Научная статья на тему 'Влияние детерминантов на изменение спроса'

Влияние детерминантов на изменение спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2091
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИРМА / FIRM / СПРОС / DEMAND / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ / NON-PRICE FACTORS / ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ / PRICE FACTORS / ЦЕНА СПРОСА / ОБЪЕМ СПРОСА / VOLUME OF DEMAND / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / DEMAND ELASTICITY / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / DEMAND'S PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровых Я.Ф.

Правильное функционирование любой фирмы обусловлено рациональными действиями руководителя по минимизации издержек и максимизации прибыли. Успеха добивается та фирма, которая вовремя отреагировала на изменение спроса на тот или иной товар или услугу. В данной статье были рассмотрены ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение спроса. Проанализированы ценовой фактор (цена) и неценовые: цены субститутов и комплементов, доход потребителя, предпочтения, ожидания, количество потребителей. Автор пришел к выводу о том, что спрос на различные товары и услуги зависит от неценовых факторов, которые влияют на сдвиг кривой спроса вправо или влево. Ценовые факторы влияют на объем спроса, то есть движение происходит по кривой спроса. Эластичность спроса по цене позволяет определить изменение объема спроса в ответ на изменение цены товара. Эластичность спроса, рассчитанная по цене, доходу, а также по цене связанного товара помогает определить, к каким категориям относится исследуемое благо. Автором было замечено, что чем больше значение коэффициента по модулю перекрестной эластичности, тем жестче товары зависят друг от друга. Если же эластичность равна нулю, то товары уникальны и не зависят друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants’ influence on demand’s changes

Correct functioning of any firm is conditioned by rational actions of a manager, like minimization of expenditures and maximization of profit. Success comes to the firms which respond in time to changes in demand of this or that goods of services. The paper considers price and non-price factors with the influence on demand’s changes. It also analyzes price factors: cost and the non-price factors as substitutes costs and compliments, customer’s income, preferences, expectations and number of customers. The author comes to a conclusion that the demand for various goods and services depends to non-price factors which influence on shift of demand’s curve to right or left. The price factors influence on volume of demand, it means movement according to the curve of demand. Demand’s price elasticity allows defining changes in demand volumes as a respond to goods’ prices changes. Demand’s elasticity, calculated according to price, income and goods’ prices allows defining categories of the studied good. The author has noted that the greater value of cross elasticity the more scale of dependency of these goods. If the elasticity equals to zero, these goods are unique and do not depend to each other.

Текст научной работы на тему «Влияние детерминантов на изменение спроса»

Влияние детерминантов на изменение спроса

Боровых Я.Ф.1

Правильное функционирование любой фирмы обусловлено рациональными действиями руководителя по минимизации издержек и максимизации прибыли. Успеха добивается та фирма, которая вовремя отреагировала на изменение спроса на тот или иной товар или услугу. В данной статье были рассмотрены ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение спроса. Проанализированы ценовой фактор (цена) и неценовые: цены субститутов и комплементов, доход потребителя, предпочтения, ожидания, количество потребителей. Автор пришел к выводу о том, что спрос на различные товары и услуги зависит от неценовых факторов, которые влияют на сдвиг кривой спроса вправо или влево. Ценовые факторы влияют на объем спроса, то есть движение происходит по кривой спроса. Эластичность спроса по цене позволяет определить изменение объема спроса в ответ на изменение цены товара. Эластичность спроса, рассчитанная по цене, доходу, а также по цене связанного товара помогает определить, к каким категориям относится исследуемое благо. Автором было замечено, что чем больше значение коэффициента по модулю перекрестной эластичности, тем жестче товары зависят друг от друга. Если же эластичность равна нулю, то товары уникальны и не зависят друг от друга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Фирма, спрос, детерминанты, неценовые факторы, ценовые факторы, цена спроса, объем спроса, эластичность спроса, рыночные отношения.

В эпоху рыночных отношений центр всей экономической деятельности, как правило, смещается в сторону основного звена экономики - это фирмы. Именно здесь производится большая часть необходимой обществу продукции, а также оказываются услуги.

Правильное функционирование любого предприятия обусловлено, прежде всего, глубокими экономическими познаниями, а также рациональными действиями руководства. Ведь в условиях современной экономики успеха добивается та фирма, которая вовремя реагирует на изменения спроса на тот или иной товар либо услугу. Следовательно, необходимо внимательное изучение потребительского спроса на рынке товаров и услуг для того, чтобы наиболее выгодно продавать свою продукцию, минимизируя издержки и максимизируя прибыль [1, 2 ].

Данная проблема широко исследовалась в работах таких авторов, как В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, Р.М. Нуреев, А. Томпсон, Д. Формби [ 3, 4, 5 ].

Спросом на любой товар или услугу называют желание и готовность приобрести товар или услугу в данное время в данном месте. При этом важным является тот факт, что желание без готовности и наоборот не являются спросом на товар или услугу. То есть,

если хочется приобрести что-либо, но нет возможности по различным причинам осуществить приобретение блага, или же приобретение возможно, но никто не изъявляет желание приобрести, то это означает, что спрос на данное экономическое благо не предъявляется [ 6 ].

Возникает вопрос: в чем же измеряется спрос на различные товары или услуги? Для этого существует такая характеристика, как объем спроса. Объем спроса - это то количество экономического блага, на которое потребитель предъявляет спрос при данном уровне цены в данную единицу времени. Также важной характеристикой является цена спроса, которая представляет собой максимальную цену, за которую потребитель согласен приобрести некоторое количество данного блага [ з ].

Объем спроса зависит от ряда факторов: ценовых и неценовых (детерминанты спроса). Изменение ценового фактора влечет за собой изменение объема спроса, то есть движение по линии спроса. Изменение неценовых факторов влечет изменение самого спроса на товар или услугу, то есть сдвиг линии спроса [ 6 ].

К ценовым факторам спроса относится сама цена товара или услуги. Если предположить, что осталь-

1 Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера, г. Пермь, Россия. Почта для связи с автором: boroyanochka@mail.ru

ные факторы неизменны, то общую функцию спроса можно представить в виде функции спроса от цены, которую можно задать тремя способами: графически, аналитически, с помощью таблицы. При этом изменения цены и объема спроса находятся в обратной зависимости. Иначе говоря, увеличение цены влечет за собой снижение объема спроса и наоборот. Эта зависимость обуславливает отрицательный наклон кривой спроса. Однако данное правило имеет исключение: так называемый парадокс Гиффена [ з ].

Парадокс Гиффена заключается в том, что существуют такие товары, для которых объем спроса находится в прямой зависимости от объема цены. В середине XIX века английский экономист Роберт Гиффен обратил внимание на тот факт, что во время кризиса в Ирландии объем спроса на картофель увеличился вместе с повышением цены. Это было обусловлено следующим. В то время картофель был основным продуктом питания местных бедняков, поэтому рост цен вынудил их отказаться от потребления других товаров более высокого качества. Так как картофель все же оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, спрос на него вырос вместе с повышением цены. Другими примерами «товаров Гиффена» могут являться соль, чай, табак. Обычно возникновение таких товаров связано с нестабильной ситуацией в экономике (угрозы кризисов, нестабильность доходов, резкие общественные изменения и прочее) [7, 8].

Все остальные факторы, представленные в общей функции спроса, относятся к неценовым детерминантам. Рассмотрим их влияние на изменение спроса.

Цена связанных товаров (Pb). В данной категории рассматриваются два вида товаров: субституты и ком-лементы. Увеличение цены на товар-заменитель (субститут) вызывает увеличение спроса на данный товар. Приведем в пример два газированных напитка: «Pepsi» и «CocaCola». Повышение цены на «Pepsi» приведет к снижению спроса на него, а также вызовет повышение спроса на другой, идентичный напиток «Coca Cola». Потребитель предпочтет более дешевый товар более дорогому такого же качества.

В случае с дополняющим товаром (комплементом) наблюдается обратная ситуация. Рассмотрим два взаимодополняющих товара: лыжи и лыжные палки. Повышение цен на лыжи приведет к понижению спроса на них, а так как лыжные палки не используются без самих лыж, то произойдет соответственное снижение спроса на лыжные палки [ 4 ].

Доход потребителя (I). Изменение дохода потребителя также влияет на спрос. При увеличении дохода спрос, как правило, возрастает, при этом возрастание происходит быстрее или медленнее в зависимости от качества товара, доли, которую товар составляет в бюджете потребителя, а также ряда других свойств. Исключением являются так называемые инфериорные, или, как их еще называют, низкокачественные, блага.

При увеличении дохода потребителя спрос на них падает. В качестве примера инфериорных благ могут выступить дешевые товары, такие как недорогие соевые сорта колбасы, вместо которых вместе с увеличением дохода мы начинаем покупать более дорогие и качественные мясные изделия, или дешевые кафе, от которых мы отказываемся в пользу более дорогих заведений - ресторанов. При снижении дохода спрос на инфериорные товары возрастает.

Предпочтения (И). Вкусы потребителей также влияют на формирование спроса. Причем их влияние как увеличивает, так и понижает спрос на тот или иной товар или услугу. В данной группе факторов можно рассмотреть четыре основных: реклама, мода, сезонность, СМИ. Реклама повышает спрос на продукцию, формируя эффект узнаваемости и снижая издержки на проверку качества. Спрос на товар, являющийся модным, также выше, чем у обычного товара той же группы. Сезонность тоже оказывает значительное влияние на спрос, который, например, в случае с валенками будет выше зимой, нежели летом. СМИ формируют мнение потребителя о товаре, снижая или увеличивая спрос, в зависимости от того, с какой стороны освещается данное благо.

Ожидания (О). Данный фактор также оказывает влияние на потребительский спрос. При этом ожидания можно разделить на два типа: ожидание изменения цены и ожидание изменения ситуации в целом. В первом случае в качестве примера можно рассмотреть ожидание повышения цены на соль. Если в следующем месяце ожидается повышение цены на соль, то в данном месяце спрос на нее резко вырастет. Во втором случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда в обществе ожидаются качественные изменения. Например, грядущий кризис на рынке недвижимости может вызвать снижение спроса в данном секторе экономики [ 9, 10 ].

Количество потребителей (Ы). В нормальных условиях количество потребителей влияет на изменение спроса. При увеличении числа потребителей соответственно повышается спрос на товар или услугу. Очевидно, что при уменьшении числа потребителей спрос будет падать. Например, в то время как город принимает масштабные спортивные соревнования, в него приезжает большое количество спортсменов и зрителей. На период соревнований в городе увеличивается спрос на пассажирские перевозки, гостиничные услуги.

Также одной из важных характеристик спроса является эластичность. Эластичность спроса - мера чувствительности объема спроса к изменению одного из факторов спроса; можно сказать, что это число, которое показывает процентное изменение объема спроса в ответ на изменение фактора спроса на 1% [ 11 ].

Эластичность спроса может рассчитываться по цене, доходу, а также по цене связанных товаров.

Эластичность спроса по цене. Данный вид эластичности отражает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент. Эластичность спроса по цене всегда является неположительной величиной вследствие отрицательной зависимости между изменением цены и изменением объема спроса, вытекающей из общего закона спроса. Поэтому для простоты эластичность спроса по цене принято записывать по модулю и обозначать Ер = \е£\ В зависимости от данного показателя мы можем отнести спрос к одной из пяти категорий: абсолютно эластичный спрос (Е°= +<»), эластичный спрос (Ер= >1), спрос единичной эластичности (Ер = 1), неэластичный спрос (0 <Ер=<1), абсолютно неэластичный спрос (Ер=0). Примером абсолютно эластичного спроса может послужить индивидуальный спрос на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции, когда при любом увеличении цены потребитель предпочтет приобрести товар или услугу у другого производителя, а любое снижение фирмой цены продажи товара невыгодно, так как фирма может продавать товар дороже без каких-либо отрицательных последствий. Примером абсолютно неэластичного спроса может служить спрос на наркотики или некоторые уникальные лекарственные препараты, такие как инсулин. Действительно, индивиды, страдающие наркотической зависимостью, вряд ли снизят объемы потребления наркотиков из-за повышения цены на них. Также не смогут снизить объемы потребления инсулина те, кто страдают сахарным диабетом, потому что существует ежедневная норма инсулина, необходимая им для поддержания жизни [ 6, 12 ].

Эластичность спроса по доходу отражает процентное изменение объема спроса при изменении дохода потребителя на один процент. Эластичность спроса по доходу вычисляется как и ценовая эластичность: с помощью четырех основных формул. Только вместо изменения цены товара используется изменение дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу обычно имеет положительную величину, так как положительное изменение дохода влечет положительное изменение спроса.

Также в зависимости от показателя эластичности по доходу блага делятся на инфериорные и нормальные. Последние, в свою очередь, делятся на блага первой необходимости и товары роскоши.

Перекрестная эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса отражает зависимость процентного изменения объема спроса от процентного изменения цены связанного товара. При вычислении показателя перекрестной эластичности спроса используются формулы, аналогичные формулам, применяемым при вычислении ценовой эластичности и эластичности по доходу. Только

в этом случае в качестве переменной выступает цена связанного товара. Также с помощью данного показателя можно определить, являются ли товары субститутами или комплементами.

Стоит отметить, что чем больше значение коэффициента по модулю перекрестной эластичности, тем жестче товары зависят друг от друга. Если же эластичность равна нулю, то товары уникальны и не зависят друг от друга [ 1 з ].

Таким образом, значения коэффициента ценовой, дуговой и перекрестной эластичности по доходу играют важную роль в определении типа товара, а также помогают производителю предсказать возможное поведение потребителей на рынке товара или услуги.

Сделаем предположение, что спрос на участке цен от 4 до 6 неэластичен по цене в силу угла наклона кривой на данном участке. Увеличение дохода потребителя должно вызвать увеличение спроса, то есть сдвиг кривой спроса вправо. Увеличение цены на товары-заменители также должно привести к сдвигу вправо кривой спроса, иначе говоря, к увеличению спроса [ 14, 15 ].

Проанализируем на практике влияние детерминантов на изменение спроса. Для этого рассчитаем объемы спроса при различных изменениях цены на товар, доходов и цен на товары-заменители (табл. 1).

В табл. 2 показано, как реагирует объем спроса в ответ на изменение цены на товар с 4 до 5 тыс. р. и с 5 до 6 тыс. р. Коэффициенты эластичности при этом равны -0,74 и -0,76 соответственно.

Табл. 3 отражает то, как сдвигается кривая спроса при изменении неценовых факторов, обозначенных в первом столбце таблицы. Видно, что зависимость изменения спроса от изменения неценовых факторов носит положительный характер.

Табл. 4 показывает, что изменение спроса не пропорционально изменению неценовых факторов. При этом спрос увеличивается в меньшее количество раз, чем влияющий фактор.

Данные, представленные в табл. 5, показывают, что при уменьшении тех же факторов на 20% спрос уменьшается в меньшее количество раз, нежели значения оказывающих влияние факторов.

Табл. 6 и 7 иллюстрируют аналогичные изменения спроса при цене 6 тыс. р.

Проанализировав данные, представленные в приведенных выше таблицах, можно сделать некоторые выводы о характере поведения спроса на заданном интервале цен.

Во-первых, товар, спрос на который был исследован, не относится к товарам Гиффена, так как эластичность спроса по цене на заданном интервале отрицательна. Коэффициент эластичности по модулю меньше единицы, следовательно, спрос на этот то-

Таблица 1

Изменение объемов спроса при различных ценах под влиянием тех или иных факторов

Цена (Р), Объем (Q), Доходы потребителей, Цена на товары-заменители,

тыс. р. тыс. шт. в % к начальному значению в % к начальному значению

4 4,05 0 0

4 4,31 10 0

4 4,16 0 10

5 3,30 0 0

5 3,51 10 0

5 3,39 0 10

6 2,80 0 0

6 2,98 10 0

6 2,88 0 10

Таблица 2

Изменение объема спроса при изменении цены на 1 тыс. р.

Цена, тыс. р Объем, тыс. шт. Коэффициент эластичности спроса при изменении цены

4 4,05 -

5 3,30 -0,74

6 2,80 -0,76

Таблица 3

Сдвиг кривой спроса при изменении различных факторов

Фактор Сдвиг кривой спроса при уменьшении значения фактора (вправо или влево) Сдвиг кривой спроса при увеличении значения фактора (вправо или влево) Тип влияния данного фактора на спрос (прямое или обратное)

Доходы потребителей Влево Вправо Прямое

Вкусы, мода Влево Вправо Прямое

Количество потребителей Влево Вправо Прямое

Цены на товары-заменители Влево Вправо Прямое

Таблица 4

Изменение объема спроса при увеличении доходов потребителей или цен на товары-заменители на 30% при цене 4 тыс. р.

Параметр Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Ц при изменении изучаемого фактора с 0 до 30%

Доходы потребителей,% Цены на товары-заменители, %

Контрольное измерение 0 0 4,05 -

Изучаемый фактор Доходы потребителей 30 0 4,84 0,65

Цены на товары-заменители 0 30 4,39 0,27

(измерения для Р = 4 тыс. р.)

Таблица 5

Изменение объема спроса при уменьшении доходов потребителей или цен на товары-заменители на 20% при цене 4 тыс. р.

Параметр Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Q при изменении изучаемого фактора с 0 до -20%

Доходы потребителей,% Цены на товары-заменители, %

Контрольное измерение 0 0 4,05 -

Изучаемый фактор Доходы потребителей -20 0 3,53 0,64

Цены на товары-заменители 0 -20 3,83 0,27

(измерения для Р = 4 тыс. р.)

Таблица 6

Изменение объема спроса при увеличении доходов потребителей или цен на товары-заменители на 30% при цене 6 тыс. р.

Параметр Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Q при изменении изучаемого фактора с 0 до 30%

Доходы потребителей, % Цены на товары-заменители, %

Контрольное измерение 0 0 2,80 -

Изучаемый фактор Доходы потребителей 30 0 3,33 0,63

Цены на товары-заменители 0 30 3,03 0,27

(измерения для Р = 6 тыс. р.)

Таблица 7

Изменение объема спроса при уменьшении доходов потребителей или цен на товары-заменители на 20% при цене 6 тыс. р.

Параметр Значение факторов Значение Q Коэффициент изменения Q при изменении изучаемого фактора с 0 до -20%

Доходы потребителей, % Цены на товары-заменители, %

Контрольное измерение 0 0 2.80 -

Изучаемый фактор Доходы потребителей -20 0 2.45 0,63

Цены на товары-заменители 0 -20 2.65 0,27

(измерения для Р = 6 тыс. р.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вар неэластичен по цене. Данный факт подтверждает сформулированную ранее гипотезу.

Во-вторых, при увеличении доходов потребителя спрос также увеличивается, что подтверждает нашу гипотезу о характере сдвига кривой спроса при изменении дохода. Коэффициент эластичности по доходу постоянен, а его значение лежит в промежутке от 0 до 1, что позволяет сделать вывод о том, что данный товар является нормальным благом и относится к товарам первой необходимости.

В-третьих, при повышении цены на товар-заменитель спрос на данный товар растет, что подтверждает сделанное ранее предположение. Коэффициент эластичности спроса по цене товара-заменителя говорит о том, что два данных блага находятся в слабой зависимости друг от друга.

Библиографический список:

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 255 с.

1. Березин И. Маркетинговый анализ. М.: Эксмо, 2002. 400 с.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2 т. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1, 2.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2002. 572 с.

4. Томпсон А, Формби Д. Экономика фирмы. М.: Бином, 1998. 544 с.

5. 50 лекций по микроэкономике: в 2 т. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1, 2.

6. Экономика / под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2002. 896 с.

7. Зайцев А.Г., Стеценко А.В. Предложение и спрос как стимулы

и регуляторы маркетинга // Российское предпринимательство. 2009. Т. 10, № 8. С. 86-90.

Примерами товаров, спрос на которые обладает обозначенными выше характеристиками, могут послужить туалетная бумага, свежезамороженные продукты, «хот-доги» [ 14 ].

Таким образом, из проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. Спрос на различные товары и услуги зависит от неценовых факторов, которые влияют на сдвиг кривой спроса вправо или влево. Ценовые факторы влияют на объем спроса, то есть обуславливают движение вдоль кривой. Эластичность спроса, рассчитанная по цене, доходу, а также по цене связанного товара помогает определить, к каким категориям относится исследуемое благо. Более того, эластичность спроса позволяет определить изменение объема спроса в ответ на изменение цены товара.

8. Менкью Н.Г. Принципы экономики. СПб.: Питер Ком, 1999. 784 с.

9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика: Дело, 2011. 608 с.

10. Коуэлл Ф. Микроэкономика: принципы и анализ. М.: Дело, 2011. 715 с.

11. ЧуевД.Э. Факторы спроса и предложения на мировом рынке нефтесервисных услуг // Бурение и нефть. 2014. № 1. С. 58-61.

12. Хачетлева Ф.А. Спрос и предложение как важные составляющие туристского рынка // Новые технологии. 2009. № 1.

13. Джейли Дж.А, Рени Ф.Дж. Микроэкономика: продвинутый уровень. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 736 с.

14. Каранец С.М. Спрос и предложение на рынке культурных благ. М.: Проблемы современной экономики, 2015. 319 с.

Дата получения статьи: 20.01.2018 Дата принятия к публикации: 22.03.2018

Determinants' influence on demand's changes

Borovikh Y.F.1

Correct functioning of any firm is conditioned by rational actions of a manager, Like minimization of expenditures and maximization of profit. Success comes to the firms which respond in time to changes in demand of this or that goods of services. The paper considers price and non-price factors with the influence on demand's changes. It also analyzes price factors: cost and the non-price factors as substitutes costs and compliments, customer's income, preferences, expectations and number of customers. The author comes to a conclusion that the demand for various goods and services depends to non-price factors which influence on shift of demand's curve to right or left. The price factors influence on volume of demand, it means movement according to the curve of demand. Demand's price elasticity allows defining changes in demand volumes as a respond to goods' prices changes. Demand's elasticity, calculated according to price, income and goods' prices allows defining categories of the studied good. The author has noted that the greater value of cross elasticity the more scale of dependency of these goods. If the elasticity equals to zero, these goods are unique and do not depend to each other.

KEY woRDs

Firm, demand, determinants, non-price factors, price factors, demand's price, volume of demand, demand elasticity, market relations.

References and Notes

1. Azoev G.L., CHelenkov A.P. Konkurentnye preimushchestva firmy [Competitive advantages of the company]. M.: Novosti, 2000. 255 s.

2. Berezin i. Marketingovyj analiz [Marketing analysis]. M.: EHksmo, 2002. 400 s.

3. Gal'perin V.M., ignat'ev S.M., Morgunov V.i. Mikroehkonomika [Microeconomics]. EHkonomicheskaya shkola, 2004. T. 1, 2.

4. Nureev R.M. Kurs mikroehkonomiki [The course of microeconomics]. M.: Norma, 2002. 572 s.

5. Tompson A., Formbi D. EHkonomika firmy [Economics of the firm]. M.: Binom, 1998. 544 s.

6. 50 lekcij po mikroehkonomike [50 lectures on microeconomics]. M. SPb.: EHkonomicheskaya shkola, 2004. T. 1,2.

7. Bulatova A.S. EHkonomika [Economy]. 3-e izd., pererab. i dop. M.: EHkonomist», 2002. 896 s.

8. Zajcev A.G., Stecenko A.V. Predlozhenie i spros kak stimuly

i regulyatory marketinga [Supply and demand as incentives and controls of marketing]. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2009. T. 10, № 8. S. 86-90.

9. Menk'yu N.G. Principy ehkonomiks [Principle of economics]. SPb.: Piter Kom, 1999. 784 s.

10. .Pindajk R., Rubinfel'd D. Mikroehkonomika [Microeconomics]. M.: EHkonomika: Delo, 2011. 608 s.

11. KouehU F. Mikroehkonomika: principy i analiz [Microeconomics: principles and analysis]. M.: Delo, 2011. 715 s.

12. CHuev D.EH. Faktory sprosa i predlozheniya na mirovom rynke nefteservisnyh uslug [Demand and supply factors in the global oilfield services market]. Burenie i neft'. 2014. № 1. S. 58-61.

13. Hachetleva F.A. Spros i predlozhenie kak vazhnye sostavlyayushchie turistskogo rynka [Supply and demand as important components of the tourism market]. Novye tekhnologii. 2009. № 1.

14. Dzhejli Dzh.A., Reni F.Dzh. Mikroehkonomika: prodvinutyj uroven' [Microeconomics: advanced level]. M.: NIU VSHEH, 2011. 736 s.

15. Karanec S.M. Spros i predlozhenie na rynke kul'turnyh blag [Supply and demand in the market of cultural goods]. M.: Problemy sovremennoj ehkonomiki, 2015. 319 s.

Received for publication: 20.01.2018 Accepted for publication: 22.03.2018

1 Perm State Medical University named after Academician E. A. Wagner, Perm, Russia Corresponding author: boroyanochka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.