Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики The impact of the budget deficit and public debt on the economy
Ахатова Л.А,
Студент 3 курса, экономико-математический факультет Нефтекамский филиал Башкирского Государственного Университета
РФ, г.Нефтекамск e-mail: lluuiizzaa@mail. ru
Akhatova L.A.,
3rd year student, faculty of Economics and Mathematics. Neftekamsk branch of the Bashkir State University
Russia, Neftekamsk e-mail: lluuiizzaa@mail. ru
Научный руководитель Салимова Ф.Н.
канд. экон. наук, доцент Нефтекамский филиал Башкирского Государственного Университета
РФ, г.Нефтекамск e-mail: [email protected]
Scientific adviser Salimova F.N.
Candidate of economic Sciences, associate Professor Neftekamsk branch of the Bashkir State University
Russia, Neftekamsk e-mail: salimova [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Представлены причины бюджетного дефицита, допустимые их размеры. Для борьбы с бюджетным дефицитом рассмотрены методы их преодоления. Проведен анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного долга.
Annotation.
The article deals with the problem of budget deficit and public debt. The reasons for the budget deficit, the allowable sizes. To combat budget deficits are considered to overcome them. The analysis of the sources of financing the Federal budget deficit, state debt.
Ключевые слова: дефицит, бюджетный дефицит, государственный долг, федеральный бюджет.
Key words: deficit, budget deficit, national debt, Federal budget.
Одной из наиболее важных характеристик бюджета является наличие в нем дефицита или профицита. Именно по этим показателям судят о состоянии бюджета, насколько он «здоров».
При благоприятном развитии экономики в стране расходы бюджета равняются доходам (т.е. является сбалансированным), либо доходы бюджета превышают расходы (профицит бюджета). Однако в силу различных факторов, возникают ситуации, когда расходы бюджета превышают доходы. Данное явление негативно отражается на экономике страны, вызывая инфляцию и возникновение государственного долга.
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:
1. Спад всего общественного производства;
2. Рост теневого сектора экономики, коррупция;
3. Возросшие расходы на оборону;
4. Не обоснованно завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ.
В случае если дефицит бюджета составляет не более 3% ВВП, то есть возможность его преодоления, такой дефицит называется временным. Если дефицит бюджета не превышает 10%, его называют допустимым дефицитом, а если достигает более 20 % - критический дефицит.
В законодательстве Российской Федерации допустимо наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, при котором не требуется вмешательства государства в его регулирование. Допустимый размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер регионального дефицита не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета - 10%.
Для покрытия бюджетного дефицита существуют такие финансовые методы, как:
1. Выпуск в обращение дополнительной денежной массы (что, в свою очередь приводит к инфляции);
2. Выпуск облигации государственного займа (рост внутреннего долга);
3. Финансирование и кредитование от других государств (рост внешнего долга).
Рассмотрим источники финансирования дефицита федерального бюджета России в таблице 1.
Таблица 1 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013-2015гг. (млрд. руб.)
№п/п Наименование 2013г. 2014г. 2015г.
1 Дефицит -323,0 -334,7 -1961
2 Внутренние заимствования, всего 358,4 1025,3 15,3
2.1 привлечение 821,7 1348,9 836,0
2.2 погашение 463,3 389,5 820,8
3 Внешние заимствования, всего 162,7 72,2 233,1
3.1 привлечение 227,8 2,6 4,9
3.2 погашение 65,2 74,8 238,0
Всего 521,1 953 217,8
заимствований
Проведя анализ данной таблицы, мы наблюдаем, что федеральный бюджет за 2015г. исполнен с дефицитом 1961,0 млрд. руб., который составил 2,4% к объему ВВП. Согласно БК России, бюджетный дефицит не превышает установленных норм, и как показывает мировая практика, положение в стране считается контролируемой. Если сравнивать с показателями 2013г., то дефицит в 2015г. увеличился в 3,8 раза (на 1439,6 млрд. руб.). Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние заимствования. Внешние заимствования с 2013г. сократились на 222,9 млрд. руб.
Внешний долг по сравнению с внутренним является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как он затрагивает не только обязательства по кредитам, но и политический аспект.
По состоянию на 1 января 2016г. объем государственного долга России составил 10951,9 млрд. руб. увеличившись за год на 652,8 млрд. руб. За отчетный период из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам доля государственного внешнего долга России в общем объеме увеличилась с 29,7% до 33,3%. Соответственно, доля государственного внутреннего долга сократилась с 70,3% до 66,7%.
Главной проблемой государственного долга является тот факт, что государство, не рассчитавшись с основными долгами, прибегает к новым
заимствованиям или дополнительным займам. Данную проблему можно решить следующими методами:
1. Эффективное управление заимствованными средствами (направление их в проекты, которые в скором времени принесут доходы, превышающие сам долг и проценты по долгу);
2. Недопущение долговой ловушки (работа ресурсов должна проводиться не на увеличение национального богатства, а на выплату долга).
Таким образом, бюджетный дефицит играет ключевую роль в процессах, разрушающих экономику страны, если не контролировать данную ситуацию. Так как для покрытия бюджетного дефицита основным источником его финансирования являются внутренние и внешние заимствования, появляется проблема управления государственным долгом. Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга.
Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу» от 02.06.2016 N 158-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. текст. данные.
2. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2013 - 124С.
3. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике/А.М. Иларионов // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - 27С.
4. Исполнение Федерального бюджета 2013г. [электронный ресурс] тшйп.т:Официальный сайт Министерства Финансов - Электрон. дан. URL:http://minfin.ru/common/UPLOAD/library/2014/09/main/kniga_budjet_%202013.pdf (дата обращения 30.03.2017)
5. Исполнение Федерального бюджета 2014г. [электронный ресурс] minfin.ru:Официальный сайт Министерства Финансов - Электрон. дан. URL:http://minfin.ru/ru/document/?id_4=60470 (дата обращения 30.03.2017)
6. Исполнение Федерального бюджета 2015г. [электронный ресурс] minfin.ru:Официальный сайт Министерства Финансов - Электрон. дан. URL:http://minfin.ru/ru/document/?id_4=114089 дата обращения 30.03.2017)