Научная статья на тему 'Влияние дисперсного армирования синтетическим макроволокном на прочность дорожного бетона'

Влияние дисперсного армирования синтетическим макроволокном на прочность дорожного бетона Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕРСНОЕ АРМИРОВАНИЕ / ДОРОЖНЫЙ БЕТОН / СИНТЕТИЧЕСКОЕ МАКРОВОЛОКНО / ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ НА РАСТЯЖЕНИЕ ПРИ ИЗГИБЕ / ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ ПРИ СЖАТИИ / DISPERSED REINFORCEMENT / ROAD CONCRETE / SYNTHETIC MACRO-FIBER / TENSILE STRENGTH IN BENDING / COMPRESSIVE STRENGTH

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Смирнова Ольга Михайловна

Дисперсное армирование бетона синтетическим макроволокном позволяет компенсировать недостатки бетона низкие значения предела прочности при изгибе, хрупкость разрушения высокопрочного бетона, ползучесть бетона. В результате сравнительных испытаний установлено, что введение макроволокна Concrix ES в тяжелый бетон классов прочности В25-В35 повышает предел прочности при сжатии по сравнению с контрольным составом, значительно увеличивается предел прочности на растяжение при изгибе (до 20%). Наиболее приемлемый расход макроволокна для повышения предела прочности на растяжение при изгибе составляет 4,5 кг/м3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Смирнова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DISPERSED REINFORCEMENT WITH SYNTHETIC MACRO-FIBER ON STRENGTH OF ROAD CONCRETE

Disperse reinforcement of concrete with synthetic macro-fiber allows compensate the concrete shortcomings low values of tensile strength, brittle fracture of high-strength concrete, creep of concrete. It is established that the introduction of macro-fiber Concrix ES in road concrete of classes B25-B35 increases the compressive strength compared to control samples, significantly increases tensile strength at bending (up to 20%). The most appropriate quantity of macro-fiber is 4.5 kg/m3 to improve the tensile strength in bending.

Текст научной работы на тему «Влияние дисперсного армирования синтетическим макроволокном на прочность дорожного бетона»

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т 2, №3

УДК 625.142

ВЛИЯНИЕ ДИСПЕРСНОГО АРМИРОВАНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИМ МАКРОВОЛОКНОМ НА ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОГО БЕТОНА

О.М. Смирнова

INFLUENCE OF DISPERSED REINFORCEMENT WITH SYNTHETIC MACRO-FIBER

ON STRENGTH OF ROAD CONCRETE

O.M. Smirnova

Аннотация. Дисперсное армирование бетона синтетическим макроволокном позволяет компенсировать недостатки бетона - низкие значения предела прочности при изгибе, хрупкость разрушения высокопрочного бетона, ползучесть бетона. В результате сравнительных испытаний установлено, что введение макроволокна Concrix ES в тяжелый бетон классов прочности В25-В35 повышает предел прочности при сжатии по сравнению с контрольным составом, значительно увеличивается предел прочности на растяжение при изгибе (до 20%). Наиболее приемлемый расход макроволокна для повышения предела прочности на растяжение при изгибе составляет 4,5 кг/м3.

Ключевые слова: дисперсное армирование; дорожный бетон; синтетическое макроволокно; предел прочности на растяжение при изгибе; предел прочности при сжатии.

Abstract: Disperse reinforcement of concrete with synthetic macro-fiber allows compensate the concrete shortcomings - low values of tensile strength, brittle fracture of high-strength concrete, creep of concrete. It is established that the introduction of macro-fiber Concrix ES in road concrete of classes B25-B35 increases the compressive strength compared to control samples, significantly increases tensile strength at bending (up to 20%). The most appropriate quantity of macro-fiber is 4.5 kg/m3 to improve the tensile strength in bending.

Key words: dispersed reinforcement; road concrete; synthetic macro-fiber; tensile strength in bending; compressive strength.

Свойства дисперсно-армированного бетона значительно зависят от свойств армирующих волокон (состав, длина, диаметр и их расход) [1-4]. В области разработок дисперсно-армированных бетонов проведено много исследований, но эта тема требует дальнейшего изучения при использовании синтетических макроволокон.

На эффективность дисперсного армирования оказывает влияние отношение модулей упругости материала макроволокна и цементной матрицы, расход волокон, химическая стойкость волокон по отношению к материалу матрицы, геометрические характеристики макроволокна (длина, диаметр, рельеф поверхности), соотношение размеров армирующих волокон с размерами неоднородностей структуры матрицы.

Синтетические макроволокна характеризуются более низким модулем упругости и повышенной деформативностью по сравнению со стальной фиброй. Однако стальная фибра подвержена коррозии. Из-за отсутствия коррозии синтетические волокна могут успешно использоваться для ряда задач, например на открытых площадках и дорогах с бетонным покрытием.

Необходимо установить количественное влияние синтетического макроволокна на прочностные характеристики дорожных бетонов. Дорожные бетоны изготавливаются из тяжелого бетона класса прочности В25-В35. В литературе, посвященной дисперсному армированию, этому вопросу уделено недостаточно внимания. Это определило направление исследований. Целью работы является изучение влияния синтетического макроволокна на прочностные свойства дорожного бетона.

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т 2, №3

В работе использовано синтетическое двухкомпонентное макроволокно Сопспх ББ на основе полиолефинов со следующими характеристиками: предел прочности при растяжении 600 МПа, модуль упругости 11000 МПа, длина волокон 50 мм, диаметр волокна 0,5 мм, отношение длины волокна к его диаметру более 100, содержание волокон в 1кг - около 130000 шт., температура плавления 150°С (рис. 1-2).

Исследования по модифицированию синтетических волокон с целью их эффективного использования в составах цементных композитов проводятся многими учеными. Например, вопросы повышения модуля упругости, теплостойкости и гидрофильности полипропиленового волокна представлены в работе [5].

Таким образом, сегодня предлагаются технические решения по получению синтетических волокон, направленные на повышение теплостойкости, прочности, снижения деформа-тивности, повышения адгезии к цементной матрице. В настоящее время разработаны принципиально новые синтетические макроволокна, применение которых в составах тяжелого бетона требует дополнительных исследований.

Технологический процесс производства макроволокна Сопспх ББ предполагает направленную физическую и химическую модификацию с целью придания механической прочности самому волокну и химически реакционной активности поверхности волокна к продуктам гидратации цемента. Ядро и оболочка данного макроволокна состоят из различных синтетических полимеров (рисунок 3).

Материал ядра макроволокна имеет высокие прочностные характеристики, высокий модуль упругости. Материал оболочки макроволокна имеет высокую адгезию к цементному камню. Такие двухкомпонентные синтетические макроволокна были разработаны с целью повышения предела прочности при изгибе, снижения ползучести бетона.

Изучено влияние расхода макроволокна на удобоукладываемость и сохраняемость смеси. Для оценки удобоукладываемости пробы бетонной смеси для испытаний отбирались на месте ее приготовления согласно ГОСТ 10181-2014 из средней части замеса. Испытание начиналось не позднее чем через 10 минут после отбора пробы. При контроле определялась удобоукладываемость и плотность смеси.

Рисунок 1 - Внешний вид макроволокна Сопспх ББ

Рисунок 2 - Удобная упаковка макроволокон с помощью водорастворимой пленки

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №3

Рисунок 3 - Строение макроволокна Сопспх ББ

Для определения влияния расхода макроволокна на удобоукладываемость и «живучесть» бетонной смеси были проведены эксперименты, результаты которых представлены на рис. 4. Расход цемента составил 430 кг/м3, В/Ц=0,44, суперпластификатор в количестве 0,6% [6-9]; расход синтетического макроволокна - 3 и 4,5 г/м3.

И я

Я о и ^

14 13 12 11

10 мин 1 час 1,5 час

■ без макроволокна 14 14 12

3 кг/ м3 14 14 13

4,5 кг/ м3 14 13 12

Рисунок 4 - Влияние расхода макроволокна на удобоукладываемость и сохраняемость

бетонной смеси

Согласно рис. 4 введение макроволокна в количестве 3-4,5 кг/м не приводит к увеличению водопотребности смеси и марка по удобоукладываемости смесей осталась прежней ПЗ.

Исследование влияния двухкомпонентного синтетического макроволокна Сопспх ББ на прочностные характеристики бетона было проведено на бетонной смеси состава БСТ В25 П3; а также на смесях для бетона классов прочности В30 и В35. Расход макроволокна составлял 3 и 4,5 кг/м3. Образцы бетона имели гладкую поверхность, при испытаниях на изгиб макроволокна в основном не рвались, а выдергивались из бетона (рис.5).

Результаты определения предела прочности при сжатии и на растяжение при изгибе образцов бетона с различным содержанием макроволокна в возрасте 28 суток представлены на рисунках 6-7.

Рисунок 5 - Образцы бетона 10^10x40 см после испытаний на растяжение при изгибе

В25 В30 В35

!й без машоволокна и3 кг/м3 л 4,5 кг/м3 Вид бетона

Рисунок 6 - Предел прочности при сжатии образцов бетона с различным содержанием

макроволокна

В25 В30 В35

% без машоволокна в3 кг/м3 с 4,5 кг/м3 Вид бетона

Рисунок 7 - Предел прочности на растяжении при изгибе образцов бетона с различным содержанием макроволокна

Введение в состав бетона синтетического двухкомпонентного макроволокна Concrix ES в количестве 3 кг/м3 повышает предел прочности при сжатии в большей степени по сравнению с составом, содержащим макроволокно в количестве 4,5 кг/м3. Однако, исходя из условия повышения предела прочности на растяжении при изгибе, следует выбирать состав бетона, содержащий макроволокно в количестве 4,5 кг/м3. С таким содержанием макроволокна предел прочности на растяжение при изгибе увеличивается до 20%.

Таким образом, дисперсное армирование бетона макроволокном позволяет повысить прочность на растяжение при изгибе. В результате сравнительных испытаний установлен расход макроволокна для исследованного бетона В25-В35, который составил 4,5 кг/м3. Для дальнейших исследований эффективности применения синтетического макроволокна Concrix ES в составе дорожного бетона необходимо провести испытания по определению водонепроницаемости, морозостойкости, истираемости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пухаренко Ю.В., Пантелеев Д. А., Морозов В.И., Магдеев У.Х. Прочность и де-формативность полиармированного фибробетона с применением аморфной металлической фибры // Academia. Архитектура и строительство, 2016. № 1. С. 107-111.

2. Шангина Н.Н., Харитонов А.М. Опыт применения стеклофибробетона для реставрации декорированного подвесного потолка станции метрополитена // Материалы семинара

Вестник науки и образования Северо-Запада России http://vestnik-nauki.ru -L--- 2016 Т. 2 №3

«Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» (Санкт-Петербург, 28-29.06.2012). СПб, 2012. С. 18-27.

3. Сарайкина К.А., Голубев В.А., Яковлев Г.И., Сычугов С.В., Первушин Г.Н. Повышение коррозионной стойкости базальтового волокна в цементных бетонах // Строительные материалы, 2016. № 1-2. С. 27-31.

4. Лукашев Д.В., Смирнова О.М. К вопросу о деформационно-упрочненных цементных композитах // Ресурсоэнергоэффективные технологии в строительном комплексе региона, 2014. № 4. С. 410-412.

5. Angel M. Lopez-Buendiaa, Maria Dolores Romero-Sanchezb, Veronica Climentc, Celia Guillemb. Surface treated polypropylene (PP) fibres for reinforced concrete // Cement and Concrete Research, 2013. Vol. 54. P. 29-35.

6. Смирнова О.М. Высококачественные бетоны для предварительно напряженных железобетонных подрельсовых конструкций: автореф. дисс. ... канд. техн. наук: 05.23.05 -Строительные материалы и изделия; СПбГАСУ. Санкт-Петербург, 2013. 22 с.

7. Смирнова О. М. Высококачественные бетоны для сборных предварительно напряженных железобетонных конструкций: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 67 c.

8. Смирнова О.М., Макаревич О.Е. Выбор водоредуцирующих добавок и их расходов для высокопрочных бетонов сборных конструкций // Ресурсоэнергоэффективные технологии в строительном комплексе региона, 2014. № 4. С. 74-77.

9. Смирнова О.М. Использование минерального микронаполнителя для повышения активности портландцемента // Строительные материалы, 2015. № 3. С. 30-33.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Ольга Михайловна ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», к.т.н., доцент кафедры «Строительные материалы и технологии», E-mail: [email protected]

Smirnova Olga Michailovna FSEI HE «Petersburg State Transport University», Sain-Petersburg, Department of Buildings Materials and Technology, PhD, Assoc. Professor, E-mail: [email protected]

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 190031, Санкт-Петербург, пр.Московский, д.9, ФГБОУ ВО ПГУПС, кафедра «Строительные

материалы и технологии», Смирновой О. М. +7-9052826022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.