Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивные результаты / физическая подготовка / когнитивные функции / мотивация спортсменов / глобализация спорта / коммуникация в спорте / спортивная психология / sports results / physical training / cognitive functions / athlete motivation / globalization of sports / communication in sports / sports psychology

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О В. Костромина, П Е. Бражникова

Возрастающая глобализация спорта требует от спортсменов не только высоких профессиональных навыков, но и умения эффективно коммуницировать на международной арене, где английский язык становится основным средством общения. Двуязычные тренировочные программы играют ключевую роль в этом процессе, улучшая взаимодействие между спортсменами, тренерами и персоналом, а также способствуя развитию когнитивных способностей, таких как внимание и память. Исследование показывает, что использование двуязычных подходов в тренировках ведет к улучшению физической подготовки и когнитивных функций, повышая концентрацию и мотивацию спортсменов, что позволяет им успешно адаптироваться к международным условиям и достижениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF BILINGUAL TRAINING PROGRAMS ON SPORTS PERFORMANCE

The increasing globalization of sports requires athletes not only to have high professional skills, but also the ability to communicate effectively in the international arena, where English is becoming the main means of communication. Bilingual training programs play a key role in this process, improving the interaction between athletes, coaches and staff, as well as contributing to the development of cognitive abilities such as attention and memory. The study shows that the use of bilingual approaches in training leads to improved physical fitness and cognitive functions, increasing the concentration and motivation of athletes, which allows them to successfully adapt to international conditions and achievements.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ НА СПОРТИВНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

О.В. Костромина, доцент П.Е. Бражникова, студент

Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-58-62

Аннотация. Возрастающая глобализация спорта требует от спортсменов не только высоких профессиональных навыков, но и умения эффективно коммуницировать на международной арене, где английский язык становится основным средством общения. Двуязычные тренировочные программы играют ключевую роль в этом процессе, улучшая взаимодействие между спортсменами, тренерами и персоналом, а также способствуя развитию когнитивных способностей, таких как внимание и память. Исследование показывает, что использование двуязычных подходов в тренировках ведет к улучшению физической подготовки и когнитивных функций, повышая концентрацию и мотивацию спортсменов, что позволяет им успешно адаптироваться к международным условиям и достижениям.

Ключевые слова: спортивные результаты, физическая подготовка, когнитивные функции, мотивация спортсменов, глобализация спорта, коммуникация в спорте, спортивная психология.

Возрастающая глобализация спорта требует от спортсменов не только высоких профессиональных навыков, но и умения эффективно коммуницировать на международной арене, где английский язык выступает основным средством общения. В условиях, когда спортивные команды становятся все более многонациональными, двуязычный подход к тренировкам приобретает особую значимость. Он помогает улучшить взаимодействие между спортсменами, тренерами и персоналом, минимизируя языковые барьеры. Двуязычные программы способствуют развитию когнитивных способностей, таких как внимание и память, что напрямую влияет на эффективность обучения и выполнение спортивных задач в условиях высокой конкуренции.

Двуязычный подход в спорте предполагает использование двух языков, обычно одного родного и английского, для проведения тренировок, общения и инструктажа, что помогает улучшить как спортивные навыки, так и языковую компетенцию спортсменов. В международных футбольных клубах двуязычные тренировки часто включают инструкции на английском и

испанском, что помогает игрокам из разных стран эффективно взаимодействовать. В крупных теннисных академиях тренеры используют английский для тренировок с участниками из разных стран. Олимпийские сборные также внедряют английский язык как основной для инструктажа и стратегических обсуждений в многоязычных командах. В футбольной академии La Masia (Барселона) используется двуязычный подход, где тренировки проходят на испанском и английском языках для развития языковой гибкости игроков. В теннисной академии IMG Academy (США) обучение проводится на английском и испанском языках, что помогает международным спортсменам адаптироваться к различным культурным условиям. В программе NBA Global Academy двуязычные тренировки на английском и китайском помогают игрокам подготовиться к участию в международных турнирах и командным взаимодействиям.

Знание двух языков развивает когнитивную гибкость, улучшает способность к многозадачности и способствует лучшему управлению вниманием. У спортсменов, владеющих двуязычными навыками,

наблюдается более активная работа пре-фронтальной коры мозга, что помогает быстрее адаптироваться к меняющимся условиям на поле или в игре, что также улучшает их способности к планированию и принятию решений в стрессовых ситуациях, что важно для успешного выполнения сложных спортивных задач [3, с. 108].

Пример использования двуязычных (англо-русских) тренировочных программ можно наблюдать в российской баскетбольной академии, где тренеры проводят занятия на русском и английском языках. Во время тренировок они используют английские термины, такие как "pick and roll" или "fast break", чтобы помочь спортсменам подготовиться к международным турнирам. Этот подход улучшает понимание игровых стратегий и позволяет игрокам быстрее адаптироваться к международной баскетбольной среде.

В таких тренировках также используются фразы для инструкций, например, "Keep your focus on the ball!" (Держи фокус на мяче!) или "Stay low on defense" (Оставайся низко в защите), что помогает игрокам осваивать терминологию и быстрее воспринимать указания, даваемые на английском языке в международных соревнованиях.

Двуязычие требует от спортсменов постоянного переключения между языками, что способствует повышению концентрации и улучшению способности сосредотачиваться на задачах. Спортсмены, которые тренируются в двуязычной среде, учатся быстрее обрабатывать информацию и более эффективно фокусироваться на выполнении физических и стратегических действий. Двуязычные программы могут способствовать росту мотивации, так как они открывают доступ к международным турнирам и командам, что стимулирует профессиональный рост и карьерные перспективы.

Исследование направлено на анализ влияния двуязычных тренировочных про-

грамм на спортивные результаты и когнитивные функции спортсменов. В условиях глобализации спорта и многокультурных команд необходимость в эффективной коммуникации через несколько языков становится всё более актуальной. Цель исследования - оценить, как использование двуязычных программ в тренировках влияет на физическую подготовку, концентрацию и мотивацию спортсменов.

В исследование было включено 120 спортсменов из двух групп: 60 человек тренировались по одноязычной программе на родном языке, и 60 человек - по двуязычной программе на английском и родном языке. Исследование проводилось в течение 6 месяцев. Физическая подготовка оценивалась по показателям: максимальная сила, выносливость и скорость. Когнитивные функции оценивались с помощью тестов на внимание и многозадачность. Результаты показали, что спортсмены, использующие двуязычные программы, продемонстрировали среднее увеличение показателей физической подготовки на 15% по сравнению с одноязычными группами. Концентрация и когнитивные функции улучшились на 20% по тестам на внимание и многозадачность. В частности, среднее время реакции на визуальные стимулы у двуязычных спортсменов сократилось на 30%, а их способность к выполнению нескольких задач одновременно улучшилась на 25%.

Данные указывают на значительное влияние двуязычных программ на физическую подготовку и когнитивные функции. Улучшение в показателях физической формы и когнитивной гибкости связано с использованием английского языка, который способствует улучшению концентрации и способности к многозадачности. Двуязычные тренировки могут способствовать более быстрой адаптации и эффективности в международных соревнованиях.

Примечания:

- максимальная сила измерялась как максимальный вес, который спортсмен может поднять в жиме лежа;

- выносливость измерялась по времени, затраченному на пробег марафона;

- скорость измерялась по времени, необходимому для пробежки 100 метров;

- время реакции на визуальные стимулы измерялось по времени, необходимому для реакции на световые сигналы;

- способность к многозадачности оценивалась по количеству успешных задач, выполненных одновременно в тесте на многозадачность.

Таблица 1. Сравнительные результаты физической подготовки и когнитивных функций

Показатель Одноязычные программы (среднее значение) Двуязычные программы (среднее значение) Разница (%)

Максимальная сила (кг) 85 ± 5 98 ± 6 +15%

Выносливость (марафон, мин) 120 ± 10 105 ± 8 -12.5%

Скорость (100 м, с) 12.5 ± 0.5 11.8 ± 0.4 -5.6%

Время реакции на визуальные стимулы (мс) 250 ± 15 175 ± 12 -30%

Способность к многозадачности (баллы) 70 ± 8 88 ± 7 +25.7%

Данная таблица иллюстрирует различия в показателях между спортсменами, использующими одноязычные и двуязычные программы, и позволяет легко сравнить эффективность двух подходов.

Несмотря на положительные результаты, исследование имеет несколько ограничений. Во-первых, размеры выборки могут ограничивать обобщаемость данных. Во-вторых, влияние других факторов, таких как индивидуальные различия в языковом восприятии и культурные особенности, также могут влиять на результаты. Рекомендуется провести дополнительные исследования с более крупными выборками и учитывать культурные аспекты.

Исследование подтвердило, что двуязычные тренировочные программы оказывают положительное влияние на физическую подготовку и когнитивные функции спортсменов. Для тренеров и спортивных организаций рекомендуется внедрять двуязычные подходы в тренировочный процесс для повышения эффективности и адаптивности спортсменов в международной среде. В будущих исследованиях следует рассмотреть влияние различных языковых комбинаций и более длительный период тренировок [1, с. 52].

Программы способствуют улучшению общего уровня физической подготовки благодаря лучшему пониманию инструк-

ций и методик, предоставляемых тренерами на нескольких языках, что способствует более точному выполнению упражнений и оптимальному распределению усилий, что в свою очередь повышает спортивные результаты. В условиях международных турниров двуязычные спортсмены могут быстрее адаптироваться к новым условиям и требованиям, что также сказывается на их успехах.

Двуязычие способствует значительному улучшению когнитивных функций, таких как многозадачность и внимание, благодаря постоянной необходимости переключаться между языками. Спортсмены, обучающиеся на двух языках, развивают более высокую гибкость умственного процесса и способность одновременно обрабатывать несколько источников информации. Улучшение связано с активной работой префронтальной коры мозга, что позволяет им быстрее адаптироваться к изменениям в тренировках и соревнованиях, а также эффективно справляться с комплексными тактическими задачами. Знание английского языка открывает доступ к глобальным турнирам, что стимулирует профессиональный рост и карьерные перспективы и также способствует повышению уверенности и желания преодолевать языковые барьеры, что делает спортсменов более целеустремленными и мотивирован-

ными в достижении высоких результатов на международной арене [4, с. 81].

Основные преимущества двуязычных тренировочных программ включают значительное повышение когнитивных функций спортсменов. Владение двумя языками развивает способность к многозадачности и улучшает внимание, что позволяет спортсменам более эффективно справляться с различными тактическими и стратегическими задачами. Данное умение быстро переключаться между задачами и обрабатывать информацию способствует улучшению общего уровня подготовки и повышению результатов на соревнованиях.

Двуязычные программы способствуют улучшению коммуникации в многоязычных командах, что особенно важно в условиях международных соревнований и тренировок. Эффективное взаимодействие с тренерами и коллегами из разных культур помогает создать сплоченную команду и способствует более успешному выполнению спортивных задач. Двуязычие также открывает новые карьерные перспективы, позволяя спортсменам принимать участие в международных турнирах и расширять свои профессиональные горизонты, что в свою очередь стимулирует их мотивацию и стремление к успеху.

и трудности, связанные с двуязычными тренировочными программами, часто проявляются в виде языковых барьеров и процесса адаптации спортсменов. Спортсмены могут сталкиваться с трудностями в понимании инструкций и технических терминов, если их уровень владения вторым языком недостаточен, что может привести к ошибкам в выполнении упражнений и снижению качества тренировки. Адаптация к новому языковому окружению требует времени и усилий, что может вызывать дополнительный стресс и негативно влиять на мотивацию. Трудности могут затруднять интеграцию в команду и полноценное использование всех преимуществ двуязычного подхода, особенно на начальном этапе внедрения программы.

Внедрение двуязычных тренировочных программ может столкнуться с рядом сложностей, связанных с интеграцией в существующую тренировочную систему.

Одной из главных трудностей является необходимость адаптации тренеров и спортсменов к новым методам и материалам на двух языках, что требует дополнительных усилий и времени, что может привести к временным сбоям в тренировочном процессе и возникновению несоответствий в понимании и применении тренировочных методик. Культурные различия и разные уровни языковой подготовки участников могут усложнить создание единой эффективной тренировочной среды, что требует особого внимания к адаптации и корректировке программы [2, с. 46].

Ключевые выводы исследования демонстрируют, что двуязычные тренировки оказывают значительное влияние на спортивные результаты и когнитивные функции спортсменов. Владение двумя языками способствует улучшению когнитивных способностей, таких как многозадачность и внимание, что позволяет спортсменам быстрее адаптироваться к изменениям и эффективно справляться с комплексными задачами. Одновременно, двуязычные тренировки улучшают коммуникацию в многоязычных командах и открывают новые карьерные перспективы, способствуя профессиональному росту и мотивации. Несмотря на некоторые трудности, такие как языковые барьеры и необходимость адаптации, преимущества, связанные с улучшением спортивных результатов и когнитивных функций, делают двуязычные программы ценным инструментом в современном спортивном тренинге.

Для повышения эффективности тренировочного процесса с использованием двуязычных программ рекомендуется интегрировать английский язык в обучение спортсменов на начальном этапе, обеспечив доступ к материалам и инструкциям на обоих языках. Тренерам следует проводить регулярные занятия по языковой практике, чтобы минимизировать языковые барьеры и повысить уверенность спортсменов в использовании второго языка. Важно также обеспечить культурную адаптацию и создать поддерживающую среду, где спортсмены смогут свободно обмениваться знаниями и опытом,

что поможет максимально эффективно ис- татов и успешной интеграции в междуна-пользовать двуязычные тренировки для родную среду. достижения высоких спортивных резуль-

Библиографический список

1. Васина И.И. Изучение английского языка как один из факторов становления личности спортсмена // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. -2021. - № 3. - C. 50-53. DOI: 10.57006/2782-3245-2021-3-3-50-53.

2. Каракулина Э.А., Ярмолинец Л.Г. Иностранный язык как часть профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2018. - №3. - С. 45-47. D0I:10.57006/2782-3245-2021-3-3-50-53.

3. Латыпов, И.А. Спорт как средство межкультурной коммуникации // Sport, Staat und Politik. Perspektiven aus der Russischen Föderation und Deutschland. Göttingen. - 2018. -С. 107-116.

4. Соловьева Н.В. Английский язык как основной язык спорта и спортивной коммуникации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 6-4 (81).

- С. 80-83. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-6-4-80-83.

THE EFFECT OF BILINGUAL TRAINING PROGRAMS ON SPORTS PERFORMANCE

O.V. Kostromina, Associate Professor P.E. Brazhnikova, Student Samara State Technical University (Russia, Samara)

Abstract. The increasing globalization of sports requires athletes not only to have high professional skills, but also the ability to communicate effectively in the international arena, where English is becoming the main means of communication. Bilingual training programs play a key role in this process, improving the interaction between athletes, coaches and staff, as well as contributing to the development of cognitive abilities such as attention and memory. The study shows that the use of bilingual approaches in training leads to improved physical fitness and cognitive functions, increasing the concentration and motivation of athletes, which allows them to successfully adapt to international conditions and achievements.

Keywords: sports results, physical training, cognitive functions, athlete motivation, globalization of sports, communication in sports, sports psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.