Научная статья на тему 'Влияние данных анализа финансового состояния предприятия на принятие управленческих решений автомобильной промышленности'

Влияние данных анализа финансового состояния предприятия на принятие управленческих решений автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / AUTOMOTIVE INDUSTRY / FINANCIAL ANALYSIS AND ITS KEY PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцов Александр Андреевич, Ершова Наталья Борисовна

Статья посвящена оценке финансового положения на примере дилерской компании ПАО «Автоваз» ОАО «КавВАЗинтерСервис» и выбору источника финансирования инвестиционной программы российского дистрибьютора машин марки LADA. Проведенный финансовый анализ имущественного комплекса и динамики финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволил рассмотреть его уровень платёжеспособности и устойчивости к внутренним и внешним факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data’s impact on the organization financial position for making management decisions of automotive industry

The article is devoted to the assessment of the financial situation on the example of the dealer company of PJSC Avtovaz OJSC KavVAZinterServis as well as the choice of financial instrument for the investment program of the Russian car distributor of LADA brand. Conducted financial analysis of the property complex and the dynamics of enterprise’s financial and economic activity allowed to consider its level of liquidity and solvency to internal and external factors.

Текст научной работы на тему «Влияние данных анализа финансового состояния предприятия на принятие управленческих решений автомобильной промышленности»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 6 • Номер 1 в Январь-март 2019 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Креативная экономика

издательство

Влияние данных анализа финансового состояния предприятия на принятие управленческих решений автомобильной промышленности

Кравцов А.А. 1, Ершова Н.Б. 2

1 Центральный Банк Российской Федерации, Москва, Россия

2 Государственный университет управления, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена оценке финансового положения на примере дилерской компании ПАО «Автоваз» -ОАО «КавВАЗинтерСервис» и выбору источника финансирования инвестиционной программы российского дистрибьютора машин марки LADA. Проведенный финансовый анализ имущественного комплекса и динамики финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволил рассмотреть его уровень платёжеспособности и устойчивости к внутренним и внешним факторам.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автомобильная отрасль, финансовый анализ и его ключевые показатели.

Data's impact on the organization financial position for making management decisions of automotive industry

KravtsovA.A. 1, Ershova N.B. 2

1 Central Bank of the Russian Federation, Russia

2 State University of Management, Russia

Введение

В настоящее время постоянно развивается и становится более динамичной бизнес-среда зарубежных и отечественных компаний. Это обуславливает необходимость повышения качества менеджмента, особенно в управлении финансами компании, где одним из ключевых механизмов эффективного управления денежных ресурсов выступает анализ финансового состояния компании.

Следует отметить, что основными причинами для проведения более детального и глубокого анализа финансового-хозяйственной деятельности стали последствия восточноазиатского финансового кризиса 90-х годов, глобального финансового кризиса 2008-2009, продолжающийся политический конфликт между западными странами и Россией.

Как следствие, указанные негативные факторы вызывают необходимость многих экспертов оценивать сильные и слабые стороны развития бизнеса, определять, насколько устойчива и платежеспособна будет та или иная организация в условиях кризиса и иных неблагоприятных исходов [4-6, 8] (Beilin, Khomenko, 2018; Belousov, 2018; Gluschenko 2017; Klescheva, 2017). Таким образом, значение анализа финансового состояния стало важным для разработки политики и оперативных механизмов, необходимых для принятия грамотных краткосрочных и долгосрочных решений [1, 10] (Ponomareva, Ivanova, 2018).

Соответственно, растущий интерес проведения финансового анализа можно объяснить тем, что он позволяет предоставить необходимую информацию широкому кругу лиц, интересующемуся данной компанией. Среди заинтересованных сторон можно выделить внутренних и внешних пользователей информации. К первым относятся сотрудники компании, ее собственники, чья цель состоит в принятии грамотных управленческих шагов на основе анализа в целях развития бизнеса, увеличения доли присутствия на рынке, своевременных расчетов по своим обязательствам с контрагентами. Ко вторым следует отнести банки, налоговые органы, поставщиков и прочих. Результатом проведения анализа для банков является оценка условий кредитования и определение степени риска, для налоговых инспекций - выполнение плана поступлений средств в бюджет, для поставщиков - своевременные и полные расчеты со стороны заказчика по выполненным работам [2].

На сегодняшний день наиболее удобным способом определить эффективность и успешность ведения бизнеса со стороны внутренних и внешних пользователей выступают широко распространённые показатели финансового анализа. Их выбор во многом зависит от особенностей конкретной отрасли, а также от стадии жизненного

ABSTRACT:_

The article is devoted to the assessment of the financial situation on the example of the dealer company of PJSC Avtovaz - OJSC KavVAZinterServis as well as the choice of financial instrument for the investment program of the Russian car distributor of LADA brand. Conducted financial analysis of the property complex and the dynamics of enterprise's financial and economic activity allowed to consider its level of liquidity and solvency to internal and external factors.

KEYWORDS: automotive industry, financial analysis and its key performance indicators.

JEL Classification: G32, L00, L62 Received: 26.12.2018 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kravtsov A.A. (akr19950yandex.ru)

CITATION:_

Kravtsov A.A., Ershova N.B. (2019) Vliyanie dannyh analiza finansovogo sostoyaniya predpriyatiya na prinyatie upravlencheskikh resheniy avtomobilnoy promyshlennosti. [Data's impact on the organization financial position for making management decisions of automotive industry]. Liderstvo i menedzhment. 6. (1). - 29-42. doi: 10.18334/lim.6.1.40769

цикла компании. Основными ориентирами, которыми руководствуются многие компании, являются [11, 12, 15] (Dedkova, Gudkov, Bykova, 2018):

• финансовая устойчивость;

• ликвидность;

• рентабельность;

• деловая активность.

Кроме того, среди наиболее классических ориентиров выступает доля компании в отрасли ее присутствия, количество произведенной продукции в натуральном выражении, спрос на данный сектор экономики и т.д.

Исследуемой отраслью анализа была выбрана автомобильная промышленность. Анализ выбранного сектора экономики на сегодняшний день представляет собой стратегически важную сферу развития национальной экономики. В настоящее время данный вид отрасли имеет ряд смежных рынков: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.). В потребительских и промышленных целях автомобиль обеспечивает высокую мобильность передвижения, определяет социальный статус человека, эффективность труда и т.п. Таким образом, изучение автомобильной промышленности и ее долгосрочных перспектив развития является актуальной темой исследования.

В качестве анализа и последующего его использования в управленческих целях была выбрана компания ОАО «КавВАЗинтерСервис» (ОАО «КВИС»). Изначально данная компания была сформирована в форме закрытого акционерного общества (Свидетельство о регистрации 01.06.1998 г.), а с 16 января 2009 г. была преобразована в открытое акционерное общество. ОАО «КВИС», являясь дилером ПАО «АВТОВАЗ», осуществляет розничную и оптовую торговлю автомобилями марки LADA производства ПАО «АВТОВАЗ», техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Наиболее востребованными моделями марки LADA выступают ВАЗ-21074, ВАЗ-21054, Лада-Калина, Лада-Самара, Лада-Нива, Лада-Приора, различных комплектаций и модификаций.

Согласно перспективам развития анализируемой компании, можно выделить следующие стратегические цели [14]:

ОБ АВТОРАХ:_

Кравцов Александр Андреевич, экономист I категории службы анализа рисков (akr19950yandex.ru) Ершова Наталья Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, доцент (natborer0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кравцов А.А., Ершова Н.Б. Влияние данных анализа финансового состояния предприятия на принятие управленческих решений автомобильной промышленности. // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 29-42. doi: 10.18334/lim.6.1.40769

Лидерство. Ключевой целью компании на период 2018-2019 годов является увеличение доли присутствия в регионе Кавказских минеральных вод до 70%.

Гибкость. Существенное расширение ассортимента предоставляемых услуг -дилерские центры наряду с реализацией автомобилей и комплектующих осуществляют продажу финансовых продуктов (автострахование, автокредитование и т.д.); сервисное и постсервисное обслуживание автомобилей; trade-in.

Открытость. Предоставление своевременной и достоверной информации в целях расширения круга клиентов и партнеров.

Ознакомившись с основными направлениями деятельности компании и ее продуктами, приоритетными задачами развития, перейдем к характеристике имущественного состояния российского предприятия.

Важным приемом анализа финансовой отчетности компании служит вертикальный и горизонтальный анализ баланса. Горизонтальный анализ позволяет сравнить показатели каждого раздела актива и пассива баланса компании с предыдущим периодом, определить, каким образом изменилась каждая из статей, понять, за счет какой части пассивов компании сформирован ее актив, и наоборот. Вертикальный анализ основан на определении удельного веса каждой из статей баланса в общей сумме раздела и в валюте баланса [9] (Sukhovetryuk, 2012). Например, рассчитав соотношение собственных и заемных средств, можно оценить степень закредитованности бизнеса.

Тем не менее на основе бухгалтерского баланса компаниям всегда сложно принимать какие-либо управленческие решения, так как информация в данной отчетности отражает лишь состояние бизнеса на отчетную дату. Зато на основе показателей и динамики можно делать определенные выводы [3] (Astrakhantseva, 2014).

По состоянию на 2016 год структура активов баланса характеризуется преобладанием величины оборотных активов над внеоборотными 71% и 29% соответственно, что характерно для предприятий торгового типа.

Данная тенденция наблюдается по итогам 2017 года, однако стоит отметить пропорциональное отличие оборотных и внеоборотных активов (83% и 17% соответственно) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опираясь на баланс компании, можно сказать, что основной причиной изменения послужил рост оборотных активов. Их рост за анализируемый период составил более 45 914 тыс. рублей или, в относительном выражении, 89,82%. Данное увеличение напрямую связано с ростом всех оборотных активов компании, но в большей степени с ростом денежных средств, значение которых составило по итогам 2017 года 28 308 тыс. рублей против 689 тыс. руб. годом ранее. Увеличение данной статьи баланса преимущественно было вызвано повышенным спросом на автомобили. В результате за счет увеличения доли денежных средств, произошло снижение доли запасов и дебиторской задолженности, при том что в стоимостном выражении они выросли.

Внеоборотные активы, представленные на 99,6% основными средствами в виде земельных участков с расположенными на них зданиями, оборудования для техоб-

Таблица 1

Активы предприятия, в тыс. руб.

Наименование На 31.12.16 Удельный вес за 2016 На 31.12.17 Удельный вес за 2017 Абсолютное изменение Относительное изменение

Основные средства 15 000 29,34% 17 216 17,35% 2 216 4,33%

Отложенные налоговые активы 58 0,11% 56 0,06% (2) (0,00%)

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 15 058 29,46% 1 7 272 17,40% 2 214 4,33%

Запасы 3 961 7,75% 6 487 6,54% 2 526 4,94%

Дебиторская задолженность 31 412 61,45% 46 938 47,29% 15 526 30,37%

Денежные средства 689 1,35% 28 308 28,52% 27 619 54,03%

Прочие оборотные активы 0 0,00% 243 0,24% 243 0,48%

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 36 062 70,54% 81 976 82,60% 45 914 89,82%

АКТИВЫ всего 51 120 100% 99 248 100% 48 128 94,15%

Источник: официальные данные ОАО «КВИС»

служивания автомобилей, компьютерной техники, грузового и легкового транспорта, в стоимостном выражении также выросли. Их рост был сформирован за счет расширения грузового и легкового транспорта для административных и производственных целей. На приобретение 5 новых автомобилей компаний было затрачено (из них 3 легковых и 2 грузовых) 2 216 тыс. рублей.

Несмотря на незначительную долю внеоборотных активов в структуре активов, можно сделать вывод о том, что предприятие в достаточной степени оснащено материальной базой для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

Источники формирования имущества организации представлены пассивами предприятия, которые, в свою очередь, делятся на собственный капитал и краткосрочные обязательства. Согласно расчетным данным, доля активов, сформированная за счет собственных источников формирования, составляла 20% по состоянию на 31.12.16, за счет заемных - 80% соответственно.

Опираясь на представленный баланс капитала и обязательств компании, следует отметить, что активы в большей степени сформированы за счет нераспределенной прибыли (9,76% или 9 593 тыс. рублей), уставного капитала (6,95% или 6 900 тыс. рублей), добавочного (3,12% или 3 098 тыс. рублей) и незначительная доля пришлась на резервный капитал - 0,27% или 271 тыс. рублей.

Краткосрочные обязательства на конец анализируемого периода на 99,5% были сформированы за счет коммерческих обязательств, включающих в себя расчеты с

Таблица 2

Пассивы предприятия, в тыс. руб.

Наименование На 31.12.16 Удельный вес за 2016 На 31.12.17 Удельный вес за 2017 Абсолютное изменение Относительное изменение

Уставный капитал 6 900 13,50% 6 900 6,95% - 0,00%

Добавочный капитал 3 098 6,06% 3 098 3,12% - 0,00%

Резервный капитал 53 0,10% 271 0,27% 218 0,43%

Нераспределенная прибыль (убыток) (629) (1,23%) 9 593 9,67% 10 222 20,00%

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 9 422 18,43% 19 862 20,01% 10 440,00 20,42%

Займы и кредиты б 433 10,63% - 0,00% (5 433) (10,63%)

Кредиторская задолженность 36 265 70,94% 78 959 79,56% 42 694 83,52%

Резервы предстоящих расходов и платежей 0,00% 427 0,43% 427 0,84%

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 41 698 81,57% 79 386 79,99% 37 688,00 73,72%

ПАССИВЫ всего 51 120 100,00% 99 248 100,00% 48 128 94,15%

Источник: официальные данные ОАО «КВИС»

поставщиками и подрядчиками (более 90%), прочими кредиторами в лице налоговых органов и персонала (5,3%) и прочей кредиторской задолженности (4,5%).

Согласно таблице 2, можно отметить отсутствие финансовых обязательств компании. Расчеты по кредитному соглашению с банком были погашены за 2 периода: в 1 квартале 2017 года было погашено 56,64%, оставшаяся доля пришлась на 2 квартал, то есть 43,36%. Тем самым, начиная с 3-его квартала 2017 года, предприятие не пользовалось займами кредитных организаций.

Немаловажно обратить внимание на структуру источников формирования имущества компании, которая была изменена за рассматриваемый период. Так, по итогам 2016 года, доля собственного капитала, формирующая активы предприятия, составляла 18%, а доля заемных средств - 82%. Значения 2017 года отразили обратную пропорцию: доля имущества, образованная собственными средствами, составила 20%, а доля заемных была сокращена до 80% соответственно.

Изменение соотношений объясняется двумя факторами. Во-первых, как было отмечено ранее, вследствие расчетов по кредитам и займам, компания сократила долю обязательств в валюте баланса до 73,72% против 79,99% годом ранее. Втором фактором послужило увеличение размера нераспределенной прибыли компании. Рост объемов

реализации за анализируемый период привел к росту чистой прибыли за год с 629 тыс. руб. тыс. руб. на 31.12.2016 гг. до 9 593 тыс. руб. на 31.12.2017 гг.

Рассмотрев характеристику имущественного состояния предприятия, следующим шагом проведения анализа станет оценка финансовых результатов экономического субъекта.

Из таблицы 3 видно, что выручка, полученная по итогам 2017 года, значительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 218 995 или на 29,37%. Данный рост обусловлен увеличением объема продаж автомобилей в количественном выражении, связанным с введением в действие президентской программы по утилизации старых автомобилей взамен на новые (за 2017 год было продано более 2 200 автомобилей, в то время как за аналогичный период предыдущего года количество проданных автомобилей составило менее 1 700 машин), а также с незначительным ростом цен в 2017 году - в среднем на 3%.

Переходя к анализу затрат компании, особое внимание следует обратить на себестоимость произведенной продукции, управленческие и коммерческие расходы.

Себестоимость проданной продукции и оказанных услуг включила в себя расходы, понесенные в процессе производства автомобилей, сборочных машинокомплектов и запасных частей. Согласно отчету о финансовых результатах, можно отметить рост

Таблица 3

Отчет о финансовых результатах

Показатели Ф № 2 «Отчёт о финансовых результатах» На 31.12.16 На 31.12.17 Абсолютное изменение Относительное изменение

Выручка от реализации товаров и услуг 745 570 964 565 218 995 29,37%

Себестоимость проданных товаров и услуг 708 047 917 021 208 974 29,51%

Валовая прибыль 37 523 47 544 10 021 26,71%

Коммерческие расходы 25 303 43 249 17 946 70,92%

Управленческие расходы 9 351 11 219 1 868 19,98%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль (убыток) от продаж 2869 (6 924) (9 793) (341,34%)

Проценты к уплате 897 297 (600) (66,89%)

Прочие доходы 5940 23 553 17 613 296,52%

Прочие расходы 2498 2976 8 4 19,14%

Прибыль (убыток) до налогообложения 5414 13 356 7 942 146,69%

Текущий налог на прибыль 1274 2863 1 589 124,73%

Чистая прибыль (убыток) 4081 10 440 6 359 155,82%

Источник: официальные данные ОАО «КВИС»

себестоимости (29,51%), близкий к увеличению выручки (29,37%), что говорит об относительно одинаковых темпах развития бизнеса.

Основной вес в структуре коммерческих расходов за 2017 год пришелся на долю транспортных - 48,3%. Следующей статьей по объему затрат стали услуги сторонних организацией (24,5%), где наибольший вес составила утилизация. Причина роста данной статьи расходов связана с введением в действие президентской программы по утилизации старых автомобилей и предоставлении взамен новых автомобилей со скидкой, а также с необходимостью вывоза вышедших из эксплуатации ТС и их дальнейшей утилизацией. Также увеличила свое значение заработная плата коммерсантов на 80%, вес которой в структуре коммерческих расходов составил 13,2%. Рост данной статьи расходов главным образом связан с увеличением трудовых ресурсов в результате расширения объема продаж. Остальные 14% были распределены равномерно между затратами на услуги мобильной связи, налоги, амортизацию собственных ОС и прочими расходами.

Структура управленческих затрат за 2017 год главным образом сконцентрировалась между заработной платой административного управления (39,5%) и расчетами со сторонними организациями за электроэнергию, водоснабжение, вывоз мусора и про-чиесопутствующие услугами (22,5%). Остальные статьи (аудиторские услуги, ремонт, канцелярские товары) занимают не более 10% в структуре управленческих расходов.

Таким образом, значительный рост коммерческих и управленческих расходов (рост составил 19 814 тыс. рублей за период 2016-2017) привел к убыточной операционной деятельности компании, что наглядно изображено в таблице 3.

Следующим важным событием 2017 года для компании стал значительный рост прочих доходов, значения которых увеличились примерно в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого периода. Наибольшая доля доходов была сформирована за счет предоставления новых услуг (70%) в виде постгарантийного ремонта и обслуживания (30%), субаренды транспортных средств по договорам операционной и финансовой аренды (22%), выдачи страхования транспортных средств (10%) и прочих услуг (8%).

Рост прочих расходов был сопровожден ростом прочих доходов в результате привлечения дополнительных трудовых ресурсов, расширения аренды автомобилей для последующей субаренды, а также материалов и их комплектующих для оказания гарантийного и постгарантийного ремонта и обслуживания.

Согласно отчету о прибылях и убытках, общий рост составил менее 20%, что, как следствие, стало благоприятным фактом для компании. Во-первых, темпы роста прочих расходов оказались значительно ниже прочих доходов, более чем в 2,6 раза. Во-вторых, чистый доход от прочей деятельности компании позволил компании скомпенсировать убыток от продаж и выйти на чистую прибыль в 2017 году.

Дальнейшим направлением исследования является анализ показателей финансо-вого-хозяйственной деятельности.

Таблица 4

Расчет показателей финансового анализа

Показатели На 31.12.2016 На 31.12.2017

Показатели ликвидности

Коэффициент покрытия (общей ликвидности) 86,48% 103,26%

Коэффициент абсолютной (срочной) ликвидности 1,65% 35,66%

Показатели финансовой устойчивости

Собственные оборотные средства (СОС) (5 636) 2 590

Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств (КПС) 57,7% 0,0%

Доля СОС в текущих активах (15,63%) 3,16%

Чистые активы 9 422 19 862

Показатели деловой активности

Срок оборота дебиторской задолженности, дней 20,34 14,82

Срок оборота кредиторской задолженности, дней 25,47 22,93

Срок оборота (хранения) запасов, дней 2,12 2,08

Денежный цикл дней (3,01) (6,03)

Показатели рентабельности

Рентабельность продаж,% 0,38% (0,72%)

Рентабельность чистой прибыли,% 0,55% 1,08%

Рассматривая значения показателей деятельности компании из таблицы 4, можно указать на укрепляющиеся позиции. Основные улучшения в большей степени коснулись показателей ликвидности, финансовой устойчивости и оборачиваемости.

Данные коэффициенты общей ликвидности продемонстрировали рост за период 2016-2017 на 16,8%, во многом благодаря росту продаж автомобилей и сопутствующих услуг (запчастей, страховок, прочее), а также своевременной оплате со стороны покупателей и заказчиков. Как результат, платежеспособность компании и ее гарантии выполнения своих обязательств перед кредиторами улучшились.

Существенный прирост показал коэффициент абсолютной ликвидности, значения которого увеличились на 34% за отчетный период. Как ранее было отмечено, данный рост был обусловлен высоким спросом среди потребителей на приобретение автомобилей. В результате у компании образовался излишек денежных средств, которым можно было распорядиться более правильно и эффективно. Например, вложить значительную долю (в консервативном варианте 50%) в высоколиквидные краткосрочные финансовые активы. Данная мера позволила бы, с одной стороны, сохранить высокой уровень платежеспособности, с другой - заработать дополнительные доходы от инвестиционной деятельности в виде процентов к получению.

Особенно важным событием стало улучшение финансовой устойчивости компании, т.е. укрепление позиций предприятия в отрасли ее функционирования и пла-

тежеспособности перед контрагентами в долгосрочной перспективе. Среди наиболее успешных результатов можно выделить положительные значения собственных оборотных средств (рост составил более 8 226 тыс. рублей в сравнении с результатами 2016 года), рост чистых активов (рост составил более 10 440 тыс. рублей в сравнении с результатами 2016 года), достигнутые за счет прибыли 2017 года и сокращения заемного капитала в структуре баланса.

Благодаря сохранению устойчивой оборачиваемости запасов (сокращение за период 2016-2017 срока оборачиваемости запасов составило менее 0,5 дня, что можно признать несущественным), более высоким темпам сокращения срока оборачиваемости дебиторской задолженности (14,8 дней в 2017 году против 20,3 годом ранее) над сроком оборачиваемости кредиторской задолженности (22,93 дня за 2017 год против 25,47 дня на 2016 год), денежный цикл компании сократился дополнительно на 3 дня. Соответственно, данный положительный аспект свидетельствует об эффективной политике компании в области управления ее финансовыми ресурсами и отсутствие потребности предприятия в краткосрочном финансировании оборотного капитала.

Несмотря на улучшение перечисленных ранее коэффициентов, показатели рентабельности продемонстрировали менее успешные результаты: рентабельность продаж за 2017 год оказалась убыточной, составив 0,72%. Тем не менее нельзя не отметить чистой рентабельности бизнеса, значение которой существенно не выросло за 2017 год (1,1% за 2017 против 0,5% в за 2016), но оказалось гораздо выше самого влиятельного игрока автомобильной индустрии в России в лице ПАО «Автоваз», показатель которого продемонстрировал отрицательное значение чистой рентабельности в размере 24,2%.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что проведенный анализ финансово-хозяйственной детальности ОАО «КВИС» на 31.12.2017 год позволил составить экспертное мнение об уровне финансового состояния предприятия. В течение рассматриваемого периода компания продемонстрировала положительную величину собственных оборотных средств, рост выручки и чистых активов, сохранив за собой высокий уровень прочности и платежеспособности.

Исходя из проведенного финансового анализа и интерпретаций целевых показателей компании, возможность расширения бизнеса можно считать реалистичной.

Согласно аналитическому агентству «Автостат» [7] (ОтапШа, 2018), доля ОАО «КВИС» в регионе Кавказских минеральных вод составила по итогам 2017 года более 63%. Ранее было отмечено, что ключевым ориентиром компании на будущие годы является увеличение доли присутствия на данном рынке до уровня 70-80%.

Наиболее предпочтительным инструментом, который позволит компании достичь поставленных целей, может служить банковское кредитование компании. Предположительно для увеличения доли компании на территории ее финансового-

хозяйственной деятельности потребность в привлечении кредитных ресурсов должна составить не более 17 млн рублей.

Классическим приемом для принятия управленческого решения о получении займа, обслуживании процентов и основной сумме задолженности является показатель долг/EBITDA. Его значение показывает, какую долю долга компания может покрыть за 1 год за счет генерируемой бизнесом операционной прибыли при текущем объеме бизнеса и текущей его доходности без сокращения собственного капитала.

При EBITDA компании в размере 39 млн рублей, рассчитанной за 12 последних месяцев, наиболее консервативным целевым значением показателя долг/EBITDA будет 0,5, то есть возможность компании рассчитаться по своим обязательствам, включая проценты, сроком за 2 года за счет EBITDA, или за год сократить ссудную задолженность на 50%.

Принимая во внимание значение потенциального долга и действующей суммы EBITDA, компания сможет покрыть часть своей ссудной задолженности на 56,41%. Таким образом, сравнивая полученный результат (56,41%) с консервативной оценкой (50%), вероятность получения ссудной задолженности и ее эффективного целевого использования можно считать высокой и результативной.

Благодаря проведенному финансовому анализу на примере ОАО «КВИС» удалось оценить текущие результаты деятельности предприятия, на основе которых были предложены управленческие решения по дальнейшему развитию бизнеса в целях достижения поставленных задач.

ИСТОЧНИКИ:

1. Charles H. Gibson Financial Reporting and Analysis, 13th Edition. 2013.

2. Morozova I.A., Sahabutdinova L.R. Financial Stability Concept: Main Characteristics and

Tools

3. Астраханцева И.А. Учет и анализ: учебное пособие. - 2014. - 344 c.

4. Беилин И.Л., Хоменко В.В. Экономическая оценка оптимальной производительности инновационного предприятия с учетом цикличности его развития // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - № 3. - c. 499-512. - doi: 10.18334/ vinec.8.3.39384.

5. Белоусов О.А. Высокопроизводительные рабочие места: определение, статистиче-

ский учет и региональный потенциал (на примере Тверской области) // Экономика труда. - 2018. - № 2. - c. 573-586. - doi: 10.18334/et.5.2.39112.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Теоретические аспекты предупредительного анти-

кризисного управления в корпорациях // Лидерство и менеджмент. - 2017. - № 4. - c. 169-188. - doi: 10.18334/lim.4.4.38373.

7. Граница Ю.В. Отложенные налоги и их роль в прогнозировании показателей резуль-

татов деятельности предприятий на основе индивидуальной финансовой отчетности // Экономика, предпринимательство и право. - 2018. - № 4. - c. 189-202. - doi: 10.18334/epp.8.4.39516.

8. Клещева О.А. Особенности расчета эффективности инноваций с учетом затрат на

охрану окружающей среды // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - № 4. -с. 381-390. - doi: 10.18334/vinec.7.4.38622.

9. Суховетрюк Т.С. Финансовый анализ: учебное пособие. - 2012.

10. Пономарева Е.В., Иванова Т.Д. Современные тенденции в формировании личного бренда руководителя // Лидерство и менеджмент. - 2018. - № 4. - с. 141-152. - doi: 10.18334/lim.5.4.40090.

11. Финансовые показатели. Accaglobal.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www. accaglobal.com.

12. Финансовые показатели. Cfainstitute.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www. cfainstitute.org.

13. Аналитическое агентство «Автостат». [Электронный ресурс]. URL: https://www. autostat.ru/news/33334.

14. Информация о ОАО «КВИС». Disclosure.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.disclosure.ru/issuer/262900290.

15. Дедкова Е.Г., Гудков А.А., Быкова Е.В. Направления и формы государственной поддержки предприятий-экспортеров в России // Экономические отношения. - 2018. - № 2. - c. 271-280. - doi: 10.18334/eo.8.2.39103.

REFERENCES:

Astrakhantseva I.A. (2014). Uchet i analiz [Accounting and analysis] Ivanovo. (in Russian).

Beilin I.L., Khomenko V.V. (2018). Ekonomicheskaya otsenka optimalnoy proizvoditelnosti innovatsionnogo predpriyatiya s uchetom tsiklichnosti ego razvitiya [Economic evaluation of the optimum performance of an innovative enterprise with the account of the cyclicity of its development]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 499-512. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39384. Belousov O.A. (2018). Vysokoproizvoditelnye rabochie mesta: opredelenie, statisticheskiy uchet i regionalnyypotentsial (naprimere Tverskoy oblasti) [High-performance jobs: definition, statistics and regional capacity (case study of the Tver region)]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (2). 573-586. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.2.39112. Dedkova E.G., Gudkov A.A., Bykova E.V. (2018). Napravleniya iformygosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy-eksporterov v Rossii [Directions and forms of state support for exporting enterprises in Russia]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). 271-280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39103. Gluschenko V.V., Gluschenko I.I. (2017). Teoreticheskie aspekty predupreditelnogo antikrizisnogo upravleniya v korporatsiyakh [Theoretical aspects of preventive crisis management in corporations]. Leadership and management. 4 (4). 169-188. (in Russian). doi: 10.18334/lim.4.4.38373.

Granitsa Yu.V. (2018). Otlozhennye nalogi i ikh rol v prognozirovanii pokazateley rezultatov deyatelnosti predpriyatiy na osnove individualnoy finansovoy otchetnosti [Deferred taxes and their role in forecasting the performance of enterprises on the basis of individual financial statements]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 8 (4). 189-202. (in Russian). doi: 10.18334/epp.8.4.39516.

Klescheva O.A. (2017). Osobennosti rascheta effektivnosti innovatsiy s uchetom zatrat na okhranu okruzhayuschey sredy [Peculiarities of calculating the efficiency of innovations, taking into account costs of environmental protection]. Russian Journal of Innovation Economics. 7 (4). 381-390. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.7.4.38622.

Ponomareva E.V., Ivanova T.D. (2018). Sovremennye tendentsii v formirovanii lichnogo brenda rukovoditelya[Modern trends in the formation of a leader's personal brand]. Leadership and management. 5 (4). 141-152. (in Russian). doi: 10.18334/ lim.5.4.40090.

Sukhovetryuk T.S. (2012). Finansovyy analiz [Financial analysis] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.