Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СТУДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутырина Юлия Сергеевна, Герасимов Кирилл Борисович

В статье изучается влияние обучения предпринимательству на человеческий капитал и предпринимательские намерения студентов. В исследовании приняли участи более 300 студентов выпускных курсов образовательных организаций России. Показано, что обучение предпринимательству и образование эффективно влияют на стремление студентов заниматься предпринимательской деятельностью. Также подтверждается направленность государственной политики и расходование ресурсов на обучение и образование предпринимательству. Предлагается усилить направленность программ обучения предпринимательству, осуществляемых в университетах, и тем самым способствовать развитию предпринимательских результатов среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутырина Юлия Сергеевна, Герасимов Кирилл Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF HUMAN CAPITAL ON ENTREPRENEURSHIP TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article examines the impact of entrepreneurship education on human capital and student entrepreneurial intentions. More than 300 graduate students of educational institutions of Russia took part in the study. It is shown that entrepreneurship training and education effectively influence the desire of students to engage in entrepreneurial activity. It also confirms the direction of state policy and the use of resources for training and education in entrepreneurship. It is proposed to strengthen the focus of entrepreneurship education programs carried out at universities, and thereby contribute to the development of entrepreneurial results among students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 331.108

DOI 10.51608/23058641 2021 2 7

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2021 Ю.С. Бутырина, К.Б. Герасимов *

В статье изучается влияние обучения предпринимательству на человеческий капитал и предпринимательские намерения студентов. В исследовании приняли участи более 300 студентов выпускных курсов образовательных организаций России. Показано, что обучение предпринимательству и образование эффективно влияют на стремление студентов заниматься предпринимательской деятельностью. Также подтверждается направленность государственной политики и расходование ресурсов на обучение и образование предпринимательству. Предлагается усилить направленность программ обучения предпринимательству, осуществляемых в университетах, и тем самым способствовать развитию предпринимательских результатов среди студентов.

Ключевые слова: образовательная организация, обучение предпринимательству, человеческий капитал, студенты, эффективность.

Воспитание предпринимательских навыков и намерений у молодежи занимает центральное место в повестке дня социально-экономического развития стран всего мира. Критическая роль развития предпринимательства в экономическом и человеческом развитии хорошо признана, особенно в контексте стран с развивающейся экономикой. Это объясняет то внимание, которое политики и государственные учреждения уделяют предпринимательскому образованию. Во всем мире правительства и университеты тратят большое количество денег и ресурсов на разработку программ развития предпринимательства.

Основной целью таких программ является формирование предпринимательских знаний и ориентацию студенческого сообщества таким образом, чтобы они развивали уверенность в своей способности заниматься бизнесом. Центральное место в усилиях по достижению целей устойчивого развития занимает воспитание у молодежи предпринимательских навыков и намерений, которые создадут рабочие места для большей части общества и помогут решить социальные проблемы.

Вопрос о том, приводит ли обучение предпринимательству к предпринимательским намерениям среди студентов и каким образом, является полезной информацией для прави-

тельств и руководства университетов для принятия обоснованных решений при разработке эффективных образовательных мероприятий, способствующих достижению желаемых результатов.

В исследованиях предпринимательства и образования была сделана попытка оценить влияние предпринимательства на предпринимательские намерения, что является важным результатом, связанным с предпринимательством, особенно среди студентов. Однако результаты этих исследований неоднозначны, противоречивы и неубедительны [3, 7].

Исследование намерений широко используется в качестве инструмента оценки эффективности образовательных и политических инициатив. Это исследование может оказаться полезным для политиков в правительстве и руководства университетов, чтобы понять последствия образовательной политики и вмешательства в развитие потенциала предпринимательства среди студентов. Хотя образование является постоянной темой в исследованиях предпринимательства, результаты его положительного влияния на предпринимательство нельзя считать окончательными.

Исследования, изучавшие влияние обучения предпринимательству и профессиональной подготовки на результаты предприниматель-

* Бутырина Юлия Сергеевна (dela406@mail.ru) - аспирант; Герасимов Кирилл Борисович

(270580@bk.ru) - доктор экономических наук, доцент кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента; оба - ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (РФ, Самара).

скои деятельности, показали, что связь между этими двумя переменными является очень слабой, что указывает на потенциальное влияние опосредующей или сдерживающей роли других соответствующих факторов [5]. Исследование человеческого капитала и предпринимательского успеха, сообщает лишь о слабой величине эффекта. Однако эти исследования были в основном сосредоточены на предпринимательском успехе как результате, а не на предпринимательском намерении [9].

Это исследование направлено на изучение потенциального воздействия программ обучения и подготовки предпринимателей на университетском уровне на предпринимательские намерения студентов. Самыми большими потенциальными группами новых предпринимателей являются молодые люди, и поэтому исследование имеет актуальность в контексте инициатив университетского уровня, направленных на формирование интереса студентов к предпринимательству и развитие необходимых навыков, связанных с созданием предприятий.

Предпринимательский успех может зависеть от ряда контекстных факторов, и их влияние может быть более глубоким, чем человеческий капитал индивида. Также анализ обучения предпринимательству и предпринимательских намерений показывает, что корреляция между ними положительная, но слабая [1]. Однако влияние обучения предпринимательству на предпринимательские намерения не было значительным, когда учитывалось намерение на предварительном этапе.

Это подчеркивает необходимость изучения роли опосредующих переменных или недостающих звеньев в отношениях, и данное исследование пытается восполнить этот пробел в существующей литературе. В работе [10] исследована взаимосвязь между предпринимательским образованием, предпринимательскими намерениями и человеческим капиталом. В исследовании утверждается что «люди, демонстрирующие соответствующие предпринимательские намерения, больше заинтересованы в обогащении своего набора деловых и управленческих компетенций и навыков».

Организация экономического сотрудничества и развития описывает предпринимательство как «процесс, посредством которого предприниматели создают и развивают предприятия для предоставления новых продуктов/услуг или повышения ценности продуктов или услуг». Предпринимательское намерение - это

осознанная предрасположенность, которая ведет к большему вниманию и действиям для достижения определенного желаемого результата или пути к его реализации.

Предпринимательское намерение является одним из важнейших результатов предпринимательской деятельности, поскольку оно считается наикратчайшим путем к предпринимательской деятельности. Намерение заняться предпринимательской деятельностью или сделать карьеру в сфере предпринимательства часто рассматривается как первый шаг на пути к стадии создания предприятия. Процессный взгляд на предпринимательство также подчеркивает важность намерения как переменной результата.

В контексте обучения предпринимательству на университетском уровне поведенческое намерение студентов является более реалистичным результатом, чем реальное поведение. Предпринимательские намерения или склонности были связаны с двумя основными классами факторов: факторами индивидуального уровня и контекстными факторами. Индивидуальные факторы включают личностные аспекты и демографические характеристики, такие как семейный бизнес, образование и пол.

Образовательная поддержка является важным фактором, определяющим предпринимательское намерение среди контекстных факторов, влияющих на предпринимательское намерение, и она была связана как с психологическим, так и с поведенческим подходами к предпринимательскому намерению.

Предполагаемое влияние обучения предпринимательству на результаты предпринимательской деятельности основано на том, что предпринимательским навыкам можно научить. Обучение предпринимательству обычно рассматривается как образовательная инициатива, направленная на расширение знаний, навыков и восприятий либо как потенциальный вариант карьеры, либо как позитивное влияние на оценку своей роли в обществе. Обучение предпринимательству знакомит студентов с этой областью, обучая теоретическим основам, практикам и методам.

Передача знаний и мотивация также положительно настраивают студентов к предпринимательской деятельности. Позитивной оценке желательности и целесообразности предпринимательства также способствуют тренинги и курсы по предпринимательству. Совершенно очевидно, что положительное влияние обуче-

№ 2 (27)

ния предпринимательству проистекает из повышения уровня знаний, уверенности в себе и развития навыков, которые студенты получают от образовательного процесса. Обучение предпринимательству положительно влияет на восприятие студентами желательности и целесообразности предпринимательства.

Однако следует отметить, что есть незначительная связь между программами обучения предпринимательству и его влиянием на самооценку студентами предпринимательских навыков, а также то, что влияние на намерение стать предпринимателем даже отрицательно. В контексте таких противоречивых результатов в данном исследовании мы стремимся расширить эмпирическую литературу в этой области и предлагаем следующее.

Теория человеческого капитала все чаще используется в сфере предпринимательства, и человеческий капитал считается жизненно важным для выявления и создания предпринимательских возможностей. Человеческий капитал - это совокупность навыков, знаний и других атрибутов, которые способствуют способности индивида выполнять продуктивную работу.

Как общие, так и специфические для конкретных задач компоненты человеческого капитала, два различных измерения человеческого капитала, связаны с предпринимательством, оказывая различное воздействие на разные этапы предпринимательского процесса, который состоит из признания возможностей, возникновения предприятия и результатов деятельности предприятия. Результаты человеческого капитала, а не инвестиции могут иметь более высокое прогнозное значение для результатов предпринимательства [6].

Образование и связанные с ним мероприятия считаются важной частью формирования человеческого капитала. В работе [8] рассматривается предпринимательская способность как форма человеческого капитала. Развитие человеческого капитала студентов должно быть целенаправленным результатом обучения предпринимательству. Как теория планируемого поведения, так и модель предпринимательского события признают, что, самоэффективность связана с личностными способностями, в качестве основы предпринимательского намерения.

Один из подходов к пониманию предпринимательства - через призму человеческого капитала. Предпринимательство рассматривается как форма отражения человеческого капитала,

в которой индивиды сознательно перераспределяют свои ресурсы в ответ на изменение экономических условий. Это явно означает, что предпринимательская способность или предпринимательство само по себе является аспектом человеческого капитала. Еще одним прямым следствием этого подхода является то, что образование, профессиональная подготовка, опыт и другие формы инвестиций в человеческий капитал могут привести к повышению предпринимательской способности отдельных лиц [4].

Положительное влияние обучения предпринимательству можно объяснить несколькими способами. Люди ощущают большую готовность и мотивацию, когда чувствуют, что обладают необходимыми навыками и знаниями для выполнения данной задачи. Теория социального познания предполагает, что обучение улучшает познание, а это, в свою очередь, развивает самоэффективность у людей, вносящих свой вклад в развитие человеческого капитала.

Квалифицированные и компетентные предприниматели, скорее всего, будут иметь более высокие предпринимательские показатели и конкурентоспособность. Исследования показали, что человеческий капитал предпринимателей является важнейшим фактором, определяющим успех или неудачу предпринимательских структур [2]. Также, можно утверждать, что восприятие формального обучения на курсах предпринимательства положительно связано с планированием новых предприятий и намерениями стартапов посредством предпринимательской самоэффективности.

Личная инициатива играет посредническую роль в отношениях между самоэффективностью и предпринимательскими намерениями. Данное исследование направлено на более глубокое понимание механизмов, посредством которых обучение предпринимательству связано с результатами предпринимательской деятельности. Насколько нам известно, не было проведено ни одного исследования, в котором рассматривалась бы опосредующая роль человеческого капитала во взаимосвязи между восприятием обучения предпринимательству и профессиональной подготовки и предпринимательскими намерениями. Таким образом, предлагается следующая концептуальная основа исследования (рис. 1).

Респонденты для этого проведения перекрестного описательного исследования были взяты из студенческой выборки из нескольких

Человеческий капитал

Обучение предпринимательству Предпринимательские намерения

Рис. Предлагаемая концептуальная основа исследования

университетов России. В качестве выборки рассматривались только студенты выпускных курсов, поступившие в магистратуру или в аспирантуру по различным направлениям подготовки.

Выбор этой группы студентов казался актуальным для измерения предпринимательских структур в рамках данного исследования, поскольку они проходят обязательный курс «Основы предпринимательства» в рамках своей учебной программы. Курс был рассчитан на один семестр. Студенты обучались различным бизнес-моделям, технико-экономическому анализу, финансово-экономическому обоснованию, подготовке бизнес-планов, нормативным положениям и экосистемам инноваций. Исследование проводилось среди студентов университетов, поскольку эти студенты являются основными целевыми группами для проведения мероприятий по обучению предпринимательству и других политических инициатив правительств и учреждений.

Большая часть предпринимательской деятельности связана с этим сегментом населения, особенно в контексте развивающихся экономик, таких как Россия. Поэтому, учитывая более широкую исследовательскую проблему эффективности обучения предпринимательству и образования в повышении предпринимательских инициатив, студенческая выборка была признана актуальной.

При отборе выборки применялись следующие критерии включения:

- студенты с каким-либо семейным опытом в предпринимательства были исключены, чтобы исключить предшествующую положительную предрасположенность к предпринимательству;

- студенты с предыдущим или текущим опытом предпринимательской деятельности также были исключены из исследования.

Только студенты последних курсов обучения были включены, чтобы гарантировать, что заявленное предпринимательское намерение

является значимой переменной для студентов. Данные были собраны путем анкетирования студентов, отобранных случайным образом. Всего было роздано 500 анкет, и 359 ответов были получены обратно (71,8% ответов). После исключения ответов с отсутствующими данными для окончательного анализа данных было отобрано 330 ответов. Выборка состояла из 212 женщин (64,3%) и 118 мужчин (35,7%), причем большинство из них относились к возрастной группе 22-25 лет (81,9%), а 18,1% - к возрастной группе 26-30 лет (средний возраст = = 23,6 года).

В исследовании использовались ранее проверенные инструменты в существующей литературе для измерения фокусных конструкций. Шкала человеческого капитала была измерена с использованием трехбалльной шкалы по работе [12], и состояла из следующих трех пунктов измерения: «Я обладаю отличными навыками», «Я считаюсь квалифицированным специалистом в этой отрасли» и «Я являюсь экспертом в определенных ролях и функциях».

Отношение студентов к университетской программе обучения предпринимательству измерялось с помощью восьми пунктов, по работе [12]. Примеры вопросов включали: «Я чувствую себя прекрасно, участвуя в курсах обучения и развития предпринимательства, предлагаемых этим университетом», «Я так много узнал из этого курса по развитию предпринимательства» и «В целом я удовлетворен курсами развития предпринимательства в этом университете».

Предпринимательские намерения были измерены с использованием четырех пунктов, адаптированных по работе [11]. Примерные пункты включали: «Я готов пойти на любые жертвы, чтобы стать предпринимателем» и «В мои планы входит начать собственный бизнес в течение пяти лет после окончания этого университета». Все предметы измерялись по пятибалльной шкале Лайкерта ^кеПзеаЫу.

1. Категорически не согласен;

№ 2 (27)

2. Не согласен;

3. Не определился;

4. Согласен;

5. Полностью согласен.

Чтобы убедиться в том, что шкалы подходят для использования в используемой выборке, было проведено пилотное исследование на выборке респондентов размером 100 человек.

Поскольку все меры этого перекрестного исследования были самооценками, для решения проблемы систематической ошибки, связанной с общими методами, были приняли меры предосторожности, такие как обеспечение анонимности ответов и уравновешивание порядка вопросов. Кроме того, был проведен тест Хармана (Harman's test) на общую предвзятость, и когда все элементы были загружены в один фактор, общая дисперсия составила всего 34,6%, что исключило потенциальную ошибку.

Результаты достоверности (альфа Крон-баха >0,75) и исследовательского факторного анализа (факторные нагрузки >0,70) оказались адекватными, и все шкалы были использованы для окончательного сбора данных, как и в существующей литературе. При окончательном наборе данных все шкалы имели достаточную надежность альфа Кронбаха более 0,70 (а = 0,918; а = 0,848 и а = 0,904 для обучения предпринимательству, человеческого капитала и предпринимательских намерений, соответственно).

В проведенном исследовании изучалось влияние программ обучения предпринимательству и человеческого капитала на намерение студентов заниматься предпринимательской деятельностью. В стремлении к сокращению бедности и созданию богатства, предпринимательство рассматривается как тема, представляющая стратегический интерес для стран, особенно в случае развивающихся экономик.

Чтобы участвовать в таком динамичном процессе, который стремится использовать экономические инновации и создавать новые или дополнительные ценности на рынке, студенты должны быть квалифицированными и готовыми к нему. Университеты, являясь центрами передового опыта, играют ключевую роль в формировании и развитии необходимых навыков и установок, которые будут способствовать развитию предпринимательской позиции среди выпускников вузов.

Университеты играют важную роль в распространении знаний и обучении предпринимательским навыкам и отношениям. В исследовании подчеркивается положительное влияние обучения предпринимательству на формирование человеческого капитала и предпринимательских намерений у студентов. Обучение предпринимательству предоставляет курсы, тренинги, семинары и бизнес-планы.

Значительная посредническая роль человеческого капитала в обучении предпринимательству и взаимосвязи с предпринимательскими намерениями указывает на необходимость обеспечения эффективной разработки и реализации учебных программ по предпринимательству.

Тот факт, что влияние на предпринимательские намерения частично направляется через человеческий капитал, подчеркивает, что результаты обучения должны быть сосредоточены на предпринимательских намерениях. Опираясь на социально-когнитивную теорию, это исследование дополняет теорию, подчеркивая роль человеческого капитала в позитивном влиянии на более высокие предпринимательские намерения.

Университеты должны разрабатывать научно-обоснованные программы обучения развитию предпринимательства с конкретными результатами обучения. Научная литература предполагает, что обучение предпринимательству в университетах, по большей части, концентрируется на предпринимательской практике. Это может привести к тому, что студенты будут много знать о том, что такое предпринимательство вместо того, чтобы вооружать их знаниями и навыками о том, как начать новое предприятие.

Человеческий капитал как предшественник предпринимательства четко определяет роль университетов и более широкой системы образования в странах в стимулировании предпринимательства среди молодежи. Результаты данного исследования подтверждают роль университетов как активного компонента предпринимательской экосистемы, способствующей более высоким перспективам предпринимательства. Результаты этого исследования также служат основой для принятия решений по схеме оценки обучения предпринимательству, подчеркивая важность результатов человеческого капитала.

Библиографический список

1. Алексеева И.А. Теоретико-методологические основы инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования // Экономика образования. - 2016.- №4(95). - С. 4-15.

2. Алирзаева М.М. Перспективы развития человеческого капитала в системе высшего образования России // Информация-Коммуникация-Общество. - 2016. - Т. 1. - С. 196-198.

3. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор развития человеческого капитала // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - №3(16). -С. 79-83.

4. Гречко М.В., Гончаров И.В. Человеческий капитал, человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал: взаимосвязь и различие категорий // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №2-2(67). -С. 243-249.

5. Коваленко А.И. Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП) // Современная конкуренция. - 2018. - Т. 12. - №2-3(68-69). -С. 73-82.

6. Лачинов Л.А. К вопросу о формировании человеческого капитала, как опоры цивилизационного развития государства, сквозь призму образования и

воспитания // Журнал гуманитарных наук. - 2016. -№15. - С. 115-118.

7. Назмутдинова Е.В., Фендич О.С. Методы обучения инновационному предпринимательству // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№3(56). - С. 920-922.

8. Ожиганов Э.Н. Стратегия интенсивного инновационного развития России: развитие и использование человеческого капитала. - М.: РУДН, 2015. - 126 с.

9. Рубин Ю.Б. Конкуренция. Обучение предпринимательству. Система бизнеса. - М.: МФПУ "Синергия", 2018. - 872 с.

10. Galati F., Bigliardi B., Passaro R. Quinto I. Why do academics become entrepreneurs? How do their motivations evolve? Results from an empirical study // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2020. №7(26). pp. 1477-1503.

11. Jaén I.,Fernández-Serrano J.,Liñán F. Cultural values, income level and entrepreneurship | Valores culturales, nivel de ingres os y actividad emprendedora // Revista de Economia Mundial. 2013. №35. pp. 35-51.

12. Youndt M.A.,Subramaniam M.,Snell S.A. Intellectual Capital Profiles: An Examination of Investments and Returns // Journal of Management Studies. 2004. №2(41). pp. 335-361.

Поступила в редакцию 06.04.2021 г.

THE INFLUENCE OF HUMAN CAPITAL ON ENTREPRENEURSHIP TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2021 Yu.S. Butyrina, K.B. Gerasimov*

The article examines the impact of entrepreneurship education on human capital and student entrepreneurial intentions. More than 300 graduate students of educational institutions of Russia took part in the study. It is shown that entrepreneurship training and education effectively influence the desire of students to engage in entrepreneurial activity. It also confirms the direction of state policy and the use of resources for training and education in entrepreneurship. It is proposed to strengthen the focus of entrepreneurship education programs carried out at universities, and thereby contribute to the development of entrepreneurial results among students.

Keywords: educational organization, entrepreneurship training, human capital, students, efficiency.

* Butyrina Yulia Sergeevna (dela406@mail.ru) - graduate student; Gerasimov Kirill Borisovich

(270580@bk.ru) - Doctoral degree in economics, Associate Professor of Department of Industrial Economics and Production Management; both - Samara State Technical University (RF, Samara).

Received for publication on 06.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.