Научная статья на тему 'Влияние бульдозерных эффектов возникающих при криволинейном движении колесных машин на нагруженность элементов трансмиссии'

Влияние бульдозерных эффектов возникающих при криволинейном движении колесных машин на нагруженность элементов трансмиссии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макаров В. С., Гончаров К. О., Блохин А. Н., Беляков В. В.

Рассматривается влияние бульдозерных эффектов на сопротивление движения и нагрузочный режим работы трансмиссии колесных машин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Макаров В. С., Гончаров К. О., Блохин А. Н., Беляков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние бульдозерных эффектов возникающих при криволинейном движении колесных машин на нагруженность элементов трансмиссии»

№9

2008 629.113

ВЛИЯНИЕ БУЛЬДОЗЕРНЫХ ЭФФЕКТОВ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ КРИВОЛИНЕЙНОМ ДВИЖЕНИИ КОЛЕСНЫХ МАШИН НА НАГРУЖЕННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

ТРАНСМИССИИ

Инж.В.С. МАКАРОВ, препод. К.О. ГОНЧАРОВ, канд.техн.наук,доц.А.Н. БЛОХИН,

д-р.техн. наук, проф. В.В. БЕЛЯКОВ

Рассматривается влияние бульдозерных эффектов на сопротивление движения и нагрузочный режим работы трансмиссии колесных машин

При криволинейном движении машины с внешней стороны колеса относительно центра поворота возникают бульдозерные холмы вытесненного материала полотна пути (рис. 1).

а б

Рис. 1 Бульдозерные эффекты; а - при криволинейном движении автомобиля ВАЗ-2121, б - при криволинейном

движении автомобиля КАМАЗ-4310 Одним го возможных способов формирования: колеи для машины с колесной формулой 4x4 может быть схема представленная на рис, 2. Сплошным линиям соответствуют границы уплотняемого опорного основания после прохождения колеса, пунктирным - его лобовой части.

№9

2008

При нахождении сопротивления движению от бульдозерных эффектов с боковой стороны колеса полагаем, что качение колеса осуществляется по прямой в каждый момент времени, так как угол обхвата колеса при повороте достаточно мал. Формирование клина сжимаемого снега показано на рис. 3.

Рис. 2 Формирование колеи

Рис. 3 Формирование клина снега

В [1,2, 3] профессором В. В. Беляковым доказывается, что при движении по снежной целине колеса вертикальный прогиб шины мал. Результаты экспериментально-теоретических исследований подтверждающие это явление приведены на рис. 4. В связи с чем, радиус колеса катящегося по снегу можно принять постоянным.

ОЙ

К

/7 №

Щ 0,01

бМ

ш т

О? он 06

* 20

/р 1?

а Б

Рис. 4, Диаграммы радиального прогиба шины модели И-112 (13.00-18) при вертикальной нагрузке 10000 Н на снежной целине: а - статическая деформация шины в зависимости от жесткости снега при различном внутреннем давлении воздуха; б - динамическая деформация шины в зависимости от радиуса качения колеса при различной жесткости снега и внутреннем давлении воздуха 0,1 □ 105 Па

Для нахождения реакции на боковину колеса от смятия клина снега воспользуемся схемой взаимодействия движителя со снегом (рис. 5).

Элеме ¿К -

^тарная площад^

боковины колеса ¿й1 равна:

,/= 2 ЯИ-И2 ,

где к - радиус колеса, / - расстояние от вертикали проходящей через центр колеса до точки начала контакта с опорным основанием, И - глубина погружения колеса.

Элементарная реакция от смятия клина снега с1Рш : с!Еш = с (ЬЯН-Ь2 + /) [л/Я2-/2 - {К - И)} зт(абб + ау )<11,

где с - жесткость снега, абб - угол увода от бокового заноса, ау - угол увода шины. Полная боковая реакция от деформации :

Ь-Ш-)г / _ \ г __1

= Г с (Л*/?-А2 - (л-А)] 5т(аПГ)+а

Решая данное уравнение, получим:

= с5т(абб + ау) л/2Л/?-/72| [Я2 агсБш^гЛА-А2//?]] " [(*"]|.

При повороте центробежная сила будет компенсироваться, не только трением об опорную поверхность ^, но и составляющей силы от смятия клина снега Рхт. Из условия равновесия сил (см. рис. 3) видно:

цо тр см

В соответствии с работой [1]:

Я

цб

р,

^ = Фр*Л- + 16'о + 12 .2ЛЛ

• ¿>„, )0 ~ ^н И2 Ьш,

№9

2008

где т - масса автомобиля, приходящаяся на опорный элемент, v - скорость движения, р - радиус поворота, срр - коэффициент трения резины протектора шины по материалу опорной поверхности, кп - коэффициент насыщенности протектора, Rz - вертикальная реакция, приходящаяся на опорный элемент, с0 - коэффициент внутреннего сцепления грунта,

Ьш - ширина протектора шины, ср0 - угол внутреннего трения грунта. Из силового треугольника на рис. 3 следует:

Сила сопротивления качению колеса по снежной целине от бульдозерных эффектов, возникающих при криволинейном движении с внешней стороны колеса равна:

Ff6 = ^cMSÍn(a66 +ССУ) cosa,

•у *

где ag6 = 0,5 •

A = hВ = К ,

arcsin(с/ /А2 + В2)- arcsin(s/ ;А2 + В2)

С = 2(Рп6 - F^ ) (csIlRh - h2i R2 • arcsin(\/2 ЛЛ - А2 /й) - {R-h)^2Rh-h2

Kv.

400 H

350 300 250 200 150 100 50 0

2.0

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

1

1

— р=2 / Р = Зм Г г5м / 1

Рис. 6. Диаграмма сопротивления

движения колеса от бульдозерных

эффектов при разных радиусах поворота

2.7 м/с

Для автомобиля ВАЗ-2121 зависимость Р^6 =/^66(у) представлена на рис. 6. Данные взяты из источников [1,2, 3]. Я = 0,343 м , А = 0,1м, с = 105Нм3, я?а=600кг, <рр=0,2, ^=0,6, Лг=5886Н, с0 = 3КПа, йш=0Д75м, <р0 = 0,36*

Таким образом, при криволинейном движении бульдозерные эффекты оказывают влияние на сопротивление качения колеса, и вызывают увеличение нагруженности элементов трансмиссии машины.

_Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ__51

№ 9 2008

Это может быть использовано при проектировании и разработке алгоритмов управления машины в целом. Правильный выбор параметров позволит уменьшить количественный показатель сопротивления движения от бульдозерных эффектов, тем самым снизить нагрузочный режим работы трансмиссии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барахтанов А.В.^ Беляков В.В., Кравец В.Н. Проходимость автомобиля. - Н. Новгород: НГТУ, 1996.-200 с.

2. Вездеходные транспортно-технологические машины // Под редакцией В. В. Белякова и А. П. Куляшова. - Н. Новгород.: ТАЛАМ, 2004. - 960 с.

3. Аникин А.А., Беляков В.В.; Донато И.О. Теория передвижения колесных машин по снегу. -М.: Изд - во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 240 с.

629.113

ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИЛОВОГО КАРКАСА

КУЗОВА ПОЛУПРИЦЕПА

Асп.Д.О. АНИСИМОВ, д-р.мехн.наук,доц. СМ КУДРЯВЦЕВ

Становление рыночных отношений в нашей стране ведет к росту производства, развитию интеграции в промышленности, расширению рынков сбыта, росту потребительской активности. Увеличение объемов грузо- и пассажиропотока требует развития транспортной сферы. Опережающими темпами развивается автомобильный транспорт вследствие его доступности и универсальности.

Стабилизация экономики в стране положительно сказывается на росте благосостояния ее граждан. Растет спрос на дорогостоящие товары длительного пользования и в первую очередь на легковые автомобили. В I квартале 2008 г. темпы роста производства в российском автопроме вдвое превысили среднемировые 4 - 6%. По данным ОАО «АСМ - Холдинг» было произведено 413 774 единицы автотехники, в том числе 331 111 легковых автомобилей. Кроме того, более 300 000 легковых машин ежегодно ввозится в страну из-за границы. Основная нагрузка по транспортировке этого вида товаров ложится на автопоезда-автовозы, поскольку это наиболее доступный и безопасный способ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.