Научная статья на тему 'Влияние денег на социальное конструирование пространства'

Влияние денег на социальное конструирование пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
673
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ДЕНЬГИ / МОНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЛОКАЛИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL CONSTRUCTING / SPACE / MONEY / MONETARY MENTALITY / SOCIAL NETS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарубина Наталья Николаевна

На основании методологии, предложенной в работах Г. Зиммеля, З. Баумана, М. Кастельса и др., в статье исследуется влияние разных форм денег и монетарного сознания на социальное конструирование пространства. Деньги рыночного обмена служат одним из средств конструирования локальных пространств и отражают их геоэкономическое, политическое, символическое, социальное единство, в то время как виртуальные деньги глобальной экономики финансов безразличны к реальным пространствам и формируют собственное «пространство потоков» (М. Кастельс). Эти экстерриториальные деньги способствуют выстраиванию новой пространственной перспективы, определяющей переоценку конкретных территорий, их включение в глобальное развитие или исключение из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of money on the formation of social space

The influence of various forms of money and monetary mentality on the formation of social space is investigated using the methods developed by George Zimmel, Sigmund Bauman, Manuel Castells and other scientists. In market exchange, money serves as a means for constructing local spaces and reflects their geo-economic, political, symbolic and social unity, while the virtual money of the global financial economy is indifferent to real spaces and forms its own "space of flows". The exterritorial money helps construct a new space perspective, which reevaluates specific territories, and that includes or excludes them from global development.

Текст научной работы на тему «Влияние денег на социальное конструирование пространства»

ПСИХОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Н. Н. ЗАРУБИНА

ВЛИЯНИЕ ДЕНЕГ НА СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА*

Посвящается памяти Бориса Сергеевича Ерасова (1932-2001)

На основании методологии, предложенной в работах Г. Зиммеля, З. Баумана, М. Кастельса и др., в статье исследуется влияние разных форм денег и монетарного сознания на социальное конструирование пространства. Деньги рыночного обмена служат одним из средств конструирования локальных пространств и отражают их геоэкономическое, политическое, символическое, социальное единство, в то время как виртуальные деньги глобальной экономики финансов безразличны к реальным пространствам и формируют собственное «пространство потоков» (М. Кастельс). Эти экстерриториальные деньги способствуют выстраиванию новой пространственной перспективы, определяющей переоценку конкретных территорий, их включение в глобальное развитие или исключение из него.

Ключевые слова: социальное конструирование, пространство, деньги, монетарное сознание, социальные сети, локалии, глобализация.

Пространство является не просто объективной формой размещения различных социальных групп, предписывающей им собственную логику развития. Освоенное людьми пространство становится предметом и продуктом социального конструирования, которое состоит в наделении его особыми смыслами, в их контексте оно и предстает как социальное, окультуренное, субъективно осознанное. В разных типах обществ социальное конструирование пространства осуществляется по-разному. Мы сейчас являемся свидетелями и участниками качественно нового этапа социального кон-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты № 10-06-00424-а и 10-06-00434-а).

Историческая психология и социология истории 1/2012 26-42

струирования пространства, обусловленного в числе прочих факторов экономической глобализацией и ее ведущей силой - виртуальными финансами.

На наших глазах реальные пространства, территории с их историческим прошлым, устоявшимся хозяйственным укладом, населением и сложившимся образом жизни реструктурируются под действием логики глобальной экономики финансов. В последние годы в России прямо или косвенно встает вопрос о делении на регионы, входящие и не входящие в глобальную экономику, соответственно имеющие или не имеющие будущее. Давнее противоречие между Москвой и регионами проявляется в форме растущей неприязни к столице и ее жителям как носителям некой «чуждой» для остальной России культуры. В границах традиционных территорий также происходят изменения пространственной локализации социальных групп и институтов: офисы вытесняют объекты социальной инфраструктуры из наиболее удобных мест расположения; памятники истории и культуры уступают место прибыльным торговоразвлекательным центрам; старожилы центральных, наиболее престижных, а значит, и самых дорогих, районов российских городов постепенно перемещаются на окраины; на месте дешевой старой застройки растут новые дома, которые заселяются новым, платежеспособным контингентом. Все это становится предметом конфликтов различной остроты и открытости.

Представляется, что понять эти процессы и предвидеть перспективы их развития возможно не столько в контексте анализа локальных и временных раскладов политических сил и экономического влияния, сколько с точки зрения глобальных процессов социальной трансформации пространства, идущих под влиянием становления глобальной экономики финансов и изменения природы денег.

«Пространство мест» в традиционных и рыночных обществах

В трудах социологов Г. Зиммеля, П. Бурдьё и других содержатся теоретико-методологические принципы социологического подхода к исследованию социальных конструктов пространства. Для современной социологии проблемы конструирования пространства приобрели особую актуальность в связи с глобализацией, которая, собственно, и стала возможной благодаря изменению представлений о пространстве. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования этих изменений представлены в работах З. Баумана, Э. Гидденса, М. Кастельса и других.

В теоретической социологии пространства, начиная с Зиммеля, обсуждалось различие между пространством и местом, а также между «надпространственным» (экстерриториальным) и «непространственным» как универсально-пространственным по аналогии с «вневременным» и «вечным». Одни образования «надпростран-ственны, ибо “по своему внутреннему смыслу не соотносятся с пространством и именно поэтому равномерно соотносятся со всеми его точками”, другие же “имеют равномерное отношение ко всем точкам пространства не в виде равномерного безразличия, но как повсеместно действительную и принципиальную солидарность с пространством”» (цит. по: Филиппов 2003: 71). Теоретически деньги национальных экономик, рынков, формируемых едиными валютами, могут быть рассмотрены как универсально-пространственные, связанные равномерно со всеми точками пространства их действия. А так называемые виртуальные деньги глобальной экономики финансов (см. следующий раздел статьи) принципиально надпространственны в том смысле, что они равномерно безразличны ко всем точкам реальных пространств. Они являются не «глобальными деньгами», связанными в равной степени со всеми локальными хозяйственными системами и выражающими реальное единство мировой экономики, а представляют качественно новый, по существу, экстерриториальный уровень экономических взаимодействий. В теоретической модели исследования наиболее адекватными являются принадлежащие Кастельсу понятия «пространство мест» и «пространство потоков», означающие соответственно связь социальных акторов с конкретными локальными территориями и с экстерриториальными социальными сетями, образующимися в процессе глобализации (Castells 1989; Кастельс 2000).

В традиционных обществах пространство так же, как и время, осознается в его соразмерности человеку: не существует универсальных и объективных единиц измерения и членения пространства, линейной перспективы, формируемой сторонним наблюдателем. Человек и локальный социум отождествляют себя с обживаемым конкретным пространством, разделяют его черты и свойства. Пространственная локализация и автохтонность являются важнейшими аспектами идентичности. С локальным пространством соотносятся натуральное хозяйство с встроенными и подчиненными элементами рыночной торговли и товарного производства, а также локальные деньги как опосредствующие абстракции обмена, средства платежа и накопления, выражающие не только экономиче-

ские, но и локальные социальные отношения в специфическом местном времени. Хозяйственная автаркия, самодостаточность экономических территорий проявляется в изоляции отдельных социальных образований, их жесткой привязанности к месту. В традиционных обществах социальные статусы и роли определялись принадлежностью или отношением к местному сообществу, а вовсе не наличием денег или их формой. Переход из одного локального мира в другой был сопряжен с большими трудностями и качественными изменениями всего строя жизни, преодолеть которые деньги не были способны: богатый «чужак» в традиционных сообществах все равно оставался неравноправным.

Именно с этим свойством традиционных локальных пространств-мест связаны особенности развития экономики и предпринимательства как социального института и социальной группы: если автохтоны вели хозяйство, ориентированное на удовлетворение потребностей местного сообщества, то извлечением денежной прибыли из хозяйственной деятельности занимались по преимуществу «чужаки». Этот феномен известен социологам и историкам как особая предпринимательская активность этнических и религиозных меньшинств, обусловленная их слабыми социальными связями с местным окружением. Изначально вовлеченные в межличностные связи автохтоны должны были следовать принципам личной лояльности, из которых вытекает позиция «дара» или «услуги», а не эквивалентного обмена, патернализма, не формально-безличных сделок и договоров. Но рыночные обмен и денежные отношения требуют известной свободы и независимости от социальных ограничений, обусловленных автохтонностью. Как отмечает Г. Зим-мель, «индифферентная объективность монетарных взаимодействий вступает в непереносимое противоречие с личным характером отношений... Партнерство, необходимое для финансовых взаимодействий, - это партнерство с совершенно безразличным нам человеком» (8тше1 1978: 227).

В то же время именно деньги обусловили приобретение экономически активными меньшинствами, названными Зиммелем «денежными», особых социокультурных свойств, прежде всего их высокой динамичности и мобильности в пространстве. Частые гонения и преследования вынуждали «чужаков» пребывать в любом месте временно и быть готовыми быстро его покинуть. При этом лишь деньги, и никакой другой вид имущества, становились наиболее удобным средством сбережения ценностей. И сама вынуж-

денная мобильность «денежных меньшинств» легко трансформируется в принципиальную установку на мобильность, обусловленную различиями локальных условий для ведения финансовых дел и готовностью быстро переместиться туда, где эти условия лучше.

Деньги способствуют коммуникации в пространстве, установлению дальних связей не только потому, что их наличие делает перемещения доступными, но и потому, что они сами перетекают из одного места в другое в соответствии с собственной оценкой локальных пространств, обоснованной распределением капиталов и ресурсов и перспективой их приращения. Та же ориентация на приращение денег заставляет социальных акторов разрывать традиционные автохтонные привязанности и активно перемещаться в пространстве: мобильные деньги рыночного обмена сообщают мобильность и своим хозяевам (Московичи 1998: 415), которые должны теперь видеть мир в новой, специфической «пространственно-денежной» перспективе.

Широко известно замечание Зиммеля о том, что деньги - это родина безродных. Обладание деньгами позволяет изгоям включиться в социальные связи, наладить общение, иначе невозможное. Даже если на общение с подобными меньшинствами наложено табу, если религия или обычай предписывают презирать и избегать их, нужда в деньгах заставляет обращаться к ним и поддерживать с ними отношения. Такие меньшинства остаются на особом положении. Они не могут полностью интегрироваться, раствориться в местном сообществе, поэтому вызывают настороженное и враждебное отношение. В то же время, сосредоточив в своих руках деньги, эти меньшинства становятся жизненно необходимыми для сообщества, хотя их полезность осознается как нелегитимная тайная власть над обществом, которая усиливает страх и враждебность по отношению к ним.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало выходу за рамки пространственно локализованных сообществ. Становление символических денег рыночного обмена сопряжено с болезненным для общества разрушением архаичного трайбализма и всех его социокультурных атрибутов. В этой связи интересен вывод К. Поланьи (2002: 75) о том, что локализация товарно-денежных отношений в городах в традиционных обществах служила созданию своеобразных социальных буферных зон, защищавших автаркические сельские общины от разрушительного проникновения денег.

По мере превращения товарно-денежного хозяйства в доминирующее и выстраивания линейной парадигмы времени восприятие пространства также изменяется. Его единство, определяемое ростом масштабов хозяйственных связей, усилило потребность в конвертации локальных валют, что, в свою очередь, породило необходимость введения некого универсального, фиксированного эталона, которым долгое время являлось золото. Отвлекаясь в данном случае от формы этого эталона, подчеркнем, что он в исторической перспективе товарного хозяйства и рынка изоморфен объективным механизмам измерения времени и линейной перспективе пространства. Все эти виды перспективы вводят объективную точку отсчета и задают объективный масштаб, не определяемый никакими конкретными качествами самого измеряемого объекта, а также актора, обстоятельств, целей или объектов его деятельности. Процессы формирования всех этих объективных перспектив происходили более или менее синхронно в эпоху Возрождения, а затем получили развитие в ходе становления буржуазного общества в Новое время (Бауман 2004: гл. 2).

Этот процесс завершился становлением национальных государств как территориальных образований, геоэкономическое единство которых маркируется национальной валютой. Национальная валюта представляет собой не только регулятор рынка, но и воплощение политических, социальных и культурных связей в границах пространства, инструмент осуществления суверенной политики государств. Принадлежность к одному платежному средству связана с чувством социальной сплоченности, основанной на коллективных ценностях - как хозяйственных и экономических (инфраструктура и т. д.), так и социальных и культурных (системы социальной защиты, образования, здравоохранения, безопасности и т. д.), и политических (гражданство) (Аглиетта, Орлеан 2006: 300).

Кроме того, деньги воплощают не только единство хозяйственного пространства, но и единый долг суверенного государства перед его гражданами и в этом смысле становятся символом их коллективной идентичности и общей судьбы, общих тягот и общих ожиданий. Как отмечают М. Аглиетта и А. Орлеан, деньги являются в этом смысле фидуциарными, возможными на основе доверия граждан: «Нет денег без доверия. Даже золото было фидуциарными деньгами. Доверие проистекает из разных источников, которые мы определяем следующим образом: повседневная практика, бдительность регулирующих властей, а также проект общества, предлагаемый гражданам» (Там же: 11).

Пространства, объединенные и маркированные едиными деньгами национальных рынков, уже не являются «естественными» или «соразмерными человеку». Это пространства сконструированные, отграниченные, связанные и иерархически выстроенные в процессе хозяйственной и управленческой деятельности и отвечающие ее целям.

Важнейшим свойством социального пространства является наличие более или менее проницаемой границы. Локальные хозяйственные пространства ограничены не только физически, но и пределами регуляции денежного обращения. Изменения валютных зон предполагают установление или отмену, сужение или расширение границ специфических социальных пространств, объединенных общими деньгами.

Так, возникновение единого европейского экономического пространства - зоны евро - сопряжено не только с формированием общих институтов валютного регулирования, с изменениями в условиях осуществления хозяйственной деятельности, но и с трансформацией социокультурных ориентаций и идентичностей. Границы, соответствовавшие до введения евро пространствам национальных валют стран Евросоюза, обозначали исторически сложившиеся пространства хозяйствования, связанные общими ценностями и нормами, общей ответственностью и доверием. В специфических условиях Европы это были прежде всего ориентации на социальные гарантии населению и обеспечение высокого качества общественных благ.

Исследователи отмечают, что введение евро вызвало рост недоверия к деньгам и неуверенности в будущем, обусловленный не только появлением новых, более либеральных, регулятивных финансово-экономических институтов, но и отсутствием коллективной идентичности и выраженной социальной ориентации у новых денег. Доверие к ним основано главным образом на ожидании будущего роста благосостояния, востребующего и новые формы интеграции - в виде как новых регулятивных финансовых институтов, так и политических институтов общего суверенитета пространства евро (Аглиетта, Орлеан 2006: 318-320).

Финансово-экономический кризис основательно подорвал доверие не только к деньгам вообще, но и к способности общих регулятивных институтов решать реальные социально-экономические проблемы. В условиях угрозы дефолта ряда европейских стран все чаще раздаются призывы к выходу из зоны евро. В Западной Евро-

пе и в США фиксируются попытки создания новых денежных суррогатов, имеющих ярко выраженную локальную привязку и предназначенных для того, чтобы обособить местное сообщество и местное хозяйство и защитить их от деструктивных воздействий. Так, в начале 2009 года в США в г. Питсборо начали выпускать альтернативные местные деньги под названием «плэнти» (= приблизительно 90 центов) для поддержания местного малого и среднего бизнеса. Показательно, что на купюре написано: «Мы уповаем друг на друга», явно с целью противопоставить локальную солидарность членов местного сообщества универсально-безличным связям, устанавливаемым национальной валютой, ставшей глобальной: на долларе, как известно, написано: «Мы уповаем на Бога».

Распад рублевой зоны связан с целым спектром экономических, политических и социокультурных проблем утраты общего суверенитета над пространством, разделяемой коллективной ответственности и судьбы. Новые государства, которые ввели национальные валюты, формально обозначили таким образом свой суверенитет над хозяйственными пространствами, но отнюдь не сразу и не везде смогли создать систему ценностей и норм солидарности и доверия, соответствующую новым экономическим и социальным образованиям. Политический распад советской рублевой зоны и утрата многих присущих ей хозяйственных связей парадоксальным образом совпал с реальным притоком трудовых мигрантов, доверяющих российским рублям больше, чем новым национальным валютам.

Следует отметить, что в условиях традиционной автаркии, когда господствовали натуральные отношения, локальные пространства были целостными, хотя и иерархически выстроенными и структурированными: усадьба - деревня, город - замок и т. д. Хозяйствующий и извлекающий выгоду из хозяйствования субъект здесь еще привязан к локальной специфике и зависит от нее. По мере развития рынка и товарно-денежных отношений на фоне формального равенства социальных субъектов их реальное дистанцирование в пространстве увеличивается, поскольку обладание деньгами позволяет быть более подвижным и менее зависимым от пространства. Рынок с доминирующими денежными отношениями выводит на первый план мобильного экономического актора, относящегося к локальным пространствам, прежде всего инструментально и прагматично, поэтому деньги рынка способствуют не столько реальной независимости от локальной территориальной специфики, сколько ее интерпретации в логике распределения

и извлечения капитала. Но все же и в рыночном индустриальном обществе сохраняются пространства, в которых локализованы взаимодействия разных социальных классов и групп, обусловленные разделением ролей в экономической деятельности и денежным обменом. Одним из наиболее социально значимых пространств становится «пространство-место» производства, индустриальное предприятие, а также город как центр развития торговли и индустрии.

Таким образом, можно проследить эволюцию восприятия пространственной локализации и привязанности к «пространству-месту»: в традиционном обществе локальная укорененность рассматривалась как признак если не элитарности, то по крайней мере благополучия; в рыночном обществе локальная привязанность сохраняет свою ценность, однако динамизм и способность к мобильности становятся факторами успеха; в условиях глобализации она претерпевает новые изменения, превращается в «знак социальной обездоленности и деградации» (Бауман 2004: 11).

«Пространство потоков» и виртуальные деньги глобальной экономики

Социальное конструирование физических пространств принципиально меняется в условиях экономической глобализации, прежде всего развития виртуальной экономики финансов. Эти изменения, носящие противоречивый характер, стали предметом исследований ряда ведущих социологов. Суть их выводов состоит в том, что осуществление экономических действий в реальном времени с помощью современных телекоммуникационных технологий снимает и значимость пространств, которые приходится преодолевать. Как подчеркивает Бауман (Там же: 82-83), «все, что способно перемещаться со скоростью электронного сигнала, практически освобождается от ограничений, связанных с территорией, послужившей отправной точкой, конечным пунктом или маршрутом движения». Происходит выстраивание единой перспективы социального пространства, то, что Р. О’Брайен обозначил как «конец географии» (O’Brien 1992). Его суть не только в том, что при современных возможностях телекоммуникации пространство утрачивает прежнее детерминирующее для социальных процессов и отношений значение. Принципиально важным становится то обстоятельство, что в глобальном масштабе пространство структурируется вне зависимости от его локальной специфики, хозяйствующий человек не приспосабливается к особенностям наличного пространства,

а стремится реальное пространство выстроить в соответствии с собственной перспективой.

Московичи (1998) вслед за Зиммелем (8тше1 1978) утверждает, что историческую эволюцию денег можно охарактеризовать как последовательные переходы осязаемых форм в символические. Наиболее существенное влияние на трансформацию социальных конструктов пространства, как и времени, оказала сформировавшаяся на рубеже ХХ-ХХ1 веков двойственность денег: наряду с деньгами реального производства в условиях глобализации возникли виртуальные деньги и виртуальная финансовая экономика. Виртуальные деньги являются деньгами «семиотическими», т. е. информацией, чистыми деньгами-символами, освободившимися от «осязаемой» формы, но и - самое главное - от любой референции в реальной действительности, в том числе и от реальности рынка и меновых стоимостей. Они образуют собственное виртуальное пространство, живущее по своим законам и трансформирующее пространство реальное. Экономическая деятельность, ранее тесно связанная с пространственной локализацией и пространственными же связями, на уровне глобальных финансов становится надпростран-ственной в смысле независимости от конкретных пространств и безразличия к ним.

На основе движения информации по глобальным сетям формируется «пространство потоков», не зависящее от территориальной локализации и определяемое ведением финансовых (а также маркетинговых и даже производственных) дел на горизонтальном уровне сети. Кастельс определяет его так: «Существует новая пространственная форма, характерная для социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его: пространство потоков - материальная организация социальных практик в разделенном времени, работающих через потоки». При этом потоки - это целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества (Кастельс 2000: 386). Этот уровень характеризуется не территориальной близостью и/или вертикальными иерархическими и управленческими связями, а тем, что связь внутри сообщества не имеет никаких преимуществ перед обменом информацией между сообществами - и то и другое осуществляется мгновенно (Бауман 2004: 28).

По мнению Кастельса, условием полноценного участия в жизни современного общества является не столько территориальная локализация, сколько включение в сети, способность адаптироваться к логике сети, ее кодировке и декодировке, ее «проходному баллу». Как подчеркивает испанский социолог, «глобальные сети инструментального обмена селективно отключают или подключают индивидов, группы, районы, даже целые страны согласно их значимости для выполнения целей, обрабатываемых в сети, в непрерывном потоке стратегических решений. Отсюда следует фундаментальный раскол между абстрактным, универсальным инструментализмом и исторически укорененными партикуляристскими идентичностями» (Кастельс 2000: 27).

Таким образом, происходит замена прежнего территориального принципа организации общества сетевым, определяемым не стабильной во времени пространственной локализацией, а коммуникацией и быстро меняющимися интересами. Какому региону развиваться, а какому - приходить в упадок, будет определять не привязанная к специфике места логика развития, а новая информационная среда, детерминирующая и аккумулирующая все инновационные процессы. «Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяя пространство мест» (Там же: 353). Кастельс (1999) отмечает, что при этом конкретные территории, «локалии», в которых сосредоточены социальные, экономические, политические, культурные и прочие процессы, никуда не исчезают, меняется их структурное значение, при этом происходит консолидация сетевых пространств потоков и разобщение реальных пространств-территорий и людей, связанных с ними.

Глобальное «пространство потоков», связанное с виртуальными финансами, порождает так называемое исключающее развитие, под которым подразумевается постоянное реструктурирование территорий и мест под воздействием логики виртуальных сетей, приводящее к исключению целых регионов, а также связанных с ними социальных групп из глобальных взаимодействий. Для России вопрос о перспективных и «неперспективных», развивающихся и «депрессивных» регионах был актуален всегда. Но именно в конце XX века в связи с интеграцией в глобальную экономику встал вопрос о «нужных» и «ненужных» территориях, о фактическом разделении страны на те регионы, которые имеют будущее с точки

зрения их включения в глобальное развитие, и те, которые не имеют будущего и подлежат исключению из него.

Материальными и географическими центрами глобального «пространства потоков» являются, по мнению Кастельса, мегаполисы, представляющие собой не просто места, территории, а, по существу, процессы, обеспечивающие движение информации по мировым сетям и генерирующие инновации: «Глобальный город - не место, а процесс, посредством которого центры производства и потребления развитых услуг и местные сообщества, играющие при них вспомогательную роль, связываются в глобальной сети на основе информационных потоков, одновременно обрывая связи с районами, удаленными от промышленного центра» (Кастельс 2000: 363). А поскольку нахождение в сети сближает участников за счет принадлежности к единому «пространству потоков», то большие города, центры финансовой и управленческой деятельности, находятся в едином пространстве, несмотря на территориальное удаление. Неучастие же в сети отдаляет субъекты независимо от их реальной территориальной близости, поэтому мегаполисы как центральные узлы мировых сетей оказываются отделенными даже от своих близких окраин и от периферийных районов в рамках государства и противопоставленными им.

Именно включенность или не-включенность в глобальное «пространство потоков» объясняет обостряющиеся на протяжении последних десятилетий противоречия между Москвой (и несколькими другими крупными региональными центрами, интегрированными в мировые экономические и информационные сети) и российскими регионами. Фактически это означает, что, например, московские биржевые трейдеры ближе к своим коллегам на площадках Токио и Нью-Йорка, поскольку находятся с ними в едином пространстве финансовых потоков, чем к жителям деревень Московской или Ивановской областей и даже к московским рабочим или строителям, которые связаны локальными условиями хозяйствования и образом жизни.

При этом не местности с их локальной спецификой определяют характеристики сетей, а, наоборот, функции, выполняемые каждой сетью, определяют характеристики мест, сделавшихся привилегированными функциональными узлами. И каждая сеть определяет свои центры в соответствии с их функциями и местом в иерархии сети (Там же: 387). Это значит, что включение в какую-либо глобальную сеть способно изменить значение, структуру и культуру

попавших в нее обществ. Например, включение какого-либо региона в глобальную энергетическую, сырьевую, научно-инновационную или любую другую сеть формирует специфические стратегии его дальнейшего развития. Они будут определяться не сложившимися особенностями хозяйства региона или потребностями его населения, а внешней логикой сети, в которую он интегрирован. Так, если планируемое «превращение Москвы в глобальный финансовый центр» пройдет успешно, это переопределит логику развития российской столицы и усилит ее противоречия с регионами.

Эти тенденции подтверждаются особенностями современной планировки и архитектуры мегаполисов. На примере развития Москвы в последние 15 лет становится очевидным, что ее уникальный исторический архитектурный облик фактически приносится в жертву ради соответствия универсально-глобальному статусу большого города. Город при этом утрачивает собственное лицо, представляющее ценность с точки зрения сохранения как национальных культурных символов, так и туристической привлекательности. Архитектура деловых центров современных мегаполисов демонстративно лишается каких-либо исторических корней, своей безликостью намеренно подчеркивая отказ от визуальной манифестации принадлежности к какой-либо исторической и культурной традиции (Зарубина 2011: 162-164).

Однако императив «пространства потоков», локальные выражения которого должны обладать набором унифицированных признаков, отвечающих требованиям функциональности, безопасности и комфорта глобальных акторов, сильнее императивов не только национально-культурной самобытности, но и рыночных интересов. Противопоставление «пространства потоков» и «пространства мест» тесно связано с динамикой социального времени. «Пространство потоков» оказывается столь же «вневременным», как и «внепространственным», что обусловлено как возможностями телекоммуникационных технологий, так и вневременным характером виртуального финансового капитала. А «пространство мест» связано с протеканием времени труда, темпоритмом повседневности. В результате «капитал и труд оказываются разнесенными в разное пространство и время: пространство потоков и пространство территорий, время компьютерных сетей, сжатое до мгновения, и почасовое время повседневной жизни» (Кастельс 1999: 502).

Это приводит к фрагментации ранее целостных и устойчивых социальных образований, имевших выраженную идентичность,

обусловленную единством территории. Причем фрагментация приобретает нелинейную динамику, становится калейдоскопичной и конфликтной: идентичность и интересы внутри сети противопоставляются идентичности и интересам в рамках территориальных образований. Даже формальная принадлежность к единой территории, маркированной общими деньгами, - рублевой зоне, не создает общих интересов и общей ответственности, поскольку те, кто находится в пространстве потоков, реально связаны не с локальными, а с глобальными деньгами. Происходит рестратификация социума не по стабильным и устойчивым объективным признакам, а по условным, меняющимся, субъективным интересам и критериям принадлежности к сети или исключения из нее.

Рестратификация сопровождается разрывами в идентичности и образе жизни социальных групп, относящихся к пространствам потоков и мест. Согласно концепции современности Гидденса, благодаря действию универсальных абстрактных символических систем, к которым относятся и современные электронные деньги, происходит «высвобождение» индивида от традиционной локальной пространственной привязанности, а вместе с тем и от «встроенных факторов» социальной регуляции - местных норм, традиций и т. д. В современном мире именно глобальные деньги, а не технические достижения сами по себе позволяют свести к минимуму специфические особенности и значение пространства: принципиально важно не то, за какое время самолет долетает до отдаленной точки на глобусе, а то, есть ли у вас деньги на оплату такого перемещения. Так, активные агенты глобализации - сотрудники транснациональных корпораций, мировых средств массовой коммуникации, общественных организаций, туристы и т. д. - могут себе позволить перемещаться в пространстве, нисколько от него не завися. Благодаря действию символических систем перемещение в самую отдаленную точку Земли теперь не требует смены привычного образа жизни, стандарта потребления, стратегии поведения, понимания проблем местного сообщества и особенностей местной культуры. Находясь в любой точке Земли, социальные носители глобализации продолжают вести космополитический образ жизни, независимый от локальной среды (Бергер, Хантингтон 2004).

Конечно, смысл культурной глобализации в том и состоит, что можно перемещаться в самые дальние и экзотические места, не меняя образа жизни. Однако такая возможность может быть обеспечена только локальной самоизоляцией от местной специфики и об-

раза жизни, «от местности, лишенной теперь социального значения, переместившегося теперь в киберпространство... И еще им нужны гарантии этой изоляции: иммунитет от местного вмешательства, полная, неуязвимая изоляция, передаваемая понятием “безопасности” самих этих людей, их домов и “игровых площадок”» (Бауман 2004: 34).

Обеспечить же такую изоляцию возможно лишь за счет последовательно проводимой политики сегрегации при формальном признании абсолютного равноправия и равенства возможностей, в том числе права на передвижение. Ее инструментами становятся различные формы борьбы за присвоение физического пространства и вытеснение прежних хозяев, прежде всего через навязывание неприемлемой манеры жить. Как отмечает по этому поводу Бурдьё (1993: 46), «можно физически занимать жилище, но, собственно говоря, не жить в нем, если не располагаешь негласно требуемыми средствами, начиная с определенного габитуса». Так вытесняют прежних обитателей из мест, приглянувшихся новым элитам: жить на Рублевке или в других престижных местах Подмосковья, не располагая при этом соответствующим капиталом, невозможно или весьма трудно и некомфортно. Не только под Москвой и в самой Москве, но и по всей России происходит постепенное изменение мест локализации социальных групп в связи с новой реструктуризацией пространства. В основе этой реструктуризации лежит динамика денег, навязывающая свою логику социальному структурированию и конструированию физических пространств.

Таким образом, основанием свободы от реального пространства является возможность пребывания в виртуальном пространстве глобальных финансов, составляющем основу «пространства потоков». Подлинным высшим классом и властной элитой современного общества являются, по мысли Баумана, глобальные инвесторы, обладающие возможностями свободного перемещения своих денег в те пространственные зоны, которые представляются наиболее прибыльными. На первый взгляд этот тезис вполне соответствует рыночной перспективе. Однако на самом деле это не так, ибо пространственная мобильность связана одновременно и с оценкой пространства в объективной и универсальной денежной перспективе, и с обесцениванием каждого конкретного локального фрагмента пространства. Акционеры, являющиеся собственниками компании и принимающие основные решения, «нисколько не связаны пространством: они могут купить любые акции на любой бирже через

посредство любого брокера, и при этом географическая близость или удаленность компании явно будет на последнем месте среди соображений, побуждающих их продавать или покупать акции. В принципе, состав акционеров не определяется пространством. Это - единственный фактор, полностью свободный от пространственной предопределенности» (Бауман 2004: 19).

Кастельс предлагает оригинальную терминологическую инверсию: то, что принято называть «реальной экономикой» в противоположность виртуальным финансам - промышленное и сельскохозяйственное производство, сферу услуг, торговлю, транспорт и т. д., - он предлагает называть экономикой «нереальной», поскольку все действительно реальные процессы происходят сегодня именно в глобальных финансах: «В век капитализма сетевых структур настоящая реальность, где делают или теряют, размещают или сберегают деньги, находится в финансовой сфере. Все другие виды деятельности (за исключением деятельности во все более сокращающемся государственном секторе) выступают либо в качестве основы для получения необходимых свободных средств, которые можно было бы вложить в глобальные финансовые потоки, либо же в качестве результата уже помещенных сюда капиталовложений» (Кастельс 1999: 498).

При этом виртуальные деньги превращаются в знаки, вполне свободные от референции в реальной действительности, поэтому рост виртуальных финансов свободен от необходимости соответствовать росту реального производства и реальной экономки того или иного региона. Напротив, он может быть деструктивен по отношению к экономике и вообще состоянию конкретного локального сообщества. Так, хорошо известно, что виртуальные финансовые игры неоднократно приводили к дефолтам национальных валют, соответственно, падению национальных экономик и уровню жизни местного сообщества, но сами по себе они оказывались весьма прибыльными. Последовавшее за становлением глобальной виртуальной экономики финансов противопоставление «пространства потоков» «пространству мест» вызывает к жизни новые парадигмы политического и социально-экономического развития. Принципиально экстерриториальные, надпространственные деньги способствуют выстраиванию новой пространственной перспективы, определяющей переоценку конкретных территорий, которые могут включаться в глобальное развитие или исключаться из него.

Литература

Аглиетта, М., Орлеан, А. 2006. Деньги между насилием и доверием. М.: ГУ ВШЭ.

Бауман, З. 2004. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир.

Бергер, П., Хантингтон, С. (ред.) 2004. Многоликая глобализация. М.: Аспект-Пресс.

Бурдьё, П. 1993. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение. В: Бурдьё, П., Социология политики. М.: Socio-Logos, с. 33-52.

Зарубина, Н. Н. 2011. Деньги как социокультурный феномен. М.: Анкил.

Кастельс, М.

1999. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М. URL: http://ido.edu.ru/ffec/philos/ chrest/g17/kastels.html

2000. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ.

Московичи, С. 1998. Деньги как страсть и как представление. В: Мо-сковичи, С., Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии; КСП+.

Поланьи, К. 2002. Великая трансформация. СПб.: Алетейя.

Филиппов, А. Ф. 2003. Теоретические основания социологии пространства. М.: Канон-Пресс-Ц.

Castells, M. 1989. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford: Blackwell.

O’Brien, R. 1992. Global Financial Integration: The End of Geography. London: Chatham House Printer.

Simmel, G. 1978. The Philosophy of Money. London: Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.