УДК 613.79 Закиева С.М., Чербаева С.К.
Закиева С.М.
студент 3 курса лечебного факультета, кафедра гигиены Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)
Чербаева С.К.
студент 3 курса лечебного факультета, кафедра гигиены Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)
ВЛИЯНИЕ ДНЕВНОГО СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
Аннотация: в данной работе представлена корреляция между количеством дневного сна и успеваемостью студентов на 1 и 2 курсе медицинского университета. При помощи эконометрических инструментов получены результаты, на основании чего сделан вывод о необходимости дневного сна у студентов.
Ключевые слова: дневной сон, корреляция, зависимость, успеваемость, режим сна, студенты.
С плотным графиком многие из нас испытывают сильное давление, чтобы спать как можно больше, чтобы избежать истощения и провалов в производительности. До конца 1700-х годов многие культуры по всему миру спали в две отдельные фазы сна: первый и второй сон. Документы, собранные историками, в частности доктором Роджером Экирхом, свидетельствуют о том, что большинство людей регулярно отдыхали в двух отдельных сегментированных режимах сна (двухфазный сон) [6].
1746
В 1817 году во время промышленной революции, Роберт Оуэн предложил стандарт, согласно которому людям нужно 8 часов на работу, 8 часов на отдых и 8 часов на сон. Предполагалось, что данная модель сна и бодрствования оптимизирует трудовой процесс и предупредит переутомление у работников. К тому же современные исследования подтверждают, что оптимальное количество сна для большинства людей составляет 7-9 часов в сутки, особенно в период активного обучения и развития, как у студентов [3]. Однако очень малая часть студентов планируют свое время для достаточного сна [3], и до сих пор не известно полноценное влияние многофазного сна на человека [7].
Цель:
• Изучение влияния дневного сна на успеваемость студентов 3 курса во время сессии.
Задачи:
• Составить анкету с применением платформы «GoogleForms» для оценки организации дневного сна студентов медицинских специальностей и успеваемостью.
• Обработать полученные данные из анкеты.
• Определить влияние дневного сна на работоспособность и учебные достижения студентов.
• Предложить рекомендации по оптимизации сна для повышения работоспособности студентов.
Основная часть.
Сон играет критически важную роль в жизни студентов-медиков. В условиях интенсивного обучения и подготовки к экзаменам, качественный сон становится неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. Во время сна происходит восстановление организма, что особенно важно для студентов, которые подвержены высоким уровням стресса и умственной нагрузки. Недостаток сна может привести к снижению когнитивных функций, таких как внимание, память и способность к критическому мышлению[3].
1747
Исследования показывают, что студенты, которые регулярно недосыпают, сталкиваются с трудностями в усвоении материала[1][2][3][5]. Это может негативно сказаться на их успеваемости и, в частности, на результатах экзаменов. Хороший сон способствует улучшению памяти, что особенно важно для студентов-медиков, которым необходимо запомнить огромные объемы информации. Во время глубокого сна происходит консолидация памяти, что помогает лучше запомнить изученный материал.
Отсутствие сна также связано с повышенным уровнем тревожности и депрессии. Они могут испытывать трудности с концентрацией, что делает изучение сложных медицинских тем еще более сложным. Это создает порочный круг: стресс из-за плохих оценок приводит к еще большему недосыпу.
Кроме того, недостаток сна может снизить физическую работоспособность студентов. Это важно не только для учебы, но и для практических навыков, которые необходимы в медицине. Студенты должны быть внимательными и сосредоточенными во время практических занятий и клинических случаев. Усталость может привести к ошибкам в работе, что в медицине недопустимо.
Создание режима сна — важный аспект для студентов-медиков. Регулярное время отхода ко сну и пробуждения помогает организму адаптироваться и улучшает качество отдыха. Студенты должны избегать стимуляторов, таких как кофеин и электронные устройства перед сном, чтобы не нарушать свой биоритм.
Сон является основополагающим элементом успешной учебы для студентов-медиков. Он влияет на когнитивные функции, эмоциональное состояние и общее здоровье. Для достижения высоких результатов на экзаменах студенты должны осознавать важность полноценного отдыха и активно заботиться о своем сне. Важно помнить, что здоровье — это основа успешной учебы. Студенты должны стремиться к тому, чтобы обеспечить себе достаточное количество качественного сна.
1748
Было опрошено 50 студентов лечебного факультета 3 курса. Сбор данных проводился с помощью сервиса Google-Формы, с использованием специально разработанной анкеты. Выборка носила случайный характер.
По основные результаты исследования получилось, что на этапе первого курса не была обнаружена как значительная взаимосвязь между дневным сном и успеваемостью, так и корреляция между продолжительностью отдыха и оценкой. Это может быть связано с тем, что студенты только начинают адаптироваться к новой учебной среде, что может отвлекать их внимание от необходимости организовать свой режим сна (рисунки 1,2,3).
о и га т
О
и га
10 15
Количество студентов
3 4 5
20
25
Рисунок 1. Влияние дневного сна от часа до двух часов и более на экзаменационную оценку за 1-й курс.
0
5
1749
ч е
э
.о
н
е
га
н
да
16
14
от12
н
е
д10 у
утс
о 8 в
втс
е6
лКо 4
10 15
Количество студентов
3 4 5
20
25
Рисунок 2. Влияние наличия дневного сна меньше часа на экзаменационную оценку за 1-й курс.
<1 часа
>1 часа
Продолжительность сна
Рисунок 3. Взаимосвязь между продолжительностью сна и экзаменационной оценкой.
Исследование Дудника Е.Н. «Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков Первого года обучения»
0
5
2
0
4
3
1750
утверждает, что к концу первого года обучения студенты-медики испытывают существенные психологические и эмоциональные перегрузки, что проявляется в формировании начальных стадий синдрома эмоционального выгорания, психологического стресса, нарушениях отдельных характеристик ночного сна, и, как результат, в снижении самооценок качества жизни, наиболее выраженном по шкалам эмоционального функционирования, ролевого физического функционирования, жизнеспособности. Выявлены тесные взаимовлияния проявлений нарушений сна (продолжительности, сонливости днем, особенностей засыпания и пр.), степени эмоционального напряжения и снижения отдельных характеристик качества жизни, что сказывается на успешности освоения студентами образовательных программ и отдельных дисциплин [2].
То есть на первом курсе студенты могут испытывать стресс из-за изменений в учебной среде, что может затруднить эффективное использование дневного сна. С течением времени они могут научиться лучше управлять своим временем и ресурсами.
Результаты, полученные на этапе второго курса, указывают, что студенты, которые спали в дневное время по 2 часа и более, показывали более высокие результаты на экзаменах по сравнению с теми, кто спал только ночью. Это может свидетельствовать о том, что дневной сон помогает улучшить когнитивные функции, такие как память и внимание, что, в свою очередь, положительно сказывается на успеваемости (рисунок 4).
1751
16
14
¡§ 12 ь
| 10
>
I-
и
о 8
и <и
5 4
I . II
. Ь
3,4
3,5
4,5
4,75
3,75 4 4,25
Средний балл
■ да нет
Рисунок 4. Влияние дневного сна от часа до двух на экзаменационные оценки за 2-й курс.
Также было отмечено, что студенты, позволяющие себе вздремнуть после учебы, получали более высокие оценки, чем те, кто спал только ночью. Это подчеркивает важность отдыха для восстановления сил и улучшения концентрации (рисунок 5).
т
0
1 4
д
>
I-
и
£ 3 т
е
л
О
I
3,4
I
3,5
I
I
3,75 4 4,25
Средний балл
■ да Инет
I I I
4,5 4,75
Рисунок 5 . Влияние наличия сна меньше часа на экзаменационную оценку за 2-й курс.
I
6
2
0
3
5
6
5
2
1
0
3
5
1752
Заметно влияние продолжительности дневного сна на успеваемость студентов по окончанию второго курса. Обучающиеся, что делали отдых более часа получали более высокие оценки (рисунок 6).
12
ш 10
о
ь
| 8
>
13
о 6
со
!3 <и
■Г 4 ^
о
^ 7
3,4
3,5
4 4,25
Средний балл
4,5
<1 часа
>1 часа
4,75
Рисунок 6. Влияние продолжительности дневного сна на успеваемость студентов по окончанию второго курса.
Результаты второго курса подтверждают гипотезу о том, что дневной сон может быть полезен для студентов, помогая им справляться с нагрузками и улучшая академическую успеваемость. Это может быть связано с тем, что короткие перерывы более часа для отдыха помогают снизить уровень усталости и повысить продуктивность.
Заключение.
Исследование подчеркивает важность дневного сна для студентов и его влияние на их академическую успеваемость. Чтобы избежать проблем с успеваемость на экзаменах для студентов важно помнить, что в распорядке дня нужно учитывать пассивный отдых в течение часа и более помогает снизить уровень усталости и повысить продуктивность. Рекомендуемая продолжительность дневного сна должна составлять от часа до двух. Большая продолжительность может привести к позднему засыпанию вечером [3].
0
3
5
1753
В начале ХХ! века происходило значительное и резкое увеличение мирового промышленного производства. В связи с этим правительства многих государств озаботились вопросом обеспечения своих стран энергетическими ресурсами. Поскольку мировые запасы угля велики и доступны, по сравнению с прочими углеводородами, на уголь начали обращать все большее и большее внимание. Угольная промышленность играет значительную роль в топливно-энергетическом комплексе России. Она обеспечивает население, энергетику, металлургию и ряд других отраслей [1, с. 18].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Газенкампф К.А. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - № 12-2. - С. 257-260;
2. Дудник Е.Н. Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков Первого года обучения // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2016. - №1. - С. 35-39;
3. Кремнева В. Н., Солодовник Е. М. Влияние сна на успеваемость студентов вуза // E-Scio. 2019. №6 (33). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-sna-na-uspevaemost-studentov-vuza;
4. Прокопенко Л.А., Черцова А.И. Причины недосыпа студентов и способы борьбы с ним // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-6. - С. 1220-1223;
5. Туренко, Ю. М. (2020) Влияние сна на деятельность человека. ИнфоУрок. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-po-biologii-na-temu-vliyanie-sna-na-deyatelnost-cheloveka-5843506.html;
6. Could a Biphasic Sleep Schedule Benefit You? // Choosemuse URL: https://choosemuse.com/blogs/news/could-a-biphasic-sleep-schedule-benefit-
1754
you?srsltid=AfmBOoqIyeCC3Heuq87xsy05GbMwCNl9UcU1Sg6ZRwKiw6yyAPw SjXSr#article-headmg-1;
7. The 8-Hour Workday Is a Counterproductive Lie // wired URL: https://w.wired.com/story/eight-hour-workday-is-a-lie/
Zakieva S.M., Cherbaeva S.K.
Zakieva S.M.
Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
Cherbaeva S.K.
Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
IMPACT OF DAYTIME NAP ON STUDENT PERFORMANCE 3RD COURSE DURING SESSION
Abstract: this paper presents the correlation between the amount of daytime sleep and the academic performance of first- and second-year medical students. Using econometric tools, the results were obtained, based on which a conclusion was made about the need for daytime sleep in students.
Keywords: daytime sleep, correlation, dependence, academic performance, sleep pattern,
students.
1755