Научная статья на тему 'Влияние дозированной физической нагрузки по замкнутому циклу на адаптационные возможности центральной нервной системы девочек 7-10 лет'

Влияние дозированной физической нагрузки по замкнутому циклу на адаптационные возможности центральной нервной системы девочек 7-10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
349
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Босенко А.И., Самокиш И.И., Страшко С.В.

Исследованы функциональные возможности головного мозга девочек 7-10 лет при физической нагрузке с изменяющейся мощностью по замкнутому циклу. Представлены типы и диапазон адаптационных реакций центральной нервной системы, по данным омега- и рефлексометрии, их обусловленность и корреляционная зависимость в избранных условиях тестирования. Обсуждается возможность использования полученных данных при оценке воздействия физических нагрузок на общее функциональное состояние мозга младших школьниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Босенко А.И., Самокиш И.И., Страшко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We investigated the functional possibilities of the human brain girls 7-10 years during exercise with variable thickness in a closed cycle. Shows the type and range of adaptive reactions of the Central nervous system, according to omega- and рефлексометрии, their conditionality and on correlation between the elected testing conditions. Discusses the possibility of using the obtained data when assessing the impact of physical activity on the total functional state of the brain younger schoolgirls.

Текст научной работы на тему «Влияние дозированной физической нагрузки по замкнутому циклу на адаптационные возможности центральной нервной системы девочек 7-10 лет»

Б1ЯЛАГ1ЧНЫЯ НАВУК1

3

БІЯЛАГІЧНЫЯ НАВУКІ

УДК:378.013+613.11+611.672+612.06

ВЛИЯНИЕ дозированной физической нагрузки ПО ЗАМКНУТОМУ ЦИКЛУ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 7-10 ЛЕТ

А. И. Босенко

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии и основ здоровья

Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского И. И. Самокиш

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Одесская национальная академия связи имени А. С. Попова

С. В. Страшно

кандидат биологических наук, профессор

заведующий кафедрой медико-биологических

и валеологических основ охраны жизни и здоровья

Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова

Исследованы функциональные возможности головного мозга девочек 7-10 лет при физической нагрузке с изменяющейся мощностью по замкнутому циклу. Представлены типы и диапазон адаптационных реакций центральной нервной системы, по данным омега- и рефлексометрии, их обусловленность и корреляционная зависимость в избранных условиях тестирования. Обсуждается возможность использования полученных данных при оценке воздействия физических нагрузок на общее функциональное состояние мозга младших школьниц.

Введение

Известно, что центральная нервная система в организме выполняет интегрирующую роль в условиях его многоуровневого строения. Она объединяет в единое целое все составляющие структуры, координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатических и поведенческих функциональных систем [1].

Для оценки функциональной зрелости мозга, его адаптационных возможностей, в частности, готовности к обучению, решения проблем школьного обучения детей и подростков, выяснения закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивных процессов и мышечной деятельности используются электроэнцефалографические исследования [2]—[4]. С этой целью осуществляется регистрация биоэлектрической активности мозга в виде электроэнцефалограммы, для чего используются мощные многоканальные усилители и габаритная аппаратура, в последние годы - с использованием новейших технологий. Однако, по понятным причинам, подобные методики используются преимущественно в специализированных учреждениях и не нашли широкого применения в массовых обследованиях школьников.

При оценке степени изменений общего функционального состоянии (ОФС) мозга под влиянием внешних факторов широко используется такой метод, как регистрация зрительнодвигательных реакций [5]. Относительная простота этого подхода и практическое отсутствие влияния фактора тренированности дают возможность использовать его как экспресс-метод в прикладных исследованиях по оценке функциональных состояний детей [6]. Экспрессдиагностика функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) с помощью вариационной хронорефлексометрии в основном используется при изучении влияния умственных нагрузок на организм школьников [6]—[9]. Изучению ЦНС детей по показателям рефлексометрии

4

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

при дозированных и предельных физических нагрузках посвящено ограниченное количество работ [Ю]-[13].

Оперативную информацию об ОФС головного мозга можно получить с помощью портативных устройств, фиксирующих сверхмедленные биопотенциалы [14]—[16]. Согласно современным представлениям, одним из видов сверхмедленных биоэлектрических процессов (СМБП) является устойчивый потенциал мил и вол ьтового диапазона - омега-потенциал (ОП) с частотой генерации 0-0,5 Гц. Омега-потенциал - это термин, введенный для описания устойчивых во времени биопотенциалов головного мозга и других органов и тканей. ОП от других видов СМБП отличается стабильностью величины удержания на протяжении достаточно большого отрезка времени, возможностью скачкообразного или плавного повышения или понижения исходных значений и дальнейшей стабилизации его на новом уровне [14]. Омега-потенциал является достаточно информативным и чувствительным показателем состояния здоровья. При этом регистрация и анализ динамики этого показателя не требуют сложного аппаратурного обеспечения, могут проводиться регулярно как в стационарных по месту занятий, так и в «полевых» условиях. Это позволяет использовать методику омега-метрии для мониторинга состояния здоровья учащейся молодежи, в качестве экспресс-методики контроля и прогноза адаптивных реакций при умственной и физической деятельности.

Стоит отметить, что работы, в которых изучалась динамика ОП при воздействии внешних раздражителей, в частности умственных нагрузок, на функционирование головного мозга девочек и мальчиков младшего школьного возраста являются малочисленными [17]—[19]. Встречаются единичные работы по изучению СМБП, например, омега-потенциала, при дозированных и предельных физических нагрузках [10], [20], [21].

Таким образом, изучение особенностей функциональных возможностей центральной нервной системы школьников при выполнении физических нагрузок является актуальным. Готовность учащихся к занятиям физической культурой, как правило, определяется по результатам двигательных тестов, без учета резервных возможностей ЦНС. Для достижения адекватного воздействия используемых физических нагрузок, оценки их переносимости и, соответственно, сохранения здоровья школьников необходим подход, основанный на знании адаптационных возможностей центральной нервной системы и организма в целом с учетом возрастных и гендерных особенностей.

Данная тема исследования входит в состав тематических планов научноисследовательской работы кафедры биологии и основ здоровья Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского (г. Одесса) «Системные механизмы адаптации к физическим нагрузкам различной степени мотивации на отдельных этапах онтогенетического развития человека» и «Системная адаптация к физическим и умственным нагрузкам на отдельных этапах онтогенеза человека» (№ госрегистрации 0109U000206).

Цель исследования - изучить влияние физических нагрузок по замкнутому циклу на адаптационные возможности центральной нервной системы девочек младшего школьного возраста.

Методы исследования

Обследовано 87 девочек трех возрастных групп - 7-8, 8-9 и 9-10 лет (соответственно, 1, 2 и 3 классы), средний возраст в каждой из которых в начале основного этапа исследований составлял 7,56; 8,55 и 9,57 лет.

Исследование ОФС мозга осуществлялось с использованием методики Т. Д. Лоскутовой [5] по статическим параметрам распределения значений времени простой зрительно-двигательной реакции. Результаты рефлексометрии были получены с помощью автоматизированного устройства «Молния», обеспечивавшего и первичную обработку полученного материала [12].

По данным совокупности значений времени реакции, строилась вариационная кривая (рисунок), которая позволяла определить следующие показатели ОФС мозга: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональных возможностей (УФВ). Все эти параметры в условных единицах (у. е.) находились по формулам:

ФУС = In--------

Т modx КГ 0,5

,УР = In

Р max

УФВ= In

Ртах

АР0,5 ’

ДГ0,5хГ0,5

Составляющими формул являются такие показатели как: 7mod - наиболее часто встречаемое значение времени реакции в с; Ртах - максимальная вероятность, соответствующая

Б1ЯЛАГ1ЧНЫЯ НАВУК1

5

границам модального класса в долях от единицы; Д70,5 - диапазон времени реакций на уровне 0,5 Ртах в с; 7D,5 - значение времени реакции, соответствующее середине диапазона 170.5 в с.

ФУ С характеризует напряженность тонических неспецифических воздействий. Чем больше ФУС, тем выше функциональный уровень ЦНС. УР отражает степень стабильности функционального состояния ЦНС. Чем больше устойчивость реакции, тем меньше рассеивание времени реакции. По УФВ можно судить о способности мозга формировать высокий функциональный уровень и устойчиво его удерживать. Названные параметры ОФС мозга тесно взаимосвязаны.

Р, %

Рисунок - Вариационная кривая значений простой зрительно-двигательной реакции

При проведении исследования каждая обследуемая девочка находилась отдельно в звукозащитной камере при выключенном свете, исследователь - вне ее. Со стороны испытуемой находились блок световых раздражителей и реактивная кнопка, со стороны исследователя - блок управления. Главной задачей испытуемой было как можно быстрее реагировать нажатием кнопки в ответ на вспышку лампы. Тестирование проводилось перед физической нагрузкой и на 5-й минуте восстановления после нее. В качестве физической нагрузки использовалась работа на велоэргометре с изменением мощности по замкнутому циклу (сначала мощность возрастала со скоростью 33 Вт/мин от нуля до заданной по пульсу 150 уд./мин величины, а затем, после реверса, снижалась с той же скоростью до нуля) по методике Д.Н. Давиденко и соавторов [23] в нашей модификации [24].

Изучение динамики омега-потенциала проводилось нами по методике А. Г. Сычева и соавторов [16], В. А. Илюхиной и соавторов [14], [15]. Измерение ОП проводилось с помощью устройства, включающего индикатор (градуировка в мВ) и двух хлор-серебряных неполяризующихся электродов. Активный электрод находился в области вертекса (по международной системе 10 Ч 20), а индифферентный - на теноре левой руки.

Измерение ОП проводилось в положении сидя на велоэргометре:

а) в состоянии относительного мышечного покоя;

б) при выполнении физической нагрузки с изменением мощности по замкнутому циклу (на реверсе);

в) в период восстановления (первая минута).

Полученные данные обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием корреляционного и факторного анализов.

Результатьг исследования и их обсуждение

Функциональное состояние ЦНС исследовалось с помощью определения показателей простой зрительно-двигательной реакции [5]. Простая сенсомоторная реакция реализуется через

6

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

формирование функциональной системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [13].

Анализ данных рефлексометрии, отражающей вероятностно-статистический принцип работы мозга, свидетельствует, что фоновое функциональное состояние мозга большинства девочек младшего школьного возраста находилось в пределах нормы (таблица 1). Так, результаты исследования ОФС мозга школьниц 7-8, 8-9 и 9-10 лет, по данным ФУС и УФВ, свидетельствуют, что у 73-86% обследованных эти критерии соответствовали установленным Т. Д. Лоскутовой [5] нормативным границам для взрослых (УР = 1,0-2,8 у. е.; ФУС = 4,2-5,5 у. е.; УФВ = 2,7-4,8 у. е.). Лишь по параметру УР почти 100% данных девочек 7-10 лет расположились в диапазоне нормы. Стоит отметить, что официально принятых норм для детей не существует и, исходя из выше приведенных уровней ОФС мозга для взрослых, следует констатировать, что у 14-27% детей искомые критерии не соответствуют таковым взрослых, а у остальных находятся у нижних границ норм, что свидетельствует о продолжающихся процессах функционального созревания мозга детей младшего школьного возраста и меньших адаптационных возможностях их ЦНС. Сопоставляя полученные нами результаты с ограниченными сведениями для данного возраста и контингента других авторов (М. П. Мороз, 2003 [6]: УР = 1,39 + 0,52 у. е.; ФУС = 3,79 + 0,39 у. е.; УФВ = 2,27 + 0,58 у. е.), следует отметить их статистическое соответствие.

После выполнения физической нагрузки исследуемые показатели у девочек 7-10 лет изменялись по-разному: в одном случае результаты увеличивались, в другом - уменьшались. При этом показатель ФУС, который характеризует механизмы, отражающие напряженность тонических неспецифических воздействий, увеличивался. Его рост, по распространенному мнению, свидетельствует об улучшении работы этих механизмов. Второй показатель УР отражает состояние механизмов стабилизации нервных процессов, и поэтому его увеличение отражает повышение стабильности функционального состояния. Показатель УФВ нервной системы возрастает и свидетельствует о формировании высокого функционального уровня и способности длительно его удерживать. Уменьшение вышеуказанных показателей, по мнению многих авторов, указывает на ухудшение функций мозга.

Таблица 1 - Динамика показателей ОФС мозга девочек младшего школьного возраста под влиянием физической нагрузки по замкнутому циклу (М+ш)

Показатели —__ 7-8 лет (н = 31) 8-9 лет (п = 28) 9-10 лет (п = 28)

УР, у. е. 1,23+0,2 1,41+0,1 1,32 + 0,1

Исходное состояние ФУС, у. е. 4,1+0,21 4,3+0,12 4,19 + 0,12

УФВ, у. е. 2,51+0,3 2,8 + 0,14 2,56 + 0,14

5-я минута УР, у. е. 0,92 + 0,34 1,2 + 0,09 1,1+0,09

восстановления ФУС, у. е. 4,02 + 0,21 4,01+0,12 4,1+0,12

УФВ, у. е. 2,23+0,24 2,43+0,11 2,4 + 0,11

Примечание * - р > 0,05 по отношению к предыдущему возрасту

В наших исследованиях наблюдалось повышение данных показателей ОФС мозга после физических нагрузок. Улучшение функционального состояния системы, отмечалось у первоклассниц в 40%, у второклассниц - в 30%, а у девочек третьего класса - в 29% случаев. Эта тенденция касается школьниц, имевших низкий исходный уровень ОФС мозга, особенно девочек 7-8 лет.

При повышении каждого из показателей ОФС мозга девочек младшего школьного возраста после нагрузки просматривалась общая тенденция. У всех девочек максимальный рост значений отмечался по УР, в среднем на 42%. В некоторых случаях увеличение этого критерия составляло 93-130%. Значения функционального уровня системы и уровня функциональных возможностей изменялись значительно меньше, их увеличение составило соответственно, 18% и 25%. Уменьшение показателей, что расценивается некоторыми авторами как ухудшение функционального состояния нервной системы, наблюдалось в 60% случаев среди первоклассниц, в

Б1ЯЛАГ1ЧНЫЯ НАВУК1

7

70% - среди второклассниц и в 71% - у третьеклассниц. Следовательно, у представительниц обследованных старших возрастных групп чаще отмечается снижение этих показателей, что, как показывают наши данные, связано с более высоким уровнем функциональной активности головного мозга перед мышечной работой у школьниц 8-10 лет по сравнению с первоклассницами.

В процентном отношении степень уменьшения этих показателей в каждой возрастной группе существенно отличалась. Особенно ощутимые изменения наблюдались у испытуемых первых классов: УР уменьшилась на 54,1%; ФУС - на 16,1%; УФВ - на 30,6%. Глубина сдвигов изучаемых критериев у девочек 8-9 и 9-10 лет была менее значительной и составляла соответственно 35,1%, 11,1%, и 24,9%, что свидетельствует о большей чувствительности к воздействию физических нагрузок и вариативности УР и меньшей реактивности ФУС и УФВ. Подобные изменения соответствующих параметров у школьниц второго и третьего классов могут отражать процессы стабилизации активности головного мозга, обусловленной его более высокой функциональной зрелостью у девочек 8-10 лет.

Можно отметить, что разнонаправленных изменений исследуемых показателей в обследованных возрастных группах не наблюдалось. Прежде всего, это обусловлено их высокой взаимозависимостью и физической нагрузкой, не вызывающей предельных напряжений организма девочек и глубокого нарушения регуляторных механизмов головного мозга.

Таким образом, наши исследования показали, что у школьниц 7-10 лет показатели ОФС мозга в состоянии мышечного покоя находятся в пределах нормы. Адаптационные реакции ЦНС девочек на физическую нагрузку по замкнутому циклу обнаружили определенную закономерность: при высоком фоновом функциональном состоянии отмечалось уменьшение показателей ОФС мозга после нагрузки и при низких значениях в состоянии относительного мышечного покоя - послерабочее их увеличение. Данная закономерность отражает конвергентные изменения показателей ОФС мозга, вызванные выполненной физической нагрузкой [10] и протекающих согласно «закону маятника». Это требует изменения подхода к оценке воздействия внешних факторов на ЦНС: «увеличение показателя - хорошо, снижение - плохо» - и использования в таких случаях «шкалы состояний», согласно которой нормальной реакцией следует считать колебания показателей в диапазоне +25%, напряжением - изменения показателей в пределах +50%, а перенапряжением - выход за эти границы.

Одним из информативных методов исследования биоэлектрической активности головного мозга является омега-метрия. Она является интегральным и универсальным методом, с помощью которого можно оценивать функциональное состояние, стрессовую устойчивость организма человека, устанавливать компенсаторно-приспособительные возможности основных регуляторных систем и резервы их компенсации [14]. С помощью этого метода можно определять адаптационные возможности организма ребенка как в покое, так и при воздействии физических нагрузок.

Оценка функциональных возможностей головного мозга в состоянии относительного мышечного покоя проводилась по трем уровням ОП: низкий - от 1 до 19 мВ, средний - от 20 до 40 мВ и высокий - более 40 мВ. Полученные результаты в исходном состоянии свидетельствуют, что у большинства обследованных девочек 7-8, 8-9 и 9-10 лет (92%, 58% и 62% соответственно) ОП находился в диапазоне от 20 до 40 мВ, который считается оптимальным уровнем протекания сверхмедленных процессов головного мозга (таблица 2).

Таблица 2 -Величины показателей омега-потенциала (мВ) девочек 7-10 лет в разные периоды тестирования (М±ш)

Возраст Исходное состояние Реверс 1-я минута восстановления

7-8 лет (п = 31) 31,4+1,3 34,6+1,6 34,9+1,7

8-9 лет (п = 28) 24,25+1,89 25,5+1,34 28,75+1,87

9-10 лет (п = 28) 21,4+1,21 27,8+1,7* 27,1+1,52

Примечание * - р < 0,05 по отношению к предыдущему возрасту

8

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Таким образом, биоэлектрическая активность головного мозга большинства девочек соответствовала норме [16],[18]. Только в 33 и 31 процентах случаев данные омега-метрии девочек 8-9 и 9-10 лет находились на низком уровне. Низкие значения ОП у школьниц 7-8 лет не наблюдались.

Высокие значения ОП отмечены лишь в 8%, 9% и 7% случаев у девочек 7-8, 8-9 и 9-10 лет, соответственно, и регистрировались в интервале от 40 мВ и более. Такой уровень омега-потенциала, по мнению А. Г. Сьиева и соавторов [16], следует расценивать как высокий, который характеризуется наличием напряжения механизмов нейрорефлекторной регуляции фонового состояния.

При достижении уровня мощности велоэргометрической нагрузки, требующего по условиям тестирования ее поворота в сторону снижения (момент реверса), изменения ОП девочек младшего школьного возраста протекали по двум направлениям: увеличения и уменьшения значений. При этом, в возрасте 8-9 и 9-10 лет омега-потенциал практически в равной степени изменялся в обоих направлениях относительно фоновых значений. Исключением являются большинство девочек 7-8 лет (72%), у которых ОП увеличивался.

После физической нагрузки, в ранний период восстановления, у большинства девочек младшего школьного возраста (в 70-81% случаев) отмечалось дальнейшее увеличение ОП относительно исходного уровня. В 70% случаев ОП увеличивался в пределах 25%. Такая реакция головного мозга, согласно литературным данным, является физиологически оптимальной. У остальных девочек (30%) прирост омега-потенциала был более существенным, в пределах 2550%, что свидетельствует о состоянии напряжения уровня относительно стабильного функционирования.

Снижение ОП после дозированной физической нагрузки в пределах 50% отмечалось у 19— 30% обследованных школьниц. По мнению А.Г. Сычева и соавторов [16], подобное динамика омега-потенциала характеризует высокую степень напряжения регуляторных механизмов головного мозга.

Анализ индивидуальных реакций головного мозга на нагрузку по замкнутому циклу позволил разделить девочек 7-10 лет на две группы по типу реакции: увеличение и снижение ОП. Обнаружено, что рост постоянного потенциала отмечается у испытуемых с низкими, а снижение -с высокими значениями ОП.

Можно прийти к выводу, что дозированная велоэргометрическая нагрузка также, как и в случае с критериями ОФС мозга, вызывает конвергентные изменения омега-потенциала, обусловленные его исходными значениями [10].

Для более полной оценки функциональных возможностей центральной нервной системы девочек младшего школьного возраста был проведен корреляционный анализ между показателями рефлексометрии (ФУС, УР, УФВ) и ОП.

Полученные данные свидетельствуют, что в состоянии относительного мышечного покоя у школьниц 7-8 лет коэффициенты корреляции, характеризующие тесноту зависимости ОП и критериев ОФС мозга находились в рамках от -0,22 до -0,33. С возрастом (8-9 лет) взаимосвязь ослабевает (г = 0,05 ч-0,13), но в возрасте 9-10 лет показатели ОП более существенно коррелируют с полученными результатами рефлексометрии (г = -0,31 ч -0,53).

При нагрузке с реверсом и начале восстановления после тестирования отмечалась отрицательная взаимосвязь с низкими и средними значениями коэффициентов парной корреляции.

После нагрузки с реверсом, на первой минуте восстановления, теснота связи между этими показателями незначительно усилилась (г = -0,29 ч -0,39) у девочек 7-8 лет. Можно отметить средний уровень взаимосвязи (г = -0,55, р < 0,05) между УФВ в состоянии относительного мышечного покоя и данными ОП после нагрузки в этом возрасте. У школьниц 8-9 лет корреляция между показателями ЦНС, по сравнению с фоновым состоянием, практически не изменялась (г =-0,03 ч-0,14). Уменьшение показателей корреляции наблюдалось у старших девочек в возрасте 9-10 лет (г = -0,15 ч -0,32).

На наш взгляд, отрицательная взаимосвязь между показателями функционального состояния ЦНС указывает на общие механизмы поддержания церебрального гомеостаза, определяет средний уровень критериев ОФС мозга и ОП как наиболее оптимальный для реализации адаптационных возможностей головного мозга и организма в целом, что подтвеждается более адекватными реакциями и большей физической работоспособностью девочек, имевших на различных этапах исследования средний уровень функциональной активности ЦНС.

Б1ЯЛАГ1ЧНЫЯ НАВУК1

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

1. Полученные данные рефлексо- и омега-метрии девочек 7-10 лет в состоянии относительного мышечного покоя, во время функциональной пробы и после физической нагрузки в период раннего восстановления характеризовались значительной индивидуальной вариативностью и в большинстве случаев находились в пределах возрастных значений. У 14-27 процентов детей искомые критерии не соответствуют таковым взрослых, а у остальных -находятся у нижних границ диапазона взрослых, что свидетельствует о продолжающихся процессах функционального созревания мозга детей младшего школьного возраста и меньших адаптационных возможностях их ЦНС.

2. Исследование влияния физической нагрузки с изменяющейся мощностью по замкнутому циклу на функциональные возможности ЦНС девочек 7-10 лет позволило обнаружить общие закономерности адаптации, выражающиеся в конвергентных изменениях показателей ОФС мозга, направленность которых обусловлена исходным уровнем активации ЦНС. Установлено, что позитивные изменения показателей характерны для детей с низкими их значениями перед тестированием, а негативные - для лиц с высокими исходными величинами. Аналогичная динамика, «по закону маятника», установлена и для сверхмедленных биоэлектрических процессов головного мозга - омега-потенциала.

3. Результаты исследования дают основание считать, что в подобных случаях оценку адаптивным реакциям ЦНС необходимо проводить с использованием диагностической шкалы состояний. Реализация подобного подхода возможна в практике физической культуры и спорта при дозировании физических нагрузок и оценке их влияния на организм занимающихся.

Перечень принятых обозначений и сокращений

ОП - омега-потенциал

ОФС - общее функциональное состояние

СМБП - сверхмедленные биоэлектрические процессы

УР - устойчивость реакции

УФВ - уровень функциональных возможностей

ФУ С - функциональный уровень системы

ЦНС - центральная нервная система

Литература

1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975.-256 с.

2. Безруких, М. М. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - М. : Образование от А до Я, 2000. - С. 148-167.

3. Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М. : Педагогика, 1990. - 62 с.

4. Фарбер, Д. А. Стукгурно-функциональное созревание мозга ребенка / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). -М., 2000. - С. 5-28.

5. Лоскутова, Т. Д. Функциональное состояние центральной нервной системы и его оценка по параметрам простой двигательной реакции: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т. Д. Лоскутова. - Л., 1977. -24 с.

6. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека / М. П. Мороз. - СПб. : ИМАТОН, 2003. - 38 с.

7. Лизогуб, В. С. Онтогенез псйхофізіологічнйх функцій людини: автореф. дис. ... д-ра. біол. наук. : спец. 03.00.13 / Кшвський Нащональний універсйтет ім. Т. Г. Шевченка. - Кшв, 2001. - 29 с.

8. Макаренко, М. В. Методика проведения обстежень та оцінкй ійдйвідуальнйх нейродйнамічнйх властивостей вшцоі нервовоі діяльності людини / М. В. Макаренко // Фізіол. жури. - 1999. - Т. 45, № 4. -С. 125-131.

9. Макаренко, М. В. Основи професійного відбору військовйх спеціалістів та методики вивчення ійдйвідуальнйх псйхофізіологічнйх відмінностей між людьми / М. В. Макаренко // Ін-т фізіологіі ім. О. О. Богомольця НАН Украінй, Науково-досліднйй центр гуманітарнйх проблем Збройних Сил Украінй. -Кшв, 2006. - 395 с.

10. Босенко, А. И. Выявление функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у подростков при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук : 14.00.17 / А. И. Босенко. - Тарту, 1986. -25 с.

10

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

11. Босенко, A. I. Порівняльна характеристика ЗФС мозку підпітків 14-15 років при роботі до відмовй та роботі з реверсом / А. I. Босенко // Адаптаційні можлйвості дітей та молоді: зб. матер, конф. -Одеса, 1998. - С. 25-27.

12. Босенко, А. I. Прйстрій для діагностйкй функціонального стану мозку людини «Молния» : пат. Украши на кор. модель №20869 / А. I. Босенко, К. П. Шумейко; заявл. 28.06.2006; опубл. 15.02.2007 // Бюл. №2.-6 с., іл.

13. Воддозеров, В. М. Зрительно-двигательная активность человека в условиях слежения /

В. М. Воддозеров, С.Г. Тарасов. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2002. - 242 с.

14. Илюхина, В. А. Сверхмедденная управляющая система мозга и память / В. А. Илюхина, Ю. С. Бородкин, И. А. Латтптга. - Л. : Наука, 1983. - 127 с.

15. Илюхина, В. А. Теоретические предпосылки к расширению использования сверхмедденных физиологических процессов в патофизиологии и клинике / В. А. Илюхина // Кубан. науч. медвестник. -Краснодар, 1997. - №1. - С. 3-12.

16. Методика регистрации квазиустойчивой разности потенциалов с поверхности головы / А. Г. Сычев [и др.] // Физиология человека. - 1980. - Т. 6. - № 1. - С. 178-180.

17. Галкина, И. С. Электроэнцефалограммы детей в норме и при патологии / И. С. Галкина. - М.: Медицина, 1973. - 304 с.

18. Квазиустойчивый потенциал головного мозга как показатель психофизического состояния детей и взрослых / Б. М. Нидерштрат [и др.] // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. -Дубна, 1993.-С. 77.

19. Пономарева, И. В. Взаимосвязь изменений вызванных и постоянных потенциалов головного мозга и эмоциональных нарушений, при болезни Альцгеймера / И. В. Пономарева, И. Д. Селезнева, И. И. Воскресенская // Жури, неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1989. - Т. 89. - № 9. - С. 92-98.

20. Пономарева, И. В. Макро- и микроуровни организации / И. В. Пономарева, В. Ф. Фокин, А. Ф. Конькова. -М., 1990. -Вып. 19. - С. 13-75.

21. Криволапчук, И. А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / И. А. Криволапчук. - Москва, 2008. - 49 с.

22. Самокиш, 1.1. Методика оцінювання навчальних досягнень дівчаток молодшого шкільного віку в процесі занять фізйчною культурою : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : спец. 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізйчнакультура, основи здоров’я) /I. I. Самокиш. -Кшв, 2011. -20 с.

23. Методика оценки функциональных резервов организма при использовании нагрузочной пробы по замкнутому циклу изменения мощности / Д. И. Давиденко [и др.] // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена : сб. науч. тр. - Л. : ГДОИФК, 1984. - С. 35^П.

24. Босенко, А. I. Спосіб діагностйкй функціональнйх резервів людин / А. I. Босенко (Украша); Бюл. № 8 Держ. департ. ін тел. власності № 59144 А ; Заявл. 04.03.2003 ; Опубл. 15.08.2003; 7А61В5/0205. -4 с.

Summary

We investigated the functional possibilities of the human brain girls 7-10 years during exercise with variable thickness in a closed cycle. Shows the type and range of adaptive reactions of the Central nervous system, according to omega- and рефлексометрии, their conditionality and on correlation between the elected testing conditions. Discusses the possibility of using the obtained data when assessing the impact of physical activity on the total functional state of the brain younger schoolgirls.

Поступила в редакцию 12.07.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.