Научная статья на тему 'Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка'

Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1867
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тищенко Ю. В.

Приводятся данные изучения психологических характеристик подростков с проблемной личной идентичностью. На основе результатов исследования выделяются типы проблемных форм взаимодействий родителей и ребенка. Анализируются главные психологические причины различных трудностей в детско-родительских отношениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка»

УДК - 159.923.2.

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Ю.В. Тищенко

Приводятся данные изучения психологических характеристик подростков с проблемной личной идентичностью. На основе результатов исследования выделяются типы проблемных форм взаимодействий родителей и ребенка. Анализируются главные психологические причины различных трудностей в детско-родительских отношениях.

Ключевые слова: идентичность, самосознание, саморегуляция, воспитание, гуманистическое общение, социальные отношения.

Научная проблема и ее обоснование Процесс обретения зрелости затягивается из-за множества проблем и трудностей реалий взрослой жизни, с которыми сталкиваются юношеские мечты. Большинство молодых людей от 17 до 22 лет ставят цели и пытаются исполнить собственные решения. Они стремятся испытать себя в различных социальных ролях, найти деятельность максимально соответствующую собственным внутренним потребностям. Неспособность определиться, сделать собственный выбор базируется на слабом чувстве личной идентичности, порождающим сильные сомнения, чувство безнадежности, стремление искать и опираться на чужое мнение. Отсутствие чувства личного тождества, непрерывности, целостности и последовательности порождает неспособность осознать собственные потребности и возможности, понять реальность и вынести позитивный опыт из собственных неудач. Юноши продолжают действовать в ранее принятом направлении, не в состоянии увидеть новые возможности и открыть для себя более широкие перспективы. Имея в сознании высокие притязания и высокую самооценку, в бессознательном же неуверенность в себе, пишет Э. Эриксон [1], они убегают из дома, бродя где-то по ночам, отдаваясь странным и неприемлемым занятиям.

Важнейшее личностное образование «личная идентичность» формируется соответственно появлению самой возможности здраво определять себя по отношению к разнообразным видам деятельности, существующим в обществе, овладение которыми предполагает наличие навыков решения проблем и соответствующих им качеств личности.

Обзор литературы по теме Основные «планы» рассмотрения идентичности как «познающее - познаваемое» прослеживается в работах у У. Джеймса, «Я -как-есть» -«Я -глазами-других» у Дж. Мида. В работах Э. Эриксона становление эго-идентичности является главным содержанием развития личности. В работах его учеников и последователей, прежде всего Д. Марсиа понятие основной характеристики развития эго-идентичности - статусов идентичности получило дальнейшую разработку. По мнению Дж. Марсиа, именно «решение проблем» вычерчивает структуру идентичности, позволяет осознать собственные сильные и слабые стороны, придает целенаправленность и осмысленность жизни [2]. Возможность справляться с различными сложными сторонами ситуации создается лишь в условиях наличия способности к волевому поведению. Как пишет Л.С. Выготский, именно «воля, лежащая в основе построения личности, оказывается в конечном счете первоначально социальной формой поведения» [3]. Проявления волевого поведения в свободе и ответственности, которые и позволяют подростку преодолеть потребность искать опору во внешней поддержке, сформировать способность делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию в самых разнообразных ситуациях, открытость и готовность к различным поворотам жизненного пути [4]. В признаках личной идентичности, разбираемых различными авторами [5,6, 4], предполагается наличие умения верно судить о жизни и соответственным образом устроить собственную. К таким признакам - проявлениям личной идентичности относятся прежде всего следующие: прочно усвоенный и личностно принимаемый образ себя в многообразии отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и постоянства владения личностью, собственным Я вне зависимости от собственных изменений и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития.

Формирование привычки опираться на собственные усилия, мнения и суждения, являющиеся основой личной идентичности, закладывается в отношении родителей к ребенку. Однако, в стремлении

соединить строгость и мягкость даже самые лучшие родители не смогут достигнуть полной гармонии. В диаде взрослый - ребенок трудно найти абсолютную гармонию просто потому, что саморегуляция, например отправлений функций тела, требует немалых усилий. Безусловное преимущество рефлектор -ной регуляции в выполнении движений новорожденного ребенка не избавляет его от необходимости по настоянию родителей изучать вещи, которые ему неудобны, и отказываться от преимущества, которого он никогда не достигнет на сознательном уровне [5]. Однако в итоге ребенок получает возможность вы -хода за границы ситуации, действуя вопреки непосредственной стимуляции. Такие формы социализированной регуляции как задержка удовольствия, торможение, отказ, запрещение занимают важное место в формировании способности к волевому поведению, служат подоплекой совершающейся в ребенке перемены [5, 6, 7, 8].

Как в целенаправленных воспитательных воздействиях, так и во всех иных формах социализации, формируется умение ребенка подчиняться себе самому и следовать своим собственным решениям. Разъяснение, брошенное вскользь словечко о каком-нибудь здании, фонтане, человеке, очень занимательно и полезно для ребенка, так как пробуждает любознательность обо всем без исключения. В разнообразных отношениях собственные постоянные усилия ребенка должны замечаться и поощряться. К сожалению, в обществе массовой коммуникации, как писал С. Московичи, размывается идентичность, повышается внушаемость, происходит утрата рациональности [9]. В сознании неопытных подростков, викторины, ток - шоу, лотереи, телевизионные игры формируют жизненные стратегии, в которых усилие относится к отрицательным ценностям, ассоциирующимся с неуспехом, рабством и позором. Идея «свободного воспитания», активно внедряемого в массовое сознание, и «гуманистическое воспитание» - генетически понятия родственные, но далеко не тождественные. В психологических исследованиях лиц, подвергшихся «свободному» воспитанию, выявилась их своеобразная самооценка и особенности эмоционально - волевой сферы, затрудняющие как их социальную адаптацию, так и личностное развитие [9].

Идея травматизации как от недостатка любви, так и из - за ее отсутствия достаточно разработана в современной психологии. А. Адлер, поставивший вопрос о роли социального влияния в развитии личности, особенно интересовался ранними событиями, предрасполагающими ребенка к ошибочному выбору жизненного стиля. По его мнению, отверженное положение ребенка и его «испорченность» являются двумя из трех важнейших факторов, приводящих к несчастливым последствиям [10]. Вред избалованности он видел в невозможности развития у ребенка социального чув -ства. Дети постепенно становятся взрослыми деспотами, ждущими от общества того, чтобы оно приспосабливалось к его эгоцентрическим желаниям.

Л.Д. Стотт, впервые выделивший тип семейной ситуации, формирующий у ребенка положительную идентичность, обратил внимание на взаимоотношения, основанные на взаимном доверии родителей и детей и готовности принять друг друга [6]. М. Розенберг рассмотрел особенности взаи-моотношений родителей и детей в широком социально - культурном аспекте. По его мнению, родители, принадлежащие к различным общественным слоям, религии, этническим группам, различаются по стилю отношения к ребенку, что сказывается на становление его самооценки [6]. С. Куперсмит выделил параметры семьи, влияющие на самооценку. Среди них - размер семьи, порядок рождения, характер отношений с братьями, сестрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, их отношения и особенности воспитания. К особенностям воспитания детей с высокой самооценкой С. Куперсмит отнес следующие: принятие ребенка родителями; ясно определенные обязательные огра-ничения, разрешение широкого спектра индивидуальных действий, существующих внутри определенных границ [11].

Многочисленные исследователи [6, 12, 13] видели именно в родительском отношении прогноз развития личной идентичности. В западной психологии рассматриваются различные исходящие из семьи факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии личной идентичности, среди которых особенно выделяются следующие: жестокое обращение с детьми, включающее физическое и сексуальное насилие над ребенком, пренебрежение им; эмоционально негативное отношение; депрессивность родителей. Показано, что при наличии вышеперечисленных факторов у детей возникают проблемы личности, а именно: негативное представление о себе, низкая самооценка, плохая социальная адаптированносгь, преувеличенность и сверхнапыщенность при восприятии собственной компетентности, отрицание собственных потребностей и чувств. Независимо друг от друга, ученые, занимавшиеся проблемой детско-родительских отношений, рекомендуют примерно сходные методы воспитания, к которым относятся следующие: принятие или эмоциональную вовлеченность; уважение и поддержка инициативы ребенка; задание структуры или четкое обозначение ограничений. В результате создания общего эмоционально - положительного фона у ребенка развивается доверие к родителям, а затем и доверие к самому себе, что проявляется в повышении адапти-

рованности к сложным ситуациям, в развитии собственных сил и возможностей для решения возникающих повседневных проблем.

Опираясь на приведенный обзор исследований проблемы становления личной идентичности под влиянием отношений с родителями, можно утверждать, что во всех работах известных педагогов и психологов родителей призывают учитывать имеющиеся у ребенка навыки, предоставлять ему возможность свободно проявлять свои склонности, предлагая ему изведать особенности различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу самому. Если взрослые постоянно не препятствуют исполнению соб-ственных решений и желаний ребенка, если у родителей хватает терпения дать детям возможность своевременно проявить самостоятельность, пишет Л.И.Божович [3], то они, таким образом, оказывают помощь в формировании способности регулировать свои мотивы и свое поведение в соответствии с принятым намерением. Родители, стремясь воспитать своего ребенка личностью, способной делать ответственные выборы в своей жизни, намеренно не станут избыточно облегчать условия существования ребенка. Скорее они будут стремиться руководить им, поощрять и наставлять его смотреть в смысл и суть урока, просеивать через сито все, что ему преподносят, преодолевать трудности и проявлять мужество.

Методы и этапы исследования

Задачей нашего исследования является изучение особенностей реагирования в сложных, неоднозначных социальных ситуациях подростков, имеющих проблемы самоотношения. Кроме того, мы стремились проследить стиль отношения, принятый между родителями и их детьми. Мы предположили, что крайности в отношениях с детьми, такие как симбиотическая связь и авторитаризм родителей, проявятся в недостаточной адаптированности и низкой психологической комфорт -ности их детей.

В нашем исследовании, проводившимся на протяжении 2008 - 2009 гг. приняли участие 52 человека: 20 подростков от 13 до 16 лет с проблемной личной идентичностью и 32 их родителя. Испытуемые подростки являются учениками средних школ г. Брянска. Их родители (матери и отцы) от 32 до 45 лет обращались за психологической помощью в консультационный центр, организованный на базе факультета психологии БГУ. В процессе исследования были использованы следующие методы: «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев) [8]; беседа с матерями; Экспериментально - психологическая методика исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга [12]; Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) [14] ; "Тест-опросник родительского отношения" (А.Я. Варга, В.В. Столин) [7].

20 подростков с проблемной личной идентичностью были выбраны нами на основании беседы с их матерями и результатов исследования по методике исследования самоотношения.

Результаты исследования

Самоотношение подростков по степени убывания процентной выраженности негативных особенностей самоотношения распределилось следующим образом: высокая внутренняя конфликтность (78,5%), самообвинение (65,3%), низкая открытость (58,3%), низкая самоуверенность (49,3), низкая собственная ценность (46,7%); низкое самопринятие (44,6%), низкие оценки по способности вызывать уважение к себе - отраженное самоотношение (44,1%).

В беседе матери отмечали в основном нежелание и неспособность своих детей выполнять данные поручения, брать на себя ответственность; их стремление лгать по незначительным поводам и без повода; нечувствительность к противоречиям; резкие реакции на любые замечания; излишнюю эмоциональность.

В целях изучения психологического состояния подростков были изучены их фрустрацион-ные реакции и механизмы психологической защиты.

Результаты были получены следующие:

59,8 % обследованных детей демонстрируют низкий (до 50%) коэффициент комфортности, что означает недостаточную адаптацию и высокую конфликтность. 23,2 % тестированных продемонстрировали низкий ОСЯ (более 50%), а, следовательно, склонность к беззаботности, безответственности, иждивенчеству. У 17 % ОСЯ составляет 50%, что означает достаточную адаптирован-ность к окружению и комфортное самочувствие.

У 22,0% детей ярко выражены интропунитивные (адаптивные) реакции (I) на стимульный материал, что свидетельствует о принятии фрустрирующей ситуации как благоприятной для себя, вины или ответственности за данную ситуацию.

У 38,2,0% опрошенных выражены экстрапунигивные реакции (Е) - стремление уклониться от ответственности, рационально реагировать на события, склонности подчеркивать степень фрустрирующей ситуа-ции, осуждать внешнюю причину фрустрации, поручать другому лицу ее разрешить.

У 39,8% тестированных преобладают импунитивные реакции (М). Подростки воспринимают фрустрирующие событие как малозначащие, могущие разрешиться сами собой, не переживают внешние события, не принимают их «к сердцу» (можно сказать, в какой-то мере «бесчувственны»).

При этом 59,38% тестированных фиксированы на самозащите (ЕБ), что свидетельствует об обвинении другого, признании вины, признании вины с оправданием себя, утверждении, что никто не виноват (при реакциях Е и М). Психологическое состояние таких подростков часто дискомфортно: они испытывают чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести (особенно при реакции I).

17, 8 % тестированных показывают ярко выраженную фиксацию на препятствии (ОБ). Такие подростки чаще всего переживают большинство ситуаций как фрустрирующие, приносящие беспокойство и дискомфорт (при реакции Е). Зачастую они нормально приспосабливаются, интерпретируя любую ситуацию как благо, превращая ее в полезную для себя (при реакциях I и М).

Фиксацию на удовлетворении потребности (КР) демонстрируют 22, 9 % тестированных детей. Такие дети чаще всего (при реакциях I и М) ожидают, что фрустрирующую ситуацию должен разрешить кто-то другой, или что сам ход событий разрешит ее. Они беззаботны и безответственны. При реакции Е такие дети могут брать ответственность на себя и быть социально адаптированными.

Механизмы психологической защиты в выборке расположены в следующей последователь -ности (по убыванию частоты выраженности): регрессия (78,5%); реактивное образование (72,3); замещение (69,8), проекция (68,3%); отрицание (65,2%), компенсация (63,8%); вытеснение (59,8); интеллектуализация (45,3). Подобное распределение свидетельствует о преобладании в выборке низ -ших механизмов психологической защиты, что свидетельствует об отсутствии стремления перерабатывать информацию, размышлять над своими поступками и поведением.

Анализ данных, полученных при изучении родительского отношения к детям с помощью "Тест-опросника родительского отношения" (А.Я. Варга, В.В. Столин), позволил отметить следующее:

По 1 шкале (принятие, отвержение) высокие баллы отвержения выявились у 15,8% респондентов, а принятие составило 46,2%. 38% респондентов показали средний уровень принятия ребенка.

По 2 шкале (кооперация) самый большой процент составил средний уровень - 62,3%, а 26,5% -наиболее благоприятный уровень. 11,2% родителей показали низкий уровень "кооперации".

По 3 шкале (симбиоз) высокий уровень симбиотический связей составил 68,3%, 25,9% -средний уровень, 5,8% - низкий.

По 4 шкале (авторитарная гиперсоциализация) большой уровень авторитарности показали 61,7% респондентов, 25,8% показали средний, а 12,5% - низкий уровень.

По 5 шкале (инфантилизация) высокий уровень отмечен у 86,5% респондентов, 12,3% - средний уровень и у 1,2% низкий уровень. Отношение к ребенку как к неспособному справиться с различными си -туациями влияет на личностное развитие, порождая неуверенность в себе и препятствуя развитию самосознания.

Анализ средних значений показателей по всем пяти шкалам теста-опросника родительского отношения показал преобладание в стиле родительского отношения стремления инфантилизировать ребенка, высокий авторитаризм и высокую степень симбиотической связи, которая, естественная и полезная в дошкольном возрасте, для подросткового служит тормозом развития личной идентичности.

Выводы и перспективы

Как показало наше исследование, психологическое состояние детей в опрошенных семьях нельзя признать благополучным. Большая часть подростков недостаточно адаптирована к окружению, чувствует себя дискомфортно. Они часто конфликтуют с окружающими, переживают большинство ситуаций как фрустрирующие, испытывают угрызения совести, чувство вины, собственной неполноценности, приносящие беспокойство и дискомфорт. Можно предположить, что дети в значимой мере эмоционально напря-жены, склонны эмоционально, а не рационально реагировать на события. Однако, одновременно высока вероятность того, что значительная часть детей расположена к беззаботности, безответственности, иждивенчеству.

Ведущими факторами семейного воспитания детей с вышеперечисленными проблемами личной идентичности являются следующие: стремление родителя взять на себя решение всех существенных вопросов в жизни ребенка; директивность требований; осознание глубокой психологической связи со своими растущим ребенком, делающей неспособность понимания отдельности его и своего внутреннего мира.

Проведенное исследование высветило те негативные особенности во взаимоотношениях родите -лей и ребенка, которые и являются причинами обращения к психологу - консультанту. Несмотря на усилия и старания родителей, а ведь наша выборка состояла из беспокоящихся о своих детях родителей, именно отсутствие реальности в восприятии своих отношений с ребенком и блокирует воспитательные воздействия, оказываемые на него с самыми лучшими намерениями.

The article contains the findings of the study of the psychological characteristics of adolescents with the problematical personal identity. Basing on the reseach results we can discover some types of problematic forms of relations between parents and their child. We analyse main psychological factors of different difficulties in the child - parents relations.

The Key words: identity, self-avareness, self-control, education, humanism contact, social relations.

Список литературы

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.

2. Marcia J.E. Identity in adolescence. // Handbook of Adolescents Psechology / J.Adelson (ed.). N.Y., 1980.

3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1982-1984. С.

225.

4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. №2. С.28-40.

5. Аллахвердов В.Д. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. С 5 -92.

6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. С. 5 - 140.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Избранные психологические труды // Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352с.

8. Пантилеее С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: «СМЫСЛ», 1993. 32с.

9. Тхостов А.Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации //Психологический журнал. 2005. Т. 26. №6. С. 16-24.

10. Холл С., ЛиндсейГ. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С.115-161.

11. Coopersmith S. The attecedents of self - esteem. San Francisco: Freeman,1967.

12. Экспериментально - психологическая методика изучения фрустрационныхреакций / Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология // Под ред В.Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. С.223-278.

13. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др. / Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С.444-452.

14. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина/ Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Редактор - составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». С.451-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.