Научная статья на тему 'Влияние домашней обстановки на обучение в школе'

Влияние домашней обстановки на обучение в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Домашняя обстановка / успеваемость / обучение / образование / воспитание / благоприятные условия / поведение / мотивация / Home environment / academic performance / training / education / upbringing / favorable conditions / behavior / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колайкова Олеся Ивановна

Проблема успешности школьного образования сложная, ее необходимо рассматривать с разных сторон. В данной статье рассматривается, как домашняя обстановка влияет на обучение в школе, какие негативные факторы семейного воспитания необходимо учитывать при учебном процессе. Представлены предложения рекомендаций для родителей и учителей по улучшению этой образовательной среды для достижения лучших результатов в обучении. Особое внимание уделено рассмотрению взаимодействия школы и семьи для создания благоприятных условий для повышения успеваемости обучающихся. Также перечислены основные факторы, которые непосредственно влияют на усвоение знаний детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of home environment on school learning

The problem of success in school education is complex and needs to be considered from different angles. In this article, how the home environment affects learning at school, some negative factors of family upbringing must be taken into account in the educational process. Recommendations are provided for parents and teachers according to this educational environment to achieve the best learning results. Particular attention is paid to monitoring the interaction between school and family to create favorable conditions for regulating the correctness of students. The main factors that directly influence the formation of children's knowledge are also listed.

Текст научной работы на тему «Влияние домашней обстановки на обучение в школе»

Влияние домашней обстановки на обучение в школе The influence of home environment on school learning

Колайкова Олеся Ивановна

Студент 4 курса Факультет Инженерно-технологический Самарский государственный технический университет

Россия, г. Самара e-mail: kokakola174@mail.ru

Kolaykova Olesya Ivanovna

Student 4 term Faculty of Engineering and Technology Samara State Technical University Russia, Samara e-mail: kokakola174@mail.ru

Аннотация.

Проблема успешности школьного образования сложная, ее необходимо рассматривать с разных сторон. В данной статье рассматривается, как домашняя обстановка влияет на обучение в школе, какие негативные факторы семейного воспитания необходимо учитывать при учебном процессе. Представлены предложения рекомендаций для родителей и учителей по улучшению этой образовательной среды для достижения лучших результатов в обучении. Особое внимание уделено рассмотрению взаимодействия школы и семьи для создания благоприятных условий для повышения успеваемости обучающихся. Также перечислены основные факторы, которые непосредственно влияют на усвоение знаний детьми.

Annotation.

The problem of success in school education is complex and needs to be considered from different angles. In this article, how the home environment affects learning at school, some negative factors of family upbringing must be taken into account in the educational process. Recommendations are provided for parents and teachers according to this educational environment to achieve the best learning results. Particular attention is paid to monitoring the interaction between school and family to create favorable conditions for regulating the correctness of students. The main factors that directly influence the formation of children's knowledge are also listed.

Ключевые слова: Домашняя обстановка, успеваемость, обучение, образование, воспитание, благоприятные условия, поведение, мотивация.

Key words: Home environment, academic performance, training, education, upbringing, favorable conditions, behavior, motivation.

Введение: Семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней ребенок растет, усваивает нормы человеческих отношений, приобретает жизненный опыт. Школа - основной инструмент для получения образования детей. Домашняя обстановка является одним из ключевых факторов, влияющих на успеваемость учащихся в школе. Среда, в которой ребенок живет и учится, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на его образование и развитие.

Основная часть: Домашняя обстановка - это совокупность условий, в которых живет и учится ребенок. Как правило, это включает в себя место жительства, отношения внутри семьи, доступность материальных благ и другие факторы, которые могут повлиять на обучение и успех ребенка в школе. Существует закон об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012, который обязывает родителей создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли получить общее образование.

В исследованиях было выявлено, что ученики, живущие в семьях с более высоким уровнем образования и доходом, имеют тенденцию показывать лучшие результаты в учебе. Но это не значит, что дети в семьях с низким уровнем дохода лишены возможности добиться успеха. Они самостоятельно разбирают и осваивают

сложные темы и дисциплины, без репетиторов. У детей, которые хорошо обеспечены в материальном плане, учеба может отойти на второй план, их внимание переключается на развлечение и интересный досуг, который они могут себе позволить.

Поддержка родителей может стимулировать мотивацию учащихся. Родители могут проявлять поддержку, например, показывая интерес к успехам своих детей в школе, помогая им с домашним заданием, обсуждая учебные вопросы и цели, а также поощряя участие в дополнительных занятиях и мероприятиях. Однако, если родители слишком навязчивы или критичны, это может привести к снижению мотивации учащихся. Важно найти баланс и поддерживать положительную домашнюю обстановку, которая стимулирует мотивацию и учебный прогресс, задаст ученику правильные ориентиры. Необходимо дать понять ребенку для чего он учится в школе и зачем ему нужна учеба.

Если родители предъявляют завышенные требования к детям в плане учебы, то у ребенка может сформироваться низкая самооценка, он замкнется в себе. Такая требовательность к ученику приводит к стрессу, бунту против мамы и папы, повышенной тревожности, чувству неполноценности, отсутствию инициативы, что способствует только возникновению трудностей в обучении.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины у ученика. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные поступки, наказывая или допуская некоторую степень свободы действий. Если домашняя обстановка хаотичная или неструктурированная, то это может привести к поведенческим проблемам в школе.

Дети, которые живут в семьях с высоким уровнем конфликта, могут проявлять агрессивное поведение в школе. С другой стороны, дети, которые живут в стабильной и поддерживающей обстановке, могут проявлять более позитивное поведение и иметь большие успехи в учебе. Они также могут иметь более высокий уровень самооценки и лучше справляться со стрессом.

Негативные факторы домашней обстановки, такие как развод родителей, насилие, тратят много внимания и эмоциональных сил ребенка, что может снижать мотивацию учащихся и затруднять их учебный прогресс. Учащиеся, которые сталкиваются с такими проблемами, могут испытывать стресс, тревогу и депрессию, что отрицательно сказывается на их учебной мотивации и успеваемости.

Школьные психологи и социальные работники помогают учащимся, которые сталкиваются с негативной домашней обстановкой, предоставляя им эмоциональную поддержку и ресурсы для решения проблем. Также важно, чтобы школы создавали безопасную и поддерживающую среду для всех учащихся, где они могут чувствовать себя защищенными и поддержанными.

Домашняя обстановка также оказывает значительное влияние на здоровье школьников. Например, недостаток сна, плохое питание и отсутствие физической активности могут привести к проблемам со здоровьем и повлиять на успеваемость в школе.

Некоторые дети могут жить в условиях, которые не обеспечивают им подходящие условия для обучения. Например, если дома очень шумно, сложно сконцентрироваться на учебе. При плохой организации рабочего места дети вынуждены делать уроки в неудобной позе, это может привести к болезням опорно-двигательного аппарата.

Существуют негативные факторы семейного воспитания, которые нужно учитывать в воспитательном процессе:

1-Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

2-Безнаказанность и вседозволенность провоцирует неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов у ребенка;

3-Отсутсвие нормальной психологической обстановки в семье;

4-Безнравственность, аморальный образ жизни родителей;

5-Фанатизм;

6-Противоправное поведение взрослых может стать источником психологических проблем у ребенка;

7-Преуменьшение роли личного примера родителей.

Есть множество способов улучшить домашнюю обстановку для более эффективного обучения учеников. Некоторые из них включают:

1-Создание структурированной и организованной обстановки в доме. Должно быть достаточно тихо и спокойно, чтобы ученики могли сосредоточиться на учебе. Существуют базовые требования к рабочему месту школьника: для того, чтобы осанка и зрение не ухудшались, необходимо обеспечить качественный свет, удобную мебель.

2-Взаимодействие с ребенком во время учебного процесса, предоставление ему необходимых информационных ресурсов и материалов. Необходимо принимать активное участие в его любимых занятиях и направлять его энергию в нужное русло . При недостатке внимание может развиться синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Ученикам с таким расстройством сложно сконцентрировать свое внимание на учебе, они нетерпеливы и неусидчивы, это приводит к снижению успеваемости и конфликтам в школе;

3-Создание стимулирующей обстановки для учебы, например, поощрение достижений и успехов. Одобрение родителей поможет ученикам чувствовать себя увереннее и появится большая мотивация для изучения нового. Также необходимо найти интересные и понятные для ребенка способы усвоения материала;

4-Установленый распорядок дня поможет детям быть более дисциплинированными и организованными. При регулярном соблюдении режима дня ученики смогут научиться планировать свое время и правильно чередовать учебу с отдыхом. Это в будущем поможет им грамотно организовывать свое рабочее и свободное время;

5- Создание домашней библиотеки. Несколько исследований показали, что наличие домашней библиотеки положительно влияет на успеваемость учеников. Такие исследования были проведены в 2018 году в Австралийском Национальном Университете и Университете штата Невада под руководством Джоанны Сикора. В ходе анализа данных опроса участников о количестве книг в домашней библиотеке в период обучения в школе и результатов прохождения ими тестов на грамотность, математические и компьютерные способности, эксперты выявили прямую положительную связь. Совместное чтение родителей и детей способствует языковому развитию ребенка, повышает интерес к обучению.

На успех в учебе положительно будут влиять следующие действия:

1-Воспитание детей в атмосфере любви и счастья;

2-Воспитательный процесс должен зависеть от возраста, половых и индивидуальных особенностей;

3-Способсвование развитию лучшего в своем ребенке.

Семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Процесс обучения ребенка в школе в первую очередь должен поддерживаться семьей.

На детскую успеваемость влияет не только домашняя обстановка, но и обстановка в учебном заведении. Необходимо, чтобы школа и семья создавали благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей, они должны действовать сообща. Между родителями и учителями необходимо выстроить доверительные и конструктивные взаимоотношения. При данном взаимодействии у родителей должен появиться больший интерес к процессу воспитания и обучения своего ребенка. Положительная динамика вовлеченности

родителей в процесс образования наблюдается в учебных заведениях, где взрослые принимают непосредственное участие в коллективных делах школы и класса. При этом семья не должна перекладывать всю ответственность за всестороннее развитие ребенка на педагогов. А наоборот родители должны углубиться в воспитательный процесс с помощью педагогического коллектива, это поспособствует повышению качества образования и воспитания. Ниже приведены несколько рекомендации для учителей по обеспечению более благоприятных условий обучения:

1-Поддержка связи с родителями для выяснения домашней обстановки учеников и их проблемах. Сотрудничество помогает лучше узнать ребенка, увидеть индивидуальные особенности его личности;

2-Индивидуальный подход к каждому ученику для более быстрой адаптации в самом начале обучения, что поможет в последующем не потерять интерес к учебе;

3-Необходимо создать дружественную и поддерживающую атмосферу в классе, где ученики будут чувствовать себя комфортно и безопасно. Это поможет им лучше сосредоточиться на учебе и повысит их успеваемость. При возникновении конфликта ребенка с одноклассниками может пропасть желание учиться, он не сможет полноценно включиться в учебный процесс из-за неблагоприятного эмоционального фона;

4-Предоставление ресурсов и поддержки детям.

Совместная работа школы и семьи должна реализоваться в ежедневной практике, при которой учителя и родители создают подходящую обстановку для обучения ребенка.

Помимо данных факторов, влияющих на успеваемость учеников, существует и множество других. Только в определенные возрастные периоды обучение, освоение знаний и навыков оказывается наиболее легким и плодотворным. Обучение должно совпадать с базовыми умственными качествами ребенка. От умственного развития, которое происходит под социальным влиянием, зависит успешность учебной деятельности. Также необходимо учитывать особенности темперамента ученика, его способности, мотивы и интересы.

Вывод: Домашняя обстановка играет важную роль в обучении детей в школе. Физический и психологический комфорт дома может влиять на успеваемость, мотивацию, поведение и здоровье школьников. Родители и учителя должны принимать меры для улучшения домашней обстановки и создания благоприятных условий для повышения успеваемости учеников. Хотя домашняя обстановка может оказывать значительное влияние на успеваемость и мотивацию учеников, следует отметить, что это только один из многих факторов, влияющих на обучение. Другие факторы, такие как качество преподавания, доступность ресурсов и индивидуальные различия учеников, также играют важную роль. Совместная работа семьи и школы в процессе обучения оказывает положительное влияние не только на успеваемость, но и на развитие и становление личности.

Список используемой литературы:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.

2. Иванова Е. А. Влияние семейного воспитания на психологическое благополучие подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (2), 2015, 34-43 с.

3. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. - Москва: Проспект, 2009.- 432 с.

4. Петрова О. Н. Домашняя обстановка и успеваемость учащихся младших классов. Научно-педагогический журнал, (1), 2018, 125-130 с.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - Москва: Просвещение,2008.-396 с.

6. Прокопьева М.М, Находкина М.Д. Психология семьи: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.- 144с.

7. Сидорова А. В. Влияние домашней обстановки на мотивацию учащихся. Образование и наука, (6), 2016, 45-50 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - Москва: Эксмо, 2008. -478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.