Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ'

ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
574
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / VETERANS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / SOCIAL WELL-BEING / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SERVICE / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г., Соловьева Т.В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица являются особой категорией социальной защиты. С одной стороны, для них характерны типичные проблемы пожилых людей, с другой - им законодательно предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, что в свою очередь благоприятно сказывается на их социальном самочувствии. Проведенный анализ регионального законодательства, отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, позволил выявить аспекты влияния системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Делается вывод, что меры социальной защиты ветеранов и приравненных к ним лиц зависят не только от федерального законодательства, но и от бюджетных возможностей региона. Обосновывается необходимость расширения мер социальной защиты ветеранов войны и приравненных к ним лиц как фактора, положительно влияющего на их социальное самочувствие, за счет включения указанной категории в развитие межпоколенческих связей, внедрения стационарозамещающих технологий, модернизации системы социального обслуживания. Статья предназначена для работников социальной сферы, студентов, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г., Соловьева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CURRENT SOCIAL PROTECTION SYSTEM ON THE SOCIAL WELL-BEING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS AND PERSONS EQUATED TO THEM

The relevance of the article is due to the fact that veterans of the Great Patriotic War and persons equated to them are a special category of social protection. On the one hand, they are characterized by typical problems of older people, on the other hand, they are provided with additional measures of social support by law, which in turn has a beneficial effect on their social well-being. The analysis of the regional legislation, reporting documents of the Ministry of Social Protection, Labor and Employment of the Population of the Republic of Mordovia, made it possible to identify aspects of the impact of the social protection system on the social well-being of the Great Patriotic War veterans and persons equated to them. It is concluded that measures of social protection of veterans and persons equated to them depend not only on federal legislation, but also on the budgetary possibilities of the region. The necessity of expanding social protection measures for war veterans and persons equated to them as a factor that positively affects their social well-being is substantiated by including this category in the development of intergenerational ties, the introduction of hospital-replacing technologies, and the modernization of the social service system. The article is intended for social workers, students, researchers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ»

УДК 316.6

Влияние действующей системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц

Influence of the current social protection system on the social well-being of the Great Patriotic War veterans and persons equated to them

Бистяйкина Д.А., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, dinaraas@mail.ru

Панькова Е.Г., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, print84@mail.ru

Соловьева Т.В., Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, tanysha_v@bk.ru

Bistyaykina D., National Research Ogarev Mordovia State University, dinaraas@mail.ru Pankova E., National Research Ogarev Mordovia State University, print84@mail.ru Solovieva T., National Research Ogarev Mordovia State University, tanysha_v@bk.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.040

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ и Правительства Республики Мордовия (№ 18-411-130001\18.

Ключевые слова: ветераны Великой Отечественной войны, социальное самочувствие, социальная защита, социальное обслуживание, социальные услуги, социальная поддержка.

Keywords: veterans of the Great Patriotic War, social well-being, social protection, social service, social services, social support.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица являются особой категорией социальной защиты. С одной стороны, для них характерны типичные проблемы пожилых людей, с другой - им законодательно предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, что в свою очередь благоприятно сказывается на их социальном самочувствии. Проведенный анализ регионального законодательства, отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, позволил выявить аспекты влияния системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Делается вывод, что меры социальной защиты ветеранов и приравненных к ним лиц зависят не только от федерального законодательства, но и от бюджетных возможностей региона. Обосновывается необходимость расширения мер социальной защиты ветеранов войны и приравненных к ним лиц как фактора, положительно влияющего на их социальное самочувствие, за счет включения указанной категории в развитие межпоколенческих связей, внедрения стационарозамещающих технологий, модернизации системы социального обслуживания. Статья предназначена для работников социальной сферы, студентов, исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that veterans of the Great Patriotic War and persons equated to them are a special category of social protection. On the one hand, they are characterized by typical problems of older people, on the other hand, they are provided with additional measures of social support by law, which in turn has a beneficial effect on their social well-being. The analysis of the regional legislation, reporting documents of the Ministry of Social Protection, Labor and Employment of the Population of the Republic of Mordovia, made it possible to identify aspects of the impact of the social protection system on the social well-being of the Great Patriotic War veterans and persons equated to them. It is concluded that measures of social protection of veterans and persons equated to them depend not only on federal legislation, but also on the budgetary possibilities of the region.

The necessity of expanding social protection measures for war veterans and persons equated to them as a factor that positively affects their social well-being is substantiated by including this category in the development of intergenerational ties, the introduction of hospital-replacing technologies, and the modernization of the social service system. The article is intended for social workers, students, researchers.

Введение. Социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц является интегральным показателем не только общей

удовлетворенностью социокультурным и экономическим развитием общества, но и собственной субъективной оценки стабильности своей жизнедеятельности. Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица являются особой частью российского общества, своеобразным символом гражданства и патриотизма, нуждающиеся в особой социальной поддержке.

Наши предыдущие исследования показали, что на социальное самочувствие ветеранов войны оказывает влияние комплекс объективных и субъективных факторов: физическое здоровье, семейно-родственные и социальные связи, социальная активность, материальное положение, общий уровень и качество жизни [3]. Кроме того, на социальное самочувствие ветеранов войны и приравненных к ним лиц влияет и действующая система социальной защиты, включающая в себя комплекс мер по обеспечению разнообразных услуг с учетом их индивидуальных потребностей [1]. В связи с этим, представляется актуальным исследование влияния современной системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.

Следует подчеркнуть, что система социальной защиты оказывает влияние на социальное самочувствие ветеранов войны и приравненных к ним лиц не только в настоящее время. Так, на протяжении всего послевоенного времени ветераны войны и приравненные к ним лица были одним из объектов советской системы социального обеспечения. Например, основными составляющими советского социального обеспечения указанной категории были: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, льготы, натуральная помощь, единовременная поддержка. Причем меры социальной защиты распространялись и на семьи военнослужащих. Например, Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих» гарантировало выплаты ссуд

на строительство или восстановление жилых домов семьям погибших военнослужащих.

Материалы и методы исследования. Авторы статьи опирались на собственные эмпирические исследования в рамках реализации регионального гранта № 18-411-130001 «Трансформация социального самочувствия ветеранов войны в условиях российских преобразований на региональном уровне»:

1) Пилотажное исследование «Социальное самочувствие людей пожилого возраста в Республики Мордовия» (2018 г.), всего опрошено 48 человек в возрасте 60 - 74 лет.

2) Пилотажное исследование «Влияние системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов войны» (январь - март 2020 г.), всего опрошено 75 человек социальной сферы Республики Мордовия.

3) Анализ регионального законодательства в сфере социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.

4) Анализ отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в сфере социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.

Результаты исследования. В настоящее время ветераны войны и приравненные к ним лица являются одной из законодательно социально-защищенной категорией, что подтверждается значительным массивом нормативных правовых актов, по содержанию которых можно определить основные направления, формы и виды социальной защиты. Анализ законодательства в сфере социальной защиты ветеранов войны показал, что многие нормативно-правовые акты содержат одинаковые социальные нормы и положения о защите ветеранов войны и приравненных к ним лиц; часть норм не являются актуальными в настоящее время; большинство документов принимаются к юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне. Например, в 2020 году - к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне приняты Указ Президента РФ от 7 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Постановление Правительства РФ от 6 марта 2020 года № 241

«Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 апреля 2020 г. № 03-04-05/31381 «Об освобождении от налогообложения НДФЛ единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и пр. Однако на практике многие нормы социального законодательства в сфере социальной защиты ветеранов войны и приравненных к ним лиц зависят не столько от федерального центра, сколько от бюджетных возможностей регионов. С одной стороны, региональная социальная политика является важным и необходимым дополнением федеральной с учетом специфики социокультурного и экономического развития того или иного субъекта страны [9], но с другой, -не все регионы могут справиться самостоятельно с финансовым «бременем» по обеспечению социального обслуживания ветеранов войны и приравненных к ним лиц. Так, в 2020 году регионы страны также устанавливали дополнительные выплаты к юбилею Победы: от 1000 рублей (например, в Волгоградской области выплаты предусмотрены труженикам тыла, блокадникам, несовершеннолетним узникам и супругам участников ВОВ) до 150000 рублей (например, инвалидам и участникам войны в Ямало-Ненецком автономном округе). Также региональные меры социальной поддержки в юбилейный год предусматривают газификацию домов и ремонт жилья, обеспечение всех ветеранов санаторно-курортным лечением (Челябинская область); выплату по 100000 рублей на капитальный ремонт жилья (Курганская область); ежемесячную выплату в размере 3000 рублей блокадникам, обеспечение блокадников оздоровительным отдыхом в государственных учреждениях, частичная оплата в размере 10% от тарифа на проезд с 27 апреля по 31 октября 2020 года на автобусах пригородного сообщения (Санкт-Петербург) [5]. Следует подчеркнуть, что подобные меры социальной поддержки оказываются ежегодно ко Дню Победы, только в меньшем объеме, а иногда вовсе ограничиваются продуктовыми наборами.

Современную систему социального обслуживания ветеранов войны и приравненных к ним лиц можно трактовать как деятельность социальных служб и организаций по предоставлению им определенных социальных

услуг, прописанных в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [6]. В Республике Мордовия по состоянию на 1 января 2020 года численность инвалидов и участников ВОВ составила 196 человек; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 25 человек; тружеников тыла - 7325 человек; членов семей погибших военнослужащих в период ВОВ - 19 человек; членов семей умерших инвалидов и участников ВОВ - 1608 человек [10].

По оценке специалистов социальной сферы (в рамках авторского исследования, январь-март 2020 г.; всего опрошено 75 человек социальной сферы Республики Мордовия) наиболее востребованными услугами являются социально-бытовые (45,9%), социально-медицинские (37,9%), социально-экономические (31,0%) и реабилитационные (29,5%). При этом сами ветераны войны отметили, кроме вышеуказанных, важность для них услуг в целях повышения коммуникативного потенциала (авторское исследование 2018), что вполне объяснимо: с возрастом у человека растет потребность в общении, понимании и участии. Существенным фактором, влияющим на удовлетворительное социальное самочувствие ветеранов войны и приравненных к ним лиц, является наличие крепких межпоколенческих связей [2; 4]. Сегодня наличие таких связей обеспечивается за счет участия ветеранов и приравненных к ним лиц в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Необходимо, на наш взгляд, расширять направления взаимодействия между ветеранами и молодым поколением. Так, например, большую работу по патриотическому воспитанию проводит Общественный совет мемориального музея трудового и боевого подвига 1941-1945 годов г. Саранска, в составе которого 80 процентов ветеранов войны и приравненные к ним лица. Фотовыставки «Люди долга и чести», посвященные юбилейным датам знаменитых уроженцев Мордовии демонстрировались не только в г. Саранске, но и в районах республики.

При активном участии ветеранов, республиканских и городских образовательных структур в мае месяце проведен городской финал «Движения юных патриотов». В республике 110 юнармейских отрядов, объединяющих 2700 ребят. В Ковылкинском районе приняли участие 24 команды из 22 муниципальных районов и г.о. Саранск. Совет ветеранов Республики Мордовия учредил приз команде-победительнице: Кубок имени Героя Советского Союза А.Г. Котова. В

военно-патриотическом воспитании Совет ветеранов сотрудничает с Центром военно-патриотического воспитания на базе автошколы ДОСААФ. Проведены учебные сборы «По основам военной службы» с учащимися 10-х классов. В течение пяти дней они ознакомились с армейским бытом, прошли практическое обучение военному делу. В патриотическом воспитании молодежи и граждан ветеранские организации широко используют 252 музея и комнаты боевой и трудовой славы, имеющихся в учебных заведениях, муниципальных районах и г.о. Саранск. Молодежь воспитывается на конкретных примерах боевого и трудового подвига старшего поколения. В школах и колледжах проведены акции «Георгиевская лента», «Семейный альбом», «Свеча», «Память» и другие. Массовыми были встречи с участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Традиционными стали такие мероприятия, как кадетская осень, кадетские чтения, учебно-тренировочные сборы кадетов, спортивно-интеллектуальные соревнования

«Растим патриотов».

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому ветеранам войны предоставляются Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия

«Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» и восемнадцатью Автономными некоммерческими организациями социального обслуживания граждан. Отметим, что активное развитие сегмента некоммерческих организаций на рынке предоставления социальных услуг в республике началось в 2017 году, когда впервые в реестр поставщиков социальных услуг были включены пять некоммерческих организаций, к концу 2017 года таковых уже было 18 [8]. Так, на 1 января 2020 года на социальном обслуживании на дому находились 7585 человек, из них в государственных организациях - 1164, в некоммерческих - 6421 человек [10].

Повышение роли некоммерческих организаций в социальном обслуживании ветеранов войны и приравненных к ним лиц связано с их возможностью оперативно реагировать на социальные запросы населения, особенно проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах. В связи с расширением субъектов социального обслуживания за счет некоммерческих организаций удалось достичь полного отсутствия очередности на предоставление социальных услуг на дому в республике.

Широкое распространение в сфере социального обслуживания ветеранов войны и приравненных к ним лиц получили стационарозамещающие технологии. Так, например, в части предоставления комплекса социально-медицинских услуг интересным является опыт республики в реализации проектов по сохранению активного долголетия пожилых людей, к которым относятся и ветераны войны и приравненные к ним лица, и их физического здоровья в ряде отделений дневного пребывания «Активное долголетие», «Крепость долголетия» (г.о. Саранск, Рузаевский и Старошайговский районы).

Для поддержки семейного ухода с 2019 года на базе ГБУСОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» реализуется стационарозамещающая технология «Социальная передышка», направленная на поддержку семей, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, создание условий для временного освобождения членов семьи от ухода за гражданами и их размещение в отделениях временного пребывания на базе стационарных организаций социального обслуживания сроком до 28 дней на 9 мест. В целях организации и поддержки родственного ухода в республике организованы четыре Школы родственного ухода (в Ардатовском, Краснослободском,

Ромодановском районах и г. о. Саранск). В 2020 году в Республике Мордовия дополнительно организованы две Школы родственного ухода (в Рузаевском и Старошайговском районах) [7].

Сегодня основным принципом социального обслуживания ветеранов войны и приравненных к ним лиц является ориентация на индивидуальную потребность граждан в тех или иных социальных услугах, что благоприятным образом сказывается на их социальном самочувствии.

Вместе с тем, оценивая общий уровень социального обслуживания, 55,0% ветеранов войны и приравненных к ним лиц признали его «удовлетворительным» и «скорее

удовлетворительным», 41,0% -

«неудовлетворительным» и «скорее

неудовлетворительным», 4,0% - затруднились с ответом (исследование 2018 г.). Однако по оценкам специалистов социальные услуги ветеранам войны и приравненным к ним лицам оказываются в полном объеме и на высоком уровне. Но в Республике Мордовия по-прежнему остается актуальной проблема проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые не отвечают нормативам обеспечения жилой помощью, новым

правилам противопожарной безопасности и пр. В связи с тем, что часть действующих учреждений социального обслуживания расположены в так называемых приспособленных зданиях (бывшие больницы, детские сады) еще советских годов постройки, необходимо строительство новых зданий для таких учреждений. Так, в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография», в 2020-2022 годах планируется строительство двух жилых корпусов (на 76 мест) в ГБСУ СОН РМ «Ардатовский дом социального обслуживания» (сметная стоимость строительства - 101080, 8 тыс. руб.), ГБСУ СОН РМ «Дом-интернат «Березники» (сметная стоимость строительства - 90333,9 тыс. руб.), нового комплекса зданий (с жилым корпусом на 100 мест) ГБСУ СОССЗН РМ «Ковылкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (сметная стоимость - 337818,6 тыс. руб.).

Кроме того, остается актуальным вопрос о социальном обслуживании не выделенной в федеральном законодательстве категории «дети войны». На сегодняшний день она представлена в 35 субъектах Российской Федерации, и регионы самостоятельно устанавливают меры социальной поддержки в зависимости от своих финансовых возможностей. Так, в Республике Мордовия в преддверии празднования 70-летия со Дня Победы 6 мая 2015 года принят Закон Республики Мордовия № 24-З «О мерах социальной поддержки граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1927 года по 4 сентября 1945 года», в соответствии с которым гражданам, родившимся в указанный период, присваивается статус «дети войны», и им устанавливаются меры социальной поддержки, одна из которых предоставляется в виде ежегодной денежной выплаты ко Дню Победы в размере 1500 рублей. В 2019 году указанную выплату получили 10527 человек [7].

Заключение. Социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц представляет собой

интегральный показатель удовлетворенности общественным развитием и собственной жизнедеятельности. На социальное самочувствие ветеранов войны и приравненных к ним лиц оказывает влияние комплекс факторов социокультурного и экономического характера. Являясь особой категорией, нуждающейся в социальной защите, ветераны войны и приравненные к ним лица, испытывают влияние действующей системы социальной защиты. Анализ законодательства показал, что нормативно они являются одной из наиболее защищенных категорий, нуждающихся в социальной защите и поддержке. Вместе с тем, многие меры социальной защиты, предусмотренные региональным

законодательством, зависят от финансовых бюджетных возможностей отдельного региона страны.

Экспертный опрос и анализ отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия показал, что социальная защита и социальное обслуживание ветеранов войны и приравненных к ним направлена на поддержание их активной старости, удовлетворении индивидуальных запросов, что благоприятным образом сказывается на их социальном самочувствии. Кроме того, расширяется спектр социальных служб и учреждений, занимающихся социальной защитой ветеранов войны и приравненных к ним лиц, за счет включения в эту систему некоммерческих и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, существующие проблемы в системе социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (обеспечение жилой площади в соответствии с принятыми нормативами в учреждениях социального обслуживания, расширение категорий приравненных к ветеранам войны и пр.) показывают необходимость

совершенствования отдельных направленней действующей системы: например, модернизация системы социального обслуживания, расширение региональных льгот отдельным категориям и т.д.

Литература:

1. Абузярова Д.А. Социальная защита участников и инвалидов Великой Отечественной войны в регионе: социологический аспект / Д.А. Абузярова // Регионология. - 2008. - № 3. - С. 216-222.

2. Байков Н.М. Динамика социального самочувствия пожилых людей в условиях общественной трансформации / Н.М. Байков, Е.В.

Байкова // Власть и управление на Востоке России. -2012. - № 1. - С. 143-151.

3. Бистяйкина Д.А. Социологический анализ социального самочувствия лиц пожилого возраста в Республике Мордовия / Д.А. Бистяйкина, А.С. Палибина, Е.Г. Панькова, Т.В. Соловьева // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 194-199.

4. Бутуева З.А. Социальное самочувствие людей старшего возраста в Республике Бурятия: региональный аспект / З.А. Бутуева // Вестник института социологии. - 2016. - № 4. - С. 121-134.

5. В регионах РФ обсуждают меры дополнительной поддержки ветеранов войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНрз://ш1юп-news.ru/498701-у-ге^опакЬ-гГ-оЬБшМауи-тегу-dopolnitelnoi-podderzhki-veteranov-voiny

6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер. закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Консультант-Плюс: справ.- правовая система. - М., 2020. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=158840;frame=15

7. Основные итоги развития системы социальной защиты, труда и занятости населения Республики

Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-

rm/ministerstva-i-vedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/

8. Палибина А.С. Некоммерческие организации в системе социального обслуживания населения / А.С. Палибина, Е.Г. Панькова, Т.В. Соловьева, Д.А. Бистяйкина // Дискуссия. - 2017. - № 10. - С. 55-59.

9. Панькова Е. Г. Муниципальная политика по улучшению социально-экономического положения семьи / Е.Г. Панькова, А.С. Палибина, Т.В. Соловьева, Д.А. Бистяйкина // Дискуссия. - 2017. - № 2. - С. 62-70.

10. Статистическая информация Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (в сфере социальной поддержки) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/

References:

1. Abuzyarova D.A. Social protection of participants and invalids of the great patriotic war in the region: sociological aspect / D.A. Abuzyarova // Regionology -2008. - № 3. - S. 216-222.

2. Baykov N.M. Dynamic of the social well-being of elderly people under the conditions of the social transformation / N.M. Baykov, E.V. Baykova // Power and management in the East ofRussia - 2012. - № 1. - S. 143-151.

3. Bistyajkina D.A. Sociological analysis of social well-being of elderly citizens in the Republic of Mordovia / D.A. Bistyajkina, A.S. Palibina, E.G. Pan'kova, T.V. Solov'eva // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2018. -№ 3. - S. 194-199.

4. Butueva Z.A. Social Well-Being of Elderly People in the Republic of Buriatiya: Regional Aspect / Z.A. Butueva // Bulletin of the Institute of sociology. - 2016. -№ 4. - S. 121-134.

5. Additional support measures for war veterans are being discussed in Russian regions [Electronic resource]. -Access mode: https://nation-news.ru/498701-v-regionakh-rf-obsuzhdayut-mery-dopolnitelnoi-podderrzhki-veteranov-voiny

6. On the basics of social services for citizens in the Russian Federation [Electronic resource] / Fede. Law of the

Russian Federation dated 12.28.2013 No. 442-K3 // Consultant-Plus: reference legal system. - M., 2020. -Access mode: http://base.consultant.ru/ cons / cgi / online.cgi? Req = doc; base = LAW; n = 158840; frame = 15

7. Main results of development of the social protection, labor and employment system of the Republic of Mordovia [Electronic resource]. - Access mode: http://e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/

8. Palibina A.S. Noncommercial organizations in the system of population's social service / A.S. Palibina, E.G. Pan'kova, .V. Solov'eva, D.A. Bistyajkina // Diskussiya. -2017. - № 10. - S. 55-59.

9. Pan'kova E.G. Municipal policy to improve the socio-economic situation of the family / E.G. Pan'kova, A.S. Palibina, T.V. Solov'eva, D.A. Bistyajkina // Diskussiya. - 2017. - № 2. - S. 62-70.

10. Statistical information of the Ministry of social protection, labor and employment of the Republic of Mordovia (in the field of social support) [Electronic resource]. - Access mode: http://e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.