Научная статья на тему 'Влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии молодежи г. Белгород'

Влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии молодежи г. Белгород Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / EDUCATIONAL STRATEGIES / HIGHER EDUCATION / UNIFIED STATE EXAM / YOUTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анастасия Сергеевна,

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в России значительным образом изменилась система образования. Вместе с этим изменились и образовательные стратегии молодежи. Все чаще встречаются случаи, когда страх перед ЕГЭ, низкие баллы ЕГЭ и отсутствие возможности получить платное высшее образование определяют образовательные траектории абитуриентов. В данной статье представлено авторское исследование, основанное на социологическом опросе студентов города Белгород, по итогам которого мы попытались выяснить, насколько на данный момент велико влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии современной молодежи. Кроме того, были изучены мнения различных категорий студентов (студенты вузов и ссузов) относительно важности наличия высшего образования и представлен комплексный анализ результатов опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the unified state exam on educational strategies for young people in Belgorod

The relevance of the topic of this article is due to the fact that in Russia the education system has changed significantly. At the same time, the educational strategies of young people have changed. Increasingly, there are cases when the fear of the Unified State Exam, low scores of the Unified State Examination and the inability to get a paid higher education determine the educational trajectory of applicants. This article presents the author's study based on a sociological survey of students of the city of Belgorod, following which we tried to find out how great the influence of the unified state exam on educational strategies of modern youth is at present. In addition, the views of various categories of students (students of higher educational institutions and secondary schools) on the importance of higher education were studied and a comprehensive analysis of the survey results was presented.

Текст научной работы на тему «Влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии молодежи г. Белгород»

Влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии молодежи

г. Белгород

The impact of the unified state exam on educational strategies for young people in Belgorod

Захарова Анастасия Сергеевна

Студент 2 курса

Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Zakharova Anastasia Sergeevna

Student 2 term

Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Belgorod

e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Научный руководитель Заводян Ирина Сергеевна

ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

Scientific adviser Zavodyan Irina Sergeevna

Assistant of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth

Belgorod State University Belgorod

Аннотация.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в России значительным образом изменилась система образования. Вместе с этим изменились и образовательные стратегии молодежи. Все чаще встречаются случаи, когда страх перед ЕГЭ, низкие баллы ЕГЭ и отсутствие возможности получить платное высшее образование определяют образовательные траектории абитуриентов. В данной статье представлено авторское исследование, основанное на социологическом опросе студентов города Белгород, по итогам которого мы попытались выяснить, насколько на данный момент велико влияние единого государственного экзамена на образовательные стратегии современной молодежи. Кроме того, были изучены мнения различных категорий студентов (студенты вузов и ссузов) относительно важности наличия высшего образования и представлен комплексный анализ результатов опроса.

Annotation.

The relevance of the topic of this article is due to the fact that in Russia the education system has changed significantly. At the same time, the educational strategies of young people have changed. Increasingly, there are cases when the fear of the Unified State Exam, low scores of the Unified State Examination and the inability to get a paid higher education determine the educational trajectory of applicants. This article presents the author's study based on a sociological survey of students of the city of Belgorod, following which we tried to find out how great the influence of the unified state exam on educational strategies of modern youth is at present. In addition, the views of various categories of students (students of higher educational institutions and secondary schools) on the importance of higher education were studied and a comprehensive analysis of the survey results was presented.

Ключевые слова: Образовательные стратегии, высшее образование, единый государственный экзамен, молодежь, студенты.

Key words: Educational strategies, higher education, unified state exam, youth, students.

В последние годы стремительно меняется характер социальной ценности образования. Это обусловлено рядом факторов: от перехода нашей страны к рыночной экономике в 90-е годы XX века до изменения системы образования в целом. Это повлекло за собой перемены в поведении обучающихся как главных участников

образовательного процесса. Изменялся как процент школьников, получивших среднее общее образование, так и численность поступающих в ВУЗы.

Ценности и установки обучающихся, их планы в сфере образования и модели поведения можно назвать образовательной стратегией. Данный термин является достаточно популярным, однако однозначной его трактовки все еще не существует.

В современной науке выделяют 2 основные образовательные стратегии:

• профессионально ориентированная - связанная со стремлением к освоению конкретной профессии;

• статусно ориентированная - связанная с закрепленной в сознании престижностью высшего образования [1].

Часто статусная ориентация в получении высшего образования обусловлена желанием переехать в город из сельской местности, в мегаполис из провинциального города, получить диплом о высшем образовании, что у некоторых считается показателем престижности, и т.д.

Кроме того, исследователь А.А. Плигин выделяет также познавательные стратегии, включающие в себя достижение конкретного результата в познавательной деятельности [2]. Ряд исследователей включают познавательные мотивы в группу профессиональных стратегий.

Тема образовательных стратегий имеет широкую популярность среди социологов. Так, российский социолог Г.В. Градосельская считает, что на формирование образовательных стратегий влияет целый ряд факторов, а также задается вопросом, является поступление в ВУЗ «лотереей» или же это результат проделанной работы [3].

Данное направление исследований не осталось без внимания и за рубежом. Так, профессор социологии университета Амстердама Герман Г. ван де Верфхорст в своих работах рассматривает вопрос готовности вкладывать денежные средства в школьное и профессиональное образование. Исследователь делает выводы о том, что в связи с попытками избежать нисходящей социальной мобильности люди на высших этапах получения образования с большим желанием готовы в него материально вкладываться [4].

В последние годы одним из важнейших факторов, определяющих образовательные стратегии молодежи, стало введение единого государственного экзамена. Так, многие школьники поступают в высшие учебные заведения в обход ЕГЭ, получив сначала среднее профессиональное образование. Значительная доля абитуриентов при поступлении выбирает то направление подготовки, проходные баллы на котором ниже. В то же время ЕГЭ позволяет поступить в любой ВУЗ страны, отправив документы дистанционно, что значительно расширяет возможности будущих студентов.

Цель нашего исследования - изучить образовательные стратегии молодежи города Белгорода.

В рамках данного исследования был проведен опрос Белгородских студентов. Выборочная совокупность составила 156 человек, в нее вошли студенты средних специальных и высших учебных заведений.

По данным опроса 66,7% респондентов признают важность наличия высшего образования (см. Таблицу

1)

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы с важностью наличия высшего образования?»

Все опрошенные Студенты высших учебных заведений Студенты средних специальных учебных заведений

«Да» 66,7% 67,4% 62,5%

«Нет» 33,3% 32,6% 37,5%

Можно наблюдать, что между ответами на данный вопрос студентов ссузов и вузов нет существенных различий: в обоих случаях большинство опрошенных считают, что высшее образование играет важную роль. Возникает вопрос: что в таком случае заставляет школьников поступать в ссузы?

Среди опрошенных нами студентов средних специальных учебных заведений 54,2% поступили в учреждение СПО после 9 класса, 45,8% - после 10 и 11. 75% из них не пошли в 11 класс из-за страха перед ЕГЭ. Еще 17% сдавали ЕГЭ, но не набрали достаточно баллов для поступления в ВУЗ (смотреть Рисунок 1).

0,0% 10,0°/2 0,0°/3 О, (ШО, 0%5 0,0°/£ О, 0%7 О, <Ш 0,0% Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «По какой причине Вы поступили в учреждение СПО?»

При этом 70,8% студентов средних специальных учебных заведений планируют в дальнейшем поступить в вуз (Рисунок 2).

37,5%

33,3%

12 ,5%

12 ,5%

12 ,5%

12 ,5%

4,2%

,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20, 0% 25, 0% 30,

29,2% 29,2%

Да, хочу получить хорошую работу Да, хочу повысить квалификацию по своей специальности

Да,та к делают все Да, меня заставляют родители Еще не определилс(-ась) Нет, я не планирую посг^патьв вуз Да, я считаю, что высшее образование - это престижно Да, я хочу освоить еще одну специальность Да, хочу получить знания Не готова всг/пить во взрослую жизнь

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы продолжить образование в ВУЗе? Если да, то

почему?»

Чаще всего это обосновывается желанием найти хорошую работу (37,5%) и повысить квалификацию по своей специальности (33,3). На многих оказывают влияние родители (29,2%), такой же процент опрошенных объясняет свое желание поступить в вуз тем, что так заведено.

Почти для четверти выпускников одиннадцатых классов основополагающим фактором при выборе специальности стали проходные баллы на бюджетную форму обучения. Так, 23% опрошенных заявили, что поступили на свою специальность, потому что только для поступления на нее было достаточно баллов. 86,2% из них - студенты гуманитарных направлений. Почти половина, а именно 48,3%, в будущем не планируют работать

450

по специальности. И в данном случае можно говорить об обесценивании высшего образования как инструмента для освоения профессии.

Таким образом, можно проследить влияние ЕГЭ на образовательные стратегии молодежи. Баллы, полученные на едином гос. экзамене в четверти случаев определяют специальность, которую выбирают абитуриенты. Абсолютное большинство школьников, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, делают это из-за страха перед ЕГЭ. При этом нельзя говорить о недоступности высшего образования: поступить на платную форму обучения не составляет труда, а реальное право выбора, к сожалению, остается лишь за «высокобалльниками» и абитуриентами, чьи семьи способны платить за обучение.

Список используемой литературы:

1. Терентьев Константин Юрьевич Высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегий молодежи // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-strukture-obrazovatelnyh-i-professionalnyh-strategiy-molodezhi (дата обращения: 27.05.2019).

2. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. [Электронный ресурс] http://pligin.ru/p s sc.html (дата обращения 26.04.2019).

3. Градосельская Г. Образовательно-экономические стратегии населения // Высшее образование в России. 2004. №4. С. 88-101.

4. Van de Werfhorst H. G., Andersen R. Social Background, Credential Inflation and Educational Strategies [Electronic resourse] // Acta Sociologica. 2005. №48. P 321. URL: http ://asj sagepub. com/content/48/4/321 (accessed: 26.04.2019)

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.