УДК 615.917:547.412.1331.015.2:615.874.27:548.711
А. М. Веригин, Л. Н. Соловьева, Б. Л. Матяш
ВЛИЯНИЕ БИОТИЧЕСКИХ ДОЗ МАРГАНЦА НА ТЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТЫМ УГЛЕРОДОМ У БЕЛЫХ КРЫС
Калининский медицинский институт
Изучение закономерностей и механизмов воздействия благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, разработка методов повышения сопротивляемости организма их влиянию являются в настоящее время важнейшими направлениями медицинской науки. Среди природных факторов, способствующих повышению сопротивляемости организма вредным воздействиям, важную роль играют микроэлементы и их комплексы [1, 2, 4]. В литературе отсутствуют сведения о профилактическом действии такого активного в биологическом отношении микроэлемента, как марганец, при длительной хронической интоксикации, в частности, че-тыреххлористым углеродом.
Целью настоящей работы явилось изучение влияния биотических доз марганца на течение хронической экспериментальной интоксикации четыреххлористым углеродом. Эксперимент поставлен на белых крысах-самцах с начальной массой 150—160 г, содержавшихся на полноценном синтетическом рационе, рекомендованном Институтом питания АМН СССР. Минеральные соли и микроэлементы вводились в рацион по прописи М. Г. Коломийцевой и соавт. |3|, марганец — в дозе 0,12 мг на 100 г массы тела.
Под наблюдением находились 4 группы животных по 10 в каждой. Крысы 1-й и 2-й групп получали все необходимые микроэлементы; из солевой смеси, добавляемой в пищевой рацион животным 3-й группы, был исключен марганец; крысы 4-й группы находились на обычном ви-варном рационе. Животные 1-й группы служили контролем, крысам 2-й и 3-й групп ежедневно внутрижелудоч-но на протяжении 3 мес вводили раствор четыреххлори-стого углерода в растительном масле из расчета 0,1 мл на I кг массы тела. Контроль содержания микроэлементов в рационе животных проводили атомно-абсорбцнон-ным спектрофотометром ААС-1.
Состояние подопытных крыс оценивалось по их поведению, динамике массы тела, активности СДГ лимфоцитов [5J, активности АЛТ и ACT в сыворотке крови. В конце эксперимента подсчитывались коэффициенты массы внутренних органов и с помощью атомно-абсорбцион-ной спектрофотометрии исследовалось содержание в них марганца.
Как показал анализ полученных данных, наиболее значительные изменения ферментативной активности у подопытных крыс наблюдались через 2 нед от начала опыта, что свидетельствует о развитии токсического повреждения печени. В сыворотке крови животных, подвергавшихся воздействию четыреххлористым углеродом, активность АЛТ возросла на 125% но сравнению с контролем и составила 0,45±0,08 ммоль/(мл-ч). При дефиците марганца в рационе это увеличение достигало 190 % [0,58±0,09 ммоль/(л-ч)]. Резко снизилось соотношение АСТ/АЛТ (коэффициент де Рнтиса), которое составило для 2-й и 3-й групп животных соответственно 0,71 и 0,51 но сравнению с 1,5 в контроле. Указанные различия в активности ферментов и величине коэффициента де Рнтиса статистически достоверны (р<0,05) как по сравнению с контролем, так и с показателями животных, находившихся на полноценной и «безмарганцевой» диетах. Исследование активности АЛТ и ACT через 50 дней н 3 мес после начала опыта свидетельствовало о постепенном снижении этих показателей, особенно выраженном в 3-й группе животных.
При оценке активности СДГ лимфоцитов выявлены
фазовые изменения. Так, через 2 нед затравки активность СДГ возросла у животных 2-й и 3-« групп как по сравнению с фоновыми, так и с контрольными данными. Через 50 дней и 3 мес после начала опыта активность фермента у животных этих групп значительно снизилась, особенно в 3-й группе. Сравнение показателей у животных 2-й и 3-й групп показало, что в первые 2 мес затравки разница средних значений активности СДГ в этих группах носила недостоверный характер и лишь через 3 мес затравки стала существенной (р<0,05). Обычный виварный и синтетический сбалансированный пищевые рационы не вызывали изменений активности СДГ. Таким образом, у животных, подвергавшихся воздействию четыреххлористым углеродом при дефиците поступления марганца, угнетение ферментативной активности СДГ было более выражено, чем у животных, находившихся на сбалансированной по микроэлементам диете.
Заметные отклонения от контроля относительной массы внутренних органов наблюдались у животных 2-й и 3-й групп. При этом увеличение коэффициентов массы печени и почек у животных, находившихся в условиях дефицита марганца, было достоверно выше, чем при нормальном поступлении микроэлементов. Коэффициент массы надпочечников у животных, находившихся на полноценной диете, возрос в меньшей степени, чем у животных 3-й группы.
Изучение динамики массы тела, активности ферментов, морфологии внутренних органов не выявило различий у животных, находившихся на полностью сбалансированной синтетической и обычной виварной диете.
У животных 3-й группы, подвергавшихся длительному воздействию четыреххлористого углерода в условиях дефицита марганца, в печени наблюдались некробнотиче-ские и дистрофические изменения гепатоцитов. В цитоплазме клеток выявляются различной величины вакуоли, гликоген отсутствует. Отдельные почечные клетки находятся в различных фазах митоза, встречаются атипичные митозы. Почечные дольки коитурируются плохо. Разрастающаяся соединительная ткань делит паренхиму на отдельные участки. Стенки сосудов утолщены, выявляются периваскулярные инфильтраты. Синусоидные капилляры расширены, эндотелий набухший. Некробиотические и дистрофические процессы в печени у животных 2-й группы были выражены слабее, чем у крыс 3-й группы. В паренхиме выявляются мелкие очаги некроза, группы гепатоцитов содержат различной величины вакуоли. Отмечается усиление мнтотнческой активности клеток печени. Количество соединительной ткани значительно, однако прослойки ее состоят в основном из клеточных элементов. Сосуды расширены, выявляются периваскулярные инфильтраты.
Таким образом, введение марганца в синтстнческую крахмально-казеиновую диету несколько снижает интенсивность проявления некробнотических и дистрофических процессов, замедляет созревание соединительной ткани.
На основании проведенных исследований можно заключить, что четыреххлористый углерод в дозе 0,1 мл/кг вызывает типичные для этого яда функциональные и морфологические нарушения, усугубляемые дефицитом марганца в пищевом рационе подопытных животных. Биотические дозы марганца, добавляемые в рацион, снижают степень токсического повреждении печени четыреххлористым углеродом.
Литература
1. Антонова М. В. Ц Вопр. питания. — 1968.— № 3.—
С. 36.
2. Бондарчук Л. В. Общее состояние животных и активность некоторых металлопротеидов при различном содержании микроэлементов в пищевом рационе: Авто-реф. дне. ... канд. мед. наук. — Винница, 1972.
3. Коломийцева М. Г., Вознесенская Ф. М„ Исаева Е. А. // Журн. микробиол. — 1969. — № 8. — С. 99—104.
4. Коломийцева М. Г.. Вознесенская Ф. М., Исаева Е. А. // Гиг. и сан. — 1970. —№ 9.— С. 32.
5. Нарциссов Р. П. // Арх. анат. — 1969. — № 12, — С. 112.
Поступила 19.01.87
УДК 614.777:628.191:1547.495.1:547.582.»
А. С. Саратиков, Е. М. Трофимович, М. Р. Воробьева, Т. А. Зимина, А. Н. Иордан, Н. Г. Кадычагова, Т. К. Никитенко
ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ГИДРОХЛОРИДА МЕТИЛОВОГО ЭФИРА БЕНЗИМИДАЗОЛИЛ-2-КАРБАМИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Томский медицинский институт
Гидрохлорид метилового эфира бензимндазолнл-2-кар-баминовой кислоты (ГМЭБК) является промежуточным продуктом в производстве высокоэффективных фунгицидов (БМК, бенлат и др.).
Представляет собой порошкообразное кристаллическое вещество серого цвета с фиолетовым оттенком, без запаха, температура плавления 70°С (с разложением), растворимость в воде 6,5% (при рН 1,0—2,0). Со сточными нодами соединение в количестве 100 мг/л может поступать в водоемы.
При растворении ГМЭБК в воде в концентрациях, превышающих 40 мг/л. выпадает осадок. Однако с увеличением концентрации изучаемого вещества в воде одновременно с увеличением осадка возрастает концентрация ГМЭБК в растворе. Вещество придает природной воде стандартного состава стабильный неспецифический ароматический запах; пороговая концентрация при 20 °С 50 мг/л. Хлорирование и нагревание водных' растворов до 60 °С не изменяют интенсивность и характер запаха. Соединение в концентрациях до 50 мг/л не придает воде постороннего привкуса и не вызывает ценообразования.
В концентрациях до 25 мг/л ГМЭБК не влияет на процесс БПК, но увеличивает пермангаиатную окисляе-мость воды. Пороговая концентрация по влиянию на санитарный режим водных объектов составляет 0,5 мг/л (увеличение перманганатной окисляемости на 20 % по сравнению с контролем). Таким образом, ГМЭБК, не влияя на процесс самоочищения воды водных объектов от органических веществ бытового происхождения, изменяет пермангаиатную окисляемость — санитарный показатель качества воды.
В опытах на белых мышах и крысах изучена острая токсичность водной суспензии ГМЭБК. рассчитан-
ная по методу Литчфилда и Уилкоксона, составляет для белых мышей 9000 мг/кг, для белых крыс—12 500 мг/кг. Клиническая картина интоксикации характеризовалась
снижением двигательной активности и возбудимости, появлением у части животных птоза и повышенного диуреза. Гибель животных наступала в течение 10 сут.
Соединение обладает выраженными кумулятивными свойствами: коэффициенты кумуляции по Лиму для белых крыс на уровнях ЬО,6, и составляют соответственно 1,99, 1,86 и 1,37.
В хроническом 6-месячном эксперименте изучено действие ГМЭБК в дозах 0,05, 0,5 и 5 мг/кг. Состояние организма подопытных животных оценивали по следующим показателям: динамике массы тела, суммационно-порого-вому показателю (СПП), ЭКГ, морфологическому составу периферической крови, активности щелочной фосфата-зы и АЛТ в сыворотке крови, экскреции бромсульфален-на, суточному диурезу, содержанию в моче белка, сахара, креатинина. По окончании эксперимента определяли коэффициенты массы внутренних органов и проводили патологоанатомнческое исследование.
ГМЭБК в условиях длительного поступления в организм животных в дозе 5 мг/кг подавлял экскреторную функцию печени, значительно нарушал деятельность почек (появление белка в моче), повышал возбудимость ПНС (снижение СПП). Следовательно, по характеру биологического действия на организм ГМЭБК относится к веществам, оказывающим нейротоксическое действие, повреждающим почки и печень. Дозу до 5 мг/кг можно считать пороговой по токсикологическому признаку вредности. В дозах 0,05 и 0,5 мг/кг ГМЭБК не вызывал существенных изменений изученных показателей.
Комплексная оценка результатов н сравненне пороговых концентраций по всем изученным признакам вредности позволяют рекомендовать в качестве ПДК ГМЭБК 0,5 мг/л (общесанитарный признак нредности). Изученное вещество следует отнести к 4-му классу опасности (умеренно опасные вещества).
Поступила 28.01.85
УДК 615.285.7:547.2411.099:616.8-008.939.5
У. А. Кузьминская, В. Ф. Шилина, Л. В. Берсан, Л. М. Веременко
НЕЙРОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТДАЛЕННОГО НЕЙРОТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ НОВОГО ФУНГИЦИДА
АФОСА
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс Минздрава СССР, Киев
Ряд фосфорорганических соединений (ФОС) обладает ческим проявлением которого являются параличи, возни-способностью оказывать отдаленное нейротоксическое каюшие через 16—18 дней после введения препарата, действие (отдаленная нейротоксичность — ОНТ), клини- морфологическим — демиелиннзация центральной и перн-