Научная статья на тему 'Влияние человеческого фактора на уровень безопасности полетов (обобщенный анализ модели shell)'

Влияние человеческого фактора на уровень безопасности полетов (обобщенный анализ модели shell) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2207
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / МОДЕЛЬ SHELL / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОШИБКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юсупова Римма Ринатовна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня безопасности полетов в гражданской авиации на примере анализа человеческого фактора по модели SHELL. Предпринята попытка выявить основные факторы, влияющие на эффективную деятельность человека и приводящие к человеческим ошибкам. Обозначена необходимость совершенствования мер в области человеческого фактора, которые в значительной мере помогут минимизировать количество человеческих ошибок, что посодействует повышению уровня безопасности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Юсупова Римма Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние человеческого фактора на уровень безопасности полетов (обобщенный анализ модели shell)»

8. Таранов Р.А., Махутов Н.А. Методы и принципы среднесрочного (линейного) прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Информационный бюллетень ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года». М., 2003.

9. Таранов Р.А., Махутов Н.А., Гаденин М.М. Комплексный мониторинг и оценка состояния потенциально опасных объектов в России, Известия РАН. Серия географическая, 2010. № 6. С. 88-95.

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ (ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛИ SHELL) Юсупова Р.Р.

Юсупова Римма Ринатовна - аспирант, кафедра информатики, факультет подготовки авиационных специалистов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, г. Ульяновск

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня безопасности полетов в гражданской авиации на примере анализа человеческого фактора по модели SHELL. Предпринята попытка выявить основные факторы, влияющие на эффективную деятельность человека и приводящие к человеческим ошибкам. Обозначена необходимость совершенствования мер в области человеческого фактора, которые в значительной мере помогут минимизировать количество человеческих ошибок, что посодействует повышению уровня безопасности полетов.

Ключевые слова: человеческий фактор, модель SHELL, человеческая ошибка, безопасность полетов, авиационные происшествия, гражданская авиация.

Согласно документам ИКАО для обеспечения безопасности полетов государствам необходимо внедрение государственных программ по безопасности полетов (ГосПБП) [1, с. 2-5]. В свою очередь, ГосПБП включает требование о введении системы управления безопасностью полетов, которая подразумевает выявление факторов опасности и управление факторами риска для безопасности полетов (БП) [3, ДОБ 2-1]. К основным причинам авиационных происшествий относят человеческий фактор, технический фактор, неблагоприятные факторы внешней среды и иные причины. В соответствии со статистическими данными на человеческий фактор приходится 70-80% авиационных происшествий, но в 2016 году он достиг 94%.

Термин человеческий фактор (ЧФ) включает в себя все стороны человеческой деятельности. И поскольку БП напрямую зависит от ЧФ, изучение роли данного фактора в причинах АП является актуальным.

Человек - важная часть авиационной системы. С одной стороны, он легко адаптируется и приспосабливается к изменяющимся условиям, но в тоже время, эти же условия могут отрицательно влиять на его деятельность. Зачастую не приемлемые действия человека, приводящие к АП, относят к «человеческой ошибке». Однако данный термин «человеческая ошибка» не дает ответа на вопрос, почему произошло то или иное АП [4, с. 1-1-2].

Для лучшего понимания смысла ЧФ воспользуемся моделью, разработанной Эдвардсом (рис. 1).

Рис. 1. Модель SHELL

Блоки, представляющие собой компоненты ЧФ, означают:

1. Liveware - субъект. В нашем случае, человек;

2. Software - процедуры, то есть это могут быть правила, руководства, символы;

3. Hardware - объект (машина);

4. Environment - среда, в которой происходит взаимодействие компонентов.

Человек, как самый опасный и податливый компонент, является центральным

элементом данной модели Liveware - субъект (человек), поэтому все остальные компоненты должны быть тщательно к нему подведены. Для этого необходимо адекватное познание характеристик субъекта. Всем известно, что возможности людей различны. Среди факторов, оказывающих большое значение на трудоспособность человека, можно выделить следующие:

• Физические факторы. При проектировании рабочих мест должно быть учтено, что физические возможности у людей (такие, как рост, сила, слух и др.) различны.

• Физиологические факторы. Известно, что такие вещи, как стресс, болезнь, усталость, состояние здоровья могут существенно сказываться на физической работе человека.

• Психологические факторы. Данные факторы воздействуют на способность человека соответствующе реагировать на чрезвычайные ситуации. Сюда можно отнести профессиональную подготовку, опыт, мотивацию, уверенность в своих силах.

• Психосоциальные факторы. На личность оказывают действия факторы, находящиеся не только внутри его рабочей среды, но и вне ее (взаимоотношения с членами его семьи, руководством, финансовые проблемы) [2, с. 2-5].

Все эти факторы оказывают влияние на эффективную работу индивида.

На рис. 1 видно, что блоки имеют не четко очерченные края. Это объясняется тем, что компоненты не могут безупречно взаимодействовать друг с другом.

Одним из самых обширно изучаемых областей взаимодействия между блоками является субъект (L) и объект (Н) (человек-машина). В связи с хорошими адаптивными способностями человека в ней могут таиться опасные недоработки, заявляющие о себе только после несчастного случая.

Человек-процедуры - есть взаимодействие вида субъект (L) и процедуры (S). Актуальные и соответствующе составленные руководства и документации способны облегчить работу персонала. В то время как неполные или усложненные процедуры, способны приводить к ошибкам.

Человек является социальным существом, и коллектив играет огромную роль в его жизни. В соответствии с этим взаимодействие между руководством и подчиненными, корпоративная культура, вопросы лидерства и т.п. составляют суть отношения субъект (L) и субъект (L). Данному виду взаимоотношений следует уделить большое внимание, так как оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека.

Рассматривая субъект (L) и окружающую среду (E), под окружающей средой понимаем внутреннюю среду (температура, вибрации, шум или освещение, ...) и внешнюю среду. И внешняя, и внутренняя среды могут влиять на умственные способности персонала, на их взаимоотношения друг с другом.

Отмечая человеческие ошибки, которые могут быть результатом сознательных или несознательных действий, обычно выделяют промахи и упущения, которые относят к неумышленным действиям, и заблуждения, предполагающие умышленные действия [2, с. 2-7].

Таким образом, анализ модели SHEL на основе взаимодействия ее компонентов предоставляет возможным спрогнозировать человеческие ошибки.

Первоначально попытки снизить уровень АП были связаны с совершенствованием авиационной техники, однако в конце 70-х гг. пришло осознание того, что никакие разработки не помогут устранить человеческие ошибки. Произошло понимание влияния ЧФ на процессы проектирования, адаптации и эксплуатации систем, техническое обслуживание.

Для того чтобы минимизировать количество человеческих ошибок, необходимо знать характер их происхождения и влияние их на БП. Совершенствование мер в этой области помогут в значительной степени содействовать повышению уровня БП. С этой целью необходимо уделить особое внимание информационному обмену в сфере ЧФ; совершенствовать методы отбора и комплектации кадров, применять полученные знания во время обучения и тренировок персонала и курсантов, при создании уставов и процедур; учитывать их при разработке профилактических мер по предотвращению АП и в процессе их расследования.

Список литературы

1. Глобальный план обеспечения безопасности полетов 2017-2019 гг.: Doc 10004. ICAO, 2016.

2. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов: Doc 9806-AN/763. ICAO, 2002.

3. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов: Doc 9803. ICAO, 2002.

4. Руководство по обучению в области человеческого фактора: Doc 9683-AN/950. ICAO, 1998.

АНАЛИЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ СИСТЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ

РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ Галаванова Ю.И.

Галаванова Юлия Игоревна - магистрант, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Аннотация: рассмотрены различные побочные эффекты, возникающие при составлении учебного расписания. Выявлены их недостатки. Проведен анализ программных средств на основе предложенных критериев качества. В ходе анализа принято решение, что система грамотного формирования учебного расписания должна строиться в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами российского законодательства. Ключевые слова: школа, расписание, составление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.