Научная статья на тему 'Влияние человеческого фактора на безопасную эксплуатацию электрических сетей'

Влияние человеческого фактора на безопасную эксплуатацию электрических сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / АВАРИЯ / FAILURE / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ELECTRIC NETWORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР / PROFESSIONAL SELECTION / ОПАСНОСТЬ / DANGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прахов И.В., Фарваев И.Р., Бикметов А.Г.

В статье рассмотрены мероприятия, направленные на снижение аварийности и травматизма на производстве. Представлено формальное разделение причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев на три основные группы: нарушение мотивационной, ориентировочной и исполнительной части действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прахов И.В., Фарваев И.Р., Бикметов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the human factor on safe operation of electric networks

In given article the actions directed on decrease of breakdown susceptibility and a traumatism on manufacture are considered. Formal division of the reasons of occurrence of dangerous situations and accidents into three basic groups is considered: infringement of a motivational, rough and executive part of actions.

Текст научной работы на тему «Влияние человеческого фактора на безопасную эксплуатацию электрических сетей»

УДК 331.452

Влияние человеческого фактора на безопасную

эксплуатацию электрических сетей

И.В. ПРАХОВ, к.т.н., доцент кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий

И.Р. ФАРВАЕВ, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий

А.Г. БИКМЕТОВ, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате (Россия, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д. 22а/67) E-mail: priwan@yandex.ru

В статье рассмотрены мероприятия, направленные на снижение аварийности и травматизма на производстве. Представлено формальное разделение причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев на три основные группы: нарушение мотивационной, ориентировочной и исполнительной части действий. Ключевые слова: безопасность, человеческий фактор, авария, электрическая сеть, профессиональный подбор, опасность.

Увеличение объемов производства нефтегазовых компаний имеет стратегическое значение для развития экономики страны. Безаварийная работа и надежность в значительной степени определяют энергетическую безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Согласно статистике, число техногенных катастроф начало резко увеличиваться с начала 1980-х гг. Этот рост можно рассматривать как неизбежную плату за научно-технический прогресс и возросшее влияние на природу человеческого фактора.

В процессе развития электроэнергетики необходимо обеспечить последовательный переход от существующих к новым системам управления, исключив появление рисков для снижения надежности, а также для обеспечения повышенной безопасности сотрудников.

В сложившихся условиях пересматривается государственная стратегия в сфере регулирования и обеспечения безопасности. Осуществляется переход на анализ и управление рисками взамен требования абсолютной безопасности. В основе стратегии лежат два критерия:

• средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни;

• экономический риск как интегральный показатель опасности.

Количественное обоснование условий возникновения аварийных ситуаций должно выполняться не только при нормальных условиях эксплуатации, но и при экстремальных, сопровождающихся взрывами, пожарами, землетрясениями, ураганами и т.д.

Высокий уровень травматизма и аварийности до сих пор является одной из главных проблем в отрасли. По данным Ростехнадзора при эксплуатации электрических сетей происходят десятки аварий, влекущих за собой травмы работников различной степени тяжести. Аварийные ситуации в данной отрасли имеют тяжелые социальные, экономические и экологические последствия.

Для электроэнергетических систем характерно усложнение и увеличение единичных мощностей, однако наличие большого процента физически устаревшего оборудования, а также недостаточно высокое качество новой техники увеличивают удельные нагрузки на электрооборудование и приводят к возрастанию аварийных режимов работы. В результате стабильно увеличивается объем работы, выполняемый оперативным персоналом. Это обусловливает повышение роли оперативного персонала при осуществлении переключений электрооборудования с целью предупреждения технологических нарушений и как следствие - аварий и несчастных случаев.

Важнейшей задачей любой оперативной группы является обеспечение безопасности сотрудников и населения. Предприятия электроэнергетики не должны останавливаться ни перед чем, чтобы избежать риска травм и летальных исходов для операторов, а также жертв среди населения. Следовательно, диспетчерские службы должны иметь в распоряжении полноценные коммуникационные сети, которые могут улучшить ситуационную осведомленность о показателях работы энергосистемы в реальном времени. Удаленным же сотрудникам необходимо предоставить средства голосовой связи и передачи данных, которые позволят им сообщать о состоянии элементов инфраструктуры в центр управления, а затем - в службу оперативного реагирования [1, 2].

Оценка опасности становится полной лишь тогда, когда последствия потенциальной аварии ясно представляются. Прежде чем планировать предупредительные мероприятия, необходимо знать, какое потенциальное повреждающее воздействие окажет данная авария на персонал, население и окружающую природную среду.

Важным фактором, который не учитывают аналитически, является контроль или управление ситуацией. Ощущение угрозы опасности уменьшается вследствие осуществления контроля над ситуацией, например осознанно подвергнуться риску на некоторое время. Другим важным фактором в ощущении риска является тяжесть последствий. Люди принимают более высокие риски, если знают, что существуют надзорные и контрольные органы и институты. Таким образом, возникает понятие субъективного риска, и различие между ним и объективным риском становится проблемой, которую необходимо разрешить, что достигается введением определенного баланса между риском и выгодой.

Опасность всегда потенциальна. Понятие опасности включает степень незащищенности при наличии источника опасности. Соответствующими предупредительными мерами опасность или степень незащищенности можно уменьшить. Ярким примером может послужить изоляция электрического провода, уменьшающая степень незащищенности, несмотря на наличие опасности. Идеальное состояние, называемое полным отсутствием опасности, практически не реализуемо на практике.

Правильное сочетание профессионализма оператора и возможностей современных устройств значительно повышает эффективность работы и

способствует оптимальному применению человеком технических средств.

Человеческий фактор выражается в основном в неумении персонала непрерывно определять и оценивать возникающие на рабочих местах реальные опасности и принимать в сложившейся экстремальной обстановке соответствующее оптимальное решение. Одной из причин возникновения человеческого фактора является наличие определенных индивидуальных психологических свойств, обусловливающих подверженность несчастным случаям, которые напрямую зависят от таких качеств человека, как быстрота реакции, концентрация и распределение внимания, логическое мышление, эмоциональная устойчивость и т.п. Поэтому значительно высока доля человеческого фактора в ошибках операторов, психофизиологические возможности которых ограниченны [3].

Предлагается рассматривать человеческий фактор с трех сторон [4]:

• образ мышления, в соответствии с которым любое событие понимается как продукт его функционирования, что в полной мере относится и к ошибке, допущенной специалистом-оператором;

• механизм, обеспечивающий надежное функционирование на основе учета психофизиологических возможностей и ограничений, присущих специалистам, создающим технику и управляющим ею. Благодаря этому обеспечиваются оптимальные эргономические характеристики. В результате исключаются обстоятельства, провоцирующие на выполнение ошибочного действия;

• инструмент, позволяющий при расследовании катастроф (крушений, аварий, ДТП и т.д.) выявить истинные причины случившегося на разных уровнях эргатической системы и установить их причинно-следственную взаимосвязь. Опираясь на методологию человеческого фактора, представляется возможным выделить непосредственную и главную причины трагедии и тем самым определить эффективные меры профилактики, направленные на их устранение.

Иногда определяют человеческий фактор как показатель способности персонала своевременно и качественно выполнять задачи. В этом случае предлагается проводить оценку и анализ человеческого фактора по трем переменным: фактической и необходимой численности промышлен-но-производственного персонала для выполнения комплекса работ по безопасной эксплуатации

опасного производственного объекта (ОПО), численности обученного персонала по определенным видам работ и количеству допущенных персоналом нарушений требований промышленной безопасности по виду работ.

Квалификация, психологические особенности, состояние здоровья, умственные способности - факторы, влияющие на надежность выполнения производственных функций специалистом-оператором.

В действиях человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную, исполнительную. Ошибка любой из этих частей влечет за собой неправильное действие в целом, которое повлечь за собой аварию или несчастный случай. Исходя из этого, причины возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно разделить на три основные группы [5]:

1. Нарушение мотивационной части обязанностей. Отсутствие желания выполнять определенные действия (человек склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и/или техническим регламентациям).

2. Нарушение исполнительной части обязанностей. Пренебрежение правилами, инструкциями и нормами вследствие несоответствия психофизиологических возможностей человека требованиям работы (недостаточная координация, плохая концентрация внимания и память, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья).

3. Нарушение ориентировочной части обязанностей. Проявляется в низком уровне либо в отсутствии знаний правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения. Примером может послужить отсутствие профессиональной подготовки.

Профилактика нарушений исполнительной части является практически самой результативной мерой по снижению несчастных случаев и аварийных ситуаций. Данная процедура позволяет провести профессиональный отбор кандидатов на операторские должности и снизить вероятность ошибочных действий оператора.

Модернизации функционирования технических систем способствуют три фактора:

• соответствие индивидуальных качеств работника профессиональным требованиям;

• повышение уровня знаний в сфере деятельности;

• проектирование оптимальных систем управления.

Профессиональный подбор - это прогнозирование предпосылок профессиональной пригодности человека и выбор на их основе профессий, требования которых соответствуют индивидуальным характеристикам человека.

Стоит отметить, что между профотбором и профподбором имеется принципиальная разница, заключающаяся в том, что профотбор - это путь от требований профессии к индивидуальным характеристикам людей.

Завершающий этап проведения профессионального отбора - анализ и корректная обработка результатов психофизиологического тестирования и оценка профессиональной пригодности. На основании проведенных исследований устанавливается порог, при превышении которого работник считается «успешно пригодным», а - «условно пригодным» для выполнения данного вида производственной деятельности.

Более разумным представляется установление порога профессиональной пригодности на основе анализа зависимости профессиональной пригодности группы операторов от уровня развития их профессионально важных качеств.

Разделение работников на удовлетворяющих и неудовлетворяющих критериям пригодности по сравнительному анализу психофизиологических показателей группы в большинстве методов недостаточно обосновано с научной точки зрения.

Проведенный анализ методов оценки профессиональной пригодности показал перспективность использования знакового статистического метода анализа данных и разработки на его основе модели профессиональной пригодности, которая устанавливает математическую зависимость показателя профессиональной пригодности от уровня развития отдельных профессионально важных качеств.

Выводы

Следование правилам системы безопасности труда способствует улучшению профессиональных качеств работников и повышению мотивации к безопасной работе, кроме того обеспечивает их индивидуальными средствами защиты и, как следствие, дополнительно увеличивает их защищенность от опасных и вредных производственных факторов. На базе взаимодействия всех трех рассмотренных подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логанина В.И. Статистические методы контроля и управления качеством продукции / Под ред. А.А. Федосеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 219 с.

2. Феонова М.Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. - М.: Наука, 2001. 214 с.

3. Шиндовский Э. Статистические методы управления качеством: Контрольные карты и планы контроля /

Под ред. О. Шюрца. - М.: Мир, 1976. 597 с.

4. Кристенсен Ж. Человеческий фактор. Эргономика -комплексная научно-техническая дисциплина / Под ред. Д. Мейстера, П. Фоули. - М.: Мир, 1991. 599 с.

5. Хитоси К. Статистические методы повышения качества / Под ред. Ю. П. Адлера, Л. А. Конарева. - М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.

INFLUENCE OF THE HUMAN FACTOR ON SAFE OPERATION OF ELECTRIC NETWORKS

Prakhov I.V., Cand. Sci. (Tech.), docent of the Department «Electrical equipment and automation of industrial enterprises»

Farvaev I.R., master of the Department «Electrical equipment and automation of industrial enterprises»

Bikmetov A.G., master of the Department «Electrical equipment and automation of industrial enterprises»

Branch Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (22^67, Gubkin St., 453250, Salavat, the Republic of

Bashkortostan, Russia)

E-mail: priwan@yandex.ru

ABSTRACT

In given article the actions directed on decrease of breakdown susceptibility and a traumatism on manufacture are considered. Formal division of the reasons of occurrence of dangerous situations and accidents into three basic groups is considered: infringement of a motivational, rough and executive part of actions. Keywords: safety, the human factor, failure, electric network, professional selection, danger.

REFERENCES

1. Loganina V.I., Fedoseev A.A. Statisticheskie metody kontrolya i upravleniya kachestvomproduktsii [A statistical quality monitoring and product quality controls]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2007. 219 p.

2. Feonova M.R. Upravlenie personalom: Metodologiya analiza kachestva rabochey sily [Upravlenie personalom: Methodology of the analysis of quality of labour]. Moscow, Science Publ., 2001. 214 p.

3. Shindovskiy E., Shyurts O. Statisticheskie metody upravleniya kachestvom: Kontrol'nye karty i plany kontrolya [Statistical management methods quality:

Control cards and control plans]. Moscow, World Publ., 1976. 597 p.

4. Kristensen Zh., Meyster D., Fouli P. Chelovecheskiy faktor. Ergonomika kompleksnaya nauchno-tekhnicheskaya distsiplina [The human factor. Ergonomics complex scientific and technical discipline]. Moscow, World Publ., 1991. 599 p.

5. Khitosi K., Adler Yu. P., Konarev L. A. Statisticheskie metody povysheniya kachestva [Statistical methods of improvement of quality]. Moscow, Finance and statistics Publ., 1990. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.