Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТЫ ПЕДАЛИРОВАНИЯ НА МОЩНОСТЬ АНАЭРОБНОГО ПОРОГА. ЧАСТЬ 1'

ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТЫ ПЕДАЛИРОВАНИЯ НА МОЩНОСТЬ АНАЭРОБНОГО ПОРОГА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТОТА ПЕДАЛИРОВАНИЯ / ПОРОГ АНАЭРОБНОГО ОБМЕНА / ВЕЛОСИПЕДИСТЫ / КАДЕНС / МОЩНОСТЬ / ТАНГЕНЦИАЛЬНАЯ СИЛА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАЛИРОВАНИЯ / ЭРГОМЕТРИЯ / ГАЗОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Недоцук Юрий Иванович, Лаптев Алексей Иванович

В данной статье мы акцентируем внимание на том, как частота педалирования влияет на величину анаэробного порога, развиваемую тестируемым в процессе проведения функциональной диагностики. Стало очевидным, что для корректной интерпретации результатов, полученных в процессе функциональной диагностики, необходимо учитывать не только полезную мощность, развиваемую испытуемым, как это практикуется в общепринятой процедуре тестирования, но и ее реальную величину, которая не зависит от качества (эффективности) выполнения двигательного акта - педалирования. В ходе исследования по определению величины аэробной работоспособности тестируемых выявлено, что реальная мощность анаэробного порога с увеличением частоты педалирования возрастает. При этом величина полезной мощности, являющейся ее составной частью, всецело зависит от качества педалирования (эффективности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Недоцук Юрий Иванович, Лаптев Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF PEDALING FREQUENCY ON THE POWER OF THE ANAEROBIC THRESHOLD. PART 1

In this article, we focus on the influence of the pedaling frequency on the value of the anaerobic threshold developed by the test subject in the course of functional diagnostics. It became obvious that for the correct interpretation of the results obtained in the process of functional diagnostics, it is necessary to take into account not only the useful power developed by the subject, as is practiced in the generally accepted testing procedure, but also its real value, which does not depend on the quality (efficiency) of performing the motor act-pedaling. In the course of the study to determine the value of the aerobic performance of the test subjects, it was revealed that the real power of the anaerobic threshold increases with increasing frequency of pedaling, and the value of its useful component does not directly depend on the efficiency of pedaling.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТЫ ПЕДАЛИРОВАНИЯ НА МОЩНОСТЬ АНАЭРОБНОГО ПОРОГА. ЧАСТЬ 1»

ВЛИЯНИЕ ЧАСТОТЫ ПЕДАЛИРОВАНИЯ НА МОЩНОСТЬ АНАЭРОБНОГО ПОРОГА Часть 1.

Ю.И. НЕДОЦУК, А.И. ЛАПТЕВ, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

В данной статье мы акцентируем внимание на том, как частота педалирования влияет на величину анаэробного порога, развиваемую тестируемым в процессе проведения функциональной диагностики. Стало очевидным, что для корректной интерпретации результатов, полученных в процессе функциональной диагностики, необходимо учитывать не только полезную мощность, развиваемую испытуемым, как это практикуется в общепринятой процедуре тестирования, но и ее реальную величину, которая не зависит от качества (эффективности) выполнения двигательного акта - педалирования. В ходе исследования по определению величины аэробной работоспособности тестируемых выявлено, что реальная мощность анаэробного порога с увеличением частоты педалирования возрастает. При этом величина полезной мощности, являющейся ее составной частью, всецело зависит от качества

педалирования (эффективности).

Ключевые слова: частота педалирования, порог анаэробного обмена, велосипедисты, каденс, мощность, тангенциальная сила, эффективность педалирования, эргометрия, газометрия.

EFFECT OF PEDALING FREQUENCY ON THE POWER OF THE ANAEROBIC THRESHOLD

Part 1.

Yu.I. NEDOTSUK, A.I. LAPTEV, RSUPCSY&T, Moscow city

Abstract

In this article, we focus on the influence of the pedaling frequency on the value of the anaerobic threshold developed by the test subject in the course of functional diagnostics. It became obvious that for the correct interpretation of the results obtained in the process of functional diagnostics, it is necessary to take into account not only the useful power developed by the subject, as is practiced in the generally accepted testing procedure, but also its real value, which does not depend on the quality (efficiency) of performing the motor act-pedaling. In the course of the study to determine the value of the aerobic performance of the test subjects, it was revealed that the real power of the anaerobic threshold increases with increasing frequency of pedaling, and the value of its useful component does not directly depend on the efficiency

of pedaling.

Keywords: pedaling frequency, anaerobic exchange threshold, cyclists, cadence, power, tangential force, pedaling efficiency,

ergometry, gasometry.

Введение

Контроль в спортивной практике является одним из главных элементов, позволяющий тренеру своевременно вносить коррективы на любом этапе спортивной подготовки. Своевременная функциональная диагностика энергопотенциала спортсменов в видах спорта, где результат непосредственно зависит от максимальных показателей аэробных возможностей, является одним из главных элементов в тренировочном процессе для успешной подготовки спортсменов к соревнованиям [1, 2].

Квалифицированное проведение функциональной диагностики по определению аэробной работоспособности спортсменов, а главное - достоверная интерпретация

полученных результатов, является решающим элементом построения и своевременной коррекции тренировочного процесса.

В данной статье мы акцентируем внимание на влияние частоты педалирования не только на величину полезной мощности, фиксируемой при анаэробном пороге (АнП), которая непосредственно зависит от эффективности педалирования [2, 3, 4, 5], но и на реальную мощность, которая отражает нереализованный энергетический потенциал тестируемого в полезную работу. В связи с этим открываются перспективные возможности увеличения мощности анаэробного порога без повышения уровня

С*)

функциональных возможностей, которые не безграничны и, как правило, в процессе многолетней подготовки достигают своего пика.

При помощи универсального эргометрического комплекса (УЭК-Н) и разработанной ранее методики нам удалось корректно произвести расчеты реальных энергетических возможностей тестируемых [6]. При этом учитывались особенности передачи механической энергии биомеханическими звеньями цепи опорно-двигательного аппарата нижних конечностей (ОДАНК), неразрывно связанных с системой кривошипно-шатунного механизма (КШМ) велоэргометра [7], преобразующего возвратно-поступательное движение ног в круговое.

К сожалению, в рамках общепринятой процедуры функциональной диагностики не учитываются эти особенности [2, 8, 9], что не позволяет корректно делать выводы о скрытых неиспользуемых резервных энергетических возможностях тестируемых. В данной работе мы предприняли попытку восполнить этот пробел, опираясь на практический опыт, накопленные научные знания в области биомеханики [10, 11] и экспериментальные данные, полученные в ходе исследования.

Цель исследования: экспериментально доказать и теоретически обосновать зависимость величины развиваемой мощности на АнП от частоты (сократительной скорости мышц) и эффективности педалирования в процессе проведения процедуры функциональной диагностики.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с апреля 2017 по ноябрь 2020 г. в лабораторных условиях в НИИ спорта и спортивной медицины РГУФКСМиТ и ЦСТиСК Моском-спорта.

В тестировании принимали участие 7 спортсменов-велосипедистов высокой квалификации, имеющие звания не ниже кмс. Возрастной интервал испытуемых составлял от 18 до 30 лет.

В соответствии с целью исследования были выбраны следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; эксперимент; методы математической статистики.

В работе использованы следующие инструментальные методики: велоэргометрия с использованием вело-эргометров «Monark» (Швейцария) и "Lode Excalibur Sport" (Нидерланды); газометрия с методикой измерения легочной вентиляции и методом определения АнП (газоанализатор "Metalayzer-3B" фирмы "Cortex", Германия); в методике определения лактата в крови использовался прибор Biosen C-line (Германия).

Был осуществлен ряд функциональных проб по определению анаэробного порога с помощью ступенчатого нагрузочного тестирования с осуществлением одновременного газоанализа, тензометрии, забора крови на лактат и частоты сердечного ритма на каденсах 40, 60, 80, 90, 100, 120, 140 об/мин. Порог анаэробного обмена (АнП) определяли по динамике легочных эквивалентов. Тестирования проводились через день рандомно у каждого испытуемого на разной частоте педалирования.

В связи с отсутствием в программном комплексе велоэргометра "Lode Excalibur Sport" для определения реальной мощности, развиваемой тестируемым, дополнительно использовали универсальный велоэргометриче-ский комплекс УВК-Н, что компенсировало вышеуказанные недостатки.

УВК-Н (прототип, изготовленный в РФ для проведения исследования) совместим со всеми типами вело-эргометров и обладает следующими техническими возможностями прямых измерений: 1) определение радиальных и тангенциальных сил двух направлений, прикладываемых тестируемым к педалям в статике и динамике, что позволяет рассчитать величину и вектор действия равнодействующей силы; 2) определение положения шатуна на окружности КШМ; 3) измерение частоты вращения шатуна; 4) измерение ускорения вращения шатуна; 5) измерение частоты вращения колеса велосипеда или маховика велоэргометра.

На основе измерения представленных выше физических величин программное обеспечение выполняет ряд расчетных функций, позволяющих количественно определить комплекс показателей, полноценно характеризующих энергетический потенциала тестируемого. Полученная информация передается в режиме реального времени по системе «блютус» на планшет, смартфон или компьютер исследователя.

В процессе вычислительных действий, применяемых для расчетов развиваемой тестируемыми реальной мощности, использовались программы Компас 3Dv18, Wolfram Mathematica и другие известные физико-математические методы. Первоначальная обработка массива количественных данных, полученных с программного обеспечения "Lode Excalibur Sport" проводилась при помощи программы Excel, что позволило дифференцировать количественные данные крутящего момента по направлению действия сил.

В данной работе мы оперируем тремя терминами мощности: задаваемой, полезной и реальной.

Задаваемая мощность - мощность, планируемая оператором для тестирования. Она по ряду технических характеристик велоэргометра и физиологических (двигательных) возможностей тестируемых имеет свои погрешности.

Полезная мощность - мощность, количественно рассчитываемая велоэргометрическим комплексом "Lode Excalibur Sport". Расчет производится следующим образом: из общего объема суммарной положительной мощности, развиваемой тестируемым (концентрический тип сокращения), вычитается суммарная отрицательная мощность, развиваемая мышцами, совершающими эксцентрический тип сокращения в зоне подтягивания в угловом секторе (190о-350о), противодействующий основному движению. Разница этих двух величин является полезной мощностью.

Реальная мощность - мощность, рассчитываемая следующим образом: положительная мощность, развиваемая концентрическим типом мышечного сокращения, суммируется с отрицательной мощностью, развиваемой эксцент-

рическим типом мышечного сокращения по абсолютной величине. При отсутствии отрицательной работы, когда эффективность педалирования не ниже 90%, полезная мощность количественно и по своей сущности равна реальной. Количественные значения мощности, силы и эффективности педалирования, применяемые в данной работе, являются средними из расчета за один полный оборот шатуна или выделенный временной период.

Определение реальной мощности, которую развивает тестируемый, осуществлялось при помощи разработанного нами алгоритма математических действий, позволяющего рассчитать ее количественные значения с учетом всех действующих сил, участвующих в педалировании.

Под эффективностью педалирования, которая в процентном выражении предоставляется программным комплексом велоэргометра Lode, подразумевается коэффициент полезного действия (КПД) двигательного акта -педалирования.

В нашем случае определяется эффективность работы биомеханической системы опорно-двигательного аппарата (ОДА), через которую осуществляется передача механической энергии, продуцируемой мышцами нижних конечностей, на КШМ велоэргометра для преодоления задаваемых нагрузок.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования было установлено, что значения реальной мощности АнП увеличиваются с ростом частоты педалирования (сократительной скорости мышц). При этом величина полезной мощности всецело зависит от эффективности педалирования. В этом можно достоверно убедиться с помощью табл. 1, в которую занесены результаты, отражающие величину мощности АнП, развиваемую тестируемым во время проведенных исследований. Ступенчатые тесты осуществлялись с частотой педалирования 40, 60, 80, 90, 100, 120, 140 об/мин.

Таблица 1

Величины полезной и реальной мощностей на АнП, достигнутые тестируемыми на различных частотах педалирования

Частота педалирования (об/мин) Задаваемая нагрузка (Вт) Полезная средняя мощность (Вт) Реальная средняя мощность (Вт) Реальная тангенциальная средняя сила (Н) Эффективность педалирования (%)

40 220 210 210 276 100

60 220 223 223 203 99.5

80 262 240 240 164 96

90 262 250 250 152 90.5

100 262 250 255 139 88.6

120 225 225 270 123 75

140 225 215 317 124 63

Для наглядности изучаемого процесса на основе данных, взятых из табл. 1, построен график (рис. 1), из которого следует, что на частоте педалирования 40 об/мин мощность анаэробного порога составила 210 Вт, а при 90 об/мин она возросла до 250 Вт. В результате дальнейшего увеличения каденса полезная мощность из-за падения эффективности педалирования постепенно снижалась, а реальная возрастала и достигла своего максимума 317 Вт при частоте 140 об/мин.

Разность механической энергии, продуцируемой тестируемым, выраженной в мощности при 140 и 40 об/мин, составила 107 Вт (317 Вт - 210 Вт = 107 Вт). Эффективность педалирования в этих скоростных градациях снизилась на 37%.

Разность показателей полезных мощностей, развиваемых тестируемым при 90 и 40 об/мин, составила 40 Вт (250 Вт - 210 Вт = 40 Вт). Эффективность педалирования в этих скоростных градациях снизилась всего лишь на 9,5%.

Величина нереализуемой мощности по причине низкого уровня сенсомоторной координации составляет 67 Вт (317 Вт - 250 Вт = 67 Вт). Дельта эффективности педалирования в этих мощностных градациях равна 17%.

Таким образом, увеличение полезной и реальной мощности анаэробного порога является неоспоримым фактом, когда в соотношении силы и скорости (ГУ) для формирования мощности, необходимой для преодоления внешней нагрузки, отдается предпочтение скоростному фактору.

Очевидно, что эффективность педалирования влияет на величину полезной мощности, являющейся составной частью мощности реальной, величина которой не зависит от качества педалирования. Выявленный факт увеличения полезной и реальной мощности с увеличением частоты педалирования очевиден и требует научного обоснования. Для выявления причин происходящих процессов было построено несколько графиков, где отражены физические величины, характеризующие изучаемые нами процессы и явления.

Из графика (рис. 1) очевидно, что на частоте педалирования 40 об/мин при достижении тестируемым АнП эффективность составила 100%, из чего следует, что все энергетические субстраты используются тестируемым для продуцирования полезной мощности без потерь. Снижение КПД педалирования с его увеличением происходит неравномерно. При изменении частоты педа-

КПД 100

CQ

325 300

175

§ 250

о

5 225 200

175

о а.

s ^

я Ч ф

ф

■е-■е-

т

30

40

50

60

70

80

90 100 110 120 130 140 150

Частота педалирования (об/мин)

Кривая полезной мощности АнП

Кривая реальной мощности АнП

Кривая эффективности педалирования при достижении мощности АнП

Рис. 1. Зависимость реальной, полезной мощности АнП и эффективности педалирования

от частоты педалирования

лирования с 40 до 80 об/мин, (разница в 40 об/мин), КПД снизился всего лишь на 9,5%. Тогда как с частоты 100 об/мин до 140 об/мин КПД снизился на 17%, что необходимо учитывать как в практической деятельности тренеров, так и в научной сфере для объективного понимания происходящих процессов.

На практике существенную роль играет полезная мощность, которая непосредственно влияет на спортивный результат. Следовательно, необходимо более детально разобраться в причинах, влияющих на повышение аэробной производительности тестируемых. Для наглядности и детального изучения исследуемого процесса был построен график тензометрии ступенчатого теста на частоте педалирования 90 об/мин, при которой была достигнута максимальная полезная мощность АнП (рис. 2). На графике отражены физические величины, полноценно характеризующие изучаемое явление.

На первой ступени, где задаваемая нагрузка равнялась 75 Вт, эффективность педалирования составила 52%. При этом мышцы ног в зоне подтягивания педали (190о-250о) противодействуют основному движению КШМ с силой, по абсолютной величине равной 31 Н. С увеличением задаваемой мощности при неизменной скорости происходит увеличение силового компонента в соотношении FV, формирующего задаваемую нагрузку в аспекте механики, что способствует росту эффективности педалирования. Это свидетельствует о том, что мышцы ног, находящиеся поочередно в зоне подтягивания, снижают свое отрицательное действие. Из рисунка 2 видно, что при увеличении нагрузки постепенно снижается отрицательное действие сил, развиваемых мышцами-раз-

гибателями, совершающих эксцентрический тип сокращения. При достижении нагрузки 225 Вт (ступень 5), где в соотношении FV сила мышц-разгибателей количественно равна 128 Н, действие отрицательных сил снизилось до нуля. Это означает, что мышцы ног в зоне подтягивания полностью расслаблены.

При данной нагрузке мышцы ног не противодействуют и не способствуют суммарному развитию мощности. Как правило, эффективность педалирования при таком положении соответствует « 90% по данным программного комплекса велоэргометра Lode. Дальнейшее увеличение задаваемой нагрузки подключает к работе группу мышц-сгибателей, что увеличивает КПД и способствует суммарному росту развиваемой мощности. На рисунке отчетливо прослеживается граница перехода эксцентрического типа сокращения мышц-сгибателей в концентрический, которая соответствует задаваемой нагрузке, по мощности равной 225 Вт (ступень 5), при этом сила в компоненте FV в развиваемой мощности соответствует 128 Н.

Таким образом, увеличение силового компонента в соотношении «сила - скорость» (FV), формирующего развиваемую мощность, способствует организации более координированной работы всех групп мышц, участвующих в педалировании, что приводит к повышению его эффективности. При дальнейшем повышении силового компонента в соотношении FV, начиная с задаваемой мощности 225 Вт (ступень 5) и заканчивая 337 Вт (ступень 8), эффективность возрастает за счет подключения к работе мышц-сгибателей в зоне подтягивания. Соответственно, мышцы ног, находящиеся в зоне подтягивания, переходят в концентрический вид сокращения, способствуя увеличению полезной аэробной мощности.

е*)

N

V

о

520 490 460 430 400 370 340 310 280 250 220 190 160 130 100 70 40 10 -20 -50 -80 -110 -140 -170 -200

Зона действия концентрического сокращения мышц-разгибателей в угловом секторе 350-190 градусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И t

Зона действия эксцентрического сокращения мышц-сгибателей в угловом секторе 190-350 градусов -'-1-'-1-'-1-'-\-'-1-'-1-'-1-1-

Зона действия концентрического сокращения мышц-сгибателей в угловом секторе 190-350 градусов | —I-1-.-1-1-1—.-1—.-1—.-1-1-1-1-г

1:00 2:00 3:00 4:00 5:00 6:00 7:00 8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00

Время(мин:с)

Рис. 2. Показатели физических величин, полученных в процессе ступенчатого тестирования

при частоте педалирования 90 об/мин

В результате суммарной работы мышц двух ног полезная мощность анаэробного порога достигла своего максимума (250 Вт) при каденсе 90 об/мин. К сожалению, в программном комплексе велоэргометра Lode эффективность педалирования ограничивается заведомо установленным рубежом, при котором за 100% эффективности принято считать отсутствие отрицательно действующих сил, когда на графике все кривые находятся выше оси абсцисс. В практическом понимании это означает, что мышцы ноги, находящейся в зоне подтягивания, развивают силу, количественно равную тяжести ноги. При этом не учитывается сила, превосходящая эту величину, что создает определенные трудности в оценке эффективности педалирования в подобных ситуациях. В аспекте физиологии увеличение силы, действующей на педаль, приводит к большему возбуждению проприоцепторов сенсорной системы мышц, участвующих в сократительной работе, что способствует координации двигательного акта - педалирования. Это наглядно демонстрируется на рис. 1, где на всем временном двухминутном отрезке ступенчатого теста с увеличением силового компонента в соотношении FV эффективность педалирования воз-

растает. На основе исходящих сигналов, поступающих от всех проприоцепторов, обеспечивается координированная работа всех групп мышц, участвующих в организации двигательного акта - педалирования, направленного на преодоление заданной внешней нагрузки. Наряду с этим двигательная сенсорная система оказывает влияние на регуляцию вегетативных функций через висцеральные системы [12].

В доказательство наших утверждений представим график, на котором отражены зависимости эффективности педалирования от суммарной силы, развиваемой тестируемым при достижении АнП на каждой изучаемой частоте педалирования (рис. 3). Кривая графика эффективности педалирования с увеличением силы неуклонно стремится к ее максимальным значениям. Это вполне согласуется с законом Вебера - Фехнера, который утверждает, что ощущение увеличивается пропорционально логарифму интенсивности раздражения. В концепции физиологии активности Н.А. Берштейна [13] также отмечено, что координация двигательных актов происходит на постоянной основе внесения сенсорных коррекций, величина которых зависит от силы раздражителя. Снижение вели-

С*)

100

90

52 ш

-е--е-

со

80

70

100 120 140 160 180 200 220 240 260 280

Сила Р(Н) пороговых значений АнП в соотношении задаваемой нагрузки (РУ)

300 Сила (Н)

Рис. 3. Зависимость эффективности педалирования от величины тангенциальной силы,

прикладываемой тестируемым к педали велоэргометра, в процессе функционального тестирования при достижении АнП на различных каденсах

чины сигнала нарушает механизм реципрокнои иннервации, когда не происходит своевременное перекрестное переключение работы мышц-разгибателей одноИ ноги и включение в работу сгибателей другой ноги, что существенно снижает величину полезной работы.

Представленный на рисунке 3 график является наглядным подтверждением прямой связи зависимости эффективности педалирования от величины силы, прикладываемой к педали. Таким образом, снижение эффективности педалирования с увеличением скоростного компонента и повышение эффективности с увеличением силового компонента в соотношении FV, формирующего развиваемую мощность для преодоления задаваемой нагрузки, полностью соответствует физиологическим аспектам организации двигательных актов, основанных

на обратной связи сигналов, поступающих от проприо-цепторов. В этом и кроется противоречие, что в аспекте механики с увеличением скоростного фактора в соотношении ^ с увеличением мощности снижается сила, следовательно, снижается величина сигнала, что неизменно приводит к падению величины эффективности педалирования. При увеличении каденса от 40 до 90 об/мин (рис. 1), скоростной фактор не столь агрессивно снижает качество педалирования, что способствует повышению полезной мощности АнП независимо от снижения эффективности. При дальнейшем увеличении скоростного режима полезная мощность АнП, вследствие снижения эффективности педалирования, уменьшается, т.к. часть энергии расходуется на развитие сил, направленных против основного движения системы.

Выводы

С увеличением частоты педалирования возрастает как полезная, так и реальная мощность АнП. При этом максимальная полезная мощность АнП, зависящая от эффективности педалирования, достигнута на каденсе 90 об/мин при эффективности, равной 90%. Максимальную реальную мощность тестируемый развил на частоте педалирования 140 об/мин при эффективности 56%.

Выявлено, что при осуществлении процедуры функциональной диагностики при использовании вело-эргометров в качестве нагрузочных устройств по определению энергетического потенциала тестируемых, необходимо учитывать частоту педалирования, от которой непосредственно зависит величина как полезной, так и реальной мощности на АнП, развиваемой тестируемым на базе неизменного функционального потенциала.

Величина полезной мощности для видов спорта, где используется езда на велосипеде, является показателем потенциала тестируемых по преобразованию максимального количества внутренней энергии в механическую посредством педалирования с учетом его эффективности. Тогда как реальная мощность АнП является ориентиром, который достижим при повышении технического мастерства педалирования без повышения функционального потенциала, что весьма важно для элитных спортсменов, достигших своего максимального функционального предела.

Реальная мощность для видов спорта, где не применяется велосипед (педалирование), является более достоверным показателем, чем полезная, т.к. КПД их рабочего двигательного акта имеет свои отличительные характеристики.

С*)

Литература

1. Reed, R, Scarf, P., Jobson, S.A., PassfieldL. Determining optimal cadence for an individual road cyclist from field data // Sport Sci. - 2016. - Vol. 16 (8). - Pp. 903-911.

2. Formenti, F., Minetti, A.E., Borrani, F. Pedaling rate is an important determinant of human oxygen uptake during exercise on the cycle ergometer // Physiological Reports. -2015. - Vol. 3 (9). - e12500.

3. Классина, С.Я. Системная организация функций как резерв повышения выносливости велосипедиста на треке // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 146-152.

4. Beneke, R., Alkhatib, A. High cycling cadence reduces carbohydrate oxidation at given low intensity metabolic rate // Biology of Sport. - 2015. - Vol. 32 (1). - Pp. 27-33.

5. Nathalie, A., Strutzenberger, G., Jenny, H. et al. Static and dynamic evaluation of a pedal system for measuring three-dimensional forces in cycling // Journal of Sports Engineering and Technology. - 2015. - Pp. 222-230.

6. Недоцук, Ю.И., Лаптев, А.И., Левушкин, С.П. О совершенствовании процедуры использования велоэргометра при проведении функционального тестирования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 4 (146). - С. 144-151.

7. Фейнман, Р., Мэтью, С., Лейтон, Р.Б. Фейнманов-ские лекции по физике Т. I (1-2): Современная наука

о природе. Законы механики. Пространство. Время. Движение. - М.: АСТ, 2019. - 448 с.

8. Bobbert, M.F., Casius, L.J.R., Van Soes, A.J. The Relationship between Pedal Force and Crank Angular Velocity in Sprint Cycling // Med. Sci. Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48 (5). - Pp. 869-878.

9. Недоцук, Ю.И. Лаптев, А.И., Левушкин, С.П., Лобанов, С.В. Обоснование необходимости учета латентных энергозатрат, возникающих в процессе велоэргометрии для корректного определения энергопотенциала тестируемых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 226-234.

10. Driss, T., Vandewalle, H. The Measurement of Maximal (Anaerobic) Power Output on a Cycle Ergometer: A Critical Review // Journal of Biomedicine and Biotechnology. -2013. - [Online] URL: http://dx.doi.org/10.1155/2013/ 589361 (доступ 06.05.2021).

11. Vercruyssen, F., Brisswalter, J. Which factors determine the freely chosen cadence during submaximal cycling? // Sci. Med. Sport. - 2010. - Vol. 13 (2). - Pp. 225-231.

12. Уилмор, Дж.Х., Костилл, ДЛ. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 503 c.

13. Бернштейн, Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990. - С. 373-392.

References

1. Reed, R., Scarf, P., Jobson, S.A. and Passfield, L.

(2016), Determining optimal cadence for an individual road cyclist from field data, Sport Sci., vol. 16 (8), pp. 903-911.

2. Formenti, F., Minetti, A.E. and Borrani, F. (2015), Pedaling rate is an important determinant of human oxygen uptake during exercise on the cycle ergometer, Physiological Reports, vol. 3 (9), e12500.

3. Klassina, S.Y. (2019), System organization functions as a reserve of endurance cyclist on the track, Uchyo-nye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 3 (169), pp. 146-152.

4. Beneke, R. and Alkhatib, A. (2015), High cycling cadence reduces carbohydrate oxidation at given low intensity metabolic rate, Biology of Sport, vol. 32 (1), pp. 27-33.

5. Nathalie, A., Strutzenberger, G., Jenny, H. et al. (2015), Static and dynamic evaluation of a pedal system for measuring three-dimensional forces in cycling, Journal of Sports Engineering and Technology, pp. 222-230.

6. Nedotsuk, Yu.I., Laptev, A.I. and Levushkin, S.P.

(2017), On improving the procedure for using a bicycle ergometer during functional testing, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 4 (146), pp. 144-151.

7. Feynman, R., Matthew, S. and Leighton, R.B. (2019), Feynman lectures on Physics, vol. I (1-2): Modern science

of nature. Laws of mechanics. Space. Time. Movement, Moscow: AST, 448 p.

8. Bobbert, M.F., Casius, L.J.R. and Van Soest, A.J. (2016), The Relationship between Pedal Force and Crank Angular Velocity in Sprint Cycling, Med. Sci. Sports Exerc, vol. 48 (5), pp. 869-878.

9. Nedotsuk, Yu.I., Laptev, A.I., Levushkin, S.P. and Lo-banov, S.V. (2019), Substantiation of the need to account for latent energy costs arising in the process of bicycle ergometry for the correct determination of the energy potential of test subjects, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 2 (168), pp. 226-234.

10. Driss, T. and Vandewalle, H. (2013), The Measurement of Maximal (Anaerobic) Power Output on a Cycle Ergometer: A Critical Review, Journal of Biomedicine and Biotechnology [Online], URL: http://dx.doi.org/10.1155/2013/589361 (access date 06.05.2021).

11. Vercruyssen, F. and Brisswalter, J. (2010), Which factors determine the freely chosen cadence during submaximal cycling? Sci. Med. Sport, vol. 13 (2), pp. 225-231.

12. Wilmore, J.H. and Costill, D.L. (2001), Physiology of sports and motor activity, Kiev: Olympic Literature, 503 p.

13. Bernshteyn, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Moscow: Nauka, pp. 373-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.