Научная статья на тему 'Влияние духовности на экономическую жизнь общества'

Влияние духовности на экономическую жизнь общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2241
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багаев Алексей Владимирович

The article presents definitions of the concepts "spirituality" and "economical life of society". The research also describes the influence of aesthetic and ethic values on economical sphere. In fact, the subject of scientific investigation is relation between the economical sphere and spirituality as a necessary development element of the system "society -culture nature".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of spirituality on the economical life of society

The article presents definitions of the concepts "spirituality" and "economical life of society". The research also describes the influence of aesthetic and ethic values on economical sphere. In fact, the subject of scientific investigation is relation between the economical sphere and spirituality as a necessary development element of the system "society -culture nature".

Текст научной работы на тему «Влияние духовности на экономическую жизнь общества»

Делая вывод о проведенном анализе, можно прийти к ряду заключений.

Во-первых, философский дискурс субъекта и объекта отношения дает нам наиболее общие знания об исследуемом феномене, способность применять имеющиеся знания к любым граням жизни общества. Тогда как значимость субъекта и объекта правоотношений не столь глобальна, а позволяет ориентироваться только в определенном ограниченном правовом пространстве, т. е. в тех отношениях между людьми, которые строго регламентированы нормами права.

Во-вторых, философские категории

субъекта и объекта представляют собой объективные закономерности реальности, тогда как правовая сфера их применения зачастую обладает уклоном в сторону субъективизма, особенно в сфере процессуального права.

В-третьих, обнаруживаются противоречия в правовой сфере. Это, в частности, связано с отсутствием четкого понимания значений терминов «субъект и объект права/правоотношения» для всех участвующих сторон.

1. Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности: монография. М., 2005. С. 3.

2. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; под ред. А.П. Алесеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 380.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995. С. 183.

4. Барихин А.Б. Большой юридический словарь. М., 2006. С. 609.

Поступила в редакцию 6.12.2006 г.

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

А.В. Багаев

Bagaev A.V. The influence of spirituality on the economical life of society. The article presents definitions of the concepts “spirituality” and “economical life of society”. The research also describes the influence of aesthetic and ethic values on economical sphere. In fact, the subject of scientific investigation is relation between the economical sphere and spirituality as a necessary development element of the system “society -culture - nature”.

Преодоление противоречия между безграничным ростом потребностей людей и ограниченными ресурсами планеты при возрастающей роли информатизации и глобализации человечества требует перестройки человеческого сознания. Основой такого мировоззрения должна стать духовность в ее глубоком и всестороннем понимании. Поэтому можно считать, что духовность - важнейший фактор экономической жизни как одной из главных сфер бытия общества. Представляется важным исследовать влияние духовности на экономическую жизнь общества в их целостности в системе «общество - культура -природа» с целью нахождения путей гармоничного развития ее составляющих. Прежде чем анализировать указанное влияние, дадим определение понятий «экономическая жизнь общества» и «духовность».

Подходы к определению понятия «экономическая жизнь общества» разнообразны: марксистский (B.C. Барулин [1], В.Н. Лавриненко [2], С.Э. Крапивенский [3] и др.), модернистский (В.Е. Кемеров [4], Л.С. Гребнев [5], С.В. Соколов [6] и др.), философия хозяйства (Ю.М. Осипов и др.) [7-8], экономический (например, Г.С. и Г.Р. Вечкановы и др., взгляды которых отражают позицию представителей экономических наук) [9]. Анализ литературы выявил неопределенность в понимании сущности, структуры и функционирования категории «экономическая жизнь общества». Мы понимаем под данной категорией сферу бытия социума, в которой происходит производство людей, социальных связей, материальных и духовных ценностей; процесс обмена (производство, распределение, потребление) веществ

между природой и человеческим родом, опосредуемый сознательной деятельностью индивидов и человеческих общностей. Существенными компонентами экономической сферы как системы являются: предмет, орудия, условия, результат, процесс и субъект труда; экономическая система в целом и другие сферы общества (социальная, политическая и духовная), влияющие на нее. При этом экономическая сфера как целостная система включает в себя способ производства, конкретные территориальные условия, хозяйственную систему, сложную инфраструктуру и быт населения. Следовательно, назначение экономики социума как многокачественного социального образования - совершенствование системы «общество - культура - природа».

Понятие «духовность» рассматривалось нами с точки зрения различных подходов к его определению: философский (Д.В. Пивоваров [10], А.Л. Доброхотов [11],

В.И. Стрелков [12] и др.), педагогический (В.В. Рыжов [13], B.C. Цыплаков [14] и др.), психологический (Д.А. Леонтьев [15], В.Д. Шад-риков [16], В.В. Знаков [17] и др.), аксиологический (О. Дробницкий [18], В.Л. Абу-шенко [19], М.С. Каган [20] и др.). Проделанный анализ показал, что термин «духовность» в многозначности его понимания относится к одному из самых трудно определяемых. Духовность рассматривается как производное от слова «дух», имеющего широкий диапазон смысловых оттенков в различных сферах жизни. Кроме того, выяснилась ограниченность и неопределенность в исследовании данной проблематики. Под духовностью мы понимаем интегративное качество идеальной реальности, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание (социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические и религиозные ценности), качество (обеспечение целостности и устойчивости личности, создание структуры сознания и программ деятельности, контроля и организации мотивационной сферы) и направленность (совершенствование всей системы «общество - культура - природа») социального и индивидуального бытия. Единство духовного производства (деятельности), духовных потребностей и потребления, духовных ценностей, отношений и общения составляет основные элементы духовной сфе-

ры общества как системы, в которой духовность является определяющей.

Широкое толкование духовности обусловило вычленение из нее эстетической и этической компонент (как наиболее значимых), которые рассматривались нами с точки зрения влияния на экономику. Выбор эстетических и этических компонент духовности обусловлен следующими положениями: 1) проделанный анализ категории «духовность» выявил широкое и неоднозначное толкование данного феномена; 2) религиозная компонента духовности нами не рассматривается, т. к. она во многом оторвана от объективных процессов современной экономики и не соответствует материалистической методологии исследования; 3) познавательная компонента духовности (непосредственно связанная с НТР и успехами экономического развития) нами не рассматривается, т. к. она достаточно полно представлена в научной литературе и является одной из причин современного кризиса; 4) социальнополитическая компонента духовности имплицитно входит в этические ценности как принятые и регулируемые обществом нормы поведения.

Духовно-эстетический фактор в экономике является не только средством интенсификации труда и повышения его производительности, но и служит гармоничному, всестороннему развитию личности. Эстетическая организация производственной среды, развитие личности в процессе труда, а также повышение качества товаров и услуг требуют комплексного подхода к реализации эстетических начал в экономике. Комплексный подход позволяет нам выявить функции и значение эстетического начала в хозяйстве общества. В связи с этим покажем роль эстетического содержания в экономической сфере через ее основные компоненты: процесс, предмет, результат, субъект, орудия и условия труда, экономическая сфера в целом и внешняя среда к ней (социально-политическая и культурная сферы общества). 1. Роль эстетического в процессе труда связана с эстетической деятельностью [21]. Эстетическое начало развивает не только эстетические способности и потребности индивидов, но и служит моделью во всех проявлениях и формах эстетической деятельности (восприятие, переживание, созидание). 2. Эстетическое

начало как формотворческая деятельность человека во многом сопряжено с предметом труда (его восприятием, переживанием и преобразованием), который нужно выделить из объектов действительности прежде всего через его форму. Особое внимание к форме как референту объекта в эстетической деятельности обусловлено такими ее характеристиками, как завершенность, совершенство, пластичность, органичность, выразительность. 3. Преобразованный в процессе деятельности предмет труда становится результатом труда (товары, услуги), который более других компонент экономической сферы воспринимается с эстетической точки зрения. Создание предметов, относящихся к искусственной среде, посредством эстетического освоения пространства, прежде всего, связано с дизайном [22]. Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий (внешние черты, структурные и функциональные взаимосвязи, характеристики единого целого с точки зрения потребителя и изготовителя). 4. Влияние эстетического на субъект труда как цели экономической сферы составляет обширную область для изучения и на сегодняшний день остается в значительной степени нерассмотренным [23-25]. В процессе труда используются, развиваются и переходят на новую ступень все качества человека: интеллектуальные, эмоциональноволевые, психофизиологические, физические и др. Эстетическое начало реализует важнейшую функцию труда: функцию целостного воспроизводства и развития субъекта труда и общественной жизни в целом. 5. Роль эстетического начала для орудий труда (техники) как непосредственного инструмента преобразования действительности во многом аналогична влиянию эстетического на предмет и результат труда, указанному выше.

6. Особо следует остановиться на проблеме эстетизации условий труда, которым не уделено достаточного внимания в современной литературе [26-27]. Существуют эстетические элементы санитарно-гигиенических, материально-технических, организационнотрудовых и социально-психологических условий труда, а также комплекс направлений и методов повышения эстетического уровня условий труда. 7. Значение эстетического начала для экономической сферы в целом оп-

ределяется комплексностью воздействия феномена красоты на указанные выше компоненты экономической сферы, которые органично взаимосвязаны друг с другом. 8. Необходимо учесть взаимосвязь экономики с социально-политической и культурной сферами общества как внешней средой по отношению к хозяйственной жизни. Диалектика эстетического в труде является решающим фактором складывания эстетической культуры общества, для которой характерны тенденции углубления функциональной эффективности и всеохватности социальных сфер. Социальная структура общества, его функционирование и развитие (отношения собственности, социальные институты, общество как субъект хозяйства и др.) имеют непосредственную связь с экономической сферой. Политическая система общества (законодательная база, функционирование политических учреждений, международные связи и др.) напрямую выходит на проблемы хозяйства.

Духовно-этическая компонента хозяйства обусловлена особенностями человеческого труда как объективного процесса изменения природы [28]. Покажем значение этического начала в хозяйстве социума через его основные компоненты: субъект, орудия и предмет труда, которые образуют единую систему «общество - техника - природа».

1. Безусловно, влияние этического на субъект труда как цели экономической сферы представляет особый интерес [29-30]. Этическая компонента экономического развития формирует личность на этапах создания идеального образа результатов труда, предварительного осмысления и размышления над совершенствованием способа достижения цели, творческой реализации замысла и выполнения конкретного задания. 2. Существует взаимное влияние друг на друга этического начала и орудий труда (более широко -техники). Чрезмерный технократизм всех сфер жизни общества ставит под угрозу само существование человека как носителя духовного начала [31]. Суть технизации человека выражается в постепенном формировании и усложнении умений, то есть инструментиза-ции все более глубоких областей сознания.

3. Возрастает значение этического для предмета труда, выделенного из природы для нужд человека [32-34]. Для тенденции превращения биосферы в техносферу универ-

сальным критерием гармоничности данного процесса является духовность и, прежде всего, ее этическая компонента. Ибо выбор, использование, сохранение, преобразование и утилизация предметов естественной и искусственной среды зависит в конечном итоге от этических факторов в хозяйстве.

Итак, эстетические и этические компоненты выполняют следующие функции в хозяйстве социума: мировоззренческую, гносеологическую, аксиологическую, праксеологиче-скую (нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую). Поэтому их значение состоит в оптимальном структурировании, регулировании, источнике развития и средстве преобразования хозяйственного организма.

Основной вывод данного исследования состоит в том, что духовность (в том числе социально-политические, познавательные,

нравственные, эстетические и религиозные ее компоненты в их совокупности), пронизывая все компоненты экономической сферы общества и являясь активным началом ее творческого развития, сама становится объектом преобразования и самовозрастания, давая импульс следующему витку гармоничного развития всей системы «природа -культура - общество». Отсюда реализация функций и значения духовности является предпосылкой формирования нового экономического общества с коэволюционным типом мировоззрения. Поскольку внимание к претворению принципа духовности в жизнь (в том числе хозяйство) является не «кабинетными вымыслами» философов, а неотложным средством выживания человечества. Ибо преодоление засилья глобального «экономизма», отражающего утилитарное и бездуховное мировоззрение, возможно только на путях осуществления гармоничного баланса духовного и экономического.

1. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1993. Ч. 1. С. 48-89.

2. Социальная философия / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. 4-е изд. испр. М., 1998. С. 84.

4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. 3-е изд. испр. и доп. М., 2000. С. 186-199.

5. Гребнев Л.С. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996. С. 209.

6. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003. С. 126-139.

7. Осипов Ю.М. // Философия хозяйства. 2002. № 5. С. 291.

8. Тутов Л.А. // Там же. 2002. № 1. С. 147.

9. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб., 2002. С. 781.

10. Пивоваров Д.В. // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Мн., 1998. С. 266-267.

11. Доброхотов А.Л. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2000. Т. 1. С. 706.

12. Стрелков В.И. // Человек как философская проблема: Восток - Запад: сб. ст. / отв. ред. Н.С. Кирабаев. М., 1991. С. 206.

13. Рыжов В.В. // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. науч. тр. Н. Новгород, 2002. С. 7.

14. Цыплаков B.C. // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. науч. тр. Вып. 2. Н. Новгород, 2002. С. 180.

15. Леонтьев Д.А. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 372-377.

16. ШадриковВД. // Там же. С. 420-426.

17. Знаков В.В. // Там же. С. 426-436.

18. Дробницкий О. // Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1962. Т. 5. С. 462-463.

19. Абушенко В.Л. // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Мн., 1998. С. 798.

20. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб., 1997. С. 110.

21. Кучерюк Д.Ю. Эстетика труда: ценностные отношения, творчество, человек. К., 1989.

С. 32-34.

22. Постникова Е.П. // Эстетическая культура в условиях НТП: сб. науч. тр. Свердловск,

1987. С. 138-145.

23. Сморж Л.А. // Там же. С. 47.

24. Михайлов М.И. // Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников: межвуз. сб. науч. тр. Владимир,

1988. С. 107-112.

25. Стогний И. // Эстетическое воспитание студентов: сб. ст. / под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1980. С. 240-247.

26. Солдатов В. М. // Эстетическая организация производственной среды. Условия труда: тр. ВНИИТЭ. М., 1975. № 10. С. 7-16.

27. Лапин Ю. С., Солдатов В.М. // Там же. С. 17-40.

28. Белик А.П. Социальная форма движения. Явления и сущность. М., 1982.

29. Дергупов В.А. // Духовная культура: материалы докл. Пятой межвуз. конф. по теории и методике преподавании культурологии в высшей школе. Н. Новгород, 1999. С. 10-12.

30. Кривицкая Е.А. // Гуманізм. Людина. Культура: тези доповідей людино зноічих

філософських читань, Дрогобич, 8-10 жовтня 1992. Дрогобич, 1992. С. 65.

31. Щуров В.А. Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства: моногр. Н. Новгород, 1995. С. 63.

32. Мальков В.Л. // Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность, средние века, современность М., 1997. С. 239-277.

33. Мерзляков В.Ф. // Православие и культура: XI

Рождественские православно-философские

чтения. Н. Новгород, 2002. С. 360-366.

34. Удалъцова, М.В., Воловская Н.М., Плюсни-на Л.К. // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 43-52.

Поступила в редакцию 6.11.2006 г.

ПРАВОСЛАВИЕ, ЭВТАНАЗИЯ И УМИРАЮЩИЙ БОЛЬНОЙ

А.В. Низова

Nizova A.V. The orthodox Christianity, euthanasia and a dying man. The conclusions of the Orthodox theologians about the profound moral importance of a mortal illness and near-death emotional experience are supplemented by the facts of modern psychology which are the basis of hospice help to dying men.

Проблема эвтаназии на сегодняшний день является одной из наиболее острых био-этических проблем. Эвтаназия вторгается в современную медицинскую практику как один из новых «узаконенных» и наиболее приемлемых способов решения проблемы смерти. Тем более она становится актуальной в связи с развитием биомедицинских технологий, во многом увеличивших власть самого врача над жизнью и смертью пациента, а так же в условиях глубокой переориентации всей современной системы ценностей и моральных приоритетов.

Одним из самых распространенных аргументов защитников эвтаназии является прекращение невыносимых человеческих страданий, которое возможно только путем ускорения смерти. Подобная аргументация сводится к моральной неприемлемости сохранения жизни, состоящей из одной лишь невыносимой боли. Больного доводит до отчаяния не столько ожидание собственной смерти, сколько мысль о предстоящих невыносимых и «бессмысленных» страданиях. Еще Ницше отмечал, что для человека не само страдание является проблемой как таковой, «а отсутствие ответа на вопиющий вопрос: «к чему страдать»?» [1].

Вопрос о человеческом страдании и о его смысле в Православии приобретает осо-

бое звучание. Православное христианство учит об искупительной ценности страдания, его синергийной роли, особенно в завершающей стадии земной жизни. Священник Михаил Обухов отмечает, что Бог попускает человеку страдание для подготовки к жизни вечной: «Страдания могут исправить человека, подвести к покаянию тогда, когда ничто другое не действенно. Страдания, особенно предсмертные, очищают человека от грехов, смиряют его. Что же происходит, если врач убивает больного? Душа уходит в вечность неподготовленной, а если больной сам изъявил желание так умереть, то еще и отягченный грехом самоубийства» [2].

Для православного христианина не может быть «бессмысленных» страданий. Страдание и боль, согласно православному вероучению, суть последствия греха, изменившего человеческую природу. Они неизбежны в жизни смертного человека. Однако Своими страданиями и Своей Крестной смертью Бог искупил человека и победил власть греха. Но не всякое страдание искупительно. Как отмечает о. Иоанн Брек, некоторые формы страдания ведут к деградации личности и как таковые едва ли обладают искупительным потенциалом. Нестерпимые страдания нередко отнимают всякую надежду и способность разглядеть в них нечто,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.