металлически-хрипловатого тембра, к которому все потом привыкли, и до весны 1980 г., когда он дал свой последний концерт. Подросткам не знаком этот репертуар, и они с интересом обсуждают и осваивают на занятиях песни тех лет и более современные образцы.
Занятия в коллективе учат и творчеству. Песню можно спеть по-разному, можно создать и свою собственную песню. Ведь в идеале авторская песня - это синкретизм текста, напева и исполнения. Все элементы ее структуры взаимосвязаны и созданы одним человеком. Для подростка очень важно пережить ощущение творчества и пронести его через всю жизнь, модифицируя в других видах своей деятельности.
Результаты анкетирования показали, что авторская песня известна многим школьникам. Дети знакомятся с этим жанром чаще всего в семье или в летних лагерях отдыха. Некоторые приносят записи любимых песен. Это произведения Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кукина, т. е. песни поколения их бабушек и дедушек. В семьях этих ребят сохраняется певческая традиция, свойственная русской культуре, воспитывается вкус. Все же и для исполнителя, и для слушателя песня помогает создать атмосферу любви и понимания, бережного отношения к жизни, к своим ближним: бессловесного, искреннего, с тихим пением, простым гитарным аккомпанементом, теплым взглядом. Вместе с авторской песней ребята осваивают национальную интонацию, поэтику, смыслообразующие ценности жизни, имеющие глубокие этнокультурные традиции. Песня учит понимать, что всегда в почете были добро, честь, порядочность - ценности, почитаемые во все времена.
Л. С. Мельник
Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ
Сергей Баневич - признанный мастер детской музыки. Его произведения неизменно вызывают интерес и благодарный отклик слушателей. Многие из них прочно вошли в концертный и педагогический репертуар, став неотъемлемой частью детского музыкального воспитания. Композитор тонко понимает наивный и одновременно серьёзный духовный мир ребёнка, его непосредственное мироощущение. Обладая даром перевоплощения, Бане-вич прокладывает путь к детской душе через создаваемую им музыку, наполненную волшебными звуками и образами.
Неоспоримо, что музыка как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Вопрос о
158
том, как заинтересовать, увлечь ребёнка музыкой, был всегда актуальным. Ведь проблема интереса, увлечённости - одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Но особое значение она приобретает в области музыкального искусства, где без эмоциональной увлечённости не обойтись. Педагогической задачей является выстроить учебный процесс таким образом, чтобы мышление ученика развивалось от понимания замысла, которое вкладывает композитор в то или иное произведения. Отличительной чертой музыки для детей Сергея Баневича как раз и является опора на программность образов, когда уже в самом названии пьес заложен путь к широкому спектру сказочных и иных образов, доступных детскому сознанию, к развитию детской фантазии и эмоциональной сферы.
Сергей Баневич - автор сочинений для детей в различных жанрах, но особой любовью среди юных музыкантов-исполнителей пользуются его детские музыкально-сценические произведения для фортепиано. В творчестве композитора есть потрясающие фортепианные циклы произведений для детей. Среди них: «По сказкам Пушкина», «По сказкам Г.Х. Андерсена», «Русалочка», «Петербургские страницы». Каждый из перечисленных циклов заключает в себе определённую тематику, заложенную в названии сборника, который в свою очередь разделён на несколько фортепианных миниатюр. Несмотря на то, что пьесы в каждом из циклов объединены определённым названием, не исключается возможность исполнения каждой из пьес по отдельности. Каждая миниатюра в них имеет свое программное название. Их внутренней художественной целью является не столько строгое воплощение сюжета, сколько передача неуловимых настроений, характеров и связанных с ними образов. В этом смысле их можно сравнить, например, с «Детским альбомом» П.И. Чайковского или «Бирюльками» С.М. Майкапара. Ведь помогая формированию детского музыкального мышления, композиторы именно с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и общечеловеческими идеалами, со всем, что им самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями.
Фортепианные циклы Сергея Баневича предназначены для детей младших и средних классов музыкальной школы. Задача, которую ставит композитор в них, заключается не только в том, чтобы развить технические навыки исполнения; играя эти пьесы, ребенок учится понимать суть музыкального образа.
В цикл пьес «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена» входит 14 фортепианных миниатюр, каждая из которых имеет своё название. Важнейшим качеством цикла, которое делает его понятным и близким детям, является тонкая связь между развитием образа и рисующим его мелодическим языком, наблюдающимся в каждой
159
пьесе. Композитор умело создал яркие музыкальные картинки с присущей ему театральностью мышления. Она проявляется с помощью особой выразительности точно найденных интонаций, образной детализации фортепианной партии, разнообразия авторских указаний характера исполнения штрихов, тонкой динамической нюансировки. Баневич хорошо знает особенности восприятия и исполнительские возможности детей и поэтому создает очаровательные миниатюры с несложной, легко запоминающейся, но всегда индивидуализированной мелодией и значительной по своей выразительности роли фортепианной партии.
В качестве примера можно взять произведение из данного цикла «Сказочный игрушечный бал». Пьеса написана в жанре полонеза. Ученику будет интересно узнать, что полонез - это торжественный танец-шествие. Исполнялся он, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются в умеренном темпе и по установленным правилами геометрическим фигурам. Полонез Ба-невича написан по правилам и законам этого танцевального жанра. Это трехчастное произведение с контрастной серединой. Музыкальный размер - %. Обладает типичными ритмическими фигурациями для полонеза. Все вышеперечисленные знания помогут ученику в работе над созданием образного представления о пьесе. Можно предложить ученику придумать историю для танца. Например, первая часть полонеза имеет характер торжественный, яркие аккорды оповещают о начале танца, следовательно, игрушечные кавалеры приглашают игрушечных дам на танец. Вторая часть - грациозная, нежная, тихая, благодаря пунктирному ритму вызывает ассоциации с кукольными движениями. Дамы соглашаются на танец. Третья часть - повтор первой, но нужно сыграть её с другим отношением, представляя в своем воображении уже танцующих вместе. Историй можно придумать множество: танцуют принц и принцесса или в роли принца или принцессы будет сам ученик. Главное, эти образы запомнятся, и ребёнок, играя и отрабатывая технические приёмы, будет работать с определённым отношением к характеру пьесы, создавая образ.
Также имеет огромную популярность сборник фортепианных пьес и ансамблей «Русалочка», написанных по одноимённой сказке Х.К. Андерсена. Сергей Баневич написал по мотивам сказки оперу-балет для детей «Русалочка», а затем создал альбом из 14 фортепианных пьес.
В миниатюрах этого сборника наблюдаются три вида музыкальной программности образов. Это картинная программность, где развивается один музыкальный образ: «портрет», «пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пе-
160
ние. К такому виду программности можно отнести пьесы сборника: «Огоньки над Северным морем», «Золотые рыбки», «Морские полипы», «Северный ветер», «Морской конёк», «Северное сияние». Музыкальный образ этих произведений рождается от представлений в сравнении с жизненными явлениями. Например, в пьесе «Огоньки над северным морем» образ развивается на вариативности мелодии. Она звучит то в нижнем регистре, то в верхнем, это ассоциируется с танцующим передвижением огоньков над морем; то замирает в длинных длительностях, то порхающе кружится восьмыми - можно предположить постепенное появление огоньков по одному на небе (движение мелодии половинными длительностями) или озорной хоровод группы огоньков (движение восьмыми). Восьмитактовое вступление в произведении можно соотнести в воображении с наступлением ночи - времени, когда становятся хорошо видны звезды в небе, северное сияние, волшебные и загадочные огоньки красиво зажигаются над морем. А коду (4 такта) - с наступлением раннего утра, когда вся эта панорамная красота начинает постепенно исчезать и мелодия постепенно замирает, гаснет звук на долгой фермате в конце.
Второй вид программности в сборнике - картинно-сюжетный. Это история, написанная по мотивам какого-либо сюжета из сказки. К картинно-сюжетному виду программной музыки можно отнести: «Храни вас море», «Морская ведьма», «Церемониальное шествие», «Танец Русалочки на балу», «Вальс», «Танец матросов». Работая над созданием образа в этих пьесах, необходимо учитывать то, в каком жанре они представлены композитором. Например, пьеса «Храни вас море» написана в форме песни. Три предложения пьесы -это три куплета песни, где мелодия повторяется и немного видоизменяется или дополняется. Это песня невест, как подчёркивает сам автор в своем комментарии к названию. Музыка пьесы напевная, лиричная и нежная. «Танец русалочки на балу» - пьеса написана в жанре вальса. Музыка вальса как нельзя лучше может передать романтическое настроение героини. Она влюблена и ей хочется станцевать для принца, несмотря на боль, которая сопровождает каждый её шаг.
Третий вид программности - психологическая, заключающая в себе передачу чувств героев, настроения, т. е. то, что нельзя увидеть или нарисовать. К психологическому виду относятся пьесы под названием: «Боль и счастье Русалочки», «Прощание». Зная сюжет сказки, несложно догадаться об образном содержании пьес, драматизм которых выражается музыкой.
Сергей Баневич, зная любовь детей к исполнению произведений в ансамбле, вставил в сборник номера для исполнения вдвоём: «Морской конёк», «Танец матросов», «Северное сияние». В работе
161
над образностью в ансамбле ученики совместно обговаривают смысл нюансов пьесы, продумывают роль тех или иных технических трудностей, с которыми предстоит справиться, размышляют об авторских обозначениях и т. п. Такая тонкая работа детской мысли несомненно способствует развитию их творческого потенциала.
Не менее продуктивной в плане развития творческого мышления детей является фортепианная сюита «По сказкам Пушкина» Сергея Баневича. К сюжетам сказок Александра Сергеевича Пушкина Баневич обращается неслучайно. На сказках Пушкина выросло не одно поколение детей. Сюжеты поучительных сказок Пушкина, рассказанные музыкальным языком Сергеем Баневичем, способствуют формированию у ребёнка художественного вкуса и развитию творческой фантазии.
Для более полного представления образного содержания каждой пьесы из сюиты композитор наделяет их не только определённым названием, но и использует эпиграфы к ним. Он помещает четверостишья, взятые из самих сказок, в начале каждого номера с целью указать его характер, его образное содержание, его литературный смысл. В сюите используются фрагменты сюжета из шести сказок А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - «Кораблик» и «Сватья Баба-Бабариха»; «Руслан и Людмила» - «Кот учёный»; «Сказка о попе и о работнике его Балде» - «Бесёнок» и «Зайка»; «Сказка о медведихе» - «Ёж»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - «Зеркальце», «Ветер, ветер» и «Гроб качается хрустальный»; «Сказка о рыбаке и рыбке» - «Золотая рыбка» и «У разбитого корыта». Сюжеты этих сказок знакомы всем с детства, поэтому творческое воображение ученика, берущегося исполнить понравившуюся пьесу из этого альбома, поможет перенести литературных сказочных персонажей на музыкальную палитру, состоящую из характерных, ярких и запоминающихся мелодий, созданных Сергеем Баневичем.
Настоящим музыкальным подарком от Сергея Баневича явился альбом фортепианных пьес «Петербургские страницы», написанный к 300-летию города Санкт-Петербурга и адресованный детям. Фортепианные миниатюры в этом сборнике носят названия, связанные с воспоминаниями композитора о своём детстве, историей и жизнью Петербурга. «Белые ночи», «Медный всадник», «Снежинки над львиным мостиком», «Дворы-колодцы», «Шарманка», «Воспоминания о блокаде», «Музей кукол на Васильевском острове», «Летний сад», «Наводнение», «Петербургская элегия». Все пьесы пронизаны ностальгической и нежной интонацией, которую ощущает Баневич при своей любви к этому городу. Он постарался по-взрослому обратиться через образы Петербурга к детской аудитории и простым му-
162
зыкальным языком попросить задуматься о смысле жизни и истории нашей страны.
Фортепианная музыка Сергея Баневича - это целый мир, воплощённый в звуках. Его образы оживают в звучании фортепиано -это и характерные герои, и человеческий голос, и инструменты оркестра, и звуки природы, и богатство интонационного содержания. Творческая работа над фортепианным репертуаром произведений Сергея Баневича помогает развитию творческого потенциала детей и приобщает к пониманию высших духовных ценностей и культуры.
В.С. Раков
Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения
Музыка является важной частью жизни человека. Музыка сопровождает нас от рождения до самой смерти, начиная от колыбельных песен и заканчивая похоронными плачами и причитаниями. Без музыки немыслимо развитие ребёнка в детском дошкольном учреждении, в школе. Без неё невозможен досуг: праздники, дни рождения и т. д. Мир музыки неизмеримо широк - он неисчерпаем. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена. Это и наш Садко-гусляр, и древнегреческие Пан, играющий на свирели (отсюда и инструмент пан-флейта), и Аполлон с золотой кифарой. К легенде об Орфее обращались многие музыканты. Орфей был сыном речного бога и музы Каллиопы и играл на золотой лире. Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусство муз», служившее воспитанию души.
Воспитание подрастающего поколения - важнейшая, первостепенная задача любого общества. Государственная идеология формирует некие критерии этого воспитания. Это подразумевает развитие у подростков определённых нравственных приоритетов. Но при этом формирование таких духовных ценностей, как патриотизм, дружба, взаимовыручка, любовь, уважение к старшим и др., должны выходить на первое место. Занятия музыкой в любой форме развивают интеллект человека. Учёными установлено, что если в детстве заниматься музыкой или осваивать иностранные языки, то после пятидесяти лет гарантирована ясность ума, твёрдость памяти, данный человек является интересным собеседником для разных поколений, а это в наше время немаловажно.
163