экологических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнеевец Валентин Сергеевич, Кандрацкая Дарья Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ECOLOGICAL CHANGES ON HOSPITALITY INDUSTRY TECHNOLOGIES

Currently, ecological management systems are an important prerequisite for successful functioning and competitiveness of accommodation facilities. The article discusses the best practices of hotel chains which consider ecological changes introduced into the technological processes of hotel enterprises, as well as the practices of eco-certification. The authors highlight some benefits, including economic ones, from the introduction of waste reduction and recycling programs in hotels. Green activities in the post-coronavirus period, due to growing demand for more environmentally friendly services, is seen as the one of primary importance. The article shares the analytical results of the Russian experience in hotel resource saving management. Waste disposal programs should be implemented in a comprehensive manner though environmental initiatives of hotel enterprises can be challenged by the absence of processing enterprises in the regions. It is concluded that green trends of accommodation facilities in the Russian and Kaliningrad hospitality sectors are not dynamic enough, which requires further enhancement of the regulatory and legal framework in the hospitality industry, including the introduction of eco-technologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 338.488.2

В. С. Корнеевец1, Д. Р. Кандрацкая2

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия

2 Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка,

Минск, Беларусь Поступила в редакцию 03.10.2022 г. Принята к публикации 22.11.2022 г. doi: 10.5922^Ши-2022-4-1

5

Для цитирования: Корнеевец В. С., Кандрацкая Д. Р. Влияние экологических требований на технологии в сфере гостеприимства // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. 2022. № 4. С. 5-16. doi: 10.5922^Ши-2022-4-1

В настоящее время системы экологического управления являются важным условием успешного функционирования и конкурентоспособности средств размещения. В статье рассматриваются лучшие практики гостиничных сетей по экологическим изменениям в технологических процессах гостиничных предприятий, практики экологической сертификации. Выделены выгоды, в том числе экономические, от внедрения программ по сокращению и переработке отходов для отелей. Рассмотрен вопрос необходимости экологизации деятельности в посткоронавирусный период в связи с ростом спроса на более экологичные услуги. Приведены результаты ситуационного анализа российского опыта по управлению ресурсосбережением в гостиницах. Программы по утилизации отходов должны реализовываться комплексно: при отсутствии предприятий-переработчиков в регионах ряд экологических инициатив гостиничных предприятий осуществить невозможно. Сделан вывод о том, что тенденции по экологизации средств размещения в российской и калининградской сфере гостеприимства являются недостаточно динамичными, и это требует расширения нормативно-правовой базы в индустрии гостеприимства, в том числе по стимулированию внедрения экологических технологий.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, экологический менеджмент, устойчивое развитие, экосертификация

Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают практически каждую сферу деятельности человека, в том числе индустрию гостеприимства. Наиболее сложное положение характерно

© Корнеевец В. С., Кандрацкая Д. Р., 2022

для приморских регионов, к которым относится и Калининградская область. Изменение климата приводит к тому, что застройщики прибрежных отелей столкнулись со все более возрастающими климатическими рисками, к которым можно отнести мощнейшие ураганы, повышение уровня моря и прибрежную эрозию. Например, ураган «Мария», обрушившийся на Пуэрто-Рико в сентябре 2017 г., привел к неработоспособности энергосистемы острова и разрушил инфраструктуру питьевой воды. В результате одни предприятия обанкротились, а другие урезали свою деятельность, вследствие чего десятки тысяч людей потеряли работу, количество бронирований жилья в 2018 г. сократилось на 55,4 % по сравнению с предыдущим годом и уровень занятости в сфере туризма упал на 12,6 % [16].

Рост количества средств размещения ведет к росту потребляемых ресурсов. Необходимо учитывать, что во время своих путешествий гости активно используют водные ресурсы, они чаще принимают душ и пользуются бассейнами. Сады, обустраиваемые на территории мест размещения с целью создания привлекательного образа для гостя, орошаются. Все это приводит к использованию значительно большего количества воды, чем в обыденной жизни. Иногда отели потребляют гораздо больше воды, чем местное население тех или иных регионов, особенно это касается засушливых стран. Бахрейн, Барбадос, Израиль, Мальта, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты зафиксировали такое потребление воды посетителями, которое превышает доступность возобновляемых водных ресурсов в 15 раз. Индустрия путешествий и туризма должна будет рассмотреть вопрос о том, как компенсировать урон, наносимый средствами размещения в районах, где усугубляется проблема нехватки воды. Во всем мире увеличивается число случаев, когда потребление воды в результате туризма подрывает местный потенциал доступа к пресной, незагрязненной воде. Одним из таких случаев является Бали, где чрезмерное потребление пресной воды привело к вторжению соленых вод, в результате в популярных курортных районах подземные воды стали непригодны для потребления [16].

Осознание стоящих перед человечеством проблем стало причиной поиска альтернативных решений. С опорой на разработанную концепцию устойчивого развития, идея которой заключается в общем сокращении расходования природных ресурсов и введении определенных мер по повышению экологичности предприятий, а также учитывая рост негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду, необходимо проводить политику по более активному повыыше-нию спроса на экологические товары и услуги, в том числе и в индустрии гостеприимства.

Систематизируя мероприятия по внедрению экологические мер в гостиничный бизнес, во-первых, необходимо отметить появление индикаторов устойчивого развития. Они быыли созданы вследствие изменения в планировании развития регионов (перехода от директивного планирования к индикативному как более эффективному), а планиро-

6

вание, в свою очередь, представляет собой создание системы индикаторов, описывающих три направления: экологическое, экономическое и социальное состояние региона, а также создание норм и стандартов с целью достижения установленных индикаторов.

В 1996 г. работа Комиссии ООН по устойчивому развитию стала первой комплексной разработкой системы индикаторов устойчивого развития. Общее число предложенных индикаторов составило 132. Все они были дифференцированы на группы: социальные (41 индикатор), экономические (26), экологические (55) и организационные (10) [4].

Во-вторых, следует обратиться к экологической сертификации средств размещения. К наиболее известным системам сертификации относятся Green Key, ЕС Ecolabe, «ЭКО-гостиница», «Листок жизни» [1].

Целью экологической сертификации является стимулирование бизнеса к внедрению новшеств, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую среду и дают потребителю гарантию безопасности приобретаемой продукции или услуг. Для многих видов услуг, в особенности гостиничных, экологический сертификат служит весомым фактором их конкурентоспособности как на национальном, так и на международном рынке.

В-третьих, гостиничные сети создают собственные программы устойчивого развития: «Planet 21» (Accor Hotels), «Room to be Green» (Choice Hotels International).

Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, оказал значительное влияние на туристический сектор. Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и Всемирная туристическая организация (UNWTO) в настоящее время работают над обеспечением устойчивого восстановления туризма во всем мире, растет осознание необходимости более быстрого внедрения экологичных технологий в сферу туризма в период восстановления для сохранения устойчивых трендов в будущем. Для ускорения процесса внедрения природосберегающих технологий предприятия индустрии гостеприимства могут получить доступ к Green Technology Selector для упрощенного использования 26 000 инвестируемых зеленых технологий при поддержке EBRD [7]. По данным исследований Европейской комиссии по туризму (ETC), в пост-коронавирусный период 18% молодежи («поколение Z») будет ориентироваться на экологический туризм [21]. По опросам, проведенным в Великобритании, 77% британцев рассматривают вопросы экологии в своих планах на будущее во время отпуска, а 17% английских потребителей планируют бронировать только экологичные средства размещения [18].

В ходе реализация экологической политики следует понимать, что процесс экологизации на начальном этапе может потребовать значительных финансовых вложений, поэтому именно крупные гостиничные сети одними из первых начинают внедрять различные экологические инновации. Примеры внедрения экологических инноваций приведены в таблице 1.

7

Таблица 1

Международный опыт внедрения экологических технологий гостиничными сетями

8

Гостиничная сеть Отель Введенные изменения

Four Seasons Hotels and Resorts Вся сеть Ежегодная посадка миллионов деревьев в 34 странах мира

Marriott International Вся сеть Размещение в отелях табличек, призывающих постояльцев использовать полотенца и постельное белье повторно. Размещение в номерах дозаторов для мыла и шампуня. Установка переключателей для сливных бачков

Hyatt Hotels Corporation Hyatt Key West Resort & Marina Установка систем переработки отходов. Эксплуатация экологичного оборудования и энергосберегающих установок, применяемых в отеле

Lotte Hotels L7 Hotels Продвижение кампании по переосмыслению подхода к использованию пластиковых бутылок, исходя из концепции 4R. Совместно с Eco Traveler Project отели предлагают гостям повторно применять использованные пластиковые бутылки в виде другого изделия

Accor Hotels Novotel Lausanne Bussigny Использование натуральных методов очистки воды в бассейнах

Novotel Singapore on Stevens Подписание пакетного соглашения с WWF, в соответствии с которым они будут постепенно сокращать, а в дальнейшем и убирать все виды пластика на своих предприятиях к 2030 г. Пластиковых соломинки были заменены на бумажные, для еды навынос стали предоставляться боксы и столовые приборы из кукурузного крахмала, пластиковые бутылки в конференц-залах были заменены на стеклянные бутылки и стаканы [19]

Mercure Singapore on Stevens

Movenpick Hotels and Resorts Внедрение глобальной программы устойчивого развития SHINE, нацеленной на позитивное воздействие на окружающую среду путем использования биологически разлагаемых альтернатив химическим средствам

Radisson Hotel Group Вся сеть Использование водосберегающих технологий, привлечение гостей к многоразовому использованию полотенец для того, чтобы уменьшить количество стирок

Radisson Blu Resort Sha-rjah Установка систем корневого полива, которая позволяет снижать потребление воды на 30% [12]

Shangri-La Hotels and Resorts Вся сеть Замена оборудования на энергоэффективные альтернативы, использующие датчики движения для освещения и датчики переключения на более низкую температуру

Hotel Jen Beijing Замена пластиковых контейнеров для пищевых продуктов бумажными коробками и пластиковых пакетов — бумажными

Choice Hotels International Вся сеть Продвижение повторного использования постельного белья и полотенец

Составлено на основе [8].

Не стоит забывать о том, что переход к экологичности в определенных случаях в перспективе может уменьшить текущие расходы гостиничного предприятия за счет энергосбережения, снижения расходов на стирку белья и на приобретение косметических и химических средств, что является дополнительным стимулом внедрения экологических технологий.

Ситуационный анализ опыта по управлению ресурсосбережением в гостиницах Калининградской области

Индустрия гостеприимства в России развивается весьма интенсивно, что тесно связано с интенсификацией внутреннего туризма, постановкой амбициозной задачи по активизации въездного туризма, а также с увеличением внутренних деловых поездок. Однако, как показали результаты опроса жителей Калининградской области (выборка в количестве 212 человек, 2018 г.), экологичность отеля не является доминирующим фактором при выборе мест проживания. На рисунке 1 указано количество ответов с учетом выделения опрошенными до двух позиций.

9

Рис. 1. Количество ответов на вопрос: «Какой критерий при выборе гостиницы

для вас является главным?»

Таким образом, основными названными критериями при выборе отеля стали удобное месторасположение, ценовая политика и рекомендации знакомых. Экологичность отеля не является главным критерием,

по которому респонденты выбирают отель. При проведении опроса большинство респондентов (66%) считают, что применение «зеленых» технологий отелем никак не влияет на их выбор гостиничного средства (рис. 2).

10

скорее нет, чем да 27%

Рис. 2. Доля ответов на вопрос: «Может ли повлиять применение зеленых технологий на ваш выбор отеля?

Одной из возможных причин такой ситуации может быть недостаточная «глубина» экологической составляющей в сфере образования и экологического воспитания на всех этапах жизни современного человека. В связи с этим вряд ли возможно утверждать, что трансформация потребительских предпочтений в России в явном виде связана с ростом интереса к экологизации в гостиничном бизнесе. Однако в мировой практике экологические средства размещения пользуются большей популярностью, в отличие от отелей без экологической маркировки. Поэтому необходимо предпринимать активные меры по развитию экологичного мышления в туризме и сфере гостеприимства [5].

В России среди предприятий индустрии гостеприимства программы экологической сертификации отелей также становятся востребованными, но в первую очередь среди отелей международных сетей. В Российской Федерации с 2010 г. начала свою деятельность международная программа добровольной сертификации гостиниц «Зеленый ключ» (Green Key), которая была разработана Международной организацией экологического образования. Основной целью сертификации являются продвижение и реализация экологических идей в сфере гостиничного бизнеса. При этом гостиницы, сертифицированные по системе Green Key, должны соответствовать 90 обязательным и дополнительным критериям, таким как сокращение потребления электроэнергии, воды, химических продуктов, минимизация отходов и их передача на переработку [17]. Каждая гостиница проходит специальную проверку, которую проводит специалист программы. Предполагается, что отели, прошедшие все этапы сертификации, соответствуют высоким

экологическим стандартам, отличаются ответственным подходом к ведению бизнеса и вносят активный вклад в защиту окружающей среды. Первой российской гостиничной сетью, получившей знак экологической сертификации «Зеленый ключ», стала гостиница «Cronwell Hotels & Resorts», которая ввела экологические стандарты в отеле «Cronwell Inn Стремянная» [3; 13].

Как указывает Л. Л. Духовная, знаком экологического качества на территории Российской Федерации отмечены 29 отелей. Большинство из них находится в Санкт-Петербурге (14 отелей) и в Краснодарском крае (5 отелей). На рисунке 3 представлено количество отелей, применяющих экологические инновации и прошедших сертификацию «Зеленый ключ», по регионам Российской Федерации.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

# у </ /• у

///S/S V

/

11

Рис. 3. Распространение отелей — членов международной эко-организации «Зеленый ключ» в РФ, ед.

Источник: [3].

На Калининградском рынке также представлен один отель, принадлежащий сети «Radisson Blu Hotel». Бизнес-отель «Radisson Blu» неоднократно подтверждал звание одной из самых экологически чистых гостиниц города Калининграда, получив престижную международную экологическую премию «Green Key». Эксперты «Зеленого Ключа» высоко оценили деятельность калининградского отеля «Redisson Blu» по сохранению окружающей среды, которая включает использование специальных экологически чистых чистящих средств, сортировку мусора и экологически безопасную утилизацию батарей и аккумуляторов. В 2011 г. отель «Radisson Kaliningrad» представил специальную концепцию «Ответственный бизнес», в рамках которой проводятся экологические тренинги для персонала, а также программы по нейтрализации углекислого газа «Думай о планете» и водоснабжению «Blu Planet» [15].

12

Гостиница «Radisson» — единственная гостиница в Калининграде, получившая сертификат «Зеленый ключ» за вклад в защиту и сохранение окружающей среды.

Как отмечалось выше (рис. 1), экологичность отеля не является доминирующим фактором для потребителей, поэтому важно вовлекать потребителей гостиничных услуг в то, чтобы вносить вклад в сохранение окружающей среды. Примером может служить сеть отелей «Accor», в 2012 г. объявившая о запуске программы экологического развития «Planet 21», основную цель которой составляет информирование гостей о мерах по охране окружающей среды, принимаемых данной сетью, а также привлечение их к непосредственному участию в экологической деятельности. Как отмечается (и на этом акцентирует внимание ряд авторов), основу программы составляют лекции для сотрудников и гостей по профилактике заболеваний (95 % отелей сети), экономии воды и энергии (25 % отелей сети), инновациям на рынке экологически чистых продуктов и услуг (85 % отелей сети), а также программы питания [20]. На сегодняшний день в Калининградской области представлено два отеля, принадлежащих к данной сети. Это отель категории «3 звезды» «Ibis» и отель категории «4 звезды» «Mercure». В рамках программы устойчивого развития «Planet 21» группы «Accor Hotels Group» с 2019 г. одной из приоритетных задач программы стала минимизация использования пластика во всех отелях сети. Первый шаг на пути к защите окружающей среды — поиск экологичной замены любым двум пластиковым предметам, которые чаще всего используют гости или сотрудники отеля. Также одной из целей программы «Planet 21» является сокращение пищевых отходов, в рамках которого отели находят различные способы подарить продуктам второю жизнь [10; 14].

С 2018 г. в Калининграде функционирует отель «Holiday Inn Kaliningrad», входящий в группу отелей «InterContinental Hotels Group» (IHG). Система «Green Engage» сети отелей «InterContinental Hotels Group» была удостоена сертификата LEED («Лидерство в области энергетического и экологического проектирования») Совета по экологическому строительству США. В частности, IHG — первая гостиничная корпорация, получившая награду за действующую экологическую программу. Только самые «зеленые» здания имеют сертификат LEED. Независимый всемирно признанный рейтинг LEED основан на таких стандартах, как энергосбережение, водосбережение и использование экологичных материалов. Система «Green Engage» позволяет отелям экономить до 15 — 20 % своего энергопотребления и сокращать годовые затраты на электроэнергию. Программа также предоставляет онлайн-инструмент, который позволяет отелям рассчитывать аспекты своей деятельности, влияющие на окружающую среду, и управлять ими.

В Калининградской области ведущие гостиничные предприятия разрабатывают проекты не только по сокращению отходов, но и по использованию части переработанных отходов для производства расходных материалов для нужд предприятий. При реализации таких программ учитывается не только позитивный экологический, а иногда и

экономический эффект [2; 6], но и социальные эффекты, относящиеся к категориям социальной ответственности бизнеса. Основные выгоды от внедрения практик по переработке отходов отмечены в таблице 2.

Таблица 2

Эффекты от программы по сокращению и переработке отходов для отелей

Сферы выгоды В чем заключается выгода?

Экономические преимущества Один из путей сокращения отходов — более длительное использование материалов и оборудования. Это означает меньшую частоту и объемы закупок и, как следствие, ведет к экономии ресурсов компании. Сокращение объема отходов ведет к снижению расходов на их размещение на полигонах. Продажа таких отходов, как высококачественная бумага, картон, алюминиевые банки, стеклотара, может принести значительный доход отелю

Положительное влияние на корпоративный имидж Привлечение новых клиентов. Улучшение репутации отеля

Положительные изменения в сознании сотрудников Корпоративная программа по сокращению отходов может повлиять на отношение к этой проблеме сотрудников и заставить каждого в перспективе более внимательно относиться к окружающей среде. Сотрудники положительно относятся к различным видам обучающих программ, проводимых для них организацией

Позитивный экологический эффект Увеличение предложения отходов для переработки со стороны компаний поможет развитию рынка товаров, изготовленных с использованием вторичного сырья. Сокращение и переработка отходов на рабочем месте могут оказать долгосрочный социальный эффект, так как сотрудники смогут использовать этот положительный опыт в своих семьях. Переработка отходов позволяет сохранить леса и другие ценные природные ресурсы, а также снижает негативное воздействие на окружающую среду

13

Составлено на основе [11].

Реализация разработанной программы по сокращению и переработке отходов поможет отелям снизить выплаты специализированным компаниям на выывоз и утилизацию отходов; получить доход от продажи вторичного сыгрья компаниям-переработчикам; сэкономить до 30 % средств на расходные материалы, канцелярские товары и т. п.; повысить имидж отеля на туристском рынке России и зарубежья; расширить клиентскую и партнерскую базы; получить дополнительную прибыть. Но данная программа должна решаться комплексно, поскольку при отсутствии предприятий-переработчиков в регионах ряд экологических инициатив гостиничных предприятий невозможно реализовать.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что национальный сегмент отелей, соответствующих индикаторам устойчивого развития, пока еще недостаточно развит, хотя практика экологизации значительно расширяется [9]. Отсутствие обязательной процедуры сертификации, недостаточно ответственное отношение к экологическим технологиям существенно тормозят рост экологического мышления в нашей стране. Решением данной проблемы может стать более строгий контроль со стороны государства за экологической составляющей деятельности средств размещения, введение обязательной экологической сертификации для отелей и расширение нормативно-правовой базы в индустрии гостеприимства, в том числе по стимулированию внедрения экологических технологий.

Заключение

Согласно проведенному анализу, актуальность экологизации как процесса в индустрии гостеприимства и ее влияние на технологические процессы внутри гостиничных предприятий обусловлена как необходимостью соблюдения требований, связанных с климатическими изменениями и негативным воздействием на окружающую среду в целом, так и с имиджевыми и социально-экономическими процессами. Экологизация становится популярным направлением среди отельеров, которые признают, что одной из самых значительных выгод процесса экологизации стало обучение элементам устойчивого бизнеса и фокусировка на тех деталях бизнеса, которые необходимо изменить. В первую очередь крупные международные компании и организации осознают важность дальнейшего развития процессов экологизации и оценивают возможности инвестирования в данную сферу. Отсутствие систем раздельного сбора отходов и их переработки в регионах сдерживает внедрение экологических стандартов в индустрии туризма и гостеприимства. Также следует отметить, что тенденции к личной безопасности, сложившиеся в период пандемии, влияют на развитие экологического мышления, что окажет достаточно сильное влияние на экологическую ориентацию гостиничного бизнеса и в посткоронавирусный период.

Список литературы

1. Быстров С. А. Организация гостиничного дела : учеб. пособие. М., 2016.

2. Быстров С. А. Экологическая сертификация как инструмент повышения конкурентоспособности и экономического уровня развития в отельном бизнесе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 8—9. С. 14—17.

3. Духовная Л. Л. Сертификация «Зеленый ключ» — ключ к стабильности и успеху в гостиничном бизнесе «Green Key» // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России : матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 222 — 230.

4. Киякбаева Е. Г. Анализ индикаторов устойчивого развития туризма // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. № 1. С. 18—30.

5. Митракова А. И. Развитие экологичного мышления в туризме и сфере гостеприимства в России // Научный альманах. 2017. № 7-1 (33). С. 233 — 235. doi: 10.17117/ na.2017.07.01.233.

6. Нездойминов С. Г. Эколого-экономическая эффективность внедрения «зеленых» технологий в индустрии гостеприимства // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 27. С. 31 — 35.

7. UNWTO supports EBRD's web tool for green technologies // UN WTO : [офиц. сайт]. URL: https://www.unwto.org/news/unwto-supports-ebrd-s-web-tool-for-green-technologies (дата обращения: 14.10.2021).

8. Печерица Е. В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 34. С. 49—60.

9. Печерица Е. В. Российский опыт применения экологических инноваций в средствах размещения (на примере Северо-Западного федерального округа) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 38 — 45.

10. «Планета 21»: программа устойчивого экологического развития // Accor Hotels : [офиц. сайт]. URL: https://www.accorhotels.com/ru/sustainable-develop ment/index.shtml (дата обращения: 10.03.2021).

11. Руководство по сокращению отходов в компаниях и организациях. СПб., 2004. URL: https://www.waste.ru/modules/library/singlefile.php?cid=6&lid=37 (дата обращения: 14.10.2021).

12. Planet // Radisson Hotels : [офиц. сайт]. URL: https://www.radissonhotels. com/ru-ru/social-responsibility/planet (дата обращения: 14.10.2021).

13. Холодцова И. И., Духовная Л. Л. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 8. С. 166—175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Accor Hotels : [офиц. сайт]. URL: https://www.accorhotels.com/russia/ index.ru.shtml (дата обращения: 14.03.2021).

15. Blu Planet // Radisson Hotels : [офиц. сайт]. URL: https://www.radissonblu. com/ru/about-blu/blu-planet#/diversey-care (дата обращения: 10.03.2021).

16. Epler Wood M., Milstein M., Ahamed-Broadhurst K. Destinations at Risk: The Invisible Burden of Tourism / The Travel Foundation, 2019.

17. Green Key Criteria // Green Key : [офиц. сайт]. URL: http://www.greenkey. global/criteria/ (дата обращения: 10.05.2021).

18. Paul M. Lockdowns raise awareness: 77% of UK residents to consider environment in future holiday plans. URL: https://www.traveldailymedia.com/lock downs-raise-awareness-77-of-uk-residents-to-consider-environment-in-future-holiday-plans/ (дата обращения: 22.11.2021).

19. Plastic ACTion (PACT) Commitment with World Wide Fund for Nature (WWF). URL: https://www.novotel-singapore-stevens.com/fitness-well-being/planet-21/ (дата обращения: 14.10.2021).

20. Reyes-Santiago M. R., Sanchez-Median P. S., Diaz-Richardo R. Eco-innovation and organizational culture in the hotel industry // International Journal of Hospitality Management. 2017. Vol. 65. P. 71 — 80. doi: 10.1016/j.ijhm.2017.06.001.

21. Understanding Gen Z Travellers and Their Preferences in the Context of Co-vid-19. URL: https://bstc.eu/fileadmin/bstc.eu/Presentations2020/10.11.2020Gen_Z Lyublena DimovaETC.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

Об авторах

Валентин Сергеевич Корнеевец — д-р геогр. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия.

E-mail: vkorneevets@kantiana.ru

https://orcid.org/0000-0002-7049-0346

15

Дарья Руслановна Кандрацкая — магистрант, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Минск, Беларусь.

16

V. S. Korneevets1, D. R. Kandratskaya2

INFLUENCE OF ECOLOGICAL CHANGES ON HOSPITALITY INDUSTRY TECHNOLOGIES

1 Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia 2 M. Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk, Belarus Received 03 October 2022 Accepted 22 November 2022 doi: 10.5922/gikbfu-2022-4-1

To cite this article: Korneevets V. S., Kandratskaya D. R., 2022, Influence of ecological changes on hospitality industry technologies, Vestnik of Immanuel Kant Baltic Federal University. Series: Natural and Medical Sciences, № 4. P. 5—16. doi: 10.5922/ gikbfu-2022-4-1.

Currently, ecological management systems are an important prerequisite for successful functioning and competitiveness of accommodation facilities. The article discusses the best practices of hotel chains which consider ecological changes introduced into the technological processes of hotel enterprises, as well as the practices of eco-certification. The authors highlight some benefits, including economic ones, from the introduction of waste reduction and recycling programs in hotels. Green activities in the post-coronavirus period, due to growing demand for more environmentally friendly services, is seen as the one of primary importance. The article shares the analytical results of the Russian experience in hotel resource saving management. Waste disposal programs should be implemented in a comprehensive manner though environmental initiatives of hotel enterprises can be challenged by the absence of processing enterprises in the regions. It is concluded that green trends of accommodation facilities in the Russian and Kaliningrad hospitality sectors are not dynamic enough, which requires further enhancement of the regulatory and legal framework in the hospitality industry, including the introduction of eco-technologies.

Keywords: hospitality industry, ecological management, sustainable development, eco-certification

The authors

Prof Valentin S. Korneevets, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia.

E-mail: vkorneevets@kantiana.ru https://orcid.org/0000-0002-7049-0346

Daria R. Kandratskaya, Master's student, M. Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk, Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.