З.Т. Алиев
влияние экологических аспектов
НА ПОЛИТИКУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
развития государств
С 1970 г. мировое сообщество активно разрабатывает глобальную концепцию устойчивого развития с учетом специфики каждого континента, региона, страны. Быстрое развитие промышленности густонаселенных регионов мира наряду с промышленно развитыми странами вызывают обоснованное беспокойство у научного сообщества в связи с нерациональным использованием природных ресурсов и отсутствием контроля над выбросами в атмосферу. Необходим четкий политический план действий на международном уровне по переходу экономики на ресурсосберегающий уклад и сохранения природных богатств будущим поколениям. Без взвешенных, согласованных и адекватных политических решений преодоление угроз невозможно.
Ключевые слова: устойчивое развитие, национальные стратегии развития, возобновляемые источники, политика сохранения природных ресурсов будущим поколениям.
В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNSED), или «саммит Земли», как его называют на западе, в Рио-де-Жанейро, договорились и приняли декларацию, состоящую из 27 принципов. На саммите также был согласован план действий, повестка на XXI век, и рекомендовано, чтобы все страны начали разработку национальных стратегий устойчивого развития. Именно в это время была создана специальная комиссия ООН по устойчивому развитию. Кроме этого ЕС принял экологическую программу действий, назвав ее «На пути к устойчивому развитию». В 1999 г. Амстердамский договор закрепил концепцию устойчивого развития в качестве одной из основных задач Европейского Союза (статья 2 договора о ЕС). В июне 2001 г. в Гетеборге была принята
© Алиев З.Т., 2012
стратегия устойчивого развития. С 26 августа по 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге был достигнут прогресс по основным вопросам глобального устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» стало, чем-то вроде «символа веры» для политиков, экономистов и экологов за последние 10 лет. Тем не менее критика не утихает, обращая внимание на некоторые противоречия в концепции.
Понятие «устойчивого развития» напрямую связано с динамикой качественного роста человечества и возникло в 70-е годы XX в. В этот период во многих странах были созданы специальные государственные органы по природопользованию и охране окружающей среды. Например, в 1970 г. в Великобритании, Дании, Голландии, Австралии, Франции, Канаде были созданы министерства по охране окружающей среды, а через два года - в Австрии, Польше, Норвегии, Новой Зеландии. Тогда же при ООН создан специальный орган по мониторингу окружающей среды (ЮНЕП). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) начало осуществлять программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». ЮНЕСКО - организация ООН по вопросам науки и культуры одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда»1.
В эти же годы в бывшем Советском Союзе в соответствии с постановлением «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» функции по природопользованию были закреплены за соответствующими министерствами и ведомствами. Например, за использование и охрану водных ресурсов стало отвечать Министерство мелиорации и водного хозяйства, за использование и охрану земельных ресурсов - Министерство сельского хозяйства, за использование рыбных запасов - Министерство рыбного хозяйства. По Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерального центра и субъектов Федерации, а также некоторых министерств и федеральных агентств.
Задачи, входившие в компетенцию названных органов, можно условно разделить на семь комплексных групп:
1) определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;
2) планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности;
3) учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды;
4) утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ, выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ, формирование и расходование экологических фондов;
5) государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг, привлечение к административной ответственности за правонарушения, предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
6) организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое образование и воспитание;
7) международное сотрудничество2.
Началом для разработки теоретической концепции устойчивого развития стала работа «Инструкция для выживания» Т. Голдсмита и доклад Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.). В том же году конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде в Стокгольме обратила внимание общественности на взаимосвязь окружающей среды и экономического развития. В 1987 г. с программой долгосрочного устойчивого развития на политическую арену вступила Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED) с докладом «Наше общее будущее», более известным как «доклад Брундтланда».
На сегодняшний день существует не один десяток определений понятия «устойчивое развитие». После доклада Брундтланда предпринималось несколько попыток его более точного определения, которые привели к разным толкованиям. Согласно географическому справочнику, устойчивое развитие определяется как «развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, без ущерба для будущих поколений в возможности удовлетворять свои собственные потребности». Окружающую среду следует рассматривать в качестве естественных активов, запасов имеющихся богатств. Но если настоящее человечество продолжит тратить эти богатства без инвестиций на будущее, то мир исчерпает ресурсы раньше, чем предполагалось к началу XXI в.
Основной критикой является то, что концепция - это не вопрос идеологии экономического роста, ее воспринимают скорее в каче-
стве новой идеологии «неолиберализма». «Глубинная экология», парадигма устойчивого развития не адекватна задаче потребительской культуры. Ученые-экологи утверждают: «концепция устойчивого развития является слишком человечески-ориентированной, природные ресурсы имеются в изобилии, а изобретательность человека настолько высока, что политика в области устойчивого развития являются ненужной и где-то даже опасной, что идеализация ответственности перед будущими поколениями является неоправданной и ошибочной»3. При этом не ставится под сомнение то, что для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит системе экологического стимулирования рационального природопользования.
На сегодняшний день более ста международных организаций активно занимаются экологическими проблемами в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Наиболее авторитетная из них - Организация Объединенных Наций, рассматривавшая экологические проблемы на Генеральной Ассамблее (резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений» 1981 г.; Всемирная Хартия природы 1982 г.); на конференциях (Стокгольм - 1972 г., Рио-де-Жанейро - 1992 г.), на совещаниях (Вена, Монреаль).
Цель Стратегии устойчивого развития - выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям. Согласно этой цели, каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду, на плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Принципы устойчивого развития заключаются в следующем:
- уважение и забота обо всем живом на Земле;
- повышение качества жизни;
- сохранения жизнеспособности и разнообразия экосистем;
- предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;
- изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
- поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
- выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
- достижение единства действий на мировом уровне.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1998 г. была утверждена концепция перехода РФ к устойчивому развитию. В Концепции под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Очень трудно осуществить ряд инициатив и инвестиционных проектов в отношении некоторых стран с фор-
мирующимися рынками введены экономические санкции, которые препятствуют сотрудничеству и обмену технологиями4.
Такая политика приводит к двум вариантам принятия решений. Согласно первому, для возобновляемых ресурсов, а по второму - не-возобновляемых. Для возобновляемых источников энергии - ограничения потребления ресурсов до приемлемого уровня процентной ставки; для невозобновляемых - правило для реинвестирования доходов от ресурсов в эксплуатации инвестиции в возобновляемые источники природного капитала. Баланс этих двух правил будет поддерживать постоянные запасы природного капитала. Правило для решения устойчивости природного капитала отличается от традиционного «неоклассического» подхода. Согласно «неоклассической» точке зрения нет особых причин для сохранения природного капитала. Известный принцип производного от работы Хартвика, названной «правилом Хартвика», гласит: «потребление может оставаться постоянным, или со снижением невозобновляемых ресурсов при условии, что арендная плата от этих ресурсов реинвестируются в воспроизводимый капитал»5. В отличие от реинвестирования, «правило Дейли» не требует содержание того или иного запаса природного капитала.
Основным положением подхода Хартвика является то, что ресурсы состоят из двух типов капитала. Если, например, мы вырубаем леса и строим заводы, мы обязаны подтвердить расчетами на долгосрочную перспективу экономическую ценность нового промышленного предприятия, которое в десятки раз превышает экономическую ценность потери лесов. А теория Дейли основана на противоположном предположении: «техногенные и природные капиталы принципиально дополняют и лишь незначительно заменяют друг друга»6. Если природный капитал имеет особенное и уникальное значение, то неоклассической экономической эффективности не будет достаточно для обеспечения устойчивости.
Эколог Поль Эрлих отмечает: «Люди в настоящее время потребляют около 40% из всех существующих ресурсов»7.
Анализируя российскую государственную политику в области природопользования в период реформ, можно утверждать, что она осуществлялась на основе «неоклассического подхода». Оценка природных, экономических и социальных воздействий проводится с учетом выгод от реализации проекта и затрат на его осуществление.
Таким образом, можно согласиться с Томаном, который подчеркивает: «Важность устойчивости как концепции независимых стандартов неоклассического экономического анализа, требует явно нормативных и социально детерминированного процесса принятия политических решений»8.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в сфере природопользования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды.
Россия располагает колоссальными водными ресурсами, в том числе огромными ресурсами пресной воды. Одно только озеро Байкал содержит 1/5 всех мировых запасов пресной воды. На территории России находится самое крупное в мире природное подземное водохранилище - Западно-Сибирский артезианский бассейн, площадь которого достигает трех миллионов квадратных километров9. По объему водообеспечения он занимает второе место (4 000 км3), уступая Бразилии (9 230 км3 в год). По относительной водообеспеченности на единицу площади Россия занимает четвертое место, уступая Бразилии, Норвегии и Индии. Вода имеет чрезвычайно важное значение для жизни на планете: с одной стороны, она выступает как носитель жизни, как условие для воспроизводства, развития, существования всех живых организмов, природной среды в целом; с другой - вода используется человеком как природное сырье, как ресурс, который участвует практически во всех видах хозяйственной деятельности человека, в производстве всех видов полезной продукции.
Леса - легкие планеты. Они являются поставщиком кислорода в атмосферу Земли и многих биологических ресурсов для жизнедеятельности человека. Россия владеет четвертью мировых запасов лесных ресурсов. За последние 200 лет площадь лесов во всем мире сократилась в два раза. Леса вырубаются со скоростью 2% в год. Общая площадь лесов на Земле 38 млн км2 (Россия - 8 млн км2, США - 2 млн км2, Бразилия - 3,2 млн км2, Канада - 2,6 млн км2). Лес занимает около 7% поверхности Земли, но вырабатывает 50% кислорода получаемого атмосферой от растительного мира10. Общая площадь лесного фонда Российской Федерации превышает 1,2 млрд га, что составляет свыше 22% лесной площади мира. Общий запас стволовой древесины основных лесообразующих пород достигает 74 млрд м3. Одна треть общемировых запасов органического вещества сосредоточена в лесах нашей страны, однако в целом из-за неблагоприятных природно-климатических условий продуктивность лесов довольно низкая - в среднем около 130 м3/га11. На фоне дефицита основных источников жизни человека, Россия обладает уникальными водными ресурсами, а наши леса приобретают особую значимость для мирового сообщества.
В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в том числе 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правитель-
ства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов12. Значительное количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.
Пришло время разработать ресурсную стратегию для новых условий развития социально-экономической и политической жизни страны. Необходим четкий план действий высшего руководства страны по переходу экономики на ресурсосберегающий уклад и реальному стимулированию снижения затрат в добывающих отраслях. Пора прекратить имитацию созидания и направить силы для освобождения от страха перед будущим, в котором новое поколение россиян обязательно должно находиться в авангарде большинства мировых процессов.
Примечания
Высторобец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов М.: МНЭПУ, 2000. С. 38. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.И. Шамхалова. М.: Экономика, 2000. 465 с.
Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения 12.06.2011). Kalusche D. Ökologie in Zahlen. Eine Datensammlung, in: Tabellen mit über 10000 Einzelwerten. Stuttgart; Jena; N. Y.: G. Fischer, 1996. S. 12.
HartwickJ.M. Intergenerational Equity and the Investment of Rents from Exhaustible Resources // American Economic Review. 1977. № 67(Dec). P. 972-974. Costanza R, Daly H.E. Natural Capital and Sustainable Development // Conservation Biology. 1992. Vol. 6. No. 1. P. 37-46.
Ehrlich A.H, Ehrlich P.R., Holdren J.P. Ecoscience: Population, Resources, Environment. San Francisco: W.H. Freeman, 1997. P. 8.
Toman M. Values in the Economics of Climate Change // Environmental Values. 2006. Vol. 15. No. 3. P. 365-379.
Высторобец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. С. 44.
Щуров Б.В, Губанов Л.Н., Зверева В.И. Управление природопользованием. М.: Экология., 2006. С. 173.
Лесной кодекс Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 20 октября.
Официальная Россия // ^.]URL: http://www.gov.ru (дата обращения 12.06.2011).
2
3
4
5
6
/
8
9
10
12