УДК 330.341
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
А.С. Комарова
Рассмотрена связь между вложениями в человеческий капитал и производительностью труда в условиях влияния мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов. Человеческий капитал, формируемый в системе образования, рассматривался как важнейший фактор экономики знаний. В качестве главных факторов определены фондовооруженность труда и уровень образования занятого населения. Выявлена общая тенденция к спаду по двум рассматриваемым параметром, которая явилась следствием финансового кризиса в России.
Ключевые слова: производительность, фондовооруженность, уровень образования, посткризисный период, человеческий капитал.
Многие исследователи процессов развития экономики отмечают, что если рассматривать долгосрочный период, то наиболее эффективными являются затраты на человеческий капитал. Таким образом, отдача от вложений в человеческий капитал по сравнению с отдачей от вложений в основной капитал значительно выше [3].
Наряду с данными утверждениями имеет место вопрос об экономическом росте и роли инвестиций в человеческий капитал, образование.
Можно сделать предположение, о наличии существенной связи между вложениями в человеческий капитал и производительностью труда. Важнейшим фактором экономики знаний является человеческий капитал, формируемый в системе образования. Поэтому рассмотрение данного фактора в новом ключе, позволяет характеризовать образование как основополагающий фактор развития экономики страны [1].
В работе [2] приведены результаты исследований влияния уровня образования на продуктивность экономики регионов России с 2000 по 2008 годы. Основные выводы по работе [2] заключаются в следующем: влияние уровня образования занятого населения значительно превосходит влияние фондовооруженности на производительность. При этом отмечается нарастание влияния уровня образования занятого населения и падение влияния фондовооруженности труда на производительность.
Исходя из вышесказанного, представляет интерес изучение влияния уровня образования на продуктивность экономики регионов России в последующие годы.
На пути развития российской экономики стал начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис. Рассматриваемый период с 2008 по 2011 годы характеризовался как этап медленного восстановления мировой экономики после финансового кризиса 2008-2009 гг.
Для оценки влияния человеческого капитала на производительность труда в России за 2008-2011 годы был выполнен регрессионный анализ. Использовались модели производственной функции по методике, описанной в работе [2].
При выполнении исследований в работе строились эконометриче-ские модели производственных функций вида:
У = ЛкаТ2, (1)
где У - производительность труда (валовой региональный продукт на душу занятого населения) А - константа, к - фондовооруженность труда занятых в регионе, I - среднее число лет обучения занятого населения, а^,а2 - параметры производственной функции.
При проведении регрессионного анализа использовались данные, представляемые Росстатом. Представлены характеристики эконометриче-ских моделей, полученных при анализе (табл. 1.).
Параметры регрессионных моделей производственных функций, включающих человеческий капитал занятого населения
Параметры модели Величина по годам
2008 2009 2010 2011
А Величина -9,822 -9,038 -9,864 -8,991
Р-значение 0,000 0,002 0,002 0,003
В Величина 0,818 0,823 0,826 0,803
Р-значение 0,000 0,000 0,000 0,000
С Величина 4,109 3,740 4,078 3,815
Р-значение 0,000 0,001 0,001 0,002
Значимость F 0,000 0,000 0,000 0,000
Нормированный R-квадрат 0,697 0,734 0,743 0,742
Эластичность отдачи от образования составляет от 3,7 до 4,1 %. Полученные модели для рассматриваемого периода имеют высокий уровень значимости в пределах 0,000-0,009.
Были установлены коэффициенты эластичности производительности труда по уровню образования занятого населения России в 2008-2011 г. Представлен временной ряд данных о величине коэффициентов эластичности производительности труда по уровню образования занятого населения (рис.1).
Годы
Рис. 1. Коэффициент эластичности производительности труда по уровню образования занятого населения
Данные о величине коэффициентов эластичности производительности труда по уровню образования занятого населения, параметры полученной на основе этих данных регрессионной модели свидетельствуют о следующем. Продуктивность человеческого капитала занятого населения России в 2008 - 20011 г.г. быстро снижалась.
Полученные результаты регрессионного анализа, представленные в табл. 1, свидетельствуют также о снижении отдачи основного капитала в экономике страны. Представлен свидетельствующий об этом временной ряд полученных данных о величине коэффициентов эластичности производительности труда по уровню фондовооруженности труда (рис.2).
Годы
Рис. 2. Коэффициент эластичности производительности труда по
фондовооруженности труда
Таким образом, если в работе [2] выполненные эконометрические исследования позволяют считать, что на производительность труда в России в период устойчивого экономического роста 2000-2008 г.г влияние уровня образования занятого населении нарастает, а влияние фондовооруженность труда на его производительность падает, то в данном исследовании установлено следующее. По мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 году кризисные явления усиливались и в экономике российских регионов, что выразилось в спаде промышленного производства. На производительность труда в России в период мирового финансового кризиса и в период восстановления после него 2008-2011 г.г влияние как уровня образования занятого населении, так и влияние фондовооруженность труда на его производительность падает.В 2009 году падение оказалось более значительным, о чем свидетельствуют полученные при анализе показатели. В 2009 году обозначились самые низкие показатели производительности как по уровню образования, так и по фондовооруженности.
Список литературы
1. Басовский, Л. Е. Мировая экономика : Курс лекций / Л. Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2001. 207с.
2. Комарова А.С. Человеческий капитал и производительность труда в современной России // Экономика. Научные исследования и разработки. Вып.3. Москва: Изд-во ИНФРА-М. 2013. http://naukaru.ru/journal/issue/70
3. Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. СибУПК, 1999.
4. Давнис В.В. Прогноз и статистический выбор: учебное пособие для вузов/В.В.Давнис. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2004. 216 с.
5. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Е. С. Стоянова. 6-е изд. М.: Изд-во Перспектива, 2010. 656 с.
Комарова Анна Сергеевна, аспирантка, 9anka@bk.ru , Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
INFLUENCE OF HUMAN CAPITAL ON LABOR PRODUCTIVITY POST-CRISIS
Komarova A.S.
The relation between investment in human capital and labor productivity in the conditions of the global financial crisis 2008 - 2009 period. Human capital formed in the education system, was seen as the most important factor of the knowledge economy. As the main factors identified by the capital-labor and the level of education of the employed population. A general tendency to decline by two parameters under consideration, which is a consequence of the financial crisis in Russia.
Keywords: productivity, capital-labor ratio, level of education, the post-crisis period, human capital.
Komarova Anna S., Postgraduate Student, 9anka@bk.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University LN Tolstoy