Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» НА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН'

ВЛИЯНИЕ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» НА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / КОСВЕННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петроченков И.А.

В статье рассматриваются вопросы применения принципов обработки персональных данных в контексте развития технологии больших данных. Сделан вывод о соответствии законодательно определенных принципов требованиям Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Рекомендовано принятие комплексных изменений по расширению случаев и порядка разрешенного использования персональных данных, после их апробации в рамках механизма экспериментальных правовых режимов, предусмотренных Законом № 258-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF "BIG DATA" ON THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS

The article discusses the application of the principles of personal data processing in the context of the development of big data technology. It is concluded that the legally defined principles comply with the requirements of the Council of Europe Convention on the Protection of Individuals with Automated Processing of Personal Data. It is recommended to adopt comprehensive changes to expand the cases and procedure for the permitted use of personal data, after their approbation within the framework of the mechanism of experimental legal regimes provided for by Law No. 258-FZ.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» НА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_473

ВЛИЯНИЕ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» НА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН THE IMPACT OF "BIG DATA" ON THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS

ПЕТРОЧЕНКОВ Илья Александрович,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права московского государственного, Юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Садовая-Кудринская ул., 9, г. Москва, 123001, Россия. E-mail: thesilentcomedy13@gmail.com;

PETROCHENKOV Ilya Alexandrovich,

Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow State University, O.E. Kutafin Law University (MSLA). Sadovaya-Kudrinskaya str., 9, Moscow, 123001, Russia. E-mail: thesilentcomedy13@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения принципов обработки персональных данных в контексте развития технологии больших данных. Сделан вывод о соответствии законодательно определенных принципов требованиям Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Рекомендовано принятие комплексных изменений по расширению случаев и порядка разрешенного использования персональных данных, после их апробации в рамках механизма экспериментальных правовых режимов, предусмотренных Законом № 258-ФЗ.

Abstract: The article discusses the application of the principles of personal data processing in the context of the development of big data technology. It is concluded that the legally defined principles comply with the requirements of the Council of Europe Convention on the Protection of Individuals with Automated Processing of Personal Data. It is recommended to adopt comprehensive changes to expand the cases and procedure for the permitted use of personal data, after their approbation within the framework of the mechanism of experimental legal regimes provided for by Law No. 258-FZ.

Ключевые слова: большие данные, персональные данные, цифровой след, неприкосновенность частной жизни, косвенная идентификация, обезличенные данные

Keywords: big data, personal data, digital footprint, privacy, indirect identification, depersonalized data

Для цитирования: Петроченков И.А. Влияние «Больших данных» на конституционные права граждан // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 473-476. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_473.

For citation: Petrochenkov I.A. The impact of "Big Data" on the constitutional rights of citizens // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 473-476. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_473.

Статья поступила в редакцию: 17.05.2023

Неприкосновенность частной жизни одно из наиболее значимых естественных прав человека, в структуру которого входят: автономия от окружающего мира, право на невмешательства в частную жизнь и защиту от посягательств со стороны государства; право на выбор круга общения; право контролировать информацию о себе, то есть свободно определять какую категорию информации о себе распространять в определенном круге, а какую хранить втайне1. Как верно отмечают исследователи, неприкосновенность частной жизни позволяет установить границы во взаимоотношениях людей между собой, а также в отношении общества и государства.

Право на неприкосновенность частной стало по-настоящему универсальным и встречается в различных правопорядках. Основополагающие принципы и нормы регулирования и защиты указанной сферы правоотношений закреплены международными и национальными актами2. Наиболее значимыми актами в первой категории являются Международный Пакт о гражданских и политических, Европейская Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Всеобщая декларацию прав человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также практика их правоприменения судами, в том числе Европейского Суда по правам человека, задают магистральные направления конституционного закрепления и регулирования на уровне национального законодательства права на неприкосновенность частной жизни, свободы мысли и слова3. В системе норм российского права, ключевые положения закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»4, а также Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5.

С развитием цифровых технологий и распространением сети Интернет многие стороны жизни личности перешли в цифровое пространство, например, общение, работа, развлечение. Вслед за ними произошла и трансформация сферы применения конституционных прав, свобод и гарантий. Право на неприкосновенность частной жизни, провозглашенное Конституцией России в статье 23 не стало исключением и распространяется на цифровое пространство. Следовательно вопросы его гарантий, соблюдения запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия, как незаменимые составляющие конституционно-правового статуса личности, должны быть рассмотрены и изучены конституционно правовой наукой в новом измерении.

Одним из актуальных вызовов, оказывающих наибольшее влияние на обеспечение неприкосновенности частной жизни, является ак-

1 Конституционное право российских граждан на неприкосновенность частной жизни: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Волгогр. акад. МВД России. - Волгоград, 2005. - 27 с.

2 Под принципами мы понимаем особого рода нормы права, которые имея высшую юридическую силу, универсальное содержание и императивный характер воздействия на социальные отношения позволяют выстроить стройную модель, позволяющую максимально гарантировать права человека в данной сфере. Подробнее см.: Осавелюк А.М. Принцип правового государства: понятие и содержание // Образование и право. 2022. № 2. С. 62 - 64.

3 Цадыкова, Эльвира Александровна. Конституционное право на неприкосновенность частной жизни: сравнительно-правовое исследование: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Цадыкова Эльвира Александровна; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. - Москва, 2007. - 23 с.

4 Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3451

5 Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 344

тивное развитие и внедрение технологии больших данных. Отметим, что понятие больших данных не закреплено в нормативных правовых актах, и определяется авторами различно, в зависимости от поставленных целей и задач проводимых исследований. Первоначально определение включало в себя указание на три ключевые характеристики, отличающие большие данные от иных массивов информации: объем данных; скорость сбора, использования и распространения, разнообразие сводной информации1. С развитием технологии определение постепенно дополнялось новыми характеристиками: ценность, изменчивость2, достоверность, визуализация3. Что, на наш взгляд, превратило большие данные в собирательное понятие, включающее в себя совокупность значительных объектов структурированных и неструктурированных массивов данных, инфраструктуры для проведения крупномасштабных вычислительных операций над ними, специальное программное обеспечение, средства и методы обработки данных, а также последующее извлечение ценности от использования таких массивов в сжатые сроки.

Наиболее остро вопрос защиты, рассматриваемого нами права, стоит в случаях, когда в контур обработки больших данных попадают персональные сведения. Причина тому - возможность персонифицировать конкретного человека по таким сведения, которые по смыслу Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» относятся к одному из наиболее уязвимых типов информация. Названный закон, определяет своей основной целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Большие данные являются одним из наиболее технологичных и эффективных способов автоматизированной обработки больших объемов неструктурированной информации, содержащейся в различных источниках. Еще до их появления, в конце ХХ в. необходимость защиты частной жизни лица при автоматизированной обработке информации стали частью международной повестки.

Примером могут служить положения Конвенции Советом Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных № 1084, в преамбуле которой указано, что ее подписание происходит в условиях увеличения объема и частоты случаев автоматизированной обработки персональных данных при их трансграничном обмене, а также отмечена возрастающая потребность в усилении защиты права на неприкосновенность частной жизни. Вместе с тем отметим, что из полня зрения Конвенция выпадают иные категории не персональных данных, обработка массивов которых, может привести нарушению права на неприкосновенность частной жизни.

Персональные данные с позиции как отечественного, так и зарубежного законодательства - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому физическому лицу. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза от 27 апреля 2016 г. № 2016/679 «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных и об отмене Директивы № 95/46/ЕС (Общие правила защиты данных)» дополнительно определяет возможные способы идентификации, а именно: посредством ссылки на идентификационный номер, данные о местоположении и иные специфичные факторы (физические, психологические, генетические, экономические и иные).

Наличие подобной детализации представляется нам важной отличительной особенностью, так как позволяет говорить о том, что определенная информация, которая прямо не относится к категории персональных данных может быть таковой. То есть речь идет о возможности идентификации лица по совокупности вторичных характеристик5 и определенных сведений, которые фиксируются в том числе в сети Интернет в результате различных действий пользователя. Персональные данные вычленяются в результате обработки такого цифрового следа с использованием технологии больших данных, состоящего из: данных, которые мы размещаем о себе самостоятельно (данные профиля, сообщения, поисковые запросы, тесты и опросы и иное), метаданные о нашем поведении в сети (местоположение, контент, время), а также из результатов интер-6

претации предыдущих двух .

Закон № 152-ФЗ, напротив, не перечисляет возможные способы определения конкретного человека по совокупности не персональных данных, а также не содержит их виды. Однако широкая формулировка понятия персональных данных могла бы позволить применять ее на практике для квалификации отношений, складывающихся в связи с обработкой неперсонифицированных массивов данных посредством применения рассматриваемой нами технологии. Однако, в целях исключения некорректного толкования норм закона и обеспечения единообразия правоприменения рекомендуются дополнить статью 6 указанного закона условием обработки не персональных данных с использованием технологии больших данных только в случае прямо выраженного согласия лица, при условии доведения до него информации о возможности их негативных последствия с точки зрения персонификации информации.

Отметим, что при таком подходе, на указанную категорию данных будут распространяться положения Закона № 152-ФЗ об обработке персональных данных только при условии наличия в надлежащей форме выраженного согласия субъекта персональных данных на их обработку с учетом следующих принципов:

- законность и справедливость обработки;

- недопустимость обработки данных без или за рамками заранее определенных целей или данных, которые не отвечают целям их обработки, в том числе по признаку объема и содержания;

1 Laney D. et al. 3D data management: Controlling data volume, velocity and variety //META group research note. - 2001. - Т. 6. - №. 70. - С. 1.

2 Радченко И. А., Николаев И. Н. Технологии и инфраструктура Big Data //СПб: Университет ИТМО. - 2018. - С. 21-23.

3 Choi W. W., Ahn J. W., Shin D. B. Study on the development of Geo-Spatial Big Data service system based on 7V in Korea //KSCE Journal of Civil Engineering. - 2019. - Т. 23. -№. 1. - С. 390.

4 Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»

5 Соколова А. Мир Big Data в 8 терминах // Rusbase. 2015. 24 авг. URL https://rb.ru/howto/big-data-in-8-terms (дата обращения: 18.12.2022).

6 Докучаев В. А., Маклачкова В. В., Статьев В. Ю. Цифровизация субъекта персональных данных //T-Comm-Телекоммуникации и Транспорт. - 2020. - Т. 14. - №. 6. - С. 28

- недопустимость объединения баз данных с различными целями обработки;

- необходимость обеспечения точности, достаточности и актуальности данных;

- ограниченность срока хранения данных для их обработки.

Вместе с тем, применимость принципов обработки персональных данных, когда речь заходит о технологии больших данных, ставится учеными юристами под сомнение, что ставит вопрос о необходимости пересмотра понятия персональных данных, определении новых границ права на неприкосновенность частной жизни и введения новых гарантий ее обеспечения1. В недалекой перспективе это может привести к необходимости выбора между двумя крайними моделями регулирования. Первая - распространяет текущие гарантия неприкосновенности персональных данных на информацию, обрабатываемую посредством больших данных, способна привести к существенному ограничению или отмене данной технологии. Вторая - исключает применение рассмотренных принципов и гарантий, создает комфортную среду для технологического развития и развития компаний, но при этом ставит под угрозу соблюдение конституционного принципа неприкосновенности частной жизни.

Ряд авторов, видит решение проблемы в развитии и применении технологии обезличивания данных, выдвигается позиция о возможности свободного использования обезличенных массивов данных по сведениям из которых невозможно определить конкретное лицо2.

Однако такой подход, не гарантирует обеспечение неприкосновенности персональных данных, так как делает нас заложниками гонки противоположных технологий по обезличиваю и деобезличиванию информации. В.Б. Наумов, отмечает риски сохранения конфиденциальности даже в условиях обезличивания информации3, а А.И. Савельев занимает более категоричную позицию о том, что обезличивание данных не может рассматриваться в качестве эффективного средства защиты конфиденциальности4.

Другие исследователи видят решение проблемы посредством внедрения в законодательство категории больших пользовательских данных (информация о лице в Интернете, собираемая различными устройствами и сервисами), и признания права на них за государством5. Были даже несостоявшиеся попытки законодателя внедрить такой подход на практике6. При обработке такой категории данных предлагается исключить принципы обработки персональных данных, что с одной стороны создает более комфортные условия для развития и использовании технологии больших данных, но с другой не предлагает взамен действенные механизмы защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Прежде всего, потому что не вполне базируется на принципах права, а признание права на них за государством не исключает их использование и возможность нарушения прав личности иными субъектами. По своей сути - это юридическая фикция, исключающая определенную информацию из категории сведений, по которым можно косвенно определить физическое лицо.

Если обратиться к практике Европейского союза, то мы увидим, что во внимание принимаются все разумно вероятные способы для косвенной идентификации физического лица, включая пользовательские данные. То есть, сведения, подвергшиеся обезличиванию, которые могут быть присвоены лицу с использованием дополнительной информации, должны рассматриваться как персональные данные7.

Кроме того, следование указанной фикции приводит нас к необходимости сформировать исчерпывающий перечень информации, которая будет относиться либо к персональным, либо к пользовательским данным. Отметим, что авторы монографии, посвященной праву цифровой среды отмечают, что не любая совокупность информации, попадающая в поле действия технологии больших данных априори становится персональной и может храниться, обрабатываться и использоваться за рамками регулирования Федерального Закона № 152-ФЗ (например, статистические данные, формируемые камерами наблюдения и иными устройствами, счетчиками сайтов в сети Интернет, генетические закономерности и т.д.)8.

Поэтому предлагается не вводить новые разновидности информации, а сконцентрироваться на необходимых гарантиях и правах. Это в первую очередь: право знакомиться с данными о себе, право на исправление, удаление и перенос данных9. Для реализации указанных прав должен активно развиваться цифровой профиль гражданина, а также инструменты интеграции различных коммерческих информационных систем.

Указанный подход частично реализуется применительно к биометрическим персональным данным. Чтобы обезопасить их Президентом России принято решение о централизации биометрических персональных данных в Единой биометрической системе (цифровая платформа, которая позволяет гражданину проходить удаленную идентификацию по биометрическим образцам для получения некоторых финансовых услуг). 14 июля 2022 г. в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесены изменения, устанавливающие обязанность организаций размещать собранные персональные данные в Единой биометрической системе.

Вместе с тем, законодателем проблематика регулирования персональных данных в условиях развития технологии больших данных воспринята не в полной мере. Прорабатываются только точечные изменения, направленные на апробацию возможных моделей правового регулирования. Отсутствует четко выраженный вектор развития и регулирования технологии больших данных, не определены права граждан и обязанности государства по управлению такими данных в рамках цифрового профиля, а также отсутствует их качественная характеристика.

1 Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. №1. С. 52 -63.

2 Сапронов Д.Ю. К вопросу о правовом режиме "больших данных" (Big Data) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 26. Государственный аудит. 2019. № 2. С. 96.

3 Наумов В.Б. Взаимодействие технологий и права в сфере идентификации // Вест. Моск. ун-та. Сер. 26. Государственный аудит. 2019. № 2. С. 106.

4 Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (BigData) // Право. Журнал ВШЭ. 2015. № 1. С. 61.

5 URL: https://tass.ru/ekonomika/3824223 (дата обращения: 18.12.2022)

6 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/571124-7 (дата обращения: 18.12.2022)

7 Regulation (EU) 2018/1725 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2018 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data by the Union institutions, bodies, offices and agencies and on the free movement of such data, and repealing Regulation (EC) No 45/2001 and Decision No 1247/2002/EC URL https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX32018R1725 (дата обращения: 18.12.2022)

8 Право цифровой среды: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, Е. В. Титовой, Е. А. Громовой. - Москва: Проспект, 2022. С. 255.

9 Вайгенд А. Big data. Вся технология в одной книге. М.: Эксмо, 2017. С. 19.

Так, Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в закон о персональных данных» введено регулирование новой категории персональных данных, а именно разрешенных субъектом для распространения.

Созданы необходимые правовые условия для апробации технологий обезличивания персональных данных и вариантов нормативного правового регулирования таких данных в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». В статью 6 Закона № 152-ФЗ включен пункт 9.1, положения которого позволяют производить обработку обезличенных персональных данных в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления в рамках закона № 258-ФЗ.

Разработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», которым предлагается закрепит возможность выражения лицом согласия на обработку персональных данных в нескольких целях. Что в свою очередь должно расширить границу принципа обработки персональных данных заранее определенными целями за счет введения возможности использования больших данных для случаев разового сбора и многоразового использования.

В связи с этим, требуется дальнейшее совершенствование механизмов нормативного правового регулирования оборота персональных данных, косвенно определяющих конкретное лицо, направленного на расширение возможностей их использования.

Нами предлагается в рамках упомянутого механизма экспериментальных правовых режимов апробировать переход к новой модели регулирования персональных данных, построенной на основе базовых принципов права на неприкосновенность частной жизни, закрепленных в главе 2 Конституции РФ. Базовыми положениями нового подхода должны стать: допустимость обработки обезличенных массивов информации посредством технологии больших данных; такая обработка осуществляется только после выраженного в надлежащей форме согласия лица на их обработку. Согласие должно запрашиваться операторами сервисов, которые обрабатывают данные; не распространение на обезличенные персональные данные ряда принципов их обработки; активная позиция гражданина по защите своих прав; допустимость обработки персональные данных компаниями в законных целях с использованием больших данных до получения прямого запрета от гражданина на такую обработку или требования по удалению собранной информации; право гражданина в любой момент времени получить выгрузку сведений об использовании его данных.

Для апробации предложенных подходов, в связи с тем, что конституционное право на неприкосновенность частной жизни является чувствительным, необходимо обеспечить принятие постановления Правительства Российской Федерации об установлении экспериментального правового режиме в сфере цифровых инноваций по применению технологии больших данных.

Указанным постановлением должно быть: введено определение больших данных, исключено применение положений пунктов 2, 3, 4 статьи 5 Закона № 152-ФЗ, определена форма и процедура выражения согласия субъекта на обработку не персональных данных; установлена обязанность оператора раскрывать по запросу сведения об обрабатываемых обезличенных персональных данных, а также проводить операции по их удалению или корректировке; закреплено полномочие Роскомнадзора по контролю за соблюдением требований использования больших данных при обработке обезличенных персональных данных.

В случае подтверждения эффективности предложенной модели нормативного правового регулирования оно должно быть имплемен-тировано в акты общего регулирования.

Библиогра фия:

1. Информационное право: учебник для вузов/ под редакцией Н.Н. Ковалевой - Москва: Издательство Юрайт, 2022. 354 с.

2. Право цифровой среды: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, Е. В. Титовой, Е. А. Громовой. - Москва: Проспект, 2022. - 896 с.

3. Вайгенд А. Big data. Вся технология в одной книге. М.: Эксмо, 2017. - 384 с.

4. Гурвиц Д., Ньюджент А., Халпер Ф. и др. Просто о больших данных. М.: Эксмо, 2015. С. 400.

5. Докучаев В. А., Маклачкова В. В., Статьев В. Ю. Цифровизация субъекта персональных данных //Т-Сотт-Телекоммуникации и Транспорт. -2020. - Т. 14. - №. 6. - С. 27-32.

6. Жарова, А. К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека / А. К. Жарова // Юрист. - 2020. - № 3. - С. 61

7. Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа цифрового профиля человека //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2022. - Т. 22. - №. 1. - С. 112.

8. Наумов В.Б. Взаимодействие технологий и права в сфере идентификации // Вест. Моск. ун-та. Сер. 26. Государственный аудит. 2019. № 2. С. 99-113.

9. Осавелюк А.М. Принцип правового государства: понятие и содержание // Образование и право. 2022. № 2. С. 62 - 64.

10. Радченко И. А., Николаев И. Н. Технологии и инфраструктура Big Data. СПб: Университет ИТМО. - 2018. - 52 с.

11. Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. №1. С. 43-66

12. Сапронов Д.Ю. К вопросу о правовом режиме "больших данных" (Big Data) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 26. Государственный аудит. 2019. № 2. С. 94-98.

13. Laney D. et al. 3D data management: Controlling data volume, velocity and variety //META group research note. - 2001. - Т. 6. - №. 70. - 4 c.

14. Choi W. W., Ahn J. W., Shin D. B. Study on the development of Geo-Spatial Big Data service system based on 7V in Korea //KSCE Journal of Civil Engi-

neering. - 2019. - T. 23. - №. 1. - C. 388-399. References:

1. Information law: textbook for universities / edited by N.N. Kovaleva - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. 354 p.

2. The law of the digital environment: monograph / edited by T. P. Podshivalova, E. V. Titova, E. A. Gromova. - Moscow: Prospekt, 2022. - 896 p

3. Weigend A. Big data. All technology in one book. Moscow: Eksmo, 2017. - 384 p.

4. Hurwitz D., Nugent A., Halper F. and others . Just about big data. Moscow: Eksmo, 2015. p. 400.

5. Dokuchaev V. A., Maklachkova V. V., Statiev V. Yu. Digitalization of the subject of personal data //T-Comm-Telecommunications and Transport. - 2020. - Vol. 14. -No. 6. - pp. 27-32.

6. Zharova, A. K. Issues of ensuring the security of the digital profile of a person / A. K. Zharova // Lawyer. - 2020. - No. 3. - p. 61

7. Minbaleev A.V. The concept and legal nature of the digital profile of a person //Bulletin of the South Ural State University. Series: Pravo. - 2022. - Vol. 22. - No. 1. - p. 112.

8. Naumov V.B. Interaction of technologies and law in the field of identification // Vest. Moscow. un-ta. Ser. 26. State audit. 2019. No. 2. pp. 99-113.

9. Osavelyuk A.M. The principle of the rule of law: concept and content // Education and law. 2022. No. 2. pp.

62-64. 10. Radchenko I. A., Nikolaev I. N. Technologies and infrastructure of Big Data. St. Petersburg: ITMO University. - 2018. - 52 p.

11. Savelyev A.I. Problems of application of legislation on personal data in the era of "Big Data" (Big Data) // Pravo. Journal of the Higher School of Economics. 2015. No. 1. pp. 43-66

12. Sapronov D.Yu. To the question of the legal regime of "big data" (Big Data) // Vest. Moscow. un-ta. Ser. 26. State audit. 2019. No. 2. pp. 94-98.

13. Laney D. et al. 3D data management: Controlling data volume, velocity and variety //META group research note. - 2001. - Vol. 6. - No. 70. - 4 p.

14. Choi W. W., Ahn J. W., Shin D. B. Study on the development of Geo-Spatial Big Data service system based on 7V in Korea //KSCE Journal of Civil Engineering. -2019. - Vol. 23. - No. 1. - pp. 388-399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.