Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / детско-родительские отношения / дети дошкольного возраста / воспитание / анализ / семья / self-assessment / child-parent relations / preschool children / education / analysis / family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голодин Олеся Александровна

Статья посвящена исследованию вопроса о том, как детско-родительские отношения влияют на самооценка детей дошкольного возраста. Результаты исследования ясно показывают, что эти отношения оказывают существенное влияние на формирование самооценки у детей. Взаимодействие с родителями являются основой построения самооценки детей. Исследования подтверждают, что дети, у которых сформирована положительная самооценка, имеют лучшие шансы на успешное социальное и эмоциональное функционирование в будущем. В то время как отношения, характеризуемые конфликтами, неприятием и непостоянством, могут привести к снижению самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS ON THE SELF-ESTEEM OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the study of how child-parent relationships affect the self-esteem of preschool children. The study showed that child-parent relationships have a significant impact on the self-esteem of preschool children. Interaction with parents is the basis for the formation of self-esteem in children. Studies show that children who have formed a positive self-esteem have the best chances of successful social and emotional functioning in the future. While relationships characterized by conflict, rejection and inconstancy can lead to a decrease in self-esteem.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Столыпинский вестник №11/2023

Научная статья Original article УДК 372.3/.4

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS ON THE SELF-ESTEEM OF PRESCHOOL CHILDREN

Голодин Олеся Александровна, магистарант, 2 курс, факультет «Психология и Педагогика», Гжельский государственный университет, Россия, Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор

Golodin Olesya Alexandrovna, master's student 2nd year, Faculty of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, Russia, Moscow region, Ramenskiy district, p. Electrical Insulator

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса о том, как детско-родительские отношения влияют на самооценка детей дошкольного возраста. Результаты исследования ясно показывают, что эти отношения оказывают существенное влияние на формирование самооценки у детей. Взаимодействие с родителями являются основой построения самооценки детей. Исследования подтверждают, что дети, у которых сформирована положительная самооценка, имеют лучшие шансы на успешное социальное и эмоциональное

Столыпинский вестник

5227

функционирование в будущем. В то время как отношения, характеризуемые конфликтами, неприятием и непостоянством, могут привести к снижению самооценки.

S u m m a r y

The article is devoted to the study of how child-parent relationships affect the self-esteem of preschool children.

The study showed that child-parent relationships have a significant impact on the self-esteem of preschool children. Interaction with parents is the basis for the formation of self-esteem in children. Studies show that children who have formed a positive self-esteem have the best chances of successful social and emotional functioning in the future. While relationships characterized by conflict, rejection and inconstancy can lead to a decrease in self-esteem.

Ключевые слова: самооценка, детско-родительские отношения, дети дошкольного возраста, воспитание, анализ, семья.

Keywords: self-assessment, child-parent relations, preschool children, education, analysis, family.

Период дошкольного возраста является ключевым в формировании самооценки ребенка, которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на его личностное развитие. Данный возрастной период напрямую зависит от взаимодействия между родителями и детьми. Самооценка представляет собой оценку собственного "Я", способностей и качеств. Она влияет на общение с окружающими, требовательность к себе, восприятие успехов и неудач. Психологические исследования показывают, что самооценка начинает формироваться уже в раннем детстве и может быть как стабильной, так и изменчивой [1]. Качество взаимоотношений с родителями является фундаментом для развития здоровой самооценки у детей.

При рождении у детей совершенно нет представления о себе, о том, какие они, как должны себя вести, а также у него полностью отсутствуют

5228

критерии самооценки. Дети полагают на опыт взрослых, которые его воспитывают, на те оценки, которые они ему дают. В первые 5 лет самооценка формируется на той информации, которую он видит в семье, на отношение родителей к нему. И эти послания взрослые передают ребенку через слова, интонацию, жесты, мимику. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими. [2].

Влияние родителей на ребенка оказывает существенное влияние на его самоощущение и самооценку. Именно родители помогают ребенку сформировать представление о себе и направляют его взгляд на свои качества и способности. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

- оценка его деятельности и поведения;

- формирование личностных ценностей, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;

- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

Когда родители заботятся о своих детях, они наполняют их жизнь

любовью, вниманием и поддержкой. Это создает ощущение значимости и ценности для ребенка. Уважение и взаимопонимание являются основой открытого общения, где дружелюбие и доверительность - ключевые компоненты. Ошибки становятся возможностью для приобретения опыта, а ребенок чувствует себя важным и любимым. Такое отношение способствует положительному самовосприятию и развитию веры в собственные возможности, что в свою очередь благотворно сказывается на самооценке.[4].

Взгляд на себя ребенок черпает из взглядов близких взрослых, которые его воспитывают. Если ожидания и оценки в семье не соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, его самовосприятие будет искаженным. Негативные взаимоотношения между родителями и детьми, такие как недостаток внимания, критика, наказание, эмоциональное и

5229

физическое насилие. Как правило, в таких семьях у детей самооценка занижена.

Дети, которые более уверенны в себе и своих силах им легче справляться с препятствиями. А ребенок у которого самооценка занижена, наоборот, его будут терзать сомнения, даже несмотря на его успехи. Одна неудача для них способна стереть из памяти все предыдущие достижения. Хотя самооценка в первую очередь абсолютна, тем не менее, начинают проявляться черты сравнительной и относительной самооценки. Дети взаимодействуют друг с другом, изучают других, и через это процесс познают себя. В то же время, роль семьи в дошкольном возрасте остается несомненно важной.

Ш.А. Амонашвили писал, что оценка деятельности и поведения детей имеет позитивную роль в их воспитании только в том случае, если оценка результатов деятельности не зависит от личности ребенка. При проявлении положительного отношения к ребёнку и веры в его потенциал, взрослые создают у него уверенность в собственных силах и стремление к достижению успеха. Они также обращают внимание на его ошибки и неправильное поведение, учат его анализировать себя, контролировать свои действия и правильно оценивать свои поступки.

Адекватное отношение к ребенку, основанное на уважении и заботе о его личности, играет ключевую роль в формировании позитивной самооценки. Когда родители оценивают деятельность и поведение своих малышей с учетом этого принципа, они помогают им развить адекватную самооценку и умение анализировать свое поведение. Такой подход воспитания является важным фактором, способствующим уверенности и готовности детей принимать самостоятельные решения. [5]. Бережное отношение к личности ребенка означает принятие его таким, какой он есть, без сравнения с другими детьми или идеалами. Родители ценят индивидуальность и особенности ребенка, предоставляют ему пространство для самовыражения и экспериментирования. Вместе с тем они помогают ребенку развивать свои навыки и умения, учат

5230

быть ответственным и самостоятельным. Оценка деятельности и поведения ребенка должна учитывать его возраст и возможности, а родители стараются поддерживать и поощрять положительные аспекты его развития. Такой подход способствует гармоничному развитию ребенка, укрепляет его уверенность в себе и способность к самопознанию.

Исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что доверительные отношения между родителями и дошкольниками способствуют формированию адекватной самооценки, в то время как жесткий стиль общения в семье связан с неустойчивой и неадекватной самооценкой [5]. Эти результаты подтверждают важное влияние детско-родительских отношений на самооценку детей дошкольного возраста. Родители, которые высоко ценят своих детей и обеспечивают их эмоциональную поддержку, способствуют развитию положительной самооценки. Это влияет на уверенность и успешность детей в общении с окружающими и их эмоциональное благополучие.

Кроме того, степень контроля, осуществляемого родителями, также влияет на самооценку детей. Жесткий подход может вызвать низкую самооценку, в то время как чрезмерно свободный подход может помешать формированию положительной самооценки [3]. Оптимальная степень контроля сочетает в себе поддержку, установление границ и возможность для ребенка исследовать мир в безопасной среде. Рольевая модель родителей также играет важную роль в формировании самооценки ребенка. Они для него главные образцы, и ребенок стремится повторять их поведение.

Регулярно обсуждаемые в семье правила оказывают огромное влияние на развитие самооценки. В некоторых семьях принято говорить только о положительных аспектах, при этом реальные проблемы не обсуждаются. Такие табу порождают ложь со стороны детей, отчужденность и ненависть к родителям. Беспомощность и неприязнь, вызванные таким отношением, негативно сказываются на самооценке.

5231

Чем больше отрицательных оценок дети получают от родителей, тем сильнее они стараются защитить себя, развивая высокую самооценку. Однако такой подход имеет негативные последствия. Высокая самооценка компенсирует неблагоприятный опыт и защищает ребенка от негативных оценок. Однако она может отрываться от его реального поведения, нарушая регуляторную функцию самооценки и усиливая ее защитную функцию. В результате личность ребенка становится "замкнутой".[6].

Вывод. Итак, данное исследование подтверждает важность детско-родительских отношений в формировании самооценки детей дошкольного возраста. Родители, которые демонстрируют положительные образцы поведения, эмоциональную стабильность и умение справляться с трудностями, способствуют развитию положительной самооценки у ребенка. Хорошая атмосфера в семье, качественная коммуникация и оптимальный стиль воспитания содействуют формированию положительной самооценки у детей. Родительская эмоциональная вовлеченность в жизнь ребенка является благоприятным условием для развития позитивной самооценки, при этом не помешая развитию его самостоятельности. Низкая самооценка, напротив, формируется под влиянием негативного взаимодействия между родителями и детьми (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль).

Таким образом, воспитание положительной самооценки у детей дошкольного возраста зависит от качества их отношений с родителями. Положительные модели поведения, эмоциональная стабильность и поддержка со стороны родителей способствуют формированию положительной самооценки у ребенка. Важными факторами также являются добрая атмосфера в семье, эффективная коммуникация и оптимальный стиль воспитания. Родители играют роль примера для своих детей, и от их поведения зависит развитие самооценки и успешность ребенка в личных и социальных взаимодействиях. Отрицательные и негативные формы общения между

5232

родителями и детьми могут привести к формированию низкой самооценки, поэтому важно создавать в семье доверительную и поддерживающею атмосферу. [7].

О важном условии полноценного воспитания детей хорошо сказала Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка».

Литература

1. Смирнов, А. А. Самооценка и саморегуляция в развитии детей дошкольного возраста. Психологический вестник, 2012, том 3, с. 13-22.

2. Усачев, А. В. Коррекция и развитие самооценки у детей дошкольного возраста. Психология и педагогика, 2003, том 1, с. 87 -98.

3. Захаров, А. И. Детско-родительские отношения: психологический аспект. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

4. Новикова, Е. А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей дошкольного возраста. Москва: Смысл, 2007.

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. - 199 с.

6. Переверзева, О. В. Детско-родительские отношения и самооценка дошкольников [Текст] / О. В. Переверзева, И. В. Солодова // Социальная психология и общество. - 2012. - № 2. - С. 30-42.

7. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. -40с.

Literature

1. Smirnov, A. A. Self-assessment and self-regulation in the development of preschool children. Psychological Bulletin, 2012, volume 3, pp. 13-22.

2. Usachev, A.V. Correction and development of self-esteem in preschool children. Psychology and Pedagogy, 2003, volume 1, pp. 87-98.

5233

3. Zakharov, A. I. Child-parent relations: psychological aspect. St. Petersburg: Speech, 2001.

4. Novikova, E. A. The influence of child-parent relations on the self-esteem of preschool children. Moscow: Sense, 2007.

5. Sokolova E.T. Projective methods of personality research. - M., 2004. - 199 p.

6. Pereverzeva, O. V. Child-parent relations and self-esteem of preschoolers [Text] / O. V. Pereverzeva, I. V. Solodova // Social psychology and society. -2012. - No. 2. - pp. 30-42.

7. Grebennikov I.V. Educational climate of the family. - M.: Knowledge, 1976. -40s.

© Голодин О.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

Для цитирования: Голодин О.А. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

5234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.