вопросы инновационной экономики
>
Том 7 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
Креативная экономика
издательство
влияние доверительных отношений между инвесторами, менеджментом и потребителями на принятие решений в инновационном предпринимательстве
Мельников О.Н.1, Яремчук А.П.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия
В статье представлены результаты исследований влияния доверительных отношений и атмосферы доверия между инвесторами, менеджментом компании и потребителями (в настоящее время их принято относить к классу стейкхолдеров) на принятие ими всеми решений о создании, производстве и реализации (приобретении) инновационных товаров и/или услуг. Показано, что развитие инновационного предпринимательства не может быть эффективным без управления процессом формирования атмосферы доверия по всей цепочке бизнес-процесса - от инвесторов до потребителей инновационного продукта. Приведены и предложены к практическому использованию шкалы ранговой оценки уровня доверительных отношений, складывающихся между инвесторами и менеджментом организаций (в рамках В2В отношений), а также между компаниями и потребителями (в рамках В2С отношений). Отмечено, что в настоящее время показатель доходности от инвестиций, направляемых на развитие инноваций - ROI, учитывает лишь внешние факторы, возникающие при осуществлении рыночных отношений, и не учитывает влияние внутренних факторов, которые оказывают на него существенное влияние. Прежде всего, это касается доверия, имеющего место в отношениях между всеми участниками бизнес-процессов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: доверие, доверительные отношения, инвестиции, инновации, инновационное предпринимательство, guanxi (гуанши), compliance (соответствие), компания Apple, Стив Джобс, ROI
Impact of confidential relations between investors, management and consumers on decision-making in innovative entrepreneurship
Melnikov O.N.1, YaremchukA.P. 1
1 Bauman Moscow State Technical University, Russia
введение
Известно, что инновационная деятельность направлена на решение стратегических задач предприятия. Одновременно и предпринимательская деятельность не может не быть не инновационной1, а значит и стратегически ориентированной. «Предприниматели - это агенты
1 Даже успешная продажа пирожков требует использования тех или иных инновационных приемов, развивающих и поддерживающих этот бизнес.
АННОТАЦИЯ:
преобразований (стратеги - авт.), менеджеры - агенты стабильности ( - авт.)» отмечено в работе [14]. С этим выводом нельзя не согласиться, из которого следует, что предприниматель не может не обладать лидерскими качествами, а лидер - это всегда стратег. Менеджер - тактик. Он, конечно, должен принимать участие в обсуждении стратегических задач предприятия, но его главная задача - готовиться к их исполнению. Однако, учитывая то, что вектор управления в организации всегда направлен от субъектов (руководителей) к объектам (исполнителям), эффективность управления будет во многом определяться уровнем доверительных отношений между ними. То есть сочетание стратегических и тактических способностей, соединенных либо в одном человеке, либо в разных специалистах, при наличии достаточного уровня доверительных отношений между всеми участниками бизнес-процесса, обеспечивает успешность управления фирмой, ее развитие и процветание. Отсюда следует, что инновационное предпринимательство как организационно-управленческое и экономическое явление необходимо исследовать с позиций взаимоотношения, взаимовлияния и взаимозависимости этих трех факторов - стратегии, тактики и уровня доверия между всеми участниками бизнес-процесса.
ABSTRACT:_
The article presents the results of research on the influence of trust relationships and the atmosphere of trust between investors, management and consumers on their decisions to create, produce and market innovative products and / or services. It is shown that the development of innovative entrepreneurship can't be effective without managing the process of forming an atmosphere of trust along the whole chain of the business process - from investors to consumers of an innovative product. There are presented and proposed to practical use the ranking grading scale for the level of trust between investors and management of organizations (within B2B relationships) and between companies and consumers (within the framework of B2C relations). It is noted that at present, the return on investment for innovation development - ROI, takes into account only external factors arising in the implementation of market relations, and does not take into account the influence of internal factors that have a significant impact on it. First of all, this concerns the trust that exists in the relations between all participants of business processes.
KEYWORDS: trust, trust relationships, investment, innovation, innovative entrepreneurship, guanxi, compliance, Apple, Steve Jobs, ROI.
JEL Classification: D20, E22, 032 Received: 14.05.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Melnikov O.N. (melnikov@creativeconomy.ru)
CITATION:_
Melnikov O.N., Yaremchuk A.P. (2017) Vliyanie doveritelnyh otnosheniy mezhdu investorami, menedzhmentom i potrebitelyami na prinyatie resheniy v innovatsionnom predprinimatelstve [Impact of confidential relations between investors, management and consumers on decision-making in innovative entrepreneurship]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 7. (2). - 109-124. doi: 10.18334/vinec.7.2.38150
Поскольку стратегия фирмы всегда несет в себе решение задач ее инновационного развития, тактика - решение этих задач в текущем периоде времени, и их связь невозможна без обеспечения достаточного уровня доверительных отношений (доверия) между стейкхолдерами, к которым в первую очередь относятся инвесторы, менеджмент фирмы, а также потребители ее продукции. Не менее важным является установившийся уровень доверия между менеджерами и исполнителями проекта, который чаще всего является скрытым потенциалом фирмы (от инвестора), но который в большинстве случаев является решающим фактором при выполнении договорных обязательств фирмы. Доверие является тем связующим звеном, которое обеспечивает бесперебойность выполнения работ от инновационной идеи до ее воплощения в экономический продукт, востребованный рынком.
Рассмотрим инновационно-инвестиционную деятельность, доверие и доверительные отношения в толковании современных экономистов, ученых и специалистов, и их диалектическую связь в постановке и решении предпринимательских задач.
влияние доверительных отношений на инвестиционно-инновационную деятельность бизнеса
Инновация - это то, что выходит за пределы существующей материальной, духовной и управленческой системы выпуска экономических продуктов, востребованных рынком. При этом предпринимательство не может быть не инновационным (то есть оно всегда инновационно, поскольку в противном случае оно теряет экономический смысл). Отсюда следует, что предпринимательство - это всегда выход за пределы существующей рыночно-производственной системы, как и лидерство, которое проявляется именно в момент выхода за пределы устоявшейся системы.
Однако, как известно, это требует больших, иногда титанических усилий от тех, кто способен на такой полет мыслей и, самое главное, на их воплощение в жизнь через организацию предпринимательской деятельности. И вот здесь возникает необходимость перехода от стратегических (считай - предпринимательских) задач к тактическим. А это невозможно без доверия между предпринимателями и менеджерами (тактиками), реализующими на практике стратегические задачи предпринимателя как
ОБ АВТОРАХ:_
Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент» (те1ткоуй creativeconomy.ru)
Яремчук Алексей Петрович, бакалавр кафедры «Инновационное предпринимательство» (уагетсук1й mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Мельников О.Н., Яремчук А.П. Влияние доверительных отношений между инвесторами, менеджментом и потребителями на принятие решений в инновационном предпринимательстве // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 2. - С. 109-124. Сом 10.18334/утее.7.2.38150
основного источника двигательных процессов в экономике. Назовем это «первый уровень доверия».
Понятно, что менеджеры (тактики) должны организовать исполнение стратегически определенных задач. Для этого они создают необходимые коллективы (группы) исполнителей, разрабатывают плановые задания, мотивируют, координируют и проверяют исполнение поставленных задач. Но экономическая эффективность исполнения этих классических принципов управления невозможна без создания атмосферы доверия между руководителями (линейными менеджерами) и работниками - исполнителями указанных планов («второй уровень доверия») [4, 11]. Это и является в настоящий момент одним из существенных сдерживающих факторов развития многих российских (и не только российских) предприятий и фирм.
Очевидно, что уровень инвестиций, вкладываемых в выполнение инновационного проекта, зависит не только от его сложности и ресурсоемкости, но и от того, как и кем будет организовано его исполнение. То есть от того, какой конкретный менеджер возглавит этот проект. Выбор такого менеджера в подавляющем числе случаев основывается на том уровне доверия, который испытывает инвестор (предприниматель) к этому специалисту. Именно это оказывает существенное влияние на выбор величины инвестиций (С - Cost of investment - инвестиционные затраты), которые предприниматель готов вложить в исполнение конкретного проекта. При этом, эти два уровня доверия тесно между собой связаны, так как инвестор(ы), как правило, либо уже хорошо знакомы с компанией, которую кредитуют, либо, прежде чем вложить в данный бизнес-проект свои средства, ее внимательно и глубоко изучают. Поэтому эти два уровня доверия будем классифицировать как «доверие 1» (Д1), которое может оцениваться с помощью коэффициента доверия кд1.
Кстати, опыт китайских бизнесменов показывает, что они начинают деловые отношения только с теми партнерами, которых они лично знают и кому доверяют, то есть когда между ними возникают хорошие личные отношения, глубокое уважение, дружеское расположение, готовность оказывать друг другу взаимную услугу. Они это классифицируют, как отношение guanxi (гуанши). Поэтому сначала они всегда выстраивают доверительные отношения с партнером (приглашают на совместный обед, делают подарки, организуют совместные вечеринки с караоке и т.п.) и только убедившись, что этому партнеру можно доверять, они приступают к совместной работе [10].
Вроде бы это очень затратно, как материально, так и по времени, но они прекрасно понимают, что это выгодно с позиций практического воплощения в жизнь планируемой бизнес-задачи. Они, как бы заглядывая вперед (стратегия), «строят», точнее «настраивают» своих партнеров к ответственному отношению к исполнению (тактика) поставленной ими задачи, думают о максимальной отдаче со стороны исполнителей и, соответственно, о дальнейшем получении прибыли от вложенных инвестиций.
Сегодня все больше отечественных бизнесменов понимает, что успех в бизнесе во многом зависит от правильно выстроенных доверительных отношений между парт-
нерами по бизнесу. Это выгодно со всех сторон - и с позиций времени исполнения, и с финансовых позиций, и с позиций стратегического развития бизнеса. Набирает оборот использование на практике так называемого процесса «комплайенс» (от английского «соответствие» - compliance). По существу, это можно сказать рекомендации «принудительного» построения доверительных отношений между партнерами на базе соответствия практического использования законных методов ведения бизнеса. «Целью комплайенса становится не только соответствие действующему законодательству, но и удовлетворение требований всех заинтересованных лиц (stakeholders) при обеспечении максимальной эффективности бизнеса организации» [22].
Сегодня как в России, так и в других странах приняты Постановления Правительств о внедрении в практику процессов комплайенса. Так эксперт в области комплайенс-контроля из Казахстана Т.В. Мусин отметил: «Все более тесная интеграцию казахстанского бизнеса с остальным миром, желание местных компании привлечь крупных зарубежных инвесторов и клиентов, а также обезопасить репутацию и деятельность своего бизнеса, стали предпосылками к формированию комплайенс-культуры в стране» [22].
Отсюда следует, что не менее важным для обеспечения получения максимального дохода является установка высокого уровня доверия (доверие 2 - Д2) между потребителем и фирмой-производителем товара или услуги, на производство которых были выделены инвестиционные ресурсы. Именно от уровня доверия потребителей (кд2), которые они испытывают к той или иной фирме, зависят ее доходы. Доходность от инвестиций принято обозначать как G - Gain from investment (доход от инвестиций). Доходность как важнейший экономический фактор зависит от множества факторов: имиджа фирмы, имиджа товара(услуги), надежности поставок и послепродажного обслуживания, качества выпускаемого продукта и т.д. Именно эти факторы обеспечивают требуемый уровень доверия между компанией, выпускающей инновационные продукты, и потребителями. Это можно проиллюстрировать, например, тем, что доверие к имиджу таких марок как Apple и т.п. значительно быстрее приносит доходы от внедрения инноваций, чем у тех фирм, которые «потеряли» (либо несколько «растеряли», например, Samsung в последнее время) или еще не достигли необходимого уровня доверия у потребителей.
Как мы упомянули, ярким представителем фирм, которые за время своего существования сумели добиться безусловного доверия со стороны потребителей и, как следствие, больших успехов в бизнесе, является компания Apple. Стабильность ее прибыли с минимальными отклонениями за последние три года говорит о высоком и стабильном уровне доверия рынка к компании (рис. 1).
Отметим, что Стив Джобс был сложным человеком и руководителем2, но его творческий дар как одного из сильнейших бизнесменов, способных стратегически загляды-
2 Кстати, это характерно для всех неординарно творчески одаренных людей.
Рисунок 1. Изменения поквартальногодохода компании Apple (с 22014 по 2017 годы) Источник: https://www.macstories.net/news/apple-q1-2017-results-billion-revenue-million-iphones-million-ipads-sold/
вать далеко за горизонты существующегов данный момент бизнеса, сопровождались глубоким деловым и профессиннальным доверием со отороны всех, принимавших участие в реализации его бизнес-проектов. 1Известны его категоричность it бескомпромиссность в принятии управлончетких решений по отношению к тем, кого он считал недостаточно преданными делу с позиций их твнрческой отдачи (напртмер, в отношении даже выдающихся программистов или даже топ-менеджеров). Однако, вся его команда, как в последствие и весь мир, поверили в Стива Джобса. Без этого доверия «завоепоние» потребителей было бы значительн о труднее. В конеч номе итоге, в его «звезду» как бизнесмена бозоговорочно поверили как инвесторы (Д1), так и потребители его компьютеров (Д2). Здесь достаточно указать на безоговорочный успех выхода на рынок iPhone...
Несмотря на то, что Стив Джобс в 2011 году отошел в мир иной, его преемник Тим Кук, будучи совершенно другим пх хартктеру, но являясь преданным коомпении человеком, поддерживающий ер высокий! статус в мировой! экономике, сумел сохранить высокое доверие потребителей и рынка в целом. Этому можно найти подтверждение, проанализировтв динамику изменения стоимости акций компании. Смерть Джобса не повлияла на соиимость компании. В2012 году, коеда вышбл Iphone 5 - первый айфон, вырущенный не при Джобсе, акции наоборот вначале велетели вверх:, затем был некоторый спад, но после 22013 года едоимость акций Apple резко иошли вверх. Общий рост цен на акции Apple за последние 10 лет составляет почти 1000%, что является феноменальным покатттемем. Для сравнения, динамиоа S&P 5До немного превышает 70% за тот же период (рис. 2). Отсюда следует, что доверие к комплюии, созданнняво времена Джобса
посредством доверия к его личности, перешло в доверие к компании в целом и сейчас не олицетворяет лишь лояльность к ее руководителю. Кук сегодня ведет очень грамотную и финансовую, и техническую политику, пусть, не создавая при этом гениальных инноваций. То есть шлейф от памяти С. Джобса как сильной личности уже не столь ярок, хотя еще и существенен. Потребитель остался верен компании, бренд работает [6].
Однако, сегодня мы наблюдали и обратную ситуацию. Это касается, например, компании Samsung. В 2016 году из-за провала продаж Galaxy Note 7 имело место падение квартальной прибыли на 30% ($2,2 млрд) и падение годовой прибыли на $5 млрд. Данное устройство продавалось с дефектом самовозгорания, что заставило компанию отзывать все проданные гаджеты. Последствием было снижение доверия рынка (то есть потребителей) к компании [25, 26]. Понятно, что это был серьезный удар по имиджу компании и теперь ей придется приложить немалые усилия и понести немалые затраты (в том числе и финансовые) на восстановление доверия части своих постоянных и потенциальных потрееителей.
°оэффиаиент довера я
В качестве практическоао инструмента дтя оценки урооня доверительных отношений и возможности управления доверием намт было предложено ввести показатель «коэффициент доверкя».
Коэффициент доверия отражает сложившийся уровннь доверия между бизнес-партнерами (В2В), либо бизнесом и потребителями (В2С) при заключении договоров
■ Apple Price % Change
■ S&P 500 Level % Chanae
-100%
2008
2010
2012
2014
2016
Рисунок 2. Динамика изменения сентмссот акций компании Apple и S&P £500 (с 2007 по 2017 годы) Источник: https://utmagazine.ru/posts/20397-kak-izmenilas-kompaniya-apple-za-poslednie-10-let?answer
между компаниями в конкретном сегменте рынка в данный момент времени или при принятии решения потребителем о приобретении или покупке товара (в том числе инновационного) или использовании той или иной услуги.
Оценку коэффициентов доверия по конкретным направлениям-характеристикам личности (организации) можно проводить с помощью методов экспертной оценки (табл. 1. и табл. 2).
Инверсность шкалы дифференциации коэффициента доверия кд1 между бизнесом и инвесторами по отношению к той же шкале между бизнесом и потребителями кд2 обуславливается тем, что повышение уровня доверительных отношений, как правило, ведет к снижению инвестиционных затрат. Инвестор(ы) и менеджмент компании (исполнителя данного инновационного проекта), испытывающих высокий уровень доверительных отношений друг к другу, чаще всего находят самые рациональные решения в отношении размеров инвестиций. Как правило, они не завышаются произвольно и не обосновано.
Таблица 1
ранговая оценка доверительных отношений между бизнес-партнерами (в2в)
Шкала дифференциации kfl1 характеристика уровня доверия между бизнесом и инвесторами
-0,3 Абсолютное доверие Наличие проверенного уровня доверительных отношений в результате безусловного исполненных ранее обязательств по выполненным договорам. Обе стороны стремятся к формированию и развитию доверительных отношений
-0,2 Высокий уровень доверия Поддержание доверительных отношений на уровне взаимных обязательств и гарантий исполнения, принимаемых на себя обязательств. Каждая из сторон, имея различный уровень партнерского доверия, стремится к достижению равновесных доверительных отношений.
-0,1 Средний уровень доверия Зарождение доверия на уровне первых переговоров, подкрепленное подписанием различного рода обязательств сторон
0,1 Низкий уровень доверия Снижение доверия за счет регулируемых рисков, на которые рассчитывают стороны. При этом ни одна из сторон не ищет путей к доверительным отношениям, или одна из сторон ищет пути сближения, а другая отказывается
0,2 Критичный уровень доверия Наличие нерегулируемых рисков, которые растут по мере выполнения инновационных проектов, когда обе стороны хотят найти компромисс, но внешние условия не позволяют
0,3 Абсолютное недоверие Наличие нерегулируемых рисков, значительно снижающих уровень доверия между сторонами. Когда одна из сторон теряет доверие по отношению к другой стороне.
Источник: разработка авторов.
Таблица 2
ранговая оценка доверительных отношений между бизнесом и потребителями
(в2с)
Шкала дифференциации характеристика уровня доверия между бизнесом и потребителями
0,3 Абсолютное доверие Многолетнее и многостороннее изучение потребителем деятельности фирмы на рынке, безоговорочно подтверждающее ее постоянство в качественном и своевременном удовлетворении инновационных запросов потребителя
0,2 Высокий уровень доверия Высокий авторитет фирмы (компании), разделяемый большинством потребителей, подтверждаемый предыдущим опытом эксплуатации товара (услуги)самим потребителем
0,1 Средний уровень доверия Фирма хорошо известна на рынке, при этом ее товаром (услугой) пользуются уважаемые потребителем друзья, коллеги и т.д., которые рекомендуют их к использованию самому потребителю
-0,1 Низкий уровень доверия Фирма (компания) мало известна, ее продукция конкурентоспособна по ряду незначительных параметров, которые частично удовлетворяют потребности потребителя
-0,2 Безразличное отношение как к доверию, так и недоверию Фирма (компания) не принимает практически никаких усилий по завоеванию доверия у потребителей (РР-кампании, реклама). О ней потребители узнают случайно и нерегулярно, при этом потребитель в целом может обойтись без данного товара (услуги).
-0,3 Абсолютное недоверие Полное недоверие к деятельности фирмы (компании) независимо от ее действий в отношении товара, услуги, совершенствования технологии производства и организации продаж
Источник: разработка авторов.
При этом поиск инвестора и сам процесс инвестиций можно классифицировать как фактор входа в организуемую бизнес-систему. Замыкает ее (фактор выхода) получение дохода при реализации выпускаемого на рынок инновационного товара или услуги. Однако его величина напрямую зависит от доверительных отношений потребителя к фирме (компании), которые можно оценивать при помощи коэффициента доверия между фирмой и потребителем (табл. 2).
Данная шкала дифференциации kд2 отражает прямую зависимость между доверительными отношениями между бизнесом и потребителями: чем выше уровень доверия между ними, тем выше доходность от инвестиций.
ROI как показатель доходности от инвестиций, требующий уточнения...
Проанализируем возможность использования традиционного подхода к оценке доходности с помощью показателя ROI (от англ. Return on Investment) с учетом уровня доверительных отношений, имеющих место как между инвесторами и менеджментом организации, так и внутри фирмы.
Известно, что показатель ROI - это отношение суммы прибыли или убытков к сумме инвестиций. Простой способ оценить эффективность инвестиции заключается в вычислении отношения всей прибыли, полученной в период освоения инвестиционных активов, к величине реализованной инвестиции [15]. Этот показатель называется доходностью за период владения активом, но и такие субъективные категории, как доверие, которые, как было показано оказывают существенное влияние на все бизнес-процессы.
Однако использование традиционного подхода к оценке доходности от вложенных инвестиций (с помощью ROI) при заключении различных сделок в настоящее время явно недостаточно, так как кроме вкладываемых инвестиций он учитывает только те факторы, которые не зависят от участников сделки [8, 15]. То есть существующий подход к оценке ROI учитывает только внешние факторы, влияющие на ожидаемый результат сделки. Инвестор же, принимая решение, должен учитывать не только прогнозные данные о динамике состояния внешней среды (прибыль, которая будет получена в каждый год периода владения инвестиционным активом, стоимость инвестиции к концу периода, доходы, полученные в период владения инвестиционным активом, и т.д.), но и внутренние факторы, отражающие, уровень доверительных отношений в самой компании. Синергия этих двух факторов («внешних» и «внутренних») определяет формирование уровня доверия потребителей к предлагаемым инновационным продуктам каждой конкретной фирмой или организацией. Отсюда следует, что доверие сокращает затраты:
1) на транзакционные издержки (организация переговоров, командировок, телефонных переговоров, организация презентаций, выпуск рекламных материалов, маркетинговых исследований и т.п.);
2) на преодоление психологических, профессиональных, эмоциональных и т.п. барьеров на всех уровнях управления договаривающихся организаций, а также конкретных исполнителей (быстрее подписываются необходимые документы, быстрее разрешаются разногласия и достигаются согласия между сторонами - исполнителями и линейными руководителями...);
3) на выбор структуры организации работ (переход от последовательного типа к последовательно-параллельному, или даже параллельному типу организации работ). Часто одна сторона берет на себя большее количество работ, чем можно было бы взять по договору. Повышается уровень инициативности исполнителей. Повышается ответственность сторон;
4) на достижение глубины понимания задач, которые поручаются фирме-исполнителю, поскольку имеет место не только эмоциональное, но и деловое доверие;
Развитый уровень доверия, как было указано выше, приводит к синергетическому эффекту, когда эффективность совместной деятельности инвесторов и исполнителей инвест-проектов становится выше, нежели простое сложение их фактических возможностей. Следовательно, для оценки влияния уровня доверия между партнерами на предполагаемую доходность от инвестиций необходимо до заключения сделки помимо данных, традиционно учитываемых при оценки ожидаемой доходности ROI, принимать во внимание влияние на данный показатель сложившегося уровня доверия как между инвесторами и менеджментом организаций, так и между организацией и потребителями ее продукции.
Рассмотрим влияние коэффициента доверия на окупаемость инвестиций.
В принятых подходах на показатель ROI оказывают влияния объективные факторы (рыночные, организационно-технические и т.д.) и не учитываются субъективные (доверие). Для доказательства влияния коэффициента доверия на доходность заключаемых сделок был проведен представленный выше анализ, направленный на выявление зависимости между уровнем доверия, имеющим место при заключении сделок, и их результатом (получением доходности от инвестиций), который выражается в доходности от сделок (ROI).
Наши исследования показали, что оценку окупаемости инвестиций с помощью показателя ROI следует вести с учетом влияния на уровень инвестиций сформировавшегося уровня доверия между договаривающимися сторонами (инвестором и компанией) в данный момент времени (Д1), то есть с учетом сложившегося мнения у инвестора об устойчивости уровня доверительных отношений, которые сложились у выбранного производителя с потенциальными потребителями (Д2), которые в своем большинстве станут потенциальными потребителями инновационного товара или услуги:
или (1)
С = с*
(RO/-l)*(l+kdl)
(l+kd где
G - доход от инвестиций (Gain from investment); C - инвестиционные затраты (Cost of investment);
кд} - коэффициент доверия, отражающий сложившийся уровень доверия между инвестором и компанией в данный момент времени (табл. 1);
kd2 - коэффициент доверия, отражающий сложившийся уровень доверия между фирмой(компаний) и потенциальными потребителями предполагаемого к выпуску инновационного экономического продукта (табл. 2)
Подчеркнем, что величина дохода и инвестиционных затрат (G и С) определяется динамикой изменений «внешних» факторов, не зависящих от участников бизнес-проекта. В то время как доверие отражает «внутренние» факторы, которые зависят от участников бизнес-проекта и которые также влияют на инвестиционно-инновационный процесс создания и реализации инновационных экономических продуктов (см. табл. 1 и 2). Однако в настоящие время учет последних, в лучшем случае, ведется интуитивно, но чаще просто не принимаются в расчет. Тем не менее, как показали наши исследования, они способны увеличить доходность компаний на 10-15% и выше.
Заключение
1. Исследования показали, что традиционно компании при расчете показателя доходности от инвестиций, направляемых на решение инновационных задач - ROI, учитывают лишь влияние внешних («объективных») факторов, формирующихся в зависимости от ситуаций, складывающихся на рынке (организационно-технических, технологических, торгово-коммерческих и др.), и не учитывают внутренние («субъективные») факторы, прежде всего, факторы доверия, определяемые уровнем доверительных отношений, имеющих место как между инвесторами и менеджментом компаний, так и между компаниями, выпускающими инновационные экономические продукты, и потребителями.
2. Анализ, направленный на выявление зависимости между уровнем доверия, имевшим место при заключении сделок и их результатом, который выражался в уточнении расчета доходности от сделок (ROI), показал, что данный показатель в значительной степени зависит от атмосферы доверия, сложившейся между инвесторами, фирмой(компанией)-производителем и потребителем инновационного товара или услуги
3. Разработанный подход можно классифицировать как универсальный, который может быть использован в практических и исследовательских целях, повышающий точность оценки доходности от инвестиций в инновационном предпринимательстве.
ИСТОЧНИКИ:
1. Айзатуллен В.С., Корягин Н.Д. Применение оценок доверия в экономике // Статистика и экономика. - 2013. - №5. - С.18-21
2. Гурова Ирина Павловна, Корчагина Наталья Андреевна Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. - 2011. - №5. - С.48-50
3. Дорофеева Л. И., Ермолова О. В. Доверие как фактор конкурентоспособности предприятия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2012. - №4. - С.3-8
4. Жаворонков П.В. Связь доверия с инновациями, новизной и конкурентоспособностью бизнеса // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — Том 3. — № 2. — с. 48-53. — doi: 10.18334/vinec.3.2.35385 https://bgscience.ru/lib/35385/
5. Жернов Евгений Евгеньевич, Жернова Наталья Александровна О двух компонентах феномена доверия при формировании экономики, основанной на знании // Вестник КузГТУ. - 2013. - №1. - С.146-150
6. Киселица Е.П., Пинигина Е.П. Модель формирования бренда личности при продвижении бизнес-проектов // Лидерство и менеджмент. — 2014. — Том 1. — № 1.
— с. 15-26. — doi: 10.18334/lim.1.1.17 https://bgscience.ru/lib/9420/
7. Козлова Оксана Николаевна Культуры доверия: опыт социологического анализа // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. №. С.157-167
8. Кравец А.В. Инновационное развитие и становление предпринимательских кластеров: проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016.
— Том 17. — № 22. — с. 3083-3096. — doi: 10.18334/rp.17.22.37026 https://bgscience. ru/lib/37026/
9. Лигновская Татьяна Анатольевна, Сазанова Светлана Леонидовна Институт доверия как основание современной экономики // Вестник ГУУ. 2015. №13. С.285-290
10. Лядов А., http://www.cfin.ru/management/people/culture/guanxi.shtml
11. Мельников О.Н., Жаворонков П.В. О влиянии доверительных отношений на эффективность бизнеса // Креативная экономика. - 2012. - № 4 (64). - с. 48-54. - URL: http://bgscience.ru/lib/4697/
12. Мельников О.Н., Яремчук А.П. Доверительные и этические отношения как соци-ально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 1. - С. 29-44. doi: 10.18334/ce.11.1.37531
13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. 730 с
14. Шпренгер Р. Восстание индивидуума. Почему мы обязаны полностью заново обдумать сущность управления. - Калуга: Духовное познание, 2007. - 312 с.
15. Чернышева М.Д. Особенности венчурного финансирования в современной России // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. — 2016. — Том 3. — № 2. — с. 165-182. — doi: 10.18334/grfi.3.2.36572 https://bgscience.ru/lib/36572/
16. Alhanaqtah Veronika Differentiation of Western Asian countries from the standpoint of trust // European journal of economics and management sciences. 2016. №4. С.36-39
17. Czarniewski S. Trust in Economic Relations and Business, University of Finance and Management in Bialystok // European Journal of Business, Economics and Accountancy Vol. 2, No. 3, 2014 ISSN 2056-6018 [Электронный ресурс] http://www.idpublications. org/wp-content/uploads/2014/11/TRUST-IN-ECONOMIC-RELATIONS-AND-BUSINESS.pdf
18. Evans A.M., Krueger J.I. The Psychology (and Economics) of Trust, Brown University
// Social and Personality Psychology Compass 3/6 (2009): 1003-1017 // http://files.clps. brown.edu/jkrueger/journal_articles/evans-2009-psychologyoftrust.pdf
19. Kizilova Kseniya, Haerpfer Christian W Social capital as the factor of societal transformations in post-communist societies // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. №7-8. C.22-25
20. Machiavelli N. The Prince. 2nd ed. / N. Machiavelli. - Chicago : University of Chicago Press, 1998.
21. Raiser M. European Bank for Reconstruction and Development Trust in transition. Working paper No39 Prepared in April 1999. JEL Classification Number: L14, P30 // http://socsci2.ucsd.edu/~aronatas/project/academic/trust%20in%20transition.pdf
22. https://ru.wikipedia.org/wiki/KoMnnaeHC
23. . https://www.macstories.net/news/apple-q1-2017-results-billion-revenue-million-iphones-million-ipads-sold/
24. https://utmagazine.ru/posts/20397-kak-izmenilas-kompaniya-apple-za-poslednie-10-let?answer
25. http://www.reuters.com/article/samsung-elec-results-idUSS6N1BG01P
26. https://meduza.io/news/2016/10/27/samsung-otchitalas-o-rezkom-padenii-pribyli-iz-za-galaxy-note-7
REFERENCES:
Ayzatullen V.S., Koryagin N.D. Primenenie otsenok doveriya v ekonomike // Statistika
i ekonomika. - 2013. - №5. - S.18-21 Gurova Irina Pavlovna, Korchagina Natalya Andreevna Ponyatie doveriya v
ekonomicheskikh otnosheniyakh // Vlast. - 2011. - №5. - S.48-50 Dorofeeva L. I., Ermolova O. V. Doverie kak faktor konkurentosposobnosti predpriyatiya // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. -2012. - №4. - S.3-8
Zhavoronkov P.V. Svyazy doveriya s innovatsiyami, noviznoy i konkurentosposobnostyyu biznesa // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2015. — Tom 3. — № 2. — s. 48-53. — doi: 10.18334/vinec.3.2.35385 https://bgscience. ru/lib/35385/
Zhernov Evgeniy Evgenyevich, Zhernova Natalya Aleksandrovna O dvukh komponentakh fenomena doveriya pri formirovanii ekonomiki, osnovannoy na znanii // Vestnik KuzGTU. - 2013. - №1. - S.146-150 Kiselitsa E.P., Pinigina E.P. Model formirovaniya brenda lichnosti pri prodvizhenii biznes-proektov // Liderstvo i menedzhment. — 2014. — Tom 1. — № 1. — s. 1526. — doi: 10.18334/lim.1.1.17 https://bgscience.ru/lib/9420/ Kozlova Oksana Nikolaevna Kultury doveriya: opyt sotsiologicheskogo analiza // TRUDY SPBGIK. 2015. №. S.157-167
Kravets A.V. Innovatsionnoe razvitie i stanovlenie predprinimatelskikh klasterov: problemy i puti ikh resheniya // Rossiyskoe predprinimatelstvo. — 2016. — Tom 17. — № 22. — s. 3083-3096. — doi: 10.18334/rp.17.22.37026 https://bgscience.ru/ lib/37026/
Lignovskaya Tatiana Anatolevna, Sazanova Svetlana Leonidovna Institut doveriya kak
osnovanie sovremennoy ekonomiki // Vestnik GUU. 2015. №13. S.285-290 Lyadov A., http://www.cfin.ru/management/people/culture/guanxi.shtml
Melnikov O.N., Zhavoronkov P.V. O vliyanii doveritelnyh otnosheniy na effektivnosty biznesa // Kreativnaya ekonomika. - 2012. - № 4 (64). - s. 48-54. - URL: http:// bgscience.ru/lib/4697/ Melnikov O.N., Yaremchuk A.P. Doveritelnye i eticheskie otnosheniya kak sotsialno-«tsementiruyuschiy» faktor ekonomicheskikh dostizheniy v innovatsionnom predprinimatelstve // Kreativnaya ekonomika. - 2017. - Tom 11. - № 1. - S. 29-44. doi: 10.18334/ce.11.1.37531 Fukuyama F. Doverie: sotsialnye dobrodeteli i puty k protsvetaniyu: per. s angl. M.:
AST: AST MOSKVA, 2008. 730 s Shprenger R. Vosstanie individuuma. Pochemu my obyazany polnostyyu zanovo obdumaty suschnosty upravleniya. - Kaluga: Dukhovnoe poznanie, 2007. - 312 s. Chernysheva M.D. Osobennosti venchurnogo finansirovaniya v sovremennoy Rossii // Globalnye rynki i finansovyy inzhiniring. — 2016. — Tom 3. — № 2. — s. 165-182. — doi: 10.18334/grfi.3.2.36572 https://bgscience.ru/lib/36572/ Alhanaqtah Veronika Differentiation of Western Asian countries from the standpoint of trust // European journal of economics and management sciences. 2016. №4. S.36-39
Czarniewski S. Trust in Economic Relations and Business, University of Finance and Management in Bialystok // European Journal of Business, Economics and Accountancy Vol. 2, No. 3, 2014 ISSN 2056-6018 [Elektronnyy resurs] http:// www.idpublications.org/wp-content/uploads/2014/11/TRUST-IN-ECONOMIC-RELATIONS-AND-BUSINESS.pdf Evans A.M., Krueger J.I. The Psychology (and Economics) of Trust, Brown University // Social and Personality Psychology Compass 3/6 (2009): 1003-1017 // http://files. clps.brown.edu/jkrueger/journal_articles/evans-2009-psychologyoftrust.pdf Kizilova Kseniya, Haerpfer Christian W Social capital as the factor of societal transformations in post-communist societies // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. №7-8. S.22-25 Machiavelli N. The Prince. 2nd ed. / N. Machiavelli. - Chicago : University of Chicago Press, 1998.
Raiser M. European Bank for Reconstruction and Development Trust in transition. Working paper No39 Prepared in April 1999. JEL Classification Number: L14, P30 // http://socsci2.ucsd.edu/~aronatas/project/academic/trust%20in%20transition.pdf https://ru.wikipedia.org/wiki/Komplaens
https://www.macstories.net/news/apple-q1-2017-results-billion-revenue-million-
iphones-million-ipads-sold/ https://utmagazine.ru/posts/20397-kak-izmenilas-kompaniya-apple-za-poslednie-10-let?answer
http://www.reuters.com/article/samsung-elec-results-idUSS6N1BG01P https://meduza.io/news/2016/10/27/samsung-otchitalas-o-rezkom-padenii-pribyli-iz-za-galaxy-note-7