Научная статья на тему 'Влияние достоверности слухов на атрибуции их авторства'

Влияние достоверности слухов на атрибуции их авторства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбатов Д. С.

Описывается применение корреляционного анализа для изучения атрибуций авторства неподтвержденных сообщений. Подтверждается зависимость между степенью субъективной достоверности слухов и надежностью приписываемых им информационных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние достоверности слухов на атрибуции их авторства»

фессиональном развитии человека, на данном промежутке жизненного пути. Поэтому исследование путей и способов повышения эффективности профессиональной деятельности представляет собой одну из актуальнейших задач современной акмеологии (А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, A.A. Деркач, А.К. Маркова).

Таким образом, формирование профессионального пространства, как условия формирования конкурентоспособной личности и как необходимого элемента педагогической системы образовательного учреждения объективно обусловлена. Закономерности саморазвития, самопонимания, самореализации зрелой личности в различных сферах профессиональной деятельности неразрывно связано со способами рефлексивной оценки успешности своего труда. Эта рефлексия базируется зачастую на основаниях, скрытых не только от окружающих, но и от самого субъекта деятельности. В частности, знание о своей конкурентоспособности, о тенденциях ее развития интуитивного происхождения и имеет неопределенный характер.

Список литературы:

1. Акмеология: учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Воронеж, 2002. - 400 с.

3. Мухина B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. - 2001. - № 4. - С. 115.

4. Подосинников С.А. Психология конкурентоспособности профессионала [Текст]: монография / С.А. Подосинников. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 84 с.

5. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. Реана. - М.: ACT; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. - 651 с.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.

ВЛИЯНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ СЛУХОВ НА АТРИБУЦИИ ИХ АВТОРСТВА

© Горбатов Д.С.*

Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж

Описывается применение корреляционного анализа для изучения атрибуций авторства неподтвержденных сообщений. Подтверждается зависимость между степенью субъективной достоверности слухов и надежностью приписываемых им информационных источников.

* Доцент кафедры «Психология и педагогика», кандидат педагогических наук, доцент.

При распространении неподтвержденных сведений упоминаемые в них источники информации нередко заменяются на те, которые субъективно отличаются высокой надежностью. Более того, авторство передаваемых сообщений подчас необоснованно приписывается лицам или организациям, публично их опровергающим.

Экспериментальное исследование феномена атрибуций авторства неподтвержденных сообщений впервые было осуществлено Э. Фрегейл и Ч. Хизом [3]. Однако стимульный материал данного исследования не имел отношения к слухам. Дело в том, что в одном случае (эксперимент 2) испытуемые Э. Фрегейл и Ч. Хиза имели дело с имитацией текста газетной статьи из раздела криминальных новостей, а в двух других (эксперименты 1 и 3) работа происходила с «выжимками» из известных городских легенд об употреблении в пищу отвратительных существ или вредных веществ.

Проблема не только в том, что участники работы вполне могли иметь готовое мнение о правдоподобии той или иной истории по ее полной версии. Известно, что городские легенды отличаются художественной стилизацией повествования, выраженностью элемента развлечения, сравнительно большим объемом [4], ориентацией на нормы морали, отсутствием связи с потенциально угрожающей и неясной ситуацией, специфичным набором функций [2], атрибуциями опосредованной причастности к обсуждаемым проблемам и их последствиям [1]. Совокупность указанных различий позволяет говорить о них как об особом феномене сферы межличностных коммуникаций, что могло существенным образом сказаться на итогах когнитивной активности участников эксперимента.

Помимо этого, материал анализируемого исследования содержал неоправданное ограничение, касающееся источников информации, которым испытуемые должны были приписывать те или иные сообщения. В этом качестве использовались преимущественно печатные издания (например, бульварная газета противопоставлялась еженедельнику с солидной репутацией). Однако опыт подсказывает, что пресса не является постоянным объектом атрибуций авторства. Нередко в слухах фигурируют ссылки на эксклюзивные сообщения официальных лиц, свидетельства очевидцев, материалы телевизионных новостей и интернет-порталов.

Уточняющее исследование было осуществлено нами посредством корреляционного анализа. Его целью стал поиск подтверждений экспериментальных данных Э. Фрегейл и Ч. Хиза [3] о существовании зависимости ме^ду степенью доверия неподтвержденным сообщениям и выбором релевантных источников по критерию их надежности. Объектом исследования явились когнитивные аспекты изменений содержания слухов. Предметом - атрибуционные процессы, обусловливающие соотнесение сообщений с конкретными информационными источниками. В качестве основной задачи предусматривалось создание ситуации, способной обеспе-

чить необходимую обоснованность выводов на основе следующих кардинальных преобразований исходной методики:

а) применения в качестве стимульного материала реальных по своему происхождению слухов;

б) расширения перечня соотносимых со слухами информационных источников до обычного для условий неформальной коммуникации;

в) отказа от процедур экспериментального воздействия (манипулирования переменными) для повышения естественности условий вынесения индивидуальных оценочных суждений и установления взаимосвязей между объектами оценивания.

В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: ат-рибуционная активность носителей слухов характеризуется отношениями статистически достоверной положительной корреляции между степенью субъективного правдоподобия сообщений и характеристиками надежности приписываемых им источников.

Корреляционное исследование проводилось в сентябре 2010 г. Участие в нем приняли студенты четвертого курса Международного института компьютерных технологий в количестве 30 человек, в том числе 16 юношей и 14 девушек.

Порядок работы. Испытуемые оценивали по пятибалльной шкале степень субъективной достоверности каждого слуха из предъявленного набора, определяли относительную надежность информационных источников и соотносили каждый слух с источником, кажущимся наиболее вероятным.

Оценочная шкала. Отметка «5» баллов обозначала высокую степень субъективной достоверности слуха или надежности источника; «4» - наличие некоторых сомнений в достоверности или надежности; «3» выставлялось в случае затруднений, когда сообщение казалось в равной мере достоверным или недостоверным, а источник, соответственно, надежным или ненадежным; «2» балла отражали наличие значительных сомнений в выраженности оцениваемого признака; и «1» балл был связан с явной недостоверностью слуха или ненадежностью конкретного источника информации.

Негативная коннотация восприятия общественным сознанием феномена слухов потребовала внесения корректив в порядок применения оценочной шкалы. Для преодоления неоправданного скептицизма суждений, на практике приводящего к ориентации только на нижнюю часть шкалы, испытуемые предупреждались, что несколько слухов полностью соответствовали реальным событиям. В отношении информационных источников также оговаривалось, что некоторые из них, как правило, отличаются чрезвычайно высокой надежностью.

Стимулъный материал. Совокупности слухов (п = 30) и информационных источников (п = 15) были напечатаны на разных бланках.

Использованные в корреляционном исследовании слухи (бланк 1) были отобраны из материалов интернет-форумов, на которых жители Липецка и

Саратова обсуждали неподтвержденные сведения об эпидемии «смертельного заболевания» (ноябрь-декабрь 2009 г.). Приведем характерные примеры: «Водохранилище размыло скотомогильники прошлого века с сибирской язвой», «Город закрыт на карантин. Въезд и выезд только по спецпропускам», «Ночью город будут опылять с самолета специальными препаратами для борьбы с заразой. На улицу не выходить», «Врачи инфекционных отделений ведут прием в комбинезонах химической защиты», «Для избавления от легочной чумы во всех церквах будут бить в колокола», «За городом видели стаю птиц, к лапам которых что-то привязано», «Многие школы и детские сады снова закрыты на карантин», «Марлевые повязки дорожают с каждым днем», «Тела умерших выдают в герметичных пакетах, которые запрещено вскрывать», «Все это придумали агенты фармацевтических кампаний».

Что касается перечня информационных источников (бланк 2), то для удобства работы его содержимое было упорядочено парами, например: «Новости по телевидению, просмотренные вами лично» и «Новости по телевидению, пересказанные кем-то другим», «Свидетельства непосредственного очевидца, воспринятые вами лично» и «Пересказ свидетельств непосредственного очевидца кем-то другим». Только один источник в перечне - «Неофициальная информация без указания конкретного авторства (все вокруг говорят)» - по понятной причине пары не имел.

Обработка результатов. Сопоставление персональных оценочных суждений в отношении слухов и предполагаемых субъектов их авторства осуществлялось таким образом: на бланках 1 рядом с порядковыми номерами источников, признанных релевантными сообщениям, выставлялись баллы относительной надежности этих источников из бланков 2. Полученные характеристики подвергались процедуре ранжирования. Проверка гипотезы предполагала вычисление персональных значений коэффициента ранговой корреляции Спирмена по формуле:

бУ а2

^ = 1 (1)

п(п -1)

где а - разности между рангами каждой переменной из рядов «субъективная достоверность слухов» и «относительная надежность информационных источников»; п - число сопоставляемых пар.

Результаты вычислений соотносились с критическими значениями коэффициента Спирмена из стандартной таблицы (при р = 0,95), что позволило сделать вывод о статистической достоверности персональных значений данного показателя.

Затем определялось среднее (групповое) значение коэффициента ранговой корреляции указанных переменных и рассчитывался доверительный интервал (погрешность измерения). Для этого применялась формула:

Ax = Sxt (2)

где Sx - величины средиеквадратических ошибок среднего значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена; t - табличный показатель коэффициента Стьюдента, составивший 2,7 (при p = 0,95).

При обработке данных использовалась программа Microsoft Office Excel.

Персональные значения коэффициента ранговой корреляции переменных «субъективная достоверность слухов» и «относительная надежность источников информации» по выборке участников исследования расположились в интервале от +0,71 до +0,82. Все рассчитанные показатели статистически достоверны (p = 0,95). Групповое (среднее) значение коэффициента Спирмена составило +0,77 при доверительном интервале 0,07 (p = 0,95). Полученные результаты позволяют констатировать наличие выраженной положительной корреляции ме^ду данными рядами переменных. Таким образом, зафиксированы проявления тенденции соотносить субъективно достоверные сообщения с теми информационными источниками, которые представляются более надежными, и напротив, приписывать авторство малоправдоподобных сообщений источникам с сомнительной репутацией.

Полученные результаты исключают возможные подозрения в том, что аналогичные выводы Э. Фрегейл и Ч. Хиза [3] явились продуктами экспериментального контекста, некими артефактами, обусловленными невольными воздействиями на когнитивную активность участников исследования. Применение корреляционного анализа, не предполагающего манипулирования переменными, в этом смысле следует рассматривать как независимое обоснование правомерности ранее представленных эмпирических сведений.

Известно, что принципиальной характеристикой корреляционных исследований является установление статистических, но не причинно-следственных связей. Тем не менее, гипотезу о существовании статистически достоверной положительной корреляции ме^ду степенью субъективного правдоподобия слухов и относительной надежности приписываемых им источников информации следует считать подтвержденной.

При этом надо принять во внимание некоторые ограничения в интерпретации результатов. Так, стимульный материал состоял из реальных слухов и обычных для устных коммуникаций наименований источников, однако, подчеркнем, что деятельность испытуемых отличалась от реальной. Во-первых, они не были непосредственно вовлечены в проблемную ситуацию, которая породила эти слухи. Отсутствие характерных переживаний тревоги, неопределенности, неконтролируемости происходящего не позволяет утверждать, что полученные характеристики будут в полной мере соответствовать атрибуциям авторства в обычных условиях. Во-вторых, порядок работы не предусматривал обсуждения сообщений в кратковре-

менных коммуникативных микрогруппах, в совокупности составляющих аудиторию слуха, что также создавало отличия от проявлений феномена в естественной социальной среде. При всем этом, полученные результаты представляются полезными для дальнейшего исследования трансформации неподтвержденных сведений.

Список литературы:

1. Горбатов Д. С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 71-79.

4. DiFonzo N., Bordia P. Rumor, Gossip and Urban Legends // Diogenes. -2007. - Vol. 213. - P. 19-35.

7. Fragale A.R., Heath C. Evolving Informational Credentials: The (Mis) Attribution of Believable Facts to Credible Sources // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2004. - Vol. 30, № 2. - P. 225-236.

10. Mullen P.B. Modern Legend and Rumor Theory // Journal of the Folklore Institute. - 1972. - Vol. 9, № 2/3. - P. 95-109.

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ СЛУХОВ И ЕЕ МОДИФИКАЦИИ

© Горбатов Д.С.*

Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж

Анализ классической концепции Г. Олпорта и Л. Постмэна, а также ее последующей модификации свидетельствует о необходимости пересмотра сложившихся представлений о тенденциях трансформации содержания распространяющихся сообщений.

При передаче по каналам неформального общения содержание слухов нередко претерпевает определенные трансформации. С формальной точки зрения мы имеем дело с тремя их признаками: а) исчезновением одних элементов; б) изменением сравнительной выраженности других; в) появлением новых, отсутствовавших ранее. Они могут регистрироваться одновременно или последовательно, рассматриваться в совокупности или по отдельности, но нет оснований полагать, что с материалом передаваемых сообщений будет происходить что-либо иное.

Для объяснения этих изменений до недавнего времени использовалась лишь одна концепция, предложенная еще в середине 40-х гг. прошлого века Г. Олпортом и Л. Постмэном на основе идей гештальт-психологии.

* Доцент кафедры «Психология и педагогика», кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.