Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕСС ФАКТОРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕСС ФАКТОРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Хабибрахманов Б.Г., Лукманова С.Р., Вахитов И.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕСС ФАКТОРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

067-068

Казанский федеральный (Приволжский) университет, Казань, Россия

violet-diva@mail . ru

Малоподвижный образ жизни способствует возникновению и развитию многих патологических состояний организма — возникновение нарушений кровообращения, разрушение некоторых структур миокарда, психоневрологических расстройств, преждевременного старения При ограничении двигательной активности происходит изменение обмена веществ, активация свободно-радикальных процессов, изменение в структуре кровеносных сосудов, нарушение кальциевого метаболизма, ионного обмена и прочее .

По литературном данным во время восстановительного периода наиболее изменчивыми являются продукция гормонов и баланс электролитов, но на полную нормализацию этих процессов после длительного ограничения двигательной активности требуется не меньше двух недель и более . Кроме того, восстановительный период в первые три дня после гипокинезии имеет острую фазу, которая затрагивает сердечно-сосудистую систему, так как есть опасность срыва компенсаторной реакции в связи с переходом к активному режиму. Учитывая вышеизложенное, изучение влияния реа-даптационного периода после гипокинезии на параметры сердечно-сосудистой системы является актуальным

Цель. Изучение влияния восстановительного периода после экспериментальной гипокинезии на параметры изолированного сердца

Материал и методы. Эксперименты проводились на белых взрослых лабораторных крысах трех групп: 1 — контрольные крысы, которые содержались в стандартных условиях вивария; 2 — крысы, с ограничением двигательной активности в течение 30-суток; 3 — крысы, восстановленные в течение 2-недель после гипокинезии . Ограничение двигательной активности, осуществлялся путем помещения животных в клетки-пеналы в условиях нарастающей гипокинезии в течение 30 суток. Клетки-пеналы ограничивали движения, но допускали естественные позы, что уменьшало стрессовое воздействие гипокинезии Регистрировались параметры изолированного сердца — давление, развиваемое в левом желудочке (ДРЛЖ), частота сердечных сокращений (ЧСС) и коронарный поток (КП) на установке Лангендорфа PowerLab 8/35 (ADinstruments, Австралия) при помощи программы LabChart Pro (Австралия) Статистическая обработка осуществлялась в программе Excel, достоверность была определена с помощью t-критерия Стьюдента, различия были достоверны при р<0,05 .

Результаты. При восстановительном периоде после ограничения двигательной активности у взрослых крыс наблюдалось увеличение показателей ДРЛЖ и КП, однако следует заметить, что данные показатели были ниже, чем в контрольной группе . Значения ЧСС изолированного сердца взрослых крыс при реадаптационном периоде после гипокинезии практически восстанавливалась и соответствовали значениям контрольной группы

Заключение. Таким образом, можно предположить, что в периоде 2х-недельной реадаптации наблюдается тенденция к восстановлению всех нами изученных параметров изолированного сердца

" Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (ПРИ0РИТЕТ-2030)" .

067 ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕСС ФАКТОРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ

Хабибрахманов Б. Г.1, Лукманова С. Р.2, Вахитов И. Х.2 1МБОУ СОШ 85, Казань, 2ФГБОУ ВО Казанская государственная академия ветеринарной медицины им . Н . Э . Баумана, Казань, Россия

safiya-lukmanova@maiI . ru

Безусловно, ЕГЭ является значительным стресс фактором для растущего организма . Для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы . При этом, в доступной литературе крайне редко встречаются работы, посвященные изучению длительного воздействия стресс фактора на работу сердца школьников Более того, особенности изменения показателей насосной функции сердца в период подготовки к сдаче Единых государственных экзаменов остается практически не изученными . Цель исследований явилось изучение в динамики изменений показателей насосной функции сердца детей выпускных классов . Все испытуемые относились по состоянию здоровья к основной медицинской группе и находились под постоянным медицинским контролем, который осуществлялся врачами поликлиники по месту жительства . Изучены особенности изменения частоты сердечных сокращений у школьников выпускных классов в течение учебного года

Как показали наши исследования, у мальчиков и девочек, обучающихся в 10 классе, в течение всего учебного года частота сердечных сокращений постепенно снижается В то время как у юношей и девушек, обучающихся в 11 классе, мы наблюдали иную закономерность . У всех школьников выпускного класса, т. е . обучающихся в 11 классе, примерно до средины учебного года частота сердечных сокращений имела закономерную возрастную тенденцию к урежению пульса Однако в последующих месяцах частота сердцебиений имела тенденцию к приросту. Так, у юношей, начиная с апрель по май месяцы, мы наблюдали некоторое увеличение частоты сердечных сокращений У девушек этот процесс начался несколько раньше . Устойчивая тенденция к приросту ЧСС у девушек был отмечен с февраля по май месяцы .

На наш взгляд ЕГЭ является значительным стресс фактором для растущего организма Длительное воздействие данного раздражителя откладывает свой отпечаток в работе сердечно-сосудистой системы развивающегося организма

068 ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКАХ

Харисова Ч. А., Ибатуллин И. Р., Приданцева К. Д., Вахитов И. Х.

ФГБОУ ВО Казанская государственная академия ветеринарной медицины им . Н . Э . Баумана, Казань, Россия рп<1апсета-к8и@та11 . ги

Объективная характеристика об адаптационных возможностях детей устанавливается непосредственно при изучении реакции насосной функции сердца в условиях активного участия на теоретических уроках Сердце чрезвычайно оперативно реагирует на воздействие различных факторов При умственных нагрузках организм в целом, и в частности сердце, испытывает большое напряжение Изучение особенностей реакции насосной функции сердца детей, младшего школьного возраста во время устных ответов на теоретических уроках представляется важным для возрастной физиологии и оптимизации учебного процесса детей младшего школьного возраста

Цель. Изучение особенностей реакции насосной функции сердца детей младшего школьного возраста, подверженных различным режимам двигательной активности, при устных ответах на теоретических уроках

Материал и методы. Изучена реакция насосной функции сердца детей младшего школьного возраста во время устных ответов за партой и у доски Дети условно были разделены на две группы: в первую группу вошли дети, систематически занимающиеся физической культурой и спортом по дополнительной программе (группа усиленной двигательной активности) . Вторая группа была составлена из числа детей, занима-

32

Российский кардиологический журнал. 2022;27(5S), дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.