УДК 615:546.46:616.6-092.4
Бугаева Л.И., Лебедева С.А., Бундикова Т.М., Спасов А.А.
НИИ фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета
ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА МАГНИЯ НА ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ И ПРОЦЕССЫ ЗАЧАТИЯ КРЫС
В экспериментах на крысах моделировали магнийдефицитное состояние при помощи диеты без солей магния. Установлено, что недостаток магния приводил к постепенному угнетению прироста их массы тела, ухудшению общего состояния. В эстральной цикличности у самок отмечено преобладание встречаемости фазы проэструс и снижение фазы эструс. В половом поведении самок выявлено повышение процептивного поведения и постепенное снижение рецептивного и ухудшения качества зачатий.
Ключевые слова: половое поведение, крысы-самки, эстральный цикл, гипомагнезиемия.
Магний является важным регулятором жизнедеятельности организма. Дефицит магния представляет собой актуальную проблему, т. к. может осложнять или быть причиной снижения умственной работоспособности, утомления, расстройства мышления, раздражительности, слабости, нарушения со стороны сердечнососудистой системы, нарушения проведения импульсов, по нервным волокнам и процессов сокращения мышц, судорог, потери аппетита, бессонницы [5, 6]. Среди женщин дефицит магния встречается на 20-30% чаще, чем у мужчин. При этом, как полагают Айрапетов Д.Ю. и Ход-жаева З.С. может сказываться и на репродуктивной системе женщин в виде изменений в ову-ляторной функции, дисменореи, патологий шейки матки. Вместе с тем, подобных сведений в литературе представлено недостаточно [1, 4].
В связи с этим, сочли целесообразным изучить влияние недостатка магния в крови на генеративную функцию крыс-самок.
Целью настоящего исследования явилось изучение дефицита магния на процессы репродукции крыс-самок.
Материалы и методы
Эксперименты выполнены на нелинейных, 80 крысах-самках, 3-4-х месячного возраста с исходной массой 190,0-200,0 г, доставленных из питомника государственного предприятия НИИГТиП (г. Волгоград), прошедших 2-х недельный карантин, в виварии НИИ фармакологии ВолгГМУ животные содержались с учетом правил, Международной конвенции по защите позвоночных животных.
Для проведения экспериментов крысы были разделены на две группы: опыт и контроль. Контрольная группа (20 интактных са-
мок) находилась на полноценной диете с содержанием магния оксида из расчета 500 мг/кг по-лиминеральной смеси. Опытная группа (60 самок) получала диету в течение 8 недель (ICN Biomedicals Inc. (Aurora, Ohio, США) с добавлением (3,5%) полиминеральной смеси AIN-76, из которой был исключен магний, диета замешивалась на деионизированной воде.
Скорость и глубину развития гипомагнези-емии у крыс-самок контролировали по уровню магния в плазме крови и эритроцитах определяли спектрофотометрическим методом по цветной реакции с титановым желтым []. Критерием развития гипомагнезиемии считали снижение магния в эритроцитах ниже 1,7 ммоль/л.
У самок исследовали, общее состояние, ову-ляторный цикл [3], половое поведение [2] и процессы зачатий [7]. В общем состоянии у самок оценивали состояние шерстного и кожного покровов и массу тела. В эстральном цикле фиксировали частоту встречаемости фаз (проэст-руса, эструса, метаэструса и диэструса). В половом поведении отмечали процептивное (латентный период первого подхода к интактному самцу и длительность половой активности) и рецептивное поведение (подсчитывали количество эмоциональных подходов к самцу, число лордозов и их покрытий самцом. По окончанию 2-х мес. назначения диеты самок ссаживали (в соотношении 2:1) с интактными самцами, на 20-й день проводили эвтаназию самок (дислокация шейных позвонков). При вскрытии у них подсчитывали количество желтых тел, - мест имплантаций, - плодов и резорбций.
Статистическую обработку результатов проводили в программе Microsoft Exel. О достоверности результатов судили по t-критерию Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
Установлено, что по окончанию первого месяца содержания крыс-самок, на диете без солей магния, их общее состояние несколько ухудшилось. У данных животных отмечалось: потускнение и урежение шерстного покрова, гиперемия открытых кожных покровов. При этом, уровень магния в плазме снизился на 26,1% (р<0,05), а в эритроцитах на 9,1% (р<0,05) по отношению к контрольным значениям. Динамика массы тела опытной группы была положительной, но была снижена относительно ин-тактного контроля, в среднем на 6-10%.
Через 2 месяца измерения уровня магния у самок опытной группы, выявлено его достоверное снижение в плазме крови на 34,2% и на 26% в эритроцитах.
При исследовании эстрального цикла (таблица 1) выявлено, что у самок опытной группы в основном изменялись частота встречаемости фаз проэструс и эструс. Так, через 1 месяц эксперимента, частота встречаемости фазы проэструс увеличилась в 2 раза р<0,05), тогда как эструс встречался на 46,94% (р<0,05) реже по отношению к контролю.
В исследованиях, проведенных через 2 месяца, отмечалось постепенное углубление данного
процесса. При этом, частота встречаемости фазы проэструс увеличивалась в 2,2 раза (р<0,05), а частота встречаемости фазы эструс снизилась на 43,3% (р<0,01). Одновременно с этими изменялись и другие фазы эстрального цикла - метаэс-трус и диэструс, которые по отношению к контролю встречались чаще. Полагаем, что изменения в эстральном цикле крыс, могут отразиться и на половом поведении самок.
При исследовании полового поведения, отмечено, что в сравнении с контролем у опытной группы самок активизировалось процептивное поведение в 2 раза на 1 месяц и на 0,5 раза на 2-й месяц эксперимента, но снизилось рецептивное на 2,5% в 1 месяц и на 90% во второй.
Учитывая полученные данные, так же предположили, что изменения в овуляторном цикле и половом поведении обусловлены с дисбалансом эстрогенов и гестогенов в крови связанным с дефицитом магния. В этой связи сочли целесообразным изучить и процессы зачатия у этих самок.
По результатам данных исследований выявлено, что количество забеременевших самок и желтых тел беременности опытной группы не отличалось от значений контрольной. Вместе с тем, у самок находящихся на диете обнаружилось снижение количества мест имплантаций
Таблица 1. Влияние диеты без солей магния на эстральный цикл крыс (М±т)
Стaдии эcтpaльнoгo циклa (дни) Koнтpoль-интaктный Опыт, диетa без толей мaния
1 меcяц
Диэcтpyc 1,70±0,34 3,30±0,44* (94,12)
Пpoэcтpyc 1,40±0,56 2,80±0,37* (100,00)
Эcтpyc 4,90±0,75 2,60±0,66* (-46,94)
Mетaэcтpyc 2,00±0,61 1,30±0,58 (-35,00)
2 меcяцa
Диэcтpyc 1,00±0,35 1,50±0,52 (50,00)
Пpoэcтpyc 1,20±0,34 2,70±0,85 (125,00)
Эcтpyc 6,00±0,39 3,40±0,19** (-43,33)
Mетaэcтpyc 1,80±0,41 2,40±0,80 (33,33)
Примечание: * результаты достоверны относительно контроля при Р<0,05; ** результаты достоверны относительно контроля при Р<0,01
на 28% (р<0,05) и числа плодов на 47,2% (р<0,01), увеличение количества резорбций в 10 раз, (р<0,01), что может свидетельствовать об ухудшении процессов зачатий.
Таким образом, по результатам исследований можно сделать вывод, что снижение уровня магния в крови, может приводить к ухудшению общего состояния, нарушению эстральной цик-
личности (увеличивает длительность фазы проэструса и укорачивает фазу эструса), к снижению рецептивного поведения и ухудшению качества зачатия. Возможно выявленные изменения, обусловлены центральными нарушениями регуляции овуляторного цикла, взаимно с процессами зачатий и их качеством.
4.10.2011
Список литературы:
1. Айрапетов Д.Ю. Значение недифференцированной дисплазии соединительной ткани в формировании женского бесплодия. Акуш и гинекол. - №2. - 2008.
2. Бугаева Л.И., Спасов А.А., Кузубова Е.А. Влияние препарата бромантан на половое поведение и процессы зачатия у крыс. // Экспериментальная и клиническая фармакология. - Т. 67. - №3. - 2004. - С. 58-60.
3. Боровая Т.Г., Волкова О.В. Влияние экспериментальной гиперпролактинемии на половой цикл и фолликулогенез. // Бюл. эксперим. биол. и мед. - №9. - 1994. - С. 326-328.
4. Ходжаева З.С., Гурбанова С.Р. Дефицит магния, недифференцированные дисплазии соединительной ткани и истимико-церквиальная недостаточность. Жур. Проблемы репродукции. - №2. - 2009. - С. 97-100.
5. Спасов А.А. Магний в медицинской практике. Волгоград, 2000. - С. 272.
6. Спасов А.А., Иежица И.Н., Кравченко М.С., Харитонова М.В. Особенности центральной нейромедиации у животных в условиях алиментарного дефицита магния и после его коррекции. Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. - Т. 94. - №7. - 2008. - С. 822-833.
7. Смольникова Н.М, Фармакол. и токсикол. - №1. - 1982. - С. 100-104.
8. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. - М.: Меди, 1987.
Сведения об авторе:
Бугаева Л.И., зав. лаобораторией лекартсвенной безопасности НИИ фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор биологических наук Лебедева С.А., научный сотрудник лаборатории синтеза противовирусных средств НИИ фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета,
кандидат биологических наук Бундикова Т.М., младший научный сотрудник лаборатории синтеза противовирусных средств НИИ фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета Спасов А.А., зав. кафедрой фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, заслуж. деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор
UDC 615:546.46:616.6-092.4
Bugaev L.I., Lebedeva S.A., Bundikova T.M., SpasovA.A.
EFFECT OF MAGNESIUM DEFICIENCY ON SEXUAL BEHAVIOR, ESTROUS CYCLE AND CONCEPTION RAT
In experiments on rats simulated magniydefitsitnoe condition through diet without magnesium salts. The content of female rats at magniydefitsitnoy diet leads to a gradual inhibition of growth of their body weight, deterioration of general condition, inhibition of mobility. In the experimental cycles in female rats observed prevalence of occurrence of phase proestrus and estrus phase of decline. In the sexual behavior of females showed improvement protseptivnogo behavior and a gradual decrease in the receptive.
Key words: sexual behavior, female rats, estrous cycle, gipomagneziemiya.
Bibliography:
1. Airapetov, D.Y The value of an undifferentiated connective tissue dysplasia in the formation of female infertility. Midwives and Gynaecology. 2008; 2.
2. Bugaeva, L.I., Spasov A.A., Kuzubova E.A. The influence of the drug bromantan on sexual behavior and the processes of conception in the rat. // Experimental and Clinical Pharmacology, v.67, №3, p. 58-60 (2004).
3. Upland T.G., Volkova O.V. Effect of experimental hyperprolactinemia on sexual cycle and follicle genesis // Bull. Experimental. Biol. and honey., #9, 236-328 (1994).
4. Hodjaeva Z.S., gurbanova S.R. Magnesium deficiency, undifferentiated connective tissue dysplasia and istimilo-tserkvialnaya failure. Jour. Problems of Reproduction, 2, 2009. - P. 97-100.
5. Spasov A.A. Magnesiumin clinical practice. Volgograd, 2000, 272.
6. Spasov A.A., Iezhitsa I.N., Kravchenko M.S., Kharitonov M.V. Features central neyromediatsii animals in nutritional deficiency of magnesium and after its correction. Ros. Fiziol. Journal. Them. IM Sechenov. T. 94. №7 S. 822-833. 2008.
7. Smolnikova N.M. Pharmacologically and Toxicology., №1, 100-104 (1982).
8. Menshikov V.V. Laboratory Methods in the clinical. M. Medi, 1987.