Научная статья на тему 'Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ'

Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
926
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ»

металлически-хрипловатого тембра, к которому все потом привыкли, и до весны 1980 г., когда он дал свой последний концерт. Подросткам не знаком этот репертуар, и они с интересом обсуждают и осваивают на занятиях песни тех лет и более современные образцы.

Занятия в коллективе учат и творчеству. Песню можно спеть по-разному, можно создать и свою собственную песню. Ведь в идеале авторская песня - это синкретизм текста, напева и исполнения. Все элементы ее структуры взаимосвязаны и созданы одним человеком. Для подростка очень важно пережить ощущение творчества и пронести его через всю жизнь, модифицируя в других видах своей деятельности.

Результаты анкетирования показали, что авторская песня известна многим школьникам. Дети знакомятся с этим жанром чаще всего в семье или в летних лагерях отдыха. Некоторые приносят записи любимых песен. Это произведения Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кукина, т. е. песни поколения их бабушек и дедушек. В семьях этих ребят сохраняется певческая традиция, свойственная русской культуре, воспитывается вкус. Все же и для исполнителя, и для слушателя песня помогает создать атмосферу любви и понимания, бережного отношения к жизни, к своим ближним: бессловесного, искреннего, с тихим пением, простым гитарным аккомпанементом, теплым взглядом. Вместе с авторской песней ребята осваивают национальную интонацию, поэтику, смыслообразующие ценности жизни, имеющие глубокие этнокультурные традиции. Песня учит понимать, что всегда в почете были добро, честь, порядочность - ценности, почитаемые во все времена.

Л. С. Мельник

Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ

Сергей Баневич - признанный мастер детской музыки. Его произведения неизменно вызывают интерес и благодарный отклик слушателей. Многие из них прочно вошли в концертный и педагогический репертуар, став неотъемлемой частью детского музыкального воспитания. Композитор тонко понимает наивный и одновременно серьёзный духовный мир ребёнка, его непосредственное мироощущение. Обладая даром перевоплощения, Бане-вич прокладывает путь к детской душе через создаваемую им музыку, наполненную волшебными звуками и образами.

Неоспоримо, что музыка как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Вопрос о

158

том, как заинтересовать, увлечь ребёнка музыкой, был всегда актуальным. Ведь проблема интереса, увлечённости - одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Но особое значение она приобретает в области музыкального искусства, где без эмоциональной увлечённости не обойтись. Педагогической задачей является выстроить учебный процесс таким образом, чтобы мышление ученика развивалось от понимания замысла, которое вкладывает композитор в то или иное произведения. Отличительной чертой музыки для детей Сергея Баневича как раз и является опора на программность образов, когда уже в самом названии пьес заложен путь к широкому спектру сказочных и иных образов, доступных детскому сознанию, к развитию детской фантазии и эмоциональной сферы.

Сергей Баневич - автор сочинений для детей в различных жанрах, но особой любовью среди юных музыкантов-исполнителей пользуются его детские музыкально-сценические произведения для фортепиано. В творчестве композитора есть потрясающие фортепианные циклы произведений для детей. Среди них: «По сказкам Пушкина», «По сказкам Г.Х. Андерсена», «Русалочка», «Петербургские страницы». Каждый из перечисленных циклов заключает в себе определённую тематику, заложенную в названии сборника, который в свою очередь разделён на несколько фортепианных миниатюр. Несмотря на то, что пьесы в каждом из циклов объединены определённым названием, не исключается возможность исполнения каждой из пьес по отдельности. Каждая миниатюра в них имеет свое программное название. Их внутренней художественной целью является не столько строгое воплощение сюжета, сколько передача неуловимых настроений, характеров и связанных с ними образов. В этом смысле их можно сравнить, например, с «Детским альбомом» П.И. Чайковского или «Бирюльками» С.М. Майкапара. Ведь помогая формированию детского музыкального мышления, композиторы именно с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и общечеловеческими идеалами, со всем, что им самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями.

Фортепианные циклы Сергея Баневича предназначены для детей младших и средних классов музыкальной школы. Задача, которую ставит композитор в них, заключается не только в том, чтобы развить технические навыки исполнения; играя эти пьесы, ребенок учится понимать суть музыкального образа.

В цикл пьес «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена» входит 14 фортепианных миниатюр, каждая из которых имеет своё название. Важнейшим качеством цикла, которое делает его понятным и близким детям, является тонкая связь между развитием образа и рисующим его мелодическим языком, наблюдающимся в каждой

159

пьесе. Композитор умело создал яркие музыкальные картинки с присущей ему театральностью мышления. Она проявляется с помощью особой выразительности точно найденных интонаций, образной детализации фортепианной партии, разнообразия авторских указаний характера исполнения штрихов, тонкой динамической нюансировки. Баневич хорошо знает особенности восприятия и исполнительские возможности детей и поэтому создает очаровательные миниатюры с несложной, легко запоминающейся, но всегда индивидуализированной мелодией и значительной по своей выразительности роли фортепианной партии.

В качестве примера можно взять произведение из данного цикла «Сказочный игрушечный бал». Пьеса написана в жанре полонеза. Ученику будет интересно узнать, что полонез - это торжественный танец-шествие. Исполнялся он, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются в умеренном темпе и по установленным правилами геометрическим фигурам. Полонез Ба-невича написан по правилам и законам этого танцевального жанра. Это трехчастное произведение с контрастной серединой. Музыкальный размер - %. Обладает типичными ритмическими фигурациями для полонеза. Все вышеперечисленные знания помогут ученику в работе над созданием образного представления о пьесе. Можно предложить ученику придумать историю для танца. Например, первая часть полонеза имеет характер торжественный, яркие аккорды оповещают о начале танца, следовательно, игрушечные кавалеры приглашают игрушечных дам на танец. Вторая часть - грациозная, нежная, тихая, благодаря пунктирному ритму вызывает ассоциации с кукольными движениями. Дамы соглашаются на танец. Третья часть - повтор первой, но нужно сыграть её с другим отношением, представляя в своем воображении уже танцующих вместе. Историй можно придумать множество: танцуют принц и принцесса или в роли принца или принцессы будет сам ученик. Главное, эти образы запомнятся, и ребёнок, играя и отрабатывая технические приёмы, будет работать с определённым отношением к характеру пьесы, создавая образ.

Также имеет огромную популярность сборник фортепианных пьес и ансамблей «Русалочка», написанных по одноимённой сказке Х.К. Андерсена. Сергей Баневич написал по мотивам сказки оперу-балет для детей «Русалочка», а затем создал альбом из 14 фортепианных пьес.

В миниатюрах этого сборника наблюдаются три вида музыкальной программности образов. Это картинная программность, где развивается один музыкальный образ: «портрет», «пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пе-

160

ние. К такому виду программности можно отнести пьесы сборника: «Огоньки над Северным морем», «Золотые рыбки», «Морские полипы», «Северный ветер», «Морской конёк», «Северное сияние». Музыкальный образ этих произведений рождается от представлений в сравнении с жизненными явлениями. Например, в пьесе «Огоньки над северным морем» образ развивается на вариативности мелодии. Она звучит то в нижнем регистре, то в верхнем, это ассоциируется с танцующим передвижением огоньков над морем; то замирает в длинных длительностях, то порхающе кружится восьмыми - можно предположить постепенное появление огоньков по одному на небе (движение мелодии половинными длительностями) или озорной хоровод группы огоньков (движение восьмыми). Восьмитактовое вступление в произведении можно соотнести в воображении с наступлением ночи - времени, когда становятся хорошо видны звезды в небе, северное сияние, волшебные и загадочные огоньки красиво зажигаются над морем. А коду (4 такта) - с наступлением раннего утра, когда вся эта панорамная красота начинает постепенно исчезать и мелодия постепенно замирает, гаснет звук на долгой фермате в конце.

Второй вид программности в сборнике - картинно-сюжетный. Это история, написанная по мотивам какого-либо сюжета из сказки. К картинно-сюжетному виду программной музыки можно отнести: «Храни вас море», «Морская ведьма», «Церемониальное шествие», «Танец Русалочки на балу», «Вальс», «Танец матросов». Работая над созданием образа в этих пьесах, необходимо учитывать то, в каком жанре они представлены композитором. Например, пьеса «Храни вас море» написана в форме песни. Три предложения пьесы -это три куплета песни, где мелодия повторяется и немного видоизменяется или дополняется. Это песня невест, как подчёркивает сам автор в своем комментарии к названию. Музыка пьесы напевная, лиричная и нежная. «Танец русалочки на балу» - пьеса написана в жанре вальса. Музыка вальса как нельзя лучше может передать романтическое настроение героини. Она влюблена и ей хочется станцевать для принца, несмотря на боль, которая сопровождает каждый её шаг.

Третий вид программности - психологическая, заключающая в себе передачу чувств героев, настроения, т. е. то, что нельзя увидеть или нарисовать. К психологическому виду относятся пьесы под названием: «Боль и счастье Русалочки», «Прощание». Зная сюжет сказки, несложно догадаться об образном содержании пьес, драматизм которых выражается музыкой.

Сергей Баневич, зная любовь детей к исполнению произведений в ансамбле, вставил в сборник номера для исполнения вдвоём: «Морской конёк», «Танец матросов», «Северное сияние». В работе

161

над образностью в ансамбле ученики совместно обговаривают смысл нюансов пьесы, продумывают роль тех или иных технических трудностей, с которыми предстоит справиться, размышляют об авторских обозначениях и т. п. Такая тонкая работа детской мысли несомненно способствует развитию их творческого потенциала.

Не менее продуктивной в плане развития творческого мышления детей является фортепианная сюита «По сказкам Пушкина» Сергея Баневича. К сюжетам сказок Александра Сергеевича Пушкина Баневич обращается неслучайно. На сказках Пушкина выросло не одно поколение детей. Сюжеты поучительных сказок Пушкина, рассказанные музыкальным языком Сергеем Баневичем, способствуют формированию у ребёнка художественного вкуса и развитию творческой фантазии.

Для более полного представления образного содержания каждой пьесы из сюиты композитор наделяет их не только определённым названием, но и использует эпиграфы к ним. Он помещает четверостишья, взятые из самих сказок, в начале каждого номера с целью указать его характер, его образное содержание, его литературный смысл. В сюите используются фрагменты сюжета из шести сказок А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - «Кораблик» и «Сватья Баба-Бабариха»; «Руслан и Людмила» - «Кот учёный»; «Сказка о попе и о работнике его Балде» - «Бесёнок» и «Зайка»; «Сказка о медведихе» - «Ёж»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - «Зеркальце», «Ветер, ветер» и «Гроб качается хрустальный»; «Сказка о рыбаке и рыбке» - «Золотая рыбка» и «У разбитого корыта». Сюжеты этих сказок знакомы всем с детства, поэтому творческое воображение ученика, берущегося исполнить понравившуюся пьесу из этого альбома, поможет перенести литературных сказочных персонажей на музыкальную палитру, состоящую из характерных, ярких и запоминающихся мелодий, созданных Сергеем Баневичем.

Настоящим музыкальным подарком от Сергея Баневича явился альбом фортепианных пьес «Петербургские страницы», написанный к 300-летию города Санкт-Петербурга и адресованный детям. Фортепианные миниатюры в этом сборнике носят названия, связанные с воспоминаниями композитора о своём детстве, историей и жизнью Петербурга. «Белые ночи», «Медный всадник», «Снежинки над львиным мостиком», «Дворы-колодцы», «Шарманка», «Воспоминания о блокаде», «Музей кукол на Васильевском острове», «Летний сад», «Наводнение», «Петербургская элегия». Все пьесы пронизаны ностальгической и нежной интонацией, которую ощущает Баневич при своей любви к этому городу. Он постарался по-взрослому обратиться через образы Петербурга к детской аудитории и простым му-

162

зыкальным языком попросить задуматься о смысле жизни и истории нашей страны.

Фортепианная музыка Сергея Баневича - это целый мир, воплощённый в звуках. Его образы оживают в звучании фортепиано -это и характерные герои, и человеческий голос, и инструменты оркестра, и звуки природы, и богатство интонационного содержания. Творческая работа над фортепианным репертуаром произведений Сергея Баневича помогает развитию творческого потенциала детей и приобщает к пониманию высших духовных ценностей и культуры.

В.С. Раков

Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения

Музыка является важной частью жизни человека. Музыка сопровождает нас от рождения до самой смерти, начиная от колыбельных песен и заканчивая похоронными плачами и причитаниями. Без музыки немыслимо развитие ребёнка в детском дошкольном учреждении, в школе. Без неё невозможен досуг: праздники, дни рождения и т. д. Мир музыки неизмеримо широк - он неисчерпаем. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена. Это и наш Садко-гусляр, и древнегреческие Пан, играющий на свирели (отсюда и инструмент пан-флейта), и Аполлон с золотой кифарой. К легенде об Орфее обращались многие музыканты. Орфей был сыном речного бога и музы Каллиопы и играл на золотой лире. Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусство муз», служившее воспитанию души.

Воспитание подрастающего поколения - важнейшая, первостепенная задача любого общества. Государственная идеология формирует некие критерии этого воспитания. Это подразумевает развитие у подростков определённых нравственных приоритетов. Но при этом формирование таких духовных ценностей, как патриотизм, дружба, взаимовыручка, любовь, уважение к старшим и др., должны выходить на первое место. Занятия музыкой в любой форме развивают интеллект человека. Учёными установлено, что если в детстве заниматься музыкой или осваивать иностранные языки, то после пятидесяти лет гарантирована ясность ума, твёрдость памяти, данный человек является интересным собеседником для разных поколений, а это в наше время немаловажно.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.