Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовская Анна Викторовна, Чернышева Анна Сергеевна

Целью данной работы является изучение эффективности применения дистанционных технологий для формирования коммуникативных навыков у младших школьников при обучении английскому языку. Актуальность темы обусловлена недостатком материала по данной тематике. В ходе исследования было проведено анкетирование преподавателей английского языка в возрасте от 20 до 50 лет, которые имеют квалификацию, подтвержденную сертификатами международного и российского образца и стаж работы более десяти лет. Респонденты ответили на вопросы о возможных проблемах, возникающих при обучении детей младшего школьного возраста, и оставили свои комментарии. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что дистанционное обучение младших школьников иностранному языку является недостаточно эффективным и не позволяет в должной мере сформировать коммуникативные навыки. Однако инструменты электронного обучения могут стать эффективным дополнением к обычному уроку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титовская Анна Викторовна, Чернышева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AMONG YOUNG LEARNERS WHILE STUDYING ENGLISH

The aim of this paper is to study the effectiveness of applying distance learning technologies to form communicative skills of younger learners while teaching them English. The relevance of this work is determined by shortage of information in this particular sphere. During the research, English teachers aged 20-50 with national and international qualification certificates and work experience of at least 10 years were asked to answer the questions about probable difficulties in teaching younger learners. Also, they could write their own comments on arisen problems. The analysis of the research results let us conclude that distant English teaching of younger learners isn’t effective enough as it makes it complicated to form communicative skills. However, usage of distance learning technologies at an ordinary lesson can be great assistance.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 151-163 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2022. Vol. 14, № 4. Р. 151-163

Научная статья

УДК (37.018.43+373.3):811

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/151-163

Влияние дистанционных образовательных технологий на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку Титовская Анна Викторовна Чернышева Анна Сергеевна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. Целью данной работы является изучение эффективности применения дистанционных технологий для формирования коммуникативных навыков у младших школьников при обучении английскому языку. Актуальность темы обусловлена недостатком материала по данной тематике. В ходе исследования было проведено анкетирование преподавателей английского языка в возрасте от 20 до 50 лет, которые имеют квалификацию, подтвержденную сертификатами международного и российского образца и стаж работы более десяти лет. Респонденты ответили на вопросы о возможных проблемах, возникающих при обучении детей младшего школьного возраста, и оставили свои комментарии. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что дистанционное обучение младших школьников иностранному языку является недостаточно эффективным и не позволяет в должной мере сформировать коммуникативные навыки. Однако инструменты электронного обучения могут стать эффективным дополнением к обычному уроку.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, дистанционное обучение, коммуникативная методика, младшие школьники.

Для цитирования: Титовская А.В., Чернышева А.С. Влияние дистанционных образовательных технологий на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 151-163 DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/151-163.

Original article

The influence of distance learning technologies on the development of communicative skills among young learners while studying English Anna V. Titovskaya Anna S. Chernysheva

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

Abstract. The aim of this paper is to study the effectiveness of applying distance learning technologies to form communicative skills of younger learners while teaching them English. The

© Титовская А. В., 2022 © Чернышева А. С., 2022

151

relevance of this work is determined by shortage of information in this particular sphere. During the research, English teachers aged 20-50 with national and international qualification certificates and work experience of at least 10 years were asked to answer the questions about probable difficulties in teaching younger learners. Also, they could write their own comments on arisen problems. The analysis of the research results let us conclude that distant English teaching of younger learners isn't effective enough as it makes it complicated to form communicative skills. However, usage of distance learning technologies at an ordinary lesson can be great assistance.

Keywords: english teaching, distant teaching, communicative method, younger learners.

For citation: Titovskaya A. V., Chernysheva A.S. The influence of distance learning technologies on the development of communicative skills among young learners while studying English // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2022. Vol. 14, № 4. P. 151-163. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/151-163.

Введение

В условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) с марта 2020 г. вся система образования Российской Федерации начала приспосабливаться к существующим условиям. Министерство просвещения РФ приняло несколько документов, согласно которым вводился «временный порядок сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [18]. Возникла острая необходимость перенести обучение, в том числе и младших школьников, в виртуальное пространство. Несмотря на то, что в учебном процессе уже активно использовались информационные и коммуникативные технологии, возникли некоторые сложности. Известно, что детям 6-10 лет непросто концентрироваться на чем-то более десяти минут [17, с. 192]. И это в классе, где рядом находится учитель, который может своевременно заметить рассеянность или отвлеченность ребенка и направить его деятельность в нужное русло. А как же быть, если ученик находится за компьютером дома, наедине с множеством отвлекающих факторов? Несомненно, учитель следит за дисциплиной во время виртуального урока. Однако насколько такое дистанционное обучение эффективно для младших школьников, у которых могут также возникать и технические сложности во время урока?

В работах российских специалистов данным вопросам не было уделено достаточного внимания. Довольно подробно изучен вопрос дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях. Детально рассмотрены электронные технологии, применяемые при таком обучении, их плюсы и минусы [1, 5, 7, 8, 10, 23]. В публикациях исследуется проблематика обучения младших школьников иностранному языку с применением информационных и электронных технологий [2, 9, 12, 13, 20-22, 25]. Однако нет практически никакой информации о том, насколько эффективно применение дистанционных образовательных технологий при обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку и как использование данных технологий влияет на формирование их коммуникативных навыков.

152

Целью данной работы является изучение эффективности применения дистанционных технологий при формировании коммуникативных навыков у младших школьников при обучении иностранному языку (английскому). Цель исследования обусловливает постановку следующих задач:

а) провести анкетирование специалистов, работающих с детьми 6-10 лет и применяющих дистанционные технологии обучения;

б) описать полученные результаты.

Основными методами, используемыми в работе, являются метод опроса, метод статистического анализа, описание.

Основная часть

Существует определенная периодизация детского и школьного возраста, которая основывается на стадиях физиологического и психического развития ребенка, а также на тех условиях, в которых протекает его воспитание. Л.С. Выготский определяет дошкольный возраст с трех до семи лет, а школьный возраст - с восьми до двенадцати лет [3, с. 636]. Возрастной промежуток с шести -семи до десяти - одиннадцати лет соответствует первому этапу школьной жизни, а именно обучению в 1-4-м классах. Таким образом, детей данной возрастной группы относят к младшим школьникам. Особенностью этой возрастной группы является постоянное желание быть в движении (бегать, прыгать, лазать) и неспособность длительное время находиться в одной позе. Рост мышечной силы и общее становление двигательных функций объясняют интенсивную мобильность младших школьников [2, с. 191].

Когда ребенок идет в школу, его основная, игровая, деятельность уходит на второй план, и особую значимость приобретает учебная деятельность. Однако она еще не сформирована - ребенку только предстоит научиться учиться. Но игра как вид деятельности по-прежнему является важной для младшего школьника из-за потребности постоянного движения.

С возрастными характеристиками связаны и особенности построения урока в целом. Так как у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то целесообразно использовать на уроке наглядный материал - разного вида карточки, презентации, макеты, игрушки, иллюстрации, поделки и прочие. Поскольку у детей этого возраста непроизвольное запоминание развито лучше произвольного, они запоминают быстрее всего то, что вызывает интерес и эмоциональный отклик, выделяется из монотонности [11, 12, 15, 21, 22, 24].

Самым распространенным и эффективным способом усвоения материала считается игровая деятельность. Во-первых, потому что ребенок семи - девяти лет все еще нуждается в ней. Во-вторых, игра уравнивает детей, ставя всех на одну ступень. «Игра - это деятельность, где обучающийся сначала эмоционально, а затем интеллектуально познает всю систему человеческих отношений» [4, с. 19]. Такого рода деятельность требует напряжения эмоциональных и умственных сил учащегося. Ему требуется решить, как поступить, что сказать, как выиграть. Потребность в решении данных вопросов обостряет, таким образом, мыслительную деятельность [6, с. 3].

153

Для школьников игра - это, прежде всего, увлекательное занятие, а на каком языке она проходит - это уже второстепенно. Дети быстро переутомляются, так как учебная деятельность требует большого физического и умственного напряжения. Поэтому на любом уроке приоритетным является частая смена деятельности - групповая работа может сменяться индивидуальной, спокойное выполнение задания - физическими упражнениями. Но такая смена деятельности должна происходить плавно, так как младшие школьники еще не умеют быстро переключать внимание с одного предмета на другой [11].

Дети 6-10 лет обладают способностью быстро и надолго запоминать новый материал. Однако они так же быстро теряют интерес и не могут долго концентрироваться на чем-то одном, особенно если это не вызывает никакого эмоционального интереса. Таким образом, на уроках иностранного языка предпочтительно использовать наглядные материалы всевозможного рода, плавную смену деятельности, яркие иллюстрации правил, связанные с действием. Речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, чтобы удерживать внимание класса.

Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 31 марта 2021 г. № 286, в результате обучения иностранному языку должны быть сформированы иноязычные коммуникативные компетенции на элементарном уровне «в совокупности составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной)» [19]. Другими словами, ученик начальной школы должен уметь рассказать о себе, своих увлечениях, своей стране и мире вокруг него. Он должен уметь воспринимать на слух адаптированную иностранную речь и речь своего учителя и одноклассников, правильно отвечать на задаваемые ему вопросы и уметь задавать свои.

Несомненно, формулировка данных целей и задач связана с особенностями развития детей младшего школьного возраста. Учащиеся начальной школы любопытны, что при правильной мотивации ведет к расширению их знаний. Они остро нуждаются в общении и поэтому познают его различные стили, применяют их на практике, учатся отстаивать свои интересы и решать конфликтные ситуации. От сформированности коммуникативных навыков зависит, насколько успешным будет взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка используют различные игровые формы - деловую игру, ролевую игру, круглый стол, публичную защиту, проектную деятельность, тренинги [13, 20].

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроке английского языка может оказать значительную помощь. Считается, что использование ИКТ активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время. Такого рода технологии помогают сохранить интерес к предмету, обеспечивают индивидуальный подход к ученикам с разным уровнем подготовленности, увеличивают качество усвоения материала. Информационные и коммуникативные средства позволяют развивать умение сравнивать преимущества и недостатки разных источников

154

информации, выбирать подходящую технологию ее поиска, изучать и обрабатывать данные [9, 16, 21, 22].

Информационные технологии оказались особенно востребованы в период пандемии, когда был объявлен переход на электронное обучение с применением дистанционных средств. Однако среди населения закрепилась уверенность в переходе на дистанционное обучение. Это не совсем верно. Дистанционное обучение используется при территориальной удаленности ученика от учебного заведения и невозможности его посещения. Такая форма получения знаний также предполагает значительное увеличение часов на самостоятельную работу [14, с. 76]. К преимуществам дистанционного обучения относят следующие факторы:

• возможность самостоятельно устанавливать темп обучения;

• доступность обучения независимо от географических и временных рамок;

• применение передовых информационных и коммуникативных технологий;

• развитие самостоятельной когнитивной деятельности [7, 8, 14, 23].

Тем не менее при дистанционном обучении существует ряд недостатков, а именно:

• необходимость бесперебойного и постоянного доступа к Интернету, наличия техники (компьютера, наушников, камеры), необходимость обладания навыками пользования данной техникой и умением устранить возникающие технические сложности;

• отсутствие возможности контроля за выполнением тестовых и контрольных заданий;

• недостаток живого общения с преподавателем, что особенно важно при изучении иностранного языка [7, 8, 14, 23].

Отрицательные стороны дистанционного обучения перевешивают его преимущества, особенно если речь идет о формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Ученик остается наедине с материалом, который необходимо усвоить. Не всегда получается преодолеть возникающие трудности, что приводит к снижению мотивации.

Электронное же обучение - это вид смешанного обучения, который объединяет очный и виртуальный сценарии, создавая интерактивную среду обучения [14, с. 77]. Этот вид обучения предполагает проведение занятий по расписанию на основе виртуальных платформ (Zoom, Skype, GoogleMeet и прочие) с использованием разнообразных приложений, таких как Quizlet, LearningApps, Jamboard и некоторых других.

Таким образом, при обучении иностранному языку более приемлемо электронное обучение с применением дистанционных технологий, чем сугубо дистанционное. В исследованиях о влиянии дистанционных технологий на формирование коммуникативных навыков отмечается, что качество данных навыков снизилось из-за отсутствия практических очных занятий, возможности «живого» общения не только с учителем, но и с другими учащимися [1, 5,

155

7, 10, 14]. Стоит отметить, что большая часть исследований обращена к проблеме формирования коммуникативных навыков при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях. В тех немногих статьях, посвященных развитию коммуникативной компетенции младших школьников, обосновывается необходимость применения информационных технологий на очных и виртуальных уроках английского языка, рассматриваются варианты построения занятий на электронных платформах, а также приводятся примеры средств, которые можно внедрять при электронном обучении [2, 12, 20, 25]. Однако вопрос эффективности применения дистанционных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста остается недостаточно изученным.

В проведенном авторами статьи исследовании приняли участие 40 респондентов, которым было предложено проанализировать свой опыт обучения младших школьников по коммуникативной методике в дистанционном формате в период с марта 2020 г. по настоящее время. Участники опроса - преподаватели английского языка как иностранного в возрасте от 20 до 50 лет; половина респондентов имеют подтвержденную квалификацию сертификатами TEFL, TESOL, CELTA, DELTA (преподавания английского языка как иностранного). В опросе приняли участие квалифицированные педагоги; стаж работы большинства опрошенных (62,5 %) составляет десять и более лет.

Анкетирование состояло из 19 вопросов, максимально охватывающих возможные проблемы, которые могут возникать при обучении младших школьников, а именно: количественный состав группы, достоинства и недостатки выбранной платформы, проблемы, с которыми сталкивались педагоги во время проведения дистанционных занятий; также было предложено оставить в свободной форме комментарии и замечания.

Согласно результатам опроса основная возрастная группа учеников составляла 5-7 лет, количество детей в группе - от 6 до 8. Поскольку обучение по коммуникативной методике используется по большей части частными школами английского языка, авторами был включен вопрос «Сократилось ли количество учеников после перехода на дистанционное обучение?», на который 52,5 % респондентов ответили положительно.

При обучении наиболее популярной платформой была ZOOM (57,5 %), на втором месте по популярности - SKYPE (17,5 %). Респондентами были отмечены следующие преимущества платформ: демонстрация видео- и аудиозаписей, простой вход в систему и надежность самой платформы. Среди недостатков 90 % респондентов указали на необходимость надежного подключения к Интернету. Технические проблемы являются самым большим недочетом при организации занятий в дистанционном формате. Более того, преподаватель совершенно не может контролировать такие процессы, как плохое интернет-соединение, ухудшение или прерывание звука либо аудио-, видеозаписи. Тем не менее «неконтролируемые» моменты, согласно результатам опроса, не оказывали значительное влияние на качество урока (рис. 1).

156

Нет, никак не влияло

Да, оче нь сил ьно 0 %

17 %

Да, средне 45 %

Оказывало, но незначительное 38 %

Рис. 1. Влияние технических сбоев на эффективность урока при дистанционном обучении

Респонденты выделили следующие отрицательные моменты: возникновение трудностей технического характера, проблемы с дисциплиной, мотивацией, сложности с восприятием материала, отсутствие возможности контролировать письменную и устную работу, неспособность ребенка самостоятельно работать с гаджетами. Самый большой недочет, отмеченный участниками опроса, - это отсутствие возможности контролировать письменную работу у учеников (41 %). 20 % преподавателей выделили такой пункт, как сложности с восприятием материала, и 14 % обозначили сложность с мотивацией учеников. Более подробно данные результаты отображены на рис. 2.

Отсутсвие возможности проконтроли ровать устную работу 7 %

Неумение детей работать с гаджетами 4 %

Отсутствие возможности проконтролировать письменную работу 41 %

Не возникало проблем 1 %

Проблемы с дисциплиной 13 %

Сложности с мотивацией 14 %

Сложности с восприятием объясняемого материала 20 %

Рис. 2. Примеры отрицательных моментов при возникновении сложностей технического

характера

157

Участникам опроса также было предложено сравнить степень эффективности дистанционного обучения по сравнению с обычным форматом проведения урока. Большая часть респондентов (47,5 %) отметила незначительное снижение продуктивности занятий, однако 27,5 % опрошенных считают, что дистанционное обучение сильно влияет на результативность учебного процесса. По пятибалльной шкале эффективность дистанционного обучения детей младшего школьного возраста половина респондентов оценила на три балла.

Заключение

Безусловно, российская система образования должна идти в ногу со временем и активно использовать последние разработки в области обучения детей иностранным языкам. Одним из главных преимуществ дистанционного обучения является экономия времени, которое обычно ученик тратит на дорогу до школы и обратно. Однако, согласно результатам опроса авторов, дистанционное обучение младших школьников иностранному языку является менее эффективным, пусть и в незначительной степени, по сравнению с очным обучением. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, присутствуют возрастные особенности детей, требующие активной смены заданий и двигательных разминок во время урока. Во-вторых, далеко не все дети в состоянии самостоятельно справиться с гаджетами. В-третьих, любая, даже самая технически современная, платформа не сможет работать без надежного интернет-соединения, отсутствие которого негативно влияет на качество урока. В-четвертых, преподавателю необходимо постоянно контролировать младших школьников при выполнении заданий, особенно письменных.

Таким образом, дистанционный формат может применяться при обучении иностранному языку младших школьников в качестве некой временной альтернативы обычным занятиям в классе, а инструменты электронного обучения (интерактивные ресурсы, онлайн-игры и т.д.) являются эффективным дополнением к обычному уроку.

Список источников

1. Абдыльманова Р.Х., Омарова Х.С. Эффективность дистанционного обучения иностранному языку в период пандемии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2020. № 3 (22). С. 8-11. URL: https://www.elibrary.ru/download/-elibrary_44177105_12272469.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

2. Ахмадиева Р.Ш. Современные информационные технологии обучения иностранному языку младших школьников // Вестник НЦБЖД. 2019. № 4 (42). С. 20-25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41664871_29146096.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

3. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации // Собрание сочинений. 2008. Том 3, 4. 953 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_-red&book_id=81393&page_id=606 (дата обращения: 07.09.2022).

4. Зафирова А.А., Тягунова Ж.А. Применение игр для обучения младших школьников иностранному языку // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 3. С. 19-21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38195472_78377206.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

158

5. Исламова Г. Т. Дистанционное обучение иностранным языкам как современная технология в педагогике // Вестник науки и творчества. 2018. № 2 (26). С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32785958_44514596.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

6. Капустина Л.Н., Капустина Л. А. Игровая мотивация в обучении младших школьников иностранному языку // Наука и образование: новое время. 2018. № 5 (28). С. 664-670. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36447553_31072823.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

7. Карпенко Т.Е., Серi Л.Т. Использование активных методов в дистанционном обучении иностранным языкам // Вестник Казахского национального университета. Серия: Педагогические науки. 2019. Т. 61, № 4. С. 97-112. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_46670969_41570260.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

8. Ковалева М.И. Особенности дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Актуальные вопросы образования. 2019. Т. 1. С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40819817_83844277.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

9. Козьяков Р.В., Скрипель А.С. Теоретические основы использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку младших школьников // Вестник ГГУ. 2019. № 2. С. 55-64. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_46117790_32198922.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

10. Колесникова А.И., Емельянов А.А. Теоретические и практические аспекты дистанционного обучения в неязыковом вузе (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык») // Аграрный вестник Верхневолжья. 2021. № 4 (37). С. 81-87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47382434_79685952.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

11. Колядина Л. И. Психофизиологические особенности младших школьников при обучении иностранному языку // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 173-175. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_-47290318_46297128.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

12. Корнева В.В., Кудашова О.Н., Ануфриева Т.Г. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка // Альманах мировой науки. 2021. № 2. С. 15, 16. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45619689_-26652200.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

13. Костюшина Е.В., Космачева Р.В. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности // Наука и образование. 2022. Т. 5, № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48461914_62105080.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

14. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75-83. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43166517_84528176.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

15. Круц С. А., Черникова С.Ю. Обучение иностранным языкам младших школьников // Вопросы педагогики. 2020. № 3-2. С. 122-125. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_42631076_94211251 .pdf (дата обращения: 07.09.2022).

16. Мамараимова Д.Б. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современной школе // Наука среди нас. 2018. № 6 (10).

159

С. 350-352. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39214236_79161355.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

17. Мясникова В.В., Селюкова Е.А. Возрастные особенности младших школьников в процессе организации обучения // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». 2017. № 5. С. 190-196. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_-29207763_27382790.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

18. Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства Просвещения РФ от 17.03.2020 г. № 103 // СПС «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/-73776901/paragraph/1:0 (дата обращения: 02.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286// СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 05.08.2022).

20. Петрова Ю.А. Особенности реализации принципов обучения младших школьников иностранному языку в условиях реализации ФГОС НОО // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. 2018. С. 87-90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38203936_92534463.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

21. Плаксина Е.Б., Валиева А.В. Использование ИКТ на уроках иностранного языка для речевого развития детей младшего школьного возраста // Филологическое образование в период детства. 2021. № 28. С. 91-98. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_46596839_61184976.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

22. Пустовалова Т.А., Асфиндиярова А.В. К вопросу об использовании компьютерных игр при обучении иностранному языку младших школьников // Вопросы педагогики. 2022. № 6-1. С. 253-256. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_-48674790_42797982.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

23. Сокова О.Ю., Попова А.А. Некоторые аспекты дистанционного обучения иностранным языкам // Язык. Культура. Образование. 2017. № 2. С. 148-151. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29454152_69365670.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

24. Ухлин А. А. Мотивационные особенности обучения младших школьников иностранному языку // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: материалы I Международной научно-практической конференции; под общей редакцией И.Б. Каменской. 2018. С. 276-279. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36785871_73242471.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

25. Чекшина Е.С. Формирование коммуникативных навыков младших школьников на уроках английского языка в условиях дистанционного обучения // Известия Института педагогики и психологии образования. 2021. № 2. С. 183-186. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46337629_24011361.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

References

1. Abdilmanova R.S., Omarova H.S. Effectiveness of distant learning while pandemic. Electronic scientific and methodological journal Omsk GAU. 2020; 3 (22): 8-11. URL:

160

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44177105_12272469.pdf (date of application: 07.09.2022).

2. Akhmadieva R.S. Modern information technologies in foreign language teaching for young learners. Vestnik NTBZD. 2019; 4 (42): 20-25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41664871_29146096.pdf (date of application: 07.09.2022).

3. Vigotskiy L.S. The question of age periodization. Collected works. 2008; (3-4): 953. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=81393&page_id=606 (date of application: 07.09.2022).

4. Zafirova A.A., Tyagunova Z.A. Game practice for teaching young learners a foreign language. Actual problems of economics, sociology and law. 2019; (3): 19-21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38195472_78377206.pdf (date of application: 07.09.2022).

5. Islamova G.T. Distant foreign language learning as a modern approach in pedagogic. Vest-nic of Science and Creativity. 2018; 2 (26): 23. URL: https://www.elibrary.ru/download/-elibrary_32785958_44514596.pdf (date of application: 07.09.2022).

6. Kapustina L.N., Kapustina L.A. A playful motivation in teaching young learners a foreign language. Science and education: a new time. 2018; 5 (28): 664-670. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36447553_31072823.pdf (date of application: 07.09.2022).

7. Karpenko Т.Е., Серi LT. Active methods in foreign language distant learning. Vestnik of the Kazakh National University. Pedagogical Sciences series. 2019; 61 (4): 97-112. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46670969_41570260.pdf (date of application: 07.09.2022).

8. Kovaleva M.I. Peculiarities of foreign language distant learning in nonlanguage colleges. Current issues of education. 2019; (1): 32-35. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_40819817_83844277.pdf (date of application: 07.09.2022).

9. Kozyakov R.V., Skripel А^. Theoretical foundations of informational and communicative technologies in young learners' distant learning. Vestnik GGU. 2019; (2): 55-64. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46117790_32198922.pdf (date of application: 07.09.2022).

10. Kolesnikova А.1., Emelyanova А.А. Theoretical and practical aspects of distant learning in non language colleges (based on the example of the subject "Foreign language"). Agricultural vestnik of the Upper Volga region. 2021; 4 (37): 81-87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47382434_79685952.pdf (date of application: 07.09.2022).

11. Koluadina L.I. Phsyco-physicalpeculiarities of young learners whilw distant learning. In the collection: Education, upbringing and pedagogy: traditions, experience, innovations. Collection of articles of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference. 2021: 173-175. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47290318_46297128.pdf (date of application: 07.09.2022).

12. Korneva V.V., Kudashova O.N., Anufrieva T.G. Communicative skills development among young learners at English lessons. Almanac of World Science. 2021; (2): 15, 16. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45619689_26652200.pdf (date of application: 07.09.2022).

13. Kostushiva E.V., Kosmacheva R.V. Communicative skills development among young learners in educational process. Science and education. 2022: 5 (1). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48461914_62105080.pdf (date of application: 07.09.2022).

161

14. Kotlyarenko U.U., Simonova O.B. E-learning or distant learning (empiric studies based on foreign language). Kazan pedagogical journal. 2020; 3 (140); 75-83. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43166517_84528176.pdf (date of application: 07.09.2022).

15. Kruts S.Á., Chernikova S.U. Teaching foreign languages to young learners. Pedagogical issues. 2020; (3-2): 122-125. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42631076-_94211251.pdf (date of application: 07.09.2022).

16. Mamarimova D.B. Modern informational and communicative technologies in school. Sience among us. 2018; 6 (10): 350-352. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_-39214236_79161355.pdf (date of application: 07.09.2022).

17. Myasnikova V.V., Selukova Е.А. Age peculiarities of young learners in educational process. Scientific electronic journal «Matrix of scientific knowledge». 2017; (5): 190-196. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29207763_27382790.pdf (date of application: 07.09.2022).

18. On approval of the temporary procedure for supporting the implementation of educational programs of primary general, basic general, secondary general education, educational programs of secondary vocational education and additional general education programs using e-learning and distance learning technologies: Ministry of Enlightment of Russian Federation 17.03.2020. № 103. SPS «Garant». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/-73776901/paragraph/1:0 (date of application: 02.08.2022).

19. On the approval of the Federal State educational standard of primary general education: Ministry of Enlightment of Russian Federation 31.05.2021 № 286. SPS «Garant». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (date of application: 05.08.2022).

20. Petrova UA. Features of the implementation of the principles of teaching younger school children a foreign language in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. In the collection: Science and Innovation in the Modern World. Collection of scientific articles. 2018: 87-90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_-38203936_92534463.pdf (date of application: 07.09.2022).

21. Plaksina E.B., Vasilieva А.V. The use of ICT in foreign language lessons for the speech development of primary school children. Philological education during childhood. 2021; (28): 91-98. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46596839_61184976.pdf (date of application: 07.09.2022).

22. Pustovalova Т.А., Asfindiyarova А.V. The use of computer games in teaching a foreign language to younger schoolchildren. Pedagogical issues. 2022; (6-1): 253-256. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48674790_42797982.pdf (date of application: 07.09.2022).

23. Sokova О.U., Popova А.А. Some aspects of distance learning of foreign languages. Language, Culture, Education. 2017; (2): 148-151. URL: https://elibrary.ru/download/-elibrary_29454152_69365670.pdf (date of application: 07.09.2022).

24. Ukhlin А. А. Motivational features of teaching younger school children a foreign language. In the collection: Formation of professional competence of a philologist in a multicultural educational environment. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of I.B. Kamenskaya. 2018: 276-279. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36785871_73242471.pdf (date of application: 07.09.2022).

25. Chekshina Е.S. Formation of communication skills of younger schoolchildren in English lessons in the conditions of distance learning. The journal of the Institute of Pedagogy and

162

Psychology of Education. 2021; (2): 183-186. URL: https://www.elibrary.ru/download/-elibrary_46337629_24011361.pdf (date of application: 07.09.2022).

Информация об авторах:

Титовская Анна Викторовна, канд. ист. наук, доцент кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: titovskaya.anna@vvsu.ru. ORCID: https://orchid.org/0000-0002-1165-0653

Чернышева Анна Сергеевна, канд. ист. наук, доцент кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: Cherny-sheva.Anna@vvsu.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2224-472X

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/151-163

Дата поступления: 27.10.2022

Одобрена после рецензирования: 27.10.2022

Принята к публикации: 01.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.