МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 691.16
Аюпов Дамир Алиевич
канд. техн. наук, ст. преп. КГАСУ г. Казань, РФ, E-mail: ayupov_damir@rambler.ru Мурафа Асия Владимировна канд. техн. наук, доцент КГАСУ г. Казань, РФ, Е-mail: makarov@kgasu.ru Казакулов Рауф Ильдарович студент КГАСУ г. Казань, РФ, Е-mail: rauf-kazakulov@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ДЕВУЛКАНИЗАТОВ РЕЗИНЫ НА ПЕНЕТРАЦИЮ БИТУМОВ
Аннотация
Описывается влияние модификации битума на его пенетрацию.
Ключевые слова
Модификация битума, битумполимерный, полимербитумный, девулканизация, утилизация шин. Утилизация изношенных автомобильных шин - известная общемировая экологическая проблема. Резиновые отходы, в отличие от некоторых других видов отходов, практически не подвержены разрушению под воздействием климатических факторов и деятельности микроорганизмов. Вышедшие из эксплуатации шины являются мощным источником загрязнения окружающей среды. [1]
Измельченные в крошку автомобильные шины широко применяются для модификации дорожных и кровельных битумов, причём чаще всего авторы говорят о растворении крошки в битуме [2, 3], хотя известно [4], что сетчатые полимеры принципиально не могут растворяться. Поэтому нами предложен метод превращения сетчатой резины в линейный каучук непосредственно в битуме. [5]
Предложенный способ модификации битума позволяет существенно улучшить его свойства. Одной из важнейших характеристик битума является его пенетрация, определяемая глубиной проникания иглы. По пенетрации битума, то есть его твёрдости, определяют марку дорожного битума. Влияние девулканизации на пенетрацию вяжущего показано на рис.1.
Кривая 1 - композиция с неозоном Кривая 2 - композиция с ацетонанилом Кривая 3 - композиция с диафеном Кривая 4 - композиция с кремнезолем
Рисунок 1 - Зависимость пенетрации битум-полимерных композиций при 25 °С от концентрации
девулканизующих агентов
24
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
Пенетрация исходного битума составила 97. Введение в него 20% резиновой крошки снижает пенетрацию до 56. Во всём интервале концентраций девулканизующих агентов битум сохраняет свою марку БНД 40/60, в то время как исходный битум имел марку БНД 90/130. Как видно, все модифицированные битумные составы обладают значительно большей твёрдостью, чем немодифицированный битум. При этом зависимости носят экстремальный характер с максимумами, согласующимися с данными по Тр. [6] Наименее эффективным девулканизующим агентом оказался ацетонанил, наилучшим - неозон.
Список использованной литературы:
1. Папин А.В., Игнатова А.Ю., Макаревич Е.А. Пути утилизации отработанных автошин и анализ возможности использования технического углерода пиролиза отработанных автошин. - Вестник кузбасского государственного технического университета. 2015. №2 (108). С. 96-100.
2. Шабаев С.Н., Иванов С.А. Развитие технологии получения и эффективного использования в Кузбассе композиционных полимерно-битумных вяжущих на основе резиновой крошки. - Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. №3(8). С. 63-72.
3. Асадуллина З. У., Яковлев В. В. Подбор рецептуры битумного вяжущего с добавкой кровельной крошки и особенности технологии приготовления асфальтобетонных смесей. - Электронный научный журнал нефтегазовое дело. 2013. №1. С. 383-390.
4. Тагер А.А. Физико-химия полимеров. М.: «Научный мир», 2007.
5. Аюпов Д.А., Макаров Д.Б., Харитонов В.А. Однородные битумно-резиновые вяжущие строительного назначения. - Уфа: «Омега Сайнс», 2015. - с.23-25.
6. Аюпов Д.А., Мурафа А.В., Казакулов Р.И. Влияние девулканизатов резины на температуру размягчения битумов. - Уфа: «Омега Сайнс», 2015. - с.21-24.
© Д.А. Аюпов, А.В. Мурафа, Р.И. Казакулов, 2015
УДК 621.436.004.5 (035)
Басаргин Владимир Данилович
Доктор техн. наук, профессор ТОГУ, г. Хабаровск, РФ E-mail: basargin38@mail.ru
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГАЗОДИЗЕЛЯ ПО ЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ
Аннотация
В статье приводятся материалы расчетно-экспериментальных исследований опытного образца «Мини-ТЭС» созданного на базе газогенератора и газодизеля при работе на стационарных режимах нагрузки. Для оценки энергетических возможностей газодизеля вводится понятие «энергетическая оболочка» и описывается методика её графического изображения.
Ключевые слова
«Мини-ТЭС», энергетическая оболочка, газодизель, крутящий момент, частота вращения, скоростная
характеристика.
Газодизели наряду с газопоршневыми двигателями широко применяются в практике рядовой эксплуатации во всем мире. Внимание к изучению выходных параметров их работы все больше возрастает в связи с актуальностью результатов исследований в области альтернативной энергетики, в частности, использования газифицированного твердого топлива (например, при утилизации твердых органических отходов) [1, с. 195-204].
В Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ, г. Хабаровск) оборудована научноисследовательская лаборатория «Источники энергии на нетрадиционных видах топлива» («ИЭНВТ»), в
25